Напоминание

«Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей обучающихся»


Автор: Задорожняя Ирина Эрвиновна
Должность: учитель физики, куратор по воспитательной работе
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: «Развитие личности обучающегося в условиях реализации национального проекта «Образование»
Тема: «Роль классного руководителя в формировании ключевых компетентностей обучающихся»
Раздел: среднее образование





Назад




СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО

ФОРМИРОВАНИЮ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ«О(С)ОШ№6»)

И.Э. Задорожняя

МБОУ «О(С)ОШ№6», г. Барнаул

Согласно

Федеральному

закону

от

29.12.2012

№273-ФЗ

«Об

образовании

в

РФ»,

содержание

образования

должно

обеспечивать

«адекватный

мировому

уровень

общей

и

профессиональной

культуры

общества,

формирование

у

обучающегося

адекватной

современному

уровню

знаний

и

уровню

образовательной

программы

картины

мира;

формирование человека, интегрированного в современное ему общество и

нацеленного

на

совершенствование

этого

общества».

Содержание

образования ориентировано на «обеспечение самоопределения личности,

создание условий для её самореализации» [1].

В

у с л о в и я х

в в ед е н и я

Ф ед е р а л ь н ы х

г о с уд а р с т в е н н ы х

образовательных стандартов второго поколения значительно возрастают

воспитательные

функции

школы,

призванной

создать

условия

для

достижения

главной

цели

воспитания

самоактуализации

личности

растущего человека.

Сегодня

воспитание

рассматривается

как

«управление

процессом

развития личности через создание благоприятных для этого условий». На

первое

место

выходит

личностное

развитие,

раскрытие

творческого

потенциала, формирование ключевых компетенций [2].

Главной

целью классного

руководителя,

впрочем,

как

и

каждого

педагога, является: воспитание личности, способной легко адаптироваться

к

современной

жизни

в

быстро

меняющихся

условиях.

Для

этого

обучающиеся должны иметь достаточный запас знаний, владеть навыками

использования

современной

техники,

быть

спо собными

к

самообразованию и при необходимости к смене рода занятий, то есть быть

мобильными людьми.

В

нашу

школу

обучающиеся

приходят

из

разных

учебных

учреждений: из общеобразовательных школ, училищ, колледжей, после

армии.

В

ней

учатся

и

несовершеннолетние

ученики,

и

взрослые

работающие

люди,

которые

имеют

большой

перерыв

в

обучении,

и

молодые

люди,

воспитывающие

собственных

детей,

в

том

числе

и

несовершеннолетние девочки. Возраст обучающихся колеблется в широких

пределах от 14 и до 45 лет.

Большинство

обучающихся

имеют

низкий

уровень

знаний

по

учебным предметам из-за того, что много лет не обучались в школе и

ограничены во времени, потому что вынуждены работать. «Взрослые»

обучающиеся

часто

не

уверены

в

своих

силах

и

в

том,

что

смогут

совмещать учебу с работой или воспитанием собственных детей, смогут

подготовиться к экзаменам и сдать их.

За последние три года увеличилось количество несовершеннолетних,

у

которых

интерес

к

учёбе

потерян

(уже

с

5–6

класса),

да

ещё

есть

учащиеся со слабо развитыми психическими процессами (мышлением,

памятью,

воображением

и

т.

д.).

25%-30%

несовершеннолетних

обучающихся состоят на различных видах учета (КДНиЗП, ПДН, ВШК),

имеют условные судимости или склонны к бродяжничеству, у них не

воспитаны элементарные правила поведения- «усадить» их за парту целая

проблема.

У воспитанников различные условия жизни, у многих они не очень

благоприятные,

что

оказало

негативное

влияние

на

формирование

характера, способствовало появлению многочисленных комплексов.

У

большинства

ребят

не

сформированы

ключевые

компетентности:

«общекультурная,

социально–трудовая,

учебно-познавательная,

информационная, коммуникативная и другие» [4].

Поэтому

я,

как

куратор

по

воспитательной

работе

в

ОУ

и

как

классный

руководитель,

главной

целью

воспитания

ставлю

создание

условий для личностного роста каждого обучающегося через ситуацию

успеха. Это способствует появлению стимула для саморазвития. Вторая

цель: создание условий для развития способностей обучающихся и их

профессионального определения. Данная цель необходима для работы с

классным

коллективом,

потому

что

от

этого

зависит

индивидуальная

образовательная траектория каждого ученика и его будущее.

Для

реализации

этих

целей

приходиться

искать

индивидуальный

путь к сердцу и разуму ученика, вникая в его отношения с родными, с

друзьями, с одноклассниками, выясняя его социально-бытовые условия

проживания и т.п.

С

первых

дней

поступления

обучающегося

в

школу

классный

руководитель

проводит

работу

по

изучению

его

личности,

организует

знакомство

с

семьей,

выясняет

жилищно-бытовые

условия

у

несовершеннолетних

через

индивидуальные

беседы,

анкетирование,

посещение

семей

по

месту

жительства.

В

школе

организовано

сотрудничество с КДНиЗП всех районов г. Барнаула, поэтому классный

руководитель

имеет

возможность

выяснить,

состоит

ли

данный

несовершеннолетний на учете.

После

знакомства

с

обучающимися

составляются

социальные

паспорта классов и школы, банк данных подростков, требующих особого

педагогического

внимания,

состоящих

на

учёте

КДНиЗП

и

ПДН,

формулируются

воспитательные

цели

и

задачи

каждого

классного

коллектива и составляется перспективный план воспитательной работы

класса.

С подростками девиантного поведения и их семьями составляются и

реализуются индивидуальные планы работы, которые включают беседы,

тренинги,

классные

часы,

консультации.

Их

тематика

выбирается

в

соответствии с той проблемой, из-за которой несовершеннолетний состоит

на учете. В первую очередь работа по оказанию социальной, психолого-

педагогической помощи ведется с родителями этих подростков. Классный

руководитель проводит индивидуальные беседы с родителями, на которых

разъясняет

их

права

и

обязанности

по

содержанию,

обучению

и

воспитанию детей, дает рекомендации о режиме дня, о путях разрешения

конфликта с собственным ребенком, о внеурочной занятости подростка или

обсуждает с родителем, как решить ту проблему, из-за которой подросток

состоит

на

учете:

бродяжничество,

драки,

воровство,

употребление

алкогольной

продукции,

ПАВ

и

д р .

В с я

информационно-

просветительская работа, организованная с родителями, по разъяснению

им законодательства, предусматривающего ответственность родителей за

неисполнение ими обязанностей по воспитанию и содержанию их детей,

направленна на профилактику семейного неблагополучия.

Классный

руководитель

осуществляет

ежедневный

контроль

посещаемости обучающимися занятий, анализирует причины отсутствия и

немедленно принимает меры.

Несовершеннолетние, да и взрослые обучающиеся, видя в классном

руководителе друга и помощника, прислушиваются к его требованиям

посещать уроки, выполнять домашние задания, не нарушать дисциплину и

др. Создаются условия для формирования у подростков уверенности в

себе, ответственности, способности видеть и решать проблемы совместно.

Чтобы повысить учебную мотивацию у обучающихся, развивать их

познавательную активность, творческие способности, самостоятельность

необходимы

согласованные

действия

всех

участников

образовательного

процесса.

От

единства

целей,

задач

и

требований,

предъявляемых

к

обучающимся, зависит эффективность этой работы.

Л.Н. Толстой, размышляя о взаимосвязи воспитания и учения, писал:

«И

воспитание,

и

образование

нераздельны.

Нельзя

воспитывать,

не

передавая знания; всякое же знание действует воспитательно» [3].

Классный

руководитель

знакомит

учителей-предметников

с

результатами изучения обучающихся класса, информирует о состоянии их

здоровья, способностях, особенностях семей и др. Организует совместно с

учителями-предметниками

поиск

средств,

способов,

обеспечивающих

успешность школьников в учебной деятельности, самореализацию их на

уроке и во внеучебное время.

В

начале

учебного

года

классный

руководитель

знакомит

обучающихся класса с теми требованиями, которые предъявляют педагоги

к ним для успешного изучения предмета.

В течение каждой четверти классный руководитель контролирует

успеваемость

по

предметам

своих

подопечных

и

организует

помощь

педагогов обучающимся, если проблемы связаны с тем, что школьник

пропустил по каким-то причинам занятия и не усвоил учебный материал

по этой причине или в силу каких-то других обстоятельств.

Посещая уроки в своем классе, классный руководитель наблюдает за

отношениями между одноклассниками, между обучающимися и педагогом,

за

теми

школьниками,

которые

имеют

низкие

учебные

результаты

по

данному

предмету.

Далее

классный

руководитель

выступает

координатором

в

учебной

работе

педагога

с

классным

коллективом

и

отдельными обучающимися.

По

мере

необходимости

в

течение

учебного

года

совместно

с

администрацией школы и педагогами, работающими в классе, классный

руководитель

проводит

мини-педсовет

по

вопросу

успеваемости

и

дисциплины

«проблемных»

обучающихся

своего

класса,

на

котором

обсуждаются

пути

решения

проблем

в

поведении

и

успеваемости

некоторых обучающихся. Обычно такие мини-педсоветы организуются по

параллелям и на них приглашаются родители этих школьников. Решение

малого педсовета по классу или отдельным обучающимся обсуждается

через некоторое время еще раз для того, чтобы убедиться, какие изменения

произошли в поведении и успеваемости обучающегося.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей

обучающихся. Организует встречи родителей с учителями-предметниками

с целью обмена информацией, для совместного выявления трудностей в

обучении их детей и совместного поиска путей решения этих трудностей,

для оказания помощи родителям в организации выполнения домашней

работы школьником и др.

Для повышения интереса обучающихся к предметуежегодно в школе

проводятся

предметные

марафоны.

Интегрированные

уроки

или

внеклассные

мероприятия

в

интересной

и

увлекательной

форме,

проведенные

классным

руководителем

совместно

с

учителем-

предметником, способствуют не только развитию межпредметных связей,

но

и

решению

образовательных

и

воспитательных

задач,

например,

повышению

качества

знаний

по

предмету

или

налаживанию

взаимопонимания

между

«проблемными»

школьниками

и

педагогом.

Осуществляя совместную работу, педагоги более точно определяют роль

каждого обучающегося в мероприятии в зависимости от его интереса к

предмету и способностей в коллективной работе.

Создаются

условия

для

формирования

у

обучающихся

учебно-

познавательной, информационной, коммуникативной компетентностей, а

также компетенции личностного самосовершенствования.

В ряды учащихся нашей школы ежегодно вливаются более 150 новых

ребят, то есть состав обучающихся обновляется на половину.

Во время

бесед с обучающимися и после обработки результатов их анкетирования

классные руководители делают вывод о том, что около 50 % обучающихся

не разбираются в понятиях нравственных ценностей, которые являются

определяющими в жизни человека - семья, дружба, любовь, добро, честь,

милосердие,

терпимость.

То

есть

у

немалой

части

школьников

нравственная основа личности находится на стадии развития (у половины

восьмиклассников

и

девятиклассников).

Поэтому

на

протяжении

всего

учебного

года

уделяется

внимание

нравственно-эстетическому

и

гражданско-патриотическому воспитанию школьников.

Классными руководителями совместно со школьниками проводятся

коллективные творческие дела: классные и общешкольные внеклассные

мероприятия. В ОУ сложились традиционные мероприятия, в которых

задействованы большинство обучающихся: День знаний, День учителя,

День матери, новогодний спектакль, День самоуправления, тематические

мероприятия

к

Дню

защитника

Отечества

и

Дню

Победы,

Праздник

последнего звонка и выпускной вечер.

В

ОУ

традицией

стало

сотрудничество

с Алтайской

краевой

универсальной научной библиотекой имени В.Я. Шишкова, АКДБ им. Н.

К. Крупской, Государственным музеем истории литературы, искусства и

культуры Алтая, Молодежным театром Алтая, концертным залом АГИК,

планетарием

и

регулярное

совместное

посещение

обучающимися

и

педагогами мероприятий в этих учреждениях.

Цель

мероприятий:

развитие

способностей

обучающихся,

формирование

гражданского

самосознания,

воспитание

общественно-

активной творческой личности. Кроме КТД, в ОУ проводятся классные

часы,

беседы,

диспуты,

встречи,

акции,

обучающиеся

участвуют

в

конкурсах. Разные

нетрадиционные

формы

уроков

и

внеклассных

мероприятий

позволяют

глубже

раскрыть

творческий

потенциал

обучающихся, заставляют активнее общаться школьников друг с другом,

открыто выражать свои мысли, то есть способствуют формированию всех

ключевых компентностей обучающихся.

Особые

условия

для

развития

гражданского

самосознания

обучающихся,

то

есть

для

формирования у

н и х ценностно-смысловой

компетентности, создает

классный

руководитель

при

подготовке

и

проведении классных часов, мероприятий, посвящённых государственной

символике, героям Отечества, Победе в Великой Отечественной войне.

Обучающиеся испытывают чувство гордости за свою Родину, земляков,

своих

родных

и

близких,

участвовавших

в

боевых

действиях

или

работавших

в

тылу.

Пережитые

чувства

глубоко

«западают»

в

души

школьников.

В школе активно работает ученическое самоуправление. Целью его

деятельности

является

реализация

права

обучающихся

на

участие

в

управлении образовательным и воспитательным процессом в школе.

Ежегодно

в

классах

осуществляются

выборы

в

органы

самоуправления,

которые

участвуют

в

организации

всех

классных

мероприятий, а также входят в состав школьного Совета самоуправления.

На заседаниях Совета самоуправления школьники планируют работу,

подводят

итоги,

обсуждают

предложения,

поступающие

от

учащихся.

Через

школьников,

входящих

в

состав

Совета

самоуправления,

осуществляется

постоянная

связь

с

классными

коллективами

для

выяснения актуальных для них проблем и потребностей.

Ученики

самостоятельно

организуются

рейды

по

школе

с

целью

контроля внешнего вида школьников и выявления опоздавших на занятия,

а

также

активно

участвуют

в

дежурстве

по

школе,

что

способствует

поддержанию

дисциплины

и

порядка.

Ребята

из

школьного

Совета

самоуправления

являются

помощниками

в

организации

большинства

мероприятий, по их инициативе включаются и другие ребята.

Наиболее активно самостоятельность школьники проявляют во время

Дня самоуправления. В этот день старшеклассники выступают в роли

учителей, завуча и директора (очень хороший шанс поставить себя на

место учителя, задуматься о профессии учителя), каждый из них учится

планировать,

организовывать,

проявлять

инициативу,

анализировать

результаты, нести груз ответственности на своих плечах. Все остальные

ребята стараются не подвести своих «учителей» и качественно выполнить

задания.

Этот

день

оставляет

в

памяти

школьников

колоссальное

количество

приятных

воспоминаний,

выполняя

общее

дело,

ребята

сближаются друг с другом.

В

конце

учебного

года актив

в

классах

и школьный

Совет

самоуправления

отчитываются о

проделанной

за

учебный

год

работе,

оценивают свою работу.

Большинство

ребят

активно

включены

в

жизнедеятельность

ученического коллектива, у большинства находится дело по интересу. В

а кт и в н о й

д е я т е льн о с т и формируются

ключевые

компентности

обучающихся:

ценностно-смысловая,

социально-т рудовая,

коммуникативная и др.

С

ц е л ь ю формирования

у

обучающихся

необходимых

знаний,

умений,

навыков

по

здоровому

образу

жизни

и

использования

ими

полученных

знаний

в

повседневной

жизни

каждым

классным

руководителем

реализуется

комплекс

мер

по

охране

и

укреплению

здоровья,

включающий

в

себя

инструктажи

по

технике

безопасности,

мероприятия по профилактике табакокурения, алкоголизма, наркомании,

СПИДа.

Участвуя

в

профилактических

и

здоровьесберегающих

мероприятиях, школьники приобщаются к здоровому образу жизни, учатся

о р г а н и з о в ы в ат ь

с в о ё

с в о б од н о е

в р е м я

с о

с м ы с л ом .

Т а к

формируется компетенция личностного самосовершенствования.

Свою

воспитательную

работу

как

классного

руководителя,

так

и

куратора по воспитательной работе в ОУ оцениваю положительно, так как

у части моих воспитанников наблюдается позитивное изменение личности,

повышается их уровень воспитанности, некоторых снимают с учета в связи

с

исправлением.

Ребята

становятся

покладистей,

доброжелательней,

дружнее,

беспокоятся

и

заботятся

друг

о

друге.

Большинство

ребят

получают

аттестат

об

окончании

основной

или

средней

школы,

одни

продолжают

обучение

в

профессиональных

учреждениях,

другие

устраиваются на работу.

Таким

образом,

могу

с

уверенно стью

утверждать,

ч то

воспитательная работа, умело организованная классным руководителем,

играет

большую

роль

в

формировании

ключевых

компетентностей

обучающихся.

В

процессе

подготовки

и

проведения

каждого

воспитательного мероприятия, каждого коллективного, творческого дела

одновременно

формируется

не

одна,

а

целый

комплекс

ключевых

компетентностей.

И

только

сотрудничество

всех

участников

образовательного процесса поможет ученикам найти свое место в классном

и

школьном

коллективе,

развить

свои

способности,

определить

направление

учебной

и

общественной

деятельности,

в

полной

мере

удовлетворить собственные потребности и стать разносторонне развитой

личностью.

Список литературы

1.Сборник законов Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 15 октября 2011 года. – М.:

Эксмо, 2011. 1200 с. (Российское законодательство. Закон РФ «Об образовании», ст.14).

2. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. – М.:Минобрнауки РФ, 2003. 38 с.

3. Толстой Л.Н. О воспитании //Л. Н. Толстой. О науке. – М: Единение,1917.

4 . Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное

образование, 2003. – №2. с.58-64.



В раздел образования