Напоминание

"Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа"


Автор: Шемякина Ирина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СШ № 33
Населённый пункт: Архангельск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа"
Раздел: начальное образование





Назад





Технологическая карта изучения темы


Предмет
Русский язык
Класс
4 (9-10 лет)
Учебно-

методический

комплект
«Школа 2100»
Тема
«Буква ь после букв шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа»
Тип урока
Получение новых знаний с первичным закреплением.
Цели
 развитие мышления при ознакомлении с орфограммой « Буква «ь» после шипящих в глаголах 2 – го лица единственного числа» и орфографическим правилом;  умение правильно писать безударные личные окончания глаголов 2 лица единственного числа и графически объяснять выбор написания.
Планируемый

результат

Предметные умения

УУД
1. Наблюдать над правописанием Ь в глаголах 2-го л., ед.ч., подвести к самостоятельному выводу о роли Ь в этих глаголах, упражняться в умении писать безударные окончания глаголов, работать над привитием интереса к русскому языку. 2. Развивать грамотную устную и письменную речь учащихся, Познавательные УУД 1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. 2. Представлять информацию в виде схемы. 3. Выявлять сущность, особенности объектов. 4. На основе анализа объектов делать выводы. 5. Обобщать и классифицировать по признакам. 6. Ориентироваться на развороте учебника.
7.
Находить ответы на вопросы в иллюстрации. Коммуникативные УУД 1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. 2. Выразительно читать и пересказывать текст. 3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. 4. Умение работать в паре и в группах. Личностные УУД 1 Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать


Ход урока

Этап урока

(название, время,

цели)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых

приведёт к достижению запланированных

результатов

Деятельность

учеников

I.

Мотивация

к учебной

деятельности

Стадия вызова

Цели:
выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
7 минут
Создает условия для возникновени я внутренней потребности включения в деятельность (хочу узнать) Организует работу групп – Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! - Ребята, у каждого будет свой «Лист успеха», выполняя каждое задание, оценивайте свой ре зульт ат при помощи цвет а: з е л ё н ы й -справились без ошибок, оранжевый - с незначительными ошибками, красный - есть ошибки (3-4).
(Приложение 1)
- Желаю вам успеха! - Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Стадия вызова
- Начнем наш урок с языковой разминки.
(Слайд 3)
(Запись предложения на доске и в тетрадях.) Дети настраиваются на активную работу на уроке. Дети пишут в тетради Записывают предложение в тетрадь.
гл. гл. гл. сущ. гл.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
-Как понимаете эту поговорку? -Над каждым словом предложения надпишите часть речи, выделите орфограммы. -Какая орфограмма присутствует во всех глаголах предложения? - Можем ли мы объяснить орфограммы в словах? - Оцените свою работу
. (Приложение 1)
Орфограмма «Ь» Ответы детей Дети отмечают цветовой кружок «Лист успеха»
II. Постановка

учебной задачи

(проблемной

ситуации,

проблемной задачи)

Цели:
подготовка учащихся к осознанию ими внутренней потребности к построению нового Активизирует учебную деятельность учащихся для определения недостающего знания и для постановки проблемой задачи, которую надо
Приём «Кластер»
– Давайте определим роль «Ь» в словах? Повторим то, что знаем
. (Слайд 4, 5,6, 7)
(Работа в группах. Задание в группах дифференцированное. (
Приложение 2)
- При определении роли «ь» в словах говоришь, слушаешь, исправляешь возникает затруднение. В Учащиеся работают в группе. П р е д с т а в и т е л ь о т группы поясняет какую роль в их словах играет «ь». Заполнение кластера (схемы)
способа действий
10 минут
решить. кластере фиксируется вопрос около «ь» в окончаниях – ишь, – ешь. - Оцените работу в группе.
(Приложение1)
- Какова же будет цель урока, на ваш взгляд? Отмечают цве то во й кружок.- - П о л у ч е н и е н о в ы х з н а н и й , а и м е н н о , о з н а к о м л е н и е с орфограммой «Буква «ь» после шипящих» в г л а г о л а х 2 л и ц а единственного числа.
Физкультминутка

2 минуты
Организовать динамическу ю паузу, для снятия напряжения и интенсивност и работы - Давайте отдохнем! Встаньте, пожалуйста.
Мягкий знак
- Если в названных словах мягкий знак служит для обозначения мягкости согласного — выполняйте приседание, для разделения согласного и гласного — рывки руками, если встретиться в глаголах, то подпрыгнуть: царь, Дети внимательно слушают и выполняют действия
учащихся. гладенький, сверкаешь, льдина, гладишь, беречь, волчьи, варенье, радость, сентябрь, моешь, соловьи, здоровье, учишься.
III. Решение

учебной задачи

(проблемной

задачи) Открытие

нового знания

Стадия

осмысления

Цели:
подвести учащихся к пониманию того, что какую роль будет играть «ь» после шипящих в окончаниях глагола.
8 минут
Организует презентацию подготовленн ых группами заданий. Предоставляе т ресурсы для работы. Демонстрируе т алгоритм работы, стимулирует поиск.
Стадия осмысления содержания
- Продолжаем нашу работу.
Приём «Мозговая атака»
Работа в группах.
(Приложение 3)
-В течение 3 –х минут подумайте в группах и ответьте на вопросы. Результаты запишите в таблицу –
«Бортовой журнал» (Слайд 8 )
«+» - знаю «?» – хочу узнать
Вопросы

Знаю

Хочу

узнать
Б у д е т л и « ь » обозначать мягкость в п е р е д и с т о я щ е г о согласного звука? В каком лице и числе Заполняют бортовой журнал Дети работают в группе, рассуждают. -
стоят данные глаголы? Какую роль буд е т и г р а т ь « ь » в о ко н ч а н и я х п о с л е шипящих? - Оцените свою работу.
(Приложение 1)
- Какой вопрос у вас возник? (3 вопрос) - Г д е н а й т и о т в е т н а в о п р о с ? Ознакомление с орфографическим правилом с помощью
приёма ИНСЕРТ.

(Слайд 9)
- При чтении правила (на странице 97) каждый из вас на полях расставит пометки простым карандашом. Пометки должны быть следующие:
v
- если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете; Отмечают цветовой кружок. Ответы детей - Обратиться к орфографическому правилу. - Учащиеся работают с текстом (правило) и


- если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знали;
+
- если то, что вы читаете, является для вас новым;
?
- если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу. «V» – знаю «+» – новое «?» – вопросы
(Слайд 9)
Возврат к бортовому журналу, заполнение пустого графа. - Оцените свою работу «Лист у с п еха »
(Приложение 1)
делают пометки. Дети отмечают свой результат.
IVРазвитие

умений

Цель:
применение полученных знаний на практике
7 минут
Учитель организует работу первичного закрепления орфографичес
Работа в учебнике
- Давайте теперь посмотрим, насколько вы усвоили новый материал. Откройте страницу 97. Упр. 277 – совершенствуется умение находить в тексте глаголы с изученными орфограммами. - В окончаниях глаголов 1 - го с т о л б и к а д в е орфограммы: бу к ва безударного гласного в л и ч н ом о ко н ч а н и и глагола и
ь
после буквы
кого правила (Выполняется коллективно по заданию.) ш и п я щ е го в ко н ц е глаголов 2-го л и ц а единственного числа. Ученики выходят к д о с к е и п о я с н я ю т в ы б о р н а п и с а н и я , подчеркивают орфограмму в слове (применение правила)
V. Рефлексия

деятельности (итог

урока)

Стадия рефлексии

Цель:
откорректировать и закрепить полученные знания и умения.
7 минут
Организует осмысление и корректирует приобретённы е знания. Осуществляет проверку соответствия поставленных целей и -Давайте теперь вернемся к нашей схеме и заполним её полностью
. (Слайд 10)
- Для того, чтобы лучше закрепить правило вы поработаете в группе и заполните пропуски в стихотворениях.
( Приложение 4 )
Ответы детей Вместе с ребятами дополняем схему. В группах дети заполняют на листах пропуски в тексте. Ответы детей. Какую роль играет
ь
в глаголах? ь Н.ф. суффиксы ть ти оканчивается на чь ь ишь Ешь 2-е лицо ед.ч. ь ё я ю е
результатов достигнутых на уроке. - Посмотрим, что у вас получилось?
(Слайд 11)
- Вы молодцы! Оцените свой результат.
(Приложение 1)
– Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? О тмечают свой успех. Ответы детей
VI.Самооценивание

2 минуты

Цель:
осознание своей учебной деятельности Данный этап позволяет учителю отследить даже самое незначительно е продвижение учащегося. - Ребята, теперь подведем итоги по вашим «Листам успеха»
(Приложение 1)
Каких цветовых кружков у вас больше? - Давайте отметим ваш успех. Изображено «Дерево успеха», на нем будут расти яблочки. - Яблочко – это ваш успех (цветовой кружок, которого больше) - Зеленое яблочко - отлично поработал, оранжевое - хорошо, красное - буду стараться. - Получилось прекрасное дерево. Яркое! Ребята подсчитывают цветовые кружки, выбирают цвет яблока и клеят на плакат «Дерево успеха»
VII.Домашнее
Выбирают - Давайте запишем домашнее задание в дневник. Дети записывают в

задание с

дифференцированн

ым подходом

2 минуты
задания для индивидуальн ой работы по силам и интересам. Учебник: стр.86 упражнение 279, выучить правило на с.87.,словарная работа. Дополнительное задание: составить схему- алгоритм к правилу на с.87. на листе А 4. - Спасибо за плодотворную работу!
(Слайд 12)
Вы сегодня молодцы! дневник


В раздел образования