Автор: Хохлова Елена Васильевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Надежда» Коломенского городского округа Московской области»
Населённый пункт: ГКоломна Московской области
Наименование материала: статья
Тема: «Специальные технологии применяемые при обучении детей с умеренной и тяжелой у.о., с ТМНР, обучающихся на дому, с целью их духовно-нравственного воспитания».
Раздел: начальное образование
«Специальные технологии применяемые при обучении детей с умеренной и
тяжелой у.о., с ТМНР, обучающихся на дому, с целью их духовно-нравственного
воспитания».
Учитель: Хохлова Е.В.
За
последние
двадцать
лет
в
развитии
специального
образования
в
Российской Федерации произошли серьезные изменения. Детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) все шире включаются в сферу образования и в
жизнь общества в целом. Изменяется мнение государства и общества о тех, кого
ранее было принято считать "необучаемыми". Речь идет о детях и подростках с
тяжелой
и
глубокой
интеллектуальной
недостаточностью
и
тяжелыми
множественными нарушениями развития (ТМНР). Данная группа детей является
неоднородной, и включает в себя лиц, которые имеют два и более психических и
(или) физических нарушения. Общее для них - многофункциональный характер
нарушения развития и выраженная степень умственной отсталости: умеренная,
тяжелая
или
глубокая,
которая,
в
свою
очередь,
сочетается
с
другими
нарушениями. Дети и подростки с тяжелыми формами умственной отсталости и
множественными нарушениями развития имеют право на образование. Данные
права закреплены в таких нормативных документах как: Конституция Российской
Федерации
,
Федеральный
Закон
"Об
образовании"
,
Федеральный
регистр
Минздравсоцразвития
Российской
Федерации.
В
пакете
социальных
услуг
предусмотрено,
что
каждый
ребенок
с
инвалидностью,
вне
зависимости
от
диагноза,
должен
получать
образовательные
услуги,
которые
уточняются
в
с п е ц и а л ь н о й
и н д и в и д у а л ь н о й
п р о г р а м м е
р а з в и т и я
( С И П Р ) .
Одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания школьников с
умеренной
и
тяжелой
умственной
отсталостью
и
ТМНР
является
духовно
нравственное
воспитание,
формирование
у
них
в
навыков
соответствующего,
адекватного поведения.
Необходимость социальной адаптации обучаемых с умеренной и тяжелой
умственной
отсталостью
и
ТМНР,
привычным
стереотипам
адекватного
поведения
в
социуме,
ставит
перед
нами
приоритетные
задачи
морально-
1
нравственного воспитания умственно-отсталых обучающихся, выработки у них
соответствующих привычек правильного поведения в социуме.
Умеренные и тяжелые формы интеллектуальной недостаточности, общая
незрелость личности данной категории обучающихся, а также обусловленные
данными
нарушениями,
излишняя
внушаемость,
склонность
к
девиантному
поведению могут при отсутствии должного духовно-нравственного воспитания
привести к полной деградации личности обучаемых. Весьма часто в поведении
данной
группы
обучаемых
присутствует
негативизм,
излишнее
упрямство,
немотивированная агрессия и самоагрессия, двигательные хаотичные движения,
самостимуляция. Все отклоняющиеся формы их поведения в своей совокупности
и создают проблемы их духовно-нравственного становления.
Подобные негативные черты в поведении умственно отсталых обучаемых
возникают
не
только
благодаря
органическим
особенностям
ребенка,
но
и
условиями их внешнего окружения, в частности: хаотичности, предъявляемых к
ним
требований,
отсутствия
наглядности
при
воспитании
у
них
духовно-
нравственных
чувств,
недостаточное
внимание
родителей
к
социализации
и
привитию у обучаемых соответствующих правил.
Поэтому
для
духовно-нравственного
воспитания
обучаемых
данной
категории
создана
соответствующая,
адаптивная
образовательная
среда,
отличающаяся спокойной обстановкой доброжелательного отношения, единства,
четкости
и
систематичности
требований.
Указанные
факторы
способствуют
закреплению у детей соответствующих социально полезных привычек.
На
всех
уроках,
предусмотренных
СИПР,
постепенно
воспитываются
доступные их пониманию навыки культуры поведения, взаимодействия с людьми,
навыки вербального
и невербального общения. Обучаемые должны владеть
навыками правильного устного (для говорящих детей) обращения в виде вопросов
или
просьбы. А также
дети не говорящие тоже должны владеть навыками
обращения в виде вопросов с помощью карточек ПЭКС. Дети также должны
уметь распознавать хорошие и плохие поступки окружающих, уметь отказаться от
участия
в
деятельности,
противоречащей
основам
нравственности
и
морали.
2
Постоянно
проводится
соответствующая
воспитательная
работа,
которая
направлена на постепенное формирование у таких детей жалости, радости,
а
также сострадания. И в то же время существенное внимание уделяется внешним
формам
поведения.
Даже
не
вполне
понимая
всей
сложности
жизненных
ситуаций, обучаемые, за счет выработанных у них твердых навыков и привычек
могут
соблюдать
нормы
поведения,
принятые
в
современном
российском
обществе, одновременно владея навыками взаимодействия с людьми без агрессии
и неприязни.
В
процессе
воспитания
и
обучения
детей
по
специальным
индивидуальным
программам
развития
(СИПР),
осуществляется
их
духовно-
нравственное воспитание. В частности, с учетом индивидуальных потребностей
каждого ребенка на уроках языка и речевой практики мы обучаем детей речевым
и альтернативным коммуникациям, в частности правилам поведения на уроке ( с
помощью карточек PECS, визуального расписания и системе жестов), вежливому
обращению
в
быту,
умению
задавать
вопросы
(для
говорящих
детей),
не
перебивать собеседников. Также на уроках речь и альтернативная коммуникация
обучаемые
постепенно
овладевают
навыками
отказа,
от
участия
в
плохих
поступках, на материалах доступных их пониманию рассказов с использованием
соответствующего наглядного материала, дети учатся различать хорошие и плохие
поступки.
На
уроках
по
предмету
«окружающий
природный
мир»
обучаемые
постепенно
познают
красоту
природы,
осознают
ценность
человека
и
человеческой жизни, обучаются нормам безопасности и безопасного поведения
(также
различая
хорошие
и
плохие
поступки
окружающих).
На
занятиях
по
математики,
обучаемые
получают
необходимые
им
базовые
математические
представления, позволяющие им лучше ориентироваться в быту.
На занятиях «музыка и движения» дети постепенно получают необходимые
им
представления
о
красоте
и
совершенстве
музыки
и
русских
народных
инструментах, о необходимости музыкальных занятий (а равно как и занятий по
рисованию для собственного духовного и нравственного развития. На занятиях
3
постепенно
формируются
привычки
соблюдения
режима
дня,
ежедневных
занятий гимнастикой. Они постепенно овладевают навыками здорового образа
жизни.
В
основе
духовно-нравственного
воспитания
указанной
категории
обучаемых
лежит
целенаправленная
педагогическая
работа
по
формированию
мотивационной
сферы,
соподчиненности
мотивов,
которые
и
управляют
поведением детей с умеренной и тяжелой формами умственной отсталости.
Первоначальное выполнение моих требований, как учителя, служило только
лишь средством поддержания с каждым ребенком устойчивых взаимоотношений.
При
этом
одобрение
учителя,
ласковое
отношение,
система
жетонов
за
правильные реакции,
которые каждый ребенок получает на уроке, за старание и
хорошее поведение, за правильную реакцию вызывает только положительные
эмоции у воспитанников. Так,
постепенно (этот процесс индивидуально долго
проходит у каждого ребенка) дети стараются выполнять все задания и также все
правила хорошего поведения.
Одной
из
главных
целей
работы
с
данной
категорией
детей
состоит
в
необходимости
формирования
у
них
устойчивых
нравственных
понятий,
а
именно:
Что такое хорошо – что такое плохо,
Что есть добро, а что зло,
Что можно и что нельзя,
Что ты обязан делать, а что нет и т.д.
Как показывает
практическая деятельность, для духовно-нравственного
воспитания необходимы следующие условия:
-
Позитивный
настрой.
Нельзя
забыть
или
обидеть
никого
из
воспитанников,
для
чего
используют
обращения
по
именам,
похвалу,
мотивационные стимулы, метод
«безошибочного
обучения», призы и прочие
способы обучения, увлекающие детей.
- Пример взрослого, прежде всего самого учителя.
4
Основные способы педагогического воздействия на детей с умеренной и
тяжелой формами умственной отсталости:
1.Принцип приучения: обучаемые должны видеть определенные образцы
поведения, например, за столом, во время игр, в разговоре со взрослыми и также
сверстниками. Следует не только демонстрировать, но и контролировать точность
выполнения
тех
или
иных
правил.
А
также
поощрять
каждую
правильную
реакцию ребенка (система жетонов, а в дальнейшем переходим на социальное
одобрение).
2.Принцп
повторения:
необходимо
многократно
повторять
те
или
иные
действия.
3. Воспитывающие ситуации: необходимо создавать условия, в которых
обучаемые с умственной отсталостью оказываются перед выбором.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизируя при этом
детей
к
выбору
правильных
поведенческих
шагов
(система
жетонов
и
мотивационных стимулов).
5.Порицание должно применяться лишь в крайних случаях.
6.Примеры для подражания: является своеобразным наглядным средством,
они необходимы умственно отсталым детям. Подобными примерами могут быть
учителя, близкие взрослые, другие дети, герои любимых сказок (которые мы
читаем и обыгрываем на уроках), и так далее.
7.Разнообразие
словесных
методов
и
приемов,
а
также
наглядности:
помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, используя их,
необходимо
избегать
скуки
у
обучаемых.
Рассказ
реальных
или
сказочных
историй создает соответствующий эмоциональный настрой у детей, необходимый
для адекватного восприятия правил и норм должного поведения.
8.Разъяснение:
необходимо
не
только
показать,
но
и
разъяснить,
как
и
почему следует поступать в тех или иных ситуациях.
9.Беседа и игра: помогает выяснить уровень знания детьми норм и правил
поведения.
5
10. Вовлечение учащихся надомного обучения в общешкольные конкурсы
рисунков и поделок. Ребята с удовольствием принимают участие в этих конкурсах
и получают грамоты.
Таким
образом,
обучение
детей
с
умеренной
и
тяжелой
формами
умственной
отсталости
и
ТМНР,
становится
эффективным
только
на
эмоциональном уровне. Если учителю удается проникнуть в эмоциональный мир
умственно отсталых детей, всколыхнуть их чувства – они поймут, осознают и
надолго запомнят правила духовно-нравственного поведения.
6