"Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже"
Автор: Бутенко Виталий Алексеевич Должность: преподаватель Учебное заведение: Санкт-Петербургский экономический колледж СПБ ГБОУ СПО ПЭК Населённый пункт: город Санкт-Петербург Наименование материала: статья Тема: "Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже" Раздел: среднее профессиональное
Автор Бутенко Виталий Алексеевич
Преподаватель
Санкт-Петербургский экономический колледж СПБ ГБОУ СПО ПЭК
Статья
Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже
Вхождение
России
в
глобальное
информационное
пространство,
революция
в
информационных
технологиях
требует
специалистов
нового
поколения,
способных
к
самостоятельному и творческому саморазвитию, профессиональной мобильности.
Основная
задача современного образования - обучение навыкам самообразования, что
связано с поиском информации и ее обработкой.
А это уже социальный заказ на новые формы образования. Одной из которых, является
дистанционная форма обучения, в основе которой лежит самообразование, применение
образовательных
технологий,
с
соответствующим
программно-методическим
обеспечением и высоким профессионализмом преподавателей.
Преимущества ДОТ- гибкость модульность дальнодействие, асинхронность, НИТ,
,социальность, охват, интернациональность.
Первоначально
дистанционное
обучение
существовало
в
основном
для
получения
высшего или дополнительного образования. Но в последнее время вырос спрос на кадры
со средним специальным образованием, а так же на постоянное повышение квалификации
во многих отраслях.
Развитие технологий, огромный поток информации, привели к тому что сегодня уже мало
получить один раз профессиональное образование, чтобы оставаться востребованным на
рынке труда, следует постоянно учиться.
Дот дает возможность, не прекращая работать, не уезжая в другой регион для получения
нужного
образования
повышать
квалификацию
либо
получать
дополнительное
образование, востребованное на рынке труда.
Контингент
учащихся,
получающих
дистанционное
образование,
различен-это
и
выпускники школ, не имеющие возможности учиться на дневном отделении и взрослые
работающие люди, имеющие семьи .
Выбирая обучение в колледже-думают легче учиться, поступление без экзаменов, не
задумываются насколько они готовы к самостоятельной работе, порой не дооценивают
свою общеобразовательную подготовку, усидчивость и другие личностные качества и
тогда поступление становится недостаточно продуманным и взвешенным.
Немалая
часть
поступивших
прекращают
свое
обучение
на
первом
курсе
т.к
при
получении дистанционного образования как нигде необходима мотивация ,повышение
активности учащегося.
О необходимости вводного курса адаптации учащихся и студентов к использованию
информационных технологий пишет Галченкова И.С.
..» изучение основ адаптации учащихся и студентов к использованию информационных
технологий
основывается
на
закономерностях
процесса
информатизации
и
его
воздействия на социальные, физиологические и психологические структуры обучаемого..»
В
диссертации « Формирование готовности студентов к дистанционному обучению в
образовательном
процессе
колледжа.»
Деевой
С.А.
большое
внимание
уделяется
адаптации студентов первого курса к условиям обучения. Исследования проводились на
базе Краснодарского Педагогического колледжа № 1.
На подготовительном этапе в колледже происходил предварительный контроль знаний и
умений студентов в группах нового набора с целью определения:
-
уровня
базовых
знаний,
умений
и
навыков
предметной
области,
в
т.
ч.
ИКТ-
компетентности;
- уровня развития учебных умений и навыков.
— психологической готовности к самообразованию;
И уже выявленные индивидуальные личные качества и умения будущего специалиста
служат основой для разработки содержания обучения.
Анализ данных результатов обучения позволяет провести коррекционные мероприятия со
студентами
и
продолжить
процесс
формирования
готовности
их
к
дистанционному
обучению.
Но оно невозможно без мотивации-понимания учащимися, что получаемые ими знания и
навыки будут основой в их будущей деятельности, т.е. без
постановки целей и задач
обучения.
В новой модели обучения меняются роли и преподавателя и обучаемого.
- в основе учебной деятельности — сотрудничество; активная роль учащегося.
Преподаватель направляет и корректирует самостоятельную деятельность учащихся, а не
дает готовый материал на лекциях.
Педагогическое сопровождение самообразования студентов, основывается на уровне их
знаний, личностных качествах, возрастных особенностях и подача учебного материала и
м е т о д ы
о р г а н и з а ц и и
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и
д о л ж н ы
э т о м у
соответствовать(индивидуальный темп изучения материала; корректировка обучения на
разных этапах контроля и т.д.)
Необходима обратная связь с преподавателем, взаимодействие между учащимися и
преподавателем,
например
технология
видеоконференций
и
другие
коммуникативные
технологии.
Во время которых рекомендуют применение невербальных средств общения, таких как
жесты, мимика, покашливания, контакт глазами и т. д. для педагогического воздействия.
Расширяется возможность контроля за познавательной деятельностью учащихся( тесты
рефераты, итоговые экзамены, творческие работы).
Контроль
качества
ДО
имеет
принципиальное
значение
для
успеха
всей
системы
обучения и деятельности участников учебного процесса.
Я как преподаватель истории вижу большие возможности
ДОТ - это и электронные фонды библиотек, и компьютеризация музеев, мультимедийные
технологий.(видео-лекции,
видеоконференции….).,огромный
выбор
источников
информации в сетях, и т.д.
Гуманитарные дисциплины, особенно история, учат самостоятельно разбираться во
множестве
теорий и сведений из разных источников, видеть причинно-следственные
связи между событиями, отстаивать свое мнение-
а это уже основа познавательной деятельности.
Глобальная информатизация
влияет и на
постепенную
смену общественных
настроений. Интересен социально-философский анализ Якушенок Т. В.
О
современных
требованиях
к
образованию
и
социализации
молодежи
в
условиях
нынешней России и роль ДО в этом отношении.
Феномен
дистанционного
образования
рассмотрен
как
проявление
глубинных
закономерностей развития природы и общества.
«Парадигма пассивности и иждивенчества, надежды на всесилие доброго государства,
которое
все
знает,
все
понимает
и
обо
всем
заботится,
постепенно,
но
неуклонно
сменяется
парадигмой
личностной
активности,
самостоятельности,
инициативности,
ответственности и веры в свои силы .
ДО
в
силу
своих
технологических
качеств
представляет
собой
эффективную
форму
самообразования и, следовательно, профессионального,... и в этом качестве в наибольшей
степени отвечает требованиям молодежной, или инновационной, социализации..».
литература
1. Галченкова И. С. Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных
технологий в дистанционном образовании : Дис. канд. пед. наук :Смоленск, 2004 196 c.
2. Данилов О.Е. Поздеева О.Г. Особенности дистанционного обучения //Проблемы и
перспективы развития образования, материалы 5 международной науч. конф.(г.Пермь,
март 2014) Пермь Меркурий 2014-с 34-37
3.
Дубровская
Ю.
А.
Педагогическое
сопровождение
самообразования
студентов
в
условиях дистанционного обучения: Дис. канд. пед.наук : СПб., 2005
4.
Найденова
Н.
Ю.
Методы
повышения
эффективности
управления
познавательной
деятельностью
учащихся
в
условиях
дистанционного
обучения
:
Дис.канд.пед.
наук
Ставрополь 2005 107с
5.Спицын В. А. Дистанционное обучение в средних специальных учебных заведениях как
фактор обеспечения качества подготовки специалистов
Дис.канд.пед.наук Волгоград 2006 193с
6. Спивакова В.В. Специфика Дистанц формы обучения в образовательном процессе
журнал Известия Россиского гос. педагогического университета им.Герцена № 77.2008г
7.
Якушенок
Т.В..
Дистанционное
образование
как
способ
вторичной
социализации
личности. Опыт СГА :Социально-философский анализ : Дис. канд. филос. наук: М., 2005
173 c.