Автор: Колесникова Анна Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "ЦРТДиЮ"
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Психология вокального исполнительства. Профилактика голосовых расстройств.
Раздел: дополнительное образование
«Психология вокального исполнительства.
Профилактика голосовых расстройств.»
Классификация голосов
Мужские голоса
Звучание
Бас
Низкий (глубокий) бас
высокий (певучий) бас
характерный (комический) бас
Баритон
Драматический
баритон
(Бас-баритон, в нижнем регистре приближается к басу)
Лирический
баритон
(тенор-баритон, близок к драматическому тенору)
Тенор
Драматический
тенор
(окраска баритональная)
Лирический
тенор
(мягкий тембр, и мощный верхний регистр)
Лирико-драматический тенор
Женские голоса
Низкий женский голос
Меццо-сопрано
Высокое меццо-сопрано (лирическое)
Меццо сопрано, близкое к сопрано
Низкое меццо сопрано (близкое к контральто)
Сопрано
Драматическое
сопрано
(мощная сила звучания и хороший нижний регистр)
Лирико-драматическое сопрано
Лирико-колоратурное сопрано
Одним из направлений музыкальной психологии является психология
музыкальной деятельности, которая изучает основные ее виды: слушание
(восприятие), исполнение, сочинение и преподавание музыки.
Возникновение музыкальной психологии как отрасли знаний относится к
середине XIX в. и связано с выделением дифференциальной психологии в
самостоятельную область науки. Первоначально деятельность ученых была
направлена на изучение отдельных свойств звука (высоты, тембра,
громкости) и работы слухового органа, которые считались основой для
понимания более сложных психических явлений. Положительным
результатом этих исследований было установление объективных данных о
работе органов чувств при восприятии различных физических объектов. Это
дало возможность Г. Гельмгольцу обосновать резонансную теорию слуха и
обертоновую теорию тембра, Э.Веберу и Г. Фехнеру сформулировать
основной психофизический закон и т. д. В дальнейшем внимание
музыкальных психологов было обращено на изучение музыкального слуха
(О. Абрахам, К. Штумпф, Ф. Брентано), а затем на исследование
музыкальных способностей (К. Штумпф, К. Сишор, В. Н. Мясищев) и
музыкального восприятия. Сложность развития музыкальной психологии
состоит в недостатке исследователей, объединяющих в себе
профессиональную музыкальную и психологическую подготовку, а также в
отсутствии методик, адекватных предмету исследования.
Музыкальное исполнение - творческий процесс воссоздания
музыкального произведения средствами исполнительского мастерства.
Объективно существуя в виде нотной записи, свое реальное звучание, а
главное свое общественное бытие музыкальное произведение обретает лишь
в процессе исполнения, его художественной интерпретации. В нотной записи,
выполняющей только семиотические функции и фиксирующей лишь
сочетание высотных и ритмических соотношений звуков, композитором
закрепляется определенное художественное содержание. Интонирование
нотного текста, его интерпретация - творческий акт. В зависимости от
манеры интонирования исполнителя, обусловленной его творческой
индивидуальностью, степенью чуткости к восприятию музыки, возможно
различное раскрытие образного содержания и эмоционального строя (Л. Л.
Бочкарѐв). Интерпретация - художественное истолкование певцом,
инструменталистом, дирижером, камерным ансамблем, хором музыкального
произведения в процессе его исполнения, раскрытие идейно-образного
содержания музыки выразительными и техническими средствами
исполнительского искусства. Интерпретация зависит от: 1. эстетических
принципов школы или направления, к которым принадлежит артист; 2.
индивидуальных особенностей музыканта; 3. идейно-художественного
смысла.
Исполнительскую деятельность психологически рассматривают
обычно в двух аспектах: в плане работы над произведением, подготовки к
выступлению и как процесс творчества на сцене. Характер предстоящего
выступления с самого начала ориентирует исполнителя в том или ином
направлении, создаѐт соответствующую психологическую установку. Если на
классном концерте слушателями являются сами исполнители и их родители,
то на концерте или фестивале вокалист поѐт для огромной массы слушателей,
а в условиях конкурса жюри не только воспринимают музыкальные
произведения, но и оценивают исполнительские способности вокалистов.
Подготовка к публичному выступлению любой сложности
включает в себя 4 этапа (Л. Л. Бочкарѐв).
Первый этап – предварительной подготовки, заключающийся в
формировании решения готовиться к выступлению на основе осмысления
информации о предстоящем концерте (конкурсе) и самооценки уровня
подготовки.
Второй этап – основной подготовки: работа над программой,
формирование положительной мотивации, творческой увлечѐнности
программой, уверенности в реализации творческих устремлений,
планирование и организация занятий в связи с предполагаемыми условиями
выступления.
Третий этап – непосредственной подготовки, связанной с
предконцертным периодом: репетиции и формирование оптимального
психического состояния.
Четвѐртый этап – ситуативной психологической подготовки,
сущность которого заключается в создании психологической готовности к
исполнению конкретного музыкального произведения, в максимальном
сосредоточении внимания вокалиста на предстоящем выступлении. Как
отмечают многие авторы, доминирующим фактором, определяющим
специфику психического состояния вокалиста на сцене, является
исполняемая им музыка (А. В. Алексеев, Л. А. Баренбойм, С. И. Науменко и
др). Многие музыканты – исполнители трактуют психическое состояние на
сцене как состояние раздвоения, как синтез вдохновения и контроля,
стихийного и сознательного (П. И. Чайковский, В. И. Качалов, И. Н. Певцов,
Г. М. Коган). Психологическим механизмом состояния раздвоения является
распределение внимания, выражающееся в умении воспринимать или
действовать в данный отрезок времени при наличии двух и более
направленностей этих процессов (Л. Л. Бочков). Такое состояние
характеризуется не только высоким уровнем функционирования внимания,
но и отличается динамизмом, стремительностью протекания всех
психических процессов: восприятия, представлений, мышления, фантазии.
Во многих случаях под влиянием эмоций и творческого подъѐма во время
выступления вокалист может интуитивно изменить те стороны звучания,
которые соответствуют данному психическому состоянию, более интересно
реализуя свою исполнительскую концепцию.
Проблема «страха сцены»
Эта проблема является одной из ключевых в музыкальной
педагогике и психологии. Ведь воспитание артистических способностей, в
том числе эмоционально-регулятивных способностей владеть собой в момент
выступления и «побеждать» сценическое волнение – одна из задач в
формировании пригодности вокалиста к исполнительской
деятельности. Практика музыкального исполнительства
свидетельствует о том, что многие прекрасные музыканты вынуждены были
отказаться от эстрадных выступлений из-за отсутствия способностей
управлять своими сценическими эмоциями (Л. Л. Бочкарѐв). Страх сцены
является разновидностью эмоциональных состояний, и причины его
появления зависят от личности исполнителя и от влияния на него созданной
ситуации. Так конкурсная атмосфера травмировала одних исполнителей и
вдохновляла других.
А. Г. Ананьев выделил три группы внутренних причин
(побудителей) эмоциональных психологических состояний. Согласно его
концепции о человеке как индивиде, личности и субъекте деятельности
выделяют:
Функциональные причины, обусловленные особенностями
психофизиологической реактивности, нейродинамики, темперамента.
Мотивационные и характерологические, связанные с развитием
личности (потребности, притязания, отношения, идеалы, установки,
ценностные ориентации, вкусы и др).
Операционные – производные деятельности, труда (уровень мастерства
и развития специальных способностей, опыт, тренированность,
подготовленность).
Одну из главных причин, связанных с операционным компонентом
состояния, удачно выразил Н. А. Римский – Корсаков: оно обратно
пропорционально степени подготовки. Действительно, многие исследователи
подчѐркивают, что предконцертная уверенность всегда находится в прямой
зависимости от степени тренированности, навыков, уровня подготовки. А. П.
Щапов справедливо отмечает, что «разрушающе действует на творческую
настройку именно состояние беспокойства и неуверенности, а не только
шероховатость игры, которой при хорошей мобилизации внимания может и
не быть». Г. М. Коган приходит к выводу, что главной причиной волнения на
сцене является неадекватная самооценка исполнителя: недооценка своего
дарования, формирующая неуверенность как черту характера или переоценка
собственных способностей. С. Савшинский пишет, что волнение
выдающихся музыкантов – исполнителей связано с чувством
профессиональной ответственности перед слушателями. Огромное влияние
на психическое состояние оказывают так же характерологические
особенности и способности, которые тесно взаимосвязаны в структуре
личности (А. Д. Алексеев, Г. М. Коган, С. Савшинский, А. П. Щапов).
Заключение. Зависимость психического состояния от физического очень
ярко проявляется у вокалистов. Их инструмент – голос – подвержен в равной
степени влиянию как физических, так и психологических факторов.
Незначительные отрицательные изменения в физическом самочувствии
мгновенно ухудшают психическое состояние и наоборот. Таким образом,
выявить причины возникновения того или иного неблагоприятного состояния
можно лишь на основе анализа индивидуального конкретного случая.
Советы для здоровья голоса
1. Пить
воду,
чтобы
не
позволять
вашему
телу
испытывать
риск
обезвоживания,
и
избегать
алкоголя
и
кофеина.
Ваши
голосовые
связки
вибрируют очень быстро, и наличие надлежащей водной помощи служит
своеобразной смазкой. Важное примечание: Пищевые продукты, содержащие
большое количество воды - превосходные закуски, это - яблоки, груши, арбуз,
персики, дыни, виноград, сливы, болгарский перец и яблочное пюре.
2. Не курить, или если Вы уже это делаете, бросить. При курении
повышенный риск рака горла, и при вдохе дыма (даже подержанный дым)
могут раздражаться голосовые связки.
3. Не
злоупотреблять,
и
не
использовать
ваш
голос
неправильно.
Избегайте криков или воплей, и не пытайтесь говорить громко в шумных
помещениях.
Если
ваше
горло
сухое
или
утомленное,
или
ваш
голос
становится
хриплым,
уменьшайте
использование
голоса.
Хрипота
–
это
предупреждение, что ваши голосовые связки раздражены.
4. Держите ваше горло и мускулы шеи в расслабленном состоянии, как
при пении высоких нот, так и низких.
5. Обратите
внимание
на
то,
как
Вы
говорите
каждый
день.
Даже
исполнители, которые имеют хорошие навыки пения, могут причинять себе
ущерб, когда они говорят.
6. Не откашливайтесь часто. Когда Вы очищаете ваше горло, это -
подобно хлопанью вашими голосовыми связками вместе. Выполнение этого
слишком часто может повредить их и сделать ваш голос хриплым. Пробуйте
глоток воды или сглотните, чтобы подавить желание прокашляться. Если Вы
испытываете
желание
прокашляться
часто,
проверяйтесь
у
доктора,
причиной может быть болезнь или аллергия.
Памятка
Когда вы устаете, дайте голосу передохнуть. Не говорите, когда вы
хриплы из-за холода или инфекции. Слушайте то, что ваш голос говорит Вам.
Увлажняйте ваш дом и область работы. Помните – влажный воздух
хорош для голоса.
Что делать, если голос заболел?
1.
Первое правило при любом заболевании – пейте как можно больше
воды. Теплой. Обильное теплое питье – это первое что придет на
помощь.
2.
Избегайте Чая, Кофе, Сливок и Алкоголя перед пением, поскольку они
могут иметь эффект обезвоживания. Т.е. чем больше их пьешь – тем
больше хочется пить, что не есть хорошо.
3.
Всегда и везде вам поможет витамин С. В таблетках, фруктах, овощах.
Ешьте их побольше, хуже точно не будет, а эффект – естественный
иммунитет. Напиток с соком лимона (не пить холодным!), мед, черная
смородина содержат витамин С и антивирусные свойства, а свежий
имбирь – это потрясающий природный анти-воспалительный продукт –
трете немного корня имбиря, заливаете кипятком, даете настояться –
добавляете меда и лимона.
4.
Отдыхайте!
5.
Сильный
кашель
может
повредить
голосовые
связки.
Немедленно
принимайте
сироп
от
кашля,
при
малейших
признаках.
Будьте
осторожны с таблетками, лучше сиропы из натуральных трав.
6.
Ингаляция
с
натуральными
эфирными
маслами.
Масло
эвкалипта,
мяты,
чайного
дерева,
ели,
сосны,
кедра
–
лучшее
средство
от
простуды, отлично прочищают легкие, избавляют от кашля. Будьте
осторожны
со
смесями
для
ингаляций,
следите,
чтобы
в
них
не
присутствовал ментол – он может иметь осушающий эффект. Вообще
ароматерапия – великолепное средство быстро встать на ноги. Но не
переусердствуйте
–
обязательно
проверьте
эфирные
масла
на
отсутствие личной непереносимости и аллергии.
7.
Не пытайтесь петь и избегайте говорить, пока лечение не закончено,
чтобы позволить воспалению уменьшиться.
8.
При
выздоровлении
начинайте
с
тихого
напевания
в
течении
5-10
минут
за
раз,
и
потихоньку
переходите
к
нескольким
вокальным
упражнениям в середине вашего диапазона, постепенно расширяйте
диапазон
более
чем
несколько
дней.
Норма
восстановления
будет
зависеть от серьезности болезни и опытом певца. Любые проявления
хрипоты исчезнут – это дело еще пары дней.