Напоминание

Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей


Автор: Смеян Альбина Анатольевна
Должность: Методист, педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО "ЦВР "Пашинский"
Населённый пункт: Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Современные педагогические технологии в практике дополнительного образования детей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Современные педагогические технологии в практике

дополнительного образования детей

Сегодня очевидно, что современный педагог обязан уметь работать с

современными средствами обучения хотя бы ради того, чтобы обеспечить

одно

из

главных

прав

детей

право

на

доступное

и

качественное

образование.

И

именно

поэтому,

технологии,

которые

необходимо

использовать

в

своей

деятельности,

должны

быть

направлены

на

формирование и развитие личности, соответствующей запросам общества

и

способствовать обеспечению

достойного

уровня

и

постоянному

совершенствованию качества образования.

Современная

реформа

образования

в

России,

связанная

с

реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных

изменений в привычной практике обучения и воспитания детей:

- обновление содержания образования;

- внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих

развитие личности.

Педагогические

технологии

дополнительного

образования

детей

сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач:

- научить ребенка самостоятельно работать,

- общаться с детьми и взрослыми,

- прогнозировать и оценивать результаты своего труда,

- искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое

значение и место по ряду причин:

в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос

не "чему учить?", а "как учить?" т.к. при разнообразии содержания

дополнительного

образования

целесообразно

не

бесконечно

расширять

набор

программ,

а

искать

такие

способы

организации

деятельности

детей,

которые

обеспечат

им

комфортные

условия

развития;

учреждение

дополнительного

образования

особое

учреждение,

которое

должно

стать

не

просто

местом

обучения

детей,

а

пространством

разнообразных

форм

общения.

Следовательно,

объектом

технологии

дополнительного

образования

является

не

столько предметное содержание, сколько способы организации раз-

личных видов деятельности обучающихся и организационные формы

образовательного процесса.

учреждение дополнительного образования детей, в отличие от массо-

вой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по

их

индивидуальным

особенностям

и

интересам

и

учить

всех

по-

разному. Причем содержание и методы обучения могут быть рас-

считаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться

в

зависимости

от

его

конкретных

возможностей,

способностей

и

запросов.

Организация

образовательного

проц е с с а

в

у ч р е ж д е н и и

дополнительного

образования

детей

характеризуется

осо бенностями,

которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные

педагогические технологии:

учащиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;

обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети,

родители, педагоги);

психологическая

атмосфера

носит

неформальный,

комфортный

характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;

детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и

сочетать различные направления и формы занятий;

допускается

переход

учащихся

из

одной

группы

в

другую

(по

тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).

Отсутствие

в

учреждениях

дополнительного

образования

детей

жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения

участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность

условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их

интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные

условия

для

внедрения личностно-ориентированных

технологий в

практику их деятельности.

Виды педагогических технологий, применяемых в практике

дополнительного образования

Технология личностно-ориентированного обучения

В

технологии

личностно-ориентированного

обучения

центр

всей

образовательной

системы

индивидуальность

детской

личности,

следовательно,

методическую

основу

этой

технологии

составляют

дифференциация и индивидуализация обучения.

Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть

возможности

каждого,

организовать

совместную

познавательную,

творческую деятельность каждого ребенка.

В

соответствии

с

данной

технологией

для

каждого

обучающегося

составляется

индивидуальная

образовательная

программа,

которая

в

отличие

от

учебной

программы

носит

индивидуальный

характер,

основывается

на

характеристиках,

присущих

данному

ребёнку,

гибко

приспосабливается к его возможностям и динамике развития.

Технология индивидуализации обучения

Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно

позволяет

адаптировать

содержание,

методы,

формы,

темп

обучения

к

индивидуальным

особенностям

каждого

ученика,

следить

за

его

продвижением

в

обучении,

вносить

необходимую

коррекцию.

Это

позволяет обучающемуся работать экономно, контролировать свои затраты,

что гарантирует успех в обучении. В массовой школе индивидуальное

обучение применяется ограниченно.

Учреждения

дополнительного

образования

детей

могут

применять

несколько вариантов учета индивидуальных особенностей и возможностей

обучающихся:

1.

Комплектование учебных групп однородного состава с начального

этапа обучения.

2.

Допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе

профессиональных предпочтений, интересов обучающихся и их успехов в

определенном виде деятельности.

3.

Создание

персонифицированных

учебных

программ

по

направлениям.

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий,

коммуникацию,

общение,

взаимопонимание,

в з а им опом ощь,

взаимокоррекцию.

Особенности групповой

технологии

заключаются

в

том,

что

учебная

группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных

задач. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности.

Современный уровень дополнительного образования характеризуется тем,

что групповые технологии широко используются в его практике.

Технология коллективной творческой деятельности

Существуют

технологии,

в

которых

достижение

творческого

уровня

является

приоритетной

целью.

Наиболее

плодотворно

в

системе

дополнительного

образования

применяется

Технология

коллективной

творческой деятельности, которая широко применяется в дополнительном

образовании.

В основе технологии лежат организационные принципы:

социально-полезная направленность деятельности детей и взрослых;

сотрудничество детей и взрослых;

романтизм и творчество.

Цели технологии:

выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить

их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный

продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение,

произведение, исследование и т.п.)

воспитания

общественно-активной

творческой

личности

и

способствует

организации

социального

творчества,

направленного

на

служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Технология

предполагает

такую

организацию

совместной

деятельности

детей

и

взрослых,

при

которой

все

члены

коллектива

участвуют

в

планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.

Мотивом деятельности детей является стремление к самовыражению и

самоусовершенствованию.

Коллективные

творческие

дела

это

социальное

творчество,

направленное

на

служение

людям.

Творческая

деятельность разновозрастных групп направлена на поиск, изобретение и

имеет социальную значимость. Основной метод обучения – диалог, речевое

общение равноправных партнеров.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Технология

исследовательского

(проблемного)

обучения,

при

которой

организация занятий предполагает создание под руководством педагога

проблемных

ситуаций

и

активную

деятельность

учащихся

по

их

разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями

и навыками.

Принципы

проблемного

обучения: самостоятельность

обучающихся;

развивающий

характер

обучения;

интеграция

и

вариативность

в

применении

различных

областей

знаний;

использование

дидактических

алгоритмизированных задач.

Игровые технологии

Игровые

технологии

обладают

средствами,

активизирующими

деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как

основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного

опыта.

Различают следующие классификации педагогических игр:

по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые,

социальные, психологические);

по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные,

познавательные,

контролирующие,

познавательные,

развивающие,

репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);

по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и

др.);

по

игровой

среде

предметом

и

без,

настольные,

комнатные,

уличные, компьютерные и др.).

Способность включаться в игру не связана с возрастом, но содержание и

особенности методики проведения игр зависят от возраста.

В

практической

работе

педагоги

дополнительного

образования

часто

используют готовые, хорошо проработанные игры с прилагаемым учебно-

дидактическим материалом.

Игровая

технология

применяются

педагогами

в

работе

с

учащимися

различного

возраста,

от

самых

маленьких

до

старшекласcников

и

используются

при

организации

занятий

по

всем

направлениям

деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации,

подготовиться к принятию решения в жизни. Все группы раннего развития

дошкольников используют игровые технологии.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения — альтернативная технология, которая

противопоставляется

классно-урочной

системе,

при

которой

не

даются

готовые

знания,

а

используется

технология

защиты

индивидуальных

проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не

только результат, но в большей мере сам процесс.

Проект — буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз

какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в

процесс

создания

проекта.

Эффективность

применения

проектной

деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:

1.

происходит развитие творческого мышления

2.

качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая

роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и

не

столько

учить,

сколько

помогать

ребенку

учиться,

направлять

его

познавательную деятельность.

3.

вводятся элементы исследовательской деятельности;

4.

формируются

личностные

качества

воспитанников,

которые

развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально (в

групповых проектах, когда «работает» небольшой коллектив и в процессе

его

совместной

деятельности

появляется

совместный

продукт,

отсюда

развивается умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор,

решение,

разделять

ответственность,

анализировать

результаты

деятельности, способность ощущать себя членом команды — подчинять

свой темперамент, характер, время интересам общего дела);

5.

происходит включение воспитанников в «добывание знаний» и их

логическое

применение

(формируются

личностные

качества

способность

к

рефлексии

и

самооценке,

умение

делать

выбор

и

осмысливать

как

последствия

данного

выбора,

так

и

результаты

собственной деятельности).

Технология развивающего обучения

Технология

развивающего

обучения - это

такое

обучение,

при

котором

главной целью является не приобретение знаний, умений и навыков, а

создание

условий

для

развития

психологических

особенностей:

способностей,

интересов,

личностных

качеств

и

отношений

между

людьми;

при

котором

учитываются

и

используются

закономерности

развития, уровень и особенности индивидуума.

Под

развивающим

обучением

понимается

новый,

активно-деятельный

способ

обучения,

идущий

на

смену

объяснительно-иллюстративному

способу.

Принципы развивающего обучения:

общее развитие всех обучающихся;

обучение на высоком уровне трудности;

ведущая роль теоретических знаний;

изучение материала быстрым темпом;

осознание детьми смысла процесса обучения;

включение

в

процесс

обучения

не

столько

рациональной,

но

и

эмоциональной сферы;

проблематизация содержания;

вариативность процесса обучения, индивидуальный подход;

использование логики теоретического мышления:

обобщение, дедукция, содержательная рефлексия;

целенаправленная

учебная

деятельность

как

особая

форма

активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта

учения и т. д.

Новые информационные технологии

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился

термин

«новая

информационная

технология

обучения». Вообще

говоря,

любая педагогическая технология - это информационная технология, так

как основу технологического процесса обучения составляет информация и

ее движение (преобразование). На наш взгляд, более удачным термином

д л я

т е х н о л о г и й

о б у ч е н и я ,

и с п о л ь з у ю щ и х

к о м п ь ю т е р ,

является компьютерная т е х н о л о г и я .

К о м п ь ю т е р н ы е

( н о в ы е

информационные)

технологии

обучения

-

это

процессы

подготовки

и

передачи

информации

обучаемому,

средством

осуществления

которых

является компьютер.

Новые информационные технологии развивают идеи программированного

обучения,

открывают

совершенно

новые,

еще

не

исследованные

технологические

варианты

обучения,

связанные

с

уникальными

возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.

Цели новых информационных технологий:

Формирование

умений

работать

с

информацией,

развитие

коммуникативных способностей.

Подготовка личности «информационного общества».

Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема

учебного материала, сколько он может усвоить.

Формирование

у

детей

исследовательских

умений,

умений

принимать оптимальные решения.

Здоровьесберегающие технологии

Охрану

здоровья

детей

можно

назвать

приоритетным

направлением

деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии

должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны

заниматься производительно-полезным трудом.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье

-

это

состояние

полного

физического,

психического

и

социального

благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие

технологии

реализуются

на

основе

личностно-

ориентированного

подхода.

Осуществляемые

на

основе

личностно-

развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам,

благодаря

которым

учащиеся

учатся

жить

вместе

и

эффективно

взаимодействовать.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

должны

обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка:

его

ума,

нравственных

и

эстетических

чувств,

потребности

в

деятельности,

овладении

первоначальным

опытом

общения

с

людьми,

природой,

искусством.

Здоровьесберегающая технология – это:

условия

обучения

ребенка

(отсутствие

стресса,

адекватность

требований, адекватность методик обучения и воспитания);

рациональная

организация

учебного

процесса

соответствии

с

возрастными,

половыми,

индивидуальными

особенностями

и

гигиеническими требованиями);

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям ребенка;

необходимый,

достаточный

и

рационально

организованный

двигательный режим.

Здоровьесберегающая образовательная технология - система, создающая

максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития

духовного,

эмоционального,

интеллектуального,

личностного

и

физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и

др.).

Использование современных педагогических технологий в развитии

творческих способностей детей

Изучение

педагогического

опыта

деятельности

внешкольных

учреждений

Российской

Федерации

подтверждает,

что

целью

их

деятельности

является

обновление

содержания

дополнительного

образования

и

поиск

таких

педагогических

технологий,

которые

способствуют развитию творческих способностей обучающихся.

В психологической науке существует ряд проблем, которые являются

актуальными, и интерес к которым сохраняется на протяжении многих лет.

Одной из таких проблем является креативность (творческость). Проблема

креативности является одной из основных для психологии личности в ее

развитии.

Огромный

интерес

к

ней

обусловлен

острой

социальной

потребностью в творческих людях, в развитии творческой продуктивности

в

целом.

Именно

эта

потребность

оправдывает

разработку

многих

и

многих теорий креативности.

Существуют

различные

подходы

к

определению

истоков

креативности,

и

чаще

всего

творческость

отождествляют

с

интеллектуальными

достижениями.

Взгляды

на

природу

креативности

менялись

на

протяжении

многих

лет,

однако

единым

было

то,

что

креативность

рассматривали

как

аспект

интеллекта,

поэтому

определяющей характеристикой является успешное решение поставленной

задачи. В качестве отдельного направления исследований креативности

может быть выделен личностный подход, в рамках которого исследуются

характерологические, эмоциональные, мотивационные, коммуникативные

качества

личности

творческих

людей.

В

современных

исследованиях

предпринимается

попытка

преодолеть

ограниченность

указанных

подходов,

креативность

признается

многоугольным

явлением,

включающим

как

интеллектуальные,

так

и

неинтеллектуальные

(личностные, социальны) факторы.

При

всем

имеющемся

многообразии

подходов

в

изучении

творческости

ее

суммарная

характеристика

заключается

в

том,

что креативность

-

это

способность

создавать

нечто

новое,

оригинальное.

Проблема

развития

личности

средствами

творчества

непроста,

противоречива и многоаспектна. Сложность заключается в сущности этого

явления, так как у психологов и дидактов складываются разные точки

зрения на само понятие «креативность». Сущность творчества понимается

представителями

различных

областей

знания

почти

одинаково.

Оно

заключается в создании человеком в процессе деятельности чего-то нового,

противоположного

шаблонному,

застывшему,

стереотипному;

он

овладевает

и

перерабатывает

уже

существующую

информацию,

опыт

только ему присущим путем, созидая и себя как личность.

Творчество

всегда

проявляется

в

какой-либо

деятельности.

Вне

деятельности

не

может

быть

творчества.

Для

ребенка

творческая

деятельность

является

особой

формой

чувственно-эмоционального

восприятия мира. В его сознании не существует четкой грани между миром

реальным и миром идеальным. Предметный мир для него как субъекта

творчества

-

это

единственно

возможная

реальность,

в

которой

сглаживаются все острые углы, где все предельно понятно. Творческая

деятельность для него - это своеобразное объяснение мира (пусть даже и

не

имеющее

ничего

общего

с

реальностью).

Для

ребенка

эта

форма

деятельности

является,

пожалуй,

единственным

способом

защиты

от

непонятного

и

жестокого

мира;

он

пребывает

в

комфортной

среде,

созданной им самим, исходя из его потребностей и. стремлений.

Установка

на

творчество

формирует

специфическую

ценностную

ориент ацию,

выражающуюся

в

эстетиче ском

отношении

к

действительности,

что

само

по

себе

уже

есть

творческий

акт,

представляющий

отбор

впечатлений,

которые

соответствуют

интересам

личности.

Для

становления

творческой

индивидуальности

большое

значение имеет личностная направленность творца, которая предполагает

свое, отличное от других, восприятие мира.

Характерно,

что

творческие

педагоги

менее

изобретательны

в

актах

разрушения и отрицания, но они более сильны в созидании, в организации

помощи

кучащимся

и

коллегам,

в

преобразовании

педагогического

процесса с целью достижения позитивного результата. Благодаря высокому

уровню интеллигентности, творческий учитель способен сам удивляться,

быть

восприимчивым

к

новым

идеям,

методам

решения

насущных

педагогических

задач.

Он

способен

создавать

на

уроке

созидательную

среду,

верно

определять

для

себя

приоритетные

цели,

сверять

их

с

универсальными педагогическими образцами. По-настоящему творческий

учитель не завидует, не конфронтирует с товарищами по труду, тем более с

учениками.

Продуктивность

работы

творческого

педагога

выше

и

эффективнее работы обычного учителя, несмотря на то, что он тратит

много

времени

на

обдумывание

замыслов,

на

поиск

новых

профессиональных

подходов

и

методових

осуществления

в

процессе

преподавания своего предмета.

Помимо творческих педагогических способностей, любой педагог должен

работать

над

развитием

специальных

приемов

работы,

помогающим

добиваться

поставленных

перед

собой

и

учащимися

целей.

Работа

педагога

во

многом

зависит

от

контингента

учащихся,

поэтому

чрезвычайно важно продумать вопрос комплектования учебных групп и

детских коллективов. Позитивные результаты достигаются в том случае,

когда

индивидуальная

развитость

сочетается

с

коллективной

и

направляется разумным педагогом на дальнейшее развитие, шлифуется и

совершенствуется.

Детское

сообщество

обладает,

при

верно

организованном процессе обучения, огромной созидательной мощью, ведь

всякое творчество - это продукт синтеза разных сознаний и моральных сил

многих людей. Разумный творческий педагог направляет эту силу и мощь

на

решение

насущных

вопросов

внешкольного

бытия,

придает

коллективным действиям согласованность и продуктивность, позитивный

эмоциональный настрой. Но соревновательность должна носить легкий

характер.

Нельзя

все

приводить

к

общему

результату,

как

нельзя

выпячивать отдельных учеников в ущерб остальным. Другими словами,

нельзя

делать

упор

на

личность

в

оценке

ее

результатов,

а

больше

внимания

уделять

самим

результатам

и

работе,

которую

проделала

личность, чтобы их добиться, как нельзя порицать того или иного ученика,

давая ему негативные характеристики. Умный педагог всегда дает оценку

работе ученика, работе всего класса, работоспособности в усилиям, кол-

лективной слаженности и индивидуальным достижениям.

Итак, творческий педагог закладывает основы дальнейшего всестороннего

развития личности ребенка. Специфическая функция творческого педагога

состоит в его способности увидеть ребенка не таким, каков он есть, а

таким,

каким

он

может

стать

при

благоприятных

обстоятельствах,

в

умении

научить

методам

и

приемам

преодоления

неблагоприятных

условий,

в

которые

может

попасть

выпускник,

научить

е го

самообразованию и сопротивлению злу силою своего творчества.

Педагоги

дополнительного

образования,

поощряющие

независимость

и

самостоятельность,

оригинальность,

стимулирующие

познавательные

ориентации и исследовательскую активность у детей, способны пробудить

в

них

любознательность,

поисковую

активность,

а

значит,

творческую

направленность личности.

Именно

учреждение

дополнительного

образования

должно

создавать различного рода социокультурные стимулы. К ним относятся и

посещения

филармоний,

консерваторий,

выставок,

театров,

опер,

бал ета,

что

позволяет

ребёнку

вживую

соприкоснуться

с

художественным

творчеством.

Наряду

с

выше

перечисленными

условиями очень важно формировать в ребёнке чувство ответственности.

Именно

свободная

ответственность

-

возможность

быть

собой

-

способствует развитию внутреннего источника творческой активности

и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для его

реализации.

Таким

образом,

среда

учреждения

дополнительного

образования

детей

может

обеспечить

вышеназванные

условия,

которые

станут

стимулами

развития творческого потенциала личности обучающегося.

В условиях учреждения дополнительного образования творческая

деятельность не обязательно приводит к творческому результату, но

участие

в

ней

не

проходит

для

ребенка

бесследно,

так

как

совершенствуются его качества как творческой личности. Характерно,

что

творческие

способности

проявляются

в

умении

продолжать

мыслительную

деятельность

за

пределами

требуемого

решения.

В

художественно-прикладном

или

техническом

творчестве

это

означает

создание

новых

произведений

искусства,

техники

или

оригинальную

интерпретацию уже существующих образцов.

Изучив и проанализировав существующие в педагогической науке и

практике современные педагогические технологии, можно утверждать, что

в

дополнительном

образовании

разнообразные

л и ч н о с т н о -

ориентированные

технологии

стали

его

отличительной

особенностью.

Они направлены на то, чтобы:

разбудить активность детей;

вооружить

их

оптимальными

способами

о суще ствления

деятельности;

подвести эту деятельность к процессу творчества;

опираться на самостоятельность, активность и общение детей.

Так

же,

исследование

использования

современных педагогических

технологий при организации деятельности учреждения дополнительного

образования

детей

позволяет

утверждать,

что

они

являются

одним

из

самых мощных средств социализации личности обучающегося, поскольку

способствуют

развитию

творческих

способностей,

личностных

новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность

обучающихся.

Именно

это

и

соответствует

запросам

общества

и

способствует

обеспечению

достойного

уровня

и

совершенствованию

качества образования.



В раздел образования