Автор: Владимирова Екатерина Юрьевна
Должность: МБУДО "ДЮЦ г.Юрги"
Учебное заведение: МБУДО "ДЮЦ г.Юрги"
Населённый пункт: Кемеровская область,г.Юрга
Наименование материала: Рабочая программа в загородном оздоровительном лагере
Тема: Программа профильного отряда "Пчёлка"
Раздел: дополнительное образование
Рабочая программа в оздоровительном лагере «Салют»
Наименование программы
Программа профильного отряда « Пчёлка»
«Дружный улей»
Основание для разработки программы
- Федеральный закон от 24.07.98 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ";
-Закон Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1"Об образовании";
- Федеральный закон от 24.06.99 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних";
- Приказ Минобразования России от 13.07.01 № 2688 "Об утверждении порядка проведения смен
профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха'";
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.4.4.2599-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации
режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Организация – исполнитель программы
Профильный отряд «Пчёлка» о/л «Салют»
Срок реализации
29.06.2019г. – 13.07.2019г.
Количество воспитанников
50
Цель программы
Создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления
детей.
Задачи программы
1.
Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
2.
Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
3.
Организация совместной деятельности детей и взрослых.
4.
Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
5.
Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность.
6.
Совершенствование системы организации внеурочной деятельности детей.
7.
Подготовить лидеров и организаторов игр в разновозрастных отрядах и на улицах во время
летних каникул.
Ожидаемые результаты реализации программы
1.
При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у
каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.
2.
Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст
уверенность в своих силах и талантах.
3.
Расширится диапазон мероприятий для раскрытия интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся.
4.
Повысится уровень достижений и показатели успешности в КТД каждого ребенка.
5.
Будет сформирован уровень компетентности педагогов-воспитателей, работающих с
одаренными детьми.
6.
Осуществление экскурсий, походов помогут детям в обретении новых знаний о родном крае
и научат их бережно и с любовью относиться к своей Родине.
Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для
детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.
1. Пояснительная записка
Актуальность.
Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. Этот период как
нельзя более благоприятен для развития их творческого потенциала, совершенствования
личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных
связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно
значимых сферах деятельности. Лагерь – это новый образ жизни детей, новый режим с его особым
романтическим стилем и тоном. Это жизнь в коллективе, это, наконец, новая природосообразная
деятельность. Ведь не зря в известной песне О. Митяева поется: «Лето – это маленькая жизнь!», а
значит, прожить ее нужно так, чтобы всем: и детям и тем, кто будет организовывать отдых, было
очень здорово. Это время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за
год напряжения, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья. Это период
свободного общения детей.
Значимость летнего периода для оздоровления и воспитания детей, удовлетворения детских
интересов и расширения кругозора невозможно переоценить. Проблемы организации летнего
оздоровительного отдыха вытекают из объективных противоречий:
- между потребностью семьи и государства иметь здоровое, сильное подрастающее поколение и
неудовлетворительным состоянием здоровья современных детей;
- педагогической заботой, контролем и желанием детей иметь свободу, заниматься саморазвитием,
самостоятельным творчеством.
Лагерь размещается на базе оздоровительного лагеря «Салют» Кемеровская область г.Юрга. В
основу организации закладываются технология творческого развития, коллективно-творческих
дел, создание ситуации успеха для каждого ребенка, реализующиеся в игровой форме.
Содержание деятельности лагеря направлено на разрешение этих противоречий. Программа
деятельности профильного отряда раскрытие потенциала и интеллектуально-творческих
способностей. Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из
различных социальных групп, разного возраста, уровня развития и состояния здоровья.
Эффективное управление в современном лагере – это главная основа его существования и
непременное условие развития.
Для обеспечения преемственности в работе лагеря от каникул к каникулам необходима постоянная
управленческая деятельность. Система управления профильного отряда «Пчёлка» включает в себя
три уровня: стратегическое управление, организационно-методическое управление, практическое
управление.
Отличительная особенность программы в том, что она включает в себя разноплановую
деятельность, объединяет различные направления оздоровления, образования, воспитания в
условиях лагеря.
Основная идея программы профильного отряда «Пчёлка» - представление возможностей для
раскрытия различных видов одаренности ребенка, создание условий для самореализации
потенциала детей и подростков в результате общественно полезной деятельности. Программа
ориентирована на работу в разновозрастном детском коллективе и представляет собой две смены.
Цель:
развитие различных видов одаренности в условиях профильного отряда.
Задачи:
1. Создание условий для организованного отдыха детей. Пропаганда
здорового образа жизни.
2. Формирование интереса к различным видам деятельности.
3. Развитие познавательной активности, творческого потенциала каждого ребенка.
4.Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарно-гигиеническую культуру.
Формируя воспитательное пространство лагеря, в основу организации смены закладывается
легенда лагеря, согласно которой все дети, посещающие лагерь, становятся участниками
длительной сюжетно-ролевой игры со своими законами и правилами.
Принципы организации педагогического процесса в рамках программы:
-принцип взаимодействия воспитателей и воспитанников;
-принцип коллективной деятельности;
-принцип самореализации ребенка в условиях профильного лагеря;
-принцип самостоятельности.
Сроки реализации программы: лето 2019года: лагерная смена,14 дней.
Количество детей в I смене: 50 человека.
Ожидаемые результаты работы лагеря:
- укрепление здоровья детей;
- раскрытие потенциала, интеллектуально-творческих способностей;
- расширение социального опыта;
- формирование коммуникативных умений, основы правильного поведения, общения, культуры,
досуга;
- вырабатывание навыков ручного и общественно-полезного труда;
- формирование осознанного отношения к себе, как к части окружающего мира.
Условия участия в программе: добровольность, взаимопонимание, должностная субординация.
2. Условия реализации программы. Кадровое обеспечение
1.
Старший вожатый.
2.
Воспитатели.
3.
Обслуживающий персонал.
Педагогический коллектив представлен педагогами образовательных учреждений г.Юрги –
людьми - единомышленниками, имеющими опыт работы с детьми в летних оздоровительных
лагерях.
Для проведения спортивных мероприятий, мониторинга состояния здоровья привлекается учитель
физической культуры.
Подбор старший вожатой, воспитателей проводит управление образования г.Юрги. Начальник
лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несет
ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение
распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников,
планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и
эффективность.
Воспитатель проводит воспитательную работу, организует активный отдых обучающихся, несет
ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за исполнением программы смены
лагеря.
Обязанности обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.
Начальник и педагогический коллектив, специалисты хозяйства отвечают за соблюдение правил
техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во
время участия в соревнованиях, массовых праздниках и других мероприятиях.
В июне проводился подготовительный этап для вожатых, на котором рассматривались следующие
вопросы:
1.
Разработка программы профильного отряда «Пчёлка» (педагогический состав смены).
2.
Ознакомление с нормативно-правовыми документами, необходимыми для осуществления
деятельности профильного отряда «Пчёлка».
3.
Ознакомление с режимом дня, направлениями деятельности, планом мероприятий
(директор лагеря)
4.
Инструктаж по технике безопасности, пожаробезопасности, правилам дорожного движения
( руководитель лагеря).
5.
Прохождение медицинского обследования, медицинская помощь при травмах, отравлениях,
ожогах и т.д. (фельдшер)
6.
Информирование родителей о работе профильного лагеря, приём заявлений.
Информационные ресурсы программы:
Нормативно-правовой ресурс:
o
Закон «Об образовании РФ»
o
Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
o
Положение о лагере.
o
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
o
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с
детьми в лагере.
o
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
o
Приказы Управления образования.
o
Должностные инструкции работников.
o
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
o
Заявления от родителей.
o
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
o
Планы работы.
3.
Концептуальный подход
Изменение ценностных ориентаций заметно в настоящее время во всех сферах жизни общества.
Решение ряда проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности
гражданской ответственности, гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в
духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего
народа и народа России. Духовность заключается в любящем отношении к другому, в
приоритетности интересов другого над собственными, в утверждении своим отношением
несравненной ценности другого. Духовность представляет собой в высшей степени сложную
совокупность общечеловеческих норм и ценностей. Духовные ценности вырабатываются каждым
человеком самостоятельно, а не усваиваются в готовом виде путем «извлечения» из книг или
чужого опыта.
Основная деятельность лагеря направлена на развитие личности ребенка и включение его в
разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками. Детский
лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную
систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу
игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу
лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить
значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в
глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места
агрессии и грубости.
Находясь в лагере, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого
характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и
эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является
формирование потребности в здоровом образе жизни.
Интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта
воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания,
формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Досуговая деятельность в смене «Пчёлка» направлена на вовлечение детей в мероприятия с
последующим выявлением их наклонностей и способностей.
4. Методическое обеспечение программы
Основными методами организации деятельности являются:
Метод игры (игры отбираются воспитателями в соответствии с поставленной целью);
Методы театрализации (реализуется через костюмирование, обряды, традиции, ритуалы);
Методы состязательности (распространяется на все сферы творческой деятельности);
Метод коллективной творческой деятельности (КТД).
Разработки(сценарии) сборов, огоньков, отрядных дел;
Подборка игр,танцев, упражнений, коллективно-творческих дел; Диагностический
инструментарий.
5. Формы и методы работы
Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием
традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, утренники,
праздники, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги,
ролевые игры, дискуссии), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные
конкретные ситуации. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного
пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в
проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации.
6. Механизм реализации
«Пчёлка» - профильный отряд. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный :
-подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отряда;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголка отряда.
3. Основной (14 дней):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями, вожатыми.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
Оценка эффективности программы.
Высокая активность детей в реализации программы.
Положительные отзывы участников программы.
Положительные отзывы педагогов – предметников.
Положительные отзывы об организации деятельности ДОЛ со стороны родителей.
Отсутствие конфликтных ситуаций в детской среде во время смены.
Отсутствие заболеваний, травм.
Проявление чувств доброты, заботы, взаимовыручки в отношении с окружающими.
Сохранение состава пребывающих детей до конца смены.
Методы определения результативности программы:
наблюдение (планомерное и целенаправленное фиксирование психологических факторов в
естественных условиях повседневной жизни);
метод игры и игрового тренинга;
метод товарищеского и педагогического воздействия;
беседа;
анализ результатов творческой деятельности;
анкетирование (ответы на вопросы);
ежедневное тестирование (свое эмоциональное состояние дети отмечают в календаре
настроений значком определенного цвета);
рефлексия дня (каждый ребенок имеет возможность высказать свое отношение к событиям
прожитого дня и дать им свою оценку)
7.
Работа профильного отряда строится по направлениям.
1.
Танцевальное.
Проведение танцевальных игр;
Организация занятий с преподавателями по различным направлениям, психологом.
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного,
просто это стремление реализуется в других, отличных от занятий среди учебного года. С другой
стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дали им занятия
танцев. Поэтому танцевальная работа направлена на развитие их природных данных ,на развитие
их эстетического и музыкального вкуса и их познавательной деятельности, развитие мышления,
памяти, и внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в
непрерывном обучении.
2.
Спортивно - оздоровительное.
Охрана и укрепление здоровья школьников;
Совершенствование их физического развития;
Улучшение физической и умственной работоспособности;
Воспитание у детей личной физической культуры;
Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Физическое здоровье детей укрепляется такими средствами, как:
1) полноценное питание детей;
3) развитие движений;
4) гигиена режима.
3. Экологическое.
формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней;
развитие представлений о самоценности природы;
выработка первых навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.
4. Художественное.
Тематические вечера;
Концерты (посвященные открытию, закрытию, дню именинника);
Развлечения и игровые программы;
Фестиваль талантов.
5. Трудовое и социально – значимое.
Подготовка учащихся к труду – это задача, которая должна осуществляться в процессе всей
учебно-воспитательной работы школы, однако особая роль в ее решении принадлежит системе
специальной работы по трудовому обучению, воспитанию и профориентации учащихся. В
процессе трудового обучения, социально-значимой деятельности школьники приобретают целый
комплекс разнообразных трудовых умений.
Виды социально-значимой деятельности:
Уборка территории,
уборка кубриков,
уход за растениями,
дежурство, в столовой.
8.
Схема управления программой
Программа разработана старшей вожатой, который на протяжении всего времени реализации
является проводником и координатором идей программы, проводит анализ проделанной работы и
вносит соответствующие коррективы, объединяет вокруг себя всех участников смены.
Участниками данной программы являются одаренные дети в возрасте от 6 до 16 лет. Для
организации работы по реализации программы смены:
-проводятся ежедневные планерки воспитателей;
-составляются планы работы, где отражаются и анализируются события и проблемы дня;
-проводятся анкетирование и тестирование воспитанников на различных этапах смены;
-оказывается методическая и консультативная помощь педагогам- воспитателям;
-сотрудники обеспечиваются методической литературой, инструментарием по проведению
тренинговых мероприятий, тематических мероприятий и т. д.;
-проводятся инструктажи с педагогами по охране жизни здоровья; мероприятий по профилактике
детского травматизма.
Содержание и формы реализации программы
Реализация целей и задач отряда осуществляется по программе «Дружный улей». Все
учащиеся делятся на две равные группы - семья. Каждая семья планирует свою работу с
учётом общелагерного плана. Центром всего является улей «Пчёлка».
10. Структура управления
семейство улея:
Трутень – старший вожатый.
Матка – воспитатели
Рабочая пчела – командиры улея
Пчёлки – дети.
Задача Каждый день на планёрке анализируется прошедшая работа и планируется
следующее дело.
Стратегию участия в деле улея организуют маткаи трутень.
Каждая семья улея создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику,
выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь семьи каждый день. В конце лагерной
смены будет проводиться конкурс вахтовых журналов.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле будет представлена на
информационном стенде. Стенд выполнен в виде пчелиных ячеек , где центром является
улей «Пчёлка». Семья пчёл, которые победили в общелагерном деле, устанавливает на улее
свой символический флажок и красочно оформляет улей в зависимости от темы дня. Тем
самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой. Рядом с
улеем планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены
Законы и Заповеди пчёл, режим работы, план работы и информация, отражающая
результаты прошедшего дня. За 14 дней наш дружный улей «Пчёлка» может столкнуться с
различными неожиданностями. Каждый член семьи должен соблюдать Законы и Заповеди.
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Улей – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Система стимулирования успешности и личностного роста.
Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и
насыщенной, приносящей радость себе и другим. Семьёй улея разработана система
стимулирования успешности и личностного роста. Каждая пчёлка может ежедневно получать
«цветочек» за активное участие в жизни улея и в целом легеря на базе которого находится улей.
Если в семье набирается 10 «цветочков», то их можно обменять на одно развлечение. Кроме
этого, каждая пчёлка семьи ежедневно оценивает сам себя, как по его мнению, он проявил себя,
какую помощь оказал семье во время пребывания на той или иной ячейке сота. В конце лагерной
смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых ульев той или иной семьёй пчёл, а
также количество «цветов» в целом. По итогам победители получают призы и награды.
Каждый день смены будет посвящен открытию одного из улья под названием:
1.Улей встреч
2. Улей трудоголиков
3. Улей подвижных игр
4. Улей мифов и легенд
5. Улей юмора
6. Улей «Очумелые ручки»
7. Улей «Моя Родина»
8. Улей танца
9. Подводное Царство Нептуна
10. Улей Поющих серен
11. Улей спорта
12. Улей юный путешественник
13. Улей «сам себе режиссер»
14. Улей прощания
Режим дня
8.00-Подъем
8.10-Зарядка
8.30-Линейка
9.00-Завтрак
10.00-Занятия танцами
13.00-Обед
14.00-Тихий час
16.00-Полдник
16.15-Спортивные мероприятия, занятия в объединениях с преподавателями(других
направленностей)
19.00-Ужин
19.30-Вечернее мероприятие
21.15-Второй ужин
21.30-Собрание улея «Итоги дня»
22.30-Подготовка ко сну
23.00-Отбой
Список используемой литературы:
1.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г.
2.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
3.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2008 г.
4.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство»,
2007 г.
5.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и
подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2009 г.
6.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2007 г.
7.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.