Напоминание

Формирование у обучающихся исполнительских,вокальных умений и навыков по методике Емельянова В.В.


Автор: Люлько Ирина Викторовна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Соловьевская ДШИ
Населённый пункт: Соловьевск Амурская область Тындинский район
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: Формирование у обучающихся исполнительских,вокальных умений и навыков по методике Емельянова В.В.
Раздел: дополнительное образование





Назад




МБУ ДО «Соловьевская» ДШИ

План – конспект открытого урока

по вокалу

«Формирование у

обучающихся

исполнительских

вокальных умений и

навыков по методике

Емельянова В.В. »

Автор: педагог дополнительного образования

Люлько И.В.

Соловьевск

2020

Учебное занятие рассчитано на 45 мин. с вокальным ансамблем

«Карамельки» 2-ого года обучения. Возраст учащихся 8-10 лет.

Цели занятия:

1.формирование у учащихся исполнительских вокальных умений и

навыков.

2. создание условий, в которых учащийся испытывает радость ощущения

исполнительской свободы и творческого комфорта.

Задачи:

1.

развитие певческих навыков

артикуляционная гимнастика

развитие дикции (скороговорки)

работа над дыхание

вокальные упражнения по методике Емельянова В.В

2.

устойчивое интонирование одноголосного пения

3.

разучивание нового вокального произведения.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный,

практический

Форма организации учебного занятия: индивидуальная, групповая

Оборудование: фортепиано, раздаточный материал – слова песни.

Этапы и хронометраж занятия:

I.

Организационный этап. Поверка готовности к занятию. Правильная

певческая позиция, гигиена певческого голоса – 2 мин;

II.

Подготовительный этап: гимнастика артикуляционного аппарата,

дыхательная гимнастика, вокально – интонационные упражнения -

15 мин.

III. Основной этап — работа над новой песней «Песенка красной шапочки»

1. Знакомство с автором и композитором песни –3 мин

2. Работа с текстом песни - 2 мин.

3. Работа с разучиванием мелодии и ритмическим рисунком песни -20 мин.

IV. Заключительная - подведение итогов урока. -3 мин.

Содержание учебного занятия:

I.

Организационный этап:

встреча детей;

проверка присутствующих;

охрана и гигиена певческого голоса: Певческий голос – рабочий

инструмент вокалиста, который необходимо беречь и заботиться.

Правила гигиены певческого голоса:

1)

не переохлаждаться

2)

укреплять здоровье

3)

не подвергать голосовой аппарат резким сменам температур

4)

в повседневной жизни дышать носом

5)

соблюдать паузу между приемом пищи и занятиями вокалом

6)

помнить что мороженное, семечки, газ напитки вредны для

певческого голоса.

7)

Соблюдать режим пения

Правильная певческая позиция сидеть: сидеть прямо, грудь свободна,

плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки

свободные. Голову держать прямо. Сильный подъем головы ведет к

напряжению передних мышц шеи и сковывает гортань. Лицо должно

быть свободно от гримас. Улыбка на лице создаёт ощущение

приподнятости, необходимое для занятия.

II. Подготовительный этап: Перед началом пения подготовим свой

голосовой аппарат. Каждое занятие начинаем с артикуляционной и

дыхательной гимнастики, интонационно – фонетических упражнений. Что

относится к артикуляционному аппарату? (язык, губы, твердое и мягкое

небо, нижняя челюсть.)

Артикуляционная гимнастика по методике Емельянова В.В.

УПРАЖНЕНИЯ

1-й цикл:

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

1.

Слегка покусать зубами кончик языка.

2.

Слегка покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперёд и

убирать назад.

3.

Пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами с

закрытым ртом.

4.

Круговым движением провести языком между губами и зубами при

закрытом рте сначала в одну сторону, затем – в другую, как бы очищая

зубы.

5.

Упереться острым языком попеременно в верхнюю и нижнюю губы,

правую и левую щёки, как бы протыкая их насквозь.

6.

Пощёлкать

языком,

меняя

объём

рта

так,

чтобы

звуковысотность

щелчка менялась. ( Игровое задание: разные по величине лошадки по-

разному цокают копытами. Большие – медленно и низко, маленькие

пони

быстро

и

высоко. Выстроить

звуковысотный

унисон

и

двухголосие)

7.

Покусать попеременно верхнюю и нижнюю губы по всей длине от угла

до угла.

8.

Втянуть

щёки,

закусив

их

изнутри

боковыми

зубами

и

громко

чмокнуть.

9.

Оттопырить и вывернуть нижнюю губу, открыв нижние зубы и дёсны и

придав лицу обиженное выражение.

10.

Поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы и дёсны и придав лицу

радостное выражение.

11.

Чередовать два предыдущих движения в ускоряющемся темпе.

12.

Прищурить глаза, оставив узкие щёлочки, а затем широко открыть их.

Прикоснуться

указательными

пальцами

к

мышцам

под

глазами

и

ощутить пальцами работу этих мышц.

13.

Прищуривать

попеременно

глаза

(подмигивать).

Прикоснуться

указательными пальцами к мышцам под глазами и ощутить пальцами

работу этих мышц.

14.

Сильно

наморщить

переносицу

и

расслабить

её.

Прикоснуться

указательными пальцами к переносице и ощутить пальцами работу

мышц.

15.

Наморщив переносицу, широко открыть глаза и поднять мышцы под

глазами и брови.

Скороговорки:

1. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

2. Как на горке на пригорке жили 22 Егорки. Раз Егорка, два Егорка и т.д.

3. Променяла Пороскева каряся , на четыре полосатых порося, побежали

поросята по росе, промочились поросята, да не все.

4. Ехал Грека через реку, видит грека в реке рак , сунул Грека руку в реку, рак

за руку Грека цап.

Проговаривать скороговорки с четкой артикуляцией, с различной скоростью.

Проговаривания скороговорки двухголосным каноном.

Упражнения на дыхание.

— С чего начинается процесс пения? (с вдоха) вдох через нос, бесшумно.

— Куда направляем воздух при вдохе (в живот - диафрагма). Корпус

свободный, плечи опущены, при вдохе плечи не поднимаются .

1. Надуваем воздушный шар - (вдох носом, бесшумно, закрепили дыхание,

выдох на ССС или ШШШ, воздух выходит – рука на диафрагме чувствуем

как «шарик» сдувается)

2. Сдуваем снежинки - (бесшумный вдох через нос в диафрагму, плечи не

поднимаются, кисти рук ладонями к лицу, короткими выдохами сдуваем

«снежинки» с каждого пальчика)

3. Задуваем свечи - ( бесшумный вдох через нос в диафрагму, плечи не

поднимаются, кисти рук ладонями к лицу, на одном выдохе задуваем

воображаемые «свечки».

Внимание педагога должно быть направлено:

— свободу мышц;

— правильность осанки;

— активную работу мышц дыхательно-голосовой опоры;

умение

делать

бесшумный

вдох

не

подняв

при

этом

плечи

и

целесообразно распределить выдох;

Вокально-интонационные упражнения:

по методике многоуровневой обучающей программы Емельянова. В.В.

«Фонопедический метод развития голоса» нотное приложение вокальных

упражнений № 1

Целью ФОНОПЕДИЧЕСКОГО МЕТОДА РАЗВИТИЯ ГОЛОСА (ФМРГ)

в целом является освоение технологии

голосообразования и

технологической

основы

эстетической

традиции.

- Следить за правильностью выполнения упражнений.

III. Основной этап:

Сегодня мы с вами будим учить новую песню, называется «Песня Красной

шапочки»

еще

она

называется

«Дорожная»

из

советского

кинофильма

снятого

в

1977

году

«Про

красную

шапочку».

Автор

слов

известный

советский и российский поэт - Юлий Ким композитор: Алексей Рыбников

( советский и российский композитор, народный артист написавший очень

много музыки к таким известным кинофильмам как «Буратино», «Тот самый

Мюнхаузен» «Усатый нянь» и т.д

Фильм «Про Красную шапочку» это двухсерийный музыкальный телефильм

или по другому сказка - мюзикл по мотивам сказки Шарля ПЕРРО. Кто ни

будь из вас, смотрел этот фильм? О чем фильм? О добре и зле, о дружбе,

зависти, избалованности.

Прочитать слова с четким артикуляционным произношением.

Прослушать

сыгранную

мелодию

и

проанализировать:

движение

мелодии, звуковысотные скачки,

сложность ритмического

рисунка,

расстановка дыхания.

Прослушать мелодию куплета и прохлопать ритмический рисунок -

проговаривая слова.

Прослушать мелодию припева и прохлопать ритмический рисунок -

проговаривая слова.

Пропеть мелодию куплета различными приемами «вибрации губ», «

носовой сонат», «на - у с выдуванием».

Пропеть мелодию припева различными приемами - «вибрации губ», «

носовой сонат», «на - у с выдуванием».

Пропеть мелодию 1 куплета со словами все вместе и индивидуально.

Пропеть мелодию 1 припева со словами все вместе, индивидуально

Анализ проведенной работы и справление ошибок.

VI. Заключительный этап:

задание на дом, сообщение о следующем занятии.

Список используемой литературы

Герасимова И. «Вокально-хоровое воспитание детей» Самара 2001

Дмитриев Л.Б. Основы вокальной педагогики. М.,1968.

Емельянов В. Развитие голоса. Координация и тренинг С-П, 2003

Огородников Д.Е. Музыкально-певческое воспитание детей в

общеобразовательной школе.- М.: Музыка, 1972

Романова Л. В. Школа эстрадного вокала. — СПб: Издательство «Лань»;

Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ» 2007.

Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором. Москва 2002

Юдин С.П. Формирование голоса певца.-М.:Музыка,1989

Приложение №1

НОТНО-ГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ.



В раздел образования