Автор: Карташова Наталья Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ДЮЦТТ
Населённый пункт: г. Дудинка Красноярский край
Наименование материала: Теоретический материал для аттестации творческих групп
Тема: "Джаз-модерн танец"
Раздел: дополнительное образование
Таймырское муниципальное казённое образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детско-юношеский центр туризма и творчества "Юниор».
Теоретический материал по теме:
"Модерн-джаз танец"
(для занятий творческих групп).
Автор составитель:
Карташова Наталья Викторовна
педагог дополнительного
образования
ДЮЦТТ "Юниор".
г. Дудинка 2018 г.
История танца модерн.
Танец модерн- направление танцевального искусства, возникшее
в XX веке. Это направление включает в себя различные танцевальные
школы и представлено исполнителями, педагогами и балетмейстерами
многих стран. Их объединяет общее стремление создать новый танец,
который смог бы выразить настроения человека XX века (отсюда и
термин "модерн" - современный).
В своих истоках танец модерн связан с учением Ф. Дельсарта о
естественной
пластике
человека
и
с
системой
ритмического
воспитания Э. Жака - Далькроза. Непосредственно в танцевальном
искусстве
предшественником
танца
модерн
было
исполнительское
творчество Айседоры Дункан.
Дункан действовала в пору всеобщего, за исключением России,
упадка балетного танца, она призывала заменить его "свободным"
танцем.
Протестуя
против
штампов
европейского
классического
балета,
она
ратовала
за
"раскрепощение"
тела.
Средствами
свободных,
не
подчинённых
правилам
движений
танцовщица
стремилась
выразить
на
сцене
свои
настроения
и
чувства,
подсказанные
музыкой
композиторов
-
классиков.
Образцом
для
Дункан
служило
изобразительное
искусство
и
пляски
античности.
Вслед за Дункан появились другие поборники "свободного" танца. Это
были
в
одних
случаях
её
последователи,
а
в
других
-
артисты,
отталкивающиеся от тех же изначальных предпосылок, но шедшие
своим
путём:
Мод
Аллан,
Лои
Фуллер,
Рут
Сен-Дени.
Будучи
американцами,
как
и
Дункан,
они
выступали,
главным
образом
в
Европе, где их опыт получил разностороннее развитие в 20 -е годы.
Его называли по разному: "свободный танец", "ритмопластический
танец", "современный выразительный танец", "новый художественный
танец", "немецкий танец". Особенное распространение танец модерн
получил
в
Германии
и
в
Австрии,
где
на
время
даже
вытеснил
классический балет. Здесь выделялись исполнители сёстрв Визенталь,
А
Сахаров
и
его
жена
Клотильда
фон
Дерп,
а
так
же
педагог,
постановщик и теоретик танца Рудольф фон Лабан и его ученики .
Параллельно шло развитие танца модерн в США , где он получил
большую популярность после того, как Рут Сен-Дени организовала в
1915 году совместно со своим партнёром Тедом Шауном труппу и
школу "Денишаун". В поисках средств выражения духовного начала, в
противовес танцу-развлечению ( это объединяло всех исполнителей
танца модерн), Сен-Дени обратилась к классическим танцам Востока.
Шаун пришёл к танцу от религии и
был как бы проповедником,
призывавшим быть человека сильным, простым, мужественным. В его
танцах
были
показаны
ловкие,
атлетически
сложенные
трудовые
люди. Большое внимание Шаун уделят танцам индейцев.
Многие ученики "Денишаун" - Марта Грехэм, Дорис Хемфри,
Чарльз Вейдмен и другие - стали известными танцовщиками стиля
модерн. Они пошли дальше своих учителей в изучении принципов
движения
человеческого
тела,
в
разработке
теории
танца.
На
американцев оказывали влияние и немецкие теории танца модерн
через учеников Вигман, обосновавшихся в США и открывших здесь
школы.
Марта Грехэм, ведущая танцовщица стиля модерн, хотела
"раскрыть внутреннего человека". Сторонники танца модерн многое
взяли
из
классического
танца,
разработали
такие
сферы
выразительности, как народный танец, классический танец народов
Востока. И балет использовал их опыт, в особенности для создания
экспрессивно- драматических образов. В США появились интересные
коллективы
Хосе
Лимона,
Пирл
Праймюс,
Кэтрин
Данхем.
Танец
модерн
стал
одним
из
основных
элементов
современного
музыкального
театра
США,
он
широко
используется
в
балетных
представлениях,
мюзиклах,
кино.
Многие
а м е р и к а н с к и е
балетмейстеры испытали влияние танца модерн.
Танец модерн получил распространение также за пределами
Германии
и
США
,
например
в
Мексике,
на
Кубе,
в
Швеции,
Нидерландах и других странах.
История джаз-танца.
Корни возникновения джазового танца уходят в фольклорный
танец,
конкретно
в
танцы
Африки.
Джазовый
танец,
прежде
чем
превратиться в сценическую форму, проделал долгий путь. История
возникновения
джазового
танца
начинается
с XVIII
века,
когда
искусство
чёрного
населения
США
получило
равные
права
с
искусством белых американцев. именно слияние "чёрного" и "белого"
танцев дало толчок к появлению сценической формы танца, который
впоследствии получил название джазовый танец. Произошло это в
начале XX века.
Соединённые Штаты Америки привнесли в мировую
хореографическую
эволюцию
2
художественных
достижения:
"свободный" танец Айседоры Дункан и афро-американский джазовый
танец.
Последний
был
привезён
неграми-рабами
из
Африки,
но
исторически
сложился
и
эволюционировал
именно
в
США.
Художественная особенность джазового танца - совершенная свобода
движений
всего
тела
танцора
и
отдельных
частей
тела,
как
по
горизонтали, так и по вертикали сценического пространства.
Джаз, как и классика - прежде всего танец, где важнейшим
элементом является форма. Но в отличие от классики и модерна джаз
невозможен без яркого выражения эмоций исполнителя на сцене, и
эти эмоции в большей степени зависят от идеи или сюжета, как и в
классике,
а
от
телесных
ощущений
танцовщика
при
исполнении
заданной балетмейстером формы. Джаз как художественное явление
-
это
результат
танцевально-музыкальной
культуры
Африки.
И
до
настоящего времени не является самостоятельным видом творчества,
но входит в состав всех таинств и ритуалов, играя в них ведущую
роль. Существуют танцы отдыха и танцы, отображающие трудовые
процессы,
танцы
ритуальные
и
бытовые,
магические
и
терапевтические. Одновременно шёл и другой процесс. Поскольку
основной контингент населения США состоял именно из ирландских,
шотландских
и
английских
переселенцев,
то
танцы
именно
этих
национальностей
были
важной
составной
частью
искусства
и
повседневной жизни. Эти танцы можно разделить на 2 группы. К
первой принадлежали так называемые "кантри данс", т.е. сельские
танцы, носившие фольклорный характер и исполнялись группой или
дуэтом. Ко второй группе танцев, относились бальные танцы-менуэт,
кадриль, галоп, контрданс.
Начиная с 90х годов и до конца Второй Мировой войны -
следующий этап развития джазового танца как особой техники, со
своей
школой,
определённым
лексическим
модулем
и
техникой
движения. Именно в это время джазовый танец оказывает огромное
влияние
не
только
на
театральный
и
бытовой
танцы,
но
и
на
классический балет. Жанровая природа джазового танца становится
все менее очевидной. 1917-1930 годы - вершина развития джазового
танца. "Чёрный" танец и музыка становились неотъемлемой частью
музыкальных спектаклей на Бродвее и в Гарлеме. Джазовый танец,
пройдя путь от бытового, фольклорного танцев через сценический и
театральный
танцы,
постепенно
становиться
особым
видом
танцевального искусства.
Огромную роль джазовый танец сыграл в истории развития
мюзикла. В 30-40 годы XX века происходит процесс художественной
эволюции мюзикла. Его тема становится разнообразной, возрастает
хореографическое богатство его выразительных средств.
К концу 60х годов джазовый танец занял своё место в ряду
направлений
современной
хореографии.
В
результате
начался
процесс ассимиляции различных техник современной хореографии и
джазовый танец видоизменился, заимствовав многие приёмы из этих
техник.
Появилась
новая
техника,
новая
разновидность
джазового
танца и новый термин - модерн-джаз танец. первым педагогом и
хореографом
,
объединившим
в
своём
творчестве
технику
танца
модерн
и
джазового
танца
,
был
Джек
Коул.
Его
система,
так
называемая хинди-джаз, объединила технику изоляции черного танца,
движения индийского фольклорного танца и достижения "Денишоун" -
первой школы танца модерн.
В настоящее время , помимо модерн-джаз танца как базовой
техники
,
можно
выделить
следующие
направления:
мюзикл-джаз,
классический
джаз,
афроджаз,
флэш,
стрит,
блюз-джаз,
фанк.
Джазовый
танец
используется
в
шоу
и
ревю,
в
мюзиклах
и
кинематографии, варьете и драм. спектаклях. Джазовый танец- танец
эмоций, ярких форм, танец энергии и силы. Однако именно джазовый
танец
стал
второй
системой
(после
классического
балета)
танцевального искусства со своей эстетикой, стилистикой, лексикой, и
главное, школой.