Напоминание

Диагностический материал, используемый для обследования детей с ОВЗ 7 – 18 лет


Автор: Николенко Ирина Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КГКОУ "Школа - интернат № 19"
Населённый пункт: п. Березовый, Солнечный район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Диагностический материал, используемый для обследования детей с ОВЗ 7 – 18 лет
Раздел: дополнительное образование





Назад




Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 19»

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ

КГКОУ ШИ 19

ДЛЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ 7 – 18 ЛЕТ

Выполнили:

Николенко Ирина Сергеевна

Учитель-дефектолог

Соковина Галина Григорьевна

Учитель-дефектолог

Самар Мария Евгеньевна

Учитель-дефектолог

Комарова Дарья Олеговна

Учитель-дефектолог

Смалева Наталья Александровна

Учитель-дефектолог

п. Березовый

2019 г.

1

Содержание

Введение …………………………………………………………………………………………..4

Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной

психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 7 – 10 лет…………….19

Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной

психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 11 – 14 лет……………26

Содержание и описание диагностического материала, используемого государственной

психолого-медико-педагогической комиссией при работе с детьми 15 – 18 лет……………33

Литература………………………………………………………………………………………...39

Приложения……………………………………………………………………………………….41

2

Введение.

Коллективно

специалистами

ГКГОУ

ШИ

19

п.

Березовый

проанализировав

и

систематизировав

диагностический

материал,

позволяющий

провести

экспресс-диагностику

в

течении

30-40

минут

с

детьми от 7 до 10 лет, от 11 до 14 лет и от 15 до 18 лет, и выявить недостатки

в развитии.

Данный материал помогает определить дальнейший образовательный

маршрут в соответствии с психофизическими возможностями ребенка, что

позитивно отражается на его будущем.

В основе диагностического материала лежат методики Забрамной С.Д.

и Стребелевой Е.А. Кроме того, систематизируя диагностический материал,

авторы опирались на следующие

принципы, ранее описанные в трудах

ведущих специалистов (Л.С.Выготский, В.И.Лубовский и т.д.):

-

Системный

подход

к

диагностике

психического

развития

ребенка

опирается на представление о системном строении психики и предполагает

анализ

результатов

психической

деятельности

ребенка

на

каждом

из

ее

этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики

предполагает не только выявление отдельных нарушений, но и установление

взаимосвязей между ними, иерархии выявленных нарушений. Очень важно,

чтобы были обнаружены не только явления негативного характера, но и

сохранные функции, и положительные стороны личности, которые составят

основу для коррекционных мероприятий.

- Динамический подход к изучению ребенка предполагает прослеживание

изменений,

которые

происходят

в

процессе

развития,

а

также

учет

возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования,

выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения.

Необходим

учет

текущего

состояния

ребенка,

возрастных

качественных

новообразований, а также их своевременная реализация. Очень важен учет

возрастного фактора при осуществлении диагностического обучения, которое

организуется

только

в

пределах

тех

заданий,

которые

доступны

детям

данного возраста.

- Выявление и учет потенциальных возможностей ребенка. Этот принцип

опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального

и ближайшего развития. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны

ближайшего

развития

определяют

возможности

и

темп

усвоения

новых

знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе сотрудничества

ребенка со взрослым при усвоении новых способов действий.

-

Качественный

анализ

результатов

психодиагностического

изучения

ребенка включает следующие параметры:

3

отношение к ситуации обследования и заданиям;

способы

ориентации

в

условиях

заданий

и

способы

выполнения

заданий;

соответствие

действий

ребенка

условиям

задания,

характеру

экспериментального материала и инструкции;

продуктивное использование помощи взрослого;

умение выполнять задание по аналогии;

отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке

своих достижений.

Качественный

анализ

результатов

психодиагностики

не

исключает

количественной оценки результатов выполнения отдельных диагностических

заданий.

4

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 7 до 10 лет

(по этапам обследования)

1.

Установление контакта.

Цель:

снятие

эмоционального

напряжения,

волнения,

страха

перед

исследователем;

установление атмосферы доверия и взаимопонимания.

Средства, облегчающие установлению контакта:

беседа,

в

которой

подчеркивается

интерес

к

личности

ребенка,

его

интересам и предпочтениям.

Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность

заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать)

Диагностический материал: бумага, карандаш.

При беседе задаются вопросы.

Оценка результатов первого этапа:

Не испытывают волнения, поведение их и требования чаще спонтанны.

Внимание пассивное.

Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

2.

Оценка общей осведомленности.

Цель:

Исследование

экспрессивной

диалогической

речи,

богатства

лексики,

конструкций предложений и умение понимать связную речь.

Оценка контактности, коммуникабельности.

Исследование запаса знаний и представлений об окружающем мире.

Оценка эмоциональности, мимики.

Исследование интонационного строя речи.

Изучение общей и социальной ориентировки, а так же ориентировка во

времени и пространстве.

Оценка уровня познавательных интересов и их направленности.

Используемые диагностические приемы:

ряд вопросов, способных

выявить

качество

речи,

запас

знаний

и

представлений,

направленность

познавательных интересов, умение использовать имеющийся запас сведений

и представлений и передать его в форме связной речи.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

-Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе было год назад?

5

- Сколько тебе будет через 1, 2 года?

- Какое сейчас время года?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Можно ли кататься на санках летом? Почему?

- Когда ты завтракаешь: вечером или утром?

- Можно ли купаться зимой? Почему?

- Сколько дней в неделе?

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

- Что такое транспорт?

- Что такое листопад? «Золотая осень»?

- На какой свет светофора переходят улицу?

Оценка результатов

Обнаруживают низкую общую осведомленность.

Помощь принимают плохо.

От работы быстро переключаются на игры.

Речь

бедна,

невыразительна,

грамматически

неправильна.

Интерес

к

вопросам формальный. Мимика оживляется при переходе к игре.

Запас знаний и представлений об окружающем мире значительно ниже

возрастной нормы.

3.

Понимание сюжетной картинки со скрытым смыслом.

Цель:

Исследование качества внимания.

Исследование умения выделять объект восприятия из общего фона.

Исследование умения устанавливать причинно – следственные связи,

заложенные в основе понимания сюжетных картин.

Исследование умения устанавливать пространственно – временные

отношения.

Исследование эмоционального отношения к событиям, изображенным на

картинках.

Исследование способности описать словесно сюжет картинок, составить

по ним рассказ.

Диагностический материал:

Предлагаются картинки: (Приложение №1).

Для ребенка в 7-8 лет – сюжетная картинка «Игрушки убежали»

Для ребенка в 8,5-9 лет - сюжетная картинка «Лентяйка»

6

Для ребенка в 9-10 лет - сюжетная картинка «В автобусе»

Процедура исследования:

1.

Ребенку предъявляется картинка.

2.

Его просят тщательно рассмотреть ее и сказать, что за событие на ней

изображено, кто его участники, кто главный герой изображенного

события.

3.

Определить, какова его роль в происшедшем и роль второстепенных

действующих лиц. Ребенок должен дать характеристику основному

действующему лицу и его поступку.

Оценка результатов

Воспринимают сюжет искаженно, помощь использовать продуктивно не

могут.

Легко меняют описываемый сюжет, допускают нелепости, грубые

противоречия. Рассказ в форме односложных ответов на вопросы не

отражает сюжета.

Работают с картинкой без интереса, эмоциональной реакции.

4.

Осмысление конфликтных изображений нелепиц.

Цель:

Исследование сохранности внимания, восприятия и представлений

Диагностический материал:

Картинки - нелепости: (Приложение № 2).

Для детей в 7-8 лет – картинка «Дождик»

Для детей в 8-9 лет – картинка «Рыболов»

Для детей в 9-10 лет – картинка «Водолаз»

Процедура исследования:

1.

Ребенку предлагается картинка с нелепостями.

2.

Ему предлагают картинку внимательно рассмотреть и решить, все ли

правильно нарисовал художник.

3.

Просят назвать и показать, что нарисовано неправильно.

4.

При указании ребенком на те или иные неправильности на рисунке, его

просят объяснить, в чем неправильность и как должно быть нарисовано

на самом деле.

5.

Учитывается количество отмеченных нелепостей и его отношение к

общему количеству нелепостей.

Оценка результатов

1.

Самостоятельно с работой не справляются, требуется не только помощь

в

форме

краткого

описания

сюжета,

но

постоянное

побуждение

к

поиску, активизация внимания.

2.

Быстро наступает отказ от работы.

3.

Эмоциональная реакция в форме нетерпения, недовольства, протеста.

7

5.

Исключение предметов и понятий, не подходящих по существенным

признакам к остальным в предложенной группе.

Цель:

Оценка способностей к обобщению.

Оценка способностей вербально – логическому мышлению.

Оценка умения устанавливать закономерности.

Оценка обучаемости.

Диагностический материал:

Таблицы с изображением 4-х предметов, один из которых отличается от

остальных

по

существенному

признаку,

а

3

предмета

имеют

общие

существенные признаки, на основании которых могут быть обобщены и

названы обобщающим словом (Приложение №3).

Процедура проведения:

1.

Ребенку предлагается рассмотреть таблицу с 4-мя предметами.

2.

Ему объясняется, что три из изображенных предметов сходны между

собой и их можно назвать одним словом, а 4-й предмет к ним не

подходит, т.е. не такой как все остальные: он лишний.

3.

Ребенку предлагается найти этот предмет, назвать его и объяснить,

почему он лишний.

Оценка результатов

1.

Проводят исключения по второстепенным или случайным признакам.

Помощь практически не эффективна.

2.

Если

случайно

оказывается

адекватным

выбор

слова,

подлежащего

исключению, то объяснение бывает неверным, часто нелепым. Этим

детям трудно бывает объяснить, чем обусловлен выбор исключаемого

слова и чем объединены остальные.

3.

Интерес к работе низкий, формальный.

6 . Понимание содержания литературных текстов.

Цель:

Исследование способности понимания скрытого смысла текста;

Исследование умения воспроизведения прочитанного рассказа в

логической

последовательности;

Исследование умения делать выводы, устанавливать причинно -

следственные связи;

Исследование общей осведомленности;

Исследование представлений.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются: (Приложение №4).

8

Для детей 7-8 лет - рассказ «Сережа заболел»

Для детей 9-10 лет – рассказ «Волк и коза»

Процедура диагностического исследования:

1.

Ребенка просят внимательно прослушать рассказ и пересказать его.

2.

Просят объяснить, в чем смысл действий героев и последствия их

действий.

3.

Попытаться объяснить поучительную сторону рассказа (чему учит?).

Оценка результатов

1.

В лучшем случае при наводящих вопросах и совместном разборе

понимают незначительную несущественную часть рассказа.

2.

Смысл же понять не могут и оказываемая им помощь неэффективна.

7 . Составление рассказа по серии картинок, объединенных единым

сюжетом.

Цель:

1.

Исследование способности устанавливать причинно-следственные

отношения;

2.

Исследование способности устанавливать пространственно-временные

отношения;

3.

Исследование способности составлять связный рассказ по серии

картинок.

Диагностический материал:

Набор из последовательных изображений, объединенных одним сюжетом:

Приложение № 5

1.

Для детей 7 лет - серии сюжетных картин: «Обед», «По ягоды»

2.

Для детей 8 лет - серии сюжетных картин: «Злая собака» Для детей 9

лет – серии сюжетных картин «Щенки», «Курица и ворона» Для детей 10

лет – серии сюжетных картин «На заставе», «Лиса и козел»

Процедура проведения:

1.

Ребенку предлагается набор картинок, объединенных единым сюжетом.

2.

Затем ему предлагается рассмотреть всю серию картин, догадаться о чем

они рассказывают и разложить в логический ряд, отражающий сюжет

рассказа.

3.

После чего ребенку предлагается составить по разложенной серии картин

связный рассказ.

Оценка результатов

1.

Выкладывают картинки без учета логических связей.

2.

Интереса к работе не испытывают, описывают конкретно по каждой

картинке, допускают фантазирование, нелепости при их описании.

3.

Помощь не принимают.

9

8 . Исследование способности проводить сравнения предметов или

понятий по существенным признакам.

Цель:

Исследование умения выделять существенные признаки предметов и

понятий;

Исследование умения объединять предметы и понятия в группы по

существенному признаку;

Исследование умения проводить сравнения с опорой на существенные

признаки по линии сходства и различия;

Оценка сформированности способности к проведению операции

сравнения.

Процедура исследования:

1.

Ребенку предлагается сравнить. Приложение № 6

2.

Предлагается вопрос: “ Скажи, чем похожи и чем отличаются?»

3.

Например: мяч и арбуз, собака и волк, птица и самолет, вода и молоко,

дождь и град, печь и солнце, курица и ворона, девочка и кукла, кошка и

белка, озеро и река, остров и полуостров и др.

Оценка результатов:

1.

Задание не осмысливают, сравнения проводят по случайным и

второстепенным признакам или не проводят вообще.

2.

Все виды помощи ими не принимаются.

9. Исследование школьных знаний.

Цель:

Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с

программой.

Материал:

Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной

программе (Приложения №7).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней

задания.

Анализ результатов

1.

Выполняют совместно, частично.

2.

Помощь использовать не могут.

3.

Перенос на анологичные задания не осуществляют.

4.

Задания часто выполняют формально.

5.

Мотивация слабая.

10

Содержание и описание диагностического материала

при обследовании детей с 11 до 14 лет

(по этапам обследования)

1. Исследование общей осведомленности.

Цель:

Определить

запас

знаний

и

представлений

об

окружающей

действительности.

Сделать

вывод

о

соответствии

его

возрастной

норме

и

полученному

образованию.

Используемые диагностические приемы:

Ряд

вопросов,

способных

выявить

качество

речи,

запас

знаний

и

представлений,

направленность

познавательных

интересов,

умение

использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в

форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предъявляются следующие вопросы:

-Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Сколько тебе будет лет, когда ты станешь в 2,3 раза старше?

- Назови весенние месяцы? (осенние, зимние).

- Назови 3-й месяц.

- Назови 3, 10 день недели.

- На какой руке у тебя больше пальцев?

- Какие ты знаешь хвойные деревья? Лиственные? Фруктовые?

- Какая разница между фруктами и ягодами?

- Каких ты знаешь перелетных птиц? Почему они улетают в другие края?

- Какие ты знаешь города? Какая столица нашей родины? Какой главный

город нашей области?

- Почему заяц летом серый, а зимой белый?

- Что делают врач, учитель, повар?

- Зачем ходят на рыбалку, охоту, в поход?

- Каких ты знаешь насекомых?

Анализ результатов

Обнаруживают полную несостоятельность в работе.

Не понимают, что от них требуется.

Помощи не принимают, уклоняются от работы.

2.

Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

Цель:

Оценка качества восприятия.

Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

Оценка

способности

определять

эмоциональное

состояние

героев,

их

мысли, чувства.

11

Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения,

лежащие в основе ситуации.

Диагностический материал: (Приложение № 9).

Для детей 11 лет – предъявляются картинки «Опять двойка»

Для детей 12 лет – предъявляются картинки «Секрет»

Для детей 13 лет – предъявляются картинки «Случай во дворе»

Для детей 14 лет – «Футболист»

Процедура обследования:

1.

Ребенку

предъявляются

сюжетные

картины,

с

просьбой

внимательно

рассмотреть их и сказать, что на них произошло.

2.

Просят раскрыть смысл изображенного. Задается серия последовательных

вопросов.

3.

Предлагается дать оценку героям и их действиям.

Анализ результатов

С заданием практически не справляются.

Осмысливают картинку конкретно.

Помощь не принимают.

3.

Исследование восприятия и понимания картин с нелепыми

сюжетами.

Цель:

- Оценка качества внимания и восприятия.

- Оценка запаса знаний и представлений об окружающем мире.

- Возможности выявления нелепостей.

- Оценка эмоционального восприятия, понимания юмористической стороны

задания.

- Оценка чувства юмора.

Диагностический материал: Приложение № 10

Предъявляют картинки:

- Для детей 11 лет – картинка-нелепость «Водолаз»

- Для детей 12 лет – картинка-нелепость «Летний день»

- Для детей 13 лет – картинка-нелепость «Зимний лес»

-Для детей 14 лет – картинки-нелепости «На море»,

Процедура обследования:

1.

Ребенку предъявляют картинку с нелепым изображением.

2.

Затем предлагают картинку рассмотреть и отметить, чем она интересна,

назвать элементы нелепостей.

3.

Просят оценить эмоциональное состояние ребенка при рассматривании

картинки.

Анализ результатов

12

Не отмечают нелепого характера изображений. Эмоциональная реакция

отсутствует.

Описывают конкретно изображенное на картинке.

4.

Исследование способности проводить исключения предметов и

понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным

признакам.

Цель:

Оценка

умения

выделять

в

предметах,

понятиях

их

существенные

признаки и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить

анализ и синтез.

Оценка категориального мышления.

Способность

речевого

обобщения

предметов

на

основе

выделенных

признаков.

Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

1.

Перед

ребенком

кладут

таблицу,

в

каждой

строке

которой

5

слов

(Приложение № 11).

2.

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между

собой. Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является

лишним. Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно

не подходит ко всем остальным.

3.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

4.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

Анализ результатов

Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна.

Задания непосильны.

5.

Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

Оценка

способности

находить

существенные

признаки

и

мысленно

синтезировать их по принципу аналогии.

Оценка умения устанавливать закономерности.

Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

1.

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой

части

листа)

дан

образец,

по

которому

проводится

сравнение

и

устанавливаются определенные закономерности.

2.

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой),

которые

должны

быть

проанализированы

на

основе

существенных

признаков, заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом

(Приложение № 12).

13

Анализ результатов

Это задание не понимают.

Большая по объему помощь остается неэффективной.

6.

Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются: Приложение № 13

Для детей 11 лет - рассказ “Жадная собака”

Для детей 12 лет – рассказ "Лев и лиса"

Для детей 13 лет – рассказ "Осел и муравей"

Для детей 14 лет – рассказ “Голодный человек”

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

Анализ результатов

Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не

эффективной.

7.

Восприятие и понимание серии картин, связанных единым

сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал: (Приложение № 14)

Детям 11 лет – предлагаются серии: «Трусиха», «Случай на реке»

детям 12 лет – предлагается серия: «Ежик»

детям 13 – 14 лет – предлагается серия: «Фермер»

Процедура обследования:

1.

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом.

Ему

предлагают

внимательно

рассмотреть

их,

догадаться,

о

чем

они

рассказывают.

14

2.

Затем

предлагают

разложить

картинки

в

о п р е д е л е н н о й

последовательности

с

учетом

смысловой

связи

и

составить

по

ним

связный рассказ.

Анализ результатов

Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их

конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

8.

Оценка умения выделять существенные признаки предметов при

проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной

деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям

дается

задание:

«Послушай

и

скажи,

в

чем

сходство

и

различие

названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: волк и собака; кошка и белка; валенки и

тапочки и др.

Анализ результатов:

Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

9.

Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Оценка абстрактного мышления у детей с 12 лет.

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний,

поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

- Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

Например: старый друг, светлая голова, золотое сердце, ядовитый человек,

каменное сердце, ежовые рукавицы (Приложение № 15).

Анализ результатов

Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение

№ 24).

15

Примеры поговорок:

- «Как аукнется, так и откликнется».

- «Шило в мешке не утаишь».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

Примеры пословиц:

- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

Анализ результатов

Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы

и оказываемая им помощь оказывается неэффективной.

10.Исследование школьных знаний.

Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с

программой.

Материал:

Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной

программе (Приложение № 16).

Процедура проведения:

Ребенку

предъявляют

карточку

и

просят

выполнить

находящиеся

в

ней

задания.

Анализ результатов

Выполняют совместно, частично.

Помощь использовать не могут.

Перенос на аналогичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

Методика «Домик»

Н. И. Гуткина

(произвольность внимания)

Цель: оценка уровня произвольности внимания.

Возраст: 5-10 лет.

Инструкция:

«Перед

тобой

лежит

лист

бумаги,

на

котором

нарисована

картинка, и карандаш. На этом листе прошу тебя нарисовать точно такую же

картинку. Не торопись, будь внимателен. Если же нарисуешь неправильно, то

ничего стирать не нужно, рядом нарисуй правильно».

Когда ребенок говорит об окончании работы, ему надо предложить, все

ли верно.

Ошибками считаются:

отсутствие какой-либо детали 4б.

16

увеличение отдельных деталей рисунка, 3б.

неправильно изображенный элемент рисунка 2б.

неправильное расположение деталей в пространстве рисунка

(смещение забора вниз или вверх, трубы, отклонение колечек дыма

более 30˚ от горизонтальной линии) 1б.

отклонение прямых линий более 30˚ от заданного направления. 1б.

разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть

соединены. 1б.

залезание линий одна за другую. 1б.

Оценка результатов:

0б. – высокий уровень

1-2б. – хороший

3-4б. – средний

более 4б. – низкий

Методика определения эмоциональной самооценки

А. В. Захаров

(эмоциональная самооценка)

Цель: определение уровня эмоциональной самооценки у ребёнка.

Возраст: 4-7 лет.

Инструкция: Представь, что изображенный на рисунке ряд кружков

– это люди. Укажи, где находишься ты. Поставь букву «Я» в нужном

кружке.

17

Оценка

результатов:

нормой

для

ребенка

является

указание

на

третий – четвертый круг слева. В этом случае ребенок адекватно

воспринимает

особенности

своего

«Я

образа»,

осознает

свою

ценность и принимает себя.

При указании на первый – второй круг – завышенная самооценка.

При указании на круги далее четвёртого – заниженная самооценка.

18

Содержание диагностического материала при обследовании детей с 15 до

18 лет

(по этапам обследования).

1. Исследование общей осведомленности.

Цель:

- Определить запас знаний и представлений об окружающей

действительности.

- Сделать вывод о соответствии его возрастной норме и полученному

образованию.

Используемые диагностические приемы:

Ряд вопросов, способных выявить качество речи, запас знаний и

представлений, направленность познавательных интересов, умение

использовать имеющийся запас сведений и представлений и передать его в

форме связной речи.

Процедура проведения.

Ребенку предлагается:

- обобщить группу предметов или явлений, например – тучи, молния, гром,

дождь – дождливая погода.

- объяснить существенные отличия времен года, назвать месяцы года.

- назвать континенты Земного шара, океаны, несколько стран или городов,

реки.

- объяснить различие между страной и континентом, городом и деревней и др

Анализ результатов

Обнаруживают полную несостоятельность в работе.

Не понимают, что от них требуется.

Помощи не принимают, уклоняются от работы.

2.Исследование понимания картин со скрытым смыслом.

Цель:

- Оценка качества восприятия.

- Оценка способности воспринимать сюжет в целом.

- Оценка способности определять эмоциональное состояние героев, их

мысли, чувства.

- Оценка способности устанавливать причинно – следственные отношения,

лежащие в основе ситуации.

Дидактический материал:

Просят раскрыть смысл изображенного:

Для детей 15 лет – предъявляются картинки «Лев и собачка»

Для детей 16 лет – предъявляются картинки «Футболист», «Девочка и

собака»

Для детей 17-18 лет – предъявляются картинки «Неравный брак»

Процедура обследования:

19

Ребенку предъявляются сюжетные картины, с просьбой внимательно

рассмотреть их и сказать, что на них произошло. Задается серия

последовательных вопросов.

Предлагается дать оценку героям и их действиям.

Анализ результатов

С заданием практически не справляются. Осмысливают картинку конкретно.

Помощь не принимаю

3.

Исследование способности проводить исключения предметов и

понятий, не подходящих к остальным в группе по существенным

признакам.

Цель:

- Оценка умения выделять в предметах, понятиях их существенные признаки

и обобщать их на этой основе, объединяя в группу, проводить анализ и

синтез.

- Оценка категориального мышления.

- Способность речевого обобщения предметов на основе выделенных

признаков.

- Оценка словесно – логического мышления.

Процедура исследования:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой 5 слов

(Приложение №12).

Дается инструкция: найти 4 слова, которые можно объединить между собой.

Оставленное слово, не обладающее тем же признаком, является лишним.

Ребенок должен назвать лишнее слово и объяснить, почему оно не подходит

ко всем остальным.

Остальная часть таблицы должна быть закрыта листами бумаги.

Так строка за строкой подвергается логическому анализу.

Анализ результатов

Большая по объему помощь с подробными инструкциями не эффективна.

Задания непосильны.

4.

Исследование способности устанавливать закономерности.

Цель:

- Выявление способности к аналитико-синтетической деятельности.

- Оценка способности находить существенные признаки и мысленно

синтезировать их по принципу аналогии.

- Оценка умения устанавливать закономерности.

- Оценка обучаемости.

Процедура проведения:

Перед ребенком кладут таблицу, в каждой строке которой (в левой части

листа) дан образец, по которому проводится сравнение и устанавливаются

определенные закономерности.

20

В левой половине находятся слова (одно над чертой и 5 под чертой), которые

должны быть проанализированы на основе существенных признаков,

заложенных в образце, и подобраны по аналогии с образцом.

Например: Река Лес__________________

Рыба ягоды, деревья, грибы, звери, охотники

Анализ результатов

Это задание не понимают.

Большая по объему помощь остается неэффективной.

5.

Исследование понимания литературных текстов.

Цель:

- Выявить понимание скрытого смысла текста.

- Выявить умение воспроизвести текст в логической последовательности.

- Оценить умение делать выводы и умозаключения.

- Оценка умения использовать помощь.

- Оценка состояния речи.

Диагностический материал:

В качестве диагностического материала используются:

Для детей 15 лет - рассказ “ Голодный человек” (Приложение №16).

Для детей 16 лет – рассказ "Страшные хулиганы" (Приложение №16).

Для детей 17-18 лет – рассказ "Ноша" (Приложение №16).

Процедура исследования:

1 вариант – Исследователь сам прочитывает текст ребенку.

2 вариант – Ребенок сам прочитывает текст рассказа.

Анализ результатов

Не понимают смысла рассказов. Оказываемая им помощь оказывается не

эффективной.

6.

Восприятие и понимание серии картин, связанных единым сюжетом.

Цель:

- Выявить умение устанавливать причинно – следственные связи, отношения.

- Оценка умения делать обобщения.

- Оценка уровня речевого развития ребенка.

- Оценка умения давать характеристики воспринимаемой ситуации.

- Оценка внимания, восприятия.

Диагностический материал:

Детям 15 лет – предлагается серию: «Страшный зверь» (Приложение №20).

детям 16 лет – предлагается серия: «Кукла» (Приложение №20).

детям 17-18 лет – предлагается серия: «Наводнение» (Приложение №20).

Процедура обследования:

21

Перед ребенком кладут несколько картинок, связанных единым сюжетом.

Ему предлагают внимательно рассмотреть их, догадаться, о чем они

рассказывают.

Затем предлагают разложить картинки в определенной последовательности с

учетом смысловой связи и составить по ним связный рассказ.

Анализ результатов

Раскладывают картинки без учета логических связей. Осмысливают их

конкретно или фрагментарно, помощь не эффективна.

7.

Оценка умения выделять существенные признаки предметов при

проведении сравнений.

Цель:

- Выявить запас и точность представлений.

- Оценить способность к обобщению на основе существенных признаков.

- Оценить умение проводить сравнение с опорой на существенные признаки.

- Исследование устойчивости, внимания и способности к целенаправленной

деятельности.

- Оценка способности к отвлеченному мышлению.

Процедура исследования:

Детям дается задание: «Послушай и скажи, в чем сходство и различие

названных мною двух предметов, явлений».

Образцы заданий для сравнения: озеро и река; валенки и тапочки; снег и вата,

дождь и град и др.

Анализ результатов:

Сравнение не проводят, задания не осмысливают.

8.

Понимание скрытого смысла поговорок и пословиц, метафор.

Цель:

- Выявить способность ребенка к пониманию скрытого смысла иносказаний,

поговорок, пословиц с использованием жизненного опыта, кругозора.

- Оценка образного мышления, представлений.

- Оценка абстрактного мышления.

- Оценка качества речи, умения выражать мысли.

- Оценить умение вербального выражения умозаключений.

- Выявление возможности применения их в жизни.

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл метафор.

Например: свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые

рукавицы (Приложение №24).

Анализ результатов

Понимают метафоры дословно или просто не понимают задания.

22

Процедура обследования:

Ребенку предлагается объяснить смысл пословиц и поговорок (Приложение

№24).

Примеры поговорок:

- «Весенний день год кормит».

- «Хлеб – всему голова».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

Примеры пословиц:

- «Долог день до вечера, коли делать нечего».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Дерево живет корнями, а человек друзьями».

- «Не в свои сани не садись».

Анализ результатов

Понимают пословицы и поговорки неправильно, часто дают нелепые ответы и

оказываемая им помощь оказывается неэффективной.

9.

Исследование школьных знаний.

Цель:

- Проверка уровня обученности по школьным предметам в соответствии с

программой.

Материал:

Текст для чтения, задачи, примеры, правила соответствующие школьной

программе (Приложение №25, 26).

Процедура проведения:

Ребенку предъявляют карточку и просят выполнить находящиеся в ней

задания.

Анализ результатов

Выполняют совместно, частично.

Помощь использовать не могут.

Перенос на аналогичные задания не осуществляют.

Задания часто выполняют формально.

Мотивация слабая.

23

Литература, используемая при разработке диагностического материала.

1.

А н уф ри е в

А .Ф .

Ка к

п ре одоле т ь

т рудн о с т и

в

обуч е н и и

д е т е й .

Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. М., Ось-89, 1998.

2.

Б а р и н е в и ч

В . В .

Н е д и ф ф е р е н ц и р о в а н н ы е

олигофрении.Лечение.Прогноз.Реабилитация. М.,

3.

Изд. «Медицина», 1981.

4.

Борякова

Н.Ю.,

Соболева

А.В.

Практикум

по

развитию

мыслительной

деятельности у дошкольников. М.; Гном-Пресс, 1999.

5.

Васильева Е.Н. Неадекватность обучения как психогенный фактор, приводящий к

расстройствам адаптации, социального поведения. Харьков, Изд. «Украина», 1994.

6.

Вахортова Е.К., Дятко Н.В., Сазонова Е.В. Экспресс – диагностика готовности к

школе. Набор методик. М.; «Генезис», 2001.

7.

Венгер

А.Л.,

Цукерман

Г.А.

Психологическое

обследование

младших

школьников. М., ВЛАДОС, 2001.

8.

Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений YIII вида: Сб.1; Сб.2. – М., 2000.

9.

Гращенков Н.И. Перинатальные и натальные поражения головного мозга и их

последствия. М., Изд. «Медицина», 1979.

10.

Дубровина

И.В.

Психокоррекционная

и

развивающая

работа

с

детьми.

М.;

Академия, 1998.

11.

Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы.

М.; Просвещение, 1978.

12.

Екжанова

Е.А.,

Стребелева

Е.А.

Коррекционно-развивающее

обучение

и

воспитание. М.; Просвещение, 2003.

13.

Жиганов А.С. Семейная и социальная депривация как фактор возникновения

расстройств личности у детей с задержками психического развития и снижением

интеллекта. М., Изд.»Медицина», 1992.

14.

Забрамная

С.Д.

Психолого-педагогическая

диагностика

умственного

развития

детей. М.; 1995.

15.

Забрамная

С.Д.,

Боровик

О.В.

От

диагностики

к

развитию.

М.,

Институт

общегуманитарных исследований, 2004.

16.

Забрамная С.Д., Боровик О.В. Практический материал для проведения психолого

-

педагогического

обследования

детей.

Пособие

для

психолого-педагогических

комиссий. М.; ВЛАДОС, 2003Руководство по организации деятельности психолого-

медико-педагогических комиссий (ПМПК)

// Дефектология, 2001, №6 – с.66-98

17.

Инструктивное письмо МО РФ о психолого-медико-педагогической комиссии

№27\2967-6 от 14.07.2003г.

18.

Инструктивное письмо МО РФ от 14.12.2000г.

«О специфике деятельности

специальных (коррекционных) образовательных учреждений I – YIII видов».

19.

Исаев Д.Н. Психопатология детского возраста. – СПб.; СпецЛит, 2001.

20.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М.; ВЛАДОС,

2001.

21.

Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении

умственно отсталых дошкольников. М.; ВЛАДОС, 1991.

22.

Ковалев В.Н. Психиатрия детского возраста. Ленинград, 1984.

23.

Коган

А.М.

Дифференцированные

олигофрении.

Ранняя

диагностика.

Социальная реабилитация. М., изд. «Медицина», 1981.

24

24.

Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет.

М.,Гном-Пресс, 1999.

25.

Корсакова

Н.К.,

Микадзе

Ю.В.,

Балашова

Е.Ю.

Неуспевающие

дети:

нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.;

Пед.общество России, 2001.

26.

Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.; МГУ, 1985.

27.

Левченко

И.Ю.

Левченко,

Забрамная

С.Д.

Психолого

педагогическая

диагностика. М., «Академия», 2003.

28.

Личко

А.В.

Реабилитация

детей

и

подростков

с

делинкветным

поведением.

М.,Изд. «Медицина», 1993.

29.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития

детей. М.; ВЛАДОС, 1989.

30.

Лубовский В.И. Специальная психология. М., «Академия», 2003.

31.

Ляпидевский С.С. Невропатология.- Москва; 1981.

32.

Малер

А.Р.,

Цикото

Г.В.

Воспитание

и

обучение

детей

с

тяжелой

интеллектуальной недостаточностью. М.; «Академия», 2003.

33.

Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. М.; 1996.

34.

Мастюкова

Е.М.,

Московкина

А.Г.

Основы

генетики.

Клинико-генетические

основы коррекционной педагогики и специальной психологии. М.; ВЛАДОС,2003.

35.

Морозова Т.Н. Проблемы реабилитации детей со снижением интеллекта. М., Изд.

«Медицина», 1983.

36.

Немов Р.С. Психология, 3 том. М.;ВЛАДОС, 1998.

37.

Панков

Д.Д.,

Кузнецова

И.В.,

Румянцев

А.Г.

Диагностика

и

коррекция

пограничных состояний у детей и подростков в образовательных учреждениях. М.;

2003.

38.

Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М.,

«Академия», 2002.

39.

Психолого – медико – педагогическое

сопровождение

детей

с

особыми

образовательными

потребностями

в

образовательных

учреждениях

Ульяновской

области. Ульяновск.;ГОУ УИПК ПРО, 2004г. //Сборник научно-методических статей

под редакцией В.В.Клементьева.

40.

Романенко В.А. Реабилитация психически больных. М., Изд. «Медицина», 1983.

41.

Романова Е.С., Усанова О.Н., Потемкина О.Ф. Психологическая диагностика

развития школьников в норме и патологии. М., МПГУ им. В.И.Ленина, 1990.- Гл.

II ,III.

42.

Семаго М.М. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект

рабочих документов. М.;Аркти, 2001.

43.

Семаго

Н.Я.,

Семаго

М.М.

Руководство

по

психологической

диагностике.

Дошкольный и младший школьный возраст. М.; Изд-во АПКиПРО РФ, 2000.

44.

Семаго

Н.Я.,

Семаго

М.М.

Проблемные

дети.

Основы

диагностической

и

коррекционной работы психолога. М.; Аркти, 2001.

45.

Семаго

Н.Я.,

Семаго

М.М.

Диагностический

комплект.

Исследование

особенностей

развития

познавательной

сферы

детей

дошкольного

и

младшего

школьного возрастов. М.; Аркти, 2001.

46.

Стребелева

Е.А.

Психолого-педагогическая

диагностика

развития

детей

дошкольного возраста. М.; ВЛАДОС,1998.

47.

Учебные

(базисные)

планы

специальных

(коррекционных)

образовательных

учреждений всех видов. Приказ МО РФ № 29\2065-п от 10.04.2002г.

48.

Филимоненко Ю.И., Тимофеев В.И. Диагностика структуры интеллекта. Тест

Д.Векслера.;-СПб, «ИМАТОН», 1998.

49.

Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.; 2000.

50.

Шац И.К. Психология и психопатология. Психозы у детей. М.; 2002.

25

51.

Шевченко

С.Г.

Диагностика

и

коррекция

задержки

психического

развития

у

детей. М.; Аркти, 2001.

52.

Шилов

Д.С.

Основы

управления

специальным

образованием.

М.;

Академия,

2001.

53.

Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение

развития ребенка. М.; ВЛАДОС, 2003.

54.

Юдилевич

А.Я.

Помощник

учителя-дефектолога

центра

психолого-медико-

социального и педагогического сопровождения. М.; 2002.

Приложения.

Приложение №1.

Сюжетные картины, 7-8 лет

8-9 лет

9-10 лет

26

Приложение №2.

Картины с нелепыми сюжетами, используемые для обследования детей 7-8 лет

8-9 лет

27

9-10 лет

28

Приложение №3

Невербальные исключения, используемые для обследования детей 7-10 лет

Невербальные исключения, используемые для обследования детей 11-14 лет

29

Невербальные исключения, используемые для обследования детей 15-18 лет

30

Приложение №4

Сережа заболел.

Сережа проснулся утром грустный. Плачет, капризничает. Мама поставила ему градусник,

дала лекарство, взяла зонтик и ушла на работу.

Волк и коза.

Высоко на горе увидел волк пасующуюся козу и стал звать её вниз: «Иди коза сюда, здесь

травка высокая, сочная, много корма для тебя есть». А коза ему отвечает: «Ты волк не о

моем, а своем корме заботишься».

Монета.

Мальчик играл монетками в комнате. Одна монета упала и куда – то закатилась. В комнате

было темно. Мальчик никак не мог найти монетку. В комнату вошла бабушка и говорит:

«Ну что ты в темноте ищешь, иди на кухню там свет горит. Быстро найдёшь свою монету.

Луна в реке.

Отец с сыном были на рыбалке, наловили рыбы. Когда стемнело, отец послал сына

набрать воды, чтобы сварить уху. Мальчик подошел к реке, и видит, что луна упала в реку

и плавает прямо по - середине реки. Побежал он скорее к отцу: «Папа, папа! Там луна в

реку упала. Пошли, вытащим её на берег».

Приложение №5.

«ОБЕД»

«ЗЛАЯ СОБАКА»

31

«ЩЕНКИ»

«НА ЗАСТАВЕ»

32

Приложение № 6

Приложение №7.

Диагностический материал для исследования школьных знаний по математике.

Задания по математике для 1 класса.

1. Назови «соседей» числа 3, 6, 8

33

2. Запиши числа, стоящие между числами 3 и 8.

3. Реши устно:

2+3 9-3 5-3 5-5 6+3 6-3 7-5 4+5

4.Из каких чисел можно составить число 7?

Например, 7=6+1 7=...+...? 7= ?

5.Реши задачи:

1) У Пети было 9 яблок. Он отдал Вите 3 яблока.

Сколько яблок осталось?

2) На ветке сидело 6 птичек. Прилетело еще 3 птички.

Сколько птичек стало на ветке?

Задания по математике для 2 класса.

1. Назови все числа от 6 до 10; от 9 до 12; от 7 до 15; от 16 до 10.

2. Сложи числа 11 и 5. 18 увеличь на 1. Из 18 вычти 3. 15 уменьши на 5. 3.

3.Реши примеры:

5+4= ; 7+3= ; 8+2= ; 10+4= ; 17-5= ; 19 дм-7 дм = ; 12 см ~5 см = ; 10р.+5р.= ?

4. Реши задачу:

1) На лугу паслись 15 коров, а коз на 5 меньше. Сколько паслось коз?

2) Мальчик нашел в лесу 7 белых грибов и 8 подберезовиков. Сколько всего грибов

нашел мальчик?

3) У Наташи было одинаковое количество желтых и красных яблок. Красных яблок

было 10. Сколько было желтых яблок? Сколько всего яблок было у Наташи?

Задания по математике для 3 класса.

1. Реши примеры:

300-200 150+156 250/5 110*2 170/10

2. Расставить скобки, чтобы равенства были равны:

240-100/10=14 160+40/2=100

3. Реши задачу:

- Хозяйка за 5 дней расходует 15 литров молока. Сколько литров молока хозяйка

израсходует за неделю?

Задания по математике для 4 класса.

1.Реши устно: 10+5= ; 18-8= ; 2+12= ; 11-10= ; 17+3= ; 17-16- ; 15-5= ;

2. Реши примеры:

29-0-29; 72-2+7; 8-3-7; 1+8+9; 0+56-26; 37+13-20; 3*(79-73); 55-10:2.

3. Начерти прямоугольник с основанием 6 см, боковой стороной - 3 см.

4. Какой прямоугольник можно назвать квадратом?

5. Реши задачи:

1) Один конверт стоит 3 рубля. Сколько стоят 5 таких конвертов?

2) Во время уборки классов школьники вымыли 34 парты, а столов на 17 меньше.

Сколько парт и столов вымыли школьники?

3) В мастерской девочки сшили 12 фартуков, а халатов в 3 раза меньше. Сколько

халатов сшили девочки?

6. Реши.

В ответах, где возможно, мелкие меры замени крупными.

2 дм + 8дм ; 36 см + 24 см ; 7 мм + 3 мм ; 18мм - 22мм ; 58см + 42 см ; 56мм +44мм.

34

Приложение №8

Диагностический материал для исследования школьных знаний по письму.

Приложение № 9

«ОПЯТЬ ДВОЙКА»

«СЕКРЕТ»

«СЛУЧАЙ ВО ДВОРЕ»

35

Приложение №10.

«ВОДОЛАЗ»

«Зимний лес»

36

«На море»

«Летний день»

37

Приложение №11.

Вербальные исключения, используемые для обследования детей 11-14 лет

МАЙ

ОКТЯБРЬ

ВЕСНА

АПРЕЛЬ

ДЕКАБРЬ

СИНИЦА

ВЕТКА

ВОРОБЕЙ

СОРОКА

ГОЛУБЬ

ПАЛЬТО

ПУГОВИЦА

ПЛАТЬЕ

ЮБКА

БРЮКИ

БУЛКА

СУШКА

БАТОН

ХЛЕБ

МОРОЖЕНОЕ

АБРИКОС

АПЕЛЬСИН

ЯБЛОКО

КОСТОЧКА

ГРУША

ПОВАР

ШОФЕР

УЧИТЕЛЬ

ПРОФЕССИЯ

ВРАЧ

СРЕДА

ПОНЕДЕЛЬНИК

УТРО

СУББОТА

ПЯТНИЦА

ВОРОНА

ДЯТЕЛ

ЛАСТОЧКА

ВОРОБЕЙ

СИНИЦА

ТУЧА

ГРОМ

СОЛНЦЕ

ДОЖДЬ

МОЛНИЯ

ЦИФРА

БУКВА

СЛОГ

СЛОВО

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

ГРАБЕЖ

НАПАДЕНИЕ

ЗЕМЛЕТРЕСЕНИЕ

ХУЛИГАНСТВО

РАЗБОЙ

РИСУНОК

КАРТИНА

ГРАФИКА

СКУЛЬПТУРА

ЖИВОПИСЬ

ПРИСТАВКА

КОРЕНЬ

СУФФИКС

СЛОВО

ОКОНЧАНИЕ

38

Приложение №12.

Таблицы с простыми аналогиями, используемые для обследования детей 11-14 лет

ДОМ

СЛОВО

ЛЕТО

ЗИМА

КИРПИЧ

…..

ЖАРА

….

ЧАСЫ

ГРАДУСНИК

СТОЛ

КАСТРЮЛЯ

ВРЕМЯ

……

МЕБЕЛЬ

….

СУК

ПАЛЕЦ

КЛЕТКА

АКВАРИУМ

ДЕРЕВО

…..

ПТИЦА

….

РЫБА

ЯЙЦО

ОСЕНЬ

ЗИМА

ЧЕШУЯ

…..

ЛИСТОПАД

….

СОБАКА

ВОРОНА

ЧАЙ

СУП

ШЕРСТЬ

…..

САХАР

…..

МОРКОВЬ

ЯБЛОКО

ЛОШАДЬ

КОРОВА

ЗЕМЛЯ

…..

ЖЕРЕБЕНОК

….

Приложение №13.

Литературные тексты, используемые для обследования детей 11-14 лет

Жадная собака.

Шла собака по дощечке и несла в зубах мясо. Посмотрела она на воду и увидела там

другую собаку, несущую мясо в зубах. Решила она её мясо забрать, своё в воду бросила и

кинулась отнимать мясо у той собаки. Но той собаки вовсе не было, а её мясо волной

унесло.

Голодный человек.

Шел по дороге голодный человек. Зашел он в магазин, купил буханку хлеба, съел её, но не

наелся. Пошел, купил батон. Съел. Опять не наелся. Тогда он купил пряник. Съел его и

сразу наелся. И говорит: «Зачем только деньги тратил, надо было сразу пряник купить, и

наелся бы сразу».

Лев и лиса.

Заболел царь зверей Лев. Лежит у себя в пещере и на охоту ходить не может. Приходят

разные звери навестить льва, пришла и лиса. Подошла к пещере, а в пещеру не заходит.

Лев приглашает её: «Заходи ко мне лисонька», а она ему отвечает: «Вижу я много следов,

которые ведут к тебе, а обратных следов не вижу».

Осел и муравей.

Дружили

муравей

и

осел.

И

вот

однажды

встречаются

они,

и

муравей

спрашивает:

"Почему ты, осел, такой грустный?" "Я такой голодный" – отвечает осел. "Не грусти,

ослик. Я тебе помогу. Иди по этой дороге и там, за пригорком, увидишь высокую, сочную

траву, вот и наешься". Обрадовался осел, побежал по дороге искать траву. Бегал-бегал,

ничего не нашел. Обиделся осел, решил, что муравей обманул его. Как ты думаешь,

обманул муравей осла или нет?

39

Приложение №12.

Вербальные исключения, используемые для обследования детей 15-18 лет на

ГПМПК

40

РОМАШКА

РОЗА

КРАПИВА

КОЛОКОЛЬЧИК

ВАСИЛЕК

СОЛНЦЕ

СВЕЧА

ФОНАРЬ

ЛАМПА

НОЧНИК

МУЗЫКАНТ

ХУДОЖНИК

УЧИТЕЛЬ

ПИСАТЕЛЬ

ПОЭТ

ОРАНЖЕВЫЙ

ПРОЗРАЧНЫЙ

КРАСНЫЙ

СИНИЙ

ГОЛУБОЙ

ДОБРЫЙ

ЛАСКОВЫЙ

ВЕСЕЛЫЙ

ЗЛОЙ

ПРИВЕТЛИВЫЙ

ИЗНОШЕННЫЙ

БОЛЬШОЙ

ВЕТХИЙ

СТАРЫЙ

ДРЯХЛЫЙ

МОКРЫЙ

СЫРОЙ

ЧИСТЫЙ

СУХОЙ

ВЛАЖНЫЙ

ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СУММА

РАЗНОСТЬ

ЧИСЛО

ЧАСТНОЕ

МУРАВЕЙНИК

ГНЕЗДО

БЕРЛОГА

КУРЯТНИК

НОРА

УСПЕХ

ПОБЕДА

УДАЧА

ВЫИГРЫШ

СПОКОЙСТВИЕ

МАТРАЦ

ОДЕЯЛО

КРОВАТЬ

ПРОСТЫНЬ

ПОДУШКА

РЕШИТЕЛЬНЫЙ

ХРАБРЫЙ

СМЕЛЫЙ

ОТЧАЯННЫЙ

МОЛОДОЙ

Приложение №14.

«Трусиха»

«Случай на реке»

41

«Ёжик»

«Фермер»

42

Приложение №15.

Метафоры, пословицы и поговорки, используемые для обследования детей 11-18 лет

Метафоры:

Свинцовые тучи, ядовитый человек, каменное сердце, ежовые рукавицы, глухая ночь,

старый друг, светлая голова, золотое сердце, золотые руки, язык без костей и т.д.

Поговорки:

- «Как аукнется, так и откликнется».

- «Шило в мешке не утаишь».

- «Куй железо пока горячо».

- «Семь раз отмерь, один отрежь».

- «Весенний день год кормит».

- «Хлеб – всему голова».

- «А ларчик просто открывался».

- «Друзья познаются в беде».

Пословицы:

- «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

- «Не руби сук, на котором сидишь».

- «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться».

- «Долог день до вечера, коли делать нечего»

- «Дерево живет корнями, а человек друзьями».

- «Не в свои сани не садись».

- «Глаза бояться, а руки делают».

43

Приложение №16.

Диагностический материал для исследования школьных знаний по математике.

Задания по математике для 5 класса.

1. Выполни действия:

20 * 2 =; 400 * 2=; 450 : 5 =; 300 : 3=

2. Сравни:

55 см + 19см 8м 50 см+23 см

2м 168см Зт 30ц

1кг 980 гр 1т 1000кг

3. Запиши римскими цифрами: 3 , 7 , 9 , 12 , 4 .

4. Реши задачу:

На трех полках 80 книг. На первой - 25 книг, на второй - 30 книг. Сколько книг на третьей

полке?

Задания по математике для 6 класса.

1. Реши задачи:

Скорость автомобиля 60 км/ч. Сколько километров он пройдет за 4 часа?

2. Реши примеры:

300+100= 150-50= 750-30= 680+20=

3. Выполни действия:

5р 37 коп + 2 р 19 коп =; 69 коп +58 коп =; 1 кг 300 гр + 850 гр =

Задания по математике для 7 класса.

1. Реши примеры: 342 * 3 = 23290 : 5 = 2367 * 6 =

2. Реши задачи:

1) Магазин продал 10 блузок по 84 рубля за каждую, и 10 платьев по 106 рублей.

Сколько денег выручил магазин за блузки и платья?

2) В коробки разложили 18 клубков ниток, по 6 клубков в каждую. Сколько коробок

было заполнено клубками ниток?

3. Вычисли площадь прямоугольника если:

- длина 8 см, ширина 5 см

- длина 5 см, ширина 30 см.

Приложение №16.

Литературные тексты, используемые для обследования детей 15-18 лет на

ГПМПК

Голодный человек.

Шел по дороге голодный человек. Зашел он в магазин, купил буханку хлеба, съел её, но не

наелся. Пошел, купил батон. Съел. Опять не наелся. Тогда он купил пряник. Съел его и

44

сразу наелся. И говорит: «Зачем только деньги тратил, надо было сразу пряник купить, и

наелся бы сразу».

Страшные хулиганы.

У нас во дворе завелись страшные хулиганы. Они вырвали у девочки сломанную куклу и

не отдавали до тех пор, пока не починили. Затем они похитили первоклассника и не

отпускали до тех пор, пока не научили его читать. Потом они вырвали тяжелую сумку у

старушки и не отдавали её до тех пор, пока не донесли до дома. Все узнали про этих

хулиганов и написали про них в газету.

Ноша.

Два

человека

шли

по

дороге

и

несли

на

плечах

ношу.

Один

человек

шел

не

останавливаясь, а другой все время останавливался отдохнуть, сваливал ношу на землю, а

потом снова взваливал на плечи. Когда они пришли, то оказалось, что тот из них, который

чаще отдыхал, устал больше, чем тот, который не отдыхал вовсе. Ведь ему все время

приходилось снимать и поднимать свою ношу, на что ему требовалось больше усилий, чем

тому, который ношу вообще не снимал.

Приложение №22.

Таблицы с простыми аналогиями, используемые для обследования детей 11-14 лет

на ГПМПК

ДОМ

СЛОВО

ЛЕТО

ЗИМА

КИРПИЧ

…..

ЖАРА

….

ЧАСЫ

ГРАДУСНИК

СТОЛ

КАСТРЮЛЯ

ВРЕМЯ

……

МЕБЕЛЬ

….

СУК

ПАЛЕЦ

КЛЕТКА

АКВАРИУМ

ДЕРЕВО

…..

ПТИЦА

….

РЫБА

ЯЙЦО

ОСЕНЬ

ЗИМА

ЧЕШУЯ

…..

ЛИСТОПАД

….

СОБАКА

ВОРОНА

ЧАЙ

СУП

ШЕРСТЬ

…..

САХАР

…..

МОРКОВЬ

ЯБЛОКО

ЛОШАДЬ

КОРОВА

ЗЕМЛЯ

…..

ЖЕРЕБЕНОК

….

Приложение №23.

Таблицы с простыми аналогиями, используемые для обследования детей 15-18 лет

на ГПМПК

Ведро

Кастрюля

Вода

Металл, крышка, огонь, суп, половник

Река

Лес

45

Рыба

Ягоды, деревья, грибы, звери, охотники

Золото

Камень

Металл

Булыжник, дорога, гора, камнетес, минерал

Бумага

Ткань

Дерево

Платье, ножницы, игла, хлопок, портной

Повар

Почтальон

Пища

Бумага, велосипед, дорога, письма, человек

Чувство

Ощущение

Любовь

Свет, брат, голод, красота, холод

Солнце

Луна

Свет

Ночь, звезды, темнота, луноход, спутник.

Море

Река

Акула

Вода, тина, лодка, щука, рыбак

Дерево

Куст

Фрукты

Листья, ветки, колючки, муравьи, ягоды

Голубой

Бледно-голубой

Цвет

Стекло, платье, цветок, оттенок, бант

Приложение №25.

Диагностический материал для исследования школьных знаний по математике.

Задания по математике для 5 класса.

1. Выполни действия:

20 * 2 =; 400 * 2=; 450 : 5 =; 300 : 3=

2. Сравни:

55 см + 19см 8м 50 см+23 см

2м 168см Зт 30ц

1кг 980 гр 1т 1000кг

3. Запиши римскими цифрами: 3 , 7 , 9 , 12 , 4 .

4. Реши задачу:

На трех полках 80 книг. На первой - 25 книг, на второй - 30 книг. Сколько книг на третьей

полке?

Задания по математике для 6 класса.

1. Реши задачи:

Скорость автомобиля 60 км/ч. Сколько километров он пройдет за 4 часа?

2. Реши примеры:

300+100= 150-50= 750-30= 680+20=

3. Выполни действия:

46

5р 37 коп + 2 р 19 коп =; 69 коп +58 коп =; 1 кг 300 гр + 850 гр =

Задания по математике для 7 класса.

1. Реши примеры: 342 * 3 = 23290 : 5 = 2367 * 6 =

2. Реши задачи:

1) Магазин продал 10 блузок по 84 рубля за каждую, и 10 платьев по 106 рублей.

Сколько денег выручил магазин за блузки и платья?

2) В коробки разложили 18 клубков ниток, по 6 клубков в каждую. Сколько коробок

было заполнено клубками ниток?

3. Вычисли площадь прямоугольника если:

- длина 8 см, ширина 5 см

- длина 5 см, ширина 30 см.

Задания по математике для 8 класса.

1.Реши примеры:

78249 + 36788 + 9684 = 68,35+4,986+79,9=

2. Реши уравнения:

Х+82,3 =100 Х-54,7 =200

3. Реши задачу:

Первая смена на заводе закончила работу в 16 часов, продолжительность рабочего дня

8 часов. Во сколько начинает работу первая смена

Задания по математике для 9 класса.

1. Реши задачу:

На изготовление одной партии мебели на мебельном комбинате требуется 530 реек

длинной 1,85 м каждая. Сколько метров реек потребуется?

2. Вырази в более мелких мерах:

6ч 30мин = 19сут 8ч =

8мин 16с = 2года 7мес =

3. На сколько 45000 больше 18000?

4. Уменьши 75000 на 16000.

5. Какое число нужно прибавить к 155000 чтобы получить 200000?

Приложение №26.

Диагностический материал для исследования школьных знаний по русскому языку.

47



В раздел образования