Напоминание

"Методы и приёмы коррекционной работы при дисграфии и дислексии"


Автор: Крылова Екатерина Владимировна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: д/о № 2 МАОУ
Населённый пункт: г.Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Методы и приёмы коррекционной работы при дисграфии и дислексии"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методы и приёмы коррекционной

работы при дисграфии и дислексии

Определение

Дисграфия

-

это

частичное

нарушение

процесса

письма,

проявляющееся

в

стойких,

повторяющихся

ошибках,

обусловленных несформированностью высших психических

функций участвующих в процессе письма.

Аграфия – отсутствие процесса письма.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса

чтения, обусловленное несформированностью (нарушением)

высших

психических

функций

и

проявляющееся

в

повторяющихся ошибках стойкого характера.

Алексия

-

полная

неспособность

или

потеря

способности

овладения процессом чтения.

МКБ-10

Блок нарушений:

специфические расстройства развития

речи и языка.

Дислексия(F81.0) – специфическое

расстройство чтения;

Дисграфия(F81.1) – специфическое

расстройство спеллингования.

Этиология

Нарушения письма и чтения у детей чаще

всего возникают в результате общего

недоразвития всех компонентов языка:

фонетико-фонематического и лексико-

грамматического. Дисграфия и дислексия

возникают, как правило у детей с III

уровнем речевого развития.

Симптоматика дислексии

1. Замена и смешение звуков при чтении, чаще всего фонетически близких звуков , а

также замены графически сходных букв.

2. Побуквенное чтение-нарушение слияния звуков в слоги и слова.

3. Искажение звуко-слоговой структуры слова.

4. Нарушение понимания прочитанного.

5. Аграмматизмы при чтении.

6. Часто наблюдается в анамнезе нарушения звукопроизношения.

7. Бедность лексического запаса, неточность употребления слов.

8.Трудности ориентировки во всех пространственных направлениях.

9.

Неточность

определения

формы,

величины.

Несформированность

оптико-

пространственных представлений проявляется в рисовании, при составлении целого

из

частей

при

конструировании,

в

неспособности

воспроизведения

заданной

формы.

10. Выявляется задержка в дифференциации правой и левой части тела, поздняя

литерализация или ее нарушение (левшество или смешанная доминанта).[3]

Симптоматика дисграфии

Главным критерием диагностики дисграфии принято считать наличие на

письме так называемых "специфических ошибок".

пропуски букв, слогов, слов, их перестановки

замены

и

смешения

букв,

близких

по

акустико-артикуляторным

характеристикам соответствующих звуков

смешения букв, сходных по начертанию

слияние нескольких слов в одно

нарушения

грамматического

согласования

и

управления

слов

впредложении. Иначе говоря, искажения, замены, смешения букв(оптико-

артикуляторно-акустический

признак),

искажениебуквенно-слоговой

структуры

слов

(пропуски,

перестановки,

добавления,разрывы),

нарушения

структуры

предложений

(пропуски,

разрывы,перестановки

слов.

Аграмматизмы на письме[3]

Виды дислексии

Фонематическая

-

недоразвитие

функций

фонематической

системы.

Ребенок

смешивает

на

слух

звуки,

отличающиеся

одним

смыслоразличительным признаком (ц-с; с-ш; ж-ш).

Семантическая

-

нарушение

понимания

прочитанных

с л ов ,

предложений, текста при технически правильном чтении.

Аграмматическая

-

изменение

падежных

окончаний

и

числа

существительных («у товарищах»); неправильное согласование в роде,

числе

и

падеже

существительного

и

прилагательного

(«интересное

сказка»);

изменение

окончаний

глаголов

3-го

лица

прошедшего

времени.

Оптическая

- трудности усвоения и в смешениях сходных графических

букв(В-З , Т-Г; Р-Ь; П-Н-И).

Мнестическая

- трудности усвоения букв. Ребенок не знает, какая буква

соответствует тому или иному звуку.[4]

Виды дисграфии

Артикуляторно-акустическая

- ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения,

опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными

словами, пишет так, как произносит.

Акустическая

- замена букв, соответствующих, фонетически близким звукам:

звонкие - глухие (Б-П; В-Ф; Д-Т; Ж-Ш и т.д.), свистящие - шипящие (С-Ш; З-Ж и т.д.),

аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

Также проявляется в неправильном обозначении мягкости согласных на письме:

«писмо», «лубит», «больит» и т.д.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза

- пропуски букв и

слогов; перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов; написание лишних

букв в слове; повторение букв и (или) слогов; контоминация - в одном слове слоги

разных слов; слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;

Аграмматическая

- связана с недоразвитием грамматического строя речи. Ребенок

пишет аграмматично, т.е. как бы вопреки правилам грамматики («красивый сумка»,

«веселые день»).

Оптическая

- недостаточная сформированность зрительно-пространственных

представлений и зрительного анализа и синтеза. [4]

Логопедическое воздействие при

нарушениях чтения и письма

Семантическая дислексия:

-

Развитие звукового синтеза;

-

Обогащение словарного запаса;

-

Развитие грамматического строя речи;

-

Формирование морфологических и синтаксических обобщений

Оптические дислексия и дисграфия:

-

Развитие зрительного восприятия и гнозиса, зрительного анализа и синтеза;

-

Уточнение и расширение объема зрительной памяти;

-

Формирование пространственного восприятия и пространственных

представлений, зрительно-пространственных отношений, речевых

обозначений;

-

Дифференциация смешиваемых букв изолированно в слогах, в словах, в

предложениях и в текстах.[1, 88]

Аграмматические дислексия и дисграфия:

-

Уточнение и усложнение структуры предложения;

-

Развитие

функции

словоизменения,

умений

морфологического

анализа слова;

-

Формирование навыков словообразования;

-

Работа над однокоренными словами;

-

Закрепление грамматических форм письменной речи.

Фонематическая

дислексия

и

дисграфия

на

фоне

нарушения

языкового анализа и синтеза:

-

Развитие

навыков

слогового

анализа

и

словесного

синтеза,

фонематического анализа и фонематического синтеза.

Акустическая дисграфия и артикуляторно-акустическая дисграфия:

- Уточнение каждого из смешиваемых звуков;

- Слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Методы дисграфии

Метод узнавания звуко-буквы

Метод схемы слова

Метод соотнесения начальной буквы со

словом и картинкой

Метод Эббингауза

Метод исправления ошибок (зрительный)

Метод звуко-буквенного анализа

Структурный метод

Методы и приемы дислексии

Дыхательная,зрительная и артикуляционная

гимнастики

Метод кинезиологической корекции

Стимулирующий массаж и самомассаж кистей и

пальцев рук

Ритмико-речевая и музыканая терапия

Зеркально-симметричное рисование обеими

Упражнения для развития зрительно-моторных

координаций,оперативного поля чтения

Интеллектуально-развивающие словесные игры

Метод озвученного чтения



В раздел образования