Логопедическая школа для родителей первоклассников "Опасные слова "дислексия" и "дисграфия""
Автор: Аронова Наталья Михайловна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №67" Населённый пункт: г.Березники Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Логопедическая школа для родителей первоклассников "Опасные слова "дислексия" и "дисграфия"" Раздел: среднее профессиональное
Логопедическая школа для родителей первоклассников
«Опасные слова «дислексия» и «дисграфия»»
Подготовила учитель-логопед
Аронова Наталья Михайловна.
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад №67»
г.Березники пермский край
Многие родители сталкиваются с тем, что их любознательные и вполне
смышлёные дети испытывают серьёзные трудности при овладении чтением и
письмом. Решить проблему не помогают ни многочисленные выполнения
домашних заданий, ни повторения и объяснения, ни поощрения и наказания.
Не торопитесь ругать своих детей, обвиняя их в лени, невнимательности и
неусидчивости.
Не
стоит
та
же
подозревать
учителей
в
недостаточном
внимании к вашему ребёнку. Проблема заключается в том, что некоторые
дети страдают специфическими нарушениями чтения и письма дислексией и
дисграфией, и им срочно нужна помощь специалиста.
Дислексией
и
дисграфией
страдают
люди
во
всех
странах
мира
довольно часто. По статистике дислексией и дисграфией страдают почти 12%
населения Земли. Согласно данным, опубликованным в 2008 г. в докладе
экспертов Европейской
рабочей
программы
образования
и
развития,
каждый
4
15-летний
школьник
в
странах
Евросоюза
сталкивается
с
проблемами при чтении и понимании даже простых текстов. По данным
Международной ассоциации дислексии, каждый 10 британец в той или иной
степени страдает дислесией. В США каждый 5 выпускник школы не может
прочесть даже свой аттестат.
В
нашей
стране
количество
детей,
страдающих
дислексией
и
дисграфией, в последнее время тоже значительно увеличилось. Результаты
исследований свидетельствуют о том, что в общеобразовательных школах
число детей с дислексией и дисграфией составляет более 30%, в гимназиях –
20%,
тогда
как
в
середине
70-х
годов
прошлого
века
детей
с
такими
нарушениями было только 11%. Если лет 15 назад в средних и старших
классах
ученики
с
такими
проблемами
были
редкостью,
то
сейчас
дисграфиков можно встретить
в 6, 7 и даже 10 классе. Такое явление
обусловлено многими причинами, в том числе и высоким темпом обучения и
сложными учебными программами.
Что такое дислексия и дисграфия.
Дислексия (от греческого «дис» - затруднение, нарушение, «лексис» - слово,
речь)
–
нарушение
процесса
чтения,
которое
возникает
в
результате
недоразвития
или
нарушения
функций
определённых
зон
КГМ,
ответственных за перевод звуков в буквы и букв в звуки. Практически всегда
одним из последствий дислексии является дисграфия.
Дисграфия (от
греческого
«графио»
-
писать,
изображать)
–
стойкое
нарушение
письма,
не
связанное
с
незнанием
грамматических
правил,
а
обусловленное
недоразвитием
или
частичным
поражением
тех
мозговых
механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Дислексия
и
дисграфия
могут
возникать
у
детей
с
нормальным
интеллектуальным
развитием,
сохранной
устной
речью,
полноценным
зрением и слухом. Недостаточная сформированность некоторых психических
функций почти ничем себя не проявляет в повседневной жизни, но создаёт
серьёзные препятствия при овладением чтением и письмом.
Формируются эти функции в разные периоды дошкольного детства. Их
структуры сложно переплетены между собой. Сбой в формировании одной
функции может стать причиной задержки формирования другой.
Если
уже
в
дошкольном
возрасте
формирование
какой-то
функции
запаздывало, то в школе это проявится при чтении или на письме в виде
специфических
ошибок.
Для
овладения
письмом
не
достаточно
просто
видеть окружающий мир (деревья, людей, предметы), необходимо обладать
зрением на буквы, позволяющим запоминать и воспроизводить их очертания.
-
И
если
у
ребёнка
к
моменту
поступления
в
школу
недостаточно
сформировались зрительно-пространственные представления и зрительный
анализ и синтез, то он не сможет качественно усвоить написание букв и будет
путать их на письме.
- И если у ребёнка недостаточно развит фонематический слух, позволяющий
понимать
речь,
улавливать
оттенки
сказанного,
различать
один
звук
от
другого,
он
не
в
состоянии
различать
схожие
звучания,
в
результате
он
неизбежно будет допускать на письме замены букв. Услышав звук, он не в
состоянии быстро представить его в виде буквы. Именно поэтому овладение
грамотой таким детям даётся с большим трудом.
У
детей,
страдающих
дислесией
и
дисграфией,
часто
возникают
проблемы
с
ориентацией
в
пространстве.
Им
свойственные
пониженная
работоспособность, повышенная утомляемость, нарушение памяти (особенно
слуховой), трудности в поведении и общении. Практически у всех таких
детей есть проблемы с кровообращением сосудов ГМ.
Ребёнок, страдающий дислексией и дисграфией, осознаёт, что не может
справиться
с
тем,
что
одноклассникам
даётся
легко.
Неуспехи
в
школе,
непонимание со стороны родителей и учителей могут привести к серьёзным
изменениям в его психике. С каждой неудачей он всё меньше верит в себя,
постепенно становится молчаливым, застенчивым, необщительным. Боясь
насмешек, ребёнок под разными предлогами старается избежать посещения
школы.
Другая
крайность
–
обида
на
всех
и
вся,
раздражительность,
несдержанность, вспышки гнева, немотивированная агрессия, конфликты с
учителями.
Причины возникновения дислексии и дисграфии.
-
Незрелость
определённых
психических
функций,
нарушение
межполушарного
взаимодействия,
которое
является
следствием
многих
причин (неблагоприятные факторы во время беременности, травмы, стрессы,
затяжные или стремительные роды, оперативное родоразрешение, родовые
травмы).
- Влияют так же заболевания матери во время беременности (токсикозы,
сердечно-сосудистые
патологии,
почечная
недостаточность,
резус-
конфликтная ситуация).
-
Ещё
одной
причиной
дислексии
считается
гипоксия
плода,
недостаток
кислорода в период внутриутробного развития.
- А так же различные заболевания и травмы ЦНС ребёнка в раннем детстве.
- Ряд учёных считает, что определённую роль в возникновении дислексии и
дисграфии
имеет
наследственный
фактор,
когда
ребёнку
от
ближайших
родственников
передаётся
несформированность
определённых
мозговых
структур. В семьях, в которых родители или близкие родственники страдали
дислексией, вероятность дислексии у детей выше на 30%.
Группы риска.
Вероятность возникновения дислексии и дисграфии выше у
- левшей и правшей, переученных из левшей,
- детей с ОНР, которые не посещали логопедические группы,
- детей, в семьях которых говорят на двух и более языках,
- детей с вялой артикуляцией, нечётко произносящих звуки,
- детей, родители которых стремятся как можно раньше научить ребёнка
читать,
- детей, которые слишком рано пошли в школу и начали изучать иностранный
язык,
-
детей,
которым
невропатолог
поставил
диагноз
ММД
(минимальная
мозговая
дисфункция),
СДВГ
(синдром
дефицита
внимания
и
гиперактивности) или ЗПР.
Логопеды и специалисты рекомендуют родителям насторожиться, если
дошкольник плохо различает и говорит звуки, с трудом учит стихи и никак не
может научиться завязывать шнурки и застёгивать пуговицы.
Как распознать дислексию и дисграфию?
Все ошибки чтения и письма специфичны, типичны и носят стойкий
характер. Если у ребёнка при чтении и письме встречаются ошибки, которое,
как
вам
кажется,
похожи
на
специфичные,
но
они
редки
или
вообще
единичны, то это, скорее всего, «физиологические» ошибки, закономерно
встречающиеся у детей при овладении чтением и письмом, или результат
переутомления, невнимательности.
У ребёнка есть дислексия если он
-
с
трудом
запоминает
и
путает
буквы
при
чтении,
постоянно
заменяет
близкие по звучанию звуки (С-З, Ш-Ж, Ш-С, Т-Д) или похожие по написанию
буквы (П-Т, Б-В, Х-Ж),
- читает очень медленно, напряжённо, по слогам, часто монотонно, допускает
множество ошибок,
- пропускает буквы (марка –мара, куртка - курка), слоги (молоко–мокко,
дорожка-дожка), предлоги,
- заменяет слова другими, близкими по буквенному составу, но разными по
смыслу (богатыри – богатые, поэтому - потом),
- заменяет или переставляет буквы и слоги (утка – тука, канава - кавана),
- не дочитывает правильные окончания слов или искажает его (говорится -
говорил),
- изменяет падежные окончания существительных (открыл форточка, из-под
листьях),
-
неправильно
согласует
в
роде
существительные
и
прилагательные
или
местоимение (весёлый девочка, моя платье),
- пытается угадать слово по нескольким первым буквам,
- плохо понимает смысл прочитанного, не может рассказать, о чём он только
что прочитал.
Чтение для дислексика – тяжёлый труд, он физически устаёт от этого
процесса, не понимая содержания. Зато на слух ту же информацию понимает
и запоминает намного легче.
Теперь заглянем школьнику в тетрадь. О наличии дисграфии говорят
такие ошибки:
-
пропуск
букв
и
слогов
(упала-упла,
бабочка-бачка,
огромный
город
–
огромный горд),
- искажение слов (лошадь – ложит, коньки – куни, на охоте – на отух),
- не дописывание слов и букв (растёт – растё, мышка - мышк),
- перестановка букв и слогов (яблоко - ябколо, фрукты - фрутки),
- добавление лишних букв (лужа – лулжа, дружно - дуружно),
- замена согласных (картофель – картовель, дупло – тубло, сушки - шуски),
-
слитное
написание
предлогов,
раздельное
приставок,
когда
приставка
напоминает предлог, союз или местоимение (вогороде, по дкроватью, я сный)
- разделение одного слова на два (ведёрко – ведёр ко, игра – и гра),
- неумение обозначать на письме мягкость согласных (мяч – мач, коньки -
конки),
- смешение букв, схожих по напсианию Т – П, Б – Д, И – У (потянул –
попинул, рябит – рядип, муха - миха).
- переворачивание букв в другую сторону («зеркальное» письмо) Б, В, Э, З…,
- пропуск редко встречающихся букв: Ъ, Э.
Ребёнок,
страдающий
дисграфией,
не
замечает
поля
и
продолжает
писать до самого края листа, к концу предложения «съезжает» со строчек,
переносит
слова
как
попало,
часто
не
делает
пробелов
между
словами,
соединяя
два
слова
в
одно,
не
ставит
точку
в
конце
предложения
и
продолжает писать следующее с маленькой буквы. У дисграфиков очень
плохой почерк, слова у них словно наползают друг на друга.
Дети с дисграфией и дислексией неохотно выполняют задания по русскому
языку. Им тяжело даётся чтение, пересказ, изложения и особенно диктанты.
Кто поможет ребёнку?
Дислексия и дисграфия поддаются коррекции, но её эффективность
зависит от степени нарушения, от своевременности обращения родителей к
специалистам.
Статистика показывает, что чем раньше будет выявлена проблема и оказана
помощь,
тем
быстрее
и
эффективнее
она
будет
решена.
Дислексик,
выявленный ещё в дошкольном возрасте, при правильном обучении в 85%
случаев выходит на уровень нормы. Если диагноз поставлен в 1-2 классе –
этот
процент
снижается
до
70%,
а
в
3
классе
–
до
60%,
по
окончаню
начальной школы – уже только 30 – 35%.
В настоящее время во многих детских садах работают логопеды. Они
проводят скрининг-тесты, позволяющие определить, у кого из детей высок
риск
нарушений.
Если
вашему
ребёнку
было
предложено
посещение
логопедической группы, а вы по той или иной причине отказались, знайте –
проблем в школе не избежать!
Когда
ребёнок
учится
читать
и
писать,
опытный
учитель
быстро
замечает у ребёнка первые признаки дислексии и дисграфии и порекомендует
родителям пройти обследование у специалистов – логопеда или дефектолога.
Рекомендуется
так
же
консультация
психолога.
В
ходе
обследования
определяются недостатки общего, речевого и психического развития ребёнка.
Затем организуется работа по их исправлению, выбираются формы и методы
коррекционного воздействия, даются рекомендации родителям относительно
занятий с ребёнком дома.
Советы родителям
Где найти логопеда? Квалифицированного логопеда можно найти в детской
поликлинике, различных центрах дошкольного развития, в неоторых школах.
Если возможности позволяют, следует брать частные уроки. Но лучше искать
логопеда на по объявлениям, а через тех родителей, дети которых у него
занимались.
Что делать, если логопеда нет? Если вы не нашли логопеда или по каким-
либо причинам ребёнок не может посещать специальные занятия, родителям
нужно
самостоятельно
изучить
спец.
программы,
корректирующие
упражнения для решения проблем ребёнка. Главное, чтобы было желание
потратить
1
час
в
день
на
занятия
с
ребёнком.
Сейчас
издаётся
много
литературы
по
коррекции
дислексии
и
дисграфии.
Благодаря
Интернету
можно получить консультацию опытных логопедов, а на большом количестве
сообществ
и
форумов
пообщаться
с
обеспокоенными
родителями
детей,
имеющих схожие проблемы.
Что нужно делать родителям? Главное – запаситесь терпением и помните,
что эти нарушения не являются признаком неполноценности ребёнка. он пока
не может читать и писать лучше. Ему нужна помощь, и если он под Вашим
руководством
будет
настойчиво
заниматься,
то
вполне
сможет
овладеть
чтением и письмом.
Памятка для родителей
Что нужно делать:
-
помогите
ребёнку
разбить
большое
домашнее
задание
на
несколько
маленьких, чтобы он выполнял его не в один приём, а с перерывом для
отдыха,
- поскольку дислексики и дисграфики, как правило, хорошо воспринимают
устную
речь,
то
существенную
помощь
в
усвоении
ребёнком
нового
материала
по
другим
предметам
могут
оказать
взрослые
члены
семьи,
прочитывая ему заданный материал вслух,
- никогда не сравнивайте ребёнка с другими детьми, сравнивайте его сним
самим на предыдущем этапе,
-
вашему
ребёнку
полезны
занятия,
развивающие
мелкую
моторику
и
активизирующие работу разных участков мозга: рисование, вырезание из
бумаги, создание аппликаций из круп (фасоль, горох, скорлупки орехов),
выкладывание узоров из мозаики, спичек, лепка,
- лучше слышать отдельные звуки вашему ребёнку помогут языковые игры
(придумывание
слов
на
одну
букву,
подбирание
рифм
к
словам,
чтение
шёпотом и медленно чистоговорок, скороговорок, пословиц, поговорок),
- попросите ребёнка угадывать буквы, которые вы пишите у него на спине
или ладони, или когда он ощупывает пластмассовые буквы или вылепленные
из пластилина, вырезанные из наждачной бумаги,
-
научите
ребёнка
печатать
на
компьютере,
это
поможет
ему
развить
моторную память, а благодаря текстовой программе Word, он будет видеть,
какое слово напечатал с ошибкой,
- следите за тем, чтобы ребёнок соблюдал режим дня, особенно важно, чтобы
он в одно и то же время ложился спать и просыпался. Приучите его утром и
вечером массировать шейную и затылочную зоны жёстким полотенцем, это
активизирует мозговую деятельность,
-
старайтесь,
чтобы
интеллектуальные
и
речевые
нагрузки
у
ребёнка
чередовались
с
физическими
и
подвижными
играми.
Почаще
гуляйте
с
ребёнком,
в
это
время
мозг
насыщается
кислородом,
улучшается
его
работоспособность.
Чего делать нельзя:
- Если ребёнок плохо читает, не наказывайте его чтением. Читайте вместе с
ним. Можно по очереди, хором, по 1 предложению. Для совместного чтения
подберите книги с небольшими рассказами с крупным шрифтом, в которых
много картинок.
-
Не
мучайте
ребёнка
бесконечным
писанием
диктантов
и
безумным
списыванием тестов, даже если вам это советует специалист. Механическое
выполнение упражнений не даёт положительного результата.
- Не пытайтесь устранить все ошибки одновременно. Если поставлена цель
научить ребёнка писать без ошибок, то пока не обращаёте внимание на
некрасивый почерк.
- Не стремитесь наращивать скорость чтения.
- Не раздражайтесь, не ругайте и тем более, не наказывайте ребёнка, если он
ошибается. Исправлению дислексии и дисграфии это не поможет, а желание
учиться отобьёт окончательно. Но и хвалить без причины тоже не стоит.
Между делом
Многие родители жалуются на отсутствие свободного времени. Но ведь
очень многие качества и способности ребёнка можно развивать между делом.
И развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного анализа, памяти,
внимания, мышления – всё это можно делать в любой обстановке, стоит
только проявить фантазию.
-
Очень
удобно
между
делом
заниматься
развитием
речи.
Когда
вы
с
ребёнком
(идёте
из
школы,
магазина,
поликлиники),
читайте
стихи,
называйте
предметы
и
обобщайте
их
по
группам,
развивая
слуховое
внимание. Попросите ребёнка 1 минуту помолчать, не объясняя причину, а
затем спросите, что он услышал в это время, какие звуки, голоса.
- Полезно придумывание слов, которые начинаются на определённый звук.
Звук
можно
выбирать
в
середине
или
конце
слова.
Поиграйте
в
игру
«Наоборот» (подбор антонимов).
-
Во
время
прогулок
или
других
домашних
дел
играйте
в
«Цепочку»
-
придумывание слов на последний звук предыдущего слова. Слова можно
подбирать на определённую тему.
- Во время поездки на автомобиле предложите ребёнку назвать всё, что он
видит
за
окном.
Это
развивает
словарь
ребёнка
и
улучшает
звукопроизношение.
- Когда вы собираетесь печь пироги или печенье, дайте ребёнку кусочек
теста, чтобы он вылепил из него буквы. Попросите найти на полке предметы
с заданным звуком.
- Вы делаете уборку, ребёнок вертится рядом. Предложите ему назвать не
меньше 10 предметов с определённым звуком.
-Занимаясь домашними делами, прослушивайте вместе с ребёнком записи
сказок, стихов в исполнении актёров и чтецов, дикция которых безупречна.
Постарайтесь сделать всё, чтобы облегчить жизнь своему ребёнку,
чтобы
его
глаза
засветились
от
достигнутых
успехов,
чтобы
улыбка
почаще появлялась на его лице. Это ваш ребёнок, и только вы лучше