"ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Автор: Тришкина Ирина Юрьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СШ №9" Населённый пункт: город Тверь Наименование материала: статья Тема: "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ" Раздел: начальное образование
И. Ю. ТРИШКИНА, учитель начальных классов МБОУ «СШ №9»,
г. Тверь ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Здорозье детей - самая высокая социальная ценность, ибо те, кто се-
годня за школьной партой, в ближайшее десятилетие будут
определять уровень благосостояния страны, ее экономический,
научный и культурный потенциал, обеспечивать национальную
безопасность государства. К сожалению, состояние здоровья
школьников продолжает ухудшаться. До 60% детей поступают в
школу, уже имея функциональные отклонения здоровья. Сегодня
общеобразовательную школу оканчивают лишь 4 % относительно
здоровых детей [1].
Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью,
начиная с раннего детства, - актуальная задача современного
образования.
В начальных классах МБОУ «СШ № 9» систематически проводится
медицинский осмотр детей. Анализ результатов состояния здоровья
учащихся показывает, что больше 60 % детей имеют различные
виды заболеваний.
В нашей школе существуют классы КРО VII вида для детей с
проблемой в обучении, в них обучаются по 10 человек, часть из
которых имеют такой диагноз, как двигательная расторможенность
с синдромом дефицита внимания. Для таких детей характерны
трудности в усвоении программного материала, плохая
привлекаемость и быстрая истощаемость внимания, быстрая
утомляемость и снижение умственной работоспособности.
Учителям в этих классах необходимо уделять большое внимание
рациональной организации уроков с четким дозированием нагрузки
и отдыха.
В связи с такими достаточно низкими показателями здоровья, а так-
же спецификой классов КРО VII вида становится актуальным
введение здоровьесберегающих технологий обучения.
Приход в школу - это изменение всего уклада жизни ребенка: новый
режим, новые требования, новые условия жизни и новый вид
деятельности. Первые 3-4 недели в детском организме происходит
настоящая буря. Организм ищет, как реагировать на изменившиеся
нагрузки, на новый уклад жизни. Задача педагогов и родителей
помочь ребенку по возможности мягко адаптироваться к школьному
обучению. Этому процессу помогает использование на уроках
здоровьесберегающих технологий обучения. Такая работа
сопровождает весь период обучения в начальной школе, а затем
переходит и в среднее звено, где ее продолжают учителя-
предметники.
Прежде всего необходима рациональная организация урока, которая
предполагает чередование умственной нагрузки с динамическими
паузами.
Соблюдение гигиенических и психолого-педагогических условий
проведения урока влияет на функциональное состояние школьника,
препятствует утомлению [ 1 ].
В работу учителя с использованием здоровьесберегающих техноло-
гий включены: тематические классные часы, обязательны
физкультминут-ки, работа с родителями, исследовательская работа
детей, регулярный мониторинг состояния здоровья учащихся.
Кроме того, учитель определяет и фиксирует психологический
климат на уроке, проводит эмоциональную разрядку, строго следит
за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее
соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки проводят с учетом специфики предмета,
зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами
самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить
оперативную работоспособность. Разработаны и утверждены
четыре различных комплекса утренней зарядки для учащихся
начальных классов (на четыре дня недели - вторник, среда, четверг,
пятница).
Замечено, что большинство учащихся начальных классов не умеют
правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки,
ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя.
Дыхание у них поверхностное, ключичное, учащенное, что
приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и
дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом,
нарушению обмена веществ. Поэтому следует вводить упражнения
для выработки глубокого дыхания, усиления выдоха в сочетании с
различными движениями туловища и конечностей. Для этого в
начале каждого урока при проведении динамических пауз, на
уроках физического воспитания проводятся дыхательные
упражнения [2].
В состав упражнений для физкультминуток включаются:
упражнения по формированию осанки, укреплению зрения,
укреплению мышц рук, позвоночника, упражнения для ног,
упражнения на ковре, релаксационные упражнения для мимики
лица, потягивание, массаж области груди, лица, рук, ног, а также
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Хороший результат даёт использование различных элементов арт-
терапии, а именно прослушивание фонограммы шума волн, пения
птиц, звуков дождя, что позволяет, настроить детей на работу на
отдых.
№
п/
п
Тема
классного
часа
Литература в помощь учителю
Сроки
проведения
1
Дерево
здоровья
Журнал «Начальная школа»
(2004. №7, с. 95 - 97)
сентябрь
2
Умственное
утомление
Журнал «Начальная школа»
(2004. № 11, с. 23 - 25)
октябрь
3
Настроение
и его
влияние на
здоровье
человека
Журнал «Начальная школа»,
(2004. № 7, с 97 - 99)
ноябрь
4
Учимся не
болеть
Журнал «Начальная школа»
(2006. №8, с. 92 - 93)
декабрь
5
Я и мои
способности
Михайлина М.Ю.,
Лысогорская М.В., Павлова
М.А. Здоровый образ жизни.
КИЦ «Саратовтеле- фильм» -
«Добродея», 2006
январь
6
Учимся
управлять
эмоциями
Журнал «Начальная школа».
(2004. № 12 с 58 - 60)
март
7
Мальчики и
девочки
Васильева О.В. Классные
часы. Волгоград, 2005
Апрель
Тематические классные часы проводятся с 1-го по 4-й класс, от
класса к классу усложняются и дополняются по каждой теме. Дети
готовят свои минидоклады, презентации. От простого к сложному
ведёт работу учитель. Примерная тематика классных часов.
Исследовательская работа с детьми проводится как при
подготовке к классным часам, так и при проведении уроков
окружающего мира. Например, при подготовке к урокам
окружающего мира по разделу «Человек и его строение» детям
предлагается подготовить мини-исследования: например, составить
меню ужина, в которое включались бы все необходимые организму
вещества; вести дневник наблюдения за частотой дыхания и пульса
до и после физической нагрузки [2]. При изучении темы «Пищева-
рение» учащиеся пишут сочинение «Я - пирожок и меня съели».
Работа с семьей ведется по следующим направлениям:
1.
Привлечение родителей к обучению детей здоровому образу
жизни (проведение тематических родительских собраний и
конференций, в том числе и с приглашением специалистов;
индивидуальные беседы).
2.
Привлечение родителей к проведению мониторинга состояния
здоровья детей.
3.
Приучение школьников (сначала с помощью родителей, а
затем самостоятельно) к самонаблюдениям и самоконтролю за
своим здоровьем.
4.
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности
(проекты «Конструируем ростомер», «Мой паспорт здоровья» и
т.д.).
5.
Участие в конкурсах и выставках (поделок, стихотворений,
плакатов «Будь независимым, скажи наркотикам «НЕТ», «Разговор
о правильном питании»),
6.
Организация досуга учащихся и собственного (дни здоровья,
соревнования, помощь в проведении мероприятий летнего
оздоровительного лагеря).
Родители принимали активное участие в физкультурно-оздорови-
тельной работе, в экспресс-анкетировании, в тестировании. Тесты
проводились по таким темам: «В хорошей ли вы форме?», «Можно
ли ваш образ жизни считать здоровым?», «Часто ли случаются
стрессы в вашей повседневной жизни?», «Знаете ли вы, как
обезопасить свою жизнь и здоровье?».
Но основной показатель, отличающий все здоровьесберегающие
образовательные технологии, — это регулярная экспресс-
диагностика состояния учащихся и отслеживание основных
параметров развития организма в динамике (начало - конец
учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о
состоянии здоровья учащихся.
Итогом использования здоровьесберегающих технологий учителей
начальных классов в течение пяти лет работы стали следующие
результаты:
1. Повышение теоретической и практической подготовки
учителей к проведению мониторинга здоровья школьников.
2.
Создание методического обеспечения для проведения
психологопедагогической диагностики учащихся и
мониторинга здоровья.
3.
Создание базы данных в виде информационно-
диагностических материалов по каждому классу начальной
школы.
4.
Повышение заинтересованности родителей учащихся в
диагностике состояния школьников.
5.
Повышение самостоятельности школьников при организации
контроля над своим здоровьем.
6.
Сокращение периода адаптации учащихся 1 -х и 5-х классов
без ущерба для их физического и психического здоровья.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном
процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в
образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои
творческие способности, а учителю эффективно проводить
профилактику асоциального поведения, активнее приобщать
родителей школьников к работе по укреплению и сохранению
здоровья детей.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение ведет к
снижению показателей заболеваемости детей, улучшению
психологического климата в детском коллективе. Учителю, который
освоил эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку
исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для
педагогического творчества.
СПИСОК. ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Шилов Д.С. Государство и образование // Здоровье
школьников. Профилактика социально-значимых заболеваний:
материалы научно-практической конференции. М.; Тверь: Научная
книга, 2006.
2.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы или
135 уроков здоровья. М.: Вако, 2005.