Напоминание

Урок литературы в 5 классе. И. Бунин "Детство"


Автор: Рожина Мария Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Болтогинская СОШ им Н. Д. Субурусского
Населённый пункт: Село Харбала 2 Чурапчинского района Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Урок литературы в 5 классе. И. Бунин "Детство"
Раздел: среднее образование





Назад




План-конспект урока

по литературе

Тема: И. А. Бунин « Детство»

Используемые технологии: ТКРМ, Проблемный диалог

Тип урока: изучение нового материала

Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.

Задачи урока:

совершенствовать умения учащимися анализировать лирическое стихотворение;

продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;

совершенствовать умение учащихся работать в паре и оценивать товарища;

развивать мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;

Учить строить монологические высказывания;

Формы работы, используемые на уроке:

индивидуальная, парная, фронтальная.

Материальное обеспечение (оборудование):

учебник «Литература» 6 класс, редакция Т.Ф. Курдюмовой;

презентация по теме И. А. Бунин ;

Компьютер, проектор.

Этапы урока

Деятельность учителя и в некоторых местах

обучающихся

Деятельность обучающихся

УУД

СОТ

I.

Эмоциональный

настрой.

–здравствуйте! Каждый день , который мы

проживаем – это чудо.Мы живем, разговариваем,

смеемся , радуемся – это чудо ! Согласны ?

Приветствуют учителя. Готовятся к

уроку, настраиваются к диалогу.

Регулятивные:

реакция на звонок,

волевая

саморегуляция,

самопроверка порядка

на рабочем месте

Проверка

домашней

работы.

Знакомство с

биографиями

писателя и

художника

-А почему у вас, ребята хорошее настроение я

уже догадалась. Вы все сегодня готовы к уроку.

- Так начнём наш урок с проверки домашнего

задания. Вы должны были подготовить краткие

презентации о русском поэте Иване Бунине и о

русском художнике Иване Шишкине Готовы ?

Домашнее задание: подготовить

презентации

- Учащиеся слушают выступление

своих одноклассников, делают

Познавательные УУД:

поиск информации

Коммуникатив-

ные:

планирование

-Молодцы, ребята.

необходимые пометки.

учебного

сотрудничества со

сверстниками;

умение выражать свои

мысли

Регулятивные:

контроль и коррекция

ответов

Личностные:

формирование своего

отношения к учебной

задаче и осознание

значимости

Актуализация

знаний.

Самоопределе

ние к

деятельности.

Первичное

восприятие

стихотворения

О ком мы будем говорить сегодня на уроке?

- О двух замечательных представителях своего

времени : о поэте Иване Бунине и о художнике

Иване Шишкине. Как вы думаете, почему я

объединила на нашем уроке людей , занятия ,

творчество которых совершенно разное?

Работа по учебнику

- Какие стихи данного автора мы будем читать

сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в

конце учебника.

- Назовите произведения.

Итак, открываем тетради и пишем тему урока:

Дети отвечают на вопросы учителя и

выявляют проблему : почему Бунин и

Шишкин?

Находят стихотворение И.Бунина.

Пишут тему урока

Познавательные УУД:

ориентироваться

в

своей системе знаний:

отличать новое от уже

известного с помощью

у

ч

и

т

е

л

я

,высказывать предпол

ожения, обсуждать пр

облемные вопросы

Познавательные:

р а б о т а

с

информацией, поиск и

о т б о р

н у ж н о й

информации

Технолог

ия

диалогово

го

взаимоде

йствия.

Иван Алексеевич Бунин « Детство»

1. Работа над стихотворением «Детство».

- Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».

Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить

на вопрос: о ком это стихотворение?

Учитель читает стихотворение. После чтения

вопрос повторяется.

(- Это стихотворение о нем самом.)

- Почему?

(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он

гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)

2. Словарная работа

- Прочитайте стихотворение еще раз

самостоятельно, как вы его поняли.

- Какие непонятные слова вы встретили?

Бор. (Слайд 4)

- О каком дереве говорится в стихотворении? О

сосне.

-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.

Палаты.

- В каких случаях это слово употребляют в речи?

- А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил

это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».

(Слайд 5)

«Старичок к старухе воротился.

Диалог- беседа.Отвечают на вопросы

учителя .Работают с текстом

Познавательные:

умение

структурировать

знания;

контроль и оценка

знаний,

контроль и оценка

процессов результатов

деятельности,

работа с

информацией.

Коммуникатив-

ные: умение выражать

свои мысли.

Познавательные:

умение

структурировать

знания,

работать с

информацией

Личностные:

перевод внешней речи

на внутренний план.

Коммуникатив-

ные: умение выражать

свои мысли.

Работа над

содержанием

стихотворения.

Что ж? Пред ним царские палаты,

В палатах видит свою старуху,

За столом сидит она царицей».

- Так что же такое палаты?

(Большой и красивый зал.)

- Зал в царском дворце.

- Царские палаты, нарядные, красивые. А у

Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и

прочитайте.

3. Физкультминутка

4.Беседа по картинам И.И.Шишкина.

- Лес поражал своей красотой и величием не

только И.А.Бунина. Великолепным певцом

русского леса был замечательный русский

художник И.И.Шишкин.

(Слайд 6)

На многих его картинах мы видим суровые и

веселые, хмурые и светлые хвойные леса.

(Слайд 7)

- Перед вами репродукции картин

замечательного русского художника Ивана

Ивановича Шишкина «Корабельная роща»,

«Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на

них и сопоставьте их со стихотворением Бунина.

Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие.

Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)

(Слайд 8)

Упражнения для туловища и рук, ног

Внимательно рассматривают картины

Шишкина. Отвечают на вопросы

Здоровьесберегающие

Коммуникатив-

ные:

управление

поведением;

умение выражать свои

мысли

Регулятивные:

контроль и коррекция

в форме сравнения

способа действия и

его результата

Личностные:

формирование

алгоритма своего

способа действия

Познавательные:

Технолог

ия

проблемн

ого

диалога

(Слайд 9)

- Любая из этих картин могла бы стать

иллюстрацией к стихотворению: все они

пронизаны светом, теплом, радостью.

- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В

солнечный день.)

- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты

создает человек. Кто создает палаты солнечные?

(Их создает природа.)

- А какими словами из стихотворения Бунина вы

можете описать солнечные палаты изображенные

Шишкиным?

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

5.Чтение стихотворения по частям.

- В какое время дня бродил поэт по лесу?

«И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам».

- Что увидел поэт в один из таких солнечных

дней?

«Повсюду блеск, повсюду яркий свет

Песок – как шелк…»

- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне

Выбирают иллюстрацию к

стихотворению. Объясняют – почему.

умение

структурировать

знания,

работать с

информацией

Познавательные:

оценка процесса и

результата

деятельности

Коммуникатив-

ные:

умение выражать свои

мысли

Регулятивные:

контроль и коррекция

в форме сравнения

способа действия и

его результата

Технолог

ия

развиваю

щего

обучения

Определение

темы и авторской

идеи

произведения.

корявой»?

«Прильну к сосне корявой-

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол- гигант, тяжелый, величавый».

- Прочитайте строки, в которых автор описывает

кору?

Кора груба, морщиниста, красна.

Но как тепла, так солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного лета.

- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо

старого человека, которое лучится добротой и

светом мудрости. Сосны напоминают мальчику

великанов из сказки, рядом с которыми герой сам

себе кажется очень маленьким.

- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать

высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.

- А человек может столько прожить?

- Вспомните сколько лет автору в этом

стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.

- Представьте, что мы в том же лесу, на том же

месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

- Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте

на него ответ.

6.Выразительное чтение стихотворения.-

Прочитайте стихотворение выразительно.-

Познавательные:

умение

структурировать

знания,

работать с

информацией

Коммуникатив-

ные:

согласованность при

работе в парах;

умение выражать свои

чувства

Регулятивные:

контроль и коррекция

Природа для Бунина - живое существо. Еще

мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг

себя. Он восхищается, наслаждается красотой

соснового бора. А ведь этот мальчик ваш

ровесник. А в таком юном возрасте познание

мира начинается с восхищения красотой.

7. Самостоятельный анализ стихотворения ( план

анализа)

Кто лирический герой ?( сам автор)

Когда герой почувствовал себя ребенком?( когда

прильнул к сосне )

В стихотворении много говорится о природе, но

называется оно» Детство» Почему? ( природа

делает человека молодым, возвращает его к

детству)

Найдите эпитеты: Почему их так много?

( показывает красоту природы)смолистый аромат,

величавый гигант, кора морщиниста,

красна,солнечное лето.

Какие цвета использует Бунин при описании

леса? А Шишков?( желтый, красный,

коричневый)

Найдите сравнение.( песок, как шелк)

С каким настроением написано стихотворение?

( автор радуется, ему весело)

8. Определение темы и идеи

- А как вы думаете, для чего Бунин написал это

Готовятся и читают стихотворение.

Вспоминают, на что надо обратить

внимание при подготовке к

выразительному чтению. Обсуждают,

в каком темпе и как тихо или громко

надо читать.

Коммуникатив-

ные:

управление своим

поведением и

умение выражать свои

мысли

Личностные:

формирование

алгоритма своего

способа действия

Регулятивные:

контроль и коррекция

воспроизводить по

памяти информацию,

необходимую для

решения учебной

задачи

(Познавательные

УУД)

уметь делать выводы в

результате совместной

работы

(Познавательные

УУД)

оценивать уровень

владения тем или

иным учебным

действием

давать оценку

деятельности на уроке

совместно с учителем

и одноклассниками;

Работа в

паре

стихотворение?

- Определите авторскую идею этого

стихотворения.

-Чтобы обратить наше внимание на

красоту природы, заставить нас ею

любоваться, выразить свои чувства и

настроение, своё душевное

состояние, свою любовь к природе.

выделять и осознавать

то, что уже усвоено и

что нужно еще

усвоить

(Регулятивные УУД)

учиться выполнять

различные роли в

группе.

(Коммуникативные

УУД).

устанавливать связь

между целью

деятельности и ее

результатом.

(Личностные УУД)

Рефлексия.

Заключение

учителя

9.Составление синквейна.

- детство

-лето

-природа

-счастье

-Активно работая на уроке каждый, из вас внёс

вклад в достижение поставленных задач -

научиться видеть красоту природы, узнать об

отношении автора стихотворения к родной

природе, определить авторскую идею.

– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

Каждый оценивает свой вклад в

достижение поставленных задач и

высказывается одним предложением.

(ответы детей)

Анализировать эмоци

ональные состояния,

полученные от

успешной

(неуспешной)

деятельности, оценива

ть их влияние на

настроение человека

(Регулятивные УУД)

оценивать собственну

ю учебную

деятельность: свои

достижения,

(Личностные УУД)

Технолог

ия ТКРМ

Домашнее

задание.

Я очень надеюсь , что вы поняли, почему

сегодня мы говорили о двух талантах: Иване

Бунине и о Иване Шишкине. Прочитали

замечательное стихотворение и увидели

прекрасные картины. Их авторы горячо любили и

тонко чувствовали красоту родной природы. Они

ею восхищались. Любили свою Родину и

гордились ею.Этим они похожи

Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы

он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о

России. Он говорил: «Я – очень русский человек.

Это с годами не пропадет».

Я предлагаю вам выбрать самим домашнее

задание с условиями:

• Прочитайте выразительно стихотворение И. А.

Бунина «Детство» -это на оценку 3.

• Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4.

• Выберите понравившиеся фрагменты

стихотворения и проиллюстрируйте их,

сопроводите свой рисунок текстом наизусть –

на оценку 5.

Каждый сам выбирает себе задание ,

с учетом своих возможностей.

Диффере

нцирован

ный

подход.



В раздел образования