Напоминание

Психосоматика детского возраста


Автор: Иванова Надежда Иваановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ ДО
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Психосоматика детского возраста
Раздел: дополнительное образование





Назад




Психосоматика детского возраста

Впервые

понятие

«психосоматическое

заболевание»

предложил

немецкий

врач

Хайнрот

в

1818г.

Он

использовал

данный

термин

для

обозначения

взаимосвязи

телесных

недугов

пациентов

и

их

душевных

страданий.

Хайнрот

предположил,

что

соматические

расстройства

могут

вызываться

душевными

расстройствами.

Идеи

связи

телесного

и

психического высказывались еще Гиппократом.

Психосоматика - это наука, которая изучает взаимосвязь психики и

тела, нашего эмоционального состояния и нашего физического здоровья.

Сейчас многие говорят: «Все болезни от нервов», и такие разговоры не с

проста.

Действительно, существует тесная взаимосвязь души и тела. Закаляя

своё

тело,

мы

укрепляем

свой

дух,

наши

способности

противостоять

жизненным

трудностям

возрастают.

И

наоборот:

стабилизируя

своё

эмоциональное состояние и, повышая стрессоустойчивость, мы оберегаем

себя от различных физических недомоганий. Также психосоматика изучает

все проявления данной взаимосвязи – различные заболевания и расстройства.

Детская психика более чувствительна к тому, что происходит вокруг,

поэтому риск развития психосоматических расстройств в детском возрасте

достаточно высок. Бывает, что назначенное доктором лечение не помогает и

тогда уже не только родители в замешательстве, но и врач, поскольку сделал

всё от него зависящее.

Что

касается

психологических

факторов,

которые

способствуют

развитию болезни, то они очень разнообразны. Например, ребенок пережил

стрессовую ситуацию (воспитатель накричала в садике, конфликт в школе с

учителем или одноклассниками, потеря близкого человека: внезапный или

длительный отъезд или смерть, и т.п.) и после этого у него появился какой-

либо симптом. Или же в семье между родителями начались разногласия и

частые

столкновения

(особенно,

если

они

не

обсуждаются

открыто,

а

подавляются),

а

то

и

вовсе

дело

идёт

к

разводу.

Ребенок

это

на

подсознательном

уровне

улавливает

и

может

отреагировать

каким-либо

физическим

недугом.

Ещё

ребенок

может

на

протяжении

длительного

времени испытывать чувство вины за какой-либо проступок или за то, какой

он плохой и тем самым наказывать себя за это физическим страданием: «Я

болею, значит, я уже наказан и могу меньше себя в этом винить». Условная

выгода тоже одна из причин, по которым болеют наши дети. В этом случае

заболевание помогает ребенку получить желаемое или избежать чего-либо

нежелательного.

Например,

ребенку

не

хватает

общения

с

мамой

и

он

1

заболевает.

Что

он

получает?

Он

сидит

дома

(или

вообще

оказывается

госпитализирован) и мама, выйдя на больничный, оказывается рядом с ним,

одаривает его заботой, вниманием и теплом. Как раз то, чего ему и не

хватало. И поверьте, ребенок это делает неосознанно: у него, действительно,

что-то

болит

и

он,

действительно,

чувствует

себя

плохо.

Разного

рода

внутриличностные

конфликты

также

могут

проявлять

себя

в

виде

психосоматических расстройств.

Таким образом, болезнь – это своего рода сигнал ребенка о том, что у

него есть какая-то личная проблема, что внутри есть какое-то напряжение и

дискомфорт.

Физический

недуг

помогает

ребенку

облегчить

внутреннее

эмоциональное напряжение, «сказать» родителю (и вообще окружающим) о

своем психологическом состоянии и тем самым «попросить» о помощи.

Понимать

свои

желания

ребенок

учится

у

родителей.

Разговаривая

с

ребенком, мать создает пространство для его переживаний и помогает ему

узнавать и называть эти переживания. Он понимает и осознает себя в той

мере,

в

какой

его

научили

этому

родители.

Если

же

они

были

на

это

неспособны,

то

в

его

распоряжении

остается

бессловесный

способ

коммуникации – при помощи симптомов.

Кожа может выражать состояние детей, т.е. экзема может означать

желание

перемен.

Шелушение

кожи

и

неприятие

чего-либо

означают

недостаток чего-либо необходимого. Астения может проявиться у ребенка,

которого покинула мать и он перестал ощущать ее запах.

У

каждого

из

нас

может

быть

психосоматическое

заболевание.

У

взрослых

оно

чаще

всего

накладывается

на

переживания,

связанные

с

утратой

близкого

человека

или

расставанием.

Психосоматическое

заболевание

возникает

как

следствие

«вытеснения

из

сознания».

Утрата

вызывает такой риск разрушения психики, что наши импульсы, которыми

сопровождается утрата, не выражаются в ощущении грусти, вины или гнева,

а ошибочно перенаправляются в тело».

Лечение

психосоматических

заболеваний

у

детей

должно

носить

комплексный характер и включать в себя психотерапевтическую коррекцию и

рациональную медикаментозную терапию. При этом очень важным является

оказание помощи, не только детям, но и их родителям. Очень часто именно от

общей обстановки в семье зависит течение психосоматического заболевания

и, следовательно, прогноз для ребенка.

2



В раздел образования