Автор: Евсеева Елена Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО
Населённый пункт: г.Зверево, Ростовская обл.
Наименование материала: сценарий творческого мерориятия
Тема: "Детский альбом" П.И. Чайковского.
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ДШИ г. Зверево.
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА
«ДЕТСКИЙ АЛЬБОМ П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА ЕВСЕЕВА Е.П.
Здравствуйте дорогие ребята, уважаемые родители и преподаватели!
Сегодня мы поговорим о творчестве величайшего русского композитора П.И. Чайковского.
С л а й д
1
Музыка Петра Ильича Чайковского звучит на всех континентах и везде находит горячих
поклонников. Музыкальный язык великого лирика настолько ярок, что узнаваем в любом
его
произведении,
будь
то
сложная
симфония
или
незатейливая
детская
пьеса.
По-
настоящему понять и оценить его крупные произведения вы сможете, когда станете
взрослыми.
Мы
же
сегодня
познакомимся
с
циклом
фортепианных
пьес
«Детский
альбом».
Известно, что Пётр Ильич Чайковский очень любил детей, хорошо понимал их. Об этом
говорит
его
известная
фраза
о
том,
что
цветы,
музыка
и
дети
составляют
лучшее
украшение жизни. Не удивительно, что детская тема буквально пронизывает все его
творчество,
а
сборник
пьес
«Детский
альбом»
вошел
в
золотой
фонд
сочинений,
написанных специально для детей. Это не просто сборник – это целый мир, волшебная
страна, пересказанная в звуках.
Чайковский
был
первым
русским
композитором,
создавшим
для
детей
альбом
фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он понимал и любил детей.
На протяжении многих лет он жил в большой и дружной семье своей сестры, Александры
Ильиничны Давыдовой, на Украине, в селе Каменка. Там Пётр Ильич всегда чувствовал
себя по-домашнему уютно. О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде
Филаретовне фон Мекк - почитательнице и другу композитора: «...Мои племянники и
племянницы – такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье пребывание
среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы) делает успехи в музыке и
обнаруживает замечательные способности к рисованию. Вообще - это маленький поэт...
Это мой любимец. Как ни восхитителен его младший брат, но Володя всё-таки занимает
самый
тёпленький
уголочек
моего
сердца».
Известно,
что
композитор
очень
тепло
относился к детям своей сестры, часто навещал их, рассказывал разные истории про свои
путешествия, играл им, а также сам с интересом слушал все их рассказы.
Сведений
о
самом
процессе
сочинения
цикла
нет,
известно,
что
он
был
написан
композитором довольно быстро. Уже примерно через месяц в своем письме к Н.Ф. фон
Мекк Петр Ильич написал о том, что сочинил все пьесы и теперь потребуется еще полтора
месяца, чтобы привести цикл в порядок и все отредактировать.
Обдумывая
замысел
«Детского
альбома»,
сочинённого
в
летние
месяцы
1878
года,
Чайковский писал: «Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной лёгкости
с занимательными для детей заглавиями, как у Шумана». Чайковский хотел создать цикл
небольших и технически несложных пьесок из детской жизни, которые были бы доступны
для исполнения самими детьми.
Получилась
своеобразная
фортепианная
сюита,
где
в
небольших
по
объёму
пьесах
народного
характера
перед
юным
пианистом
последовательно
ставятся
разные
художественно-исполнительские
задачи.
Мелодическая
выразительность,
простота
гармонического
языка,
отсутствие
фактурных
сложностей
делают
эти
произведения
доступными юным исполнителям.
Образный строй «Детского альбома» Чайковского вполне самостоятелен и типичен для
русского ребёнка из той среды, в которой вырос сам композитор. «Маленькой сюитой из
русского
быта»
-
называет
Асафьев
эту
серию
из
двадцати
четырёх
миниатюр,
обрисовывающих мир беззаботного детства с его играми и забавами, краткими минутами
огорчения
и
внезапными
радостями,
по-своему
воспринятыми
впечатлениями
окружающей жизни. Ряд живых характерных сценок сменяется пёстрой чередой без
строгой сюжетной последовательности. Здесь и весёлые задорные игры, и обязательные
танцы (вальс, мазурка, полька), и занимательная сказка няни с хорошим концом, и вдруг
возникающий в воображении жуткий образ Бабы-яги. За стенами уютной детской кипит
другая,
уличная
жизнь,
шумная
и
разгульная
(«Русская
песня»,
«Мужик
играет
на
гармонике»,
«Камаринская»).Своеобразную
«сюиту
в
сюите»
представляют
четыре
инонациональные
песенки:
итальянская,
старинная
французская,
немецкая,
неаполитанская.
Прологом
и
эпилогом
ко
всему
этому
ряду
разнохарактерных
музыкальных картинок служат открывающая цикл «Утренняя молитва» и завершающая
его
пьеса
«В
церкви»,
которой
композитор
«словно
замыкает
день
с
его
пёстрыми
впечатлениями».
Самая первая редакция была сделана с учётом возможностей маленького Володи, но в
дальнейшем Пётр Ильич возвращался к своему сочинению и дорабатывал его, принимая
во внимание общие характерные особенности игры юных музыкантов. Посвящение же
Володе Давыдову, который «подсказал» композитору идею «Детского альбома», так и
осталось.
Интересные факты.
Известно, что за свое сочинение Чайковский получил 240 рублей от издательства. Именно
такую цену назначил сам композитор – по 10 рублей за каждую пьесу.
Есть еще один фактор, повлиявший на решение Чайковского сочинить «Детский альбом»,
– это общение с Колей Конради (воспитанником брата композитора). Известно, что с
Колей и с М.П. Чайковским он провел часть зимы 1877-1878 годов. Они вместе посещали
достопримечательности, много путешествовали.
Исследователи считают, что причиной, побудившей композитора заняться написанием
сборника
детских
пьес,
могли
быть
очень
яркие
впечатления
от
услышанной
песни
уличного певца во Флоренции. Об этом случае Чайковский даже писал в письме к своему
брату 27 марта 1878 года. Особенно потрясло композитора исполнение такой «недетской»
песни
мальчиком-певцом,
звучавшей
в
его
интерпретации
не
так
трагично,
как
в
оригинале.
Изначально Чайковский замыслил несколько иной порядок пьес, который был изменен
уже в первом издании, осуществлявшемся при его участии.
Интересно,
что
к
идее
создать
подобные
сборники
миниатюр
для
детей
позднее
обращались такие композиторы, как А.С. Аренский, В.И. Ребиков, С.М. Майкапар.
Существует большое количество переложений детского сборника Чайковского для самых
разных инструментов и даже оркестров. Например, Владимир Мильман и Владимир
Спиваков сделали переложение для камерного оркестра. Благодаря стараниям Роберта
Грослота, появилось переложение для камерного оркестра и духового ансамбля. Есть
партитура
«Детского
альбома»
и
для
ансамбля
ударных
инструментов,
которую
переработал Анатолий Иванов, а чуть позже, в 2014 году появилось переложение для
струнного
оркестра
и
ударных
инструментов,
сделанное
композитором
Дмитрием
Батиным. серию двадцати четырех миниатюр, обрисовывающих мир беззаботного детства
с его играми и забавами, краткими минутами огорчения и внезапными радостями, по-
своему воспринятыми впечатлениями окружающей жизни.
Содержание «Детского альбома»
В
«Детский
альбом»
входят
24
пьесы,
имеющие
свое
индивидуальное
название.
Программное содержание сборника построено в определенной последовательности: утро,
день и вечер. Кроме того, в цикле просматривается сразу несколько сюжетных линий.
Первая сюжетная линия раскрывает перед слушателями образы пробуждения ребенка и
начало дня.
Слайд 2
«Утренняя молитва» — это невероятно красивая, светлая, созерцательная пьеса, которая
навевает на размышления о Боге. Раньше день любого человека начинался и заканчивался
обращением к Богу. Молясь, он настраивался на добрые мысли и поступки. В утренней
молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот
день
прошёл
благополучно.
Чайковскому
удалось
удивительным
образом
передать
в
фортепианной
музыке
пение
хора.
Мелодия
этой
пьесы
будто
соткана
из
живых
интонаций,
благодаря
особому
изложению.
Настроение
сосредоточенности
помогают
передать
также
равномерное
ритмическое
движение,
фактура
изложения,
простой
гармонический язык и светлая тональность. ( В исполнении ученицы звучит пьеса)
Слайд 3.
Следующая пьеса «Игра в лошадки» открывает сюжетную линию игрушек и детской
комнаты.
Многие
из
вас,
особенно
мальчики,
не
раз
представляли
себя
мчащимися
всадниками, играя в лошадки. В воображении возникают разные приключения, сказочные
картины, препятствия, которые надо преодолеть. Ничего, что под тобой не настоящий
конь,
а
игрушечный
или
вовсе
палочка!
Всё
происходит
как
бы
взаправду.
Сколько
переживаний возникает у ребёнка, когда он скачет на своём игрушечном коне! Музыка
рассказывает об этом. Эта небольшая пьеса очень точно передает топот копыт благодаря
равномерной ритмической пульсации, сближающей ее с токкатой. (Пьеса звучит в записи)
Слайд 4.
Мальчики
любят
играть
в
солдатиков.
Вот
отчеканивает
шаг
в
забавном
марше
игрушечное войско. А что означает слово «марш»? Слово марш означает шествие. Под
музыку
шагать
удобнее. В
пьесе
«Марш
деревянных
солдатиков»
Чайковский
раскрывает
главный
образ
очень
четким
ритмическим
рисунком
и
выверенными
штрихами.
Композитору
удалось
очень
точно
передать
четкие,
почти
механические
движения солдатиков под дробь барабанщика. (Пьеса звучит в вокальном исполнении
ученика)
С л а й д
5 .
Пьеса «Болезнь куклы» вносит совсем иной образный строй. У девочки заболела кукла.
Как в музыке рассказано об этом? Что необычно в музыкальном языке этой пьесы?
Слушая музыку, вы сразу обратите внимание на то, что в ней нет сплошной мелодической
линии. Она как бы «разорвана» паузами, каждый звук мелодии напоминает вздох: «Ох...
ах...»
Грустная
музыка
передает
переживания
маленькой
девочки,
которая
настолько
заигралась, что принимает все всерьез и очень сильно беспокоится о своей любимой
кукле. После напряженной кульминации, все завершается «угасающей» кодой. (Ученица
исполняет пьесу на фортепиано)
Слайд 6.
Следующая пьеса «Новая кукла.» Девочка так рада новой игрушке! Вместе со своей
куклой она кружится, танцует и, наверное, чувствует себя очень счастливой.
Музыка
очень точно передает настроение маленькой девочки, чувство восторга и радости. Пьеса
напоминает вальс, правда, звучит он очень быстро, привычный размер 3/4 ускорен в два
раза.
Выдержанный
на
протяжении
всей
пьесы
ритмический
пульс,
который
даёт
аккомпанемент, напоминает взволнованное биение сердца. (Ученица исполняет пьесу на
фортепиано)
Слайд 7.
В «Старинной французской песенке» оживает грустный, искренний, простой народный
напев.
Она
похожа
на
песню
-
задушевную,
задумчивую,
мечтательную,
печальную.
Простой
и
неторопливый
напев
родствен
старинной
балладе.
Скупые
гармонии,
сдержанный минорный тон повествования напоминают картины старых мастеров с их
приглушённо-темной палитрой красок. Из глубоких теней этих картин проступают лица и
фигуры
людей
в
старинных
одеждах,
живших
в
давние
времена...(Пьеса
звучит
в
исполнении ученицы на фортепиано)
Слайд 8.
«Нянина
сказка»
- это страшная история, рассказанная старушкой-няней. Сказочный
образ, раскрытый в пьесе, выражен при помощи гармонического языка и музыкально-
выразительных средств. В целом музыка звучит очень настороженно.(Пьеса звучит в
записи)
Слайд 9.
«Баба-Яга»
еще
одна
сказка
в
цикле,
в
которой
композитор
очень
точно
передал
фантастический полет главного персонажа. Колдунья стремительно проносится мимо
слушателей. Музыка звучит резко, с характерными «выкриками» Бабы-Яги и «свистом
ветра». С помощью музыкально-выразительных средств Чайковскому удалось очень точно
охарактеризовать этот сказочный персонаж. (Пьеса звучит в записи)
Слайд 10.
«Песня
жаворонка» из
«Детского
альбома»
-
это
тонкая
живописная
зарисовка,
окрашенная светлым, радостным настроением; лишь в средней части пьесы появляется
налёт грусти. Вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету - тема, весьма
распространённая в музыке всех эпох. это яркая и невероятно живописная картинка,
передающая щебет птиц. Музыка звучит очень легко, этому способствует отсутствие
ритмических акцентов, а также то, что мотивы мелодии начинаются и заканчиваются в
основном на слабые доли. (Пьеса звучит на фортепиано в исполнении ученицы)
Слайд 11.
«Неаполитанская песенка»
Неаполь - это город в Италии. В своей пьесе П. Чайковский очень выразительно передал
черты итальянской народной музыки, звучание народных инструментов. «Неаполитанская
песенка»
-
одна
из
самых
ярких
пьес
«Детского
альбома».
Она
пришла
в
музыку
Чайковского с улиц Неаполя. Пьеса напоминает народный итальянский танец - тарантеллу
(от названия города на юге Италии - Таранто). Это быстрый, живой, жизнерадостный
танец
с
чётким
ритмом,
очень
грациозный,
изящный,
задорный.
Танец
часто
сопровождается пением. Неслучайно пьеса называется «Неаполитанская песенка». Его
играют народные инструменты. В Италии распространён испанский народный инструмент
- кастаньеты. Они представляют собой две пары пластинок, выдолбленных из дерева в
форме раковины и связанных шнуром (показываем детям кастаньеты). Кастаньеты звучат
очень звонко, отчётливо подчёркивают ритм музыки, придают ей энергичный, горделивый
характер! Одна пластинка пальцами ударяется о другую и раздаётся щелкающий, яркий
звук, немного напоминающий звучание деревянных ложек. (Пьесу исполняет ученица на
скрипке)
Слайд 12.
«Сладкая грёза» Пьеса передаёт мечтательное трепетное состояние души.
Засыпая,
ребёнок
мечтает.
Его
мечту
воплощает
прекрасная
мелодия
пьесы.
(Пьеса
звучит
в
исполнении ученика на флейте))
Слайд 13.
«Полька» - следующая пьеса цикла. Полька - это чешский народный танец, весёлый,
живой, задорный, озорной. Его танцуют поскоками - маленькими, лёгкими прыжками.
Название этого танца происходит от чешского слова pulka - «полшага». Полька была
распространена
и
как
бальный
танец.
Полька
начинается
изящно,
легко.
Можно
представить себе, что её танцует маленькая девочка в воздушном платьице и красивых
туфельках, которые едва касаются пола, так умело и грациозно она движется. Это одна из
наиболее популярных пьес цикла. Весёлый танец, полный изящества; лишь в средней
части тема, перешедшая в нижний регистр, выступает нарочито грубовато, с задорным
юмором. Звучание мелодии дополняется непрерывным гармоническим развитием; партия
правой и левой руки воспринимаются не как мелодия и аккомпанемент, а как единое
целое. (Пьесу исполняет ученица на фортепиано)
Ну вот, дорогие друзья, на этом мы заканчиваем знакомство с циклом «Детский альбом»
П.И. Чайковского. Конечно, это далеко не все пьесы цикла. Творчество П.И. Чайковского
очень многообразное, богатое и за такое короткое время невозможно его рассмотреть
полностью, но мы надеемся, что сегодняшнее знакомство зародило в ваших сердцах
интерес
и
любовь
к
прекрасной
и
непревзойденной
музыке
великого
русского
композитора. Если это произошло – значит мы достигли своей цели!
Слайд 14.
На этом наш праздник заканчивается. До свидания , дорогие друзья! До новых встреч!