Автор: Рожина Мария Николаевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Болтогинская СОШ им Н. Д. Субурусского
Населённый пункт: Село Харбала 2 Чурапчинского района Республика Саха(Якутия)
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Урок литературы в 5 классе. И. Бунин "Детство"
Раздел: среднее образование
План-конспект урока
по литературе
Тема: И. А. Бунин « Детство»
Используемые технологии: ТКРМ, Проблемный диалог
Тип урока: изучение нового материала
Цель: Создать условия для глубокого целостного восприятия и осмысления учениками поэтического текста.
Задачи урока:
совершенствовать умения учащимися анализировать лирическое стихотворение;
продолжать совершенствовать учащимися навык сознательного, правильного, выразительного чтения;
совершенствовать умение учащихся работать в паре и оценивать товарища;
развивать мыслительные операции учащихся, делать умозаключения;
Учить строить монологические высказывания;
Формы работы, используемые на уроке:
индивидуальная, парная, фронтальная.
Материальное обеспечение (оборудование):
учебник «Литература» 6 класс, редакция Т.Ф. Курдюмовой;
презентация по теме И. А. Бунин ;
Компьютер, проектор.
Этапы урока
Деятельность учителя и в некоторых местах
обучающихся
Деятельность обучающихся
УУД
СОТ
I.
Эмоциональный
настрой.
–здравствуйте! Каждый день , который мы
проживаем – это чудо.Мы живем, разговариваем,
смеемся , радуемся – это чудо ! Согласны ?
Приветствуют учителя. Готовятся к
уроку, настраиваются к диалогу.
Регулятивные:
реакция на звонок,
волевая
саморегуляция,
самопроверка порядка
на рабочем месте
Проверка
домашней
работы.
Знакомство с
биографиями
писателя и
художника
-А почему у вас, ребята хорошее настроение я
уже догадалась. Вы все сегодня готовы к уроку.
- Так начнём наш урок с проверки домашнего
задания. Вы должны были подготовить краткие
презентации о русском поэте Иване Бунине и о
русском художнике Иване Шишкине Готовы ?
Домашнее задание: подготовить
презентации
- Учащиеся слушают выступление
своих одноклассников, делают
Познавательные УУД:
поиск информации
Коммуникатив-
ные:
планирование
-Молодцы, ребята.
необходимые пометки.
учебного
сотрудничества со
сверстниками;
умение выражать свои
мысли
Регулятивные:
контроль и коррекция
ответов
Личностные:
формирование своего
отношения к учебной
задаче и осознание
значимости
Актуализация
знаний.
Самоопределе
ние к
деятельности.
Первичное
восприятие
стихотворения
О ком мы будем говорить сегодня на уроке?
- О двух замечательных представителях своего
времени : о поэте Иване Бунине и о художнике
Иване Шишкине. Как вы думаете, почему я
объединила на нашем уроке людей , занятия ,
творчество которых совершенно разное?
Работа по учебнику
- Какие стихи данного автора мы будем читать
сегодня, вы узнаете, посмотрев содержание в
конце учебника.
- Назовите произведения.
Итак, открываем тетради и пишем тему урока:
Дети отвечают на вопросы учителя и
выявляют проблему : почему Бунин и
Шишкин?
Находят стихотворение И.Бунина.
Пишут тему урока
Познавательные УУД:
ориентироваться
в
своей системе знаний:
отличать новое от уже
известного с помощью
у
ч
и
т
е
л
я
,высказывать предпол
ожения, обсуждать пр
облемные вопросы
Познавательные:
р а б о т а
с
информацией, поиск и
о т б о р
н у ж н о й
информации
Технолог
ия
диалогово
го
взаимоде
йствия.
Иван Алексеевич Бунин « Детство»
1. Работа над стихотворением «Детство».
- Сейчас я прочитаю стихотворение «Детство».
Вы слушайте внимательно и готовьтесь ответить
на вопрос: о ком это стихотворение?
Учитель читает стихотворение. После чтения
вопрос повторяется.
(- Это стихотворение о нем самом.)
- Почему?
(- Потому, что он говорит о себе, о том, как он
гулял в лесу. Он говорит, что ему было 10 лет.)
2. Словарная работа
- Прочитайте стихотворение еще раз
самостоятельно, как вы его поняли.
- Какие непонятные слова вы встретили?
Бор. (Слайд 4)
- О каком дереве говорится в стихотворении? О
сосне.
-Значит, бор- это лес, в котором растут сосны.
Палаты.
- В каких случаях это слово употребляют в речи?
- А вот послушайте, как А.С.Пушкин употребил
это слово в «Сказке о рыбаке и рыбке».
(Слайд 5)
«Старичок к старухе воротился.
Диалог- беседа.Отвечают на вопросы
учителя .Работают с текстом
Познавательные:
умение
структурировать
знания;
контроль и оценка
знаний,
контроль и оценка
процессов результатов
деятельности,
работа с
информацией.
Коммуникатив-
ные: умение выражать
свои мысли.
Познавательные:
умение
структурировать
знания,
работать с
информацией
Личностные:
перевод внешней речи
на внутренний план.
Коммуникатив-
ные: умение выражать
свои мысли.
Работа над
содержанием
стихотворения.
Что ж? Пред ним царские палаты,
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».
- Так что же такое палаты?
(Большой и красивый зал.)
- Зал в царском дворце.
- Царские палаты, нарядные, красивые. А у
Бунина, какие палаты? Найдите в тексте и
прочитайте.
3. Физкультминутка
4.Беседа по картинам И.И.Шишкина.
- Лес поражал своей красотой и величием не
только И.А.Бунина. Великолепным певцом
русского леса был замечательный русский
художник И.И.Шишкин.
(Слайд 6)
На многих его картинах мы видим суровые и
веселые, хмурые и светлые хвойные леса.
(Слайд 7)
- Перед вами репродукции картин
замечательного русского художника Ивана
Ивановича Шишкина «Корабельная роща»,
«Хвойный лес. Солнечный день». Взгляните на
них и сопоставьте их со стихотворением Бунина.
Посмотрите на сосны. Какие они? (Большие.
Огромные. Красивые. Стройные. Высокие.)
(Слайд 8)
Упражнения для туловища и рук, ног
Внимательно рассматривают картины
Шишкина. Отвечают на вопросы
Здоровьесберегающие
Коммуникатив-
ные:
управление
поведением;
умение выражать свои
мысли
Регулятивные:
контроль и коррекция
в форме сравнения
способа действия и
его результата
Личностные:
формирование
алгоритма своего
способа действия
Познавательные:
Технолог
ия
проблемн
ого
диалога
(Слайд 9)
- Любая из этих картин могла бы стать
иллюстрацией к стихотворению: все они
пронизаны светом, теплом, радостью.
- От сосен падают тени. А когда это бывает? ( В
солнечный день.)
- Перед вами солнечные палаты. Царские палаты
создает человек. Кто создает палаты солнечные?
(Их создает природа.)
- А какими словами из стихотворения Бунина вы
можете описать солнечные палаты изображенные
Шишкиным?
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
5.Чтение стихотворения по частям.
- В какое время дня бродил поэт по лесу?
«И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам».
- Что увидел поэт в один из таких солнечных
дней?
«Повсюду блеск, повсюду яркий свет
Песок – как шелк…»
- Что почувствовал мальчик, «прильнув к сосне
Выбирают иллюстрацию к
стихотворению. Объясняют – почему.
умение
структурировать
знания,
работать с
информацией
Познавательные:
оценка процесса и
результата
деятельности
Коммуникатив-
ные:
умение выражать свои
мысли
Регулятивные:
контроль и коррекция
в форме сравнения
способа действия и
его результата
Технолог
ия
развиваю
щего
обучения
Определение
темы и авторской
идеи
произведения.
корявой»?
«Прильну к сосне корявой-
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол- гигант, тяжелый, величавый».
- Прочитайте строки, в которых автор описывает
кору?
Кора груба, морщиниста, красна.
Но как тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного лета.
- Кора сосен теплая, морщинистая, как лицо
старого человека, которое лучится добротой и
светом мудрости. Сосны напоминают мальчику
великанов из сказки, рядом с которыми герой сам
себе кажется очень маленьким.
- А вы знаете, ребята, что сосна может достигать
высоту в 40 метров, а доживает она до 400 лет.
- А человек может столько прожить?
- Вспомните сколько лет автору в этом
стихотворении? Найдите эти строчки в тексте.
- Представьте, что мы в том же лесу, на том же
месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?
- Прочитайте первый вопрос в учебнике и дайте
на него ответ.
6.Выразительное чтение стихотворения.-
Прочитайте стихотворение выразительно.-
Познавательные:
умение
структурировать
знания,
работать с
информацией
Коммуникатив-
ные:
согласованность при
работе в парах;
умение выражать свои
чувства
Регулятивные:
контроль и коррекция
Природа для Бунина - живое существо. Еще
мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг
себя. Он восхищается, наслаждается красотой
соснового бора. А ведь этот мальчик ваш
ровесник. А в таком юном возрасте познание
мира начинается с восхищения красотой.
7. Самостоятельный анализ стихотворения ( план
анализа)
Кто лирический герой ?( сам автор)
Когда герой почувствовал себя ребенком?( когда
прильнул к сосне )
В стихотворении много говорится о природе, но
называется оно» Детство» Почему? ( природа
делает человека молодым, возвращает его к
детству)
Найдите эпитеты: Почему их так много?
( показывает красоту природы)смолистый аромат,
величавый гигант, кора морщиниста,
красна,солнечное лето.
Какие цвета использует Бунин при описании
леса? А Шишков?( желтый, красный,
коричневый)
Найдите сравнение.( песок, как шелк)
С каким настроением написано стихотворение?
( автор радуется, ему весело)
8. Определение темы и идеи
- А как вы думаете, для чего Бунин написал это
Готовятся и читают стихотворение.
Вспоминают, на что надо обратить
внимание при подготовке к
выразительному чтению. Обсуждают,
в каком темпе и как тихо или громко
надо читать.
Коммуникатив-
ные:
управление своим
поведением и
умение выражать свои
мысли
Личностные:
формирование
алгоритма своего
способа действия
Регулятивные:
контроль и коррекция
воспроизводить по
памяти информацию,
необходимую для
решения учебной
задачи
(Познавательные
УУД)
уметь делать выводы в
результате совместной
работы
(Познавательные
УУД)
оценивать уровень
владения тем или
иным учебным
действием
давать оценку
деятельности на уроке
совместно с учителем
и одноклассниками;
Работа в
паре
стихотворение?
- Определите авторскую идею этого
стихотворения.
-Чтобы обратить наше внимание на
красоту природы, заставить нас ею
любоваться, выразить свои чувства и
настроение, своё душевное
состояние, свою любовь к природе.
выделять и осознавать
то, что уже усвоено и
что нужно еще
усвоить
(Регулятивные УУД)
учиться выполнять
различные роли в
группе.
(Коммуникативные
УУД).
устанавливать связь
между целью
деятельности и ее
результатом.
(Личностные УУД)
Рефлексия.
Заключение
учителя
9.Составление синквейна.
- детство
-лето
-природа
-счастье
-Активно работая на уроке каждый, из вас внёс
вклад в достижение поставленных задач -
научиться видеть красоту природы, узнать об
отношении автора стихотворения к родной
природе, определить авторскую идею.
– Оцените себя, выбирая начало фразы на доске.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
Каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных задач и
высказывается одним предложением.
(ответы детей)
Анализировать эмоци
ональные состояния,
полученные от
успешной
(неуспешной)
деятельности, оценива
ть их влияние на
настроение человека
(Регулятивные УУД)
оценивать собственну
ю учебную
деятельность: свои
достижения,
(Личностные УУД)
Технолог
ия ТКРМ
Домашнее
задание.
Я очень надеюсь , что вы поняли, почему
сегодня мы говорили о двух талантах: Иване
Бунине и о Иване Шишкине. Прочитали
замечательное стихотворение и увидели
прекрасные картины. Их авторы горячо любили и
тонко чувствовали красоту родной природы. Они
ею восхищались. Любили свою Родину и
гордились ею.Этим они похожи
Бунин прожил за границей 34 года. И все эти годы
он мечтал вернуться в Россию. Он жил думами о
России. Он говорил: «Я – очень русский человек.
Это с годами не пропадет».
Я предлагаю вам выбрать самим домашнее
задание с условиями:
• Прочитайте выразительно стихотворение И. А.
Бунина «Детство» -это на оценку 3.
• Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4.
• Выберите понравившиеся фрагменты
стихотворения и проиллюстрируйте их,
сопроводите свой рисунок текстом наизусть –
на оценку 5.
Каждый сам выбирает себе задание ,
с учетом своих возможностей.
Диффере
нцирован
ный
подход.