Автор: Маслова Дарья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Перефразировав знаменитую фразу Рене Декарта «Я мыслю,
следовательно, я существую», можно было бы сказать следующее: «Я
чувствую, следовательно, я живу». Наша жизнь невозможна без чувств и
эмоций, которыми она насыщена, ведь именно они задают вектор наших
дальнейших действий и влияют на наши мыслительные процессы. Они
влияют на все сферы нашей жизни, поэтому умение регулировать
собственное эмоциональное состояние является одним из важнейших
умений. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека в социуме
лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные
80% - это коэффициент эмоционального развития. Конечно, нельзя
недооценивать умственное и логическое развитие человека, ведь эти
процессы тесно взаимосвязаны с развитием эмоциональным и значительно
влияют друг на друга. Но человек, способный распознать собственные
чувства и эмоции, умеющий управлять разрушительными эмоциональными
состояниями, понимающий эмоции и чувства других и адекватно
оценивающий их, а как следствие - выстраивающий на основе этого
понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими, является
наиболее успешным в современном мире. Перечисленные выше навыки
являются основой не так давно сконструированного понятия
«Эмоциональный интеллект», введенного Д. Майер и П. Сэловей в 1990 году.
Сегодня существует множество теорий, описывающих эмоциональный
интеллект.
Д. В. Ушаков охарактеризовал структурные компоненты
эмоционального интеллекта и их значение следующим образом :
1. Идентификация собственных эмоций.
2. Управление эмоциями, связанное с проблемой самоконтроля, согласно
которой сдерживание эмоций приводит к различным проблемам со
здоровьем, а бесконтрольная эмоциональность, в свою очередь, затрудняет
межличностную коммуникацию.
3. Понимание эмоций, которое происходит через их осознание, что
подразумевает регистрацию эмоций в сознании.
У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки
по отношению к себе и окружающим; недостаточно выработаны
положительные черты характера, способствующие лучшему
взаимопониманию в процессе коммуникации; более выражена
ориентированность на метод переживания из-за недостаточно развитых
навыков общения в различных жизненных ситуациях, что особенно ярко
проявляется в период возрастных кризисов. Г.В. Цукерман и М.И. Венгер в
своих работах отмечают, что именно в младшем школьном возрасте
происходит активное формирование эмоционального интеллекта,- «ребенок
впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими,
разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках,
значимости конфликтных ситуаций». Е. П. Ильин утверждает, что «опираясь
на понимание своих эмоций и эмоций других людей, ребёнок получает
информацию о происходящих вокруг него событиях» и что первоисточником
становления эмоционально стабильной личности ребенка являются
отношения в семье. А.А. Осипова, в свою очередь, отмечает, что школа так
же является важным фактором развития эмоционального интеллекта, ведь
именно в школе ребенок начинает активно взаимодействовать с
окружающими и оценивать свои действия и поступки.
Таким образом, важно отметить, что особенно значимые предпосылки для
формирования эмоционально и социально зрелой личности ребенка является
младший школьный возраст. В связи с этим проблема развития
эмоционального интеллекта детей данного возраста приобретает все
большую актуальность, что, вероятно, и послужило включению задачи
развития социального и эмоционального интеллекта в число приоритетных
направлений существующего ФГОСа.
В микросистеме образовательных учреждений развитию
эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного цикла,
особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей
восприятие высших нравственных категорий, дающей возможность
формирования эмоционально-творческого отношения к миру и
мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой
художественного слова способна формировать у детей эмоционально-
личностное отношение к миру. На уроках литературы для решения задач,
связанных с формированием у младших школьников эмоционального
интеллекта, возможно использование следующих приемов:
Эмоциональная подача материала. Е. Н. Ильин, известный учитель-
новатор, изучив проблему отсутствия интереса современных школьников к
чтению, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой,
окрылить героем, обворожить писателем. Материалом для художественного
чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи,
презентации книг,
тексты
произведений, фрагменты биографии писателей
(если они важны для понимания творчества), поэтические произведения,
взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут
способствовать и специально подобранные музыкальные произведения,
которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или
выполнения творческих работ с целью создания настроения.
Совместный анализ литературных произведений. В процессе
обсуждения какого – либо произведения или героя, где участвует весь класс,
дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или
герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают,
что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от
других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая
эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются
в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный
мир и эмоциональный мир окружающих его людей.
Сочинение собственных сказок и рассказов. Все дети без исключения
любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки - это наилучший
способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных
произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в
реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям
способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже
скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них
осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.
Поэтические минутки. Во время урока всегда можно выделить время
на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об
их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания
интересны окружающим.
Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное
произведение. Участие в театральных постановках позволяет детям
полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в
предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков,
разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет,
объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все
чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети
смогут отыграть свои роли.