Автор: Кольчурина Людмила Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Ёгвинская основная общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Пермский край Кудымкарский район с. Ёгва
Наименование материала: Мастер класс
Тема: Техника активно-продуктивного чтения
Раздел: начальное образование
٧ - знаю;
+ – узнал;
- - думал иначе;
? - хочу знать больше;
! – интересные сведения.
Бортовые журналы
Бортовые
журналы
–
обобщающее
название
различных
приемов
обучающего
письма,
согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой
журнал применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения
материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы:
– Заполните свой «дневник исследователя» :
Что мне известно по данной теме?
Что нового я узнал из текста?
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации,
во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя»,
исходя из полученной информации и своих знаний, опыта. Проводя подобную работу, учитель
вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, чтобы потом ученики
могли этим пользоваться.
Предположения
Новая информация
На смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает
со списком в графе «предположения», ставит знаки «+» и «–», в зависимости от правильности
предположений;
второй
записывает
только
новую
информацию.
Учащиеся
работают
индивидуально. На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов:
сопоставление
двух
частей
«бортового
журнала»,
суммирование
информации,
ее
запись
и
подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер,
т.е. каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты работы
обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста. Очень
важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, которое может стать
выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д.
Диаманта
– это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из
которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха оставляется по следующей
схеме:
строчка 1: тема (1 существительное);
строчка 2: определение (2 прилагательных);
строчка 3: действие (3 причастия);
строчка 4: ассоциации (4 существительных);
строчка 5: действие (3 причастия);
строчка 6: определение (2 прилагательных);
строчка 7: тема (существительное).
Диаманта
Птички!
Божьи, неразумные,
Чирикающие,
прыгающие,
вспархивающие,
Без желанья,
устремленья , цели, воли
Возмущающие,
перебивающиеся,
неинтересующиеся,
Короткокрылые,
низколетающие
Обыватели!
Летают они в загонах, нет
устремления в их крыльях,
в их взоре, в их сердце.
Психология обывателя
Синквейн.
Первая строка. 1 слово –понятие или тема (существительное).
Вторая строка. 2 слова – описание этогопонятия (прилагательные).
Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).
Четвёртая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм).
Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.
Синквейн
Орёл
Гордый, свободный
Залетел, рассказал,
удивился
Птица высокого полёта
Проповедник
Стремление к жизни на-
стоящей, наполненной вы-
соким смыслом
Проповедник, мудрец
Акростих
Название стихотворения зашифровано в начале строк
.
С неба падали пушинки
На замерзшие поля.
Ель закутали косынкой,
Жаркой шубой тополя
И укрыли дом да площадь
Необычным одеялом.
Как же их зовут? – ты спросишь.
Имя здесь я написала.
Акротекст
Анологично акростиху, только дети должны вместо рифмованных строк составить текст на
заданную тему.
Хокку (Хайку)
Японский стих из трёх строк.
Берёза стоит укрывшись снегом.
Сквозь ветви видна синева небес.
Люблю я красоту Есенинского слога.
«Пирамида Критики»
Правила работы в группе
•
Активность всех членов группы
•
Выслушивание точки зрения каждого
•
Взаимоуважение и вежливость
•
Правило «Стоп».
Инструкционная карта.
1. Распределите обязанности в группе:
-чтец вопросов
-регистраторы ( кто записывает ответы в пирамиду)
- художник-оформитель
- докладчик - выступающий
2.Составьте пирамиду по плану.
1.
О чём рассказ? (Одно слово.)
2.
Особенности (Два слова.)
3.
Место и время действия. (Три слова.)
4.
Главные события в рассказе. (Четыре слова.)
5.
Главные герои, какие они? (Пять слов.)
6.
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа? (Шесть слов.)
7.
О чём этот рассказ? (дополните первую строку семью словами.)
8.
Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги.
(Восемь слов)
Кластер «Мои пожелания герою»
Луч «Маршрут героя»
Приём «Репортаж»
Дети делятся на 2 группы: репортёры и очевидцы.
Каждая группа составляет вопросы «ТОНКИЕ» или «ТОЛСТЫЕ» по отрывку или части
рассказа. Даётся время. Можно это задание дать на дом и подготовить вопросы индивидуально.
Затем дети - репортёры ведут репортаж «с места событий». Очевидцы дают развернутые
ответы, можно с чтением выдержек их текста.
Толстые и тонкие вопросы
Прием "Тонкие и толстые вопросы" может быть использован на любой из трех фаз урока: на
стадии вызова - это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления - способ активной фиксации
вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Толстые ?
Тонкие ?
Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ?
Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»)
Воспроизведени
е
Простые
Кто? Когда? Где? Как?
Понимание
Уточняющие
Правильно ли я
понял..?
Применение
Практические
Как можно
применить..?
Что можно сделать из..?
Анализ
Интерпретационны
е
Почему?
Синтез
Творческие вопросы Что будет, если..?
Оценка
Оценочные
Как вы относитесь ?
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная
известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно
популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его
классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание,
применение, анализ, синтез и оценка.
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
· Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить,
воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах
контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
· Уточняющие вопросы . Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?»,
«Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?».
Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно
того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации,
отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать
без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести
всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно
думаешь, что...?».
· Интерпретационные (объясняющие) вопросы . Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях –
направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на
деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из
интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса
«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
· Творческие вопросы . Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть
элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире,
если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как
будет развиваться сюжет фильма после рекламы?»
· Оценочные вопросы . Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или
иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один
урок отличается от другого?» и т.д.
· Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи
между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Где вы в обычной
жизни могли наблюдать диффузию?», «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».
Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная
с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои
примеры).
Аспект: первичная обработка информации.
Стимул: выполнив задания, ты научишься в привычном открывать что-то новое для себя и
делиться с этим с другими. Сделаешь шаг, чтобы стать рассудительным, мудрым.
Уровни
познания
Задания
Знание
Что такое табакерка? Как звали главного героя? Как назывался
город, в который попал мальчик?
Понимание
Как выглядела табакерка? Что происходило, когда начинала звучать
музыка в табакерке? Какое желание появилось у мальчика?
Применение
К какому жанру относится данное произведение? Почему?
Как мальчик вёл себя в гостях, что можно сказать о его воспитании?
Анализ
Изменилось ли отношение мальчика к жизни колокольчиков в
табакерке? Каким образом?
Синтез
С какой целью Одоевский написал это произведение? О чем он хотел
рассказать маленьким читателям? Можете ли вы привести примеры
современных произведений, мультфильмов с той же авторской
задачей?
Оценка
А вы смогли представить себя в табакерке? Удалось ли автору
удивить вас, современных детей?
Где бы вы хотели оказаться в современном мире, какой прибор
изучить? Придумайте свою сказку.
Можно дать работать по такой таблице и в группе, только дети сами составляют вопросы.
Изобразительно-
выразительные
средства
Примеры
Роль в притче
Тропы
Эпитеты
Метафоры
Перифразы
Фигуры речи
Антитеза
Инверсия
Однородные
члены
Многосоюзие
Умолчание
Афоризм
1."Диалог" обучающихся с автором литературного произведения
– это прием работы с
текстом во время его чтения.
Крайне важно научить учеников видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы. Как
правило, писатель сам на них и отвечает. В любом случае эти вопросы требуют остановки,
обдумывания, ответов-предположений и далее – проверки их точности по ходу дальнейшего
чтения.
Чтобы свободно вести диалог с автором через текст, дети должен уметь:
– видеть в тексте прямые и скрытые авторские вопросы;
– задавать свои вопросы автору;
– самостоятельно прогнозировать ответы;
– проверять, совпадают ли они с содержанием текста;
– включать воображение.
для детей в тексте (в конце предложений) расставлены "сигналы":
В – вопрос (найди, задай);
вопрос к автору текста;
О – ответ (ответь на этот вопрос);
пробуем ответить сами: высказываем предположения;
П – проверка (проверь точность своих предположений).
проверяем себя по тексту.
Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по
деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может
случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его
часть.
Задача учителя – научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы
на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из
этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..".
Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по
ходу дальнейшего чтения.
2.Комментированное чтение
Комментированное чтение – это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста
в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста,
для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в
текст.
Комментировать текст нужно в том месте, где это действительно необходимо, а не после того
как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Поэтому чтение ребенка можно прервать в
любой момент. Ни в коем случае нельзя прерывать чтение ребенка словами: "Стоп!",
"Достаточно!", "Хватит!", "Остановись здесь!" и т. п. Прерывание чтения ребенка должно
происходить естественно.
Приемы прерывания чтения обучающихся:
1.
рефрен (повтор слова, словосочетания вслед за ребенком), за которым следует
комментарий или вопрос к обучающимся;
2.
"включение" воображения детей, например, такими словами: "Представьте себе…",
"Увидели?..", "Представили?..";
3.
форулировка максимально "свернутого", "сжатого" вопроса, не предполагающего
дальнейшей беседы, например: "Догадались, почему?".
4.
Комментарии учителя должны быть краткими и динамичными. Комментарий не
должен превращаться в беседу.
Не нужно требовать от детей развернутых ответов, пусть они будут краткими, но
наполненными эмоциями.
«Шаг за горизонт»
Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с
художественным
текстом.
Этот
прием
помогает
строить
предположения
по
поводу
развития
сюжетной линии в рассказе, повести.
Цель: Формирование нестандартного мышления, умения отличать вероятные ситуации от тех,
которые никогда не могут произойти.
Правила работы
1 этап - учитель предлагает учащимся высказать предположения (предсказания) по какой-либо
теме (например, по материалу, который предполагается изучить на данном уроке).
2 этап - учащиеся озвучивают идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные)
учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если
появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.
На доске предположения учащихся визуализируются по предложенной слева схеме, где:
•
ствол дерева – тема,
•
ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и
«вероятно» (количество ветвей не ограничено),
•
листья – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Дерево предсказаний может выглядеть в виде кластера. Использовать классический вариант не
обязательно.
3 этап - после изучения новой темы нужно вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить,
оправдались ли предположения детей.