Автор: Смирнова Любовь Григорьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №10 "Орлёнок" Населённый пункт: город Старая Русса, Новгородская область Наименование материала: статья Тема: "Сороки - день птиц" (наши традиции) Раздел: дошкольное образование
«Сороки – день птиц» (наши традиции)
Смирнова Любовь Григорьевна
воспитатель высшей категории, МАДОУ детский сад № 10 «Орлёнок»
г. Старая Русса Новгородской области
Дошкольный возраст – благоприятный период для приобщения детей к
источникам
народной
культуры,
способной
возродить
преемственность
поколений,
передать
нравственные
устои,
духовные
художественные
ценности.
Возвращение
к
корням,
изучение
культуры
и
быта
народа
способствуют сохранению русских традиций и обычаев.
Наш педагогический коллектив МАДОУ №10 «Орлёнок» построил работу
по приобщению детей к народному фольклору на основе русского праздника
«Сороки». Эта попытка культурного диалога с прошлым путём реставрации
давних праздничных традиций, русских народных обрядов и раскрытия их
воспитательного потенциала.
Почему
же
именно
22
марта
считается
«птичьим
днём»?
Когда
–
то
христианские праздники с трудом вытесняли в сознании народа языческие, а
потому часто были вынуждены хронологически «подстраиваться» под них, в
надежде
со
временем
полностью
вытеснить
и
заменить.
Православная
церковь празднует 22 марта день Сорока мучеников Севастийских. В 313 году
римляне пытались добиться отречения от веры у 40 воинов – христиан, но
никто не отрекся. Сорок погибших превратились, согласно народной вере, в
жаворонков.
На «Жаворонки» день с ночью меняются – день весеннего равноденствия.
Зима конается, весна начинается. У русских повсюду существовала вера в то.
Что в этот день прилетают 40 разных птиц и первая из них жаворонок.
Поэтому хозяйки накануне пекли из ржаной муки 40 шариков – «сороки
святые – колобаны золотые» и по одному шарику выбрасывали каждый день
за окошко со словами:
Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овёс,
А теперь убирайся
Подобру – поздорову!
Мальчишки выбегали рано босые во двор и старались перебросить через
кровлю
40
щепок.
Пекли
обычно
из
теста
летящих
«жаворонков»
с
хохолками. Птичек раздавали детям, и те с криком и стихом бежали закликать
весну:
Жаворонки прилетите,
Студёну зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!
Не обошло такое веселье и нас. Немалая заслуга в проведении мероприятия
принадлежит музыкальному руководителю Парфёновой Т.В.. В этом году она
привлекла родителей к театральной постановке «Суд птиц». Это мамы и
бабушки участников театрального кружка «Театр и дети»: Потапова И.А.,
Петрова Г.С., Кротова Л.Г., Филлипова О.В., Коткова Н.Н., Иванова В.В.
Деятельность в предпраздничные дни и в момент празднования какого –
либо события формирует художественный вкус, сплачивает детей и взрослых.
Самое главное, чтобы ребёнок е был пассивным наблюдателем и слушателем.
Мы, педагоги и родители, должны способствовать развитию желания детей
участвовать
в
играх,
танцах,
принимать
активно
участие
в
процессе
оформления зала, группы, участков. У ребёнка постепенно формируются
навыки
и
умения
в
организации
праздничного
веселья,
складывается
культура проведения праздника. Особенно радует детей, когда вместе с ними
принимают участие их родные и близкие. Совершенно по-особенному горят
их глаза, когда рядом мама, папа, бабушка или дедушка.
Родители наших детей также с удовольствием участвуют в праздниках и
развлечениях, которые проводятся в нашем детском саду. Для нас – педагогов
–
это
своеобразная
группа
поддержки.
Вместе
с
родителями
мы
изготавливали декорации и реквизит, шили костюмы. Родители являются
активными участниками игр, аттракционов и театральных действий.
Были проведены мастер классы. В группе №3 Филлипова О.А. вместе с
детьми пекла «жаворонков» из дрожжевого теста; в группе №5 Петрова В.П.
совместно с педагогами создавали объёмную фигуру «радужного лебедя» из
модулей оригами;, в группе 39 Золотарёва Е.А. и Кутузова Т.Д. лепили с
детьми «жаворонков» из глины и теста с привлечением педаггов. Родители
воспитанников
изготовили
русские
народные
праздничные
костюмы,
особенно активное участие приняли Гаврилова М.В. и Ильина Е.Г.
Фантазии
и
мастерство
родителей
вылились
в
организацию
творческой
выставки «Весна».
Таким образом, приобщая детей к истокам русской народной праздничной
культуры,
мы
сохраняем
накопленные
поколениями
богатейший
опыт,
традиции, умения и знания, развиваем личность каждого ребёнка, формируя
черты русского характера и ментальности
.