Напоминание

"Мы вместе, школа и православная церковь: возрождение духовно-нравственных ценностей школьников"


Автор: Нечаева Надежда Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга
Населённый пункт: город Санкт–Петербург
Наименование материала: статья
Тема: "Мы вместе, школа и православная церковь: возрождение духовно-нравственных ценностей школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Мы вместе, школа и православная церковь: возрождение духовно-

нравственных ценностей школьников

Нечаева Надежда Николаевна

методист ГБУ ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга

Аннотация.

В

статье

рассказывается

об

опыте

работы

государственного

бюджетного

образовательного

учреждения

дополнительного

профессионального

педагогического

образования

информационно-методического

центра

Красносельского района Санкт-Петербурга (далее ИМЦ) по сотрудничеству с

религиозными организациями района на примере Центра духовной культуры и

образования Красносельского благочиннического округа Санкт-Петербургской

епархии Русской Православной Церкви (далее ЦДКиО) в области духовно-

нравственного

развития

и

воспитания

подрастающего

поколения,

созданию

циклограммы совместных мероприятий.

«Дело народного воспитания

должно быть освящено Церковью»

Константин Дмитриевич Ушинский

Введение федеральных государственных стандартов в систему общего

образования ярко обозначило проблему необходимости духовно-нравственного

развития

и

воспитания

подрастающего

поколения,

необходимость

консолидации людей разных национальностей, традиций, воспитания, религии

на огромном пространстве страны.

Город Санкт-Петербург имеет особый геополитический статус (огромный

мегалополис,

исторически

сформировавшийся

как

много

национальный

и

многоконфессиональный

центр,

культурная

столица

России),

он

как

нельзя

острее собирает и высвечивает все проблемы, стоящие перед современным

обществом в деле воспитания духовных ценностей современной молодёжи.

И хотя прошло тридцать лет с кризисных 90-х, в настоящее время в мире

не утихает борьба за нравственные ценности подрастающего поколения, на

неокрепшие

умы

молодого

человека

обрушивается

коло ссальный

информационный поток, часто работающий не на укрепление, а на подрыв

нравственных ценностей и патриотических убеждений.

После

90-х

перед

страной

и

образованием

встала

задача

вернуть

«потерянное

поколение»

к

традиционным

духовным

и

национальным

ценностям,

сформировав

стойкие

убеждения

в

вопросах

развития

чувства

любви к родным местам, к Отечеству.

Стремление сохранить свои традиции, передав их потомкам, желание

защитить ставшей родной землю, осознание ценности человеческой жизни и

понимание необходимости общаться с представителями различных культур –

вот то, что объединяло жителей Петербурга три столетия и остаётся актуальным

и в наши дни.

На школу возложена большая ответственность за духовно-нравственное

воспитание

подрастающего

поколения

(Распоряжение

Правительства

Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития

воспитания

в

Российской

Федерации

на

период

до

2025

года», Концепция

развития образования до 2025 года от 26.12.2017г.)

К сожалению, в современной школе пока ещё не найдена целостная

система методов, ведущих к формированию ценностного сознания учеников,

что

придаёт

процессам

их

социализации

в

значительной

мере

стихийный,

неуправляемый

характер.

В

тоже

время

очевидна

растущая

в

их

среде

потребность в ценностном самоопределении, самоидентификации.

В

федеральных

государственных

стандартах

начального

общего

образования говорится: «Целью духовно-нравственного развития и воспитания

обучающихся на ступени начального общего образования является социально-

педагогическая

поддержка

становления

и

развития

высоконравственного,

творческого,

компетентного

гражданина

России,

принимающего

судьбу

Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и

будущее

своей

страны,

укоренённого

в

духовных

и

культурных

традициях

многонационального

народа

Российской

Федерации.

Задачи:

формирование

основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою

Родину, уважения к истории и культуре народа; воспитание в каждом ученике

трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей

природе, Родине, семье; воспитание нравственных качеств личности ребёнка,

освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

приобщение детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим

ценностям. .»

«Функционально грамотный человек — это человек, который способен

использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и

навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в

различных

сферах

человеческой

деятельности,

общения

и

социальных

отношений»

[Образовательная

система

«Школа

2100».

Педагогика

здравого

смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.].

Ключевой фигурой образования выступает учитель. «Качество школьного

образования,

добавим

от

себя

«и

воспитания»,

определяется

качеством

профессиональной подготовки педагога» (по результатам исследований PISA).

«Войны выигрывают не генералы, а школьные учителя и приходские

священники» сказал в своё время Отто он Бисмарк.

Было необходимо оказать помощь педагогу создавая условия, в которых

педагогическая деятельность становилась наиболее эффективной. Одним из

условий

стала

созданная

циклограмма

районных

мероприятий,

которая

способствовала

эффективной

работе

педагогов

в

таком

направлении

как

духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся.

Как

и

любое

важное

начинание,

создания

системы

районных

мероприятий,

призванных

помочь

учителю

в

деле

духовно-нравственного

развития

и

воспитания,

началось

с

изучения

существующего

потенциала

образовательной системы района и общественных организаций.

Так

педагогическое

и

административное

сообщество

Красносельского

района

Санкт-Петербурга

пришло

к

решению

о

необходимости

активного

использования в системе воспитания и образования района, богатого опыта

благочиния Красносельского района Русской Православной Церкви, прежде

всего в деле сохранения и передачи духовно-нравственных ценностей народа.

Данная

инициатива

нашла

сердечный

отклик

и

поддержку

представителей

благочиния.

О

необходимости

взаимодействия

с

Русской

Православной

Церковью

неоднократно в своих выступлениях в средствах массовой информации по

телевидению и в печати говорил Владимир Владимирович Путин, президент

России:

«У

государства

и

Русской

православной

церкви

"очень

много

направлений сотрудничества". "Это духовно-нравственное воспитание людей

вообще

и

молодежи

прежде

всего,

это

поддержание

института

семьи,

воспитание детей, забота о тех, кто нуждается в особой помощи и поддержке,

…»,

перечислил

глава

государства,

подчеркнув,

что

"церковь

здесь

-

естественный партнер государства".

А

также

отмечал:

«В

современном

мире

религия

становится

той

объединяющей

силой,

национальной

идеей,

которая

во

многом

определяет

культуру народа – его традиции, обряды, образ жизни, представления о мире.

Религия

это

духовное

искание

человека,

путь

приобщения

к

общечеловеческим вечным ценностям. …Она должна играть ту роль, которая

сложилась на сегодняшний день, ее (религию) нельзя выталкивать из этого

культурного пространства».

Поскольку одним из приоритетных направлений системы образования

страны

стало

выстраивание

системы

духовно-нравственного

развития

и

воспитания

в

целом,

мы

же

поставили

своей

конкретной

целью

создание

системы духовно-нравственного развития и воспитания школьников на уровне

отдельного взятого района, используя его богатый образовательной потенциал,

с возможностью её последующего распространения.

Выстраивание

системы

районных

мероприятий

духовно-нравственной

направленности через взаимодействие образовательных организаций района и

ЦДКиО как социального проекта «Мы вместе, школа и православная церковь:

возрождение духовно-нравственных ценностей школьников».

Этапы

2016-2017гг. Подготовительный этап

-

анализ

возможностей

образовательного

пространства

района,

изучение

передового педагогического опыта коллег в области сотрудничества школы и

Русской Православной Церкви.

-

определение

основных

подходов

к

духовно-нравственного

развития

и

воспитания на основе сетевого взаимодействия районной системы образования

и районной системы Русской Православной Церкви.

2017-2018 Деятельностный этап

- разработка и апробация авторских мероприятий

-

формирование

базы

данных

(из

опыта

работы

по

направлению

духовно-

нравственного развития и воспитания)

С 2019 года Деятельностно-рефлексивный этап

- обобщение материалов и оформление первичного опыта районной системы

образования

в

области

духовно-нравственного

развития

и

воспитания,

диссеминация опыта

Воспитательская деятельность, начиная с 2016 года, привела в 2019 году к

построению

(созданию,

выстраиванию)

циклограммы

крупных

районных

мероприятий, которые автоматически вовлекают в процесс воспитания всех

участников образовательного пространства района.

Основой для совместной работы стал календарь традиционных светских и

религиозных

праздников,

которые

легли

в

основу

циклограммы

районных

мероприятий

со

школьниками.

Обращение

к

потенциалу

традиционной

культуры как образовательному ресурсу для воспроизведения традиционных

ценностей и смыслов в общении и деятельности событийного сообщества.

Была создана карта системы совместных дел с представителями ЦДКиО

как системы разработки и внедрения социального проекта: что делать, как

делать и какого результата мы хотим добиться.

Реализация программы совместных дел выражается в изменении роли

ученика на разных этапах реализации от простого созерцания (присутствия на

мероприятиях «рекламы» дух ценностей) к участию в мероприятиях и затем

творческому

осмыслению

своего

участия.

Таким

образом

мы

соблюдаем

принцип

постепенности

включения

учащегося

в

процесс

сотворчества,

переключения его сознания в активную форму и формированию убежденности

в сознании устойчивых стереотипов нравственного поведения.

Практика показала, что без активной поддержки семью, работа ведется

малоэффективно, поэтому, помимо учащихся и педагогов, мы стали активно

приглашать к сотрудничеству родителей и родительскую общественность.

В 2016-2017 году система работы включала в себя четыре районных

совместных мероприятия, это

1.

Конкурс рисунка учащихся «Александр Невский – святой хранитель Санкт-

Петербурга»;

2.

Детские Рождественские праздники для учащихся -4 классов;

3.

«Пасхальный

благовест»

фестиваль

творческих

коллективов

воскресных

школ;

4.

Сретенский бал.

За

время

совместной

работы

к

2019

году

расширился

спектр

совместных

районных мероприятий с учащимися, менялись и совершенствовались и сами

формы работы

1.

Конкурс

рисунка

учащихся

(2016

-2017)

«Александр

Невский

святой

хранитель Санкт-Петербурга» трансформировался в 2018 в конкурс творческих

работ учащихся трёх возрастных групп и четырех номинаций, рисунок, видео,

эссе,

декоративно-прикладное

творчество,

что

расширило

аудиторию

участников, обновило формы участия. Церемония награждения в 2019 году

проходила

в

Храме

святого

Иоанна

Кронштадтского

на

Кронштадтской

площади.

2.

С

2018

года

появился

Конкурс

проектных

работ

старшеклассников

соответственно тематике Рождественских чтений.

3.

Детские Рождественские праздники (2016-2017 – празднования Нового года и

Рождества) преобразовались с 2018 года в детские районные Рождественские

чтения с открытой защитой лучших проектных работ.

4.

Появилась

новая

форма

совместной

работы

-

экскурсии

в

Храмы

Красносельского

благочиния,

где

школьники

знакомятся

с

традициями

строительства

православных

храмов,

их

внутренним

убранством,

предназначением и таинством церковной службы.

5.

Фестиваль творческих коллективов воскресных школ творчески превратился в

районный

праздник

«Пасха

Красная»

с

участием

творческих

коллективов

образовательных

школ

района,

воскресных

школ

благочиния

и

народных

фольклорных коллективов.

6.

С р е т е н с к и й

б а л

с т а л

т р а д и ц и о н н ы м

п р а зд н и ком

ш ко л ь н и ко в

общеобразовательных и воскресных школ района – подарком для активных

участников

совместных

мероприятий

в

области

духовно-нравственного

развития и воспитания. В 2019 году на празднике присутствовали гости из

Сербии.

7.

В 2019 году творческой группой учителей района был разработан комплекс

мероприятий празднования в школах «День славянской письменности, день

равноапостольных

святых

Кирилла

и

Мефодия».

Для

России,

которая

исторически складывалась и всегда была страной многих народов, русский язык

и русская культура – фундамент, база национального и духовного единства.

8.

Появился

с

2018

года

новый

районный

праздник

«День

семьи,

любви

и

верности»

(день

святых

Петра

и

Февронии»,

проводится

в

дни

летних

школьных каникул для всех категорий граждан, особенно для тех, кто не смог

выехать на отдых из города (июль). Этот праздник способствует объединению

разных

поколений

семьи,

способствует

формированию

традиционных

семейных

ценностей,

поддерживаемых

Русской

Православной

Церковью,

расширяет возможности привлечения не только родительской общественности,

но

и

других

обще ственных

организаций

(депутатский

ко р п у с ,

благотворительные

организации

и

др.),

участвующих

в

формировании

культурно нравственных ценностей подрастающего поколения.

Выстроилась следующая система совместных районных мероприятий для

учащихся

месяц

Мероприятие

Задачи

сентябр

ь

Конкурс творческих

работ учащихся

«Александр Невский

– святой хранитель

Санкт-Петербурга»

Посредством творчества прививать детям

интерес к изучению истории России, своего

города, традициям и православным святыням.

Задачи:

1. Сохранение и развитие традиций служения

России.

2. Возрождение исторической памяти,

духовности и культуры.

3. Выявление и поддержка одарённых детей.

4. Привлечение к конкурсу детей с

ограниченными возможностями здоровья.

октябрь

Конкурс проектных

работ

старшеклассников

1.Выявление и поддержка интеллектуально и

творчески одаренных школьников.

2. Содействие духовно-нравственному и

культурному становлению учащихся,

выработке активной жизненной позиции.

3. Развитие навыков исследовательской

деятельности у учащихся.

декабрь

Районные детские

Рождественские

чтения

Церемония

награждения в

Храме

Рождественские районные детские чтения

проводится с целью повышения интереса

учащихся к культурным, духовным и

нравственным ценностям народов России с

точки зрения православного мировоззрения,

формирования активной нравственной

жизненной позиции человека будущего.

февраль

Сретенский бал в

Константиновском

Дворце

Бал несет духовно-просветительскую

направленность, в сценарий мероприятия

включен рассказ о Сретении Господнем.

Ребята узнают об юбилейных памятных датах

церковного календаря в текущем году.

Приобщаются к традициям русской культуры

посредством непосредственного участия.

Этому празднику предшествует и

непосредственно сама подготовка

мероприятия, и работа в течение всего года на

ниве духовного просвещения. Для понимания

того, что все делается во славу Божию, для

пользы и нашего спасения

март

Экскурсии в Храмы

Красносельского

благочиния

Привитие интереса к изучению истории своего

района, своей «малой Родины», к традициям и

православным святыням на примере традиций

русского православного зодчества, глубокому

духовному символизму в строительстве

православных храмов, их внутреннему

убранству, предназначению и таинствам

церковной службы.

апрель

Праздник «Пасха

Красная»

1. Познакомить детей с нравственным

содержанием православного праздника Пасха,

его историей.

2. Рассказать об обычаях и обрядах,

связанных с праздником.

3.Пробудить интерес детей к народной

культуре.

4.Воспитывать патриотические чувства к

православным традициями русского народа, к

народному творчеству.

май

Дня славянской

письменности (День

святых Кирилла и

Мефодия)

Обращение к потенциалу традиционной

культуры как образовательному ресурсу для

воспроизведения традиционных ценностей и

смыслов в общении и деятельности

событийного сообщества

Раскрыть значение праздника: День

славянской письменности и культуры

Задачи урока:

1.Прививать детям любовь к родному слову,

родному языку, отечественной истории.

2.Познакомить учащихся с истоками создания

славянской азбуки.

3.Воспитать уважение к создателям

кириллицы, национальной гордости за язык.

июль

День семьи, любви и

верности. Семейный

праздник.

1.Способствовать объединению разных

поколений семьи

2. Формировать традиционные семейные

ценности, поддерживаемые Русской

Православной Церковью.

3. Обучать способам самостоятельной

организации полезного досуга и

конструктивного межличностного общения

детей и взрослых.

4. Развивать эмоционально-образного

восприятие семейных отношений

5.Расширять возможности привлечения к

районным массовым мероприятиям не только

родительской общественности, но и других

общественных организаций (депутатский

корпус, благотворительные организации и др.),

участвующих в формировании культурно –

нравственных ценностей подрастающего

поколения.

За период с 2016 по 2019 год: увеличился охват образовательных учреждений и

численный состав участников, расширилось взаимодействие с социумом;

произошли качественные изменения в составе участников, от школьников и

учителей (обязательных участников мероприятий) к родительской

общественности и семье; учащиеся «превращаются»» из пассивных

созерцателей в активных участников событий.

В

ходе

выстраивания

системы

работы

по

созданию

циклограммы

совместных районных дел встретился и ряд трудностей, таких как: мотивация

школьников к осознанному участию в мероприятиях; согласованность работы

всех участников мероприятия; потребность в использовании гибких подходов в

работе

с

родителями

(разрешение

на

участие

детей

в

мероприятиях

религиозной

направленности),

поиск

компромиссов;

трудность

в

создании

оценочных измерительных материалов и отставленный во времени результат

формирования духовно-нравственных ценностей у участников.

В ходе работы подтвердилась необходимость совместной деятельности

ИМЦ, в лице педагогического сообщества района, и религиозных организаций,

в лице ЦДКиО, по формированию духовно-нравственной культуры школьников

и воспитанию подрастающего поколения на основе традиционных культурных

ценностей народов России.

Литература

1.

Конституция Российской Федерации, СПб, изд. «Питер», 2014;

2.

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-

ФЗ, Москва, изд. «Проект», 2014;

3.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025

года от 29.05.2015;

4.

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" до

2025 года от 26.12.2017;

5.

А.Я.Данилюк, A. М. Кондаков, B. А. Тишков «Концепция духовно-

нравственного развития и воспитания личности гражданина России», Москва,

изд. «Просвещение «, 2009;

6.

Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года

от 28.11.2014;

7.

Программа воспитания и социализации обучающихся основного общего

образования (ООП ФГОС ООО с изменениями и дополнениями), 2018;

8.

«Торжество Православной Веры». Книга о являемых человечеству

свидетельствах достоверности Божественного Откровения, Москва, изд. «Вера,

Надежда, Любовь», 2008;

9.

Иоанн Кронштадтский, святой праведный «Моя жизнь во Христе», Москва, изд.

«Отчий дом»; Мемориальная Квартира св. Иоанна Кронштадтского, 2014;

10.«Блаженные Санкт-Петербурга. От святой блаженной Ксении Петербургской до

Любушки Сусанинской», СПб, изд. «Воскресение» 2014;

11.Протоиерей Александр Соколов «О христианской Вере и Отечестве», Нижний

Новгород, изд. «Кварц», 2014;

12.СМИ: периодические издания газет и журналов, выступления на телевидении и

в сети интернет



В раздел образования