Автор: Оксана Геннадьевна Сергеева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: Оренбургская область, город Оренбург,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Твердые и мягкие согласные и позиции их в словах"
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
« Центр детского творчества» Промышленного района
Методическая разработка по теме:
«Твердые и мягкие согласные и позиции их в словах»
По программе «Путешествие в страну звуков и букв»
Составитель: Сергеева О.Г,
Педагог дополнительного
образования
Оренбург -2020
Пояснительная записка
Методическая разработка по теме : «Твердые и мягкие согласные и позиции
их в словах» разработана по программе «Путешествие в страну звуков и букв»
Данное занятие рекомендуется проводить при закреплении мягкого и
твердого согласного звука. Чтобы дети понимали какой звук и на каком месте
в слове.
Для того чтобы занятие проходило динамично и результативно разработаны
дифференцированные задания. А индивидуализация при организации
познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся
позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных
возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной
работы в рамках поставленных задач. В качестве дополнительного задания
подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.
Тема: Твердые и мягкие согласные позиция их в слове
Цель: Учить различать твердые и мягкие согласные звуки
Задачи:
Обучающие:
- закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий; уметь слышать и
выделять эти звуки в начале, в середине и в конце слова.
Развивающие: способствовать
развитию
фонематического
слуха;
обогащать словарь; развивать связную речь.
Воспитательные: воспитывать
доброжелательное
отношение
к
окружающим;
формировать
положительную
самооценку;
воспитывать
любознательность.
Методы организации учебного занятия:
- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);
-
наглядный (работа
с
наглядными
материалами:
картинками,
плакатами);
- практический (проведение игр, выполнение упражнений).
Ход занятия:
Мотивация: Здравствуйте ребята. Сегодня утром у себя на ноутбуке я
обнаружила какой-то файл не пойму откуда он и зачем. А давайте вместе
разберемся что это и зачем? Вы поможете мне?( Да ) Показывается
презентация с голосовым озвучиванием(пение птиц)
Ребята что вы услышали?(голоса птиц)т.е звуки которые издают птицы.
Правильно звуки это то что мы слышим и можем произносить. Звуки издают
животные, птицы, природа , транспорт. А мы можем издавать звуки?(да)
Какие?(хлопать в ладоши, топать, щелкать пальцами. А произносить звуки
мы можем?(да конечно) да верно мы с вами уже выучили некоторые звуки.
Оказывается мы с вами произносим речевые звуки, когда разговариваем- это
звуки нашей речи. Речевые звуки может издавать человек ведь он умеет
разговаривать. Давайте вспомним какие звуки мы с вами уже выучили.
С, Сь; Ш, З,З Ь; Ж, Л, Ль; М, МЬ.(вспоминают как они знакомились с этими
звуками) А сейчас я предлагаю вам поработать со звуковыми часами.
(дидактическое пособие у каждого на столе) Предлагается показать стрелкой
такую картинку в названии которого есть данный звук (предлагается
несколько изученных звуков) (ответы детей следить чтобы ответы были
полные) Ребята вы мне столько слов сказали и звуки в словах где могут
находиться?( В начале, в середине, в конце) Правильно. А давайте мы с вами
сейчас отправимся в зоопарк. Вы любите животных?(да) Скажите а у нас в
городе есть зоопарк? (нет) Я знаю ребята то в городе Петербурге есть
замечательный зоопарк и я там была на занятии «Окружающий мир» я вам
про него расскажу. Так вот город Питер далеко от нас (да) Тогда я предлагаю
с начало полететь на самолете (руки в стороны летят издавая гул самолета)
прилетели дальше с аэропорта продолжаем свой путь на машине (имитируя
руль и издавая звуки шума машины едут) дальше с остановки идут пешком.
Наконец добрались до зоопарка. Посмотрите внимательно сколько много
животных в зоопарке. С каким звуком вы желаете поработать? Дети
выбирают сами. И так звук К,КЬ. Выбираем животных в названии которых
имеется звук К, Кь. Затем предлагается выяснить в каких словах данный звук
находится в начале слова ,в каких в конце, в каких в середине. Выставляются
прямоугольники-схемы в которых нарисован круг в начале, в конце. В
середине. И затем предлагается положить на круг на схеме фишу такого
цвета какой звук. Если дети затрудняются, выставляются зеленый и синий
человечек. Дальше предлагается игра «Измени слово» Я буду произносить
слово и кидать вам мяч, а вы будите его изменять, добавляя в начало звук П.
Например: ушки-пушки. Олечка- полечка , Аллочка – палочка, ластик-
пластик. Если останется время можно провести игру «Исправь ошибку»
Поэт перепутал слова в стиха. Помогите их исправить.
Все уселись мы на песенку (лесенку)
И поем мы дружно лесенку (песенку)
Я нажимаю на медали (педали)
Чтоб первым получить педали (медали)
Далеко идти мне пень(лень)
Лучше сяду я на лень (пень)
Лечит от болезней пекарь(лекарь) Хлеб печет умелый лекарь(пекарь)
Итог: ребята вы сегодня молодцы хорошо работали. А с чего начиналось
сегодняшнее занятие?( с голос. сообщения.) Скажите мне пожалуйста а оно как
то подходит к нашему занятию?(да) А почему? (Да потому. что мы тоже изучаем
звуки) Верно. Назовите какие мы уже знаем звуки?(с, сь; з, зь; и т. д.) А
назовите какие они бывают?(мягкие и твердые) Скажите ребята, а что вам
больше всего понравилось на занятии?(ответы детей) А что было трудным
(ответы детей) Вы сегодня молодцы хорошо и дружно работали. Занятие
окончено идите на переменку.