Напоминание

Квест-игра "Секрет русской матрёшки"


Автор: Зайцева Инна Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д/с № 13
Населённый пункт: Московская область, г.о. Орехово-Зуево, г. Ликино-Дулёво
Наименование материала: Квест-игра
Тема: Квест-игра "Секрет русской матрёшки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №13

г.о. Орехово - Зуево, город Ликино – Дулёво.

Квест-игра:

«Секрет русской матрёшки»

Подготовила и провела воспитатель

первой категории Зайцева И.В.

Квест-игра: «Секрет русской матрёшки»

Вид деятельности: познавательная деятельность.

Цель: обобщить знания детей о русской народной игрушки – матрёшки.

Задачи: формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от

встречи с матрёшкой;

Учить выделять некоторые знакомые детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок,

фартук, видеть их красоту);

Развивать интерес к народному творчеству; мышление, внимание;

Воспитывать любовь к народному искусству, бережное отношение к игрушкам, уважением

к труду.

Методы: наглядные, словесные, практические, игровые.

Приёмы: эмоциональный настрой, показ, рассматривание, ИКТ беседа, пояснение.

Предваритеная работа: Беседа на тему: история происхождения русской матрёшки.

Рассматривая иллюстрации с изображением матрёшек, как вытачивают матрёшек, как

расписывают матрёшек, чтение произведений устного народного творчества (потешек,

загадок).

Материал: игрушки матрёшки, картинки с изображением разных предметов.

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка. ( Дети выходят и встают полукругом).

Воспитатель: Организационный момент: Игровое упражнение

«Здравствуйте».

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся -

Утро доброе начнётся!

Звучит русская народная музыка (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: (садятся на стульчики) А вы любите играть? А какими игрушками вы любите

играть?

Дети: Перечисляют игрушки.

Воспитатель: А знаете ли вы, какими игрушками любили играть ваши бабушки, дедушки и

прадедушки? А хотели бы узнать?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте её отгадать:

Загадка:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А в нутрии секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская…….

Дети: Все вместе – Матрёшка.

Воспитатель: Молодцы правильно угадали. Это наша русская Матрёшка.

Звучит музыка и выходит (Матрёшка-взрослый).

Матрёшка: Здравствуйте ребята.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Кто не знает русскую матрёшку, любимую красавицу-игрушку

Ваших бабушек и прабабушек! Возьмёшь в руки деревянную куколку, полюбуешься

ярким, затейливым рисунком 0 хороша девица! А улыбается она так хитро, потому что в

ней секрет.

(Дети сидят полукругом).

Матрёшка: Ребятишки, а вы хотите узнать какой секрет у меня? (шёпотом).

Дети: Да.

Матрёшка: Хорошо вот вам первая подсказка, показывает картинку (рисунок с

изображением телевизора).

Воспитатель: Ребятки, посмотрите, что здесь изображено? Как вы думаете, о чём нам

говорит эта подсказка (ответы детей).

Воспитатель: Правильно мы с вами будем смотреть фильм о том, как создавалась

Матрёшка.

Звучит музыка (дети проходят к телевизору и садятся на стульчики).

Показ презентации: «История русской матрёшки» (на фоне музыки).

1 слайд:

Воспитатель: Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал,

Игрушка – кукла расписная,

А как назвать её не знал.

Красивая игрушка,

Похожа на Катюшку,

А может на Танюшку?

Ей имя подбирал.

Красивая игрушка,

Как русская девчушка.

И мастер ту игрушку

Матрёшкою назвал.

2 слайд:

Воспитатель: Впервые матрёшка появилась в Москве более ста лет назад.

Токарь Василий Звёздочкин выточил из дерева заготовки.

3 слайд:

Воспитатель: А художник Сергей Малютин придумал рисунок и раскрасил их

в русском стиле. Матрёшка сразу стала невероятно популярна и любима.

Производство новой игрушки было налажено в городе Сергиевом Посаде.

4 слайд:

Воспитатель: Теперь много разных художников расписывают матрёшек, и все они разные

и по-своему красивые.

5 слайд:

Воспитатель: Назвали игрушку - матрёшкой потому, что раньше на Руси имя Матрёна

было распространено среди девушек. Матрёна, Матрёша, Матрёшечка – ласково называли

девушек. Так появилось имя у игрушки – Матрёшка.

6 слайд:

Показ мультфильма

Воспитатель: Эти русские матрёшки,

Разноцветные одёжки,

На секреты мастерицы,

В старшей прячутся сестрицы,

Сколько их там не поймёшь,

Если младшей не найдёшь.

Воспитатель: Матрёшка, а где же твои сестрички-подружки?

Матрёшка: А они здесь у вас в группе спрятались, вы поможете мне их найти?

Воспитатель: А сколько же их у тебя?

Матрёшка: Когда найдёте тогда и узнаете.

Воспитатель: (сидя на стульчике) где матрёшки и где их искать? Удивляется, ищет.

Матрёшка: А я вам помогу, вот вам следующая подсказка.

(матрёшка отдаёт воспитателю подсказку-рисунок с изображением книг).

Сама остаётся на месте.

Воспитатель: Ребятки скажите, что здесь изображено? Что она означает, куда нам идти

надо? (Воспитатель задаёт наводящие вопросы: что здесь нарисовано? Ответы детей).

А где в нашей группе живут книги (ответы детей).

Воспитатель: Правильно и мы с вами отправляемся в книжный уголок.

Дети: (звучит музыка) направляются в книжный уголок. В книжном уголке находят

шкатулку в виде книги, а в ней матрёшку (1).

Воспитатель: Молодцы ребята, а где мы следующую будем искать?

(матрёшку отдают Матрёшке).

Матрёшка: Давайте заглянем внутрь, может там спряталась? (открывает матрёшку,

находит подсказку, отдаёт воспитателю, а матрёшку убирает в корзинку).

Воспитатель: Читает задание « Чтоб матрёшку отыскать, надо пазлы вам собрать» (достаёт

конверт, а в нём пазлы выкладывает их на стол).

Дети: (звучит музыка) собирают пазлы на столе и получают картинку с матрёшкой.

Матрёшка: Молодцы задание выполнили.

Воспитатель: А куда же нам идти дальше?

Матрёшка: А вы внимательно рассмотрели подсказку?

Воспитатель: Ребята смотрите, а здесь ещё рисунок есть (показывает детям рисунок с

мячиком).

Воспитатель: Ребята, что здесь изображено? (ответы детей), а где у нас в нашей группе

живут мячики? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы правильно и мы с вами отправляемся в спортивный уголок.

(звучит спортивная музыка).

Дети: Отправляются в спортивный уголок, находят мешочек, а в нём матрёшку (2).

Воспитатель: Молодцы, ребятки давайте заглянем в нашу матрёшку (находим подсказку с

заданием). Читает задание «Ты с матрёшкой поиграй и движенья повторяй» (а матрёшку

отдаём).

Матрёшка: Спасибо ребятишки (кладёт её в корзинку).

Физкультминутка: «Весёлые матрёшки» (с Матрёшкой).

Матрёшка: Встаём ребятки в круг и повторяем за мной:

Хлопают в ладошки

Дружные матрёшки (хлопают в ладоши).

На ногах сапожки, (руки на пояс, поочерёдно выставляют ногу на пятку вперёд).

Топают, матрёшки (топают ногами).

Влево, вправо наклонись, (наклоны телом влево - вправо).

Всем знакомым поклонись (наклон вперёд).

Воспитатель: Ребятки смотрите, а здесь ещё рисунок есть (показывает детям рисунок с

альбомом и цветными карандашами).

Воспитатель: Ребятки, что здесь изображено? (ответы детей), а где у нас в группе живут

карандаши? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы и отправляемся мы в уголок творчества.

Дети: (звучит музыка) идут в уголок творчества, в коробке с карандашами находят

матрёшку (3).

Воспитатель: Ребятки, давайте заглянем в матрёшку (находим подсказку с заданием).

Читает задание «Чтоб матрёшку отыскать надо фартук расписать», а у нашей гостьи

фартучек то не красивый, давайте украсим фартук для нашей Матрёшки.

Вопросы к детям: Ребятки, а чем можно украсить фартук (дети - цветами), а ещё чем

(дети-листочками), вот давайте с вами соберём узор Матрёшке на фартуке (найденную

матрёшку отдаём Матрёшке).

Дети: Встают вокруг матрёшки и выполняют задание (берут со стола цветы и

выкладывают на фартуке Матрёшки узор из цветов).

Воспитатель: Вот и стал у тебя Матрёшка фартучек красивый, носи его, и ребяток наших

вспоминай.

Матрёшка: Красота какая, спасибо большое.

Воспитатель: Ребятки смотрите, а здесь ещё рисунок есть (показывает детям рисунок с

гармошкой).

Воспитатель: Ребятки, а что здесь изображено? (ответы детей), а где у нас в группе живут

музыкальные инструменты? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно в музыкальном уголке и мы с вами сейчас туда отправимся.

Дети: Идут в музыкальный уголок, в музыкальной шкатулке находят матрёшку (4).

Воспитатель: Ребятки, ну что давайте заглянем в матрёшку (находим подсказку с

заданием). Читает задание «Чтоб сестрички собрались в хороводе закружись».

Дети: Под музыку водят хоровод, а Матрёшка всех сестричек выставляет на столе в ряд

(после хоровода детей сажаем на стульчики).

Матрёшка: Эти яркие сестрички,

Дружно спрятали косички,

И живут семьёй одной.

Только старшую открой,

В ней сидит сестра другая,

В той ещё сестра меньшая.

Доберёшься ты до крошки,

Эти девицы -…..(дети вместе дружно - Матрёшки). Матрёшка встаёт рядом с детьми.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Посмотрите ребята, а мы с вами молодцы всех сестричек нашей гостье

нашли. Ребятки сколько всего матрёшек? Давайте посчитаем.

Дети: считают 1; 2; 3; 4; 5.

Воспитатель: Молодцы. Пять матрёшек-все в одной могут спрятаться порой.

Воспитатель: «Матрёшка-символ России и русской души, она несёт в себе доброту и

заботу, потому что большая прячет в себя среднюю и так далее до самой маленькой, то

есть оберегает их как мама. Поэтому её так любят в народе».

Матрёшка:

Россия наша славится

Расписными ложками,

А ещё гордится

Русскими матрёшками,

Ой ты барышня-матрёшка

Разноцветная одёжка.

Знает весь огромный мир

Это русский сувенир!

Воспитатель: А теперь ребята надо помочь матрёшке собрать всех своих сестричек. И им

пора домой.

Дети: Помогают собрать матрёшек.

Матрёшка: Спасибо вам ребятки, без вашей помощи я бы не справилась и не нашла бы

своих сестричек. А за вашу помощь матрёшки приготовили для вас сюрприз (звучит

музыка). Матрёшка раздаёт детям угощение, прощается и уходит.

Воспитатель: А теперь и нам пора!

На прогулку детвора.

До свиданья гости!

Дети: Прощаются, уходят.



В раздел образования