Автор: Бородин Евгений Александрович
Должность: директор
Учебное заведение: МБОУДО ДЮСШ Целинского района
Населённый пункт: п. Целина Целинского района Ростовской области
Наименование материала: Программа
Тема: "Духовно-нравственное развитие и воспитание юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района"
Раздел: дополнительное образование
Программа
духовно-нравственного развития и воспитания юных спортсменов
МБОУДО ДЮСШ Целинского района
Бородин Евгений Александрович
Директор Муниципального бюджетного образовательного
учреждения дополнительного образования
Детско – юношеской спортивной школы Целинского района
п. Целина Целинского района Ростовской области
В настоящее время педагогической общественностью бурно обсуждается
вопрос о том, каким быть нравственному образованию молодёжи.
Предлагаемый
материал
будет
полезен
для
работников
сферы
дополнительного образования спортивной направленности поскольку позволяет
расширить теорию педагогики, этики.
Программу
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
юных
спортсменов,
можно
реализовывать
в
период
спортивно-оздоровительных
лагерей или спортивных сборов.
Паспорт программы
Наименование
программы
Духовно-нравственного
развития
и
воспитания
юных
спортсменов МБОУДО ДЮСШ Целинского района
Основание для разработки
Проблема
В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее
поколение
можно
обвинять
в
бездуховности,
безверии,
агрессивности.
Цель
воспитание
нравственного,
ответственного,
инициативного
и
компетентного гражданина России
Задачи:
1. Формировать:
-
основы
морали
–
осознанной
обучающимися
необходимости
определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе
представлениями о добре и зле, должном и недоступном;
-
основы
нравственного
самосознания
личности
(совести)
–
способности ребенка
формулировать собственные нравственные
обязательства,
осуществлять
нравственный
самоконтроль,
требовать
от
себя
выполнения
моральных
норм,
давать
нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно –
оправданную
позицию,
проявлять
критичность
к
собственным
намерениям, мыслям и поступкам;
2. Развивать:
- доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, понимание
и сопереживание другим людям;
- трудолюбие, способность к преодолению трудностей.
Объект:
Духовно-нравственное воспитание
Предмет:
Духовно-нравственного воспитание спортсменов
Гипотеза:
Мы
предполагаем,
что
духовно
нравственное
воспитание
–
это
важная составляющая в воспитании спортсменов, но такая работа
тренерами ведется фрагментарно, не систематически
Срок реализации
1 год
Этапы реализации
1. Анализ проблемы духовно-нравственного воспитания в научной
литературе.
2. Изучение вопроса: «Ведется ли тренерами - преподавателями
работа над духовно-нравственным воспитанием юных спортсменов.
3. Разработка программы духовно-нравственного воспитания для
юных спортсменов МБОУДО ДЮСШ.
4. Апробация программы духовно-нравственного воспитания юных
спортсменов.
Ожидаемые
результаты:
-активная жизненная позиция школьника;
-приобщение к нравственным, духовным ценностям современного
мира;
-патриотическое и гражданское самосознание;
-уважительное
отношение
к
старшим,
проявление
заботы
к
младшим;
-соблюдение народных традиций;
-эмпатическое и толерантное отношение к окружающим;
-представление
о
семье
как
о
высшей
ценности
гражданского
общества.
Пояснительная записка
Программа воспитательной работы для начальных классов разработана на
основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
на
ступени
начального
общего
образования»
и
соответствует
требованиям
Стандарта,
Концепции
и
Примерной
программы
духовно-
нравственного
развития
и
воспитания
личности
гражданина
России.
Воспитание человека всегда было, есть и будет сложной задачей. Даже, если
общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в
воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей
стране
(безработица,
преступность,
разводы,
доступность
и
использование
незаконных
или
вредных
лекарственных
средств,
вплоть
до
наркотиков,
сексуальная распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей,
смещение ценностей) делает процесс воспитания еще более трудным.
Актуальность программы
Разработанная
программа
является
достаточно
актуальной,
поскольку
вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых
проблем,
стоящих
перед
каждым
родителем,
обществом
и
государством
в
целом.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.
Глубокие
социально-экономические
преобразования,
происходящие
в
современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее
молодежи.
Поэтому
актуальность
проблемы
воспитания
детей
–
юных
спортсменов связана, по крайней мере, с четырьмя положениями: Во-первых,
наше
общество
нуждается
в
подготовке
широко
об ра зова нны х,
высоконравственных
людей,
обладающих
не
только
знаниями,
но
и
прекрасными чертами личности. Во-вторых, в современном мире маленький
человек
живет
и
развивается,
окруженный
множеством
разнообразных
источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного
характера,
которые
(источники)
ежедневно
обрушиваются
на
неокрепший
интеллект
и
чувства
ребенка,
на
еще
только
формирующуюся
сферу
нравственности. В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого
уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество
личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к
другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.
В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не
только
информируют
ребенка
о
нормах
поведения,
утверждаемых
в
современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения
норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.
Перед спортивной школой ставится задача подготовки ответственного
гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить
свою
деятельность
в
соответствии
с
интересами
окружающих
его
людей.
Проблема духовно-нравственного образования в спорте сегодня стоит в нашем
обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них –
абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ
от
идеологии
прошлого
привёл
к
распаду
«связи
времён»,
чувства
сопричастности
к
истории
своей
родины.
Тиражируемые
на
всю
страну
средства
массовой
информации
ведут
разрушительную
антидуховную
пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже
угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей
приходят
к
пониманию
того,
что
для
духовного
возрождения
общества
недостаточно
только
знаний,
даваемых
традиционным
образованием.
Нравственные
импульсы
нельзя
рационально
усвоить
посредством
чисто
научного
образования,
никакая
сумма
наук
сама
по
себе
не
в
состоянии
заменить любовь, веру, сострадание. Духовность - это проблема обретения
смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии
ценностей, целей и смыслов.
Инновационность
разработанной
воспитательной
программы,
на
мой
взгляд, заключается в следующем:
- использование метода проектов для создания целостной основы воспитания и
социализации обучающихся в рамках духовно- нравственного развития;
-
возможность
адаптировать
традиционные
формы
работы
к
современным
требованиям, целям;
-
наличием
заинтересованности
участников
образовательного
процесса
в
реализации данной программы;
- согласием многих родителей оказывать поддержку в решении поставленных
задач, заинтересованностью обучающихся.
Принципы реализации программы
1. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
2.
Личностно
-
ориентированный
подход
–
предоставление
возможности
каждому ребенку для самореализации, самораскрытия.
3. Принцип вариативности – создание условий для самостоятельного выбора
обучающимися форм деятельности.
4. Деятельностный подход – включение детей в реально значимые и социально
значимые проекты.
5.
Принцип
мотивации
деятельности
обучающихся
–
предусматривает
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность.
6.
Принцип
педагогического
руководства
–
организация
совместной
деятельности
педагогов
и
обучающихся
на
основе
взаимопонимания
и
взаимопомощи.
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания
учащихся - юных спортсменов
Духовно-нравственное
развитие
и
воспитание
учащихся
строится
на
основании базовых национальных ценностей по следующим направлениям:
Направление
Ценности
1 .
В о с п и т а н и е
гражданственности,
патриотизма,
уважения
к
п р а в а м ,
с в о б од а м
и
обязанностям человека.
Любовь
к
России,
своему
народу,
своему
краю,
служение
Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и
правопорядка,
ценность
мира
в
многонациональном
государстве,
толерантность,
как
социальная
форма
гражданского общества.
2 .
В о с п и т а н и е
Ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира
нравственных
чувств
и
этического сознания.
как
принципа
жизни,
ценность
добра,
справедливости,
милосердия,
чести,
достоинства;
свобода
совести
и
вероисповедания;
толерантность,
представление
о
вере,
духовной культуре и светской этике.
3 .
В о с п и т а н и е
трудолюбия,
творческого
отношения
к
учению,
труду, жизни.
Ценность
труда
и
творчества;
ценность
познания
мира;
ценность таких качеств личности как целеустремленность и
настойчивость, бережливость.
4 .
Ф о р м и р о в а н и е
ценностного отношения к
с е м ь е ,
з д о р о в ь ю
и
здоровому образу жизни.
Ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и
младших; ценность здоровья (физического, нравственного и
социально-психологического), стремление к здоровому образу
жизни.
5 .
В о с п и т а н и е
ценностного отношения к
природе,
окружающей
среде
( э кол о г и ч е с ко е
воспитание).
Планета
Земля
–
общий
дом
для
всех
жителей
Земли;
ценность
природы,
родной
земли,
родной
природы,
заповедной
природы;
ответственность
человека
з а
окружающую среду.
6 .
В о с п и т а н и е
ценностного отношения к
прекрасному,
формирование
п р е д с т а в л е н и й
о б
эстетических
идеалах
и
ценностях
(эстетическое
воспитание).
Дар слова, ценность красоты в различных её проявлениях,
ценность
труда
–
как
условия
достижения
мастерства,
ценность
творчества.
Приоритетным
направлением
программы
является
воспитание
гражданственности,
патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям
человека
Методы и формы
1. Беседы и наблюдения.
2. Практические и тренировочные занятия.
3. Экскурсии.
4. Тематические праздники и вечера.
5. Устные журналы.
6. Дискуссии.
7. Конкурсы.
8 Игры, соревнования.
9. Родительские собрания в различных формах
Реализация ценностных установок
Цель воспитания в спортивной школе — формирование разносторонне
физически
развитой
личности,
способной
активно
использовать
ценности
физической
культуры
и
спорта
для
укрепления
и
длительного
сохранения
собственного
здоровья,
оптимизации
трудовой
деятельности
и
организации
активного отдыха. В МБОУДО ДЮСШ данная цель конкретизируется: учебный
процесс
направлен
на
формирование
устойчивых
мотивов
и
потребностей
юных
спортсменов
в
бережном
отношении
к
своему
здоровью,
целостном
развитии
физических
и
психических
качеств,
творческом
использовании
средств физической культуры и спорта в организации здорового образа жизни.
В
программе
большое
внимание
уделяется
проектной
деятельности
учащихся.
Она
выступает
как
основная
форма
организации
деятельности
школьников. Именно в проектной деятельности наиболее успешно может быть
организована среда для реализации собственных замыслов детей, реальной
самостоятельной
деятельности
учащихся
и,
что
особенно
важно,
для
осуществления ими морально-нравственного выбора не на словах, а на деле.
Проектная
деятельность
влияет
на
формирование
личностных
качеств
учащихся,
так
как
требует
проявления
личностных
ценностных
смыслов,
показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Особое
значение
в
реализации
программы
духовно-нравственного
содержания имеют социальные проекты, например:
- проект «Наше наследие» - сбор краеведческого материала о прошлом родного
поселка,
района,
спортивной
школы,
достопримечательностях,
народах,
их
обычаях, животных и растениях, книгах и фильмах, посвященных родному
краю; о людях живших и живущих в Целинском районе;
- проект «Моя семья» - идея проекта: через тесное взаимодействие с семьями
воспитанников расширить представления детей об институте семьи, как основы
государства,
узнать
историю
своей
семьи,
своих
прародителей,
сплотить
интересы родителей и их собственных детей;
- проект «Подари добро Целине, и родной спортивной школе» включает в себя
участие обучающихся в благотворительных акциях («Посади дерево», «Сдай
батарейку», «Помоги четвероногому другу» и др.)
-
проекты,
целью
которых
является
воспитание
доброжелательности,
толерантности,
взаимовыручки:
разработка
и
создание
«Свода
правил
вежливого общения учащихся МБОУДО ДЮСШ Целинского района», с целью
исполнения правил поведения, составленных самими детьми;
- практико-ориентированный социальный проект «Бережём экологию родного
района» - сбор информации о животных, птицах и растениях, нуждающихся в
помощи; уборка мусора, изготовление кормушек, организация дежурства для
подкормки птиц, озеленение территории школы и т.п.;
- практико-ориентированный социальный проект «Старший товарищ»- тесное
взаимодействие всех обучающихся - воспитательного процесса от малышей до
подростков,
в
силу
уникальности
и
наличия
в
нашем
образовательном
учреждении обучающихся с 5-и до 18-ти лет. Проект воспитывает у детей всех
возрастов
чувства
ответственности,
доброжелательности,
осознания
собственной значимости, как члена большого дружного коллектива. На базе
данного проекта закладываются общечеловеческие и семейные ценности;
- творческий проект «Путешествие по новогодним традициям стран и народов
мира»» - изучение культур стран и народов мира, воспитание толерантности и
воспитание «человека мира»;
- этнокультурный проект «Фестиваль национальных спортивных игр» - подбор
материала,
распределение
обязанностей
(ролей),
организация
и
проведение
спортивных игр, подготовка наград и награждение победителей.
Проектная деятельность учащихся весомо дополняет традиционные формы
досуговой
деятельности
(экскурсия,
праздник
и
пр.),
в
которых
основным
организатором был тренер – преподаватель. В рамках проектной деятельности
дети
становятся
активными
субъектами
и
организаторами
проектируемых
коллективно-творческих дел.
Календарь
традиционных
дел
и
праздников
в
спортивной
школе:
спортивная легкоатлетическая эстафета; неделя физкультуры, спорта и туризма;
субботники; выпуск информационного бюллетеня «День народного единства»;
неделя
вежливости
и
воспитанности;
декада
инвалидов;
декада
военно-
спортивного воспитания, включающая в себя встречи с интересными людьми
«Наши защитники», спортивно- творческий проект «Богатырские игры»; день
симпатии и дружбы; неделя «Подросток и закон»; декада ПДД: творческие
конкурсы, акция «Письмо водителю»; конкурс рисунков , плакатов, сочинений
«Салют Победы», посвященных Дню Победы, фестиваль «Песни опалённые
войной»,
неделя
музея,
шествие
«Праздник
со
слезами
на
глазах»;
экологические
субботники
по
благоустройству
пришкольной
территории;
пришкольный оздоровительный лагерь «Олимп».
Условия реализации программы духовно-нравственного развития и
воспитания учащихся
Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию
и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности МБОУДО
ДЮСШ.
В спортивной школе организованы воспитательные подпространства: холл,
оформленный
достижениями
(наградной
символикой,
фотографиями)
учащихся, уголок с символикой Российской Федерации, Ростовской области и
Целинского
района,
спортивные
залы
для
проведения
тренировок,
соревнований, эстафет, праздников, культурных событий, социальных проектов
и т.п., позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного района,
области; всероссийские, областные, муниципальные и школьные праздники;
историю,
культурные
традиции,
достижения
учащихся
и
тренеров
-
преподавателей; связи спортивной школы с социальными партнерами;
-
осваивать
культуру
общения
и
взаимодействия
с
другими
учащимися
и
тренерами
-
преподавателями;
эстетические
ценности
красоты,
гармонии,
совершенства в архитектурном и предметном пространстве спортивной школы;
ценности здорового образа жизни.
В
МБОУДО
ДЮСШ
разрабатываются
и
апробируются
следующие
воспитательные подпрограммы:
- «Встречи с интересными людьми», – организация встреч с интересными
людьми разных возрастов, профессий, социального положения как средство
воспитания учащихся на личных примерах;
- «Наше наследие» – работа в районном краеведческом музее, где собирается и
изучается
история
родного
поселка,
района,
ВОВ;
посещение
музеев,
концертных залов, театров, выставок Целинского района и Ростовской области;
-
«Цветущая
спортивная
школа»
–
разработка
и
реализация
проекта
благоустройства пришкольной территории.
Создано
социально
открытое
пространство,
когда
тренеры
-
преподаватели, работники МБОУДО ДЮСШ, родители, социальные партнёры
разделяют
ключевые
смыслы
духовных
и
нравственных
ценностей,
положенных
в
основание
данной
программы,
стремясь
к
их
реализации
в
практической жизнедеятельности:
- в содержании и построении тренировок;
- в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной
и вне учебной деятельности;
- в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности
учащихся;
- в специальных событиях, спроектированных с учётом определенной ценности
и смысла;
- в личном примере педагогов ученикам.
Организация
социально
открытого
пространства
духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада
жизни обучающихся осуществляется на основе:
- нравственного примера педагога;
- социально-педагогического партнёрства;
- индивидуально-личностного развития ребёнка;
- интегративности программ духовно-нравственного воспитания - социальной
востребованности воспитания.
Для
организации
такого
пространства
согласовываются
усилия
всех
социальных субъектов - участников воспитания: педагогического коллектива,
семьи, общественных организаций, учреждений культуры, СМИ, что находит
своё
отражение
в
правилах
внутреннего
распорядка
спортивной
школы,
решениях общешкольных собраний, в целевых программах. Огромная роль в
нравственном
становлении
личности
воспитанника
МБОУД
ДЮСШ
принадлежит
тренеру
-
преподавателю,
который,
являясь
образцом
для
воспитанников,
несет
нравственные
нормы
отношения
к
своему
педагогическому труду, к учащимся, коллегам. Тренеры – преподаватели умеют
организовывать
учебные
ситуации
для
решения
проблем
духовно-
нравственного
характера
и
связывают
их
с
реальными
жизненными
и
социальными ситуациями; умеют проектировать дела и мероприятия, в которых
происходит присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.
Совместная деятельность спортивной школы, семьи и
общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию
учащихся
Одной
из
педагогических
задач
разработки
и
реализации
данной
программы является организация эффективного взаимодействия спортивной
школы
и
семьи
в
целях
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
учащихся в следующих направлениях:
- повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
учащихся
путем
проведения
Дней
открытых
дверей,
тематических
расширенных педагогических советов, организации родительского лектория,
«Круглых
столов»,
выпуска
информационных
материалов
и
публичных
докладов спортивной и отчета по самообследованию
МБОУДО ДЮСШ по
итогам работы за год и т.п.;
- совершенствования межличностных отношений тренеров - преподавателей,
учащихся
и
родителей
путем
организации
совместных
мероприятий,
праздников,
акций:
День
здоровья,
«Папа,
мама
я
–
спортивная
семья»,
Рождественские
праздники,
праздничные
эстафеты
к
Дню
матери
и
Международному женскому дню и т.п.;
- расширение партнёрских взаимоотношений с родителями путем привлечения
их к активной деятельности в составе Совета МБОУДО ДЮСШ, активизации
деятельности
родительских
комитетов
спортивных
коллективов
учащихся,
проведения совместных школьных мероприятия и т.п.
Программа
реализуется
МБОУДО
ДЮСШ
Целинского
района
в
постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с
другими субъектами социализации — социальными партнерами спортивной
школы:
-
комиссии
по
делам
несовершеннолетних
и
защите
их
прав
Целинского
района;
- Центра занятости населения Целинского района;
- МБУЗ «ЦРБ ЦР РО»;
- МБУК «Целинский районный Дворец культуры»;
- МАОУ ДО ДШИ Целинского района;
- МБУК ЦР «Межпоселенческая центральная библиотека»;
- Музей истории Целинского района.
Список использованной литературы и источников.
1. Васильева В.В., Коссовская Э.Б., Степочкина М.А. Физиология человека. -
М.: Физкультура и спорт, 2012. - 164 с.
2. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. - Киев, 1984. - 105 с.
3. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в
физической культуре и спорте. Учебное пособие. - М.: Издательский центр
«Академия», 2002. - 264 с.
4.
Озолин
Н.Г.
Настольная
книга
тренера.
Наука
побеждать.
-
М.:
ООО
«Издательство Астраль»; ООО «Издательство АСТ», 2003. - 863, с ил.
5.
Платонов
В.Н.
Подготовка
квалифицированных
спортсменов.
-
М.:
Физкультура и спорт. 2003. - 236с., ил.
6. Платонов В.Н. Современная спортивная подготовка. - Киев: «Здоровье»,
2004. – 336 с.
7. Филин В.П., Фомин Н.А. Основы юношеского спорта. - М.: Физкультура и
спорт, 2012. - 255с, ил.
8. Формирование физических и нравственных качеств в процессе физического
воспитания
школьников:
Межвузовский
сборник
научных
трудов
/
Отв.
ред.Л.М. Фомин; КГПИ. - Красноярск, 2012. - 140 с.
9. Хомутский В.С. Спор молодых. Хоккей. - М.: Физкультура и спорт, 2010. -
213 с.