Напоминание

Применение современных педагогических технологий во внеклассной деятельности в детской школе искусств.


Автор: Малиновская Светлана Ремовна
Должность: преподавтель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУ ДО "Новорогачинская школа искусств"
Населённый пункт: р.п. Новый Рогачик, Волгоградская область
Наименование материала: Учебно-методическая статья
Тема: Применение современных педагогических технологий во внеклассной деятельности в детской школе искусств.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Применение современных педагогических технологий во

внеклассной

д е я т е л ь н о с т и

в

д е т с к о й

ш к о л е

и с к у с с т в .

Учебно-м е т о д и ч е с к а я

с т а т ь я

н а

о с н о в е

о п ы т а

р а б о т ы.

В

детскую

школу

искусств поступают

дети,

обладающие

разными

музыкальными

способностями.

В процессе обучения многие развивают

способности, и приобретают необходимые для успеха качества, и бывает, что

дети с менее хорошими данными опережают детей с изначально лучшими

данными.

Но

не

всегда

дети,

как

способные

и

одарённые,

или

просто

трудолюбивые и упорные, так и дети менее успешные, имеют возможность

реализовать свой творческий потенциал. В концертах выше уровня школы, в

конкурсах разного уровня могут участвовать не все учащиеся, и не всегда это

связано с отсутствием способностей, данных или прилежания и трудолюбия,

иногда это связано с тем, что участие в конкурсах надо оплачивать, и не все

родители

имеют

такую

финансовую

возможность.

Поэтому

именно

внеклассная деятельность школы искусств может разрешить эту проблему

реализовать

творческий

потенциал

всех

обучающихся

в

образовательном

учреждении.

Одна из форм внеклассной работы это тематические родительские

собрания-концерты. Нам,

преподавателям

школ

искусств,

необходимо

рассказывать

о

деятельности

школы,

особенностях

учебного

процесса,

трудностях и проблемах этого процесса, о том, что даёт детям образование в

учреждениях

искусств

и,

самое

главное,

показывать

результаты

этого

образования. Мероприятия эти имеют также и просветительскую цель.

Я,

С . Р.

М а л и н о в с к а я , преподаватель,

МБУ

ДО

«Новорогачинская

ш кол а

искусств»

Городищенского

м у н и ц и п а л ь н о го

района Волгоградской области

как преподаватель теоретических дисциплин и специального фортепиано,

провожу собрания-концерты в сотрудничестве с преподавателем народных

инструментов и гитары, и с преподавателем музыкального фольклора. В

результате

многолетнего

опыта

проведения

совместных

мероприятий

концертно-просветительской и внеклассной деятельности с преподавателями

отдела народных инструментов и музыкального фольклора сформировалось

понимание

того,

что

нельзя

«замыкаться»

в

пределах

класса

одного

преподавателя,

когда

речь

идёт

о

родительских

собраниях

и

концертах

данного

класса

и

данного

преподавателя

-

расширение

тематическое

и

жанровое

позволяет

прежде

всего

родителям

оценить

возможности

музыкального

эстетического

воспитания

своих

детей

и

масштабы

проводимой воспитательной и просветительской работы школы, при этом

сохранив камерность данных собраний-концертов, так как это не отчётный

к о н ц е р т

в с е й

ш к о л ы .

Собрания-концерты проводятся по окончанию полугодий это связано с

освоением

программ

в

инструментальных

классах.

Все

родительские

собрания

чётко

распределены

по

тематике.

Собрания-концерты

по

окончанию первого полугодия посвящены особенностям обучения в школе

искусств и роли родителей в обучении детей, которые можно объединить

словами пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Хорошие родители важнее

хороших

педагогов».

Собрания-концерты

по

окончанию

года

посвящены

просветительским темам о значении музыкального искусства в воспитании

д е т е й

и

з н а ч е н и и

м у з ы к и

в

ц е л о м .

Помимо реализации

творческого

потенциала

обучающихся, цель

внеклассной

деятельности

и

в мотивации

учащихся

к

обучению;

их

социализации; формирование,

развитие

и

саморазвитие заинтересованной,

т в о р ч е с к о й

л и ч н о с т и.

Перед преподавателям для воплощения этой цели стоят определённые

задачи,

а

и м е н н о :

-

активизировать

позитивную

мотивацию

к

учебному

процессу ;

-

повысить

к а ч е с т в е н н ы й

у р о в е н ь

у ч е б н о г о

п р о ц е с с а;

-

воспитать

о сознанное

отношение

к

учебным

д и с ц и п л и н а м;

-

р а з в и т ь

м у з ы к а л ь н ы е

с п о с о б н о с т и;

-

ра з в и т ь

т в о р ч е с к и й

п о т е н ц и а л;

-

расширить

к р у г о з о р;

-

наполнить

процесс

обучения

радостными,

позитивными

эмоциями;

- предоставить каждому ребёнку максимальную возможность реализовать

свои музыкальные интересы и потребности.

Реализовать

цель

и

задачи

внеклассной

деятельности

помогают

современные

педагогические

технологии

и

методы

обучения,

и

для

их

внедрения

в

школе

искусств

созданы

благоприятные

условия.

Преподавание в такой школе всегда основывается на индивидуальном

подходе,

индивидуализации

обучения, обучении в сотрудничестве это

составляет основу

личностно-ориентированных технологий.

И в свою

очередь, именно технологии личностно-ориентированного

обучения дают

максимальное

развитие

индивидуальных

познавательных

способностей

ребёнка

на

основе

использования

имеющегося

у

него

опыт а

жизнедеятельности. Преподаватель

пробуждает, раскрывает возможности,

организовывает

совместную

познавательную,

творческую

деятельность

каждого

ребёнка,

следуя

методам

обучения

личностно-ориентированных

технологий.

К планированию и подготовке собраний-концертов привлекаются все

участники тем

самым

применяется технология

коллективной

творческой

деятельности.

О с н о в ы в а я с ь

н а социально-полезной

направленности

деятельности

детей

и

взрослых,

а

т а к же

н а

и х

сотрудничестве,

выявляются

и развиваются

творческие

способности

учащихся,

дети

приобщаются

к

творческой

деятельности,

в

них

воспитывается

общественно-активная

личность,

активируется социальное

творчество,

направленное на служение людям в конкретных социальных

ситуациях.

Каждый участник мероприятия должен самостоятельно выполнить

определённое личное задание - провести исследование. Например, кратко и

интересно

рассказать

о

композиторе,

пьесу

которого

он

исполняет;

составить «портрет» пьесы основываясь на знаниях уже полученных им на

уроках

по

теоретическим

дисциплинам

и

специальности;

удивить

всех

интересным фактам или фактами о композиторе, пьесу которого исполняет;

рассказать

о

роле

родителей

в

становлении

того

или

иного

деятеля

искусства; рассказать об исторических событиях или событиях в обществе

повлиявших на творчество музыканта, на появления новых направлений в

искусстве;

удивить

товарища

по

концерту,

рассказав

неизвестное

о

музыкальном

произведение

которое

тот

исполняет

или

композиторе

его

создавшем - вариантов заданий может быть очень много и подбираются они

к

каждому дифференцированно.

Все

выше

указанные

задания

как

результат

уже

проведённого

исследования,

но

изначально

педагогом

ставятся

проблемные

вопросы,

задачи,

которые побуждает детей делать

сравнения,

обобщения,

выводы,

открытия.

Так

применяется

технологии

исследовательского

(проблемного) и

проектного

о б у ч е н и я и

метапредметные технологии в организации внеклассной деятельности.

Для того чтобы выполнить поставленные преподавателем задачи, ответить

на вопросы, найти решение, ребёнок обратиться прежде всего к интернет-

ресурсам, и преподаватель может порекомендовать определённые ресурсы и

в

дальнейшем направлять

его

познавательную

деятельность,

помогает

ребён к у

у ч и т ь с я.

Одним из значимых результатов применения данных технологий

является

включение детей

в «добывание

знаний»

и

их

логическое

применение,

а

следовательно формирование

личностных

качеств,

способности к самооценке и рефлексии, то есть способности осмысливать

последствия

своего

выбора

и

результат

своей

деятельности. В процессе

п о д г о т о в к и

у

д е т е й

ф о р м и р у ю т с я метапредметные

умения:

-

с о п о с т а в л я т ь

я в л е н и я

и

ф а к т ы;

-

в ы д е л я т ь

г л а в н о е;

-

с о с т а в л я т ь

и з

о т д е л ь н ы х

э л е м е н т о в

ц е л у ю

к а р т и н у.

Использование

интернет-ресурсов

для

получения

необходимых

для

выполнения задания знаний подразумевает формирование умений работать

с

информацией,

развитие

коммуникативных

способностей

а

т ак же

формирование

у

детей

исследовательских

умений,

умений

принимать

оптимальные

решения,

что

является

уже

проявлением

применения

информационно —

коммуникационных технологий и

технологии

интегрированного обучения. Применение этих технологий формирует у

у ч а щ и х с я метапредметные

учебно-информационные

умения:

-

умение

извлекать

информацию

из

различных

источников;

-

у м е н и е

с о с т а в л я т ь

п л а н;

-

у м е н и е

о т б и р а т ь

м а т е р и а л

п о

з а д а н н о й

т е м е.

Т а к ж е

формируют с я

н е о бход и м ы е коммуникативно-речевые

м е т а п р е д м е т н ы е

у м е н и я:

-у м е н и е

с о с т а в л я т ь

с в я з н о е

у с т н о е

в ы с к а з ы в а н и е;

-

умение

выделять

интонационно-значимые

части

высказывания;

- умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения; -

умение

выражать

своё

м н е н и е

и

а р г у м е н т и р о в а т ь

е г о.

В результате выполнения подготовительных заданий к запланированным

мероприятиям

формирует

целостное

представление

о

мире,

ч т о

соответствует

цели

внеклассной

деятельности,

ориентированной

на

р а з в и т и е

и

с а м о р а з в и т и е

л и ч н о с т и

р е б ё н к а .



В раздел образования