Напоминание

Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе VIII вида


Автор: Гиниятуллина Эльвира Марселевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ "Заинская школа №9"
Населённый пункт: город Заинск
Наименование материала: статья
Тема: Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе VIII вида
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Доклад на тему:
«
Антикоррупционное воспитание в коррекционной

школе VIII вида»
В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 – 2011 годы» отмечено, что, «несмотря на предпринимаемые государством и обществом меры, коррупция по – прежнему серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации».
Коррупция
– прямое или косвенное стремление к получению, требование или получение имущественной или иной материальной выгоды (подарка, услуги, обещания, привилегии) государственным лицом или приравниваемым к нему лицом для себя или другого лица за выполнение или невыполнение действий в соответствии с занимаемой должностью, а также действие или бездействие государственного служащего или приравниваемого к нему лица, сопровождаемое стремлением к получению, требованием или получением имущественной или иной личной выгоды для себя или другого лица, а также прямое или косвенное предложение или предоставление государственному служащему, приравниваемому к нему лицу личной имущественной или иной выгоды (подарка, услуги, обещания, привилегии) за выполнение или невыполнение действий в соответствии с занимаемой государственным служащим или приравниваемым к нему лицом должностью, а также посредничество при совершении указанных в н а с т о я щ е й ч а с т и д е я н и й ” .
Превенция коррупции
– выявление и устранение причин, условий коррупции путём создания и претворения в жизнь системы соответствующих мер, а также оказание влияния на лиц в целях их отвращения от совершения п р е с т у п н ы х д е я н и й к о р р у п ц и о н н о г о х а р а к т е р а . Преступные деяния коррупционного характера – взяточничество, взяточничество через посредника, подкуп, другие преступные деяния, если они совершены в секторе п у б л и ч н о г о а д м и н и с т р и р о в а н и я или при предоставлении публичных услуг в целях получения выгоды для себя или других лиц: злоупотребление служебным положением или превышение полномочий, злоупотребление официальными полномочиями, подделка документов или измерительных средств, мошенничество, присвоение или растрата имущества, разглашение служебной тайны, разглашение коммерческой тайны, предоставление неверных данных о доходах, прибыли или имуществе, легализация приобретённых незаконным путём денег или имущества, вмешательство в деятельность государственного служащего или лица, выполняющего функции публичного администрирования, либо другие преступные деяния, когда с их помощью стремятся к получению взятки или
требуют её, стремятся к подкупу либо стремятся сокрыть или замаскировать в з я т о ч н и ч е с т в о и л и п о д к у п .
В з я т о ч н и ч е с т в о
Го сударственный служащий или приравниваемое к н е м у л и ц о для своей выгоды или для в ы г о д ы д р у г и х л и ц прямо или косвенно принявший, пообещавший или договорившийся принять взятку, требовавший или провоцировавший дать её за законное действие или бездействие при исполнении полномочий. (Это самая простая форма проявления). В крупном размере – 250 МПУ (в настоящее время МПУ = 125 литов) У г о л о в н ы й п р о с т у п о к – д о 1 М П У. За взяточничество несёт ответственность не только физиче ское, н о и юридическое лицо (в отношении юридического лица применяются д е н е ж н ы е ш т р а ф ы , о г р а н и ч е н и е д е я т е л ь н о с т и и п р . ) .
П о д к у п
Тот, кто прямо или косвенно предложил, пообещал дать или дал взятку государственному служащему или приравниваемому к нему лицу за желаемое законное действие или бездействие при исполнении обязанностей либо по среднику для до стижения тех же результатов < > Лицо освобождается от уголовной ответственности за подкуп, если от него требовали взятку, провоцировали на её дачу и оно, предложив, пообещав или дав взятку, незамедлительно сообщило об этом правоохранительным органам или же взятку оно предложило, пообещало или дало с ведома п р а в о о х р а н и т е л ь н ы х о р г а н о в . О т в е т с т в е н н о с т ь н е с у т з а н и м а ю щ а я с я в з я т о ч н и ч е с т в о м и подкупающая стороны.
З л о у п о т р е б л е н и е
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо, злоупотреблявшее служебным положением или превысившее полномочия, если в результате этого большой вред был причинён государству, международной публичной организации, юридическому или физическому лицу. Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо, по неосторожности не выполнившее своих обязанностей или выполнившее их ненадлежащим образом, если в результате этого большой вред был причинён г о с у д а р с т в у , ю р и д и ч е с к о м у и л и ф и з и ч е с к о м у л и ц у . Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо за совершение д а н н ы х п р е с т у п л е н и й н а к а з ы в а е т с я : • лишением права выполнять определённую работу или заниматься о п р е д е л ё н н о й д е я т е л ь н о с т ь ю ; • либо лишением свободы на срок до трёх лет (в крупном размере – от 2 до 8 лет). Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Искушение коррупционным поведением усиливается с распространением потребительских настроений, когда стремление к личному благосостоянию становится гораздо более важным, чем благосостояние общества или когда
об этом понятии вообще забывают. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни. Потребительски настроенное общество возмущается коррупционными скандалами, однако его возмущение н о с и т д в у с м ы с л е н н ы й х а р а к т е р : большее возмущение вызывает то, что кто-то нажился, нежели сам факт коррупции. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. В обществах, где коррупция была почти узаконена, например клиентизм как консолидирующая сила в коммунистических системах, привычки в жизни и мышлении изменить сложнее. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием. Коррупция может поощряться и поддерживаться целым комплексом социальных и экономических факторов: слабая экономика, нехватка рабочих мест, плохое ведение государственного бюджета, вмешательство более сильных иностранных государств и корпораций. Государственные служащие могут быть деморализованы низкими зарплатами, не связанным с качеством работы переводом на более высокую должность, неясной целью организации, устоявшимися клиентскими отношениями между руководством и подчинёнными. Такие отношения поощряются низкой культурой менеджмента, в основе которой лежит длительный срок службы руководства и персонификация власти, плохой контроль и отчётность, нехватка процедур принятия решений. Кроме того, возможность коррумпированного поведения тем выше, чем больше благ находится под контролем у должностного лица, чем более секретным и монополизированным является их распределение. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, судами низкой квалификации, нехваткой программ по защите свидетелей и связанным с этим недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции. Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания, умения, навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные качества – честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду, корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи
решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время, изменяются только акценты в зависимости от основных целей. Дети с интеллектуальным нарушением – это дети, отклоняющиеся в своем развитии от нормы. Цель антикоррупционного воспитания в школе – воспитывать ценностные установки и развивать способности, необходимые для формирования у учащихся гражданской позиции в отношении коррупции. А о с н о в н о й ц е л ь ю антикоррупционного воспитания является формирование гражданского сознания, наиболее благоприятная для его интеграции среда – социальные дисциплины: гражданское воспитание, и с т о р и я , п о л и т о л о г и я , э т и к а . Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе
VIII вида
– это антикоррупционное просвещение и информирование через дисциплину, как история и через ряд классных часов, внеклассных з а н я т и й . Каждый раз, когда в содержание общего образования предлагается включить новые темы, возникает беспокойство в связи с перегруженностью программ и нехваткой времени. Антикоррупционное воспитание и зучает ся интегрированным путем. Можно чётко сформулировать и выделить проблемы антикоррупционного воспитания, тем самым создавая отдельный модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и как составную часть других тем, проблем или их конкретизацию, иллюстрацию. Важно, чтобы антикоррупционное воспитание не п р о т и в о п о с т а в л я л о с ь д р у г и м д и с ц и п л и н а м . Особая проблема антикоррупционного воспитания – как избежать опасности, что эта программа превратится в курс информирования о возможностях коррумпированного поведения. Как и во всех остальных случаях, когда в школе стремятся прививать установки, противоречащие “удобной” практике поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости, психологической проницательности и методического мастерства.
Задачи антикоррупционного воспитания:
1 . П о з н а к о м и т ь с явлением коррупции: сутью, причинами, последствиями. 2. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции. 3. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией. 4. Внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих программах и образовательных стандартах: • в о с п и т а н и е в себе ценно стных установок ( у в а же н и е к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему происходящему рядом; честность, ответственность за действие, поступок; постоянное совершенствование личной, социальной, познавательной и культурной к о м п е т е н ц и и и т . д . ) ; • реализация расширения возможностей (общаться, находить, передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать проблемы; рационально планировать и организовывать деятельность,
распоряжаться временными, финансовыми и другими ресурсами; действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на себя ответственность за свои действия; общаться и сотрудничать, конструктивно решать разногласия и конфликты; принимать участие в жизни школы, местной общественности, общества, при необходимости брать на себя роль лидера и т. п.).
Предполагаемый результат
– наделённая знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и ж е л а ю щ а я и х у с т р а н я т ь л и ч н о с т ь . В коррекционной школьной практике применяется два метода антикоррупционного воспитания. Внесены дополнения в школьную программу и в факультативную деятельность. Темы дополнений напрямую связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени, однако, тем не менее, это выглядит как отдельные вкрапления и одноразовые акции. Этот метод легко контролировать: достаточно проверить, во всех ли классных группах прошли антикоррупционные акции. В коррекционных школах в содержании школьного образования, и, в частности, в образовательной области «Общественные дисциплины» большое внимание уделяется развитию правовой культуры личности, которая рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической политической задачи – превращение России в современное правовое государство. Целями этих уроков предусматривает формирование антикоррупционного мышления обучающихся и определяет решение таких задач как информирование обучающихся о явлениях коррупции, воспитывает нетерпимое отношение к коррупции, корректирует отношения учащихся к проблемам коррупции. Данные задачи реализуются посредством различных форм и методов: игры, деловые дебаты, дискуссии, что способствует конкретизации изучаемого материала и повышают воспитательный потенциал урока.


В раздел образования