Напоминание

Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании


Автор: Гасанова Ирина Викторовна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО ДДТ
Населённый пункт: г. Георгиевск, Ставропольский край
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии в дополнительном образовании
Раздел: дополнительное образование





Назад




Здоровьесберегающие технологии в дополнительном

образовании

Уровень

современной

жизни

предъявляет

высокие

требования

к

человеку и его здоровью. В связи с этим возросло внимание и к здоровью

детей.

Проблема

здоровья

учащихся

встает

особенно

остро,

потому

что

состояние

здоровья

подрастающего

поколения

является

показателем

благополучия общества. Все это требует от преподавателей новых подходов в

образовании

и

во спитании

детей,

о снованных

на

принципах

здоровьесбережения.

В соответствии с Федеральным законом “Об образовании в Российской

федерации ”, здоровье человека соотнесено к приоритетным направлениям

государственной

политики

в

области

образования.

Образовательное

учреждение

призвано

обеспечить

не

только

учебный

процесс,

но

и

содействовать нормальному развитию учащихся и охране их здоровья. Успех

в обучении возможен лишь в том случае, если ученик здоров и физически, и

психически.

Под

здоровьесберегающими

образовательными

технологиями

в

широком смысле, можно понимать все технологии, использование которых в

образовательном

процессе

идёт

на

пользу

здоровью

учащихся.

Это

те

приемы, методы и технологии, которые не наносят вреда здоровью детей,

обеспечивают

им

безопасные

условия

пребывания

и

обучения

в

Доме

детского

творчества.

В

основе

модели

здоровьесберегающего

обучения

находятся

две

составляющих:

«обучающая»

и

«сохраняющая»

здоровье

ребенка среда. «Обучающая среда» связана с развитием интеллектуальных и

творческих способностей ребенка, базирующаяся на педагогике, в основе

которой лежат активные формы и методы обучения. «Сохраняющая здоровье

среда» опирается на создание психологического комфорта, эмоциональной

отзывчивости.

К

«сохраняющей

среде»

относятся

санитарно-гигиенические

требования:

проветренное помещение, так как свежий воздух является той средой, в

которой хорошо работает мозг, легкие;

достаточное освещение;

комфортная работа для глаз без усилий и напряжения.

Преподаватель

должен

чувствовать,

когда

ученик

устал

него

пропадает

заинтересованность,

внимание

становится

рассеянным)

и

предпринимать все возможные методы и приёмы для снятия утомления.

Здоровьесберегающие технологии призваны обеспечивать уважение к

личности каждого ребенка, создавать условия для развития его уверенности в

себе,

инициативности,

творческих

способностей,

самостоятельности

и

ответственности. Сохраняя здоровье детей, преподаватели должны свести к

минимуму

все

факторы

риска:

стрессовое

воздействие

на

ребенка,

несоответствие методик и технологий обучения возрастным особенностям

детей,

несоответствие

условий

обучения

санитарно-гигиеническим

требованиям и т.д.

Основные средства реализации здоровьесберегающих технологий в

дополнительном образовании.

Модернизация

образования

предполагает

обязательное

внедрение

здоровьесберегающих технологий в учебный процесс. В системе общего

образования

вопрос

о

сохранении

здоровья

школьников

разработан

достаточно полно и носит систематический характер. Стоит задуматься, что

дает

ребенку

обучение

в

дополнительном

образовании

с

точки

зрения

здоровьесбережения?

О

плюсах

и

минусах

занятий

можно

говорить

бесконечно.

Главным

аргументом

«против»

занятий

учреждениях

дополнительного образования может стать дополнительная нагрузка: ведь

ребенок должен проводить часть свободного времени на занятиях, в то время

как его сверстники бегают на свежем воздухе. Дополнительные проблемы

получают

и

сами

родители:

ребенка

надо

отвезти

на

занятия,

проконтролировать выполнение домашних заданий. Но польза от занятий

неизмеримо

выше

всех

забот.

У

ребенка

совершенствуется

физическое

развитие,

тренируется

мелкая

моторика

и

координация

движений,

вырабатывается

сила

воли,

усидчивость,

воспитывается

ответственность,

развивается

внимание

и

память.

Ему

нужно

вовремя

успевать

к

началу

занятий, следить за расписанием и учиться организовывать свой день так,

чтобы

все

успеть.

Если

родители

решили

привести

ребенка

учиться

в

объединение, важным шагом является избрание направления деятельности,

от

правильного

выбора

которого

зависит

многое.

Предварительно

нужно

поговорить с ребёнком, предложить ему на выбор несколько направлений.

Организация и планирование занятия ещё один аспект, который следует

учитывать

при

поступлении

в

МУДО

ДДТ,

это

нагрузка,

которую

ежедневно будет испытывать ребенок. Среди родителей бытует мнение, что

совмещать первый класс в общеобразовательной школе и начало обучения в

Доме детского творчества нельзя в один год. Здесь необходимо учитывать

индивидуальные

особенности

ребенка.

Объем

максимально

допустимой

учебной нагрузки учащихся должен соответствовать нормам. Загруженность

является

камнем

преткновения

для

тех

детей,

которые

заняты

дополнительными занятиями. Комфортное расписание становится важной

составляющей, так как правильно составленное расписание предупреждает

появления переутомления. С целью исключения перегрузки детей расписание

составляется

таким

образом,

чтобы

ребенок

мог

отдохнуть

после

общеобразовательной школы и прийти на занятие в ДДТ. Поскольку основой

любого образовательного процесса является занятие, то и его влияние на

здоровье

учащихся

является

наиболее

важной

частью

в

этой

сфере.

Обязательной составляющей здоровьесберегающей организации занятия в

соответствии

с

современными

требованиями

являются

гигиенические

условия

в

кабинете.

Одним

из

элементов

экологического

пространства

является

воздушная

среда.

Ее

воздействие

на

учащихся

и

педагогов

не

ограничивается теми сторонами, которые регламентированы санитарными

нормами - они известны и приводятся в соответствии с требованиями путем

поддержания комфортной температуры, уровня освещенности и регулярного

проветривания помещения класса. Отметим, что утомляемость школьников и

риск

аллергических

расстройств

во

многом

зависят

от

соблюдения

этих

условий

Главный

упор,

который

необходимо

делать

на

занятиях

это

рациональная организация занятия, использование активных форм и методов

обучения.

В

общеобразовательных

школах

большинство

учителей

используют

следующие

приемы

здоровьесбережения

на

уроках:

динамические

паузы,

расслабление

под

музыку

и

включение

игровых

моментов на уроках, гимнастику для глаз, что нужно также применять на

занятиях в дополнительном образовании. Число видов учебной деятельности,

используемых преподавателем, является важной составной частью занятия. К

ним относятся следующие виды учебной работы: словесный, наглядный,

аудиовизуальный, самостоятельная работа. Нормой считается использование

4–7

видов

работы

за

занятие,

но

не

менее

трех.

Однообразие

занятия

способствует утомлению школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что

частые смены одного вида деятельности на другой требуют от учащихся

дополнительных

усилий,

что

также

приводит

к

быстрой

утомляемости.

Следует

учитывать

продолжительность

и

чередование

различных

видов

учебной

деятельности.

Нормой

продолжительности

одного

вида

работы

считается

7-10

минут.

Если

в

течение

занятия

используется

один

вид

деятельности, то это приведет к снижению уровня восприятия материала

учащимся. Необходимо чередовать различные виды слуховой, двигательной и

творческой

деятельности.

Терапия

творчеством

(выполнение

творческих

заданий).

Выполнение

творческих

заданий

на

занятиях

в

объединении

«Веселая

мозаика»

является

одним

из

наиболее

эффективных

приёмов

оптимизации психического состояния обучающихся. Творчество требует от

ребёнка координации всех нравственных сил, и этот всплеск активности

благотворно действует на его психику, а значит, и на физическое здоровье, т.е.

творческий процесс исцеляет.

Работоспособность у детей связана с биоритмами и имеет два основных

пика. Первый подъем приходится на 9-11 часов, второй – на 16-18 часов.

Неодинакова умственная способность учащихся и в разные дни учебной

недели. Из опыта работы можно с уверенностью сказать, что после выходных

в понедельник не следует давать сложных заданий и новых тем. Учебная

нагрузка в течение недели должна быть распределена таким образом, что

наибольший ее объем приходится на вторник и среду. Преподавателю нужно

всегда

корректировать

интенсивность

работы

и

величину

нагрузки,

не

допуская

переутомления

ученика

и

снижения

его

работоспособности.

Учебный процесс не должен исключать утомления, но должен строиться

таким

образом,

чтобы

отдалить

его

наступление

и,

самое

главное,

предупредить возникновение переутомления.

Именно поэтому рекомендации по организации всего учебного процесса

с

учетом

возрастных

физиологических

закономерностей

и

динамики

работоспособности

ребенка

-

насущная

необходимость

здоровье

сберегающей системы обучения. Использование методов, способствующих

активизации

инициативы

и

творческого

самовыражения

обучающихся.

К

таким методам относятся:

-

методы

свободного

выбора

(беседа,

выбор

приемов

исполнения,

свобода творчества и т.д.);

-активные методы (ученик в роли учителя, обучение действием, ролевая

игра, ученик как исследователь и др.);

-методы,

направленные

на

развитие

интеллекта,

эмоций,

общения,

воображения, самооценки и др.

Эти

приемы

помогут

снять

признаки

утомления,

а

хроническое

утомление

-

это

одна

из

главных

причин

истощения

ресурсов

здоровья

учащихся.

Давно

известно,

что

игры

активизируют

процесс

обучения.

Применение

игровых

технологий

в

комплексе

с

другими

методами

и

приемами

организации

учебных

занятий,

дает

возможность

укрепить

мотивацию

на

обучение,

поддерживать

интерес

и

увлеченность,

вызвать

положительные

эмоции,

то

есть

создать

благоприятный

эмоциональный

настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка. Для детей игры – это

эффективный способ самореализации и самовыражения. Игровые формы,

применяемые на групповых уроках, разнообразны:

-подвижные

игры

(игры

на

внимание,

на

воспитание

слуховых

представлений);

-игры-соревнования (дети делятся на команды и выполняют задания

игры);

-ролевые игры.

Дети, особенно младшего возраста, очень любят путешествовать или

фантазировать, сочиняя сказки. Почему они их так любят? Наверное, потому,

что сказки несут в себе важные ценности, переходящие от одного поколения

к другому и не утрачивающие со временем своего значения.

Физкультминутки

и

паузы

являются

обязательной

составной

частью

занятия.

Необходимо

обратить

внимание

на

их

содержание

и

продолжительность. Нормой является их проведение по 1 минуте из 3-х

легких упражнений с 3-4 повторениями каждого, а также имеет значение

эмоциональный

фон

во

время

выполнения

упражнений.

Существует

серьезная

детская

проблема

это

развитие

у

ребенка

искривления

позвоночника. Самый большой риск развития этого заболевания наблюдается

в возрасте от 10-14 лет. Одна из причин сколиоза состоит в том, что в

процессе формирования организма развитие скелетной мускулатуры может

отставать от роста костного скелета. Провоцирующими факторами сколиоза

служат малоподвижный образ жизни ребенка, а также длительное сидение в

неправильной

позе

за

компьютером,

за

школьной

партой.

У

детей

идет

нагрузка

на

спину,

а

скелет

еще

не

успел

полностью

сформироваться,

преподаватель

должен

контролировать,

чтобы

у

ребенка

всегда

была

правильная постановка корпуса (прямая спина, правильная осанка). Примеры

игровых

двигательных

упражнений:

упражнения

для

развития

мелкой

моторики рук.

Упражнение “Колечко”.

Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в

кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.

Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в

обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале методика

выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. Очень полезно бывает

“полетать”: нужно слегка согнуть руки в локтях, отвести их за спину и свести

лопатки. Все это делается в положении сидя или стоя. Упражнения для глаз:

подвигать глазками вправо, влево, вверх, вниз, попытаться сделать восьмерки

глазами. Это не займет много времени, но принесет несомненную пользу.

Благоприятный психологический климат на занятии также служит одним

из

показателей

успешности

его

проведения:

заряд

позитивных

эмоций,

полученный

учеником

на

уроке,

создает

атмосферу

творчества

и

взаимопонимания. И наоборот: наличие стрессов, постоянное напряжение,

отрицательные эмоции с обеих сторон свидетельствуют о преобладании на

уроке

тенденций,

губительно

сказывающихся

на

здоровье

ученика.

О

личности преподавателя, каким он должен быть, написано много трактатов,

но не последнее место в этом ряду занимает проявления доброжелательности

учителя. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащийся

имел возможность задать вопросы, учитель мог сделать акценты на наиболее

важных

деталях

в

работе,

найти

возможность

поощрить

учащегося

за

прилежание, отметить улучшения и недоработки.

Показателем

эффективности

проведенного

занятия

можно

считать

состояние

и

вид

ученика,

выходящего

с

занятия:

спокойное,

деловое,

утомленное, растерянное или взвинченное. Между заинтересованностью в

обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь.

Если у него пропадает интерес к занятиям, на это существует много причин.

О наличии мотивации к обучению говорит интерес к занятиям, стремление

больше узнать, радость от освоения новых техник. Педагог в дополнительном

образовании, для сохранения здоровья детей должен стремиться свести к

минимуму

возможные

отрицательные

моменты:

и с п ол ь з о ват ь

индивидуальный подход в составлении плана работы, подбирая программу,

при исполнении которой ученик чувствовал бы себя комфортно и уверенно.

Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному

преподавателю.

Но

если

каждый

из

нас

задастся

этой

целью,

и

будет

стремиться к ней - выиграют, в конечном счете, наши дети. Подготовка к

здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий

должна

стать

приоритетным

направлением

в

деятельности

каждого

образовательного учреждения.



В раздел образования