Автор: Марченко Любовь Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУДО ДТДиМ города Белово
Населённый пункт: город Белово, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Здоровьесберегающие технологии
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец творчества
детей и молодежи
имени Добробабиной А.П. города Белово»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Марченко Любовь Николаевна
Здоровьесберегающие технологии в хореографии
Когда я год назад впервые готовилась к открытому занятию, то мне коллеги напомнили о том, что
нужно обязательно применить здоровьесберегающие технологии. То есть на занятие нужно
сделать обязательно перемену.
Тогда меня это сильно озадачило поскольку я считала, что достаточно той пятиминутки, которая
находится между учебными часами. А с учётом того что открытое занятие в среднем идёт 45
минут, я не видела смысла давать паузу для отдыха девятилетним детям в течение отведенного
времени.
Ведь, я понимала, что мышцы полноценно разогреваются только в среднем через 30 минут после
начала занятия. Делать паузу означало вредить здоровью, не разогретые мышцы-путь к травме.
Тогда я мыслила, только исключительно рассматривая урок с точки зрения физического развития.
Здоровьесберегающие технологии были загадкой. И для меня, человека пришедшего в
образование из другой сферы деятельности, ждало много открытий.
Изучая и практикуя приемы здоровьесберегающие технологий, я поняла, что они служат
критериями обязательного условия оптимального протекания образовательного процесса.
Из всего многообразия ЗСТ в своей практике я чаще всего использую чередование видов
преподавания, то есть регулярно меняю виды подачи информации, доношу информацию
словестно, наглядно, даю то задание групповые, то индивидуальные задания. Таким образом я
слежу за психологическим климатом на занятие.
Также переключаю постоянно внимание детей с одного вида деятельности на другой, учащиеся
через смену деятельности получают эмоциональную разрядку на уроке и достигают большего.
Для чего это нужно?
Для поддержания дисциплины, повышения активности в образовательном процессе,
выстраиванию доверительных отношений между педагогом и детьми.
Перед мною, как перед хореографом на занятие стоит первостепенная задача – это не дать
разогретым мышцам остыть, плавное увеличение нагрузки повышает выносливость организма,
закаляет его. И делать паузы для отдыха тела в этот момент не целесообразно.
Но вместе с физической нагрузкой на организм приходит и психологическая усталость, и как
следствие психическое сопротивление со стороны учащегося. Вот как раз в этой ситуации и
спасают ЗСТ.
Как я применяю ЗСТ на уроках хореографии?
Для того чтобы предотвратить психическое напряжение, я стараюсь в качестве эмоциональной
разрядки на уроке давать музыкальные минутки, то есть наши паузы физически активные, но при
этом они снимают эмоциональное напряжение. Потому что, одно дело выполнять экзерсис у
станка под пристальным вниманием педагога, другое дело это музыкальная минутка которая дает
возможность для самовыражения.
Также очень помогает смена внимания детей, то есть переключения их внимание
непосредственно с деятельности, которая больше физически напрягает организм,
непосредственно на умственную деятельность. Для учащихся происходит в этот момент
эмоциональная нагрузка и снятие физических зажимов, не отходя от самого процесс обучения.
Как делаю это я?
Так сложилось, что такой подход у меня сложился случайно. У меня была группа, которая в
процессе выполнения растяжки постоянно нарушал дисциплину, ленилась. Дети начинали
жаловаться на боль, делать «умирающий» вид и т.д. и это продолжалось 10-15 минут как
минимум. Как только начиналась растяжка у них срабатывал установка, что сейчас будет
физическая напряжение и поэтому они включали эмоциональные сопротивление. Поэтому я
нашла решение в следующем.
Растяжка это статических действие. Занял какую-то позицию и под собственной массой тела дети
растягиваются, чтобы они не скучали и не галдели я им стало раздавать логические задачки,
оформленные на листочке формата А5 и А4.
Так как в классе во время занятий они не пользуются гаджетами с подключенным интернетом,
посмотреть у них негде ответ, приходится думать самим. Я заметила, что когда ребятишки
начинают переключать внимание на решение логических задач они перестают напрягаться на
мышечном уровне. И установка на то, что будет больно уходит, соответственно растяжка идёт
эффективный. Хотя процесс растяжки никто не останавливал, мышцы тянутся, но уже в разы
эффективней из-за снятия психофизиологических блоков.
Изменилось и настроение на занятие. Дети теперь ждут растяжку. Этот процесс стал
привлекательным и затягивающим.