Автор: Овечкина Ирина Анатольевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: «Специфика образовательного процесса в ансамбле народного танца в условиях дополнительного образования. Из опыта работы Заслуженного коллектива народного творчества РФ ансамбля народного танца «Сибирские узоры»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное учреждение дополнительного образования города
Новосибирска «Дом детского творчества им. А. И. Ефремова»
Статья по теме:
«Специфика образовательного процесса в ансамбле народного танца в
условиях дополнительного образования. Из опыта работы
Заслуженного коллектива народного творчества РФ ансамбля
народного танца «Сибирские узоры»
Краткая справка.
Ансамбль народного танца «Сибирские узоры» - это визитная карточка
дополнительного
образования
города
Новосибирска.
Один
из
ярких,
профессиональных
коллективов,
осуществляющих
хореографическую
подготовку детей на высоком уровне. Коллектив образовался на базе Дома
детского
творчества
им.
А.
И.
Ефремова
в
1995году,
руководителем
и
педагогом которого стала Ирина Анатольевна Овечкина.
Ириной
Анатольевной
была
разработана
и
успешно
реализована
образовательная
программа
«Танцы
народов
мира»
результативность,
уникальность
которой
признана
на
Всероссийском
уровне.
В
1997
году
ансамбль получил звание «Образцовый детский коллектив Новосибирской
области», а в 2016 звание «Заслуженный коллектив народного творчества
РФ»
Статья по интервью
Овечкиной И.А. – педагога дополнительного образования, Почетного
работника общего образования РФ, Заслуженного работника культуры
РФ
Шкаровского Всеволода Николаевича, педагога дополнительного
образования основного состава ансамбля народного танца «Сибирские
узоры»
За 25 лет работы коллектив вырос из 30 детей в большой коллектив, где
занимается около двухсот детей в возрасте от 3 до 20 лет. В коллективе сейчас
работают
4
педагога
и
4
концертмейстера.
Концертмейстер
является
непосредственным помощником педагога. И мы всегда говорим на наших
мастер классах, что именно концертмейстер поможет решить такую важную
задачу как развитие музыкальности у наших детей.
Все концерты нашего
коллектива
проходят
под
живую
музыку
нашего
инструментального
ансамбля, который создал концертмейстер Шатилов С.В.
На данный момент
коллектив делится на подготовительную школу
и
основной
состав
коллектива
.
Мы
начнем
свое
знакомство
с
подготовительной школы, куда приходят дети в возрасте: 3 лет девочки и 4
лет мальчики. В подготовительной школе существует три группы, то есть
дети в подготовительной школе находятся до 7 лет. Дошкольный возраст
можно выделить , как особый . стремительно развивается внимание, память,
воображение
и
конечно
интенсивно
развивается
все
физиологические
системы
организма.
В
этом
возрасте
дети
очень
невнимательны,
быстро
устают и поэтому в свои уроки мы включаем музыкальные игры. И на
занятия детки 3,4 лет приходят с любимой игрушкой.
Большое значение и основу урока в подготовительной школе составляет
партерная гимнастика, которая помогает не только развить выворотность
ног
и
танцевальный
шаг,
но
и
исправить
недостатки
фигуры:
например
плоскостопие, сколиоз и так далее.
Ребенок выпускаясь из
подготовительной школы должен не только
иметь достаточный уровень физической подготовки, но и уметь свободно
двигаться
по
залу
в
определенном
ритмическом
рисунке.
Уже
в
школе
закладывается дисциплина: к третьему году обучения дети должны знать, что
педагога нужно встречать спокойно стоящим в определенном месте, что на
занятия нельзя опаздывать, что можно приходить только в форме ( причем в
определенной). Это все позволит начать урок без лишних наставлений, а
значит во время. И конечно, свою «порцию» воспитания культуры поведения
получают родители. Видя, что педагог готовиться к каждому уроку, всегда
подтянут приходит на урок в форме, не дает расслабиться ни себе ни детям,
серьезно относиться к своему дело, они становятся единомышленниками и
помощниками
педагога.
Каждый
год
мы
начинаем
с
собрания,
где
рассказываем
родителям,
что
может
дать
ребенку
искусство
танца,
если
заниматься им серьезно.
Говоря
о
подготовительной
школе
не
могу
не
сказать
о
традиции
коллектива:
первым
концертом
для
детей
выпускной
группы
подготовительной школы становиться праздник «Посвящение в танцоры».
О младших группах. Занятия в младшей группе проходят четыре раза
в неделю по 2,5- 3 часа. У нас в коллективе две младшие группы( 7-9 лет; 10-
11
лет).
Дети
в
возрасте
7-9
уже
обладают
достаточным
уровнем
психического развития, но очень слабым вниманием. И именно для детей
этого возраста очень важен личный показ движений педагогом, этот показ
может длиться по нескольку раз, как бы по слогам. Конечно с устными
пояснениями.
В
этой
группе
занятие
гимнастикой
остаются
обязательными
,
и
составляют не меньше 40 минут. Дальше идет традиционная форма занятий -
работа у станка и обязательно только лицом к станку и
только основные
движения классического танца( плие….), потому что именно классический
танец позволяет добиться единого благородного стиля исполнения танца,
одинаково красивой осанки, манер и так далее. Классический танец – это
основа любого танца.
Но
надо
вспомнить,
что
основу
репертуара
в
нашем
коллективе
составляют русские танцы и именно поэтому
дети уже в этой группе
знакомятся
с
основными
движениями
русского
танца(
гармошка,
елочка,
ковырялочка.
А так же с такими сложными , как: моталочка, молоточки,
которые они проучивают обязательно лицом к станку. А уже потом , по мере
освоения, эти движения переносяться на середину класса.
Наиболее
благоприятный
возраст
для
восприятия
движения
вхореографии
-
это
возраст
10-11
лет.
Все
движения
русского
танца,
изученные раннее, соединяются уже в сложные комбинации и исполняются
на середине зала. Но все же и в этой группе гимнастика остается в уроке,
но занимает всего 10- 15 минут, и служит как разогрев перед уроком. они как
бы включают ребенка в урок. А экзерсис у станка по классическому танцу
переводится(частично) одной рукой.
В
этой
группе
отдельно
выделяется
время
для
занятий
с
концертмейстером. Дети
должны сначала хорошо
освоить простейшие
музыкальные ритмы размером на 2\4, 4\4,а затем сложные на 3\4 и так далее.
Это вводиться, потому что уже с этой группы дети знакомятся с простейшими
дробями
и хлопушками. Уходя с урока дети должны помнить не только
хореографию , но и музыкальные темы.
Младшая группа коллектива уже много выступает, а так же принимает
участие в конкурсах и фестивалях. Не могу не отметить, что в этом учебном
году группа
прошла отбор в
таком известном
конкурсе
как «Весна
священная» имени Ильзе Лиепы. И коллектив пригласили принять участие в
финале, в январе 2021 года в Москве, в большом театре.
Если
в
младших
группах
закладывается
элементарная
основа,
без
которой в дальнейшем не может крепнуть и развиваться исполнительское
мастерство детей , то в средней группе ,опираясь на фундамент созданный в
младших, дети осваивают более сложный материал.
О средней группе. Средняя группа нашего коллектива – это дети в
возрасте
12-14
лет.
У
детей
этого
возраста
меняются
пропорции
тела,
утолщаются кости, нарастает мышечная масса, увеличивается выносливость.
Именно
поэтому
в
этой
группе
весь
экзерсис
классического
танца
переводится одной рукой за палку и вводиться урок народного танца. Дети
начинают сначала лицом к станку, а потом и одной рукой осваивать такие
упражнения, как «каблучное», «флик фляк», «веревочка». Занятия в средней
группе проходят четыре раза в неделю по 3 часа. В этой группе так же, как и
в младшей, 2 часа девочки и мальчики занимаются отдельно и только на
последней час вместе. В средней группе ребята не только учат и осваивают
свой репертуар, они знакомятся с репертуаром старшей группы.
Еще одна традиция в нашем коллективе: начиная со средней группы
практикуется еще один способ укрепления знаний - это домашнее задание.
Если ученик повторил и закрепил дома новый материал, хотя бы порядок
комбинации,
то
на
уроке
уже
будет
отрабатываться
только
качество
исполнения, это даст возможность педагогу сэкономить время (которого не
хватает) чтобы
дать новый материал. Конечно сначала нам надо убедить
детей в том, что повторить дома это необходимость , но потом это входит в
привычку . кроме того ребятам очень не нравиться чувствовать себя неловко
не умея исполнить то или иное движение среди тех, кто его уже освоил.
Таким
образом,
в
средней
группе
воспитывается
самоконтроль
и
более
внимательное
отношение
к
занятиям.
Все
это
приводит
к
высоким
результатам.
Надо отметить , что эта группа дважды золотой медалист
Всероссийских Дельфийских игр.
О старшей группе. Старшая группа – дети возрастом от 15 до 18 лет.
Занятия в этой группе проходят так же четыре раза в неделю по три часа. Но
отличаются тем , что раздельно девочки и мальчики занимаются всего один
час , а два часа совместно. Занятие классическим танцем усложняется, дети
начинают изучать его
подробно и углубленно.
Ведет занятие в старшей
группе артистка нашего театра оперы и балета …
Кстати,
домашние
задания
остаются,
только
к
ним
прибавляются
теоретические
задания.
Большое
внимание
уделяется
терминам
классического танца. Так же ребятам раз в неделю предлагается посмотреть
балет или концерт государственного ансамбля и поделиться с нами своими
впечатлениями.
В старшей группе ребята изучают не только русский танец, но и танцы
народов мира. Мы можем выстраивать урок на материале любой народности,
не зависимо есть ли танец этого народа в репертуаре ансамбля. Например в
этом году нами были взяты комбинации для экзерсиса народного станка в
характере народов Азии( Монголии, Узбекистана, Казахстана).У этих народов
очень выразительны руки, кисти рук, плечи , бедра. Ребятам было очень
интересно узнать об обычаях, культуре
этих народов. Познакомиться и
попробовать основные движения их танцев, передать их манеру. Все это
позволило
нам
раскрыть
индивидуальность
каждого,
артистизм
,развить
музыкальность, а самое главное у детей появляется еще больший интерес к
занятиям. Как правило многие уже к старшей группе смотрят на занятие
в коллективе , как на выбор профессии, и готовятся поступать в ВУЗы.
Именно поэтому в старшей группе появляются индивидуальные занятия для
выпускников коллектива, где мы готовим ребят к творческим экзаменам.
Старшая группа коллектива помимо того, что ведет активную концертную и
конкурсную деятельность , она еще занимается гастрольной практикой.
Основная
задача
на
старшей
ступени
-это
подготовка
к
поступлению
в
профильные ВУЗЫ. И нам есть, чем гордиться: наши выпускники ежегодно
получают стипендию губернатора Новосибирской области. Поступают
в
такие
ВУЗы
как
–МГИК,
ОГИК,БГИК,
КемГИК.
Являются
артистами
государственных
ансамблей.
А
мальчики
проходят
срочную
службу
в
военных государственных ансамблях.
Мы стремимся, чтобы уровень коллектива обязательно рос
- участие в конкурсах, конкурсы бывают разного уровня, принимать
участие в тех, которые чем сложнее, чем больше подготовка к нему, тем
лучше. Конкурсы организованные ГРДНТ им Поленова;
-
приглашение
для
работы
с
коллективом
признанные
мастера
хореографии;
-
профессиональный
рост
педагогов,
(круглые
столы,
семинары,
мастер-классы).
И в заключении хочется сказать следующее. Одаренные дети – понятие
растяжимое. Есть дети, наделенные природными данными, но отсутствие
желания
учиться
не
позволяет
им
достичь
чего-то.
Есть
дети
не
так
одаренные
от
природы,
но
своим
трудолюбием
достигающие
хороших
результатов.