Автор: Овчинников Роман Александрович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №4"
Населённый пункт: пгт. Пойковский Нефтеюганского района ХМАО-Югры
Наименование материала: статья по представлению собственного педагогического опыта
Тема: Баскетбол как средство физического воспитания подрастающего поколения.
Раздел: среднее образование
Баскетбол как средство физического воспитания подрастающего
поколения.
Баскетбол, как спортивная игра, в первую очередь привлекает своей
яркой зрелищностью, наличием большого количества технико-тактических
приемов.
Обладая
высокой
динамичностью,
эмоциональностью
и
в
тоже
время индивидуализмом и коллективизмом, баскетбол, по мнению многих
специалистов
в
области
спорта,
является
одним
из
самых
эффективных
факторов всестороннего физического развития.
Кстати, можно с уверенностью сказать, что баскетбол, наверное,
является единственным из самых популярных видов спорта, дата и место
возникновения
которого
точно
известны.
Об
истории
создания
этой
популярной игры написано немало. В многочисленных статьях и книгах
написаны правдивые и вымышленные подробности о становлении будущего
пристрастия миллионов игроков и болельщиков. За довольно короткое время
баскетбол прошел стадию становления и последующее бурное развитие. В
течение
нескольких
десятилетий
эта
игра
завоевала
сердца
многих
поклонников
на
всех
континентах
планеты,
что
само
по
себе
являет
необъяснимый феномен.
Игра заключается в том, что игроки двух команд, передвигаются по
площадке с мячом или без него и, преодолевая сопротивление соперника,
стараются
забросить
мяч
в
корзину
противника,
одновременно
не
давая
возможности завладеть им мячом и бросить его в свою корзину. Победителем
считается та команда, которая после истечения игрового времени забросила
н а и б о л ь ш е е
к о л и ч е с т в о
м я ч е й
в
к о р з и н у
п р о т и в н и к а .
В системе физического воспитания баскетбол приобрел такую
популярность
из-за
экономической
доступности
игры,
высокой
эмоциональности, большого зрелищного эффекта и самое главное, что эта
и г р а
бл а го п р и я т н о
в о зд е й с т в о в а л а
н а
о р г а н и зм
ч е л о в е к а .
Основу баскетбола составляют простые естественные движения –
прыжки,
бег,
передачи
и
броски.
Такие
приемы
легко
заучиваются
как
взрослыми, так и детьми. Поэтому баскетбол был включен в программу
системы обучения и физического воспитания детей, которое начинается с
д е т с к и х
с а д о в .
Во время игры каждый игрок стремится превзойти своего соперника
быстротой своих действий, которые направлены на достижение победы. Игра
приучает игроков максимально мобилизировать свои силы и возможности,
преодолевать
трудности,
возникающие
во
время
игры,
действовать
с
максимальным напряжением физических и моральных сил. Все эти факторы
способствуют воспитанию у молодых людей решительности, настойчивости
и
ц е л е у с т р е м л е н н о с т и .
В ходе игры постоянно чередуются движения и действия, которые
постоянно изменяются по интенсивности и продолжительности и в конечном
результате они оказывают комплексное воздействие на организм спортсмена.
Баскетбол
способствует
развитию
многих
физических
каче ств,
формированию
двигательных
навыков,
а
также
укрепляет
внутренние
органы.
Обстановка во время игры постоянно изменяется и все время создаются
новые
игровые
ситуации.
Такие
условия
заставляют
игроков
постоянно
наблюдать за ходом игры, развивают у них способности мгновенно оценивать
позицию, действовать быстро, находчиво и инициативно в любых ситуациях.
Наблюдая
за
процессом
игры,
игроки
развивают
у
себя
способности
к
концентрации
внимания,
временной
и
пространственной
ориентации.
Непрерывное изменение игровой обстановки, удача или поражение
вызывают у игроков проявление различных чувств и переживаний, которые
влияют
на
их
деятельность.
Высокий
уровень
эмоций
постоянно
поддерживают активность и интерес к игре. Обладая такими особенностями,
баскетбол создает ряд благоприятных условий для воспитания у спортсменов
умение управлять своими эмоциями, не терять способности контроля над
с в о и м и
д е й с т в и я м и .
Во время игры каждый игрок, учитывая изменение игровой обстановки,
самостоятельно определяет, какие действия необходимо выполнить, а также
принять решение, когда и как действовать. Такие действия способствуют
воспитанию в игроков творческой инициативы. Также следует помнить о том,
что в отличие от всех командных видов спорта баскетбол дает возможность
показать индивидуальные способности каждого игрока, а также иногда дает
в о з м о ж н о с т ь
в
о д и н о ч к у
р е ш и т ь
и с х о д
и г р ы .
Правилами игры предусмотрено также этику поведения спортсменов по
отношению
к
своим
противникам
и
судьям.
Для
регулирования
взаимоотношений
на
игровой
площадке
между
участниками
существуют
персональные и технические наказания. Такая особенность создает условия
для
воспитания
дружбы
и
товарищества
и
вырабатывает
у
спортсменов
п р и в ы ч к у
п о д ч и н и т ь
с в о и
д е й с т в и я
и н т е р е с а м
к о м а н д ы .
Баскетбол, как игра, получил широкое распространение и развитие и
кажется, что нет такого уголка на планете, где бы не играли в баскетбол.
Интерес
к
этой
игре
постоянно
возрастает,
усиливается
конкуренция
на
международной
арене.
Такая
обстановка
заставляет
совершенствовать
методики
тренировок,
учитывая
тенденции
развития
баскетбола.
Современные тренировочные методики заставляют создавать новые
способы интегративного качественно-количественного описания состояния
организма
игрока
как
большую
систему,
с
целью
его
рационального
моделирования.
Такие игровые ситуации смоделировать довольно сложно. Но все-таки
существует
возможность
выделить
такие
компоненты
движения,
которые
возможно детально изучить и описать. Таким компонентом является одна из
р а з н о в и д н о с т е й
б р о с к а
м я ч а
в
к о р з и н у .
В настоящее время проводится изучение двигательной и информативной
деятельности организма спортсмена. Такая деятельность является решающей
при
реализации
навыков
в
баскетболе.
Объединение
таких
факторов
в
единую
функциональную
систему,
которая
создаст
условия
высокой
надежности
бросков
мяча
в
корзину
должно
создать
широкий
выход
в
практику
проведения
тренировок
как
методические
указания
по
совершенствованию спортивного мастерства, так и для проведения тестов по
выявлению функциональной готовности игроков. Голомазов Р.С., Касымов
С.В.,
Луничкин
В.Г.,
Мозола
Р.С.
проводили
наиболее
фундаментальные
исследования, которые в какой-то мере касались вышеуказанных аспектов.
Тем не менее, в литературе, на данную тематику, довольно слабо описана
динамика
и
взаимосвязь
временных
компонентов
и
результативности
бросков.
Довольно
слабо
изучается
и
влияние
информации,
которая
поступает
из
пяти
сенсорных
систем
организма,
на
параметры
игровых
навыков
и
результативность
при
их
реализации.
Существующая
педагогическая
литература
фактически
создана
на
основании
опыта
передовых тренеров.