Напоминание

"Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения в начальной школе"


Автор: Маслова Дарья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №83"
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Перефразировав знаменитую фразу Рене Декарта «Я мыслю,

следовательно, я существую», можно было бы сказать следующее: «Я

чувствую, следовательно, я живу». Наша жизнь невозможна без чувств и

эмоций, которыми она насыщена, ведь именно они задают вектор наших

дальнейших действий и влияют на наши мыслительные процессы. Они

влияют на все сферы нашей жизни, поэтому умение регулировать

собственное эмоциональное состояние является одним из важнейших

умений. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека в социуме

лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные

80% - это коэффициент эмоционального развития. Конечно, нельзя

недооценивать умственное и логическое развитие человека, ведь эти

процессы тесно взаимосвязаны с развитием эмоциональным и значительно

влияют друг на друга. Но человек, способный распознать собственные

чувства и эмоции, умеющий управлять разрушительными эмоциональными

состояниями, понимающий эмоции и чувства других и адекватно

оценивающий их, а как следствие - выстраивающий на основе этого

понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими, является

наиболее успешным в современном мире. Перечисленные выше навыки

являются основой не так давно сконструированного понятия

«Эмоциональный интеллект», введенного Д. Майер и П. Сэловей в 1990 году.

Сегодня существует множество теорий, описывающих эмоциональный

интеллект.

Д. В. Ушаков охарактеризовал структурные компоненты

эмоционального интеллекта и их значение следующим образом :

1. Идентификация собственных эмоций.

2. Управление эмоциями, связанное с проблемой самоконтроля, согласно

которой сдерживание эмоций приводит к различным проблемам со

здоровьем, а бесконтрольная эмоциональность, в свою очередь, затрудняет

межличностную коммуникацию.

3. Понимание эмоций, которое происходит через их осознание, что

подразумевает регистрацию эмоций в сознании.

У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки

по отношению к себе и окружающим; недостаточно выработаны

положительные черты характера, способствующие лучшему

взаимопониманию в процессе коммуникации; более выражена

ориентированность на метод переживания из-за недостаточно развитых

навыков общения в различных жизненных ситуациях, что особенно ярко

проявляется в период возрастных кризисов. Г.В. Цукерман и М.И. Венгер в

своих работах отмечают, что именно в младшем школьном возрасте

происходит активное формирование эмоционального интеллекта,- «ребенок

впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими,

разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках,

значимости конфликтных ситуаций». Е. П. Ильин утверждает, что «опираясь

на понимание своих эмоций и эмоций других людей, ребёнок получает

информацию о происходящих вокруг него событиях» и что первоисточником

становления эмоционально стабильной личности ребенка являются

отношения в семье. А.А. Осипова, в свою очередь, отмечает, что школа так

же является важным фактором развития эмоционального интеллекта, ведь

именно в школе ребенок начинает активно взаимодействовать с

окружающими и оценивать свои действия и поступки.

Таким образом, важно отметить, что особенно значимые предпосылки для

формирования эмоционально и социально зрелой личности ребенка является

младший школьный возраст. В связи с этим проблема развития

эмоционального интеллекта детей данного возраста приобретает все

большую актуальность, что, вероятно, и послужило включению задачи

развития социального и эмоционального интеллекта в число приоритетных

направлений существующего ФГОСа.

В микросистеме образовательных учреждений развитию

эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного цикла,

особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей

восприятие высших нравственных категорий, дающей возможность

формирования эмоционально-творческого отношения к миру и

мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой

художественного слова способна формировать у детей эмоционально-

личностное отношение к миру. На уроках литературы для решения задач,

связанных с формированием у младших школьников эмоционального

интеллекта, возможно использование следующих приемов:

Эмоциональная подача материала. Е. Н. Ильин, известный учитель-

новатор, изучив проблему отсутствия интереса современных школьников к

чтению, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой,

окрылить героем, обворожить писателем. Материалом для художественного

чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи,

презентации книг,

тексты

произведений, фрагменты биографии писателей

(если они важны для понимания творчества), поэтические произведения,

взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут

способствовать и специально подобранные музыкальные произведения,

которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или

выполнения творческих работ с целью создания настроения.

Совместный анализ литературных произведений. В процессе

обсуждения какого – либо произведения или героя, где участвует весь класс,

дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или

герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают,

что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от

других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая

эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются

в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный

мир и эмоциональный мир окружающих его людей.

Сочинение собственных сказок и рассказов. Все дети без исключения

любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки - это наилучший

способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных

произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в

реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям

способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже

скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них

осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.

Поэтические минутки. Во время урока всегда можно выделить время

на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об

их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания

интересны окружающим.

Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное

произведение. Участие в театральных постановках позволяет детям

полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в

предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков,

разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет,

объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все

чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети

смогут отыграть свои роли.



В раздел образования