Автор: Муравьёва-Залалиева Светлана Николаевна
Должность: преподаватель по классу
Учебное заведение: Актюбинская ДШИ
Населённый пункт: Республика Татарстан пгт Актюбинский Азнакаевский район
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: "татарская народна песня"
Раздел: дополнительное образование
ТАТАРСКАЯ
НАРОДНАЯ ПЕСНЯ
МУРАВЬЁВА-ЗАЛАЛИЕВА С.Н.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ПО КЛАССУ
«
ВОКАЛ
» Актюбиской
ДШИ
Республика Татарстан
Татарский народ хранит многовековые традиции своих
предков - булгар, которые сумели достичь высокого уровня
культурного развития, соединив свои тюркские корни и
арабское влияние, обусловленное принятием ислама в Х
веке. Это стало той основой, на которой в дальнейшем
развивалась вся татарская культура. Особое место в жизни
булгар и современных татар занимает
Татарские песни – это редкие песни, которые радуют слух не только граждан
Татарстана, но и всей страны. Большинство людей не могут остаться
спокойными, даже если даже один раз прослушали татарские песни.
Практически любого искушенного поклонника музыки способны вызвать
интерес песни на татарском языке.
Татарские народные песни весьма похожи на музыку Востока, их объединяет
пятизвучная система. Особенность системы пяти звуков в том, что в качестве
главного тона можно выбрать каждый из этих пяти звуков. Подобное
исполнение встречается у многих народов (мордва, буряты, башкиры,
вьетнамцы и т.д.).
Однако мелодика татарской песни, особенно протяжной,
существенно отличается наличием высокоразвитой
орнаментики, чем сближается с восточными традициями.
Эта орнаментация не только придает особый колорит
музыке, но является важным средством динамизации
интонационного его развития.
В татарских народных песнях наличествует широкая палитра звуков
(орнаментика), эти напевы отличаются тянущейся мелодичностью, и именно
это делает татарские песни ближе к обычаям Востока. Орнаментика (палитра
звуков) является очень важным средством для улучшения ритмической
интонации и придает своеобразную красоту песне.
В те времена, когда татарский народ принял исламскую веру, татарские
народные песни пополнились песнями Востока. В обиход вошли восточные
инструменты, напевное декламирование произведений поэтов и т.д.
Волжская Булгария (Татарстан) меняясь, стала очень походить на Арабский
халифат.
Татарские песни очень тесно связаны с чтением Корана. Татары читают Коран
несколько иначе, они стараются не сильно громко петь. Именно такое
грустное, меланхоличное, приглушенное пение и составляет отличие
музыкальной культуры татарского народа.
В настоящее в нынешнее время татарская песня – это множество весьма
разнообразных стилей. Но более всего разными по музыкальной стилистике
являются татарские песни в исполнении народных татарских ансамблей.
Исполнители для исполнения берут различные инструменты: курай, кубыз,
варган и многие другие. На протяжении веков образовывалось необъятное
наследие татар. Если сказать языком музыки, то основу песен на татарском
языке образует заложенный на монодии фольклор. Именно ангемитоника и
монодия дают своеобразие татарским песням.
Песни на татарском языке связывает множество одинаковых черт. Кроме
того, татарские песни отличаются по содержанию, по происхождению в
зависимости от области проживания,по характеру звука, среды разных групп
татар Казани, Астрахани, Сибири, Крыма, Казани, Астрахани, Сибири, Крыма
и других областей.
Богатейшее музыкальное наследие татарского народа
создавалось на протяжении многих веков. Его основу, если
перейти на язык музыкальной науки, составляет песенный
фольклор сольной традиции, основанный на ангемитонной
монодии. Эти, может быть, непривычные для
непосвященных термины объясняются довольно просто.
Фольклор - народное творчество, монодия - одноголосие,
или сольное исполнение, ангеми-тоника (или более
употребительное в отношении татарской музыки, хотя и не
вполне точное, - пентатоника) представляет собой систему
музыкальных звукорядов, не превышающих пяти звуков, на
которых построены мелодии. Именно монодия и
ангемитоника придают своеобразие татарской народной
музыке.
Татарские народные напевы объединяет множество
общих черт. Наряду с этим они различаются по характеру
звучания, содержанию, происхождению из определенной
местности, возникновению в среде мишарей, кряшен,
казанских, астраханских, сибирских и других этнических
групп татар.