Напоминание

Техника активно-продуктивного чтения


Автор: Кольчурина Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ёгвинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край Кудымкарский район с. Ёгва
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Техника активно-продуктивного чтения
Раздел: начальное образование





Назад





Техника активно-продуктивного чтения

МАСТЕР – КЛАСС
Кольчурина Людмила Юрьевна МАОУ «Ёгвинская основная общеобразовательная школа»
Отсроченная отгадка
Ученики совершенно иначе относятся к самостоятельной работе с учебником на уроке, если необходимо не просто читать, а искать разгадку, ответ на сформулированную педагогом учебную задачу. Внимание учеников всегда привлекает спровоцированная учителем интрига. В начале урока учитель задаёт загадку (сообщает удивительный факт), разгадка которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Такое «вхождение в урок» окажется эффективнее, чем традиционно-школьное: «А теперь мы будем изучать новую тему…». Примеры. 1. Почему эти реформы многие историки называют «революцией сверху»? 2. Учитель обращается к классу: «Представьте себе, что вы взяли большой красивый лимон и решили нарезать его к чаю. Вы медленно режете ломтик за ломтиком. Поднимаете нож и видите, как по его лезвию медленно стекают капли лимонного сока…». Учитель спрашивает: «В своём рассказе я ни разу не употребил слова «кислый». Почему же вы так отреагировали на мой рассказ?» 3. Разговор наш пойдёт о стихах, вот только имя автора ребятам придётся угадать самим. Ученикам были предложены четыре стихотворения, напечатанные на отдельном листе, естественно, без указания имени поэта. 4. Учитель демонстрирует фотографии загадочно рухнувших мостов, видеофрагмент не до конца объяснимых колебаний нового моста в Волгограде (фото в начале статьи). В чем причина крушений новых мостов? Такой вопрос задаёт учитель в начале изучения темы “РЕЗОНАНС”. При использовании этого приёма не рекомендуется упрощать задание, когда ученики должны выполнить простейшую операцию на репродукцию знания, то есть найти в учебнике однозначный ответ на конкретно поставленный вопрос: «Кто…?», «Что…?» и т.д. Можно предложить ребятам высказать свои версии.
Оценка текста
Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации. Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа:  Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?  Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?  Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
 В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…? и т.д. Пример. Представьте себе, что текст Гимна РФ попал в руки иностранца, который ничего не знает о нашей стране. Задание 1. Какой он может себе представить Россию, исходя из текста Гимна? Задание 2. Идеи, каких статей Конституции отражены в тексте Гимна Российской Федерации? Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления.
Задай вопрос
«Можно сказать, и это без сомнения будет правильно, что вопрос – это своеобразная
микротеория,
определённая система знания, которая одной частью (вопросительной) описывает известное и в основном наше прошлое знание, а второй частью (ответной) охватывает некоторое незнание, т.е. то, что мы хотим узнать». (Л.Я. Аверьянов. Социология: искусство задавать вопросы. М. 1998). Формулируя вопрос, ученик совершает акт
«торможения»
, определяя уровень своего знания и примерные ориентиры
«незнания».
«Спросить – значит понять». Учитель, провоцирует ситуацию, когда ученик самостоятельно формулирует вопросы к новому учебному материалу. Удачно составленный вопрос – это уже наполовину полученный ответ.  Можно перед изучением учебного текста ребятам ставится задача, составить к нему список вопросов  На мой взгляд, эффективнее дать ученикам несколько иное задание. Во время самостоятельной работы над текстом ученики получают задание составить вопросы. К примеру, задать вопросы, которые начинались бы со слов «Что…?», «Когда…?», «Где…», «Почему…» и т.д. Целесообразно ограничить число вопросов и время на их составление. Заметьте, ребятам не ставится задача прочесть текст, а затем задать вопросы. Это очень важно. Так или иначе, чтобы грамотно и лаконично сформулировать вопрос, ученик должен хотя бы бегло ознакомиться с текстом. Но он делает это гораздо быстрее, чем в режиме «Прочти…». Подводя итоги, отмечаем лучшие вопросы, тут же предлагая ученикам ответить на них. Этим самым мы закрепляем только что изученный материал. Глубоко убеждён, что зачастую оценка за красивый и лаконичный вопрос гораздо весомее, чем вызубренный по учебнику ответ. Согласитесь, составить вопрос не так уж и просто. И не каждому учителю это сразу удаётся. Сформулировать правильно вопрос означает, что ученик очерчивает тот круг знаний, который у него имеется, и тот круг неизвестного, та «зона ближайшего развития» (по Л.В. Занкову), которые он хотел бы узнать. ы узнать. Ребята учатся задавать вопросы не только по содержанию текста, но и по его анализу. Совместно мы приходим к выводу о том, что «стоимость», важность вопросов может быть разной. Таким образом, необходимо обязательное
ранжирование вопросов:

• Вопросы, направленные на репродукцию знаний, требующие точного воспроизведения информации, событий, фактов. Начинаются со слов «Кто…?», «Что…?»,«Когда…?», «Сколько…?» и т.д. • Вопросы, направленные на репродукцию процесса (так называемые «процессуальные знания»). Начинаются со слов «Как…?», «Каким образом…?» и т.п. • Вопросы на выяснение причинно-следственных связей. Начинаются со слов «Почему…?», «В чем причины…?» и т.п. • Вопросы, требующие анализа, синтеза новых знаний, начинаются со слов «Что общего…?», «В чём особенности…?», «Сравните…», «Докажите…».
Составь задание
Данный приём очень эффективен при самостоятельной работе с учебником. Ученики “приподнимаются” над учебным материалом, выполняют “роль учителя”, конструируя учебные задачи. Учебник может стать хорошим помощником ученикам для их продуктивной деятельности на уроке, когда самостоятельно или в микрогруппе они составляют и формулируют учебные задачи. В последнее время большое значение уделяется методу проектов, который способствует развитию творчеству учащихся. Прием “Составь задание” может являться примером краткосрочных, оперативных проектов, которые можно выполнить в течение урока или даже его части.  составить тест (альтернативный тест или тест на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д.) - поручать ребятам, составлять тесты по определённым темам.  учебная задача по предмету  составление ребуса, кроссворда, головоломок. К отдельным заданиям следует относиться осторожно. В течение урока ученик не обладает достаточным временем, чтобы составить хороший кроссворд, сканворд или остроумную головоломку. Такие задания можно задать на дом.  самостоятельно придумать оригинальное задание - Найди в череде букв 4 названия древнерусских городов ВАУОВГВУРОСТОВПГРДЖУОКИЕВГОЛОКНОКУВПСКОВПР АГОНОВГОРОДПРУВГОЧЕРНИГОВАРТУПГ Ученики или минигруппы могут на уроке поменяться заданиями, что позволит им лишний раз повторить учебный материал. Ребята могут сравнить качество выполнения подготовленных учебных заданий. Во время работы над составлением заданий учитель выступает в роли эксперта и консультанта.
Кубик Блума
О замечательном американском педагоге Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Но он же является и автором нескольких приёмов педагогической техники. Один из них «Кубик Блума». На гранях кубика написаны начала вопросов:
«Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись» Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Одним из главных принципов таксономии является то, что она должна быть эффективным инструментом в руках учителя-практика, как при обучении школьников решению проблем, так и при оценке результатов обучения. Эти идеи реализованы в кубике Блума. К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний. Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением. Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры. И, конечно же, задания “Предложи…”, “Придумай…”,“Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным. Возможны два режима использования данного приёма. • Учитель задаёт соответствующие вопросы. • Ученики формулируют вопросы. Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их. Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”. И, конечно, учитель должен по-разному оценивать труд учеников по составлению вопросов- заданий.
Аналитик
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески. Пример На каждую парту поступил распечатанный пакет, упоминавшийся статистических данных (по окружающему миру - исторические темы) со следующим заданием: «Проанализируйте имеющиеся данные. Напишите небольшой очерк и сами дайте ему название». Абсолютное большинство учеников блестяще справились с заданием и сделали ряд любопытных выводов. Некоторым из них могли бы позавидовать и профессиональные историки. Разумеется, мы должны учитывать уровень подготовленности наших учеников. Отсюда будет зависеть и уровень сложности задания, и содержания пакета материалов, подлежащих анализу.
Драмогерменевтика
Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Приём «драмогерменевтика» я назвала бы ещё
«пребыванием в содержании». Тогда термин (незнакомое слово) усваивается учащимися гораздо быстрее и глубже. ДРАМА (от греч. drama – букв. «действие») ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, истолковывающий), искусство толкования текстов Непонимание текста начинается с того момента, когда какой-то из знаков-символов встречается впервые. То есть мы читаем незнакомое слово. Тогда, действительно, мы не будем воспринимать его целиком, будем читать его по слогам, повторять раз за разом. Читаем дополнительный текст – разъяснение данного термина, понятия и т.д. А если таких незнакомых слов много? И если мы не до конца уяснили смысл, значение этих слов? Важно как можно быстрее усвоить значение незнакомых слов, и не только уяснить, а применить в нестандартных ситуациях. Пример Разбил класс на четыре учебных группы и раздал им маленький словарик на заданную тему и задания. Каждой группе было роздано по два предмета: первой группе – два воздушных шарика, второй – две палочки, третьей – два листа чистой бумаги, четвёртой – два кусочка шпагата, каждый из которых был связан узлом. Работе в группах предшествовало 10-тиминутное изложение нового учебного материала с мультимедийным сопровождением. При работе ученики могли, кроме словаря, пользоваться учебником. Суть заданий с предметами была в их преобразовании «революционным» и «эволюционным» путём. Итак, учебные задачи группам были определены следующим образом: 1. Преобразуйте один из предметов «эволюционным» путём, а другой «революционным». 2. В чем отличия каждого из вариантов? Какой путь предпочтительнее? Обсуждение в группах было очень живым. Учитель ходит между группами, корректирует возникшие дискуссии. И дети заговорили! Им не надо было заучивать термины. Важнее было их прочувствовать, «прожить». С чем они замечательно справились. Ученики не только демонстрировали «революционное» и «эволюционное» преобразование предметов, но и приводили известные выражения, афоризмы, поговорки на данную тему («разрубить гордиев узел», «наломать дров», «шар лопнул» и т.д.).
Пометки на полях
Ещё один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный приём является ключевым в известной технологии критического мышления Изучение новой темы начинается с учебно-мозгового штурма, с приемов активизации внимания. Сначала дети работают индивидуально. 1. После объявления темы занятия учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся, как правило, что-то знали, что-то слышали или видели по объявленной проблеме. Понятно, что информация может быть неполная, неточная, даже искажённая. Наша цель – актуализация знаний. 2. На следующем этапе мы предлагаем работу в паре – обменяться информацией, дополнить друг друга. 3. Затем пары объединяются в группы (как правило, по 4 человека, то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).
4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая-то его систематизация (таблица, схема и т.д.). 5. И лишь после этого каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия. Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию. К примеру: «V» – «знал», «+» – «узнал новое» Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме? Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить табличку со следующими колонками: Происходит своего рода «инвентаризация» текста. После заполнения таблицы учитель предлагает ученикам вернуться к началу урока и самим проанализировать, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы. Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора Можно разделить этот этап на три части: индивидуальный, парный и в группах. Второй этап – обсуждение в группах, «сброс идей в корзину». Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы). Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивацию к новому витку познания). Произошло многократное оперативное повторение изученного материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным. При таком сценарии урока, как правило, нет необходимости давать домашнее задание. Роль учителя – экспертиза сформулированных учебных вопросов, заданий, доведенных до уровня учебных задач. Он – не надсмотрщик, а координатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Приём «Инсерт»
Дети внимательно читают текст и при чтении на полях учебника или книги отмечают или делают пометки:

٧ - знаю; + – узнал; - - думал иначе; ? - хочу знать больше; ! – интересные сведения.
Бортовые журналы
Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы: – Заполните свой «дневник исследователя» : Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики могли этим пользоваться. Предположения Новая информация На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности предположений; второй записывает только новую информацию. Учащиеся работают индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставление двух частей «бортового журнала», суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.
Диаманта
– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха оставляется по следующей схеме: строчка 1: тема (1 существительное); строчка 2: определение (2 прилагательных); строчка 3: действие (3 причастия); строчка 4: ассоциации (4 существительных); строчка 5: действие (3 причастия); строчка 6: определение (2 прилагательных); строчка 7: тема (существительное). Диаманта Птички!
Божьи, неразумные, Чирикающие, прыгающие, вспархивающие, Без желанья, устремленья , цели, воли Возмущающие, перебивающиеся, неинтересующиеся, Короткокрылые, низколетающие Обыватели! Летают они в загонах, нет устремления в их крыльях, в их взоре, в их сердце. Психология обывателя
Синквейн.
Первая строка. 1 слово –понятие или тема (существительное). Вторая строка. 2 слова – описание этогопонятия (прилагательные). Третья строка. 3 слова – действия (глаголы). Четвёртая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм). Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы. Синквейн Орёл Гордый, свободный Залетел, рассказал, удивился Птица высокого полёта Проповедник Стремление к жизни на- стоящей, наполненной вы- соким смыслом Проповедник, мудрец
Акростих
Название стихотворения зашифровано в начале строк
.
С неба падали пушинки На замерзшие поля. Ель закутали косынкой, Жаркой шубой тополя И укрыли дом да площадь Необычным одеялом. Как же их зовут? – ты спросишь. Имя здесь я написала.
Акротекст
Анологично акростиху, только дети должны вместо рифмованных строк составить текст на заданную тему.

Хокку (Хайку)
Японский стих из трёх строк. Берёза стоит укрывшись снегом. Сквозь ветви видна синева небес. Люблю я красоту Есенинского слога.
«Пирамида Критики»
Правила работы в группе

Активность всех членов группы • Выслушивание точки зрения каждого • Взаимоуважение и вежливость • Правило «Стоп». Инструкционная карта. 1. Распределите обязанности в группе:  -чтец вопросов  -регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)  - художник-оформитель  - докладчик - выступающий 2.Составьте пирамиду по плану. 1. О чём рассказ? (Одно слово.) 2. Особенности (Два слова.) 3. Место и время действия. (Три слова.) 4. Главные события в рассказе. (Четыре слова.) 5. Главные герои, какие они? (Пять слов.) 6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.) 7. О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.) 8. Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги. (Восемь слов)
Кластер «Мои пожелания герою»

Луч «Маршрут героя»


Приём «Репортаж»
Дети делятся на 2 группы: репортёры и очевидцы. Каждая группа составляет вопросы «ТОНКИЕ» или «ТОЛСТЫЕ» по отрывку или части рассказа. Даётся время. Можно это задание дать на дом и подготовить вопросы индивидуально. Затем дети - репортёры ведут репортаж «с места событий». Очевидцы дают развернутые ответы, можно с чтением выдержек их текста.
Толстые и тонкие вопросы
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Толстые ?

Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ? Кто ? Что ? Когда ? Может ..? Будет ...? Мог ли ... ? Как звать ...? Было ли ...? Согласны ли Вы ...? Верно ли ...?
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Воспроизведени е Простые Кто? Когда? Где? Как? Понимание Уточняющие Правильно ли я понял..? Применение Практические Как можно применить..? Что можно сделать из..?
Анализ Интерпретационны е Почему? Синтез Творческие вопросы Что будет, если..? Оценка Оценочные Как вы относитесь ? Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов. · Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. · Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?». · Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. · Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» · Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один
урок отличается от другого?» и т.д. · Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры). Аспект: первичная обработка информации. Стимул: выполнив задания, ты научишься в привычном открывать что-то новое для себя и делиться с этим с другими. Сделаешь шаг, чтобы стать рассудительным, мудрым. Уровни познания Задания Знание Что такое табакерка? Как звали главного героя? Как назывался город, в который попал мальчик? Понимание Как выглядела табакерка? Что происходило, когда начинала звучать музыка в табакерке? Какое желание появилось у мальчика? Применение К какому жанру относится данное произведение? Почему? Как мальчик вёл себя в гостях, что можно сказать о его воспитании? Анализ Изменилось ли отношение мальчика к жизни колокольчиков в табакерке? Каким образом? Синтез С какой целью Одоевский написал это произведение? О чем он хотел рассказать маленьким читателям? Можете ли вы привести примеры современных произведений, мультфильмов с той же авторской задачей? Оценка А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору удивить вас, современных детей? Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор изучить? Придумайте свою сказку.  Можно дать работать по такой таблице и в группе, только дети сами составляют вопросы. Изобразительно- выразительные средства Примеры Роль в притче Тропы Эпитеты Метафоры Перифразы Фигуры речи Антитеза Инверсия Однородные члены Многосоюзие Умолчание Афоризм

1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения
– это прием работы с текстом во время его чтения. Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки, обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего чтения. Чтобы свободно вести диалог с автором через текст, дети должен уметь: – видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы; – задавать свои вопросы автору; – самостоятельно прогнозировать ответы; – проверять, совпадают ли они с содержанием текста; – включать воображение. для детей в тексте (в конце предложений) расставлены "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
вопрос к автору текста;
О – ответ (ответь на этот вопрос);
пробуем ответить сами: высказываем предположения;
П – проверка (проверь точность своих предположений).
проверяем себя по тексту. Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть. Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст. Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!", "Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
1. рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует комментарий или вопрос к обучающимся; 2. "включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…", "Увидели?..", "Представили?.."; 3. форулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего
дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?". 4. Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не должен превращаться в беседу. Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но наполненными эмоциями.
«Шаг за горизонт»

Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти.
Правила работы 1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке). 2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи. На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где: • ствол дерева – тема, • ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество ветвей не ограничено), • листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения. Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не обязательно. 3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, оправдались ли предположения детей.



В раздел образования