Напоминание

"Твердые и мягкие согласные и позиции их в словах"


Автор: Оксана Геннадьевна Сергеева
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО
Населённый пункт: Оренбургская область, город Оренбург,
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Твердые и мягкие согласные и позиции их в словах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

« Центр детского творчества» Промышленного района

Методическая разработка по теме:

«Твердые и мягкие согласные и позиции их в словах»

По программе «Путешествие в страну звуков и букв»

Составитель: Сергеева О.Г,

Педагог дополнительного

образования

Оренбург -2020

Пояснительная записка

Методическая разработка по теме : «Твердые и мягкие согласные и позиции

их в словах» разработана по программе «Путешествие в страну звуков и букв»

Данное занятие рекомендуется проводить при закреплении мягкого и

твердого согласного звука. Чтобы дети понимали какой звук и на каком месте

в слове.

Для того чтобы занятие проходило динамично и результативно разработаны

дифференцированные задания. А индивидуализация при организации

познавательного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся

позволяют создать оптимальные условия для реализации потенциальных

возможностей каждого ребенка; осуществляемых в условиях коллективной

работы в рамках поставленных задач. В качестве дополнительного задания

подбираются несколько взаимосвязанных заданий нарастающей трудности.

Тема: Твердые и мягкие согласные позиция их в слове

Цель: Учить различать твердые и мягкие согласные звуки

Задачи:

Обучающие:

- закрепить понятия: согласный звук, твердый, мягкий; уметь слышать и

выделять эти звуки в начале, в середине и в конце слова.

Развивающие: способствовать

развитию

фонематического

слуха;

обогащать словарь; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать

доброжелательное

отношение

к

окружающим;

формировать

положительную

самооценку;

воспитывать

любознательность.

Методы организации учебного занятия:

- словесный (объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог);

-

наглядный (работа

с

наглядными

материалами:

картинками,

плакатами);

- практический (проведение игр, выполнение упражнений).

Ход занятия:

Мотивация: Здравствуйте ребята. Сегодня утром у себя на ноутбуке я

обнаружила какой-то файл не пойму откуда он и зачем. А давайте вместе

разберемся что это и зачем? Вы поможете мне?( Да ) Показывается

презентация с голосовым озвучиванием(пение птиц)

Ребята что вы услышали?(голоса птиц)т.е звуки которые издают птицы.

Правильно звуки это то что мы слышим и можем произносить. Звуки издают

животные, птицы, природа , транспорт. А мы можем издавать звуки?(да)

Какие?(хлопать в ладоши, топать, щелкать пальцами. А произносить звуки

мы можем?(да конечно) да верно мы с вами уже выучили некоторые звуки.

Оказывается мы с вами произносим речевые звуки, когда разговариваем- это

звуки нашей речи. Речевые звуки может издавать человек ведь он умеет

разговаривать. Давайте вспомним какие звуки мы с вами уже выучили.

С, Сь; Ш, З,З Ь; Ж, Л, Ль; М, МЬ.(вспоминают как они знакомились с этими

звуками) А сейчас я предлагаю вам поработать со звуковыми часами.

(дидактическое пособие у каждого на столе) Предлагается показать стрелкой

такую картинку в названии которого есть данный звук (предлагается

несколько изученных звуков) (ответы детей следить чтобы ответы были

полные) Ребята вы мне столько слов сказали и звуки в словах где могут

находиться?( В начале, в середине, в конце) Правильно. А давайте мы с вами

сейчас отправимся в зоопарк. Вы любите животных?(да) Скажите а у нас в

городе есть зоопарк? (нет) Я знаю ребята то в городе Петербурге есть

замечательный зоопарк и я там была на занятии «Окружающий мир» я вам

про него расскажу. Так вот город Питер далеко от нас (да) Тогда я предлагаю

с начало полететь на самолете (руки в стороны летят издавая гул самолета)

прилетели дальше с аэропорта продолжаем свой путь на машине (имитируя

руль и издавая звуки шума машины едут) дальше с остановки идут пешком.

Наконец добрались до зоопарка. Посмотрите внимательно сколько много

животных в зоопарке. С каким звуком вы желаете поработать? Дети

выбирают сами. И так звук К,КЬ. Выбираем животных в названии которых

имеется звук К, Кь. Затем предлагается выяснить в каких словах данный звук

находится в начале слова ,в каких в конце, в каких в середине. Выставляются

прямоугольники-схемы в которых нарисован круг в начале, в конце. В

середине. И затем предлагается положить на круг на схеме фишу такого

цвета какой звук. Если дети затрудняются, выставляются зеленый и синий

человечек. Дальше предлагается игра «Измени слово» Я буду произносить

слово и кидать вам мяч, а вы будите его изменять, добавляя в начало звук П.

Например: ушки-пушки. Олечка- полечка , Аллочка – палочка, ластик-

пластик. Если останется время можно провести игру «Исправь ошибку»

Поэт перепутал слова в стиха. Помогите их исправить.

Все уселись мы на песенку (лесенку)

И поем мы дружно лесенку (песенку)

Я нажимаю на медали (педали)

Чтоб первым получить педали (медали)

Далеко идти мне пень(лень)

Лучше сяду я на лень (пень)

Лечит от болезней пекарь(лекарь) Хлеб печет умелый лекарь(пекарь)

Итог: ребята вы сегодня молодцы хорошо работали. А с чего начиналось

сегодняшнее занятие?( с голос. сообщения.) Скажите мне пожалуйста а оно как

то подходит к нашему занятию?(да) А почему? (Да потому. что мы тоже изучаем

звуки) Верно. Назовите какие мы уже знаем звуки?(с, сь; з, зь; и т. д.) А

назовите какие они бывают?(мягкие и твердые) Скажите ребята, а что вам

больше всего понравилось на занятии?(ответы детей) А что было трудным

(ответы детей) Вы сегодня молодцы хорошо и дружно работали. Занятие

окончено идите на переменку.



В раздел образования