Напоминание

"Определяя нагрузки на уроках физической культуры"


Автор: Шевчук Андрей Алексеевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОБУ "СОШ №4"
Населённый пункт: пгт. Пойковский Нефтеюганский район ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: "Определяя нагрузки на уроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




Определяя нагрузки на уроках физической культуры

Сложившаяся традиция оценивать работу педагогов процентами выполнения учащимися

учебных нормативов и норм комплекса ГТО нередко толкает учителей на всемерное уве-

личение нагрузки на уроках физической культуры. Однако, как всякое сильнодействующее

средство, варьировать нагрузку на учебных занятиях надо разумно, со знанием дела. Ведь

известно, что занятия физической культурой только тогда ведут к здоровью, когда

нагрузки адекватны физическим возможностям организма занимающихся. Вот почему так

важно знать факторы, определяющие нагрузку, и умело их использовать.

Влияние физических упражнений на педагогические результаты опосредовано физиологи-

ческими и биохимическими механизмами. Другими словами, нагрузка является причиной

тех адаптационных изменений в организме, от характера и величины которых зависит

конечный результат. Это позволяет говорить о внешней и внутренней сторонах

нагрузки. Внешняя сторона нагрузки — это физическая нагрузка, которая определяется

объемом и интенсивностью физических упражнений, а также характером и

продолжительностью отдыха между ними. Внутренняя сторона нагрузки — это

физиологическая нагрузка, которая определяется реакцией всех систем организма

занимающихся, их адаптацией.

Когда учащимся дается одинаковая для всех физическая нагрузка. То для одних она

оказывается опримальной, для других - недостаточной, а для третьих - слишком

большой. В итоге первые работают с хорошим тренировочным эффектом, у вторых

получается только поддерживающий режим, а третьи реагируют на нагрузки снижением

результатов и стойким неприятием физических упражнений (иногда на всю жизнь).

Какой же из такого положения может быть рекомендован выход? Он таков: учитель

физической культуры, исходя в дозировании нагрузки из подбора упражнений,

определения интенсивности и деятельности их выполнения. Интервалов отдыха и его

характера, должен тщательно следить за индивидуальными реакциями каждого учащегося

на физическую нагрузку. В практической работе надо варьировать на грузку в

зависимости от физической подготовленности учащихся и в плане уроков иметь

различные варианты дозировки: не 5 раз для всех, как порой бывает указано, а 6-5-4 раза.

Но даже и в этом случае планируемая физиеская нагрузка является лишь ориентиром.

Окончательную дозировку определяют уже во время урока, входе его, для чего учитель,

анализируя внешние признак утомления учащихся, корректирует число повторений.

Правильный педагогический учёт индивидуальных особенностей занимающихся приведёт

к тому, что каждый ученик получит близкую к оптимальной физиологическую нагрузку

и она вызовет индивидуально максимальные и по скорости, и по величине адаптационные

сдвиги. Значит. Работа только до утомления? Отнюдь! Утомление – решающий

раздражитель для процессов адаптации. Если мы хотим добиться результатов, мы обязаны

давать нагрузки, вызывающие утомление. В наибольшей степени это относится к

развитию выносливости. Уровень её оценивается учебными нормативами в кроссе и

лыжных гонках. В X классе максимальное время, которое могут затратить девушки и

юноши при прохождении 3- и 5-километровой лыжной дистанции, составляет

соответственно 21 и 31 мин. Перерасчёт энергозатрат. На основе данных физиологов даёт

для «зачётных» скоростей и в лыжных гонках. И в легкоатлетическом кроссе на столько

близкие величины, что можно говорить о едином режиме работы в обоих случаях.

Следовательно, за достаточную нагрузку для подготовки к сдаче нормативов,

оценивающих уровень выносливости, можно принять непрерывный бег в течение 20—25

мин, с соревновательной скоростью. Если за исходную продолжительность бега взять 5

мин., то увеличени времени бега на 1—1,5 мин, в каждом последующем уроке

проводимом на спортивной площадке в сентябре-октябре, позволит подвести учащихся к

минимально необходимому уровню развития аэробных механизмов, выносливости. Не

следует только забывать, что скорость бега должна максимально приближаться к зачетной

или даже несколько превышать ее.

Ученые, рекомендуют

для получения хорошего тренировочного эффекта непрерывный бег

в течение не менее 30 мин. Однако наша практика показала, что в пределах нормативов

школьной программы и норм комплекса ГТО достаточно на уроке и 15—20 мин,

непрерывного бега. Значит, можно предположить, что и при меньшей продолжительности

непрерывного бега энерготраты обеспечивают необходимые адаптационные сдвиги.

Выполнение многих учебных нормативов зависит от уровня развития силы. Напомним,

что для спринтерского бега, метания гранаты, прыжков необходима быстрая (или

взрывная) , сила. Для лыжных гонок, плавания и подтягивания — силовая выносливость.

Для удержания ног в положении угла — статическая сила. Объемы и режимы работы для

максимального развития каждого вида силы разработаны спортивной наукой достаточно

хорошо. Но то, что приемлемо в спорте, не всегда подходит к условиям урока физической

культуры в общеобразовательной школе. Здесь необходимо равномерно развивать все

физические качества, укладываясь в рамки двух-трёх уроков в неделю.

Учитель физической культуры, планируя уроки и разрабатывавая их тренировочную

направленность, должен исходить из того, что тренировочный процесс – не только работа,

но и отдых. Значит, надо планировать время не только на выполнение тех или иных

физических упражнений. Но и на процесс отдыха. Ведь если сама мышечная деятельность

– это совершенствование механизмов использования энергетических ресурсов мышцы, то

отдых – совершенствование механизмов их восстановления и прежде всего их ускорения.

Механизм этот действует в аэробном режиме и потому совершенствуется в тренировке на

выносливость. Уменьшение же времени восстановления после силовых и скоростных

упражнений означает возможность увеличить внешнюю. Физическую нагрузку на уроках

за счёт большего числа ускорений, прыжков, подходов. Таким образом, высокий уровень

выносливости обеспечивает высокую работоспособность и уже через неё самым

положительным образом влияет на возможность развития скоростных и силовых качеств.

Всё это позволяет считать выносливость базовым физическим качеством в процессе

разносторонней физической подготовки.

Понимая, что конкретные условия, в которых проходит каждый урок физической

культуры, исключительно разнообразны. Так, необходимо помнить, что и объём

выполняемых упражнений без интенсивности, и интенсивность без достаточного объёма

не ведут к адаптации. Замечено. Если интенсивность воздействия упражнений на

организм занимающихся находится на нижней границе действенной зоны, то

соответствующие физические качества развиваются относительно медленно, но

непрерывно и достигают высокой степени прочности. Воздействия высокой

интенсивности дают быстрый прирост достижений, однако достигаемые адаптпции к

нагрузкам будут менее стабильны и постоянно должны подкреплятся тренировками.

Нельзя считать потерянным время, затраченное на поддержание достигнутых ранее

уровней развития физических качеств. Во-первых, за счёт данной работы вы получите не

только срочный, но и отставленный тренировочный эффект. С возобновлением занятий на

спортивной площадке весной и даже в начале следующего учебного года осенью не

придётся всё начинать с нуля, можно продолжать начатое ранее. Во-вторых, высокая,

благодаря развитой выносливости, работоспособность учащихся позволит максимально

интенсифицировать занятия и уже этим компенсировать часть временных затрат. В

третьих, сохранение уровня силовой подготовленности облегчит усвоение элементов

техники движений, ускорит овладение всеми разделами программы. Хотелось бы

обратить внимание учителей физической культуры: как утверждают ученые,

непосредственная причина утомления зависит не столько от состояния центральной

нервной системы. Поэтому на уроках физической культуры, занятия со школьниками,

упражнения, которые они выполняют, должны отличаться многосторонностью. Этим и

обеспечивается высокая общая нагрузка, а в то же время мы избегаем локальных

перегрузок. В своё время один из педагогов поделился наблюдением: ученику достаточно

лишь один раз участвовать неподготовленным в соревновании, чтобы навсегда потерять

желание заниматься спортом. Но выступление на соревнованиях касается сравнительно

немногих, а участие в уроке физической культуры касается всех, без исключения,

школьников. Вот почему на уроках физической культуры не должно быть места

отрицательным эмоциям. У занимающихся каждый урок должен вызывать желание

снова и снова испытывать радость движения. Это чувство зависит не от удовольствия

легкодоступности тех или иных физических упражнений, а от радости преодоления,

радости победы над собой. Пусть небольшие, но зримые успехи рождают веру в

конечный успех не хуже остальных, выполнить нормативы, получить хорошую оценку.

Всё это приносит каждому школьнику те положительные эмоции, без которых не может

быть и речи о формировании стремления к дальнейшему физическому

совершенствованию. Занятиями без цели никого не увлечёшь. При заинтересованном

отношении к урокам физической культуры вся учебная программа будет

восприниматься занимающимися позитивно, создавая высокий уровень положительной

мотивации в отношении к занятиям физическими упражнениями. Чего греха таить,

иногда на уроках царит обстановка насмешек над отстающими, когда любая их неудача

сопровождается обидными замечаниями, когда «слабаки» отсижываются в сторонке.

Такой психологический микроклимат делает тщетными любые попытки добиться высокой

успеваемости по предмету. Как воздух тут необходима обстановка доброжелательности.

Здоровая психологическая обстановка вместе с использованием разнообразных и по

форме (акробатика, спортивные игры и т.д.), и по направленности в развитии физических

качеств (сила, гибкость, ловкость, выносливость и др.) средств вызывают приподнятое

эмоциональное состояние, при котором и центральная нервная система не утомляется, и

повышенные нагрузки усваиваются продуктивно, развивая детей физически. Учителю

физической культуры работа в такой обстановке - в радость. У школьников же возникает

устойчивое желание регулярно заниматься физическими упражнениями.

Постоянный учёт рассмотренных факторов позволит постепенно увеличивать физическую

нагрузку, совершенствовать двигательные умения и навыки учащихся.



В раздел образования