Напоминание

«Специальные технологии применяемые при обучении детей с умеренной и тяжелой у.о., с ТМНР, обучающихся на дому, с целью их духовно-нравственного воспитания».


Автор: Хохлова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Коломенского городского округа Московской области»
Населённый пункт: ГКоломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: «Специальные технологии применяемые при обучении детей с умеренной и тяжелой у.о., с ТМНР, обучающихся на дому, с целью их духовно-нравственного воспитания».
Раздел: начальное образование





Назад




«Специальные технологии применяемые при обучении детей с умеренной и

тяжелой у.о., с ТМНР, обучающихся на дому, с целью их духовно-нравственного

воспитания».

Учитель: Хохлова Е.В.

За

последние

двадцать

лет

в

развитии

специального

образования

в

Российской Федерации произошли серьезные изменения. Детей с ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) все шире включаются в сферу образования и в

жизнь общества в целом. Изменяется мнение государства и общества о тех, кого

ранее было принято считать "необучаемыми". Речь идет о детях и подростках с

тяжелой

и

глубокой

интеллектуальной

недостаточностью

и

тяжелыми

множественными нарушениями развития (ТМНР). Данная группа детей является

неоднородной, и включает в себя лиц, которые имеют два и более психических и

(или) физических нарушения. Общее для них - многофункциональный характер

нарушения развития и выраженная степень умственной отсталости: умеренная,

тяжелая

или

глубокая,

которая,

в

свою

очередь,

сочетается

с

другими

нарушениями. Дети и подростки с тяжелыми формами умственной отсталости и

множественными нарушениями развития имеют право на образование. Данные

права закреплены в таких нормативных документах как: Конституция Российской

Федерации

,

Федеральный

Закон

"Об

образовании"

,

Федеральный

регистр

Минздравсоцразвития

Российской

Федерации.

В

пакете

социальных

услуг

предусмотрено,

что

каждый

ребенок

с

инвалидностью,

вне

зависимости

от

диагноза,

должен

получать

образовательные

услуги,

которые

уточняются

в

с п е ц и а л ь н о й

и н д и в и д у а л ь н о й

п р о г р а м м е

р а з в и т и я

( С И П Р ) .

Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания школьников с

умеренной

и

тяжелой

умственной

отсталостью

и

ТМНР

является

духовно

нравственное

воспитание,

формирование

у

них

в

навыков

соответствующего,

адекватного поведения.

Необходимость социальной адаптации обучаемых с умеренной и тяжелой

умственной

отсталостью

и

ТМНР,

привычным

стереотипам

адекватного

поведения

в

социуме,

ставит

перед

нами

приоритетные

задачи

морально-

1

нравственного воспитания умственно-отсталых обучающихся, выработки у них

соответствующих привычек правильного поведения в социуме.

Умеренные и тяжелые формы интеллектуальной недостаточности, общая

незрелость личности данной категории обучающихся, а также обусловленные

данными

нарушениями,

излишняя

внушаемость,

склонность

к

девиантному

поведению могут при отсутствии должного духовно-нравственного воспитания

привести к полной деградации личности обучаемых. Весьма часто в поведении

данной

группы

обучаемых

присутствует

негативизм,

излишнее

упрямство,

немотивированная агрессия и самоагрессия, двигательные хаотичные движения,

самостимуляция. Все отклоняющиеся формы их поведения в своей совокупности

и создают проблемы их духовно-нравственного становления.

Подобные негативные черты в поведении умственно отсталых обучаемых

возникают

не

только

благодаря

органическим

особенностям

ребенка,

но

и

условиями их внешнего окружения, в частности: хаотичности, предъявляемых к

ним

требований,

отсутствия

наглядности

при

воспитании

у

них

духовно-

нравственных

чувств,

недостаточное

внимание

родителей

к

социализации

и

привитию у обучаемых соответствующих правил.

Поэтому

для

духовно-нравственного

воспитания

обучаемых

данной

категории

создана

соответствующая,

адаптивная

образовательная

среда,

отличающаяся спокойной обстановкой доброжелательного отношения, единства,

четкости

и

систематичности

требований.

Указанные

факторы

способствуют

закреплению у детей соответствующих социально полезных привычек.

На

всех

уроках,

предусмотренных

СИПР,

постепенно

воспитываются

доступные их пониманию навыки культуры поведения, взаимодействия с людьми,

навыки вербального

и невербального общения. Обучаемые должны владеть

навыками правильного устного (для говорящих детей) обращения в виде вопросов

или

просьбы. А также

дети не говорящие тоже должны владеть навыками

обращения в виде вопросов с помощью карточек ПЭКС. Дети также должны

уметь распознавать хорошие и плохие поступки окружающих, уметь отказаться от

участия

в

деятельности,

противоречащей

основам

нравственности

и

морали.

2

Постоянно

проводится

соответствующая

воспитательная

работа,

которая

направлена на постепенное формирование у таких детей жалости, радости,

а

также сострадания. И в то же время существенное внимание уделяется внешним

формам

поведения.

Даже

не

вполне

понимая

всей

сложности

жизненных

ситуаций, обучаемые, за счет выработанных у них твердых навыков и привычек

могут

соблюдать

нормы

поведения,

принятые

в

современном

российском

обществе, одновременно владея навыками взаимодействия с людьми без агрессии

и неприязни.

В

процессе

воспитания

и

обучения

детей

по

специальным

индивидуальным

программам

развития

(СИПР),

осуществляется

их

духовно-

нравственное воспитание. В частности, с учетом индивидуальных потребностей

каждого ребенка на уроках языка и речевой практики мы обучаем детей речевым

и альтернативным коммуникациям, в частности правилам поведения на уроке ( с

помощью карточек PECS, визуального расписания и системе жестов), вежливому

обращению

в

быту,

умению

задавать

вопросы

(для

говорящих

детей),

не

перебивать собеседников. Также на уроках речь и альтернативная коммуникация

обучаемые

постепенно

овладевают

навыками

отказа,

от

участия

в

плохих

поступках, на материалах доступных их пониманию рассказов с использованием

соответствующего наглядного материала, дети учатся различать хорошие и плохие

поступки.

На

уроках

по

предмету

«окружающий

природный

мир»

обучаемые

постепенно

познают

красоту

природы,

осознают

ценность

человека

и

человеческой жизни, обучаются нормам безопасности и безопасного поведения

(также

различая

хорошие

и

плохие

поступки

окружающих).

На

занятиях

по

математики,

обучаемые

получают

необходимые

им

базовые

математические

представления, позволяющие им лучше ориентироваться в быту.

На занятиях «музыка и движения» дети постепенно получают необходимые

им

представления

о

красоте

и

совершенстве

музыки

и

русских

народных

инструментах, о необходимости музыкальных занятий (а равно как и занятий по

рисованию для собственного духовного и нравственного развития. На занятиях

3

постепенно

формируются

привычки

соблюдения

режима

дня,

ежедневных

занятий гимнастикой. Они постепенно овладевают навыками здорового образа

жизни.

В

основе

духовно-нравственного

воспитания

указанной

категории

обучаемых

лежит

целенаправленная

педагогическая

работа

по

формированию

мотивационной

сферы,

соподчиненности

мотивов,

которые

и

управляют

поведением детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости.

Первоначальное выполнение моих требований, как учителя, служило только

лишь средством поддержания с каждым ребенком устойчивых взаимоотношений.

При

этом

одобрение

учителя,

ласковое

отношение,

система

жетонов

за

правильные реакции,

которые каждый ребенок получает на уроке, за старание и

хорошее поведение, за правильную реакцию вызывает только положительные

эмоции у воспитанников. Так,

постепенно (этот процесс индивидуально долго

проходит у каждого ребенка) дети стараются выполнять все задания и также все

правила хорошего поведения.

Одной

из

главных

целей

работы

с

данной

категорией

детей

состоит

в

необходимости

формирования

у

них

устойчивых

нравственных

понятий,

а

именно:

Что такое хорошо – что такое плохо,

Что есть добро, а что зло,

Что можно и что нельзя,

Что ты обязан делать, а что нет и т.д.

Как показывает

практическая деятельность, для духовно-нравственного

воспитания необходимы следующие условия:

-

Позитивный

настрой.

Нельзя

забыть

или

обидеть

никого

из

воспитанников,

для

чего

используют

обращения

по

именам,

похвалу,

мотивационные стимулы, метод

«безошибочного

обучения», призы и прочие

способы обучения, увлекающие детей.

- Пример взрослого, прежде всего самого учителя.

4

Основные способы педагогического воздействия на детей с умеренной и

тяжелой формами умственной отсталости:

1.Принцип приучения: обучаемые должны видеть определенные образцы

поведения, например, за столом, во время игр, в разговоре со взрослыми и также

сверстниками. Следует не только демонстрировать, но и контролировать точность

выполнения

тех

или

иных

правил.

А

также

поощрять

каждую

правильную

реакцию ребенка (система жетонов, а в дальнейшем переходим на социальное

одобрение).

2.Принцп

повторения:

необходимо

многократно

повторять

те

или

иные

действия.

3. Воспитывающие ситуации: необходимо создавать условия, в которых

обучаемые с умственной отсталостью оказываются перед выбором.

4.Поощрение: проводится различными способами, активизируя при этом

детей

к

выбору

правильных

поведенческих

шагов

(система

жетонов

и

мотивационных стимулов).

5.Порицание должно применяться лишь в крайних случаях.

6.Примеры для подражания: является своеобразным наглядным средством,

они необходимы умственно отсталым детям. Подобными примерами могут быть

учителя, близкие взрослые, другие дети, герои любимых сказок (которые мы

читаем и обыгрываем на уроках), и так далее.

7.Разнообразие

словесных

методов

и

приемов,

а

также

наглядности:

помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, используя их,

необходимо

избегать

скуки

у

обучаемых.

Рассказ

реальных

или

сказочных

историй создает соответствующий эмоциональный настрой у детей, необходимый

для адекватного восприятия правил и норм должного поведения.

8.Разъяснение:

необходимо

не

только

показать,

но

и

разъяснить,

как

и

почему следует поступать в тех или иных ситуациях.

9.Беседа и игра: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил

поведения.

5

10. Вовлечение учащихся надомного обучения в общешкольные конкурсы

рисунков и поделок. Ребята с удовольствием принимают участие в этих конкурсах

и получают грамоты.

Таким

образом,

обучение

детей

с

умеренной

и

тяжелой

формами

умственной

отсталости

и

ТМНР,

становится

эффективным

только

на

эмоциональном уровне. Если учителю удается проникнуть в эмоциональный мир

умственно отсталых детей, всколыхнуть их чувства – они поймут, осознают и

надолго запомнят правила духовно-нравственного поведения.

6



В раздел образования