Напоминание

"Формирование вокально - хоровых навыков у детей 4-6 лет в певческой деятельности"


Автор: Коровина Ольга Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ № 13
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Педагогический опыт
Тема: "Формирование вокально - хоровых навыков у детей 4-6 лет в певческой деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №13» г. Оренбурга

СОБСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ

ТЕМА «ФОРМИРОВАНИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ 4-6 ЛЕТ

В ПЕВЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Оренбург 2016

Тема: «Формирование вокально-хоровых навыков у детей4-6 лет в певческой

деятельности»

Выполнила:

Музыкальный руководитель

Коровина О.В..,

I

квалификационная

категория


Цель исследования:
теоретически обосновать и экспериментально проверить эф- фективность использования комплекса занятий по формированию вокально-хоровых навы- ков у детей 4-6 лет в певческой деятельности.
Структура собственного передового педагогического опыта:

Информационно-педагогический модуль:
1. Сведения об авторе. 2. Условия формирования опыта.
3. Теоретическая база опыта. 4. Актуальность и перспективность опыта. 5. Новизна опыта. 6. Адресность опыта. 7. Трудоёмкость опыта. 8. Технология опыта. 9. Результативность опыта. 10. Приложения.
1. Сведения об авторе

Ф.И.О.:
Коровина Ольга Владимировна;
Образование:
Высшее;
Название учебного заведения, год его окончания:
Художественно – педагоги- ческий колледж № 2,2003 г; Оренбургский государственный педагогический университет 2012 г.;

Специальность по диплому: «
учитель музыки, музыкальный руководитель»; «учи- тель биологии»;
Место работы:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учрежде- ние «Детский сад № 13» г. Оренбурга;
Должность:
музыкальный руководитель;
Педагогический стаж:
14 лет;
Стаж работы в занимаемой должности:
14 лет;
Квалификация:
I квалификационная категория;
2. Условия формирования опыта

«Каждый ребёнок есть однажды случающееся чудо».

Э. Ильенков
Современной тенденцией развития музыкального творчества молодежи является, к сожалению, падение уровня их исполнительского мастерства. В музыкальном образовании можно наблюдать сегодня использование низкопробных в художественном отношении произведений, слабую реализацию педагогического потенциала искусства, некритическое освоение моделей и образцов профессиональной художественной деятельности, отход от проверенных временем ориентиров. Самодеятельные молодежные исполнители все чаще
обращаются к неизвестным или ранее не рекомендуемым к исполнению пластам отече- ственного музыкального наследия и мировой культуры. Негативные процессы в социально-культурной сфере привели к слабой реализации воспитательного потенциала музыкального искусства. В условиях расширения творческой свободы самодеятельных авторов и исполнителей в результате снятия внешних ограниче- ний появляется первоочередная необходимость повышения личной ответственности и ав- торов, и исполнителей за качество создаваемой ими музыки и уровень ее исполнения. Этот уровень зависит от степени развития личности человека, от овладения им необходимыми знаниями, умениями и навыками в области музыкального искусства. В настоящее время наметились позитивные тенденции в социально-культурной сфе- ре: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной художественной культуры в регионах, внедряются художественно-образовательные программы на основе национально-культурных традиций России. Следует заметить, что на современном этапе развития музыкальной педагогики в России не вполне реализуются в теории и практиче- ских методиках идеи культурологического подхода к процессу восприятия и исполнения музыки, начало которому положили Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский. Музыкознание и эсте- тика музыки дают большой материал, позволяющий развивать музыкальную педагогику (проблемы интерпретации музыки). Одной из тенденций всего развития методики музы- кального воспитания можно назвать формирование «звукословаря», системы знаний об особенностях музыкального языка. Подавляющее большинство исследователей и практи- ков обращаются к исполнению, как наиболее доступной и предпочтительной массовой форме приобщения к музыке детей, большое число авторов свою методику на стимулиро- вании музыкально-познавательного интереса. В дошкольном детстве наиболее доступной является исполнительская музыкальная деятельность, в частности пение. В процессе пения дети имеют возможность выражать свой внутренний мир, чувства, эмоции, переживания, настроения посредством голоса. Ис- следователи природы детского голоса Е.И. Алмазов, Н.А. Бернштейн, Е.В. Гурьянов, Т.Г. Егоров, Н.А. Крестовников, К.Е. Платонов сошлись во мнении, что формирование испол- нительской культуры, исполнительского навыка у ребенка необходимо начинать в до- школьные годы, что обусловило выбор темы нашего исследования:
«Формирование во-

кально-хоровых навыков у детей 4-6 лет в певческой деятельности».
Проблема формирования вокально-хоровых навыков неоднократно поднималось в работах Л.Г. Дмитриевой, В.М. Никитиной, Г.А.Стуловой и др. авторы отмечают необхо-
димость глубокого изучения процессов звукообразования в различных регистрах голоса и звуковосприятия у детей, их голосовых возможностей.
Как условия развития специальных певческих навыков и умений у дошкольни-

ков определяется:
- музыкальные способности ребёнка и педагогическая помощь в их развитии; - учёт возрастных физиологических особенностей и певческих возможностей дошкольни- ка; - Целенаправленная работа компетентного музыкального руководителя, владеющего спе- циальными технологиям и обучения детей пению.
3. Теоретическая база опыта
Вокальное воспитание в хоре — важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основ- ное условие правильной постановки вокального воспитания — подготовленность руково- дителя для занятий пением с дошкольниками. Идеальным вариантом становится тот слу- чай, когда музыкальный руководитель обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим педагогом. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях педагог часто использу - ет показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правиль- ным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной ра- ботой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным разви- тием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одина- ковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов. Известно, какое огромное значение в процессе овладения любым материалом занимает внимание. «Внимание — это направленность психической деятельности и сосредоточен- ность ее на объекте, имеющем для личности определенную значимость (устойчивую или ситуативную)». Воспитание вокально-хоровых навыков требует от детей постоянного вни- мания, а значит интереса и трудолюбия. Пению, как любому искусству, необходимо учить- ся, учиться терпеливо и настойчиво. Вокальная работа в детском хоре имеет свою специфику по сравнению с работой во взрослом хоре. Эта специфика обусловлена, прежде всего, тем, что детский организм в от-
личие от взрослого находится в постоянном развитии, а, следовательно, изменении. Моей многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Речь идет о пении, правильном в вокальном отношении, что возможно при соблю- дении определенных принципов. Пение способствует развитию голосовых связок, дыха- тельного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое пение укрепляет здоровье детей. Чтобы работа над детским хором велась, правильна я пришла к выводу, что необходимо, сформировать у него основные вокально-хоровые навыки. К ним относятся: 1. Певческая установка Учащиеся обязательно должны узнать о певческой установке, как основе успешного освоения учебного материала. 1. Дирижёрский жест Обучающиеся должны быть ознакомлены с видами дирижёрских жестов: - внимание - дыхание - начало пения - окончание пения - менять по руке дирижёра силу звука, темп, штрихи 3. Дыхание и паузы Я учу детей овладевать техникой дыхания - бесшумный короткий вдох, опора дыхания и постепенное его расходование. На более поздних этапах обучения овладевать техникой цепного дыхания. Дыхание воспитывается постепенно, поэтому на начальном этапе обуче- ния в репертуар нужно включать песни с короткими фразами с последней долгой нотой или фразами, разделёнными паузами. Далее вводятся песни с более продолжительными фразами. Необходимо объяснять учащимся, что характер дыхания в песнях различного движения и настроения не одинаков. Для работы над развитием дыхания лучше всего под- ходят русские народные песни. 4. Звукообразование Формирование мягкой атаки звука. Твёрдую рекомендуется использовать крайне редко в произведениях определённого характера. Большую роль в воспитании правильного образо- вания звука играют упражнения. Например, пение на слоги. Как результат работы над зву- кообразованием - выработка у детей единой манеры пения. 5. Дикция
Формирование навыка ясного и чёткого произношения согласных, навыка активной ра- боты артикуляционного аппарата. 6. Строй, ансамбль Работа над чистотой и точностью интонирования в пении - одно из условий сохранения строя. Чистоте интонации способствует чёткое осознание чувства «лада». Воспитать ладо- вое восприятие можно через освоение понятий «мажор» и «минор», включение в распевки различных звукорядов, главных ступеней лада, сопоставление мажорных и минорных по- следовательностей, пение a kappella. В хоровом пении понятие «ансамбль» - единство, уравновешенность в тексте, мелодии, ритме, динамике; поэтому для хорового исполнения необходимы единообразие и согласо- ванность в характере звукообразования, произношения, дыхания. Необходимо научить по- ющих прислушиваться к звучащим рядом голосам.
4. Актуальность и перспективность опыта
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Поэтому я решила, что важность вокально – хоровой ра- боты, как никогда актуальна для нашего детского сада. Дошкольное образовательное учре- ждение компенсирующего вида для детей с нарушениями речи обеспечивает разносто- роннее развитие ребенка, формирует у воспитанников различного рода способности до уровня соответствующего их возрастным возможностям, соответствующим требованиям государственному образовательному стандарту дошкольного образования.
Осуществляя свою деятельность в группах компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, пришлось столкнуться с рядом проблем. Одной из проблемявляется то, что у детей наблюдаются отставания от возрастных норм в развитии певческих навы- ков. Поэтому пришлось искать новые, более эффективные и интересные формы работы по развитию певческих навыков, такие как: Логоритмика и методика В.В. Емельянова, ведь только они как я считаю, могут помочь ребенку укрепить и развить свою речь, и именно на эти методики я и опираюсь в своей работе. Именно в музыке можно наиболее полно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Специально организованные занятия позволяют в привычной и доступной для ребенка форме деятельности общаться с ним "на равных", завоевать его лю- бовь, доверие, преодолеть его скованность и застенчивость. Предлагаемые разнообразные игровые ситуации, побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Музыка и сама по себе оказывает благотворное воздей- ствие на общее психическое состояние ребенка, вызывает у него встречную активность, за- трагивая его интересы, фантазию, воображение. Все это в наивысшей степени сказывает- ся на коррекционной работе. Так же игровые приемы снижают утомляемость и способ- ствуют чередованию видов речевой работы в музыкальной деятельности. Считаю, что вопрос о важности вокально-хоровой работы в детском саду актуален сегодня, как никогда. Мы наблюдаем устойчивый интерес взрослых и детей к этому виду художе- ственного творчества. Свидетельство тому – появление интересных проектов на телевиде- нии: «Народный артист», «Фабрика звезд», «Голос- дети» вокальные конкурсы молодых исполнителей и др. Пение стало занимать ведущее место в музыкальной деятельности. Но ребенку сложно ориентироваться в мире музыки. Поэтому обогащение сферы музыкаль- ных интересов детей и приобщение к лучшим образцам музыкальной культуры – ещё одна задача. И, как мне кажется, именно в период дошкольного возраста на НОД, утренниках, досугах и т.д. через хоровое пение возможно развитие духовно-нравственного воспитания. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт направлен на обеспечение ду- ховно-нравственного развития и воспитания обучающихся. ( п.4 -ФГОС основного общего содержания второго поколения. М.: "Просвещение" 2013г.). Предметные результаты освое- ния основной образовательной программы основного общего образования по музыке: 1) формирование основ музыкальной культуры обучающихся как неотъемлемой части их об-
щей духовной культуры; потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно- нравственного развития. 2) развитие общих музыкальных способностей обучающихся, а также образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения… 3) формирование мотивационной направленности на продуктивную музыкально- творческую деятельность (слушание музыки, пение…) 4) воспитание эстетического отношения к миру, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности… 5) воспитание музыкального вкуса… Таким образом, актуальность деятельности индивидуальной и групповой по «Хоро- вое искусство» вижу в том, что она позволяет в условиях массовости, не только расши- рить возможности в развитии творческих способностей детей, в воспитании самостоятель- ной творческой личности, но и реализовать задачи духовно-нравственного воспитания до- школьников.
5. Новизна опыта

Своеобразие педагогического опыта
состоит в системе специально организован- ных занятий по музыкальному воспитанию, способствующих не только более полному формированию художественно-творческих и музыкальных способностей ребенка, но и всесторонне развивающих личность дошкольника.
Новизна
опыта состоит в принципиально новом комплексном подходе к проведе- нию музыкальных занятий, заключающемся в формировании помимо музыкальных способностей (развитие чувства ритма, слуха, эмоциональной отзывчивости на музыку и т.д.), раскрытие творческой индивидуальности ребенка и предоставление ему возможно- сти развития творческого потенциала в музыкальной деятельности, а также личностного развития посредством различных видов деятельности. Целью моей музыкально-педагогической деятельности является научить ребенка петь хо- рошо, четко, внятно, с любовью и настроением, с большой самоотдачей, т. е. наиболее ярко выразить свои чувства в песне.
Задачи, которые я ставлю в своей работе, я представляю в виде нот:
1. «До» - эмоциональное развитие ребенка через песню. 2. «Ре» - расширение представления об окружающем мире. 3. «Ми» - развитие способности к самовыражению, самореализации. 4. «Фа» - широкое включение песни в повседневную жизнь детей в детском саду дома. 5. «Соль» - организация индивидуальной работы с детьми вне занятий.
6. «Ля» - осуществление совместной работы с администрацией, воспитателями и родителя- ми. 7. «Си» - расширение профессиональных знаний внедрение новых форм и методов в орга- низацию занятий. Учитывая все это, используя свои знания и опыт, я вплотную занимаюсь вопросами пения, культурой исполнения песни, развитием и расширением певческих возможностей детей дошкольного возраста, беря за основу старшую подготовительные группы детского сада. К этому возрасту дети уже обладают определенными вокальным навыками, их певческий диапазон достаточно расширен, дыхание укреплено, они вполне владеют осмысленным и осознанным пением.
Каковы же пути реализации этих задач?
1. Во время обучения пению вначале нужно определить диапазон голоса каждого ребенка и систематически его укреплять, создавая благоприятную «звуковую атмосферу», способ- ствующую развитию голоса и слуха. А координация голоса и слуха – важнейшее условие развития певческих способностей детей. 2. Развивая вокально-хоровые навыки, обязательно учитываются физическое состояние ре- бенка и особенности анатомо-физиологического строения голосового аппарата. В этот пе- риод голосовой аппарат у ребенка несовершенен, окончательно не сформирован. Гортань маленькая, голосовые связки короткие, тонкие, небо малоподвижное, дыхание короткое, слабое, поверхностное. Поэтому голос у детей не сильный, хотя, порой, и звонкий. К голосовым связкам детей нужно относиться бережно, не допускать, чтобы дети кри- чали, напрягали и не берегли голос, не форсировали звук во время пения, следили за плав- ным голосоведением. Поэтому провожу соответствующую работу с воспитателями и роди- телями: объясняю им вред крикливого пения, громкого разговора, особенно на улице в хо- лодную, сырую погоду. Крик и шум портит голос детей, притупляет слух и отрицательно влияет на их нервную систему. Большое внимание уделяю подготовке голосового аппарата. Голосовые связки требуют к себе бережного отношения. Охране детского голоса я уделяю в своей работе достаточное внимание: слежу за тем, чтобы дети не перегружали голос, связки, не форсировали звук во время пения, следили за плавным голосоведением. 3. В простой доступной форме объясняю детям как нужно правильно дышать. На занятиях всегда провожу дыхательную гимнастику, чтение нараспев, ритмическое чтение. Это очень помогает детям со слабыми речевыми данными.
Учитывая возможности детского голоса, никогда не пою с ними без подготовки и на- стройки голосового аппарата. Всегда перед началом пения даю две распевки, которые лег- ко транспонируются и не имеют широкого диапазона («Ворон», «Лесенка»). Их исполне- ние дает возможность разогреть голос, развивает слух, а пение в «транспорте» способству- ет быстрой голосовой настройке. Не поощряю пение детьми песен для взрослых с большим диапазоном, которые они слышат по радио, телевизору, аудио и видео записях. Пение таких песен наносит вред слабым голосовым связкам ребенка. Итак, считается, что уровень развития музыкальных способностей детей зависит от уровня их природных данных. В процессе работы я пришла к выводу, что наличие музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, звукоизвлечение) не определяет в дальнейшем степень культуры человека. Любые способности, даже самые слабые данные, можно раз- вивать до высокой степени.
Чтобы мой хор зазвучал, я пользуюсь следующими методическими приемами:
1. Пение вслух и про себя (по куплетам). 2. «Эхо» (тихо, громко). 3. «Цепочка» (поочередное пение). 4. Пение с закрытым ртом. 5. Пение нараспев слогов. 6. Поем первый слог («настройщик»). 7. «М…» с переходом на «а…». 8. Пение по сигналу (флажок, цветок). 9. Пение по «секрету» (шепотом). 10.Пение, транспонируя мелодию («Лесенка»). 11.Скороговорки. 12.Пение a-capella. 13.Сольное и ансамблевое пение. Пение постоянно сопровождает каждого ребенка по жизни, заполняя его досуг, оно по- могает организовать трудовую деятельность и отдых. Дети старшего дошкольного возраста имеют устойчивый интерес к песне, умеют эмоцио- нально исполнять ее, правильно передают мелодию, поют индивидуально, подгруппами и коллективно. Итак, систематичность в подходах к работе, варьирование разнообразных ме- тодических приемов, планомерное выполнение поставленных задач, последовательное изучение новых песен, многократное использование знакомого материала, постепенное
усложнение репертуара, дифференцированный подход к детям, помощь воспитателей и ро- дителей – все это позволяет добиться положительных результатов в обучении и развитии вокальных навыков детей дошкольного возраста. За годы работы мною накоплен опреде- ленный опыт в области певческой деятельности с детьми и достигнуты определенные ре- зультаты. Дети с огромным желание поют, проявляют огромный интерес к песням не толь- ко на занятиях, но и дома. В будущем планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их во- кальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого своего воспитанника, ис- пользуя наработанный опыт.
6. Адресность опыта
Данные методические рекомендации предназначены для молодых педагогов, имеющих начальный уровень педагогического мастерства. Также этот опыт может послужить дополнительным материалом всем педагогам ДОУ, педагогам других садов.
7. Трудоёмкость опыта
Трудности в реализации данного опыта заключаются в следующем: 1. Низкое вокально – хоровое развитие детей. 2. Низкая заинтересованность родителей. 3. Не высокая профессиональная компетентность отдельных воспитателей по формированию у дошкольников вокально – хоровых навыков.
4. Не все воспитатели могут организовать и руководить деятельностью детей в данном направлении на высоком методическом уровне.
8. Технология опыта

Группа общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет.
Содержания опыта представлено в следующих модулях:
Тема:
Развитие певческих навыков у детей среднего дошкольного возраста с нарушения- ми речи средствами логоритмики».
Цель:
Теоретически обосновать и подтвердить эффективность разработанной системы комплексного музыкально-логоритмического воздействия на развитие певческих навыков детей с нарушениями речи с использованием логоритмических средств.
Задачи:

1
. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по развитию певческих навыков детей с речевой патологией.
2
. Определить перечень педагогических условий эффективности работы по развитию пев- ческих навыков, используя логоритмику.
3
. Подобрать музыкально - логоритмический материал (игры и упражнения) для развития певческих навыков
.

4
. Разработать и апробировать систему комплексного музыкально- логоритмического воз- действия на развитие певческих навыков детей среднего-старшего дошкольного возраста с нарушением речи.
5
. Выявить динамику певческих навыков и проанализировать результативность данной си- стемы
Мес

яц

Дети

Родители

Педагоги

Литература и ме-

тодическое осна-

сентябрь
Планирование ра- боты на новый учебный год; под- бор и изучение ли- тературы по теме: Подбор и изучение литературы по проблеме Подбор и изуче- ние литературы по проблеме. М. Ю. Картушина Логоритмические игры.
октябрь
Разучивание лого- ритмических игр «Птицы и птенчи- ки» «Зайцы и медведь» Изготовление атри- бутов к играм. Помощь детям в разучивании игр. Аб р а м о в а Е . С . «Музыкально-рит- мические движения как средство разви- тия эмоционально-
ноябрь
Разучивание ком- муникативных тан- цев «Поссорились- помирились» «Ты мой друг и я твой друг».
Консультация
«Значение комму- никативных танцев в формировании коммуникативно- сти у детей до- школьного возраста Разучивание эле- ментов танцев. А.И.Буренина «Коммуникативные танцы и игры для детей» Описание коммуникативных танцев..

декабрь
Разучивание лого- ритмических игр. «Гриб волнушка», «Кто скорее».
Консультация
«Импровизации- как средство твор- ческого развития детей Выполнение лого- ритмических им- провизаций в сво- бодной деятельно- сти А.Буренина «Рит- мическая пластика для дошкольников ».
январь
Развивающие игры с голосом, Дыхательная гим- настика
Круглый стол:
Формирование пев- ческих навыков до- школьников через музыкальные игры
Круглый стол:
Формирование певческих навы- ков дошкольников через музыкаль- Кацер О.В., Игро- вая методика обу- чения детей пению. – СПб, 2008 г.
февраль
Артикуляционная гимнастика.»Жил был язычок», «Страшная сказка»
Музыкальная

го-

стиная: «
Виды ин- тонационно-фоне- тических упражне- ний
»
.
Музыкальная го-

стиная:»
Виды ин- тонационно-фоне- тических упраж- нений
»
. Емельянов В . В . Развитие голо са. Координация и тре- нинг. Учебно-мето- дическое пособие
март
Импровизация под классическую му- зыку.
Круглый стол
«Музыка и фанта- зия». Изготовление атрибутов О.А. Вайндфельд «Музыка, движе- ние, фантазия».
апрель
Разучивание музы- кальных игр «Ля- гушки и Аист», «Пес Барбос», «Гей - Казаки»
Активная

консультация
«Песня, танец, игра» Изготовление атри-
Активная

консультация
«Песня, танец, игра» Изготовле- ние атрибутов к И. Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду»
май
Разучивание лого- ритмических игр.
Консультация
«Логоритмические игры для детей дошкольного воз- раста». Обучение педаго- гов логоритмиче- ским играм. О.Новиковская, «Логоритмика. Игры и упражне- ния для дошколь- ников» Я работаю в детском саду уже 14 лет и за последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в развитии. Некоторые дети, посещающие дошкольное образовательное учреждение имеют те или иные нарушениями речи. Когда я осуществляю свою деятельность в группах для детей с нарушениями речи, я сталкиваюсь с рядом проблем. Одной из проблемявляется то, что у детей наблюдаются отставания от возрастных норм в развитии певческих навыков. Поэто- му именно в музыке можно наиболее полно осуществить коррекционное воздействие на речь и личность ребенка. Еще в свой деятельности я использую разнообразные игровые ситуации, которые побуждают ребенка к свободному речевому общению, отвлекают его внимание от речевого дефекта, предоставляют богатые возможности для осуществления целенаправленной психотерапии. Так же игровые приемы снижают утомляемость и способствуют чередованию видов речевой работы в музыкальной деятельности. Игры могут быть включены практически в любое занятие. Целесообразно сопрово- ждать их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, способствует развитию образного мышления, воображения. Руководство дидактическими играми в зависимости от возраста детей осуществляет- ся по-разному.
Методика проведения дидактических игр в 4-5 лет группе: 1. У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, нагляд- ность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия. Если в игре несколько правил, то не следует сообщать их сразу. 2. Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настрое- ние у детей. 3. Учить детей играть, не мешая друг другу, постепенно подводить к умению играть небольшими группками и осознавать, что вдвоем играть интереснее. 4. С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом (башенки, яйца). Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материа- лу, учить их играть с ним. 5. Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружа- ющего мира. Учитывая это, воспитатель подбирает такой материал и игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним. 6. Известные детям музыкальные игры становятся более интересными, если в их со- держание вводиться что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы. Поэтому рекомендуется повторять игры в разных вариантах с постепенным их усложнением. 7. При объяснении правил игры педагогу надо обращать свой взгляд то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что это ему рассказывают об игре. 8. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре: обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изобра- жениями на картинках. 9. Подводя итоги игры с детьми дошкольного возраста, педагог отмечает только по- ложительные стороны: играли дружно, что научились делать, указывает конкретно, чтоб убрали на место атрибуты, музыкальные инструменты, игрушки. 10. Интерес к игре усиливается, если педагог предлагает детям поиграть с теми иг- рушками и музыкальными инструментами, атрибутами, которые использовались во время игры.
Группа общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет.


Тема: «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова.

Цель:
Улучшение дикции и качества звука путем работы над активностью артикуляци- онного аппарата, по средствам фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова.
Задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по фонопедическому ме- тоду развитию певческих навыков детей .
2
. Обеспечить формирование у учащихся знаний об особенностях работы артикуляционно- го аппарата;
3
. Обобщить и систематизировать ранее полученные знания по теме«Артикуляция».
4.
Создать условия для развития у детей - дикционных навыков в разнообразных темпах; - активности артикуляционного аппарата при различных нюансах; - эмоционально - образной сферы психологических процессов (воображения, мышления, памяти) при пении упражнений и в процессе работы над вокальными произведениями; - умения пользоваться нижнереберно - диафрагматическим дыханием.
5
.Создать условия для: - воспитания сознательного подхода к обучению; - повышения уровня самооценки, стремления к самосовершенствованию и творческой самореализации; - стимулирования творческого поиска детей в создании интерпретации произведений.
Мес

яц

Дети

Родители

Педагоги

Литература и ме-

тодическое осна-

сентябрь
Планирование ра- боты на новый учебный год; под- бор и изучение ли- тературы по теме: Подбор и изучение литературы по проблеме Подбор и изуче- ние литературы по проблеме. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития по- казателей певческо- го голосообразова-
октябрь
Разучивание арти- куляционной гим- настики и интона- ционно – фонети- ческих упражне-
Музыкальная го-

стиная
»Фонопе- дический метод развития голоса» В.В. Емельянов.
Музыкальная го-

стиная
»Фонопе- дический метод развития голоса» В.В. Емельянов. Емельянов В. В. «Фонопедический метод развития по- казателей певческо- го голосообразова-
ноябрь
Разучивание эле- ментов колыбель- ной
Консультация
«Пойте своим де- тям колыбельные» Знакомство с тео- рией: Гогоберидзе А.Г. «Теория и ме- тодика музыкаль- ного воспитания детей дошкольно- го возраста» Гогоберидзе А.Г. «Теория и методика музыкального вос- питания детей до- школьного возрас- та»

декабрь
Разучивание музы- кальных игр: «Гей казаки», «Пес бар- бос и птички», «Ежик» Изготовление атри- бутов к играм
.
Изготовление атрибутов к иг- рам. Помощь де- тям в разучивании игр. Т. Образцова «Му- зыкальные игры для дошкольников»
январь
Разучивание раз- вивающие танцев со словами «Со- вушка сова», «Ты катись веселый бу-
Творческая

ма-

стерская:
«В гости к музыке, 5 правил по восприятию му- зыки»
Творческая

ма-

стерская:
« В г о- сти к музыке, 5 правил по воспри- ятию музыки» Интернет ресурсы
февраль
Пальчиковые рече- вые игры и игры с палочками для раз- вития вокальной дикции.
Круглый стол
«Пальчиковые ре- чевые игры»
Круглый стол
«Пальчиковые ре- чевые игры» Рузина М.С. Афонь- кин С.Ю «Страна пальчиковых игр»
март
Импровизация под классическую му- зыку.
Папка передвиж-

ка
«Жизнь и творче- ство композитора Э.Грига» Помощь детям в импровизации свободной дея- тельности Произведения композитора Э.Гри- га
апрель
Разучивание распе- вок «Жил был язы- чок», «Ну ка, по- втори». Фонопеди- ческие упражне-
Презентация и

консультация :
«Охрана детского голоса при обуче- нии пению».
Презентация и

консультация :
«Охрана детского голоса при обуче- нии пению». Д м и т р и е в J l . «Основы вокальной методики» Москва «Музыка» 1996 г. Емельянов В. В.
май
Способствовать приобщению детей и родителей к пра- вильному и береж- ному отношению к
Семейный досуг:
«Послушай, как пою» Способствовать приобщению де- тей и родителей к правильному и бе- режному отноше- Д м и т р и е в J l . «Основы вокальной методики» Москва «Музыка» 1996 г. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса, имеющий, прежде всего, технологическую направленность, основан на критериях физиологической целесообразности, энергетиче- ской экономичности и акустической эффективности голосового аппарата в пении. Целью фонопедических упражнений является решение координационных и тренажных задач ра- боты над голосом. Эти упражнения являются подготовительными и вспомогательными по отношению к вокальной работе. Фонопедические упражнения стимулируют мышцы, при- нимающие участие в голосообразовании. Из существующих уровней голосовой активно- сти (доречевой, речевой и певческий), певческий основан на сигналах доречевой коммуни- кации, ведь голосовой аппарат - саморегулирующая система, в которой можно управлять только артикуляционной мускулатурой, а на все остальные компоненты можно воздейство- вать только косвенно, через создание оптимальных условий для действия механизма само- регуляции.
Что дают фонопедические упражнения при обучении вокалу? Это:
 Расширение диапазона  Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка  Усиление насыщенности звука
 Полетность  Улучшение вибрато  Большая певучесть звука  Свобода  Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.
9. Результативность опыта
Таким образом, я считаю, что постоянное, целенаправленное наблюдение за детьми позволяют судить об эффективности проводимой работы. Подводя итоги работы по развитию вокально – хоровых навыков у дошкольников, я могу говорить о том, что поставленная цель достигнута:  дети любят петь,
 научились владеть своим голосом,  понимают многие вокальные термины, дирижерские жесты,  научились слышать и передавать в пении поступенное и скачкообразное движение мелодии,  научились начинать петь самостоятельно, после музыкального вступления и проигрыша, точно попадая на первый звук,  научились слышать и оценивать правильное и неправильное пение. Все это отчетливо прослеживается в результатах итоговой диагностики.
Сравнительная диагностика уровня развития музыкальных способностей
за 2 года (2013-2014, 2014-2015 у.г.) показала следующие результаты:
год

возраст

начало года

конец года

2013-2014
средний В – 27% СР – 59% Н – 14% В – 50% СР – 41% Н – 9%
2014-2015
старший В – 36% СР –55 % Н – 9% В – 62% СР – 38% Н – 0%
Диаграмма на 2013-2014 год группа 4-5 лет

начало года конец года 0 10 20 30 40 50 60 70 низкий средний высокий
Диаграмма на 2014-2015 год группа 5-6 лет
начало года конец года 0 10 20 30 40 50 60 70 низкий средний высокий Исходя из диаграммы видно, уровень сформированности детей певческой деятельности повысился на 40%. Дети с удовольствием занимаются на музыкальных занятиях, часто де- лятся своими впечатлениями с родителями, демонстрируют свои певческие умения и навы- ки в группе и дома. На занятиях дошкольники участвовали в исполнительской деятельно- сти, что помогло им глубже понять песню, при этом многократное повторение песни не по- низило интерес к ней, а, наоборот, дало ей новую жизнь. Целенаправленная работа повы- сила интерес детей к музыкальным занятиям, песенному творчеству, а песня прочно вошла в жизнь детей.
Воспитанники нашего детского сада теперь поют не только на занятиях, но и в нефор- мальной обстановке самостоятельно, принимают активное участие в концертах на разных уровнях. У них выработаны такие исполнительские качества, как уверенность, умение сво- бодно держаться перед публикой, красиво исполнять песню, донося до слушателей харак- тер и смысл песни. Подводя итоги своей работы, хочется подчеркнуть, что методов и приемов для фор- мирования вокально – хоровых навыков дошкольников достаточно много, но организуя работу в данном направлении, следует, прежде всего, ориентироваться на возможности де- тей, проводить работу систематически и последовательно, активно привлекать к сотрудни- честву воспитателей и родителей. В будущем я планирую продолжать работу по обучению детей пению, развитию их во- кальных навыков, по расширению певческого диапазона каждого воспитанника, используя наработанный опыт. Представленные материалы могут быть использованы музыкальными руководителями и воспитателями детских садов, для развития творческих способностей детей через музы- кальные занятия, игры, музыкальные загадки, диалоги и так далее.
10. Приложения


Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой
Предлагаемая методика была разработана педагогом-вокалистом Александрой Николаев- ной Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливают дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом: - восстанавливают нарушенное носовое дыхание, - улучшают дренажную функцию бронхов,
- положительно влияют на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабже- нии, в том числе и лёгочной ткани, - повышают общую сопротивляемость организма, его тонус, - улучшают нервно - психическое состояние организма. Упражнения выполняются количество раз, кратное 8, лучше всего «стрельниковская сот- ня» - 96 раз, но поскольку эта гимнастика - один из видов работы на уроке, то количество движений регламентируется отведённым на этот вид деятельности временем. Мы делаем по 32 движений дыхательных упражнения из раздела «Постановка голоса», готовящих го- лосовой аппарат к дальнейшей работе. Это упражнения:
Упражнение «Обними плечи»
(Вдох на сжатии грудной клетки). Исходное положение: встаньте прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг к другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросаем руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно друг другу, а не крест-накрест. Руки должны двигаться параллельно, их положение в течение всего упражнения менять нельзя.
Упражнение «Насос».
Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шум- ный вдох в конечной точке поклона («понюхайте пол»). Слегка приподнимитесь, но не вы- прямляйтесь полностью – в этот момент абсолютно пассивно уходит через нос или рот. Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через рот или нос. «Шину накачивайте» легко и просто в ритме строевого шага. Упражнение «Большой маятник» («Насос» + «Обними плечи»). Исходное положение: встаньте прямо. Слегка наклонитесь к полу (руки тянутся к коленям, но не опускаются ниже них) - вдох. И сразу же без остановки слегка откиньтесь назад (чуть прогнувшись в пояснице), обнимая себя за плечи, - тоже вдох. Выдох пассивно уходит между вдохами - движениями. Итак: поклон полу, руки к коленям – вдох, затем лёгкий прогиб в пояснице – встречное движение рук со слегка откинутой головой (тоже вдох). Тик- так, вдох с пола - вдох с потолка. Сильно в пояснице не прогибайтесь и не напря- гайтесь: всё делается легко и просто, без лишних усилий.

Артикуляционная гимнастика В. В. Емельянова.
- Покусайте кончик языка, повторите эту операцию 4-8 раз, пока не почувствуете, что акти- визировалась работа слюнных желез. - «Шинковать» язык, т.е. покусывая язык, постепенно его высовывать так, чтобы вы стали покусывать середину языка. Повторите 4-8 раз. Пощелкайте языком, меняя размеры и конфигурацию рта. «Попротыкайте» языком верх- нюю губу, нижнюю губу, щеки. Упражнение называется «иголочка». Повторите несколько раз. - Проведите языком между деснами и губами. Упражнение называется «щеточка», как бы чистим языком зубы. - Выворачиваем нижнюю губу, придавая лицу обиженное выражение, поднимаем верхнюю губу, оскаливая верхние зубы. Чередуем эти положения: обиженное лицо - обрадованное лицо. - После этого поставьте пальцы на нижнечелюстные суставы или челюстно-височные су- ставы, помассируйте также энергично, чтобы почувствовать под пальцами костные ткани и после этого переходите к движению челюсти «вперед-вниз», т.е. круговое движение. Сна- чала к горизонтальной плоскости - вперед, дальше - вертикальной - вниз. - Наконец, откройте рот одновременно круговым движением челюсти «вперед-вниз» с открыванием верхних зубов, т.е. с активной верхней губой, и с оттопыриванием нижней губы так, чтобы были обнажены 4 верхних и 4 нижних зуба. Повторите несколько раз. Рот должен быть открыт полностью, т.е. челюсть отведена «вперед-вниз» на максимум и при этом углы рта, так называемая губная комиссура, должна быть ненапряженной. Рот должен иметь вид прямоугольника, поставленного на более короткую сторону. Прямоугольника, а не овала или круга. Эту артикуляционную позицию назовем условно «Злая кошка» («ЗК»).
Игра “Звуки моего дома” (сл. и муз. Т.Боровик)
1. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только где-то шуршунчики шуршат (2 раза) 2. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только слышно – стукунчики стучат (2 раза). 3. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только слышно – звукунчики звучат (2 раза). 4. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только слышно – скрипунчики скрипят (2 раза). 5. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только слышно – сопунчики сопят (2 раза).
6. В доме моём тишина, В доме моём я одна, Только слышно – бурчунчики бурчат (2 раза). Эта игра помогает детям понять, что есть звуки музыкальные и шумовые.
Анкета на выявление у детей интереса к музыкальным занятиям
1)Фамилия, имя ребенка_____________________________________________ 2) Ты любишь слушать музыку?_______________________________________ 3) Какую му- зыку ты любишь слушать?_________________________________ 4) Тебе нравится петь, танцевать?_____________________________________ 5) Ты просишь родителей, чтобы они включили музыку, когда ты играешь? __________________________________________________________________ 6) Меняется ли твое настроение, когда ты слушаешь музыку? Как? ______________________________________________________________ 8) Можешь ли ты придумать движения под музыку?______________________ 9) Какие песни ты знаешь?___________________________________________ 10) Какая песня твоя любимая?_______________________________________ 11) Тебе нравятся музыкальные занятия в детском саду?__________________ 12) Тебе нравится участвовать в праздниках, которые проводятся в детском саду? _____________________________________________________________


В раздел образования