Напоминание

"Духовно-нравственное развитие и воспитание юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района"


Автор: Бородин Евгений Александрович
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУДО ДЮСШ Целинского района
Населённый пункт: п. Целина Целинского района Ростовской области
Наименование материала: Программа
Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Программа

духовно-нравственного развития и воспитания юных спортсменов

МБОУДО ДЮСШ Целинского района

Бородин Евгений Александрович

Директор Муниципального бюджетного образовательного

учреждения дополнительного образования

Детско – юношеской спортивной школы Целинского района

п. Целина Целинского района Ростовской области

В настоящее время педагогической общественностью бурно обсуждается

вопрос о том, каким быть нравственному образованию молодёжи.

Предлагаемый

материал

будет

полезен

для

работников

сферы

дополнительного образования спортивной направленности поскольку позволяет

расширить теорию педагогики, этики.

Программу

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

юных

спортсменов,

можно

реализовывать

в

период

спортивно-оздоровительных

лагерей или спортивных сборов.

Паспорт программы

Наименование

программы

Духовно-нравственного

развития

и

воспитания

юных

спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района

Основание для разработки

Проблема

В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее

поколение

можно

обвинять

в

бездуховности,

безверии,

агрессивности.

Цель

воспитание

нравственного,

ответственного,

инициативного

и

компетентного гражданина России

Задачи:

1. Формировать:

-

основы

морали

осознанной

обучающимися

необходимости

определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе

представлениями о добре и зле, должном и недоступном;

-

основы

нравственного

самосознания

личности

(совести)

способности ребенка

формулировать собственные нравственные

обязательства,

осуществлять

нравственный

самоконтроль,

требовать

от

себя

выполнения

моральных

норм,

давать

нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно –

оправданную

позицию,

проявлять

критичность

к

собственным

намерениям, мыслям и поступкам;

2. Развивать:

- доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание

и сопереживание другим людям;

- трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

Объект:

Духовно-нравственное воспитание

Предмет:

Духовно-нравственного воспитание спортсменов

Гипотеза:

Мы

предполагаем,

что

духовно

нравственное

воспитание

это

важная составляющая в воспитании спортсменов, но такая работа

тренерами ведется фрагментарно, не систематически

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

1. Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в научной

литературе.

2. Изучение вопроса: «Ведется ли тренерами - преподавателями

работа над духовно-нравственным воспитанием юных спортсменов.

3. Разработка программы духовно-нравственного воспитания для

юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ.

4. Апробация программы духовно-нравственного воспитания юных

спортсменов.

Ожидаемые

результаты:

-активная жизненная позиция школьника;

-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного

мира;

-патриотическое и гражданское самосознание;

-уважительное

отношение

к

старшим,

проявление

заботы

к

младшим;

-соблюдение народных традиций;

-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;

-представление

о

семье

как

о

высшей

ценности

гражданского

общества.

Пояснительная записка

Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на

основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся

на

ступени

начального

общего

образования»

и

соответствует

требованиям

Стандарта,

Концепции

и

Примерной

программы

духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

личности

гражданина

России.

Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если

общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в

воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей

стране

(безработица,

преступность,

разводы,

доступность

и

использование

незаконных

или

вредных

лекарственных

средств,

вплоть

до

наркотиков,

сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей,

смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.

Актуальность программы

Разработанная

программа

является

достаточно

актуальной,

поскольку

вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых

проблем,

стоящих

перед

каждым

родителем,

обществом

и

государством

в

целом.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.

Глубокие

социально-экономические

преобразования,

происходящие

в

современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее

молодежи.

Поэтому

актуальность

проблемы

воспитания

детей

юных

спортсменов связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых,

наше

общество

нуждается

в

подготовке

широко

об ра зова нны х,

высоконравственных

людей,

обладающих

не

только

знаниями,

но

и

прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький

человек

живет

и

развивается,

окруженный

множеством

разнообразных

источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного

характера,

которые

(источники)

ежедневно

обрушиваются

на

неокрепший

интеллект

и

чувства

ребенка,

на

еще

только

формирующуюся

сферу

нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого

уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество

личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к

другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не

только

информируют

ребенка

о

нормах

поведения,

утверждаемых

в

современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения

норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед спортивной школой ставится задача подготовки ответственного

гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить

свою

деятельность

в

соответствии

с

интересами

окружающих

его

людей.

Проблема духовно-нравственного образования в спорте сегодня стоит в нашем

обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них –

абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ

от

идеологии

прошлого

привёл

к

распаду

«связи

времён»,

чувства

сопричастности

к

истории

своей

родины.

Тиражируемые

на

всю

страну

средства

массовой

информации

ведут

разрушительную

антидуховную

пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже

угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей

приходят

к

пониманию

того,

что

для

духовного

возрождения

общества

недостаточно

только

знаний,

даваемых

традиционным

образованием.

Нравственные

импульсы

нельзя

рационально

усвоить

посредством

чисто

научного

образования,

никакая

сумма

наук

сама

по

себе

не

в

состоянии

заменить любовь, веру, сострадание. Духовность - это проблема обретения

смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии

ценностей, целей и смыслов.

Инновационность

разработанной

воспитательной

программы,

на

мой

взгляд, заключается в следующем:

- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и

социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;

-

возможность

адаптировать

традиционные

формы

работы

к

современным

требованиям, целям;

-

наличием

заинтересованности

участников

образовательного

процесса

в

реализации данной программы;

- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных

задач, заинтересованностью обучающихся.

Принципы реализации программы

1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.

2.

Личностно

-

ориентированный

подход

предоставление

возможности

каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.

3. Принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора

обучающимися форм деятельности.

4. Деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально

значимые проекты.

5.

Принцип

мотивации

деятельности

обучающихся

предусматривает

добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.

6.

Принцип

педагогического

руководства

организация

совместной

деятельности

педагогов

и

обучающихся

на

основе

взаимопонимания

и

взаимопомощи.

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания

учащихся - юных спортсменов

Духовно-нравственное

развитие

и

воспитание

учащихся

строится

на

основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:

Направление

Ценности

1 .

В о с п и т а н и е

гражданственности,

патриотизма,

уважения

к

п р а в а м ,

с в о б од а м

и

обязанностям человека.

Любовь

к

России,

своему

народу,

своему

краю,

служение

Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и

правопорядка,

ценность

мира

в

многонациональном

государстве,

толерантность,

как

социальная

форма

гражданского общества.

2 .

В о с п и т а н и е

Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира

нравственных

чувств

и

этического сознания.

как

принципа

жизни,

ценность

добра,

справедливости,

милосердия,

чести,

достоинства;

свобода

совести

и

вероисповедания;

толерантность,

представление

о

вере,

духовной культуре и светской этике.

3 .

В о с п и т а н и е

трудолюбия,

творческого

отношения

к

учению,

труду, жизни.

Ценность

труда

и

творчества;

ценность

познания

мира;

ценность таких качеств личности как целеустремленность и

настойчивость, бережливость.

4 .

Ф о р м и р о в а н и е

ценностного отношения к

с е м ь е ,

з д о р о в ь ю

и

здоровому образу жизни.

Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и

младших; ценность здоровья (физического, нравственного и

социально-психологического), стремление к здоровому образу

жизни.

5 .

В о с п и т а н и е

ценностного отношения к

природе,

окружающей

среде

( э кол о г и ч е с ко е

воспитание).

Планета

Земля

общий

дом

для

всех

жителей

Земли;

ценность

природы,

родной

земли,

родной

природы,

заповедной

природы;

ответственность

человека

з а

окружающую среду.

6 .

В о с п и т а н и е

ценностного отношения к

прекрасному,

формирование

п р е д с т а в л е н и й

о б

эстетических

идеалах

и

ценностях

(эстетическое

воспитание).

Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях,

ценность

труда

как

условия

достижения

мастерства,

ценность

творчества.

Приоритетным

направлением

программы

является

воспитание

гражданственности,

патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям

человека

Методы и формы

1. Беседы и наблюдения.

2. Практические и тренировочные занятия.

3. Экскурсии.

4. Тематические праздники и вечера.

5. Устные журналы.

6. Дискуссии.

7. Конкурсы.

8 Игры, соревнования.

9. Родительские собрания в различных формах

Реализация ценностных установок

Цель воспитания в спортивной школе — формирование разносторонне

физически

развитой

личности,

способной

активно

использовать

ценности

физической

культуры

и

спорта

для

укрепления

и

длительного

сохранения

собственного

здоровья,

оптимизации

трудовой

деятельности

и

организации

активного отдыха. В МБОУДО ДЮСШ данная цель конкретизируется: учебный

процесс

направлен

на

формирование

устойчивых

мотивов

и

потребностей

юных

спортсменов

в

бережном

отношении

к

своему

здоровью,

целостном

развитии

физических

и

психических

качеств,

творческом

использовании

средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.

В

программе

большое

внимание

уделяется

проектной

деятельности

учащихся.

Она

выступает

как

основная

форма

организации

деятельности

школьников. Именно в проектной деятельности наиболее успешно может быть

организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной

самостоятельной

деятельности

учащихся

и,

что

особенно

важно,

для

осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.

Проектная

деятельность

влияет

на

формирование

личностных

качеств

учащихся,

так

как

требует

проявления

личностных

ценностных

смыслов,

показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Особое

значение

в

реализации

программы

духовно-нравственного

содержания имеют социальные проекты, например:

- проект «Наше наследие» - сбор краеведческого материала о прошлом родного

поселка,

района,

спортивной

школы,

достопримечательностях,

народах,

их

обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному

краю; о людях живших и живущих в Целинском районе;

- проект «Моя семья» - идея проекта: через тесное взаимодействие с семьями

воспитанников расширить представления детей об институте семьи, как основы

государства,

узнать

историю

своей

семьи,

своих

прародителей,

сплотить

интересы родителей и их собственных детей;

- проект «Подари добро Целине, и родной спортивной школе» включает в себя

участие обучающихся в благотворительных акциях («Посади дерево», «Сдай

батарейку», «Помоги четвероногому другу» и др.)

-

проекты,

целью

которых

является

воспитание

доброжелательности,

толерантности,

взаимовыручки:

разработка

и

создание

«Свода

правил

вежливого общения учащихся МБОУДО ДЮСШ Целинского района», с целью

исполнения правил поведения, составленных самими детьми;

- практико-ориентированный социальный проект «Бережём экологию родного

района» - сбор информации о животных, птицах и растениях, нуждающихся в

помощи; уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для

подкормки птиц, озеленение территории школы и т.п.;

- практико-ориентированный социальный проект «Старший товарищ»- тесное

взаимодействие всех обучающихся - воспитательного процесса от малышей до

подростков,

в

силу

уникальности

и

наличия

в

нашем

образовательном

учреждении обучающихся с 5-и до 18-ти лет. Проект воспитывает у детей всех

возрастов

чувства

ответственности,

доброжелательности,

осознания

собственной значимости, как члена большого дружного коллектива. На базе

данного проекта закладываются общечеловеческие и семейные ценности;

- творческий проект «Путешествие по новогодним традициям стран и народов

мира»» - изучение культур стран и народов мира, воспитание толерантности и

воспитание «человека мира»;

- этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» - подбор

материала,

распределение

обязанностей

(ролей),

организация

и

проведение

спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.

Проектная деятельность учащихся весомо дополняет традиционные формы

досуговой

деятельности

(экскурсия,

праздник

и

пр.),

в

которых

основным

организатором был тренер – преподаватель. В рамках проектной деятельности

дети

становятся

активными

субъектами

и

организаторами

проектируемых

коллективно-творческих дел.

Календарь

традиционных

дел

и

праздников

в

спортивной

школе:

спортивная легкоатлетическая эстафета; неделя физкультуры, спорта и туризма;

субботники; выпуск информационного бюллетеня «День народного единства»;

неделя

вежливости

и

воспитанности;

декада

инвалидов;

декада

военно-

спортивного воспитания, включающая в себя встречи с интересными людьми

«Наши защитники», спортивно- творческий проект «Богатырские игры»; день

симпатии и дружбы; неделя «Подросток и закон»; декада ПДД: творческие

конкурсы, акция «Письмо водителю»; конкурс рисунков , плакатов, сочинений

«Салют Победы», посвященных Дню Победы, фестиваль «Песни опалённые

войной»,

неделя

музея,

шествие

«Праздник

со

слезами

на

глазах»;

экологические

субботники

по

благоустройству

пришкольной

территории;

пришкольный оздоровительный лагерь «Олимп».

Условия реализации программы духовно-нравственного развития и

воспитания учащихся

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию

и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности МБОУДО

ДЮСШ.

В спортивной школе организованы воспитательные подпространства: холл,

оформленный

достижениями

(наградной

символикой,

фотографиями)

учащихся, уголок с символикой Российской Федерации, Ростовской области и

Целинского

района,

спортивные

залы

для

проведения

тренировок,

соревнований, эстафет, праздников, культурных событий, социальных проектов

и т.п., позволяющие учащимся:

- изучать символы российской государственности и символы родного района,

области; всероссийские, областные, муниципальные и школьные праздники;

историю,

культурные

традиции,

достижения

учащихся

и

тренеров

-

преподавателей; связи спортивной школы с социальными партнерами;

-

осваивать

культуру

общения

и

взаимодействия

с

другими

учащимися

и

тренерами

-

преподавателями;

эстетические

ценности

красоты,

гармонии,

совершенства в архитектурном и предметном пространстве спортивной школы;

ценности здорового образа жизни.

В

МБОУДО

ДЮСШ

разрабатываются

и

апробируются

следующие

воспитательные подпрограммы:

- «Встречи с интересными людьми», – организация встреч с интересными

людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство

воспитания учащихся на личных примерах;

- «Наше наследие» – работа в районном краеведческом музее, где собирается и

изучается

история

родного

поселка,

района,

ВОВ;

посещение

музеев,

концертных залов, театров, выставок Целинского района и Ростовской области;

-

«Цветущая

спортивная

школа»

разработка

и

реализация

проекта

благоустройства пришкольной территории.

Создано

социально

открытое

пространство,

когда

тренеры

-

преподаватели, работники МБОУДО ДЮСШ, родители, социальные партнёры

разделяют

ключевые

смыслы

духовных

и

нравственных

ценностей,

положенных

в

основание

данной

программы,

стремясь

к

их

реализации

в

практической жизнедеятельности:

- в содержании и построении тренировок;

- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной

и вне учебной деятельности;

- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности

учащихся;

- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности

и смысла;

- в личном примере педагогов ученикам.

Организация

социально

открытого

пространства

духовно-нравственного

развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада

жизни обучающихся осуществляется на основе:

- нравственного примера педагога;

- социально-педагогического партнёрства;

- индивидуально-личностного развития ребёнка;

- интегративности программ духовно-нравственного воспитания - социальной

востребованности воспитания.

Для

организации

такого

пространства

согласовываются

усилия

всех

социальных субъектов - участников воспитания: педагогического коллектива,

семьи, общественных организаций, учреждений культуры, СМИ, что находит

своё

отражение

в

правилах

внутреннего

распорядка

спортивной

школы,

решениях общешкольных собраний, в целевых программах. Огромная роль в

нравственном

становлении

личности

воспитанника

МБОУД

ДЮСШ

принадлежит

тренеру

-

преподавателю,

который,

являясь

образцом

для

воспитанников,

несет

нравственные

нормы

отношения

к

своему

педагогическому труду, к учащимся, коллегам. Тренеры – преподаватели умеют

организовывать

учебные

ситуации

для

решения

проблем

духовно-

нравственного

характера

и

связывают

их

с

реальными

жизненными

и

социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых

происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

Совместная деятельность спортивной школы, семьи и

общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию

учащихся

Одной

из

педагогических

задач

разработки

и

реализации

данной

программы является организация эффективного взаимодействия спортивной

школы

и

семьи

в

целях

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

учащихся в следующих направлениях:

- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)

учащихся

путем

проведения

Дней

открытых

дверей,

тематических

расширенных педагогических советов, организации родительского лектория,

«Круглых

столов»,

выпуска

информационных

материалов

и

публичных

докладов спортивной и отчета по самообследованию

МБОУДО ДЮСШ по

итогам работы за год и т.п.;

- совершенствования межличностных отношений тренеров - преподавателей,

учащихся

и

родителей

путем

организации

совместных

мероприятий,

праздников,

акций:

День

здоровья,

«Папа,

мама

я

спортивная

семья»,

Рождественские

праздники,

праздничные

эстафеты

к

Дню

матери

и

Международному женскому дню и т.п.;

- расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения

их к активной деятельности в составе Совета МБОУДО ДЮСШ, активизации

деятельности

родительских

комитетов

спортивных

коллективов

учащихся,

проведения совместных школьных мероприятия и т.п.

Программа

реализуется

МБОУДО

ДЮСШ

Целинского

района

в

постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с

другими субъектами социализации — социальными партнерами спортивной

школы:

-

комиссии

по

делам

несовершеннолетних

и

защите

их

прав

Целинского

района;

- Центра занятости населения Целинского района;

- МБУЗ «ЦРБ ЦР РО»;

- МБУК «Целинский районный Дворец культуры»;

- МАОУ ДО ДШИ Целинского района;

- МБУК ЦР «Межпоселенческая центральная библиотека»;

- Музей истории Целинского района.

Список использованной литературы и источников.

1. Васильева В.В., Коссовская Э.Б., Степочкина М.А. Физиология человека. -

М.: Физкультура и спорт, 2012. - 164 с.

2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев, 1984. - 105 с.

3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в

физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Издательский центр

«Академия», 2002. - 264 с.

4.

Озолин

Н.Г.

Настольная

книга

тренера.

Наука

побеждать.

-

М.:

ООО

«Издательство Астраль»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863, с ил.

5.

Платонов

В.Н.

Подготовка

квалифицированных

спортсменов.

-

М.:

Физкультура и спорт. 2003. - 236с., ил.

6. Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. - Киев: «Здоровье»,

2004. – 336 с.

7. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и

спорт, 2012. - 255с, ил.

8. Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического

воспитания

школьников:

Межвузовский

сборник

научных

трудов

/

Отв.

ред.Л.М. Фомин; КГПИ. - Красноярск, 2012. - 140 с.

9. Хомутский В.С. Спор молодых. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -

213 с.



В раздел образования