Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе VIII вида
Автор: Гиниятуллина Эльвира Марселевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: ГБОУ "Заинская школа №9" Населённый пункт: город Заинск Наименование материала: статья Тема: Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе VIII вида Раздел: среднее профессиональное
Доклад на тему:
« Антикоррупционное воспитание в коррекционной
школе VIII вида»
В Указе Президента Российской Федерации «О национальной стратегии
противодействия
коррупции
и
Национальном
плане
противодействия
коррупции
на
2010
–
2011
годы»
отмечено,
что,
«несмотря
на
предпринимаемые
государством
и
обществом
меры,
коррупция
по
–
прежнему
серьёзно
затрудняет
нормальное
функционирование
всех
общественных
механизмов,
препятствует
проведению
социальных
преобразований
и
модернизации
национальной
экономики,
вызывает
в
российском обществе серьёзную тревогу и недоверие к государственным
институтам, создаёт негативный имидж России на международной арене и
правомерно
рассматривается
как
одна
из
угроз
безопасности
Российской
Федерации».
Коррупция –
прямое
или
косвенное
стремление
к
получению,
требование или получение имущественной или иной материальной выгоды
(подарка,
услуги,
обещания,
привилегии)
государственным
лицом
или
приравниваемым к нему лицом для себя или другого лица за выполнение или
невыполнение действий в соответствии с занимаемой должностью, а также
действие или бездействие государственного служащего или приравниваемого
к нему лица, сопровождаемое стремлением к получению, требованием или
получением имущественной или иной личной выгоды для себя или другого
лица,
а
также
прямое
или
косвенное
предложение
или
предоставление
государственному
служащему,
приравниваемому
к
нему
лицу
личной
имущественной или иной выгоды (подарка, услуги, обещания, привилегии) за
выполнение
или
невыполнение
действий
в
соответствии
с
занимаемой
государственным
служащим
или
приравниваемым
к
нему
лицом
должностью,
а
также
посредничество
при
совершении
указанных
в
н а с т о я щ е й
ч а
с т и
д е я н и й ” .
Превенция коррупции – выявление и устранение причин, условий
коррупции путём создания и претворения в жизнь системы соответствующих
мер, а также оказание влияния на лиц в целях их отвращения от совершения
п р е с т у п н ы х
д е я н и й
к о р р у п ц и о н н о г о
х а р а к т е р а .
Преступные
деяния
коррупционного
характера –
взяточничество,
взяточничество через посредника, подкуп, другие преступные деяния, если
они совершены в секторе
п у б л и ч н о г о
а д м и н и с т р и р о в а н и я или
при предоставлении публичных услуг в целях получения выгоды для себя
или других лиц: злоупотребление служебным положением или превышение
полномочий,
злоупотребление
официальными
полномочиями,
подделка
документов или измерительных средств, мошенничество, присвоение или
растрата
имущества,
разглашение
служебной
тайны,
разглашение
коммерческой тайны, предоставление неверных данных о доходах, прибыли
или имуществе, легализация приобретённых незаконным путём денег или
имущества, вмешательство в деятельность государственного служащего или
лица, выполняющего функции публичного администрирования, либо другие
преступные деяния, когда с их помощью стремятся к получению взятки или
требуют её, стремятся к подкупу либо стремятся сокрыть или замаскировать
в з я т о ч н и ч е с т в о
и л и
п о д к у п .
В з я т о ч н и ч е с т в о
Го сударственный
служащий
или приравниваемое
к н е м у
л и ц о
для своей выгоды
или для
в ы г о д ы
д р у г и х
л и ц прямо или косвенно
принявший, пообещавший или договорившийся принять взятку, требовавший
или провоцировавший дать её за законное действие или бездействие при
исполнении
полномочий.
(Это
самая
простая
форма
проявления).
В
крупном
размере –
250
МПУ
(в настоящее
время МПУ
=
125
литов)
У г о л о в н ы й
п р о с т у п о к – д о
1
М П У.
За взяточничество
несёт ответственность не
только
физиче ское,
н о
и юридическое
лицо
(в
отношении
юридического
лица
применяются
д е н е ж н ы е
ш т р а ф ы ,
о г р а н и ч е н и е
д е я т е л ь н о с т и
и
п р . ) .
П о д к у п
Тот, кто прямо или косвенно предложил, пообещал дать или дал взятку
государственному
служащему
или
приравниваемому
к
нему
лицу
за
желаемое законное действие или бездействие при исполнении обязанностей
либо
по среднику
для
до стижения
тех
же
результатов
<
>
Лицо освобождается от уголовной ответственности за подкуп, если от него
требовали взятку, провоцировали на её дачу и оно, предложив, пообещав или
дав взятку, незамедлительно сообщило об этом правоохранительным органам
или
же
взятку
оно
предложило,
пообещало
или
дало
с
ведома
п р а в о о х р а н и т е л ь н ы х
о р г а н о в .
О т в е т с т в е н н о с т ь
н е с у т з а н и м а ю щ а я с я
в з я т о ч н и ч е с т в о м
и подкупающая стороны.
З л о у п о т р е б л е н и е
Государственный
служащий
или
приравниваемое
к
нему
лицо,
злоупотреблявшее служебным положением или превысившее полномочия,
если
в
результате
этого
большой
вред
был
причинён
государству,
международной
публичной
организации,
юридическому
или
физическому
лицу.
Государственный
служащий
или
приравниваемое
к
нему
лицо,
по
неосторожности не выполнившее своих обязанностей или выполнившее их
ненадлежащим образом, если в результате этого большой вред был причинён
г о с у д а р с т в у ,
ю р и д и ч е с к о м у
и л и
ф и з и ч е с к о м у
л и ц у .
Государственный служащий или приравниваемое к нему лицо за совершение
д а н н ы х
п р е с т у п л е н и й
н а к а з ы в а е т с я :
•
лишением
права выполнять определённую
работу
или
заниматься
о п р е д е л ё н н о й
д е я т е л ь н о с т ь ю ;
• либо лишением свободы на срок до трёх лет (в крупном размере – от 2 до 8
лет).
Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие.
Искушение
коррупционным
поведением
усиливается
с
распространением
потребительских настроений, когда стремление к личному благосостоянию
становится гораздо более важным, чем благосостояние общества или когда
об этом понятии вообще забывают. Поэтому политики и служащие начинают
использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния.
Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу
как удобный и привлекательный образ жизни. Потребительски настроенное
общество возмущается коррупционными скандалами, однако его возмущение
н о с и т
д в у с м ы с л е н н ы й
х а р а к т е р :
большее возмущение вызывает то, что кто-то нажился, нежели сам факт
коррупции.
Всё
же,
невзирая
на
одинаковую
природу человека,
общества
коррумпированы
в разной
мере.
Уровень коррупции может быть
связан
с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается,
что коррупцию
как
зло
легче
воспринимают
протестантские
общества,
поскольку
в
протестантской
этике
чётко
разграничены
общественные
и
индивидуальные
ценности.
В
обществах,
где
коррупция
была
почти
узаконена,
например
клиентизм
как
консолидирующая
сила
в
коммунистических
системах,
привычки
в
жизни
и
мышлении
изменить
сложнее.
Коррупции
легче
укорениться
в
странах
с
низким
уровнем
общественного развития и незрелым гражданским сознанием.
Коррупция
может поощряться
и поддерживаться
целым
комплексом
социальных и экономических факторов: слабая экономика, нехватка рабочих
мест,
плохое
ведение
государственного
бюджета,
вмешательство
более
сильных иностранных государств и корпораций. Государственные служащие
могут быть деморализованы низкими зарплатами, не связанным с качеством
работы переводом на более высокую должность, неясной целью организации,
устоявшимися
клиентскими
отношениями
между
руководством
и
подчинёнными.
Такие
отношения
поощряются
низкой
культурой
менеджмента, в основе которой лежит длительный срок службы руководства
и персонификация власти, плохой контроль и отчётность, нехватка процедур
принятия решений. Кроме того, возможность коррумпированного поведения
тем выше, чем больше благ находится под контролем у должностного лица,
чем более секретным и монополизированным является их распределение.
На уровень
коррупции влияет
и
зрелость
правовой
системы.
Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым
законодательством, судами низкой квалификации, нехваткой программ по
защите свидетелей и связанным с этим недоверием к правоохранительным
органам.
Поэтому
уровень
коррупции
ниже
в
государствах
с
давно
сформировавшейся
государственностью,
а
в
основе
права
и
демократии
которых лежат древние традиции.
Специальная
(коррекционная)
общеобразовательная
школа
ставит
перед учителем-дефектологом три основные задачи - дать ученикам знания,
умения, навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у
них
положительные
личностные
качества
–
честность,
правдивость,
доброжелательность
к
окружающим,
любовь
и
уважение
к
труду,
корригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к
социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей. Все эти задачи
решаются комплексно, постоянно, на всех уроках и во внеурочное время,
изменяются только акценты в зависимости от основных целей.
Дети с интеллектуальным нарушением – это дети, отклоняющиеся в
своем развитии от нормы.
Цель
антикоррупционного
воспитания
в
школе –
воспитывать
ценностные
установки
и
развивать
способности,
необходимые
для
формирования у учащихся гражданской позиции в отношении коррупции.
А
о с н о в н о й
ц е л ь ю антикоррупционного
воспитания
является
формирование
гражданского
сознания,
наиболее
благоприятная для
его интеграции
среда – социальные
дисциплины:
гражданское
воспитание,
и с т о р и я ,
п о л и т о л о г и я ,
э т и к а .
Антикоррупционное воспитание в коррекционной школе VIII вида – это
антикоррупционное просвещение и информирование через дисциплину, как
история
и
через
ряд
классных
часов,
внеклассных
з а н я т и й .
Каждый раз, когда в содержание общего образования предлагается включить
новые темы, возникает беспокойство в связи с перегруженностью программ и
нехваткой
времени.
Антикоррупционное
воспитание
и зучает ся
интегрированным
путем.
Можно чётко сформулировать
и
выделить
проблемы антикоррупционного воспитания, тем самым создавая отдельный
модуль из нескольких уроков, но можно обсудить проблематику коррупции и
как
составную
часть
других
тем,
проблем
или
их
конкретизацию,
иллюстрацию.
Важно,
чтобы
антикоррупционное
воспитание
не
п р о т и в о п о с т а в л я л о с ь
д р у г и м
д и с ц и п л и н а м .
Особая проблема антикоррупционного воспитания – как избежать опасности,
что эта программа превратится в курс информирования о возможностях
коррумпированного поведения. Как и во всех остальных случаях, когда в
школе стремятся прививать установки, противоречащие “удобной” практике
поведения, антикоррупционное воспитание требует от учителей мудрости,
психологической
проницательности
и
методического
мастерства.
Задачи антикоррупционного воспитания:
1 .
П о з н а к о м и т ь
с явлением коррупции: сутью,
причинами, последствиями.
2. Поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции.
3. Продемонстрировать возможности борьбы с коррупцией.
4. Внести свой вклад в выполнение заданий, формулируемых в общих
программах
и образовательных стандартах:
•
в о с п и т а н и е
в себе
ценно стных
установок
( у в а же н и е
к демократическим ценностям;
неравнодушие
ко
всему происходящему
рядом;
честность,
ответственность
за
действие,
поступок;
постоянное
совершенствование
личной,
социальной,
познавательной
и
культурной
к о м п е т е н ц и и
и
т .
д . ) ;
• реализация расширения возможностей (общаться, находить,
передавать информацию и распоряжаться ею; критически мыслить и решать
проблемы;
рационально планировать
и организовывать
деятельность,
распоряжаться
временными,
финансовыми
и
другими
ресурсами;
действовать творчески, инициативно, осмысленно и самостоятельно, брать на
себя
ответственность
за
свои
действия;
общаться
и сотрудничать,
конструктивно решать
разногласия
и конфликты;
принимать участие
в жизни школы,
местной
общественности,
общества,
при
необходимости
брать на себя роль лидера и т. п.).
Предполагаемый результат – наделённая знаниями об опасности, которую
представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности
государства, не желающая мириться с проявлениями коррупции, способная и
ж е л а ю щ а я
и х
у с т р а н я т ь
л и ч н о с т ь .
В коррекционной школьной практике применяется два метода
антикоррупционного
воспитания.
Внесены
дополнения
в
школьную
программу и в факультативную деятельность. Темы дополнений напрямую
связаны с коррупцией. Это легко организуется, не занимает много времени,
однако,
тем
не
менее,
это
выглядит
как
отдельные
вкрапления
и
одноразовые акции. Этот метод легко контролировать: достаточно проверить,
во всех ли классных группах прошли антикоррупционные акции.
В коррекционных школах в содержании школьного образования, и, в
частности,
в
образовательной
области
«Общественные
дисциплины»
большое внимание уделяется развитию правовой культуры личности, которая
рассматривается как одно из важнейших условий решения стратегической
политической
задачи
–
превращение
России
в
современное
правовое
государство.
Целями
этих
уроков
предусматривает
формирование
антикоррупционного мышления обучающихся и определяет решение таких
задач как информирование обучающихся о явлениях коррупции, воспитывает
нетерпимое отношение к коррупции, корректирует отношения учащихся к
проблемам коррупции. Данные задачи реализуются посредством различных
форм
и
методов:
игры,
деловые
дебаты,
дискуссии,
что
способствует
конкретизации
изучаемого
материала
и
повышают
воспитательный
потенциал урока.