Автор: Иванова Надежда Иваановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Психосоматика детского возраста
Раздел: дополнительное образование
Психосоматика детского возраста
Впервые
понятие
«психосоматическое
заболевание»
предложил
немецкий
врач
Хайнрот
в
1818г.
Он
использовал
данный
термин
для
обозначения
взаимосвязи
телесных
недугов
пациентов
и
их
душевных
страданий.
Хайнрот
предположил,
что
соматические
расстройства
могут
вызываться
душевными
расстройствами.
Идеи
связи
телесного
и
психического высказывались еще Гиппократом.
Психосоматика - это наука, которая изучает взаимосвязь психики и
тела, нашего эмоционального состояния и нашего физического здоровья.
Сейчас многие говорят: «Все болезни от нервов», и такие разговоры не с
проста.
Действительно, существует тесная взаимосвязь души и тела. Закаляя
своё
тело,
мы
укрепляем
свой
дух,
наши
способности
противостоять
жизненным
трудностям
возрастают.
И
наоборот:
стабилизируя
своё
эмоциональное состояние и, повышая стрессоустойчивость, мы оберегаем
себя от различных физических недомоганий. Также психосоматика изучает
все проявления данной взаимосвязи – различные заболевания и расстройства.
Детская психика более чувствительна к тому, что происходит вокруг,
поэтому риск развития психосоматических расстройств в детском возрасте
достаточно высок. Бывает, что назначенное доктором лечение не помогает и
тогда уже не только родители в замешательстве, но и врач, поскольку сделал
всё от него зависящее.
Что
касается
психологических
факторов,
которые
способствуют
развитию болезни, то они очень разнообразны. Например, ребенок пережил
стрессовую ситуацию (воспитатель накричала в садике, конфликт в школе с
учителем или одноклассниками, потеря близкого человека: внезапный или
длительный отъезд или смерть, и т.п.) и после этого у него появился какой-
либо симптом. Или же в семье между родителями начались разногласия и
частые
столкновения
(особенно,
если
они
не
обсуждаются
открыто,
а
подавляются),
а
то
и
вовсе
дело
идёт
к
разводу.
Ребенок
это
на
подсознательном
уровне
улавливает
и
может
отреагировать
каким-либо
физическим
недугом.
Ещё
ребенок
может
на
протяжении
длительного
времени испытывать чувство вины за какой-либо проступок или за то, какой
он плохой и тем самым наказывать себя за это физическим страданием: «Я
болею, значит, я уже наказан и могу меньше себя в этом винить». Условная
выгода тоже одна из причин, по которым болеют наши дети. В этом случае
заболевание помогает ребенку получить желаемое или избежать чего-либо
нежелательного.
Например,
ребенку
не
хватает
общения
с
мамой
и
он
1
заболевает.
Что
он
получает?
Он
сидит
дома
(или
вообще
оказывается
госпитализирован) и мама, выйдя на больничный, оказывается рядом с ним,
одаривает его заботой, вниманием и теплом. Как раз то, чего ему и не
хватало. И поверьте, ребенок это делает неосознанно: у него, действительно,
что-то
болит
и
он,
действительно,
чувствует
себя
плохо.
Разного
рода
внутриличностные
конфликты
также
могут
проявлять
себя
в
виде
психосоматических расстройств.
Таким образом, болезнь – это своего рода сигнал ребенка о том, что у
него есть какая-то личная проблема, что внутри есть какое-то напряжение и
дискомфорт.
Физический
недуг
помогает
ребенку
облегчить
внутреннее
эмоциональное напряжение, «сказать» родителю (и вообще окружающим) о
своем психологическом состоянии и тем самым «попросить» о помощи.
Понимать
свои
желания
ребенок
учится
у
родителей.
Разговаривая
с
ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему
узнавать и называть эти переживания. Он понимает и осознает себя в той
мере,
в
какой
его
научили
этому
родители.
Если
же
они
были
на
это
неспособны,
то
в
его
распоряжении
остается
бессловесный
способ
коммуникации – при помощи симптомов.
Кожа может выражать состояние детей, т.е. экзема может означать
желание
перемен.
Шелушение
кожи
и
неприятие
чего-либо
означают
недостаток чего-либо необходимого. Астения может проявиться у ребенка,
которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах.
У
каждого
из
нас
может
быть
психосоматическое
заболевание.
У
взрослых
оно
чаще
всего
накладывается
на
переживания,
связанные
с
утратой
близкого
человека
или
расставанием.
Психосоматическое
заболевание
возникает
как
следствие
«вытеснения
из
сознания».
Утрата
вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми
сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева,
а ошибочно перенаправляются в тело».
Лечение
психосоматических
заболеваний
у
детей
должно
носить
комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и
рациональную медикаментозную терапию. При этом очень важным является
оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от
общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания
и, следовательно, прогноз для ребенка.
2