Напоминание

Баскетбол как средство физического воспитания подрастающего поколения.


Автор: Овчинников Роман Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №4"
Населённый пункт: пгт. Пойковский Нефтеюганского района ХМАО-Югры
Наименование материала: статья по представлению собственного педагогического опыта
Тема: Баскетбол как средство физического воспитания подрастающего поколения.
Раздел: среднее образование





Назад




Баскетбол как средство физического воспитания подрастающего

поколения.

Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей

яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических

приемов.

Обладая

высокой

динамичностью,

эмоциональностью

и

в

тоже

время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих

специалистов

в

области

спорта,

является

одним

из

самых

эффективных

факторов всестороннего физического развития.

Кстати, можно с уверенностью сказать, что баскетбол, наверное,

является единственным из самых популярных видов спорта, дата и место

возникновения

которого

точно

известны.

Об

истории

создания

этой

популярной игры написано немало. В многочисленных статьях и книгах

написаны правдивые и вымышленные подробности о становлении будущего

пристрастия миллионов игроков и болельщиков. За довольно короткое время

баскетбол прошел стадию становления и последующее бурное развитие. В

течение

нескольких

десятилетий

эта

игра

завоевала

сердца

многих

поклонников

на

всех

континентах

планеты,

что

само

по

себе

являет

необъяснимый феномен.

Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по

площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника,

стараются

забросить

мяч

в

корзину

противника,

одновременно

не

давая

возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем

считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила

н а и б о л ь ш е е

к о л и ч е с т в о

м я ч е й

в

к о р з и н у

п р о т и в н и к а .

В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую

популярность

из-за

экономической

доступности

игры,

высокой

эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта

и г р а

бл а го п р и я т н о

в о зд е й с т в о в а л а

н а

о р г а н и зм

ч е л о в е к а .

Основу баскетбола составляют простые естественные движения –

прыжки,

бег,

передачи

и

броски.

Такие

приемы

легко

заучиваются

как

взрослыми, так и детьми. Поэтому баскетбол был включен в программу

системы обучения и физического воспитания детей, которое начинается с

д е т с к и х

с а д о в .

Во время игры каждый игрок стремится превзойти своего соперника

быстротой своих действий, которые направлены на достижение победы. Игра

приучает игроков максимально мобилизировать свои силы и возможности,

преодолевать

трудности,

возникающие

во

время

игры,

действовать

с

максимальным напряжением физических и моральных сил. Все эти факторы

способствуют воспитанию у молодых людей решительности, настойчивости

и

ц е л е у с т р е м л е н н о с т и .

В ходе игры постоянно чередуются движения и действия, которые

постоянно изменяются по интенсивности и продолжительности и в конечном

результате они оказывают комплексное воздействие на организм спортсмена.

Баскетбол

способствует

развитию

многих

физических

каче ств,

формированию

двигательных

навыков,

а

также

укрепляет

внутренние

органы.

Обстановка во время игры постоянно изменяется и все время создаются

новые

игровые

ситуации.

Такие

условия

заставляют

игроков

постоянно

наблюдать за ходом игры, развивают у них способности мгновенно оценивать

позицию, действовать быстро, находчиво и инициативно в любых ситуациях.

Наблюдая

за

процессом

игры,

игроки

развивают

у

себя

способности

к

концентрации

внимания,

временной

и

пространственной

ориентации.

Непрерывное изменение игровой обстановки, удача или поражение

вызывают у игроков проявление различных чувств и переживаний, которые

влияют

на

их

деятельность.

Высокий

уровень

эмоций

постоянно

поддерживают активность и интерес к игре. Обладая такими особенностями,

баскетбол создает ряд благоприятных условий для воспитания у спортсменов

умение управлять своими эмоциями, не терять способности контроля над

с в о и м и

д е й с т в и я м и .

Во время игры каждый игрок, учитывая изменение игровой обстановки,

самостоятельно определяет, какие действия необходимо выполнить, а также

принять решение, когда и как действовать. Такие действия способствуют

воспитанию в игроков творческой инициативы. Также следует помнить о том,

что в отличие от всех командных видов спорта баскетбол дает возможность

показать индивидуальные способности каждого игрока, а также иногда дает

в о з м о ж н о с т ь

в

о д и н о ч к у

р е ш и т ь

и с х о д

и г р ы .

Правилами игры предусмотрено также этику поведения спортсменов по

отношению

к

своим

противникам

и

судьям.

Для

регулирования

взаимоотношений

на

игровой

площадке

между

участниками

существуют

персональные и технические наказания. Такая особенность создает условия

для

воспитания

дружбы

и

товарищества

и

вырабатывает

у

спортсменов

п р и в ы ч к у

п о д ч и н и т ь

с в о и

д е й с т в и я

и н т е р е с а м

к о м а н д ы .

Баскетбол, как игра, получил широкое распространение и развитие и

кажется, что нет такого уголка на планете, где бы не играли в баскетбол.

Интерес

к

этой

игре

постоянно

возрастает,

усиливается

конкуренция

на

международной

арене.

Такая

обстановка

заставляет

совершенствовать

методики

тренировок,

учитывая

тенденции

развития

баскетбола.

Современные тренировочные методики заставляют создавать новые

способы интегративного качественно-количественного описания состояния

организма

игрока

как

большую

систему,

с

целью

его

рационального

моделирования.

Такие игровые ситуации смоделировать довольно сложно. Но все-таки

существует

возможность

выделить

такие

компоненты

движения,

которые

возможно детально изучить и описать. Таким компонентом является одна из

р а з н о в и д н о с т е й

б р о с к а

м я ч а

в

к о р з и н у .

В настоящее время проводится изучение двигательной и информативной

деятельности организма спортсмена. Такая деятельность является решающей

при

реализации

навыков

в

баскетболе.

Объединение

таких

факторов

в

единую

функциональную

систему,

которая

создаст

условия

высокой

надежности

бросков

мяча

в

корзину

должно

создать

широкий

выход

в

практику

проведения

тренировок

как

методические

указания

по

совершенствованию спортивного мастерства, так и для проведения тестов по

выявлению функциональной готовности игроков. Голомазов Р.С., Касымов

С.В.,

Луничкин

В.Г.,

Мозола

Р.С.

проводили

наиболее

фундаментальные

исследования, которые в какой-то мере касались вышеуказанных аспектов.

Тем не менее, в литературе, на данную тематику, довольно слабо описана

динамика

и

взаимосвязь

временных

компонентов

и

результативности

бросков.

Довольно

слабо

изучается

и

влияние

информации,

которая

поступает

из

пяти

сенсорных

систем

организма,

на

параметры

игровых

навыков

и

результативность

при

их

реализации.

Существующая

педагогическая

литература

фактически

создана

на

основании

опыта

передовых тренеров.



В раздел образования