Напоминание

"Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже"


Автор: Бутенко Виталий Алексеевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Санкт-Петербургский экономический колледж СПБ ГБОУ СПО ПЭК
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Автор Бутенко Виталий Алексеевич Преподаватель Санкт-Петербургский экономический колледж СПБ ГБОУ СПО ПЭК Статья
Проблемы и перспективы дистанционного образования в колледже
Вхождение России в глобальное информационное пространство, революция в информационных технологиях требует специалистов нового поколения, способных к самостоятельному и творческому саморазвитию, профессиональной мобильности. Основная задача современного образования - обучение навыкам самообразования, что связано с поиском информации и ее обработкой. А это уже социальный заказ на новые формы образования. Одной из которых, является дистанционная форма обучения, в основе которой лежит самообразование, применение образовательных технологий, с соответствующим программно-методическим обеспечением и высоким профессионализмом преподавателей. Преимущества ДОТ- гибкость модульность дальнодействие, асинхронность, НИТ, ,социальность, охват, интернациональность. Первоначально дистанционное обучение существовало в основном для получения высшего или дополнительного образования. Но в последнее время вырос спрос на кадры со средним специальным образованием, а так же на постоянное повышение квалификации во многих отраслях. Развитие технологий, огромный поток информации, привели к тому что сегодня уже мало получить один раз профессиональное образование, чтобы оставаться востребованным на рынке труда, следует постоянно учиться. Дот дает возможность, не прекращая работать, не уезжая в другой регион для получения нужного образования повышать квалификацию либо получать дополнительное образование, востребованное на рынке труда. Контингент учащихся, получающих дистанционное образование, различен-это и выпускники школ, не имеющие возможности учиться на дневном отделении и взрослые работающие люди, имеющие семьи . Выбирая обучение в колледже-думают легче учиться, поступление без экзаменов, не задумываются насколько они готовы к самостоятельной работе, порой не дооценивают
свою общеобразовательную подготовку, усидчивость и другие личностные качества и тогда поступление становится недостаточно продуманным и взвешенным. Немалая часть поступивших прекращают свое обучение на первом курсе т.к при получении дистанционного образования как нигде необходима мотивация ,повышение активности учащегося. О необходимости вводного курса адаптации учащихся и студентов к использованию информационных технологий пишет Галченкова И.С. ..» изучение основ адаптации учащихся и студентов к использованию информационных технологий основывается на закономерностях процесса информатизации и его воздействия на социальные, физиологические и психологические структуры обучаемого..» В диссертации « Формирование готовности студентов к дистанционному обучению в образовательном процессе колледжа.» Деевой С.А. большое внимание уделяется адаптации студентов первого курса к условиям обучения. Исследования проводились на базе Краснодарского Педагогического колледжа № 1. На подготовительном этапе в колледже происходил предварительный контроль знаний и умений студентов в группах нового набора с целью определения: - уровня базовых знаний, умений и навыков предметной области, в т. ч. ИКТ- компетентности; - уровня развития учебных умений и навыков. — психологической готовности к самообразованию; И уже выявленные индивидуальные личные качества и умения будущего специалиста служат основой для разработки содержания обучения. Анализ данных результатов обучения позволяет провести коррекционные мероприятия со студентами и продолжить процесс формирования готовности их к дистанционному обучению. Но оно невозможно без мотивации-понимания учащимися, что получаемые ими знания и навыки будут основой в их будущей деятельности, т.е. без постановки целей и задач обучения. В новой модели обучения меняются роли и преподавателя и обучаемого. - в основе учебной деятельности — сотрудничество; активная роль учащегося. Преподаватель направляет и корректирует самостоятельную деятельность учащихся, а не дает готовый материал на лекциях. Педагогическое сопровождение самообразования студентов, основывается на уровне их знаний, личностных качествах, возрастных особенностях и подача учебного материала и м е т о д ы о р г а н и з а ц и и у ч е б н о й д е я т е л ь н о с т и д о л ж н ы э т о м у
соответствовать(индивидуальный темп изучения материала; корректировка обучения на разных этапах контроля и т.д.) Необходима обратная связь с преподавателем, взаимодействие между учащимися и преподавателем, например технология видеоконференций и другие коммуникативные технологии. Во время которых рекомендуют применение невербальных средств общения, таких как жесты, мимика, покашливания, контакт глазами и т. д. для педагогического воздействия. Расширяется возможность контроля за познавательной деятельностью учащихся( тесты рефераты, итоговые экзамены, творческие работы). Контроль качества ДО имеет принципиальное значение для успеха всей системы обучения и деятельности участников учебного процесса. Я как преподаватель истории вижу большие возможности ДОТ - это и электронные фонды библиотек, и компьютеризация музеев, мультимедийные технологий.(видео-лекции, видеоконференции….).,огромный выбор источников информации в сетях, и т.д. Гуманитарные дисциплины, особенно история, учат самостоятельно разбираться во множестве теорий и сведений из разных источников, видеть причинно-следственные связи между событиями, отстаивать свое мнение- а это уже основа познавательной деятельности. Глобальная информатизация влияет и на постепенную смену общественных настроений. Интересен социально-философский анализ Якушенок Т. В. О современных требованиях к образованию и социализации молодежи в условиях нынешней России и роль ДО в этом отношении. Феномен дистанционного образования рассмотрен как проявление глубинных закономерностей развития природы и общества. «Парадигма пассивности и иждивенчества, надежды на всесилие доброго государства, которое все знает, все понимает и обо всем заботится, постепенно, но неуклонно сменяется парадигмой личностной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности и веры в свои силы . ДО в силу своих технологических качеств представляет собой эффективную форму самообразования и, следовательно, профессионального,... и в этом качестве в наибольшей степени отвечает требованиям молодежной, или инновационной, социализации..».
литература 1. Галченкова И. С. Адаптация учащихся и студентов к использованию информационных технологий в дистанционном образовании : Дис. канд. пед. наук :Смоленск, 2004 196 c. 2. Данилов О.Е. Поздеева О.Г. Особенности дистанционного обучения //Проблемы и перспективы развития образования, материалы 5 международной науч. конф.(г.Пермь, март 2014) Пермь Меркурий 2014-с 34-37 3. Дубровская Ю. А. Педагогическое сопровождение самообразования студентов в условиях дистанционного обучения: Дис. канд. пед.наук : СПб., 2005 4. Найденова Н. Ю. Методы повышения эффективности управления познавательной деятельностью учащихся в условиях дистанционного обучения : Дис.канд.пед. наук Ставрополь 2005 107с 5.Спицын В. А. Дистанционное обучение в средних специальных учебных заведениях как фактор обеспечения качества подготовки специалистов Дис.канд.пед.наук Волгоград 2006 193с 6. Спивакова В.В. Специфика Дистанц формы обучения в образовательном процессе журнал Известия Россиского гос. педагогического университета им.Герцена № 77.2008г 7. Якушенок Т.В.. Дистанционное образование как способ вторичной социализации личности. Опыт СГА :Социально-философский анализ : Дис. канд. филос. наук: М., 2005 173 c.


В раздел образования