Напоминание

"Кредит, его сущность и виды"


Автор: Чаплыгина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ Белорецкий металлургический колледж
Населённый пункт: город Белорецк, Республика Башкортостан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Кредит, его сущность и виды"
Раздел: среднее профессиональное





Назад





МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕЛОРЕЦКИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

УТВЕРЖДАЮ:

Зам. директора по УМР

________ И.Н. Мулюкина



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

по дисциплине

«Финансы, денежное обращение, кредит»

на тему:

«Кредит, его сущность и виды»

Специальность 38.02.01. «Экономика и бух.учет (по отраслям)»

РАССМОТРЕНО:

на заседании предметно – цикловой

комиссии «Экономики и права»

Протокол №_________

От «______»_________2016 г.

Председатель:

________________Г. Г. Магадиева

ОДОБРЕНО:

Методист

________А. А. Миндибаева

СОСТАВИЛ:

Преподаватель экономических

дисциплин

___________С. М. Чаплыгина.

2016



Аннотация

Данная методическая разработка открытого урока совершенствует знания, умения и навыки студентов, обобщает полученные теоретические знания по теме «Кредит, его сущность и виды ». Студент обобщает, закрепляет знания по пройденным темам курса «Финансы, денежное обращение, кредит». Формирует навыки самостоятельной работы с литературой. Открытый урок способствует более глубокому усвоению изучаемого материала, умению публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности, формируются исследовательские умения и навыки студентов. Систематизируются и закрепляются полученные теоретические знания и практические умения по общеобразовательным и специальным дисциплинам. При проектировании учебного занятия в качестве средства обучения преподавателем были использованы практические ситуационные задачи, которые охватывают широкий круг проблем. В результате использования данного урока в процессе обучения и развития: - повышается интерес студентов к учебным занятиям; - изменяется мотивация обучаемых к освоению инновационных знаний; - студенты развивают инновационное, аналитическое, экономическое и психологическое мышление. Воспитывает у студентов активную, ответственную, профессионально – грамотную личность, компетентного специалиста. Способствует развитию организационных качеств, развивается умение анализировать, систематизировать и сравнивать. Открытый урок – «Кредит, его сущность и виды» рекомендуется для использования по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит» по специальности 38.02.01.

Рецензия

на методическую разработку открытого урока по дисциплине «Финансы,

денежное обращение, кредит» на тему

«Кредит. Сущность и виды кредита»,

разработанная преподавателем

Белорецкого металлургического колледжа Чаплыгиной С. М.
Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока по дисциплине «Финансы, денежное обращение, кредит». Методическая разработка содержит просмотр видеофильма; повторение пройденного материала в виде Блиц - опроса, студент обобщает и закрепляет знания по пройденным темам; повторение пройденного материала в виде тестов и самостоятельная проверка тестов; решение и разбор ситуационных задач. Представляются презентации, заранее подготовленные студентами по теме «Виды кредитов». На протяжении всего урока студенты самостоятельно оценивают свои знания, записывая в оценочные листы. В завершении открытого урока проводится рефлексия – самоанализ деятельности студентов. Эффективность урока зависит от того, насколько широко используются различные виды репродуктивно-поисковой, частично поисковой, творческой деятельности студентов. Развивающая функция при этом реализуется тем успешнее, чем шире используются межпредметные связи, позволяющие систематизировать знания. Открытый урок способствует воспитанию у студентов активной, ответственной, профессионально – грамотной личности, компетентного специалиста; способствует развитию организационных качеств, развивается умение анализировать, систематизировать и сравнивать. В данной методической разработке применяется следующее учебно – методическое обеспечение урока: - видеофильм; - карточки с тестами и критериями; - презентации по темам; - компьютер; видеопроектор, экран; - оценочные листы; - технологическая карта открытого урока.
В методической разработке представлена взаимосвязь дисциплины «Финансы, денежное обращение, кредит» с такими дисциплинами как, «Общество», «Экономика», «Экономика организации», «Статистика», «Банковское дело». Методическая разработка открытого урока – предусмотрена для студентов второго курса по специальности 38.02.01. и рекомендуется использовать на уроках «Финансы, денежное обращение, кредит», «Банковское дело». Рецензент: преподаватель экономических дисциплин и председатель ПЦК Г. Г. Магадиева
«Кредит – это единственная форма доверия, которую без денег не оправдать.» Михаил Мамич
План урока

Тема открытого урока:

«Кредит, его сущность и виды»

Тип урока:

Урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления

умений.
Это урок закрепления изучаемого материала, повторение изученного, формирование умений и навыков.
Повторительно-обобщающий урок.

Метод проведения:
Фронтально - групповой и индивидуальный с элементами самостоятельной работы.
Форма организации обучения

:
Классно – урочная форма обучения.
Группа:
КЭБ - 2
Число: 27.02.2016 г.

Цели урока:

Образовательные:
 обобщить полученные знания по теме «Кредит, его сущность и виды»;  продолжить формировать навыки самостоятельной работы студентов с литературой;  способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;  сформировать исследовательские умения и навыки (умение собирать информацию, конспектировать литературу и т.д. );  умение публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности;  систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам;
Воспитательные:
 воспитание активной, ответственной, профессионально грамотной личности;
 воспитание деловых качеств, самостоятельности.  продолжать воспитывать компетентного специалиста.
Развивающие:
 развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы;  развивать коммуникативные навыки, развивать познавательный интерес;  развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать;  укрепление связи с будущей профессией.
Межпредметные связи:
« Общество», «Экономика», «Экономика организации», «Статистика», «Банковское дело».
Оснащение урока:

1.
Видеофильм «Виды кредита».
2.
Презентации, приготовленные студентами группы КЭБ - 2 на темы: «Ипотечный кредит», Потребительский кредит», Межбанковский кредит».
3.
Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
4.
Калькуляторы.
Учебно – методическая литература:

1.
Финансы, денежное обращение, кредит. Климович В.П. М: «Кнорус», 2013г.
2.
Финансовые расчеты. Практикум. Ефимова Ф.Р. М: Изд. центр «Кнорус», 2011. 183с.
3.
Тестовые задания по темам: «Деньги, виды денег», «Кредит, принципы и виды кредитов».
4.
Карточки с ситуационными задачами по группам.
5.
Оценочные листы.
6.
Технологические карты открытого урока.
7.
Опорные конспекты.
Интернет-ресурсы (И-Р)
И-Р 1 finam – Финансовая информация И-Р 2 finanaliz – Финансовый анализ

Ход урока

1.

Организационный момент. 2 мин.
 взаимное приветствие преподавателя и студентов;  проверка отсутствующих;  проверка внешнего состояния аудитории;  проверка рабочих мест, рабочей позы и внешнего вида студентов;  организация внимания.
2.

Вступительное слово о роли кредитов в жизни общества. Видеофильм

на тему «Виды кредитов» 5 мин.

3.

Сообщение темы, целей и плана проведения урока. 3 мин.
Студенты самостоятельно называют цели урока на основе просмотренного фильма.
4.

Блиц – опрос. 4 мин.

Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденного материала, студенты отвечают.
5.

Представление презентаций по группам. 10 мин.
Презентации подготовлены студентами заранее на темы: «Ипотечный кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит». Требования к презентациям: Показать сущность кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным кредитом.
6.

Повторение пройденного материала. Тесты. 5 мин.

7.

Самооценка тестов. 5 мин.
Самостоятельная проверка тестов студентами, оценки записываются в оценочные листы.
8.

Решение и разбор ситуационных задач . 7 мин.

10. Домашнее задание. 2 мин.

11. Рефлексия. 2 мин.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов
Приветствует студентов, проверяет готовность к уроку, проверка отсутствующих. Приветствуют преподавателя.
2.

Вступительное слово о роли кредитов в жизни общества.

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов
 Кредит – это форма движения ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого ссуду. При помощи кредита приобретаются товарно- материальные ценности, различного рода машины, механизмы, покупаются населением товары с рассрочкой платежа. Объектом приобретения за счет кредита выступают разнообразные ценности (вещи, товары). Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала Студенты заслушивают сообщение преподавателя, смотрят видеофильм «Виды кредитов»
в процессе воспроизводства: на одних участках высвобождаются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, на других - возникает потребность в них.
(Приложение 4)

3.

Сообщение темы, целей и плана проведения урока.

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов
Цели урока показываются на слайде:
1.
обобщить полученные знания по теме «Кредит. Сущность и виды кредита»;
2.
способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала;
3.
умение публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности;
4.
систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений по общепрофессиональным и специальным дисциплинам; Студенты самостоятельно называют цели урока, основываясь на просмотренном фильме и своих теоретических знаниях.
(Приложение 5)

4.

Блиц - опрос.

Деятельность преподавателя

Деятельность

студентов
Преподаватель задаёт вопросы для повторения пройденных тем, студенты, которые правильно ответили в свои оценочные листы ставят оценку:  Деньги – это … (товар особого рода, играющий роль всеобщего эквивалента)  Виды денег? (действительные и заменители действительных денег) Так ка понятие денег неразделимо связано с кредитом, вспомним некоторые понятия:  Пользовалась ли ваша семья услугами кредитования?  В каком банке был взят кредит?  На какие цели?  Были ли сложности при взятии кредита? Какие?  Кредит – это… (движение ссудного капитала)  Принципы кредита? (возвратность, срочность, Отвечают на вопросы. За правильные ответы в оценочные листы выставляют оценку.
(Приложение 2)

платность)  Какие формы кредитов вы знаете? (Коммерческий, банковский, потребительский, государственный, международный, ипотечный)  - Перечислите виды банковского кредита в зависимости от срока оплаты ссуды? (Краткосрочные – до 6 месяцев, среднесрочные – от 6 месяцев до 1 года, долгосрочные – свыше 1 года)  Дайте понятие потребительского кредита? (Применяется при различной продаже товаров длительного пользования в рассрочку).
5.

Представление презентаций.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
 формирование исследовательских умений и навыков (умение собирать информацию, конспектировать литературу и т.д. );  умение публично выступать, защищать свои мысли при защите результатов своей деятельности;  Требования к презентациям: Показать сущность кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным кредитом. Студенты заранее разделились на подгруппы, каждая подгруппа подготовила презентацию по темам: «Ипотечный кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит».
(Приложение 6)

6.

Повторение пройденного материала. Тесты.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
 Формирование новых знаний и способов деятельности студентов. Основываясь на вашем жизненном опыте и знаниях полученных на уроках ответьте на тесты. Перед вами, на партах лежат карточки с тестами и ответами, выберите правильный ответ, подчеркните. На ответы даётся 5 минут.  Студенты выполняют тест на карточках, отмечая правильный ответ.
(Приложение 1)

7.

Самооценка тестов.


Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
 На слайдах представлены ответы к каждому вопросу. Самостоятельно проверяете тест и ставите себе оценку по критериям. Оценку записываете в оценочные листы.
(Приложение 2
)  Карточки с тестами сдаются преподавателю. Самостоятельная проверка тестов студентами . По критериям выставляют себе оценку.
8.

Решение и разбор ситуационных задач.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
Преподаватель задаёт студентам ситуационную задачу каждой группе. Правильные ответы на ситуационные задачи студенты самостоятельно оценивают и записывают в оценочные листы, затем происходит разбор задач:
1.
У вас появились сбережения. Первый банк предлагает 9% годовых по вкладу, второй – 14%, третий – 20%. Куда Вы бы положили свои деньги и почему?
Комментарии.
 Следует напомнить, что вложение денежных средств всегда сопряжено с определенным риском. Если это «последние» ваши деньги, то может не стоит гнаться за слишком высокими процентами, рискуя попасть на банк-однодневку. 9% - это низкий процент, если учесть что прогноз по инфляции на этот год доходит до 14%, по мнению некоторых специалистов. Поэтому самым приемлемым может быть второй вариант - 14%. Но следует помнить, что выбор всегда индивидуален, и если человек готов рискнуть, нельзя лишить его этой возможности.
2.
Сегодня экономика России переживает кризис, который не мог не коснуться и банковского сектора. Какие действия в этой ситуации вы бы предприняли:
Студенты отвечают:

Прогнозируемые ответы.

1.
Студенты, как правило, выбирают банк с наибольшим процентом.
Прогнозируемые ответы.

2. А)
Возможно, студенты предложат забрать деньги из банка, вложив их в более безопасные активы, объясняя это

А)
- уже имея вклад в банке;
Б)
- собираясь взять кредит?
Комментарии.

А)
Относительно вкладов есть смысл напомнить учащимся, что депозиты до 700 тысяч входят в систему государственного страхования вкладов и в случае необходимости должны быть возвращены владельцу. Поэтому, вероятно, изымать вклад, если он уже есть, сейчас и не стоит.
Б)
Что же касается кредитов, то если есть возможность, пока лучше не занимать деньги в банке. Если условия кредитования ещё ухудшатся, то, вряд ли значительно, а вот если экономика пойдет на подъем, то через несколько месяцев, вероятно, можно будет взять более крупный заем и под более низкую ставку процента. Если же возможности подождать нет, то следует тщательно проанализировать условия кредитования в различных банках и сделать окончательный выбор.
3.
Гражданин Петров обратился в банк за получением ссуды в размере 50 000 рублей сроком на 1 год под 26 % годовых. Рассчитать сумму денежных средств, которые уплатит заемщик по истечении срока кредитования. Студенты сдают свои оценочные листы преподавателю. возможным ростом инфляции и снижением банковских ставок по депозитам.
Б)
Поскольку банки ужесточили условия кредитования, сейчас не лучшее время для взятия кредита.
Прогнозируемые ответы

3.
Заёмщик уплатит по истечении срока кредитования 64500 рублей
9.

Домашнее задание.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
Объясняет домашнее задание. Используя опыт вашей семьи или знакомых, составьте задачу на кредитование. Выслушивают объяснение домашнего задания и записывают его в тетрадь.
10.

Рефлексия.

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов
На партах у студентов лежат карточки рефлексия «Анкета». Студентам надо Студенты заполняют анкету, подчеркивая, что больше подходит
подчеркнуть наиболее подходящие для них ответы. Под рефлексией понимают самоанализ деятельности студентов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. для их душевного и эмоционально – чувственного состояния после завершения урока.
(Приложение 3)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Тесты на тему: «Кредит, сущность и виды кредитов»
1.
Одним из элементов денежной системы является:
а) денежная единица б) бюджетная система в) страхование г) фонды
2. Кредит – это:
а) финансирование государственных экономических программ; б) ссуды на условиях возвратности и платности; в) доверие кредитора заемщику; г) привлечение денежных средств банками. 3.
Основными принципами кредитования являются:
а) хозяйственная самостоятельность, обеспечение, безвозмездность б) самофинансирование, целевой характер в)возвратность, срочность, платность г) получение прибыли, безвозвратность 4.
Кредит, при котором заемщиком выступает физическое лицо, называется:
а) государственным б) до востребования в)потребительским г) контокоррентным
5. Совокупность денежных отношений, при которых заемщиком, кредитором или гарантом

выступает государство:

а) коммерческий кредит; б) государственный кредит; в) банковский кредит; г) потребительский кредит. 6.
Денежная эмиссия это:
а)выпуск денег, приводящий к увеличению денежной массы б) обращение денег в) создание кредитных средств обращения г) регулирование объема денежной массы 7.
Наиболее распространенное определение денег:
а) порядок формирования, распределения и использования денежных средств б) форма движения ссудного капитала в) товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента г) любой актив, который согласен принять продавец за свой товар
8. Кредит, при котором

залогом выступает

недвижимое имущество,

называется:
а) краткосрочным б) государственным в) бланковым г) ипотечным
9. В России за последние

годы сложилась:
а) одноуровневая банковская система б)двухуровневая банковская система в) трехуровневая банковская система г) многоуровневая банковская система
ОТВЕТЫ К ТЕСТУ на тему

«Кредит. Сущность и виды кредита»

Номер

вопроса

Вариант

ответа

1.

А

2.

Б

3.

В

4.

В

5.

Б

6.

А

7.

В

8.

Г

9.

Б


Приложение 2.

Лист самоконтроля.

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия Имя студента________________________________________

Вид задания

Оценка

Блиц - опрос

Презентации

Тесты

Ситуационные задачи

Критерии оценок для тестов по теме «Кредит. Сущность и виды

кредитов»:


9 – 8 правильных ответов – «5»

7 – 6 правильных ответов – «4»

5 – 4 правильных ответов – «3»

Менее 4 правильных ответов – «2»

Приложение 3.

Рефлексия: «Анкета»
Студенты заполняют анкету, подчеркивая, что больше подходит для их душевного и эмоционально – чувственного состояния после завершения урока.
1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным


Приложение 4.

Технологическая карта открытого урока

«Кредит. Сущность и виды кредита».


Приложение 5.

Опорный конспект по темам: «Деньги. Виды денег», «Кредит», «Принципы

кредита», «Сущность и виды кредита».

Задание – цель

Действия

Результат

1.

Просмотр

видеофильма и

формирование

цели урока
Студенты формируют цель урока. Основанием является видеофильм, такие понятия как: Кредит – движение ссудного капитала. Принципы кредита: срочность, возвратность, платность, обеспеченность. Виды кредита: Потребительский, ипотечный, межбанковсий, государственный • обобщить полученные знания по теме «Кредит. Сущность и виды кредита»; •способствовать более глубокому усвоению изучаемого материала; •умение публично выступать, защищать свои мысли.
2.

Блиц - опрос
Преподаватель задаёт вопросы студентам по ранее пройденным темам. «Деньги», Виды денег», «Кредит», «Сущность и виды кредита» Ответы студентов, правильные ответы студенты оценивают самостоятельно и оценки проставляют в оценочные листы.
3.

Представление

презентаций.
Студенты заранее разделились на подгруппы и подготовили презентации на темы: «Ипотечный кредит», «Потребительский кредит», «Межбанковский кредит». Требования: сущность выбранного кредита, его положительные и отрицательные моменты, кто может воспользоваться данным кредитом. Самооценка презентаций. Оценки проставляются студентами в оценочные листы.
4.

Повторение

пройденного

материала.
Ответы на тесты. Длительность 5 минут. Самостоятельные ответы по карточкам.
5.

Самооценка

тестов.
Самостоятельная оценка тестов студентами. Правильные ответы показываются на слайдах. Выставление оценок по критериям. Оценки выставляются в оценочные листы.
6.

Решение и

разбор

ситуационных

задач.
Преподаватель зачитывает ситуационную задачу, демонстрация на слайдах. Комментарии преподавателя. Ответы с объяснениями.
7.

Домашнее

задание.
Объяснение домашнего задания. Используя опыт вашей семьи или знакомых, составьте задачу на кредитование. Студенты выслушивают объяснение и записывают в тетрадь.
8.

Рефлексия.
Самоанализ деятельности и её результатов. Студенты отвечают на вопросы, оценивая своё эмоциональное состояние после завершения урока.
Виды денег металлические электронные кредитные бумажные Виды денег Действительные деньги - золотые монеты - серебряные монеты - медные Заменители действительных денег - бумажные - кредитные (банкнота, вексель, чек, электронные деньги)
Деньги
– это товар особого рода, играющий роль всеобщего эквивалента.
Кредит –
это движение ссудного капитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого ссуду.
Основные принципы кредита

Возвратность

Платность

Срочность

Обеспеченность

Формы кредита Коммерческий кредит Банковский кредит Государственный кредит Международный кредит Ипотечный кредит Межбанковский кредит Потребительский кредит
Формы кредитов:


В раздел образования