Напоминание

"Развитие чувства ритма у дошкольников"


Автор: Павша Наталья Петровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ДОУ №138
Населённый пункт: г. Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие чувства ритма у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Из опыта работы музыкального руководителя Н.П. Павша

ДОУ №138 г. Липецка

«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать

его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Следовательно,

одной из важных задач всестороннего развития ребёнка является воспитание

музыкальной культуры. Приобщая детей к разнообразным видам

музыкальной деятельности, мы развиваем общую музыкальность ребенка,

его музыкальные способности. Важным для становления музыкальности

является развитие чувства ритма.

Ритм - важнейшее средство музыкальной выразительности и первостепенное

в комплексе музыкальных способностей. Его сущность и восприятие

рассматривается в музыкальной теории, музыкальной психологии и

педагогике как совокупность составляющих его компонентов - темпа, метра,

ритмического рисунка и обуславливается эмоционально-образным

содержанием музыкального произведения. В переводе с греческого «ритм» –

соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке. Ритм,

в отличие от других важнейших элементов музыкального языка принадлежит

не только музыке, но и другим видам искусств – поэзии, хореографии и т.д.

Ритм в музыке — это её распределение во времени — последовательность

различных длительностей звуков. Н. И. Льговская даёт следующее понятие:

«Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя её

эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить её».

Поэтому формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога-

музыканта. Новейшие научные исследования в области музыкальной

педагогики и опыт многих дошкольных учреждений свидетельствуют о том,

что музыкальное воспитание оказывает влияние на всестороннее развитие

личности. Основоположником современной теории ритмического воспитания

явился швейцарский музыкант, педагог, пианист и дирижер Жак Эмиль

Далькроз (1865-1950), который считал, что ребёнку сначала надо пережить

то, что он впоследствии должен усвоить. Система ритмического воспитания

получила широкое распространение ещё в начале ХХ века. Его метод

сводился к тому, чтобы, используя специально подобранные тренировочные

упражнения, развивать у детей музыкальный слух, память, ритмичность,

пластичную выразительность движений. В основу системы Далькроза

положено понятие ритма как универсального начала. Ритм формирует тело и

дух человека, избавляет от комплексов, помогает осознать свои силы и

обрести радость жизни через творчество.

1

Его продолжателем стал немецкий композитор и педагог Карл Орф (1895-

1982). Большое внимание К. Орф уделял ритмическому воспитанию, основой

которого становятся движение, речь и игра на элементарных музыкальных

инструментах. В составную часть занятий входят гимнастические

упражнения, которые способствуют развитию чувства ритма через динамику

движений. Это разнообразные движения рук, локтей, кистей; ходьба -

медленная, быстрая, на пятках, носках, восьмерками, зигзагами с переменой

направления, остановками, поворотами, подскоками, прыжками,

приседаниями, покачиваниями; бег в ритме.

Для выработки чувства ритма используется также метод «вербального

эквивалента», т.е. усвоения ритмов через звучащее слово: воробей, кошечка,

кенгуру и т.д. Материалом могут служить цвета, имена и другие близкие

детям слова. До овладения игрой на музыкальных инструментах,

элементарное музицирование начинается с использования природных

«инструментов» - рук и ног. Карл Орф вводит в урок так называемые

«звучащие жесты» - хлопки, притопы, шлепки, щелчки. С их помощью дети,

разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим песням

и стихам. Из ритмизованных текстов К. Орф предлагает составлять

ритмические пьесы.

Для развития чувства ритма К. Орф использовал игру «эхо», где ритм,

заданный педагогом, точно воспроизводится ребёнком. Для развития

творческого начала и чувства формы, применялась игра «эхо-ответ» или «эхо

с продолжением», когда ребенок заканчивает фразу взрослого или

прохлопывает вариацию на неё. Исходным материалом «эха» может служить

и импровизация ребенка.

По мнению психолога Б.М. Теплова, восприятие музыки «совершенно

непосредственно сопровождается теми или другими двигательными

реакциями, более или менее точно передающими временный ход

музыкального движения…». Он указывал, что ритм в музыке воспринимается

не только слухом и сознанием, но и всеми клетками организма. Б. Теплов

выделял три основные музыкальные способности: ладовое чувство,

произвольное пользование слуховыми представлениями, ритмическое

чувство. При слушании музыки, у человека возникает интуитивная

потребность двигаться и даже дышать в ощущаемом ритме. Воздействие

ритма на слушателя очень сильно, и эмоциональный отклик на ритм является

как бы простейшим, первичным проявлением музыкальности.

Исследования учёных, занимавшихся изучением детей с проблемами речи (Л.

А. Венгер, Г. А. Волкова, В. А. Гринер и др.) обращали внимание на то, что у

дошкольников, имеющих речевые нарушения, наблюдалось недостаточное

развитие чувства ритма, вследствие чего отмечались нарушения слоговой

структуры слова и неритмизированная речь. В связи с этим проблема

развития ритмических основ у данной категории дошкольников всегда

оставалась актуальной.

2

Чувство ритма имеет ещё и эмоциональную природу. Ритм помогает

соединить слово, музыку и движение в специальных комплексных

упражнениях. А значит, под влиянием коррекционной работы они могут

совершенствоваться одновременно. Ритм формирует тело и дух ребёнка,

помогает ему осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.

Одновременно, ритм является также и основой правильного формирования

речи и её восприятия.

Учёные доказали, что под действием музыки у ребёнка изменяется тонус

мышц, ускоряются сердечные сокращения, снижается давление. Во время

слушания музыки у детей меняется электрическая активность клеток мозга,

улучшается память.

Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное и прямое

воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего

организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных

движений, активности, отдыха. Психологическое состояние личности имеет

свои непростые ритмы. Все эти состояния очень чувствительны к

музыкальным ритмам. Поэтому они имеют способность возбуждать и

успокаивать, лечить и разрушать. Воспитанием чувства ритма необходимо

заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных

элементов музыкальной речи, один из основополагающих элементов музыки.

Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию.

Действительно, развитие ритма у детей (не обладающих чувством ритма)

работа сложная, трудоёмкая. Под влиянием музыки, музыкальных

упражнений и игр при условии использования правильно подобранных

приёмов положительно развиваются психические процессы и свойства

личности, чище и грамотнее становится речь.

Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки – важная

задача. Поэтому свою работу целесообразно строить на следующих основных

принципах:

Принцип личностной направленности педагога, который создаёт

оптимальные условия для музыкальной деятельности. Тщательный отбор

материала должен соответствовать возрастным особенностям ребёнка.

Принцип интеграции определяется в различных направлениях

воспитательной работы и видами музыкальной деятельности детей.

Принцип максимального использования от простого к сложному развивает

потенциал ребёнка в музыкальном развитии и корректирует речевые

нарушения.

Эффективно использование в работе речевых игр.

Речевые игры – важная форма творческой работы с детьми в развитии речи и

в певческой деятельности. Артикуляционные упражнения, голосовые и

3

речевые игры способствуют эффективной работе над дикцией,

звукообразованием, развивают метроритмическое чувство детей дошкольного

возраста. Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым.

Общность выразительных средств речи и музыки (ритма, темпа, тембра,

динамики, артикуляции, формы), доступность и привлекательность речевой

импровизации является основой для творческой деятельности детей.

Использование речевых игр на занятиях, а также дома позволяет детям с

раннего возраста овладевать полным комплексом средств музыкальной

выразительности.

Идея использования речевых игр в музыкальном воспитании принадлежит

известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. Речевые игры и

упражнения могут сопровождаться звучащими жестами (хлопками,

притопами, шлепками, щелчками), движениями, игрой на детских

музыкальных инструментах: шумовых, металлофонах, дудочках, свистульках.

Жестикуляция, мимика, пластика, голосовые импровизации в речевой игре

превращают ее в театральную игру, способствуют импровизации и

раскрытию творческого потенциала детей.

Применение речи в обучении музыке — один из важнейших педагогических

принципов К. Орфа. Он состоит не столько в самом факте использования

речи, сколько в концептуальном подходе к ее роли и значению в

первоначальном обучении музыке. Речевой слух — одна из основ слуха

музыкального. Ребёнок учится пользоваться выразительными средствами,

общими для речи и музыки. К ним относятся темп, ритм, регистр, тембр,

звуковысотный рисунок мелодии, артикуляция, штрихи, а также динамика.

Почти все выразительные средства музыки оказываются доступны для

изучения и практического использования в речевых упражнениях детьми

самого раннего возраста. Речевые упражнения как основа первоначальной

музыкальной тренировки — одна из очень удачных находок Орфа.

Слушаю – двигаюсь – пою – понимаю – говорю – такова логика постижения

ребенком музыкального языка.

Цель вокально-речевых игр — развитие у детей ладового чувства,

звуковысотного, динамического, тембрового слуха и чувства ритма в

процессе музыкально-речевого интонирования. Речь идёт об интонационном

отражении тех или иных эмоций (удивление, важность, нежность, злость,

радость, грусть и т. д.).

Данные игры способствуют развитию музыкально-сенсорных способностей

детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции. В данном случае

особое внимание уделяется формированию естественного звучания голоса,

звуковой культуры речи и пения (звукообразование, дикция),

предусматривается развитие интонационной выразительности речи,

обогащение активного словаря и эмоционального воображения.

4

Художественное моделирование высотных, ритмических и динамических

соотношений звуков с помощью голоса позволяют ребёнку прочувствовать

интонационный смысл музыкального звучания и открыть целый ряд

ассоциативных ощущений. Такая деятельность позволяет дошкольнику

выявить воображаемые свойства обследуемых объектов в игровой ситуации и

образно ощутить себя в их роли. Это обусловлено тем, что детям

дошкольного возраста свойственно одушевлять, «оживлять» неживые

объекты действительности.

В начале всякого музыкального упражнения, как ритмического, так и

мелодического, считал Орф, стоит речевое упражнение. Ритмизованная речь

получила в концепции Орфа название «речевых упражнений и игр». Ими

обогащается не только музыкальное воспитание, но и преподавание родного

языка и даже иностранного. Речевые упражнения — это ритмические

декламации стихотворного и прозаического текста.

Ровное, метро-ритмичное декламирование отдельных слов, затем цепочек из

слов, небольших диалогических текстов — вот вехи развития чувства

метроритма в речевых упражнениях.

Базой для речевых упражнений служит, как правило, детский фольклор:

считалки, дразнилки, кричалки, потешки, прибаутки, заклички, присказки,

имена, рифмы. Опора на истинные ценности, прошедшие испытание

временем и понятные, близкие в своей основе детям, была особой заботой

Орфа. Именно поэтому выбор пал на фольклорные образцы.

Речевые упражнения — наиболее доступное и первейшее средство развития

предпосылок умения импровизировать. Самая первая импровизация в

концепции Орфа — это словесная фантазийная игра, запускающая сам

механизм спонтанной изобретательности, находчивости, тесно связанный с

быстротой реакции, активностью восприятия.

Инструментальное сопровождение речевых упражнений дает

дополнительные возможности для различных интерпретаций.

Главенствующая роль по праву принадлежит «звучащим жестам».

В теле человека содержится и заключено все, что необходимо для

продуцирования и исполнения музыки. Разнообразие тембров, возникающих

при ударе ладонями по его различным частям, вполне соотносимо с

ансамблем ударных инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по

бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами и др.

Координационно – подвижные игры крупномасштабно (через всё тело)

дают ощущение музыкальной динамики, темпа, исполнительского штриха,

речевого и пластического интонирования, что является их музыкальным

содержанием. Условно их можно разделить на следующие группы: -

коммуникативные, - игры команды; - пластико – ритмо- речевой театр.

5

Перечисленные разновидности разнопланово пронизаны идеей координации,

которая выступает в них в роли двигательного «аккомпанемента»,

стимулирует развитие ловкости, точности, реакции, ритма, воспитывает

ансамблевую слаженность – все то, что необходимо для развития

музыкальности.

Во время исполнения движений мы используем различные шумовые и

ударные инструменты, которые задают ритм и украшают движение

Алгоритм работы с музыкально-речевыми играми.

1. Устанавливается метрическая пульсация, используя звуки своего тела -

«звучащие жесты», вместе с детьми выполняются: шлепки по коленям, удары

сжатыми кулачками, указательными пальцами, тихими хлопками и т.д.

2. На этом фоне начните выразительно и ритмично декламировать текст

(другие виды аккомпанемента в звучащих жестах разучивайте позднее).

3. Затем предложите детям повторять за вами слова по фразам,

играя в «Эхо».

4. При повторении речевой игры предложите детям декламировать текст по-

разному: громко, как рассказчик; тихо, как ябеда, писклявым голосом; басом

и т.д.

5. Добавить движения: шаги по залу в рассыпную, по кругу с различными

вариантами остановок, приседаний, поворотов, движение змейкой.

6. Исполнению различных вариантов звучания партитур — «звучащих

жестов».

7. Для продолжения музыкальной мысли и РАЗВИТИЯ ФОРМЫ

предлагаются варианты соло, которые, на самом деле, должны быть

спонтанными импровизациями. Предварительно обозначив с детьми время

игры - 8 метрических пульсов-щелчками.

Описание игр и упражнений для развития чувства ритма.

Ритмическое упражнение «Ранним утром» (Т. Э. Тютюнникова)

Ранним утром на рассвете,

Шух- шух- шух,

То ли аист, то ли ветер,

Шух- шух- шух,

Пролетел среди берёз,

Ффуууу!

Первая группа детей – шлепки по

ногам,

вторая группа детей – «шуршат

ладошками».

Первые – шлепки по ногам,

вторые - «шуршат» ладошами.

Первые – изображают «крылья»,

вторые – звукоимитация голосом.

Первые – пальчик указательный к

губам,

6

Новость новую принёс,

Ффуууу!

И по лесу тут же слухи,

Ссшшш!

Полетели точно мухи,

Зззззз!

Покатился лесом гул:

Ггуууу!

И г р у

н е о б х о д и м о

сопровождать

звучащими

жестами,

затем

можно

использовать

музыкальные

инструменты.

вторые – звукоимитация голосом.

Первые – друг к другу «шепчутся»,

вторые – звукоимитация голосом

Машут мелкими «крыльями»

первые,

вторые – звукоимитация голосом.

Первые – нарисовать руками

большой круг,

вторые – звукоимитация голосом.

Ритмическое упражнение “Уточки”

Наши уточки с утра:

кря-кря-кря (поют дети)

кря-кря-кря (звуки инструмента)

Наши гуси у пруда:

га-га-га (поют дети)

га-га-га (звуки инструмента)

Наши курочки в окно:

ко-ко-ко (поют дети)

ко-ко-ко (звуки инструмента)

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее.

Продолжая развивать взятую попевку на следующем занятии, ставим перед

детьми задачу узнать её по мелодии, спеть её, прохлопать ритм. И после того,

как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на

инструменте. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне:

7

играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на

группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу.

Игра с раздаточным материалом “Определи по ритму”.

Каждый ребёнок загадывает свой образ: капель, часы, гром, самолёт, машина,

поезд и т.д. и передаёт его звучание в определённом ритме на выбранном им

самим инструменте. Другие дети отгадывают эту загадку, находя сам предмет

или карточку с его изображением. Выигрывает тот, чьи загадки будут

разгаданы.

Использование в работе стихотворного ритма.

Упражнения по ритмодекламации, скороговорки, речевые игры со звучащими

жестами – это способы, которые очень помогают в развитии музыкально –

ритмических способностей дошкольников, в устранении дефектов речи,

развитию артистических способностей.

Ритм, пульсация, движение, действие – по сути своей характеристики одного

и того же. В течение не одного десятка лет педагоги используют движение

как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических

системах музыкального воспитания движению отводилось особое место, так

как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать

тело, но и развивать духовный мир человека. Для целостного восприятия

музыки необходим ритм. Если у человека с детства не развито чувство ритма,

он будет неполноценно воспринимать музыку, т.е. у него будет страдать

«музыкальная культура».

«Игры с именами» имеют особую ценность для личностного становления

детей, хотя носят и прикладной характер – помогают в развитии чувства

ритма, внимания, способности к импровизации и т.д. Игры с именами

являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребенку

представить себя в различных ролях, «примерить» на себя эти роли, найти

свой образ, свой стиль. В этих играх каждому ребенку уделяется внимание

других участников игры: представленный им образ тут же копируется

другими детьми. Этот прием позволяет ребенку не только увидеть себя со

стороны, но и ощутить свою значимость в коллективе. Кроме этого, звучание

собственного имени из уст окружающих вызывает положительные эмоции и

настраивает на доброжелательные отношения с ними. Громкое, четкое

произношение своего имени помогает ребенку справиться с робостью,

почувствовать свои силы и уверенность в себе.

Используются различные методы и приемы развития музыкально-творческих

способностей детей:

● Ритмичное декламирование текста, сопровождаемое звучащими жестами,

шумовым аккомпанементом, игрой на ДМИ.

8

● Мимическое и пантомимическое обыгрывание текста в различном

тембровом и фактурном оформлении;

● Использование двигательной реакции детей в педагогических целях в

освоении музыкального языка, в развитии звуковысотного, ритмического,

ладового слуха, творческого использования любого музыкального

инструмента.

● Координационно – подвижные игры коммуникативные, выполняющие

психотерапевтические задачи развития социальной адаптации ребенка, игры

команды; пластико – ритмо - речевой театр.

● Импровизации с именами детей, представление их по-новому в жесте,

мимике, интонации под звучащую музыку.

Проанализировав методики, и, исходя из собственных возможностей,

особенностей режима работы нашего детского сада, сетки занятий,

технического и наглядного оснащения; переработав материал, мы выбрали те

разделы, которые по сложности соответствуют возможностям детей 3 - 6лет.

Ритмодекламация – игры с именами, речевые игры

Музыкально-речевые игры – развивающие творчество

Элементарное музицирование – учебное музицирование, творческое

музицирование, концертное музицирование

Музыкальные импровизации – вокальные, танцевальные, пластические,

инструментальные

1. «Поиграй на своём инструменте. Изучи, какие в нем живут звуки,

постарайся найти разные» (возможна работа проводится со всей группой

одновременно).

2. «Сыграй музыку на инструменте, как ты чувствуешь.

представляешь» (свободные импровизации соло по кругу).

3. «Будь дирижёром, покажи ребятам-музыкантам так, чтобы они поняли, как

сыграть музыку, какую ты хочешь» (ребёнок дирижирует оркестром из 3-4

шумовых инструментов, которые солируют по очереди).

4. «Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть на них «музыку

дождя», «песню ветра», «танец ежика», «солнечный свет», «твое сегодняшнее

настроение», «радостную мысль». Попробуйте сыграть.

5. «Попробуй подобрать инструменты и озвучить стихотворение»

(используется метод наложения свободной в метроритмическом отношении

импровизации на поэтический текст).

9

Современное понимание проблемы музыкального обучения детей

предполагает вовлечение их в процесс общения с музыкой на основе

деятельности и музыкально – творческой игры, а не теории. Действие,

умение делать что-либо всегда являлось единственно надежным

фундаментом усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще

древним китайцам: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и

понимаю».

Очень важно помочь детям найти свое место в нашем мире и вырасти потом в

успешных взрослых людей.

Уделяя большое внимание в своей работе развитию чувства ритма и

метроритмического чувства, мы стремимся к поиску качественного,

эффективного, продуктивного взаимодействия с детьми. Музыкально-

речевые игры как трамплин для развития музыкально-ритмических

способностей, способствующих общему развитию: умственных

способностей, психических процессов - мышления, памяти, внимания,

слухового восприятия, ассоциативной фантазии, развития мелкой моторики,

двигательной реакции, что очень важно для детей дошкольного

возраста. Чувство ритма даёт возможность и шанс каждому ребёнку

выразить себя, показать своё отношение к музыке, а воспитание с помощью

музыки формирует духовно богатый мир ребёнка, помогает стать ему

творческой, всесторонне-развитой личностью.

Используемая литература:

1. И. Каплунова, И. Новоскольцева. Этот удивительный мир. СПб.:

Композитор, 2005.

2. Т.Э. Тютюнникова. Педагогика сотрудничества. Дошкольное

воспитание №5/2000г.

3. Т.Э. Тютюнникова. Движение и музыка. Дошкольное воспитание №4/1999г.

4. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1988

5. Н.А. Ветлугина. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.:

Просвещение, 1982

6. Журналы «Дошкольное образование» № №14, 15, 17 за 2005г.

7. Журналы «Музыкальная палитра» за 2007 – 2015г.г.

10



В раздел образования