Напоминание

"Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста"


Автор: Рязанова Лариса Валериена
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: города Кирово-Чепецка Кировской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста"
Дата публикации: 22.05.2020
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО

ВОЗРАСТА

Раннее детство - особый период становления органов и систем и

прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не

фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия

организма с окружающей средой. Особенно это происходит в первые три года

жизни. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых,

обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир однобоко. Вернуть

ребенку

всю

полноту

восприятия

через

взаимодействие

с

реальными

объектами - главная задача воспитателя. Предметно-пространственная среда

несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка

- она воспитывает и развивает наших малышей. Выстраивая развивающую

среду, я стараюсь выдерживать не только возрастные и психологические

особенности

детей

раннего

возраста,

но

и

общие

стратегические

характеристики развивающей среды:

Разнообразие: всевозможный материал для игры, дидактический

материал

для

сенсорного

развития,

продуктивной

и

музыкальной

деятельности, для развития мелкой моторики и двигательной активности.

Целостость:

материалы

и

оборудование

создают

целостную,

оптимально насыщенную среду (нет чрезмерного обилия и нет недостатка)

Стабильность: все материалы и пособия имеют постоянное место

Доступность: игровой и дидактический материал доступен, в поле

зрения ребенка.

Эмоцианальность: среда достаточно красочна, привлекает внимание

ребенка и вызывает положительные эмоции.

Зонирование: дети играют не вместе, а рядом, поэтому учебные и

игровые зоны не пересекаются.

Модель группы базируется на двух простых целях:

1. Детский сад – это второй дом для детей, в котором им должно быть

уютно и радостно;

2.

Для

полноценного

разностороннего

развития

детей

необходима

специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.

Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том,

каким должен быть дидактический игровой материал, я старалась создать для

детей предметно-развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей,

а именно, уделять больше внимание на развитие сенсорных способностей.

Хотелось оформить группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский

сад привлекали красивые, яркие пособия и игрушки. Как театр начинается с

вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. И для этого

сразу, при встрече с детьми в приемной, стараюсь создать домашний комфорт

и чтобы в детском саду им было уютно. Предлагаю им яркие красочные,

заводные и мягкие игрушки которые поселились на разноцветных полках.

Образ дома создает групповой интерьер комнаты.

Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в

процессе

воспитания

и

обучения

ребёнка,

тем

успешнее

и

эффективнее

происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни

создаёт

дефицит

сенсорного

опыта

детей,

замещая

его

визуальными

и

виртуальными образами.

В воспитательно-образовательном процессе я использую сенсорный

уголок как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой,

поиско-экспериментальной деятельности детей.

Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада

-

это

адаптированный

вариант

сенсорной

комнаты

без

приобретения

дорогостоящего оборудования.

Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:

- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние

и т. д. ):

- Развития межой моторики, стимуляции двигательной активности;

- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения

релаксации и комфортного самочувствия детей;

- Создания положительного, эмоционального фона, повышения

работоспособности ребёнка;

- Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,

- Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной

деятельности дошкольников.

Я обзавелась разнообразными тематическими вкладышами и другими

пособиями

для

решения

задач

сенсорного

воспитания.

Изготовила

специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с названии

цветов спектра и знакомясь с сезонными явлениями природы.

Здесь же «КОВРОЛИН» в форме домика - игровое обучающее средство,

на фигур, застёжки. Развивается мелкая моторика рук.

На «КОВРОЛИНЕ» сделан из реек разноцветный заборчик и

пропустила

через

него

разноцветные

ленточки,

рядом

едет

паровозик

с

разноцветными вагончиками,

с

кармашками

с

пассажирами -

игрушками.

Развивает

мелкую

моторику

рук,

знакомит

с

различными

свойствами

предметов, с цветами, размерами.

Для развития речевых способностей: использую куклы - малютки,

марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим

от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим»

наши сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребенок особенно

интересуется добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно

для окружающих, отвечая на вопросы.

Для развития зрительных способностей: играем в игры способствующие

различию различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров

(большой

и

маленький),

формы (шарик,

кубик,

кирпичик).

Используем

разноцветные

песочные

часы,

переливающие

капельки

«вечные

двигатели» . Я использую следующие дидактические игры:

ЦBET:«Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам

бусы,

игрушки»;

«

Волшебная

мазайка»;

«Красивый

забор»;

«Посади

цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.

ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазайка»',

«Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.

РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет»

и т. д.

Для

развития

межой

моторики

руки

и

для

ознакомления

детей

с

различными

свойствами

предметов

мы

используем

следующие

дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из

прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»;

В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих

материалов ( песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из

Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета

и

свойства ( бумага белая, цветная, доски, ковролин, игравизор), лепим из

теста.

Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы

размещены разные на ощупь игрушки ( волшебный сундучок с сюрпризом;

Большая мягкая игрушка, сенсорный паровозик а в центре группы карусель).

Дети обожают кататься на мягкой горке, играть с мячами разного размера и

качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, залезать на лестницы и

спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать

сорняки,

катать

игрушки.

Любим

карабкаться

на

предметы,

сохранять

равновесие

при

ходьбе

по

доске,

по

дорожкам

со

следами

ступней,

с

ладошками, с кочками и пуговицами, ходить и танцевать под музыку. Любят

играть в подвижные игры с разнообразными движениями.

Для развития слуха: мной преобретены игрушки, издающие различные

звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он

спрятан, слушаем

и

поём

песни

из

мультфильмов.

Для

развития

музыкального

слуха

играем

в

музыкальные

инструменты,

играем

в

музыкально-дидактические игры:

«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т.д.

Использую кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и

птиц, звуки воды, звуки грозы и шелест листьев.

Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию

между

телом

и

сознанием.

За

доли

секунды

сигнал

передаётся

из

обонятельного

центра

в

определённый

отдел

мозга,

который

управляет

эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение

ребенка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т.п. Игры «Мой любимый

запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т.д.

Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха;

шёлка; шкурки; бархатной бумаги, выпуклые буквы, цифры). Очень любят

играть с разными по форме мелкими предметами «Найди на ощупь»; «Найди

и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.

Игры Воскобовича В. В. прекрасно вписываются в развивающую среду.

Своим многофункциональным применением и красочным видом они

постоянно

привлекают внимание детей, побуждая их к игре.

Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает

особенности

психики

ребенка,

интригует

его,

мобилизует

внимание,

интерес

и

незаметно

втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе мы с

детьми просто собираем фигуры, но потом и з года в год будут рождаться

целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории.

Используем игры:

«Двухцветный

квадрат»;

«Прозрачный

квадрат»;

«ГЕОКОНТ»;

«Игровизор»: «Ковролин»: «Чудокрестики».

Происходит

глубокая

задействованность

психологических

процессов

(анализирующее

восприятие,

память,

мышление,

речь),

а

также

качеств

л и ч н о с т и (целесообразность,

настойчивость,

самостоятельность,

усидчивость и др.). Все эти игры дают широкое поле действию воспитателю,

т.к они не на один день.

Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают

нервные

импульсы (сигналы)

в

центральную

нервную

систему (головной

мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью

была проведена работа с родителями предложены консультации:

-

«Подвижные

игры

для

детей»

- «Пальчиковая гимнастика»

- «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;

- «Весёлая гимнастика»;

- «Физзарядка для глаз»;

- «Давайте с тобой поиграем»;

- «Эти забавные нотки»;

- «Инопланетяне из песочницы»;

Использовала в работе с детьми тетради с проверочными заданиями,

при

помощи

которых

можно

оценить

уровень

развития

наших

детей,

определила соответствуют ли они возрастным нормам:

- «Запомни картинку» (развиваем память) Земцова О. Н.

- «Что нас окружает?» (познаем мир) Земцова О. Н.

- «Послушный карандаш» (развитие мелкой моторики рук) Земцова О. Н.

- «Найди отличия» (развиваем внимание) Земцова О. Н.

- «Веселые часы» (различаем день и ночь) Земцова О. Н.

-

«Влево-вправо,

вверх-вниз» (ориентирование

в

пространстве)

Земцова

О.Н.

- «Цифры и числа» (учимся считать) Земцова О. Н.

-

«Проверяем

знания

дошкольников» (тесты для детей 3 лет, внимание,

память,

мышление,

мелкая

моторика,

математика,

развитие

речи,

окружающий мир)

С.

Е.

Гаврина о «Развиваем пальчики» Успенский Э.

Чежова Е.

-

«Рисуем

пальчиками» (худ-ый альбом для занятий с детьми 3-5 лет)

Янушка Е. А.

- «Моторика руки» (веселые уроки) Салтанова М.

- «1, 2, 3, 4, 5» (знакомство с числами) Крит К.

- «Я рисую птичку» ( правильная раскраска)

- «Буся играет в прятки» (книжка с «окошками»).

Используя данную технологию обучения, я получила в конце учебного

года,

первой

младшей

группы,

не

плохой

результат.

Дети

стали

лучше

осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются

детям

в

игровой

форме.

Дети

увлечены

игрой

и

не

замечают,

что

Они

включены в процесс обучения. Родитель видит, как быстро, без нудных

занятий интеллектуально развиваются их малыши в игре.

Мы стараемся сделать так, чтобы детям у нас было :уютно, интересно и

радостно. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором

хорошо и малышам и взрослым.

Для работы с детьми была использована методическая литература:

- «Программа восп. И обуч. В д/с» Васильева М.А.;

- «Сенсорная комната в ДОШ. учр. » Колос Г.Т.

- «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарный В.В.,

- «Пальчиковая гимнастика» Аншценкова Е. С.;

- «Умные пальчики» Синицина Е.;

- «Пальчиковая гимнастика.» Узорова. О.В., Нефедова Е.И.;

- «Озорной карандаш» Алексеевская Н.;

- «Продуктивная деятельность с детьми раннего возроста » Полозова Е.В.;

- «Цветные ладошки» Лыкова И.А.;



В раздел образования