Автор: Крылова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: д/о № 2 МАОУ
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приёмы коррекционной работы при дисграфии и дислексии"
Раздел: дошкольное образование
Методы и приёмы коррекционной
работы при дисграфии и дислексии
Определение
•
Дисграфия
-
это
частичное
нарушение
процесса
письма,
проявляющееся
в
стойких,
повторяющихся
ошибках,
обусловленных несформированностью высших психических
функций участвующих в процессе письма.
•
Аграфия – отсутствие процесса письма.
•
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса
чтения, обусловленное несформированностью (нарушением)
высших
психических
функций
и
проявляющееся
в
повторяющихся ошибках стойкого характера.
•
Алексия
-
полная
неспособность
или
потеря
способности
овладения процессом чтения.
МКБ-10
•
Блок нарушений:
специфические расстройства развития
речи и языка.
Дислексия(F81.0) – специфическое
расстройство чтения;
Дисграфия(F81.1) – специфическое
расстройство спеллингования.
Этиология
•
Нарушения письма и чтения у детей чаще
всего возникают в результате общего
недоразвития всех компонентов языка:
фонетико-фонематического и лексико-
грамматического. Дисграфия и дислексия
возникают, как правило у детей с III
уровнем речевого развития.
Симптоматика дислексии
1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков , а
также замены графически сходных букв.
2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова.
3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.
4. Нарушение понимания прочитанного.
5. Аграмматизмы при чтении.
6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.
7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.
8.Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.
9.
Неточность
определения
формы,
величины.
Несформированность
оптико-
пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого
из
частей
при
конструировании,
в
неспособности
воспроизведения
заданной
формы.
10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя
литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).[3]
Симптоматика дисграфии
•
Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на
письме так называемых "специфических ошибок".
•
пропуски букв, слогов, слов, их перестановки
•
замены
и
смешения
букв,
близких
по
акустико-артикуляторным
характеристикам соответствующих звуков
•
смешения букв, сходных по начертанию
•
слияние нескольких слов в одно
•
нарушения
грамматического
согласования
и
управления
слов
впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-
артикуляторно-акустический
признак),
искажениебуквенно-слоговой
структуры
слов
(пропуски,
перестановки,
добавления,разрывы),
нарушения
структуры
предложений
(пропуски,
разрывы,перестановки
слов.
•
Аграмматизмы на письме[3]
Виды дислексии
•
Фонематическая
-
недоразвитие
функций
фонематической
системы.
Ребенок
смешивает
на
слух
звуки,
отличающиеся
одним
смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).
•
Семантическая
-
нарушение
понимания
прочитанных
с л ов ,
предложений, текста при технически правильном чтении.
•
Аграмматическая
-
изменение
падежных
окончаний
и
числа
существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде,
числе
и
падеже
существительного
и
прилагательного
(«интересное
сказка»);
изменение
окончаний
глаголов
3-го
лица
прошедшего
времени.
•
Оптическая
- трудности усвоения и в смешениях сходных графических
букв(В-З , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).
•
Мнестическая
- трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква
соответствует тому или иному звуку.[4]
Виды дисграфии
•
Артикуляторно-акустическая
- ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения,
опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными
словами, пишет так, как произносит.
•
Акустическая
- замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам:
звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),
аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).
•
Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:
«писмо», «лубит», «больит» и т.д.
•
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- пропуски букв и
слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних
букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги
разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;
•
Аграмматическая
- связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок
пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»,
«веселые день»).
•
Оптическая
- недостаточная сформированность зрительно-пространственных
представлений и зрительного анализа и синтеза. [4]
Логопедическое воздействие при
нарушениях чтения и письма
•
Семантическая дислексия:
-
Развитие звукового синтеза;
-
Обогащение словарного запаса;
-
Развитие грамматического строя речи;
-
Формирование морфологических и синтаксических обобщений
•
Оптические дислексия и дисграфия:
-
Развитие зрительного восприятия и гнозиса, зрительного анализа и синтеза;
-
Уточнение и расширение объема зрительной памяти;
-
Формирование пространственного восприятия и пространственных
представлений, зрительно-пространственных отношений, речевых
обозначений;
-
Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, в словах, в
предложениях и в текстах.[1, 88]
•
Аграмматические дислексия и дисграфия:
-
Уточнение и усложнение структуры предложения;
-
Развитие
функции
словоизменения,
умений
морфологического
анализа слова;
-
Формирование навыков словообразования;
-
Работа над однокоренными словами;
-
Закрепление грамматических форм письменной речи.
•
Фонематическая
дислексия
и
дисграфия
на
фоне
нарушения
языкового анализа и синтеза:
-
Развитие
навыков
слогового
анализа
и
словесного
синтеза,
фонематического анализа и фонематического синтеза.
•
Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:
- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;
- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.
Методы дисграфии
•
Метод узнавания звуко-буквы
•
Метод схемы слова
•
Метод соотнесения начальной буквы со
словом и картинкой
•
Метод Эббингауза
•
Метод исправления ошибок (зрительный)
•
Метод звуко-буквенного анализа
•
Структурный метод
Методы и приемы дислексии
•
Дыхательная,зрительная и артикуляционная
гимнастики
•
Метод кинезиологической корекции
•
Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и
пальцев рук
•
Ритмико-речевая и музыканая терапия
•
Зеркально-симметричное рисование обеими
•
Упражнения для развития зрительно-моторных
координаций,оперативного поля чтения
•
Интеллектуально-развивающие словесные игры
•
Метод озвученного чтения