Авторы: Иванова Ольга Николаевна, Ткачик Алевтина Александровна
Должность: воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР д/с № 19
Населённый пункт: г. Подольск м-н Климовск
Наименование материала: Детский журнал "Климовчонок"
Тема: "Финансовая грамотность дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
ДЕТСКИЙ ЖУРНАЛ
КЛИМОВЧОНОК
Детский сад №19 «Золушка»
Финансовая грамотность
Климовск
2019
год
1
Денежка
без
ног
,
а
весь
мир
обойдёт
.
Содержание
2
Интересное знакомство
История появления денег от
Буратино
Поэтическая страница
Профессии, труд и продукт труда
Деньги, цена и реклама
Семейный бюджет. Доходы и расходы.
Советы родителям
Размышления детей о финансовой
бережливости
Фото с выставки
«
Финансовая
азбука
»
Проверь себя
Задание от Буратино
Интересное
знакомство
Мальчишки
и
девчонки
,
Ответьте
на
вопрос
:
Знаком
ли
вам
вот
этот
Точеный
,
длинный
нос
?
Пришел
к
вам
Буратино
-
Добрейший
озорник
.
И
ключиком
волшебным
В
финансов
мир
проник
!
3
История появления денег от
Буратино
Дорогой читатель!
История денег начинается с древних времен, когда между людьми
возникли товарные отношения. Но со временем такой способ
ведения торговли себя изжил, вследствие чего стали использовать
различные обменные элементы – отсюда и появились первые деньги.
История возникновения денег началась 7-8 тыс. лет до н.э.
Давным-давно, миллионы лет назад, на заре
становления человеческой цивилизации,
когда мужчина ходил охотиться на мамонта,
женщина ждала его в пещере у очага, денег
не было. Но постепенно человек учился
обрабатывать землю, выращивать разные
съедобные вершки и корешки, делать посуду
и предметы домашнего обихода, шить
одежду. И у одного отлично получалось лепить глиняные горшки, но
никак не получалось поймать зайца, а у другого наоборот. И пришла
людям в голову мысль: можно меняться результатами своего труда. Я
тебе – зайца, а ты мне большой горшок для варки похлебки. В старину
товары не покупались. А обменивались (натуральный обмен).
Сначала древние племена использовали средства обмена (скот, рыбу,
украшения меняли на хлеб, мясо, ткани), причем разные народы
использовали различные средства для обмена. Например, в Мексике в
качестве «денег» использовались какао-бобы, на островах Океании —
жемчужины и ракушки, на Аляске и в Канаде — шкурки ценных зверей.
Но места все эти деньги
занимали слишком много. Нужно
идти на базар за покупками—
значит, гони целое стадо овец или
тащи мешки с зерном. Такие
деньги в карман не спрячешь. И
вот все с большой охотой
начинают принимать в обмен
металлы, которые к этому времени
люди научились добывать. Самыми
распространенными вначале были
медь и железо. Они всегда требовались в хозяйстве, из них выходили
хорошие украшения — кольца, бляхи и прочее, и потому металлы
4
выменивали с удовольствием. Впоследствии железо и медь заменяются
золотом и серебром. Почему так? Ведь золото и серебро почти
бесполезны в хозяйстве! Золотой топор никуда не годится против
железного, оружие из меди прочнее золотого или серебряного, так как и
золото и серебро гораздо мягче железа и меди. Это произошло потому,
что наши предки очень любили украшать себя. А украшений лучше, чем
из золота и серебра, и не придумаешь. Эти металлы легко плавятся,
хорошо куются, из них легко можно сделать затейливые штучки, и,
кроме того, золото и серебро не ржавеют.
ПЕРВЫЕ МОНЕТЫ НА РУСИ
В России чеканить деньги начали при великом князе Владимире Святом,
в конце Х века. В течение нескольких веков единственными деньгами
были серебряные рубли и «гривны» (мелкая монета).
Рублевую гривенку вытягивали в проволоку и рубили
на мелкие кусочки. Затем каждый кусочек
расплющивали и чеканили монету. На некоторых
монетах изображался всадник с копьем в руках. Такие
монеты назвали копейными. Это были наши первые
русские копейки.
БУМАЖНЫЕ ДЕНЬГИ
Тому, кто клал деньги на
хранение, казначейство для
порядка выдавало особые
удостоверения, бумажные
квитанции, на которых было
написано, сколько принято денег.
По этой квитанции всегда можно
было получить деньги обратно. А
обращаться с бумажкой удобнее,
чем с металлическими деньгами.
И стали расходиться такие бумажки все больше и больше и ходить
вместо денег. Вот так произошли бумажные деньги. Печатают их теперь
на особой бумаге с водяными знаками. Если на такую бумагу посмотреть
на свет, увидишь на ней узоры или цифры, или даже лицо человека. Вот
это и есть водяные знаки. Такая бумага делается государством, чтобы
кто-нибудь другой не напечатал фальшивых денег.
5
Поэтическая страница
6
Бывают деньги разные-
монетами, бумажные
Хранятся в кошельках!
И карточки из пластика-
красивые и яркие-
Удобны в платежах!
Деньги были не всегда.
Люди многие года
Покупали, торговали
И при этом всё меняли
Соль- на шкуры, на зерно
Мех- на злато, серебро!
Люди торговать учились
Деньги позже появились.
У взрослых людей есть такая забота
Ходить каждый год, каждый день на работу.
За эту работу им платят зарплату,
А эту зарплату рассчитывать надо!
И вот собирают семейный СОВЕТ
Где создаётся семейный БЮДЖЕТ!
7
С деньгами спокойно и радостно жить
Но где-то ведь надо те деньги хранить…
Для этого созданы банки
(Конечно, те банки не склянки)
Меняться всему наше время велит
И, денег, конечно, меняется вид!
От круглых монеток, от мятых рублей
Избавиться люди мечтают скорей!
На смену из пластика карты приходят
Уже с телефона расчёт производят!
А что будет дальше?
От рекламы до рекламы,
Я от радости дрожу.
В перерывах между нею
Маме с папой расскажу!
Как жили раньше без нее?
Реклама двигатель продажи,
Она везде тебя найдет,
Расскажет все и все покажет!
Профессии, труд и
продукт труда.
«Без труда не выловишь и рыбку из
пруда.»
Корреспондент Шумаева Ярослава
«Каждый человек имеет свою профессию.
Это – врач, строитель, воспитатель,
дворник, банкир. Нужно уважать людей самых разных профессий,
умеющих хорошо и честно зарабатывать деньги. И нужно уважать труд
вообще. Если работа хорошая, интересная – то ею нужно дорожить. А
вот лениться и бездельничать очень плохо».
«Какие труды, такие и плоды»
Корреспондент Кучибоева Мехрона
«Строитель строит дом, повар готовит обед,
парикмахер стрижёт людей, художник пишет
картины. Это продукт труда –то что нас
окружает. Вещи могут жить много лет, если их
беречь. Продукты труда можно купить в
магазине за деньги. Или посмотреть на
выставках».
«Терпение и труд всё перетрут»
Корреспондент Сухомлинова Таисия
«Что бы иметь хорошую профессию
нужно долго и хорошо трудиться. Мы
ещё дошкольники, но уже знаем: чтоб
рисунок получился красивым, нужно
постараться. И что бы хорошо рассказать
стихотворение на празднике, нужно
много раз его повторить»
И.
Крылов «Стрекоза и муравей»; Ш. Перро «Золушка»; р.н.с. «По щучьему велению»,
«Репка», «Морозко»; К. Чуковский «Федорино горе».
8
Деньги, цена и реклама
«Кто не бережёт копейки, сам
рубля не стоит»
Корреспондент Цуканова Елизавета
«Деньги бывают двух видов – монеты и
бумажные купюры. В каждой стране
свои деньги. В нашей стране деньги
называются «копейка» и «рубль».
Иностранные деньги называются по-
разному: доллар, евро, юань, фунт
стерлингов, франк и др.
Каждый ребенок и взрослый знает, что деньги изготавливают из
специальной бумаги, поэтому подделать их очень сложно. Чтобы деньги
приобрели степень защиты, нужно немало сил и знаний. Одной из
главной степенью защиты является водяные знаки, которые
одновременно и украшают банкноту».
Корреспондент Цуканов Глеб
«А откуда берутся деньги? Деньги
зарабатывают. Деньги нельзя красть,
выпрашивать. Тем, кто ещё или уже
не способен трудится, то им помогают
родители или дети, которые уже
выросли. И государство.»
К. Чуковский «Муха-цокотуха»; А. Толстой «Золотой ключик»;
Э. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот»; Г-Х. Андерсон «Дюймовочка».
9
«Семь раз отмерь – один отрежь»
Корреспондент
Голованова Елизавета
«Любой товар имеет свою цену.
Одни товары дорогие, а другие
дешевле. Если хочешь что-то купить,
то нужно подумать, хватит ли денег
на покупку. А ещё взрослые, на
дорогие вещи, которые очень нужны
семье (машина, квартира, отдых,
мебель) копят. А когда накопят, то
покупают.
Корреспондент Гвоздев Лев
Маму в магазин провожает сын,
Три копейки он ей даёт:
«Вот! Купи мне самолет.
А еще ружьё, лопатку,
Танк, лошадку, шоколадку,
Самосвал, тетради, краски,
Маски, сказки и салазки!
Постарайся не забыть.
И на сдачу, можешь даже,
И свистульку мне купить…»
«Как вы думаете, можно ли на такую сумму купить такое большое
количество товара? Что не учёл мальчик, когда просил маму о покупке?
10
У мамы нет таких денег, чтобы купить такое большое количество
игрушек, сладостей. Ведь цена игрушек больше, чем три копейки»
Корреспондент Воробьёва
Василиса
«Реклама бывает разной. Это
картинки, видеоролик, звуковая
реклама, текст. И размещается
она на телевидении, в газетах и
журналах, на радио, на досках
объявлений, в Интернете и даже
на асфальте». Но реклама не
всегда бывает правдивой.
Большинство детей реклама
заставляет хотеть ту или иную
вещь. Ведь там используют
красивые картинки, образы. И дети начинают выпрашивать у родителей
покупки. А ведь нужно подумать, хватит ли денег на всё, что хочется?
Корреспондент Исламгулова Арина
«Дети сами должны
видеть несоответствия между
рекламой и продуктом. Ведь
производителю важно
продать свой товар, он даже
приукрашивает его свойства.
Очень часто реклама
показывает примеры того, как
не надо себя вести. Ведь
лучше учиться на чужих
ошибках, чем на своих. Но
реклама помогает быть
«модным, современным».
Ведь если ребёнок не будет знать о новинках, о которых показывают на
телевидении, то не сможет участвовать во многих детских разговорах и
играх.»
11
Ш. Перро «Кот в сапогах»; С. Михалков «Как старик корову
продавал»; Г-Х. Андерсон «Новое платье короля»
Семейный
бюджет.
Доход и
расход.
Корреспондент Харьковский
Матвей
У
каждого из нас есть семья. Что
делает мама? Работает, стирает, убирает, готовит обед. Все заняты
полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда
приятно находиться в таком доме, и гостей можно пригласить. Но,
согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить…
продукты.
Но как в семье появляются деньги? Папа и мама работают, им платят
зарплату. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам
пенсию. А если у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они
учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то
им тоже выплачивают каждый месяц деньги - стипендию.
Если сложить все вместе — зарплату папы, зарплату мамы, пенсию
бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход,
составляющий семейный бюджет.»
Корреспондент Щептева Анна
12
«Что же такое расходы? Любая семья
каждый месяц тратит часть доходов.
Нельзя купить сразу всё, что хочется.
Это и есть расходы. Есть расходы
первостепенные: оплата жилья,
покупка еды, одежды, оплата детского
садика, кружков и конечно
транспорта. Оставшиеся деньги
считают свободными. Можно в кино
сходить и игрушку купить». Но нельзя
забывать про «копилку» - расходы на
крупные покупки.
Рассказ о Гноме – экономе.
Корреспондент Болясов Матвей
Жил-был в лесу Гном по прозвищу
Эконом. Его так прозвали, потому что
он, очень много работал, копил,
экономил лесные денежки. По
соседству с ним жил Лесовичок -
Боровичок, у которого всегда
был беспорядок: разбросанные,
поломанные игрушки, не мытая
посуда, грязные окна и пол. Каждую неделю Лесовичок - Боровичок
разрывал свои туфли, и поэтому ему приходилось постоянно покупать
новые.
И вот когда денег почти не осталось, Лесовичок - Боровичок сел и горько
заплакал.
В это время проходил мимо Гном – эконом, жалко стало ему Лесовичка -
Боровичка. Подошёл Гном – эконом к Лесовичку - Боровичку и говорит:
– Не плачь. Я знаю, как тебе помочь!
Лесовичок - Боровичок удивился и спросил:
– Как ты можешь мне помочь?
13
– Я помогу тебе правильно вести хозяйство, чтобы у тебя в доме всегда
был достаток и порядок. Но для этого ты должен изучить науку, которая
называется Экономика.
– Конечно же, я согласен! – закричал Лесовичок - Боровичок, – давай с
тобой дружить!
И с тех пор Гном - эконом помогает Лесовичку - Боровичку вести
хозяйство с помощью науки экономики.
Советы родителям
14
1.
Ежедневно контролируйте
доходы и расходы.
2.
Сразу откладывайте деньги
на обязательные платежи
3.
Перед тем как пойти в
магазин, нужно составить
список и придерживаться его.
4.
Чаще обращайте внимание
на товары по акции.
5.Не покупайте вещь, если она вам
не нужна, и вы легко можете без неё
обойтись.
6. Бережно относитесь к вещам,
что бы они дольше служили вам.
15
7.
Экономьте воду,
электроэнергию, газ – не
оставляйте их включёнными
без надобности.
8. Старайтесь откладывать
немного каждый месяц на
непредвиденные расходы и для
накопления на отдых или
покупку крупной вещи.
9. Утеплите окна, балкон,
двери, что бы было тепло и не
было лишних трат на лечение.
Размышления
детей о финансовой
бережливости.
Бережно обращаться со своими вещами и вещами,
принадлежащими другим – взрослым и друзьям.
Разумно использовать
материалы для игр и занятий. Это - бумага, краски,
карандаши, пластилин, настольные игры и игрушки.
Нужно экономить воду и свет. Выключать, если ими в
данный момент никто не пользуется.
Нужно следить за порядком. Собирать и раскладывать
вещи и игрушки.
16
10. Закаливайте организм,
занимайтесь спортом, откажитесь
от покупки ненужных лекарств.
Если экономить и беречь – хорошо, то почему жадничать
– плохо?
Выставка
«Финансовая азбука»
Цуканова Елизавета Исламгулова Арина
Голованова Елизавета Преснякова Эвелина
17
Кирсанова Нелли Кашин Ваня
Заводина Анастасия Жигалин Сергей
18
Калинина Галина Воробьёва Василиса
Спиридонова Мария Шумаева Ярослава
Проверь себя
Вопросы:
1. Из какого металла раньше изготавливали монеты? (золота)
2. Почему копейка так называются? (копейка – от изображённого на ней
всадника с копьём).
3. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле
Чудес в Стране дураков? (соль и заклинание «Крекс – фекс – пекс»)
4. Как говорят о деньгах, если они пропали в пустую? (Плакали
денежки)
5. В какой сказке сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца?
(Курочка Ряба)
6. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей) 7.
В какой сказке главная героиня приехала домой с сундуками золота, а её
сестра на свиньях? (Морозко).
8. Что делает с рублём копейка? (бережёт)
9. В какой сказке из-за своей жадности старуха осталась у разбитого
корыта? (Сказка о рыбаке и рыбке)
19
10. Какое животное всегда с пятаком? (поросёнок)
11. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные)
12. Героиня, какой сказки нашла денежную единицу и сделала выгодную
покупку к своим именинам? (Муха-Цокотуха)
Игра: «Семейный бюджет»
1. Уходя из дома, не забывайте выключать свет? Почему?
2. Чаще обедайте в ресторанах и кафе? Почему?
3. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете? Почему?
4. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику? Почему?
5. Сходил в магазин, оставь себе сдачу? Почему?
6. Бережно относись к своим вещам? Почему?
7. Чаще пользуйтесь услугами такси? Почему?
8. Старайся больше ходить пешком? Почему?
9. Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями? Почему?
Задание от Буратино
6
7
8
20
3
4
5
2
1
9
По горизонтали:
1. Наука о том, как вести хозяйство.
5. Продукт труда для обмена или продажи.
8.
Это деньги и материальные ценности, полученные членами семьи.
9. Это доходы и расходы денежных средств семьи за определенное время.
По вертикали:
2. Это деньги, получаемые за работу. Оплата труда за месяц, за неделю или день.
3. Это информация для покупателей о товарах и услугах.
4. Количество денег, которые надо заплатить за товар или услугу.
6. Это деньги, затраченные на удовлетворение потребностей членов семьи: на оплату услуг и
на покупку товаров.
7. Особый универсальный товар, который измеряет стоимость других товаров или услуг.
Корреспонденты группы №10
Ашуров Фирдавс
Болясов Матвей
Воробьёва Василиса
Гвоздев Лев
Головагова Елизавета
Гусейнова Милана
Жигалин Сергей
Заводина Анастасия
Исламгулова Арина
Калинина Галина
Кашин Иван
Кирсанова Нелли
Кучибоева Мехрона
Левшин Илья
Преснякова Эвелина
Рябчикова Алисия
21
Спиридонова Мария
Сухомлинова Таисия
Харьковский Матвей
Цуканов Глеб
Цуканова Елизавета
Шумаева Ярослава
Щептева Анна
Главные редакторы журнала
Ткачик Алевтина Александровна
Иванова Ольга Николаевна
Независимые эксперты
Родители группы №10
Выпуск
9
Ответы к кроссворду:
По горизонтали:
1.Экономика 5.Товар 8.Доход 9.Бюджет
По вертикали:
2.Зарплата 3.Реклама 4.Цена 6. Расход. 7.Деньги.
Продолжение следует……
В следующем выпуске Вас
ждет много интересного.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей!