Автор: Кулагина Юлия Александровна
Должность: педагог- организатор
Учебное заведение: МБОУ ДО "ДЮСШ "Патриот" п.Кировский
Населённый пункт: пгт.Кировский Кировский район Приморский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Командообразование в подростковом коллективе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеская спортивная школа «Патриот» п.Кировский
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
на тему:
«Командообразование в подростковом
коллективе»
Разработала:
Кулагина Юлия Александровна
Педагог дополнительного образования
2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Тот, кто воображает, что может обойтись без других людей — очень ошибается, а
тот,
кто
воображает,
что
другие
не
могут
обойтись
без
него
—
ошибается
ещё
больше. Франсуа де Ларошфуко.
Актуальность.
Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» —
строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и
развитие навыков командной работы.
Игры и тренинги на сплочение или на
командообразование,
способствуют
созданию
благоприятной
психологической
атмосферы в подростковом коллективе.
Благодаря
проведению
игр
и
тренингов,
подростки
учатся
доверять
и
поддерживать друг друга, разрешать поставленные задачи всей группой, а не
индивидуально. Дети обучаются навыкам сотрудничества и взаимодействия.
Игры на сплочение подросткового коллектива являются важной ступенью
для
создания
здорового,
активного
и
продуктивного
сообщества
подростков,
которым необходимо в будущем тесно взаимодействовать друг с другом. В данной
методической разработке наглядно показаны игры на сплочение для школьников,
которые применяются на занятиях «Школы вожатых» и на сборах и собраниях
активистов «Волонтеры Победы». Данные тренинги и игры пригодятся не только
классным руководителям, педагогам дополнительного образования, работающим с
коллективом детей, но также и родителям, в чьем доме часто бывают друзья их
ребенка. Подростки в процессе занятий получают необходимый социальный опыт,
опыт
общественных
и
личностных
отношений,
что
облегчает
процессы
самоутверждения, особенно остро протекающие в подростковом возрасте.
Методы и педагогические технологии:
-
методы
проблемного
обучения
(беседа
с
элементами
проблемного
изложение, обсуждение проблемной ситуации);
- технология обучения в сотрудничестве (работа в группах); технология
развития
критического
мышления
(самостоятельная
работа
с
источником
информации,
работа
с
таблицами,
чтение
с
остановками,
мозговая
атака,
«Продолжи предложение», рефлексия и т.д.);
Методическая цель разработки: систематизация и обобщение опыта по
командообразованию
учебного
занятия
в
соответствии
с
современными
требованиями.
Практическая значимость разработки состоит в том, что в ней определены
особенности
занятия
и
прописана
деятельность
педагога
и
обучающихся
на
различных
его
этапах
с
методическими
приемами.
Занятия
проводятся
с
учащимися
13-16
лет.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
индивидуально-групповая; коллективная.
Подростки
самостоятельно
могут
познакомиться
с
разделами
темы
и
выполнить задания.
Процесс
обучения
основан
на
принципах
личностно-ориентированного,
индивидуального
и
системно-деятельностного
подходов,
который
позволит
обучающимся
по
окончании
изучения
темы
сформировать
определенные
универсальные учебные действия (УУД).
ПЛАН-КОНСПЕКТ
Тема занятия: «Командообразование»
Тип
занятия: получение
новых
знаний
и
первичное
закрепление
способов
деятельности.
Вид занятия: смешанный (игры, тренинги, беседа с элементами проблемного
изложения, самостоятельная практическая работа).
Цель
:
создание условий
для
активизации
процесса
успешного
сплочения
группы, формирование знаний о командообразовании.
Задачи
Обучающие:
- изучить терминологию по теме «Командообразование»;
-
формировать
умение
взаимодействовать
в
команде
(в
группе)
через
участие в групповых тренингах;
- закрепить навыки координации совместных действий в самостоятельной
деятельности.
Воспитывающие:
-
создать доверительную обстановку в группе;
-
прививать
интерес
к
занятиям
групповой
деятельности
через
практическую работу; формировать чувства команды;
-
воспитывать
способность
и
готовность
работать
в
команде
(сотрудничать);
-
воспитывать ответственность, толерантность, культуру общения;
Развивающие:
-
развивать
критическое
мышление
(умение
анализировать,
быстро
принимать решение, отстаивать свою точку зрение);
-
развивать коммуникативные и творческие способности.
Формы
организации
познавательной
деятельности:
индивидуально-
групповая; коллективная.
Методы
и
педагогические
технологии:
методы
проблемного
обучения
(беседа
с
элементами
проблемного
изложение,
обсуждение
проблемной
ситуации); технология обучения в сотрудничестве (работа в группах); технология
развития
критического
мышления
(самостоятельная
работа
с
источником
информации,
работа
с
таблицами,
чтение
с
остановками,
мозговая
атака,
«Продолжи предложение», рефлексия и т.д.);
Материально-техническое
обеспечение:
наглядность,
таблицы,
бумага,
шариковые ручки, маркер.
Планируемые результаты:
Личностные: мотивация к обучению и целенаправленная познавательная деятельность,
готовность к саморазвитию личностному самоопределению. Мотивация на получение
новых знаний;
- умение ориентироваться на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметные:
Познавательные:
- умение находить и обобщать полученную информацию;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с совместно поставленной целью;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с совместно составленным
алгоритмом.
Коммуникативные:
- умение формулировать собственное мнение;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления
результата.
Предметные:
- знания основных понятий на занятии:
- командообразование;
УУД
Регулятивные
- уметь ставить цель и планировать деятельность для достижения этой цели;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить
необходимые коррективы в действия;
-умение осуществлять контроль и коррекцию своей деятельности.
Познавательные
-умение работать с информацией, смысловое чтение;
-умение работать по алгоритму;
- умение анализировать полученную информацию, подводить итоги.
Коммуникативные
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- уметь работать в группах
- уметь осуществлять поиск информации и работать с ней самостоятельно.
Технологическая карта занятия
Этапы
занятия
Деятельность педагога
Деятельность
учащихся
Методические
приемы
Образовательный
результат
1.1.Организационный
момент
(5 мин).
- создать положительный
эмоциональный настрой на
усвоение учебного
материала.
1.
Приветствует
2.
Проверяет явку на занятия
3.
Проверяет готовность к занятию
Игра «Давайте поздороваемся»
1. Приветствуют
2. Концентрируют
внимание
Организационный
диалог
Полная готовность
учащихся к работе. Быстрое
включение в деловой ритм.
1.2. Мотивация
обучающихся на
плодотворную
познавательную
деятельность.
-подготовить обучающихся
к осознанному восприятию
материала, стимулировать
познавательный интерес.
(10
мин.)
1. Обсуждение проблемной
ситуации «Что значит Команда?»
2. Настраивает обучающихся на
продуктивную познавательную
деятельность.
3. Формулирует совместно с
обучающимися тему и цель занятия
1. Решают проблемную
ситуацию.
2. Положительно
настраиваются на занятие.
3. Участвуют в
формулировке темы и целей
занятия
Фронтальная
работа
Игра «Снежный
ком»
Упражнение
«Шеренга»
Мозговая атака
Положительный настрой
обучающихся.
Быстрое включение в
работу.
1.3.Актуализация опорных
знаний и опыта
обучающихся
(3 мин.)
-активизировать личный
опыт каждого
обучающегося и
содействовать его
использованию в обучении
1. Актуализирует знания
обучающихся по теме
«командообразование» через
тренинг
2. Организует обсуждение
проблемы использования знаний по
теме в повседневной жизни.
1.Тренинги по теме.
2. Участвуют в обсуждении
работы в команде на
личных примерах.
Фронтальная
работа
тренинг «Друг к
дружке»,
Мозговой штурм
Активизация имеющихся
знаний и опыта по теме.
Умение работать в группе,
создание команды
2.1.Изучение нового
материала
(15 мин.)
-
развитие умения учитывать
интересы каждого в команде.
1.
Объясняет новый материал.
2.
Распределяет обучающихся на
группы.
3.
Организует и координирует
работу обучающихся в группах с
разными информационными
источниками.
4.
Создает условия для успешного
усвоения обучающимися
понятий и определений по теме.
1.
Воспринимают новый
материал.
2.
Делятся на группы.
3.
Работают с
информационными
источниками.
4.
Усваивают понятия и
определения.
Работа в группах
Упражнение «Эм-
пайр стейт бил-
динг»
Освоение понятий.
2.2. Закрепление, и
систематизация знаний
(7 мин.)
- закрепить и
систематизировать
полученные знания
Организует практическую работу
обучающихся по закреплению
полученных знаний и содействует
овладению ими способов
деятельности при работе в
группах.
Осуществляет контроль и
организует взаимоконтроль.
Организует осмысление и
систематизирует о с полученные
обучающимися знания.
1.
Выполняют
практическую работу в
группах
2.Осуществляют
взаимоконтроль.
Индивидуальная
самостоятельная
работа с
использованием
раздаточного
материала
Упражнение
«Секретный
фарватер»
Работа в группах.
Построение алгоритма
деятельности
2.3.Физкультминутка (5
мин)
-снять эмоциональное и
физическое напряжение
1.
Проводит физкультминутку для
обучающихся.
1.
Участвуют в
физкультминутке,
выполняют
упражнения
Групповая работа,
соревнование
Коммуникативная
атака,
жестикуляция
Упражнение «Гол-
мимо»
Снятие напряжения,
положительные эмоции
2.4.Применение знаний на
практике
(10 мин.)
-применить полученные
знания на практике.
1.
Организует самостоятельную
работу обучающихся в группах
по организации деятельности
2.
Контролирует и корректирует
работу обучающихся.
Выполняют групповую
практическую работу (на
выбор).
Осуществляют само и
взаимоконтроль,
корректирую работу.
Индивидуально-
групповая работа
Контроль,
самоконтроль и
взаимоконтроль
Упражнение
«Поезд»
Организация групповой
деятельности, работа в
команде по проведению
тренингов
2.5.Проведение тренингов
на сплочение коллектива
(20 мин.)
- Создание дружеской
атмосферы взаимопомощи;
доверия;
доброжелательного и
открытого общения
учащихся друг с другом в
команде
1.
Организует презентацию
полученных образовательных
продуктов.
2.
Обсуждает вместе с
обучающимися результаты
совместной деятельности
1.
Проводят игры,
тренинги
2.
Обсуждают результаты
работы.
Индивидуально-
групповая работа.
Упражнения:
«Проективный
рисунок»
Умение самостоятельно
выполнять задание и
презентовать групповую
работу.
3.1. Рефлексия
(3 мин.)
- самооценка деятельности
1.
Организует рефлексию на
занятии (Приложение 4).
Анализирует, обобщает, делает
выводы.
1.
Проводят
саморефлексию,
участвуют в смайл
рефлексии
2.
Участвуют в
самоанализе и анализе
деятельности на
занятии, делают вывода.
Индивидуально-
групповая.
Коллективная
Рефлексивная
Овладение способами
самооценки и
саморефлексии
3.2.Домашнее задание
«найти командные
тренинги и игры на
сплочение коллектива»
(1 мин.)
- сообщить обучающимся о
домашнем задании,
разъяснить методику его
1.
Сообщает обучающимся о
домашнем задании, разъясняет
методику его выполнения.
Беседуют с педагогом по
поводу домашнего задания
Фронтальная
Индивидуальная
Мозговая атака
Умение самостоятельно, с
учётом своих возможностей
составить набор тренингов и
игр на выбор
выполнения
3. 3.Подведение итогов
(8 мин.)
- проанализировать и
оценить деятельность
обучающихся, создать
ситуацию успеха.
1.
Подводит итоги занятия,
оценивает работу групп и
отмечает лучшие работы и
типичные ошибки
1.
Оценивают работы
Коллективная
Педагогика
сотрудничества
Притча «Веник».
Упражнение
«Аплодисменты»
Сотрудничество
обучающихся по
формированию знаний,
умений и навыков работы в
команде.
Ход занятия (тренинга)
1.1. Организационный момент (5 минут.)
Приветствие «Давайте поздороваемся».
Цель: снятие мышечного напряжения у участников тренинга (занятия), переключение внимания.
Педагог: Здравствуйте те, у кого в этом месяце день рождения.
Здравствуйте те, кто плотно утром позавтракал.
Здравствуйте те, кто тоскует по морю и песку.
Здравствуйте те, кто готов работать в нашей группе.
Я рады приветствовать вас на молодежном тренинге. А сначала нам необходимо познакомиться друг с другом.
1.2. Мотивация обучающихся (10 мин.)
Игра «Снежный ком» (5 мин)
Цель: знакомство участников.
Оптимальное количество участников: все.
Описание: Если коллектив состоит из незнакомых людей, эта игра как нельзя кстати подойдет для знакомства участни-
ков. Она имеет несколько разновидностей, в зависимости от возраста участников. Рассмотрим традиционный вариант.
Педагог объясняет правила упражнения.
- Все участники встают по кругу. Ведущий называет свое имя. Следующий называет имя предыдущего игрока, а затем
представляется сам. Третий участник называет имена двух предыдущих по именам, потом сообщает свое имя. И так да-
лее. Последнему игроку необходимо сообщить имена всех участников и свое имя.
Интерес у участников игры может вызвать и следующий вариант.
- Играющие называют не только имя, но и какое-то свое качество, дополнительно характеризуя себя. По условиям игры
качество должно начинаться на ту же букву, что и имя. Например: «Анна. Артистичная», «Дарья. Дивная».
Для младших ребят можно выбрать вариант, где участники называют свое имя и делают движение, каждый последую-
щий участник должен назвать не только имя предыдущего, но и повторить движение.
Педагог: Отлично! Предлагаю сыграть в следующую игру.
Упражнение «Шеренга» (5 мин.)
Оптимальное количество участников: 10-15 чел.
Цели: разминка, распределение ролей в команде.
Описание: в течение всей игры присутствующие не произносят ни слова. Попросите группу встать со своих мест и по-
строиться несколько раз по разным принципам:
1.
По росту
2.
По возрасту
3.
По дате рождения, начиная с января
Обсуждение:
Как удалось не разговаривая прийти к согласию?
Что в данном упражнении было сложнее всего?
Как можно одним словом назвать работу всех участников?
Рекомендации: упражнение разряжает обстановку, сбрасывает напряжение. В то же время достаточно эффективно
распределяет роли в команде. Практически сразу появляется активный лидер, который выстраивает в людей в нужном по-
рядке и образуется команда.
1.3.
Актуализация опорных знаний и опыта обучающихся (3 мин.)
Сегодня на тренинге мы посмотрим, насколько нам удастся действовать вместе.
Упражнение «Друг к дружке» (3 мин.)
Цель: Преодолеть барьеры в общении между участниками, раскрепостить их.
Я предлагаю вам поиграть в игру-активатор «Друг к дружке», во время которой всем участникам нужно выполнять
очень-очень быстро движения. Станьте в круг, выберите себе партнера и быстро пожмите ему руку.
А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет очень быстро «поздороваться» друг с другом. А
когда я скажу: «Друг к дружке! », вы должны поменять партнера.
- Правая рука к правой руке!
- Нос к носу!
- Спина к спине!
- Друг к дружке.
- Носок к носку!
- Живот к животу!
- Лоб ко лбу!
- Друг к дружке.
- Бок к боку!
- Колено к колену!
- Мизинец к мизинцу!
- Друг к дружке.
- Бедро к бедру!
- Ухо к уху!
- Пятка к пятке!
- Друг к дружке.
- Затылок к затылку!
- Локоть к локтю!
- Кулак к кулаку!
- Друг к дружке.
Пожмите друг другу руки. Молодцы. Спасибо.
2.1.
Изучение нового материала. (15 мин.)
Упражнение «Эмпайр стейт билдинг»
Цель: Развивать умения действовать слажено.
Для игры понадобятся маркеры или фломастеры, листы формата А3, карточки с заданиями, а именно:
- Нарисовать здание в 10 этажей.
- Контур здания должен быть фиолетового цвета.
- Окон здания должно быть по 2 на каждый этаж.
- На здании должен развиваться синий флаг
…и так далее.
Карточек должно быть столько же, сколько и участников. Если участников слишком много, то их можно разбить на груп-
пы, тогда понадобится меньше карточек. Каждому участнику раздается по карточке. Его задача молча нарисовать то, что
ему выпало. Между собой участники тоже не разговаривают. Все участники группы рисуют одновременно. Для удобства
проведения игры лучше, чтобы лист бумаги был прикреплен к стене, а количество участников не превышало 5 человек.
Для азарта можно устроить состязания на время, тогда понадобится секундомер.
2.2. Закрепление, и систематизация знаний. (7 мин.)
Упражнение «Секретный фарватер»
Упражнение на преодоление препятствий. 7-8 участников выстраиваются паровозиком и держатся друг за друга. Всем
кроме первого завязываются глаза. Первый участник – рулевой. Рулевой должен провести свой корабль до противопо-
ложной стены минуя препятствия-мины без единого слова. Основная сложность заключается в том, что «хвост» имеет
свойство вилять и налетать на «мины», чтобы этого не случилось каждый участник должен в точности повторять движе -
ние предыдущего. Упражнение можно усложнять, увеличивая длину корабля и количество мин.
2.3. Физминутка «Гол-мимо» (5 мин.)
Учащиеся делятся на две половины. Педагог поочерёдно показывает то левую, то правую руку. Участники, исходя из
того, какая рука показывается, кричат: Правая половина зала - Гол! (поднята правая рука) Левая половина зала - Мимо!
(поднята левая рука) Если ведущий поднимает вверх обе руки, участники кричат -"штанга" Главное для игроков, не запу -
таться, так как ведущий может поднять правую руку, но показать ей на левую половину зала.
1 вариант
Ведущий делит зал на две половины, договаривается, что когда он поднимает руку одна половина зала кричит «гол», ле-
вую руку – вторая половина зала кричит «мимо». Если он поднимает обе руки – все кричат «штанга».
2 вариант
Тоже игра, что и «гол-мимо», только на правую руку – одна половина зала произносит слова: «В бане веники мочены»,
на левую руку – другая половина зала произносит: «С Волги бревна привезены», на обе руки «Барыня, барыня, суда-
рыня-барыня».
2.4. Применение знаний на практике (10 мин.)
Упражнение «Поезд»
Цель: образование единого командного духа.
Время выполнения: 10 минут.
Ход упражнения: у нас есть голова поезда, ваша задача образовать целый состав и пройти не отцепляясь все преграды
на пути вашего состава. Если состав расцепится, начинаем сначала. Преграды: туннель (на корточках пройти), поворот
на право, на лево, ускориться, притормозить, посигналить три раза.
Вывод: Сплочение – это возможность для коллектива стать единым целым для достижений конкретных целей и задач.
Все Мы нуждаемся в поддержке, и получить ее мы можем только в своей группе! Ведь только сплоченный коллек-
тив добивается многих вершин и побед!»
2.5.Проведение тренингов на сплочение коллектива (20 мин.)
Упражнение «Проективный рисунок»
Ведущий предлагает участникам нарисовать коллективный портрет группы: каждый имеет право нарисовать только один
элемент. Данную процедуру целесообразно провести в завершение, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри
группы.
Реквизит: ватман, фломастеры, цветные карандаши.
3.1.Рефлексия (3 мин.)
Сравните своё состояние до начала занятия и после, что изменилось, что вы чувствуете
?
3.2.Домашнее задание «найти командные тренинги и игры на сплочение коллектива» (1 мин)
3.3 Подведение итогов (8 мин.)
И закончить наш тренинг я хочу древней притчей:
Веник. (5 мин.)
У одного старика было три сына. И они никак не могли ужиться вместе. Старику очень хотелось, чтобы после его
смерти сыновья жили в мире. Он решил научить их этому.
Однажды, отец позвал их к себе и попросил разломать пополам веник. Сначала попробовал старший сын, но, сколько он
не старался — ничего не получилось. Такие же неудачи постигли среднего и младшего. Тогда отец развязал веник, и по -
просил каждого сына разломать по несколько соломинок. Это, конечно же, им с лёгкостью удалось.
Тогда отец сказал:
— Вот также и в жизни. Если вы будете вместе, то вас никто не сломит, а по отдельности вас также легко победить, как и
сломать пару соломинок.
Упражнение «Аплодисменты» (3 мин.)
Цель: завершение тренинга.
Ход упражнения: мы хорошо поработали, каждый вас заслуживает подарка. Предлагаю всем отблагодарить друг друга
аплодисментами.