Автор: Рязанова Лариса Валериена
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: города Кирово-Чепецка Кировской области
Наименование материала: Опыт работы
Тема: "Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста"
Раздел: дошкольное образование
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА В ГРУППЕ РАННЕГО
ВОЗРАСТА
Раннее детство - особый период становления органов и систем и
прежде всего функции мозга. Доказано, что функции коры головного мозга не
фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия
организма с окружающей средой. Особенно это происходит в первые три года
жизни. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых,
обонятельных ощущений. Порой он воспринимает мир однобоко. Вернуть
ребенку
всю
полноту
восприятия
через
взаимодействие
с
реальными
объектами - главная задача воспитателя. Предметно-пространственная среда
несет в себе огромные возможности педагогического воздействия на ребенка
- она воспитывает и развивает наших малышей. Выстраивая развивающую
среду, я стараюсь выдерживать не только возрастные и психологические
особенности
детей
раннего
возраста,
но
и
общие
стратегические
характеристики развивающей среды:
Разнообразие: всевозможный материал для игры, дидактический
материал
для
сенсорного
развития,
продуктивной
и
музыкальной
деятельности, для развития мелкой моторики и двигательной активности.
Целостость:
материалы
и
оборудование
создают
целостную,
оптимально насыщенную среду (нет чрезмерного обилия и нет недостатка)
Стабильность: все материалы и пособия имеют постоянное место
Доступность: игровой и дидактический материал доступен, в поле
зрения ребенка.
Эмоцианальность: среда достаточно красочна, привлекает внимание
ребенка и вызывает положительные эмоции.
Зонирование: дети играют не вместе, а рядом, поэтому учебные и
игровые зоны не пересекаются.
Модель группы базируется на двух простых целях:
1. Детский сад – это второй дом для детей, в котором им должно быть
уютно и радостно;
2.
Для
полноценного
разностороннего
развития
детей
необходима
специально организованная среда для игр, отдыха и занятий.
Анализируя программу первой младшей группы, размышляя о том,
каким должен быть дидактический игровой материал, я старалась создать для
детей предметно-развивающую среду, с учетом их возрастных особенностей,
а именно, уделять больше внимание на развитие сенсорных способностей.
Хотелось оформить группу так, чтобы дети, которые впервые идут в детский
сад привлекали красивые, яркие пособия и игрушки. Как театр начинается с
вешалки, так и детский сад начинается с групповой раздевалки. И для этого
сразу, при встрече с детьми в приемной, стараюсь создать домашний комфорт
и чтобы в детском саду им было уютно. Предлагаю им яркие красочные,
заводные и мягкие игрушки которые поселились на разноцветных полках.
Образ дома создает групповой интерьер комнаты.
Известно, что чем больше число сенсорных систем задействовано в
процессе
воспитания
и
обучения
ребёнка,
тем
успешнее
и
эффективнее
происходит его развитие. Между тем технологизация современной жизни
создаёт
дефицит
сенсорного
опыта
детей,
замещая
его
визуальными
и
виртуальными образами.
В воспитательно-образовательном процессе я использую сенсорный
уголок как на организованных занятиях, так и в самостоятельной игровой,
поиско-экспериментальной деятельности детей.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада
-
это
адаптированный
вариант
сенсорной
комнаты
без
приобретения
дорогостоящего оборудования.
Сенсомоторный уголок предназначен главным образом:
- Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние
и т. д. ):
- Развития межой моторики, стимуляции двигательной активности;
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения
релаксации и комфортного самочувствия детей;
- Создания положительного, эмоционального фона, повышения
работоспособности ребёнка;
- Активизации когнитивных процессов ( мышления, внимания,
- Повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной
деятельности дошкольников.
Я обзавелась разнообразными тематическими вкладышами и другими
пособиями
для
решения
задач
сенсорного
воспитания.
Изготовила
специальное панно, с помощью которого дети учатся управляться с названии
цветов спектра и знакомясь с сезонными явлениями природы.
Здесь же «КОВРОЛИН» в форме домика - игровое обучающее средство,
на фигур, застёжки. Развивается мелкая моторика рук.
На «КОВРОЛИНЕ» сделан из реек разноцветный заборчик и
пропустила
через
него
разноцветные
ленточки,
рядом
едет
паровозик
с
разноцветными вагончиками,
с
кармашками
с
пассажирами -
игрушками.
Развивает
мелкую
моторику
рук,
знакомит
с
различными
свойствами
предметов, с цветами, размерами.
Для развития речевых способностей: использую куклы - малютки,
марионетки, пальчиковый и настольный театр, куклы - рукавички, говорим
от их имени, играем в день рождения, в дочки - матери, в игру «оживим»
наши сказки. Обсуждаем вещи и предметы, которыми ребенок особенно
интересуется добиваясь того, чтобы ребёнок внятно произнёс слова, понятно
для окружающих, отвечая на вопросы.
Для развития зрительных способностей: играем в игры способствующие
различию различению и нанизыванию цвета (2-3), контрастных размеров
(большой
и
маленький),
формы (шарик,
кубик,
кирпичик).
Используем
разноцветные
песочные
часы,
переливающие
капельки
«вечные
двигатели» . Я использую следующие дидактические игры:
ЦBET:«Подбери блюдце к чашке»; «Воздушные шары»; «Подбери куклам
бусы,
игрушки»;
«
Волшебная
мазайка»;
«Красивый
забор»;
«Посади
цветок»; «Жучок заблудился» и т. д.
ФОРМА: «Собери любой предмет»; «Строитель»; «Волшебная мазайка»',
«Цветные квадраты»; «Квадратные забавы» и т. д.
РАЗМЕР: « Матрёшки»; «Шары»; «Строитель»; «Собери любой предмет»
и т. д.
Для
развития
межой
моторики
руки
и
для
ознакомления
детей
с
различными
свойствами
предметов
мы
используем
следующие
дидактические игры и пособия: «Привратник»; «Сделай бусы»; «Подарки из
прищепок»; «Сложи листик»; «Волшебные палочки»; «Пуговичная поляна»;
В играх с песком, водой, снегом знакомим детей со свойствами этих
материалов ( песок сыпется, из мокрого можно лепить, разливаем воду из
Рисуем различными пишущими средствами на поверхностях разного цвета
и
свойства ( бумага белая, цветная, доски, ковролин, игравизор), лепим из
теста.
Для развития двигательной активности детей в разных уголках группы
размещены разные на ощупь игрушки ( волшебный сундучок с сюрпризом;
Большая мягкая игрушка, сенсорный паровозик а в центре группы карусель).
Дети обожают кататься на мягкой горке, играть с мячами разного размера и
качества, заниматься гимнастикой, возиться бороться, залезать на лестницы и
спускаться с них, копать землю в саду, играть с камнями, поливать, выдирать
сорняки,
катать
игрушки.
Любим
карабкаться
на
предметы,
сохранять
равновесие
при
ходьбе
по
доске,
по
дорожкам
со
следами
ступней,
с
ладошками, с кочками и пуговицами, ходить и танцевать под музыку. Любят
играть в подвижные игры с разнообразными движениями.
Для развития слуха: мной преобретены игрушки, издающие различные
звуки, ищем друг друга или предмет по звуку, по описанию места где он
спрятан, слушаем
и
поём
песни
из
мультфильмов.
Для
развития
музыкального
слуха
играем
в
музыкальные
инструменты,
играем
в
музыкально-дидактические игры:
«Кто в домике живёт»; «Динь - дон»; «Угадай на чём играю» и т.д.
Использую кассеты и диски со звуками: крики домашних животных и
птиц, звуки воды, звуки грозы и шелест листьев.
Для развития обоняния - запахи выполняют важную связующую функцию
между
телом
и
сознанием.
За
доли
секунды
сигнал
передаётся
из
обонятельного
центра
в
определённый
отдел
мозга,
который
управляет
эмоциями. Таким образом можно направленно воздействовать на настроение
ребенка: взбодрить его или наоборот, успокоить и т.п. Игры «Мой любимый
запах»; «Ароматы цветов»; «Узнай запах»; «Благовоние» и т.д.
Для осязания: различные материалы с разной фактурой (кусочки меха;
шёлка; шкурки; бархатной бумаги, выпуклые буквы, цифры). Очень любят
играть с разными по форме мелкими предметами «Найди на ощупь»; «Найди
и покажи»; «Опиши предмет» и т. д.
Игры Воскобовича В. В. прекрасно вписываются в развивающую среду.
Своим многофункциональным применением и красочным видом они
постоянно
привлекают внимание детей, побуждая их к игре.
Ценность игр заключается в том, что их содержание учитывает
особенности
психики
ребенка,
интригует
его,
мобилизует
внимание,
интерес
и
незаметно
втягивает ребенка в процесс «думанья» под задачей. На первом этапе мы с
детьми просто собираем фигуры, но потом и з года в год будут рождаться
целые дворцы, ракеты, стражники, космонавты, сочиняться целые истории.
Используем игры:
«Двухцветный
квадрат»;
«Прозрачный
квадрат»;
«ГЕОКОНТ»;
«Игровизор»: «Ковролин»: «Чудокрестики».
Происходит
глубокая
задействованность
психологических
процессов
(анализирующее
восприятие,
память,
мышление,
речь),
а
также
качеств
л и ч н о с т и (целесообразность,
настойчивость,
самостоятельность,
усидчивость и др.). Все эти игры дают широкое поле действию воспитателю,
т.к они не на один день.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, которые посылают
нервные
импульсы (сигналы)
в
центральную
нервную
систему (головной
мозг) и улучшают деятельность важнейших систем организма. С этой целью
была проведена работа с родителями предложены консультации:
-
«Подвижные
игры
для
детей»
- «Пальчиковая гимнастика»
- «Сенсорная культура и умственное развитие ребёнка»;
- «Весёлая гимнастика»;
- «Физзарядка для глаз»;
- «Давайте с тобой поиграем»;
- «Эти забавные нотки»;
- «Инопланетяне из песочницы»;
Использовала в работе с детьми тетради с проверочными заданиями,
при
помощи
которых
можно
оценить
уровень
развития
наших
детей,
определила соответствуют ли они возрастным нормам:
- «Запомни картинку» (развиваем память) Земцова О. Н.
- «Что нас окружает?» (познаем мир) Земцова О. Н.
- «Послушный карандаш» (развитие мелкой моторики рук) Земцова О. Н.
- «Найди отличия» (развиваем внимание) Земцова О. Н.
- «Веселые часы» (различаем день и ночь) Земцова О. Н.
-
«Влево-вправо,
вверх-вниз» (ориентирование
в
пространстве)
Земцова
О.Н.
- «Цифры и числа» (учимся считать) Земцова О. Н.
-
«Проверяем
знания
дошкольников» (тесты для детей 3 лет, внимание,
память,
мышление,
мелкая
моторика,
математика,
развитие
речи,
окружающий мир)
С.
Е.
Гаврина о «Развиваем пальчики» Успенский Э.
Чежова Е.
-
«Рисуем
пальчиками» (худ-ый альбом для занятий с детьми 3-5 лет)
Янушка Е. А.
- «Моторика руки» (веселые уроки) Салтанова М.
- «1, 2, 3, 4, 5» (знакомство с числами) Крит К.
- «Я рисую птичку» ( правильная раскраска)
- «Буся играет в прятки» (книжка с «окошками»).
Используя данную технологию обучения, я получила в конце учебного
года,
первой
младшей
группы,
не
плохой
результат.
Дети
стали
лучше
осваивать цвет, форму, размер. Это связано еще и с тем, что знания подаются
детям
в
игровой
форме.
Дети
увлечены
игрой
и
не
замечают,
что
Они
включены в процесс обучения. Родитель видит, как быстро, без нудных
занятий интеллектуально развиваются их малыши в игре.
Мы стараемся сделать так, чтобы детям у нас было :уютно, интересно и
радостно. Да и для нас самих наша группа стала настоящим домом, в котором
хорошо и малышам и взрослым.
Для работы с детьми была использована методическая литература:
- «Программа восп. И обуч. В д/с» Васильева М.А.;
- «Сенсорная комната в ДОШ. учр. » Колос Г.Т.
- «Играем пальчиками и развиваем речь» Цвынтарный В.В.,
- «Пальчиковая гимнастика» Аншценкова Е. С.;
- «Умные пальчики» Синицина Е.;
- «Пальчиковая гимнастика.» Узорова. О.В., Нефедова Е.И.;
- «Озорной карандаш» Алексеевская Н.;
- «Продуктивная деятельность с детьми раннего возроста » Полозова Е.В.;
- «Цветные ладошки» Лыкова И.А.;