Автор: Задорожняя Ирина Эрвиновна
Должность: учитель физики, куратор по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: «Развитие личности обучающегося в условиях реализации национального проекта «Образование»
Тема: «Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей обучающихся»
Раздел: среднее образование
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО
ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ«О(С)ОШ№6»)
И.Э. Задорожняя
МБОУ «О(С)ОШ№6», г. Барнаул
Согласно
Федеральному
закону
от
29.12.2012
№273-ФЗ
«Об
образовании
в
РФ»,
содержание
образования
должно
обеспечивать
«адекватный
мировому
уровень
общей
и
профессиональной
культуры
общества,
формирование
у
обучающегося
адекватной
современному
уровню
знаний
и
уровню
образовательной
программы
картины
мира;
формирование человека, интегрированного в современное ему общество и
нацеленного
на
совершенствование
этого
общества».
Содержание
образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности,
создание условий для её самореализации» [1].
В
у с л о в и я х
в в ед е н и я
Ф ед е р а л ь н ы х
г о с уд а р с т в е н н ы х
образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают
воспитательные
функции
школы,
призванной
создать
условия
для
достижения
главной
цели
воспитания
–
самоактуализации
личности
растущего человека.
Сегодня
воспитание
рассматривается
как
«управление
процессом
развития личности через создание благоприятных для этого условий». На
первое
место
выходит
личностное
развитие,
раскрытие
творческого
потенциала, формирование ключевых компетенций [2].
Главной
целью классного
руководителя,
впрочем,
как
и
каждого
педагога, является: воспитание личности, способной легко адаптироваться
к
современной
жизни
в
быстро
меняющихся
условиях.
Для
этого
обучающиеся должны иметь достаточный запас знаний, владеть навыками
использования
современной
техники,
быть
спо собными
к
самообразованию и при необходимости к смене рода занятий, то есть быть
мобильными людьми.
В
нашу
школу
обучающиеся
приходят
из
разных
учебных
учреждений: из общеобразовательных школ, училищ, колледжей, после
армии.
В
ней
учатся
и
несовершеннолетние
ученики,
и
взрослые
работающие
люди,
которые
имеют
большой
перерыв
в
обучении,
и
молодые
люди,
воспитывающие
собственных
детей,
в
том
числе
и
несовершеннолетние девочки. Возраст обучающихся колеблется в широких
пределах от 14 и до 45 лет.
Большинство
обучающихся
имеют
низкий
уровень
знаний
по
учебным предметам из-за того, что много лет не обучались в школе и
ограничены во времени, потому что вынуждены работать. «Взрослые»
обучающиеся
часто
не
уверены
в
своих
силах
и
в
том,
что
смогут
совмещать учебу с работой или воспитанием собственных детей, смогут
подготовиться к экзаменам и сдать их.
За последние три года увеличилось количество несовершеннолетних,
у
которых
интерес
к
учёбе
потерян
(уже
с
5–6
класса),
да
ещё
есть
учащиеся со слабо развитыми психическими процессами (мышлением,
памятью,
воображением
и
т.
д.).
25%-30%
несовершеннолетних
обучающихся состоят на различных видах учета (КДНиЗП, ПДН, ВШК),
имеют условные судимости или склонны к бродяжничеству, у них не
воспитаны элементарные правила поведения- «усадить» их за парту целая
проблема.
У воспитанников различные условия жизни, у многих они не очень
благоприятные,
что
оказало
негативное
влияние
на
формирование
характера, способствовало появлению многочисленных комплексов.
У
большинства
ребят
не
сформированы
ключевые
компетентности:
«общекультурная,
социально–трудовая,
учебно-познавательная,
информационная, коммуникативная и другие» [4].
Поэтому
я,
как
куратор
по
воспитательной
работе
в
ОУ
и
как
классный
руководитель,
главной
целью
воспитания
ставлю
создание
условий для личностного роста каждого обучающегося через ситуацию
успеха. Это способствует появлению стимула для саморазвития. Вторая
цель: создание условий для развития способностей обучающихся и их
профессионального определения. Данная цель необходима для работы с
классным
коллективом,
потому
что
от
этого
зависит
индивидуальная
образовательная траектория каждого ученика и его будущее.
Для
реализации
этих
целей
приходиться
искать
индивидуальный
путь к сердцу и разуму ученика, вникая в его отношения с родными, с
друзьями, с одноклассниками, выясняя его социально-бытовые условия
проживания и т.п.
С
первых
дней
поступления
обучающегося
в
школу
классный
руководитель
проводит
работу
по
изучению
его
личности,
организует
знакомство
с
семьей,
выясняет
жилищно-бытовые
условия
у
несовершеннолетних
через
индивидуальные
беседы,
анкетирование,
посещение
семей
по
месту
жительства.
В
школе
организовано
сотрудничество с КДНиЗП всех районов г. Барнаула, поэтому классный
руководитель
имеет
возможность
выяснить,
состоит
ли
данный
несовершеннолетний на учете.
После
знакомства
с
обучающимися
составляются
социальные
паспорта классов и школы, банк данных подростков, требующих особого
педагогического
внимания,
состоящих
на
учёте
КДНиЗП
и
ПДН,
формулируются
воспитательные
цели
и
задачи
каждого
классного
коллектива и составляется перспективный план воспитательной работы
класса.
С подростками девиантного поведения и их семьями составляются и
реализуются индивидуальные планы работы, которые включают беседы,
тренинги,
классные
часы,
консультации.
Их
тематика
выбирается
в
соответствии с той проблемой, из-за которой несовершеннолетний состоит
на учете. В первую очередь работа по оказанию социальной, психолого-
педагогической помощи ведется с родителями этих подростков. Классный
руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями, на которых
разъясняет
их
права
и
обязанности
по
содержанию,
обучению
и
воспитанию детей, дает рекомендации о режиме дня, о путях разрешения
конфликта с собственным ребенком, о внеурочной занятости подростка или
обсуждает с родителем, как решить ту проблему, из-за которой подросток
состоит
на
учете:
бродяжничество,
драки,
воровство,
употребление
алкогольной
продукции,
ПАВ
и
д р .
В с я
информационно-
просветительская работа, организованная с родителями, по разъяснению
им законодательства, предусматривающего ответственность родителей за
неисполнение ими обязанностей по воспитанию и содержанию их детей,
направленна на профилактику семейного неблагополучия.
Классный
руководитель
осуществляет
ежедневный
контроль
посещаемости обучающимися занятий, анализирует причины отсутствия и
немедленно принимает меры.
Несовершеннолетние, да и взрослые обучающиеся, видя в классном
руководителе друга и помощника, прислушиваются к его требованиям
посещать уроки, выполнять домашние задания, не нарушать дисциплину и
др. Создаются условия для формирования у подростков уверенности в
себе, ответственности, способности видеть и решать проблемы совместно.
Чтобы повысить учебную мотивацию у обучающихся, развивать их
познавательную активность, творческие способности, самостоятельность
необходимы
согласованные
действия
всех
участников
образовательного
процесса.
От
единства
целей,
задач
и
требований,
предъявляемых
к
обучающимся, зависит эффективность этой работы.
Л.Н. Толстой, размышляя о взаимосвязи воспитания и учения, писал:
«И
воспитание,
и
образование
нераздельны.
Нельзя
воспитывать,
не
передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» [3].
Классный
руководитель
знакомит
учителей-предметников
с
результатами изучения обучающихся класса, информирует о состоянии их
здоровья, способностях, особенностях семей и др. Организует совместно с
учителями-предметниками
поиск
средств,
способов,
обеспечивающих
успешность школьников в учебной деятельности, самореализацию их на
уроке и во внеучебное время.
В
начале
учебного
года
классный
руководитель
знакомит
обучающихся класса с теми требованиями, которые предъявляют педагоги
к ним для успешного изучения предмета.
В течение каждой четверти классный руководитель контролирует
успеваемость
по
предметам
своих
подопечных
и
организует
помощь
педагогов обучающимся, если проблемы связаны с тем, что школьник
пропустил по каким-то причинам занятия и не усвоил учебный материал
по этой причине или в силу каких-то других обстоятельств.
Посещая уроки в своем классе, классный руководитель наблюдает за
отношениями между одноклассниками, между обучающимися и педагогом,
за
теми
школьниками,
которые
имеют
низкие
учебные
результаты
по
данному
предмету.
Далее
классный
руководитель
выступает
координатором
в
учебной
работе
педагога
с
классным
коллективом
и
отдельными обучающимися.
По
мере
необходимости
в
течение
учебного
года
совместно
с
администрацией школы и педагогами, работающими в классе, классный
руководитель
проводит
мини-педсовет
по
вопросу
успеваемости
и
дисциплины
«проблемных»
обучающихся
своего
класса,
на
котором
обсуждаются
пути
решения
проблем
в
поведении
и
успеваемости
некоторых обучающихся. Обычно такие мини-педсоветы организуются по
параллелям и на них приглашаются родители этих школьников. Решение
малого педсовета по классу или отдельным обучающимся обсуждается
через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения
произошли в поведении и успеваемости обучающегося.
Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей
обучающихся. Организует встречи родителей с учителями-предметниками
с целью обмена информацией, для совместного выявления трудностей в
обучении их детей и совместного поиска путей решения этих трудностей,
для оказания помощи родителям в организации выполнения домашней
работы школьником и др.
Для повышения интереса обучающихся к предметуежегодно в школе
проводятся
предметные
марафоны.
Интегрированные
уроки
или
внеклассные
мероприятия
в
интересной
и
увлекательной
форме,
проведенные
классным
руководителем
совместно
с
учителем-
предметником, способствуют не только развитию межпредметных связей,
но
и
решению
образовательных
и
воспитательных
задач,
например,
повышению
качества
знаний
по
предмету
или
налаживанию
взаимопонимания
между
«проблемными»
школьниками
и
педагогом.
Осуществляя совместную работу, педагоги более точно определяют роль
каждого обучающегося в мероприятии в зависимости от его интереса к
предмету и способностей в коллективной работе.
Создаются
условия
для
формирования
у
обучающихся
учебно-
познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей, а
также компетенции личностного самосовершенствования.
В ряды учащихся нашей школы ежегодно вливаются более 150 новых
ребят, то есть состав обучающихся обновляется на половину.
Во время
бесед с обучающимися и после обработки результатов их анкетирования
классные руководители делают вывод о том, что около 50 % обучающихся
не разбираются в понятиях нравственных ценностей, которые являются
определяющими в жизни человека - семья, дружба, любовь, добро, честь,
милосердие,
терпимость.
То
есть
у
немалой
части
школьников
нравственная основа личности находится на стадии развития (у половины
восьмиклассников
и
девятиклассников).
Поэтому
на
протяжении
всего
учебного
года
уделяется
внимание
нравственно-эстетическому
и
гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Классными руководителями совместно со школьниками проводятся
коллективные творческие дела: классные и общешкольные внеклассные
мероприятия. В ОУ сложились традиционные мероприятия, в которых
задействованы большинство обучающихся: День знаний, День учителя,
День матери, новогодний спектакль, День самоуправления, тематические
мероприятия
к
Дню
защитника
Отечества
и
Дню
Победы,
Праздник
последнего звонка и выпускной вечер.
В
ОУ
традицией
стало
сотрудничество
с Алтайской
краевой
универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова, АКДБ им. Н.
К. Крупской, Государственным музеем истории литературы, искусства и
культуры Алтая, Молодежным театром Алтая, концертным залом АГИК,
планетарием
и
регулярное
совместное
посещение
обучающимися
и
педагогами мероприятий в этих учреждениях.
Цель
мероприятий:
развитие
способностей
обучающихся,
формирование
гражданского
самосознания,
воспитание
общественно-
активной творческой личности. Кроме КТД, в ОУ проводятся классные
часы,
беседы,
диспуты,
встречи,
акции,
обучающиеся
участвуют
в
конкурсах. Разные
нетрадиционные
формы
уроков
и
внеклассных
мероприятий
позволяют
глубже
раскрыть
творческий
потенциал
обучающихся, заставляют активнее общаться школьников друг с другом,
открыто выражать свои мысли, то есть способствуют формированию всех
ключевых компентностей обучающихся.
Особые
условия
для
развития
гражданского
самосознания
обучающихся,
то
есть
для
формирования у
н и х ценностно-смысловой
компетентности, создает
классный
руководитель
при
подготовке
и
проведении классных часов, мероприятий, посвящённых государственной
символике, героям Отечества, Победе в Великой Отечественной войне.
Обучающиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, земляков,
своих
родных
и
близких,
участвовавших
в
боевых
действиях
или
работавших
в
тылу.
Пережитые
чувства
глубоко
«западают»
в
души
школьников.
В школе активно работает ученическое самоуправление. Целью его
деятельности
является
реализация
права
обучающихся
на
участие
в
управлении образовательным и воспитательным процессом в школе.
Ежегодно
в
классах
осуществляются
выборы
в
органы
самоуправления,
которые
участвуют
в
организации
всех
классных
мероприятий, а также входят в состав школьного Совета самоуправления.
На заседаниях Совета самоуправления школьники планируют работу,
подводят
итоги,
обсуждают
предложения,
поступающие
от
учащихся.
Через
школьников,
входящих
в
состав
Совета
самоуправления,
осуществляется
постоянная
связь
с
классными
коллективами
для
выяснения актуальных для них проблем и потребностей.
Ученики
самостоятельно
организуются
рейды
по
школе
с
целью
контроля внешнего вида школьников и выявления опоздавших на занятия,
а
также
активно
участвуют
в
дежурстве
по
школе,
что
способствует
поддержанию
дисциплины
и
порядка.
Ребята
из
школьного
Совета
самоуправления
являются
помощниками
в
организации
большинства
мероприятий, по их инициативе включаются и другие ребята.
Наиболее активно самостоятельность школьники проявляют во время
Дня самоуправления. В этот день старшеклассники выступают в роли
учителей, завуча и директора (очень хороший шанс поставить себя на
место учителя, задуматься о профессии учителя), каждый из них учится
планировать,
организовывать,
проявлять
инициативу,
анализировать
результаты, нести груз ответственности на своих плечах. Все остальные
ребята стараются не подвести своих «учителей» и качественно выполнить
задания.
Этот
день
оставляет
в
памяти
школьников
колоссальное
количество
приятных
воспоминаний,
выполняя
общее
дело,
ребята
сближаются друг с другом.
В
конце
учебного
года актив
в
классах
и школьный
Совет
самоуправления
отчитываются о
проделанной
за
учебный
год
работе,
оценивают свою работу.
Большинство
ребят
активно
включены
в
жизнедеятельность
ученического коллектива, у большинства находится дело по интересу. В
а кт и в н о й
д е я т е льн о с т и формируются
ключевые
компентности
обучающихся:
ценностно-смысловая,
социально-т рудовая,
коммуникативная и др.
С
ц е л ь ю формирования
у
обучающихся
необходимых
знаний,
умений,
навыков
по
здоровому
образу
жизни
и
использования
ими
полученных
знаний
в
повседневной
жизни
каждым
классным
руководителем
реализуется
комплекс
мер
по
охране
и
укреплению
здоровья,
включающий
в
себя
инструктажи
по
технике
безопасности,
мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании,
СПИДа.
Участвуя
в
профилактических
и
здоровьесберегающих
мероприятиях, школьники приобщаются к здоровому образу жизни, учатся
о р г а н и з о в ы в ат ь
с в о ё
с в о б од н о е
в р е м я
с о
с м ы с л ом .
Т а к
формируется компетенция личностного самосовершенствования.
Свою
воспитательную
работу
как
классного
руководителя,
так
и
куратора по воспитательной работе в ОУ оцениваю положительно, так как
у части моих воспитанников наблюдается позитивное изменение личности,
повышается их уровень воспитанности, некоторых снимают с учета в связи
с
исправлением.
Ребята
становятся
покладистей,
доброжелательней,
дружнее,
беспокоятся
и
заботятся
друг
о
друге.
Большинство
ребят
получают
аттестат
об
окончании
основной
или
средней
школы,
одни
продолжают
обучение
в
профессиональных
учреждениях,
другие
устраиваются на работу.
Таким
образом,
могу
с
уверенно стью
утверждать,
ч то
воспитательная работа, умело организованная классным руководителем,
играет
большую
роль
в
формировании
ключевых
компетентностей
обучающихся.
В
процессе
подготовки
и
проведения
каждого
воспитательного мероприятия, каждого коллективного, творческого дела
одновременно
формируется
не
одна,
а
целый
комплекс
ключевых
компетентностей.
И
только
сотрудничество
всех
участников
образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном
и
школьном
коллективе,
развить
свои
способности,
определить
направление
учебной
и
общественной
деятельности,
в
полной
мере
удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой
личностью.
Список литературы
1.Сборник законов Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2011 года. – М.:
Эксмо, 2011. 1200 с. (Российское законодательство. Закон РФ «Об образовании», ст.14).
2. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. – М.:Минобрнауки РФ, 2003. 38 с.
3. Толстой Л.Н. О воспитании //Л. Н. Толстой. О науке. – М: Единение,1917.
4 . Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное
образование, 2003. – №2. с.58-64.