Автор: Евсеева Елена Петровна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ
Населённый пункт: г.Зверево, Ростовская обл.
Наименование материала: учебная программа
Тема: "Предпрофессиональная программа по фортепиано для учащихся струнного отделения ДШИ"
Раздел: дополнительное образование
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
«СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ».
ПО.01.МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
ПО.01.УП.03.
«
ФОРТЕПИАНО»
Разработала ЕВСЕЕВА ЕЛЕНА ПЕТРОВНА.
г. Зверево
СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………….3
1.1 Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.3
1.2 Срок реализации учебного предмета…………………………………………………….3
1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию
учебного предмета………………………………………………………………………..3
1.4 Цель и задачи учебного предмета………………………………………………………..4
1.5 Основной принцип работы……………………………………………………………….4
1.6 Методы обучения………………………………………………………………………….4
1.7 Описание материально-технических условий реализации учебного
предмета……………………………………………………………………………………5
2.Содержание учебного предмета…………………………………………………………….5
2.1 Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета……………………………………………………………………….....5
2.2 Распределение учебного материала по годам обучения………………………………...5
2.3 Годовые требования ……………………………………………………………………….5
3.Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………..7
4.Формы методы контроля, система оценок……………………………………………….8
4.1 Аттестация: цели, виды, форма, содержание……………………………………………..8
4.2 Критерии оценки……………………………………………………………………………8
5.Методическое обеспечение учебного процесса…………………………………………...9
5.1 Методические рекомендации преподавателю………………………………………….....9
5.2 Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся…………………...10
6.Список рекомендуемой учебно-методической литературы……………………………11
6.1 Учебная литература………………………………………………………………………...11
6.2Методическая литература…………………………………………………………………..13
3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процес-
се
Настоящая программа написана для педагогов, ведущих предмет «Фортепиано» в рамках
программ «Струнные инструменты». Данная программа разработана на основе федеральных госу-
дарственных требований, утвержденных приказом №161 от 12.03.2012 Министерства культуры
Российской Федерации.
Курс фортепиано, наряду с другими дисциплинами учебного плана, является одним из зве -
ньев музыкально-педагогического воспитания учащихся музыкальных школ и детских школ ис -
кусств. Играет важную роль в занятиях по специальному предмету, с которым он органически вза -
имосвязан. Формы этой взаимосвязи варьируются на разных отделах и секциях. Так, оркестранты
только за фортепиано могут получить исчерпывающее представление о полифонической связи,
гармонической структуре произведения, один голос которого они исполняют на уроках по специ-
альности. Учебный предмет «Фортепиано» направлен на приобретение детьми знаний, умений и
навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетиче -
ское воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
1.2 Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего
обучения по предпрофессиональным программам «Струнные инструменты» - 6 лет (с 3-го по 8-й
класс).
1.3 Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмет «Фортепиано»
При реализации программы по учебному предмету «Фортепиано»» с 3-летним сроком обу-
чения общий объем учебной нагрузки составляет 594 часа, из них аудиторные занятия составляют
198 часов, а самостоятельная работа обучающихся составляет 396 часов.
Продолжительность учебного года составляет 39 недель, продолжительность учебных заня-
тий составляет 33 недели. Одна неделя – аттестация. Одна неделя – резервная.
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается – 1 час в неделю.
Предмет
фортепиано
3-й класс
4-й класс
5-й класс
6-й класс
7-й класс
8-й класс
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Программа учебного предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоя-
тельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домаш-
няя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной, систе -
матической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
- участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветитель-
ской деятельности образовательного учреждения и др.
Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои
дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.
4
1.4. Цель и задачи учебного предмета
Цель данного курса – овладение фортепиано как вторым инструментом (дополнительным к
основному), расширение музыкального кругозора детей, формирование их художественного вкуса,
воспитание музицирующих любителей музыки, развитие художественно-образного мышления.
Владение инструментом не только дает возможность знакомиться с музыкальной литературой, но
и аккомпанировать себе или партнеру.
Основные задачи – развитие музыкальных способностей, приобретение основных исполни-
тельских навыков игры на фортепиано, исполнение большого количества произведений различных
жанров и стилей, приобретение необходимых навыков для самостоятельного музицирования. В от-
личие от курса специального фортепиано здесь нужно больше внимания уделять развитию навы -
ков, практически необходимых музыканту: быстрой ориентации в нотном тексте, чтению с листа,
игре ансамблей и аккомпанементов.
Не следует требовать выучивания всех произведений наизусть, лучше больше уделять вре-
мени знакомству с более широким кругом музыкальных произведений.
1.5. Основной принцип работы
Цели и задачи курса определяют содержание обучения, его формы, методы, репертуар.
Организационные формы учебно-воспитательного процесса – это индивидуальные, ансам-
блевые занятия и самостоятельная подготовка учащихся. Основной организационной формой яв-
ляется индивидуальный урок. Индивидуальное общение создает все условия для всестороннего
изучения и воспитания каждого ученика. Эффективность учебного процесса зависит от системати -
ческих занятий, а также от организации уроков, каждый из которых желательно (по усмотрению
педагога) разделить на две части: одна часть посвящена работе над фортепианными произведения -
ми, другая – работе над профилирующей литературой.
В первый, фортепианный, раздел входят 3-4 сольных фортепианных произведения: полифо-
ния, крупная или малая формы, пьеса, ансамбль, этюд. Второй, профилирующий, раздел связан со
специализацией учащегося: чтение с листа, изучение сольных партий, аккомпанемент.
Сложность изучаемых произведений не должна превышать возможностей ученика – при
необходимости педагог вправе снизить репертуарные требования на класс или два ниже рекомен-
дуемых основной программой по курсу фортепиано. Важно сочетать изучение небольшого количе -
ства произведений по программе, с прохождением большего количества относительно легких
произведений, доступных для быстрого разучивания, закрепляющих усвоенные навыки и достав-
ляющих удовольствие от музицирования.
Учитывая, что далеко не все учащиеся имеют хорошую музыкальную память, на зачетах
разрешается исполнять произведения по нотам. Это позволит пройти по нотам большее количе -
ство полезных и интересных пьес, что гораздо важнее, чем тратить огромные усилия и массу вре -
мени на запоминание наизусть.
Желательно, чтобы ученик пробовал свои силы в качестве концертмейстера. Для этого луч -
ше подобрать произведения для инструмента, на котором он учится по специальности. Поскольку
при исполнении аккомпанемента ставятся совершенно иные задачи, произведения должны быть
более легкими, чем для сольной программы. Если нет возможности пригласить иллюстратора, пар -
тию солиста может исполнить на фортепиано педагог.
Большое внимание уделяется творческому развитию учащихся. Это подбор и досочинение
мелодии, развитие умения подбирать по слуху простой аккомпанемент, исполнение мелодий с
разным по фактуре аккомпанементом по цифровкам.
1.6. Методы обучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
5
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
- практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с ли -
ста, исполнением музыкальных произведений).
1.7. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нор-мам,
нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий имеют площадь 10 кв.м., оснащены звуко-
изоляцией. Для занятий предусмотрены музыкальные инструменты по два в каждой аудито-рии,
которые периодически настраиваются.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение
учебного предмета.
Распределение по годам обучения
Классы
3
4
5
6
7
8
Продолжительность учебных недель в году
33
33
33
33
33
33
Количество часов на аудиторные занятия в
Неделю
1
1
1
1
1
1
Общее количество часов на аудиторные
Занятия
198
Количество часов на самостоятельную работу
в неделю
2
2
2
2
2
2
Общее количество часов на самостоятельную
работу по годам
66
66
66
66
66
66
Общее количество часов на внеаудиторную
(самостоятельную ) работу
396
Максимальное
количество
часов
занятий
в
неделю(аудиторные +самостоятельные)
3
3
3
3
3
3
Общее максимальное количество часов по го-
дам (аудиторные = самостоятельные)
99
99
99
99
99
99
Общее максимальное количество часов на
весь период обучения(аудиторные + само-
стоят-ные)
594
2.2 Распределение учебного материала по годам обучения
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Фортепиано» распределяется по годам обуче -
ния (классам) в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Согласно ФГТ изучение учебного предмета «Фортепиано» для учащихся по предпрофес-
сиональным программам «Струнные инструменты» рекомендовано начинать не с первого класса,
поэтому годовые требования представлены в данной программе по годам обучения.
2.3 Годовые требования
1-й год обучения (3 класс)
I полугодие
Главная задача первого года обучения – организация пианистического аппарата и освоение
нотной грамоты. В течение первого полугодия преподаватель должен проработать с учеником 6-8
легких пьес на освоение штриха non legato как основополагающего. Предполагается, что основное
количество пьес играется в ансамбле с педагогом. Подбор песенок по слуху.
6
Чтение с листа.
Контрольный урок
Два разнохарактерных произведения наизусть или по нотам (одно из них в виде ансамбля).
II полугодие
В течение 2-го полугодия преподаватель должен проработать с учеником 6-8 легких для бы -
строго прохождения по нотам пьес на все основные штрихи: non legato, staccato, legato.
Подбор песенок по слуху, чтение с листа.
На зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения (одно из них можно в
виде ансамбля).
2-й год обучения (4 класс)
Фортепианный раздел:
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 разнохарактерных пьес.
Мажорные и минорные гаммы до одного ключевого знака отдельно каждой рукой в одну
октаву (С-dur, a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll). Аккорды отдельно каждой рукой, арпеджио от-
дельно каждой рукой. Хроматическая гамма отдельно каждой рукой.
Профилирующий раздел:
2 фортепианных ансамбля, 4-5 аккомпанементов, чтение нот с листа, подбор по слуху.
На контрольном уроке учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на
усмотрение преподавателя)
На зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на усмотрение препо-
давателя)
3-й год обучения (5 класс)
Фортепианный раздел:
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 разнохарактерных
произведений (для успевающих учеников, на усмотрение преподавателя, можно вводить полифо-
нические произведения)
Мажорные и минорные гаммы до одного ключевого знака двумя руками в одну октаву (С-
dur, a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll). Аккорды двумя руками, арпеджио двумя руками. Хрома-
тическая гамма двумя руками.
Профилирующий раздел:
1 фортепианный ансамбль, 4-5 аккомпанементов, чтение нот с листа, подбор по слуху.
На контрольном уроке учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на
усмотрение преподавателя)
На зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на усмотрение препо-
давателя)
4-й год обучения (6 класс)
Фортепианный раздел:
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 8-10 разнохарактерных про-
изведений (для успевающих учеников, на усмотрение преподавателя, можно использовать поли-
фонические произведения).
Мажорные и минорные диезные гаммы до двух ключевых знаков двумя руками на две ок-
тавы, а также бемольные мажорные и минорные гаммы до одного ключевого знака двумя руками
на две октавы (С-dur, a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll, D-dur, h-moll). Аккорды двумя руками, ар-
педжио двумя руками. Хроматическая гамма двумя руками.
Профилирующий раздел:
2 ансамбля, 4-5 аккомпанементов, чтение нот с листа, подбор по слуху, игра сольной пар-
тии (из пьес по специальности), самостоятельная работа – аккомпанемент.
На контрольном уроке учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на
усмотрение преподавателя)
7
На зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на усмотрение пре -
подавателя)
5-й год обучения (7 класс)
Фортепианный раздел:
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 6-8 разнохарактерных про-
изведений (для успевающих учеников, на усмотрение преподавателя, можно использовать поли-
фонические произведения и произведения крупной формы).
Мажорные и минорные гаммы до двух ключевых знаков двумя руками на две октавы (С-dur,
a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll, D-dur, h-moll, B-dur, g-moll). Аккорды двумя руками, арпе-джио
двумя руками. Хроматическая гамма двумя руками.
Профилирующий раздел:
1-2 фортепианных ансамбля, 3-4 аккомпанемента, чтение нот с листа, игра сольной партии
(из пьес по специальности), самостоятельная работа (аккомпанемент).
На контрольном уроке учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на
усмотрение преподавателя).
На зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на усмотрение пре -
подавателя).
6-й год обучения (8 класс)
Фортепианный раздел:
В течение года преподаватель должен проработать с учеником 4-6 разнохарактерных про-
изведений (для успевающих учеников, на усмотрение преподавателя, можно использовать поли-
фонические произведения и произведения крупной формы).
Мажорные и минорные гаммы до двух ключевых знаков двумя руками на четыре октавы (С-
dur, a-moll, G-dur, e-moll, F-dur, d-moll, D-dur, h-moll, B-dur, g-moll). Аккорды двумя руками на
четыре октавы, арпеджио двумя руками на четыре октавы. Хроматическая гамма на четыре окта-
вы.
Профилирующий раздел:
1-2 фортепианных ансамбля, 2-4 аккомпанемента. Чтение нот с листа, игра сольной партии
(из пьес по специальности), самостоятельная работа (аккомпанемент).
На контрольном уроке учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на
усмотрение преподавателя)
На итоговом зачете учащиеся исполняют два разнохарактерных произведения. (на усмот-
рение преподавателя).
Два разнохарактерных произведения. (на усмотрение преподавателя).
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
- Знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей фортепиано;
- знание в соответствии с программными требованиями музыкальных произведений, напи-
санных для фортепиано зарубежными и отечественными композиторами;
- владение основными видами фортепианной техники, использование художественно оправ -
данных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий
авторскому замыслу;
- приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию;
- обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа
нетрудного текста, игре в ансамбле.
8
4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
4.1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание
Текущая успеваемость учащихся проверяется на уроках, различных выступлениях: концер-
тах,
конкурсах. Текущий контроль успеваемости учащихся осуществляется в счет аудиторного
времени, предусмотренного на учебный предмет. Промежуточная аттестация проводится в форме
контрольных уроков и зачетов. Контрольные уроки проводятся на завершающих полугодие учеб-
ных занятиях в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Зачеты проводятся в конце года (6,8,10 полугодия). В середине года проводится контроль-
ный урок в классе.
Если ученик принимает участие в тематических концертах и других мероприятиях, то вы-
ступления засчитываются как академический зачет (или часть зачета, если исполняется только
часть программы).
Итоговый зачет проводится за пределами аудиторных учебных занятий по окончании всего
срока обучения.(10 полугодие).
Выступление учащегося оценивается по пятибальной системе: 5 (отлично), 4 (хорошо), 3
(удовлетворительно).
4.2. Критерии оценки
Оценка
Критерии оценки
Оценка «5»
(«отлично»):
художественное исполнение средств музыкальной выразительности
в соответствии с содержанием музыкального произведения;
слуховой контроль собственного исполнения;
корректировка игры при необходимой ситуации;
убедительное понимание чувства формы;
выразительность интонирования;
единство темпа;
ясность ритмической пульсации;
яркое динамическое разнообразие.
Оценка «4»
(«хорошо»):
незначительная нестабильность психологического поведения на сце-
не;
грамотное понимание формообразования произведения, музыкаль-
ного языка, средств музыкальной выразительности;
недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;
стабильность воспроизведения нотного текста;
выразительность интонирования;
попытка передачи динамического разнообразия;
единство темпа.
Оценка «3»
(«удовлетворительно»):
неустойчивое психологическое состояние на сцене;
формальное
прочтение
авторского
нотного
текста
без
образного
осмысления музыки;
слабый слуховой контроль собственного исполнения;
ограниченное понимание динамических, аппликатурных, технологи-
ческих задач;
темпо-ритмическая неорганизованность;
слабое
реагирование
на
изменения
фактуры,
артикуляционных
штрихов;
однообразие и монотонность звучания.
9
5. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
5.1. Методические рекомендации преподавателю
При освоении программы «Фортепиано» занимаются по тем же сборникам, что и на отделе-
нии специального фортепиано. Это классический репертуар начинающих пианистов. Но надо
учесть, что появилось много сборников новых изданий, в которые введены пьесы, ранее не испол -
няемые. Педагог должен хорошо ориентироваться в традиционной и новой фортепианной литера-
туре, подбирать в репертуар ученика разнообразные пьесы, чтобы ребенок мог познакомиться с
произведениями композиторов-классиков, а также пьесами современных авторов. При подборе
произведений нельзя забывать об индивидуальных особенностях и возможностях. Наряду с прохо-
ждением музыкальных произведений различных жанров и стилей, необходимо изучать гаммы, ар-
педжио, различные упражнения и этюды.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться
и дополняться. Большинство разучиваемых произведений предназначено для публичных выступ-
лений на контрольных уроках, зачетах, концертах. Но, если позволяет время ученика, часть про-
граммы можно использовать для работы в классе или ознакомления с новым произведением.
В течение учебного года успешно занимающиеся учащиеся имеют возможность выступать на
классных и отчетных концертах (1-2 за учебный год).
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы –
индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над
музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальней-
шей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении
учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуаль-
ности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструмен-
те фрагментов изучаемого музыкального произведения.
Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства
ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
решение технических учебных задач – координация рук, пальцев, наработка апплика-
турных и позиционных навыков, освоение приемов педализации;
работа над приемами звукоизвлечения;
тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, ди-
намикой, нюансировкой;
формирование теоретических знаний: знакомство с тональностью, гармонией, интер-
валами и др.;
разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной ра-
боты над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов
обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В
процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музы-
кальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, по-
вышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполни-
тельских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный под-бор ре -
пертуара. Основная форма планирования – составление преподавателем индивидуального плана на
каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуаль-ный план
включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведения русской и зару-бежной клас -
сической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета форте-пиано для уча-
щихся хоровых отделений.
В работе педагогу необходимо использовать произведения различных эпох, форм, жанров,
направлений для расширения музыкального кругозора ученика и воспитания в нем интереса к му -
10
зыкальному творчеству. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не долж-
на превышать возможности ученика.
Важно сочетать изучение небольшого количества относительно сложных произведений,
включающих в себя новые, более трудные технические приемы и исполнительские задачи, с про-
хождением большого числа довольно легких произведений, доступных для быстрого разучивания,
закрепляющих усвоенные навыки и доставляющие удовольствие в процессе музицирования.
Важность работы над полифоническими произведениями заключается в том, что освоение
полифонии позволяет учащимся слышать и вести одновременно или поочередно самостоятельные
линии голосов.
Работа над крупной формой учит способности мыслить крупными построениями, сочетать
контрастные образы, свободно владеть разнообразной фактурой, получить представление о форме
музыкального произведения.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию уче-
ника, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
В работе над этюдами необходимо приучать учащегося к рациональному, осмысленному и
точному использованию аппликатуры, создающей удобство на клавиатуре, чему должно способ-
ствовать планомерное и систематическое изучение гамм, арпеджио и аккордов. Освоение гамм ре -
комендуется строить по аппликатурному сходству, что дает хорошие и прочные результаты. Такая
работа приводит к успешному обеспечению технических задач.
Важную роль в освоении игры на фортепиано играет навык чтения с листа. Владение этим
навыком позволяет более свободно ориентироваться в незнакомом тексте, развивает слуховые,
координационные, ритмические способности ученика. В конечном итоге, эта практика способству-
ет более свободному владению инструментом, умению ученика быстро и грамотно изучить новый
материал.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога.
Часто необходим показ – игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, ню-
ансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п. Важна игра в ансамбле с уче-
ником: в начальных классах ученик играет партию одной руки, педагог – другой. В дальнейшем
исполняются ансамбли в 4 руки, для 2-х фортепиано, аккомпанементы голосу, струнному или ду-
ховому инструменту.
5.2. Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших
затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесооб-
разности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми
программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной
работы учащимися по предмету «Фортепиано» – 2 часа в неделю . Для организации домашних за-
нятий обязательным условием является наличие до-ма у ученика музыкального инструмента, а
также наличие у него нотного материала.
Самостоятельные занятия должны быть регулярными (2-3 раза в неделю). Они должны про-
ходить при хорошем физическом состоянии учащегося, занятия при повышенной температуре и
плохом самочувствии опасны для здоровья и не продуктивны.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося велика. Она заключается в
необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного време-
ни. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми
произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места в данных
произведениях, посоветовать способы их отработки.
Самостоятельные домашние занятия учащегося предполагают продолжение работы над
освоением произведения, которая была начата в классе под руководством педагога. Выполнение
домашнего задания – это работа над деталями исполнения (звуком, техническими трудностями, пе-
дализацией, динамикой, нюансировкой, артикуляцией), а также запоминание и исполнение произ -
11
ведений наизусть. Для плодотворной и результативной самостоятельной работы ученику необходи-
мо получить точную формулировку посильного для него домашнего задания, которое будет записа -
но педагогом в дневник учащегося.
Так, для начинающих можно предложить следующие виды домашней работы: пение мело-
дий разучиваемых пьес с названием нот и дирижированием, игра отдельно каждой рукой, чтение с
листа легкого музыкального текста, игра гамм, аккордов, арпеджио, упражнений на постановку
рук, показанных педагогом и т. п.
При работе над этюдами следует добиваться технической свободы исполнения, используя
оптимальную аппликатуру, предложенную педагогом. Педагог должен также указать способы про -
работки технических трудностей в том или ином этюде, предложить упражнения на данный вид
техники. Работа над произведениями полифонического склада заключается в игре линии каж-дого
голоса отдельно, затем соединяя их, прослеживая соотношение данных голосов, их развитие. По -
лезно в многоголосных произведениях петь один из голосов, играя при этом другие.
При разучивании произведений крупной формы ученик должен с помощью педагога разо-
браться в его строении, разделах, характере тематического материала. Заниматься дома следует по
нотам, следить за правильным исполнением штрихов, аппликатуры, нюансировки, педали и дру-
гих указаний автора, редактора или педагога.
Работа над разнохарактерными пьесами должна заключаться не в многократном проигры-
вании их с начала до конца, а в проработке трудных мест, указанных педагогом, выполнении его
замечаний, которые должны быть отражены в дневнике. Полезно повторение учеником ранее
пройденного репертуара.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавате-
лем на уроке. Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться пе-
дагогом регулярно.
6. СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
6.1. Учебная литература.
1.
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. – М.: Российское музыкальное изда -
тельство, 1996. – 65 с.
2.
Бах И.С. Маленькие прелюдии и фуги для фортепиано. / ред. И.А. Браудо. – СПб.:
Компози-тор, 1997. – 48 с.
3.
Веселые нотки, сборник пьес для фортепиано, 3-4 классы ДМШ, вып 1. / сост. С.А.
Барсукова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 38с.
4.
Гриффина И, Тарасова Н. Я учусь играть с листа на фортепиано. — С-Пб.: Компози -
тор, 2011.
5.
Джаз для детей, средние и старшие классы ДМШ. Вып.6. / сост. С.А. Барсукоа. – Ро-
стов н/Д: Феникс, 2003 – 64с.
6.
Избранные этюды зарубежных композиторов Вып 4 (V-VI кл. ДМШ). / ред. – сост.
А.Г. Рубах и В.А. Натансон М.: Государственно муз. издательство, 1962. – 80 с.
7.
Избранные этюды иностранных композиторов, вып.1 (I-II кл. ДМШ). /сост. А. Рубах
и В. Натансон. М.: Государственное муз. издательство, 1960. – 50 с.
8.
Лемуан А. Соч.37. 50 характерных и прогрессивных этюдов, тетр. I (№№ 1-25). – М.:
Государ-ственно муз. издательство, 1961. – 36с.
9.
Маевский Ю. Мы любим мюзиклы! Ансамбли. – Спб.: Композитор, 2012.
10.
Музицирование для детей и взрослых. Вып.2. / сост. Барахтин Ю.В. – Новгород: Ока-
рина, 2008. – 84с.
11.
Музыка для детей. Фортепианные пьесы: вып.2. // сост. К.С. Сорокина – М.: Совре -
менный композитор, 1986 – 175с.
12.
Музыкальная азбука для самых маленьких. / сост. Н.Н. Горошко. – Ростов н/Д: Фе-
никс, 2007. – 178с.
13.
Музыкальная коллекция. 2-3 классы ДМШ. Сборник пьес для фортепиано. / Сост.
Гавриш О.Ю., Барсукова С.А. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 66с.
12
14.
Музыкальный альбом для ф-но. Вып.2. / сост. А. Руббах и В. Малинникова – М.: Со-
ветский композитор, 1973. – 95 с.
15.
Орфей. Альбом популярных пьес зарубежных композиторов для ф-но. / сост. К. Со-
рокин. – М.: Музыка, 1976. – 166с.
16.
Платунова М. – Путь к Баху. ч.1, ч2. – СПб.: Композитор, 2009.
17.
Путешествие в мир музыки. /сост. О.В. Бахлацкая. – М.: Советский композитор,
1990. – 97с.
18.
Рыбкина Т., Шеверева Т. Как сказать мяу. – М.: Классика 21 века, 2008.
19.
Сборник фортепианных пьес композиторов XVII – XVIII веков, вып.2. / Сост. и ред.
А. Юровский. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1962. – 22 с.
20.
Свиридов Г. Альбом пьес для детей. – М.: Советский композитор, 1973. – 39 с.
21.
Смирнова Т. Аллегро. Джазовые мелодии. – М., 2002.
22.
Смирнова Т. Аллегро. Для концерта и экзамена. – М.,1998.
23.
Старинная клавирная музыка. / ред. Н.Голубовской, сост. Ф.Розенблюм. – М.: Музы-
ка, 1978. – 70с.
24.
Фиртич Г. Букет в джазовых тонах. – СПб.: Композитор, 2001.
25.
Фортепианная игра, 1,2 класс ДМШ / сост. В. Натансон, Л. Фощина. – М.: Музыка,
1988. – 182с.
26.
Фортепианная техника в удовольствие 1 класс. Сборник этюдов. / сост. Катаргина О.
– Челя-бинск, 2006.
27.
Фортепианная техника в удовольствие 2 класс. Сборник этюдов. / сост. Катаргина О.
– Челя-бинск, 2006.
28.
Фортепианная техника в удовольствие 3-5 класс. Сборник этюдов. /сост. Катаргина
О. – Челя-бинск, 2006.
29.
Фортепиано 5 класс ДМШ ч. I. / сост. Милич Б.Е. – Киев: Музична Украина. 1973. –
120 с.
30.
Фортепиано 5 класс ДМШ ч. II. / сост. Милич Б.Е. – Киев: Музична Украина. 1973. –
122 с.
31.
Фортепиано 6 класс ДМШ ч. II. / сост. Милич Б.Е. – Киев: Музична Украина. 1972. –
120 с.
32.
Хрестоматия для общего курса фортепиано ДШИ. Вып 1. / сост. Станг Ф., Черныше -
ва Н. – СПб, 2002.
33.
Хрестоматия для общего курса фортепиано ДШИ. Вып. 2. / сост. Станг Ф., Черныше-
ва Н. – СПб, 2002.
34.
Хрестоматия для фортепиано 3 класс ДМШ. / Сост. Н.А. Любомудров, К.С. Сорокин,
А.А. Туманян, ред. С. Диденко. – М.: Музыка, 1983. – 80с.
35.
Хрестоматия для фортепиано ДМШ 5 класс. Пьесы. Вып. 1. / Сост. М. Копчевский. –
М.: Му-зыка, 1978.
36.
Хрестоматия для фортепиано. 1 класс ДМШ. / сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.:
Музыка, 1989. – 80с.
37.
Хрестоматия для фортепиано. 2 класс ДМШ. / сост. А. Бакулов, К. Сорокин. – М.:
Музыка, 1989. – 80с.
38.
Хромушин О. Ритмические этюды. – СПб.: Композитор, 2002.
39.
Чайковский П. Детский альбом. / ред. Я. Мильштейна и К. Сорокина. – М.: Музыка,
1973. – 33с.
40.
Черни К. Избранные фортепианные этюды. / сб. под ред. Г.Гермера. – М.: Музыка,
1987. – 96с.
41.
Школа игры на ф-но для второго года обучения. / Сост. Н. Кувшинников, М. Соколов.
– М.: Музыка, 1964. – 120 с.
42.
Школа игры на фортепиано. / сост. А. Николаев, В. Натансон. – М.: Музыка, 1964. –
220 с.
43.
Шуман Р. Альбом для юношества. / ред. В. Мержанова – М.: Музыка, 1982. – 70с.
44.
Юдовина-Гальперина Т. Большая музыка маленькому музыканту. Легкие переложе-
ния для фортепиано. – СПб., 2006.
13
45.
Юному музыканту-пианисту. 5 класс. Хрестоматия для учащихся ДМШ. /сост. Г. Цы-
ганова, И. Королькова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 149 с.
46.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 3-5 кл. ДМШ., вып. II. / сост. и ред. Л.И.
Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1967. – 152 с.
47.
Юный пианист. Пьесы, этюды, ансамбли для 6-7 классов ДМШ., вып. II. / сост. и ред.
Л.И. Фойзмана и В.А. Натансона – М.: Советский композитор, 1973. – 176 с.
6.2. Методическая литература.
1.
Айзенштадт С. А. Детский альбом П.И. Чайковского. – М.:Классика-XXI, 2009. – 80
с.
2.
Алексеев Б. Методика обучения игры на фортепиано. – М.: Музыка, 1978. – 286 с.
3.
Бейлина С. Уроки Разумовской. – М.: Классика-XXI, 2007. – 144 с.
4.
Берченко Р. В поисках утраченного смысла: Б. Яворский О ХТК. – М.: Классика-XXI,
2008г. – 372с.
5.
Беседы о Бахе. И. Темченко, А. Хитрук. – М.: Классика-XXI, 2010 г. – 152 с.
6.
Бодки Э. Интерпретация клавирных произведений И.С.Баха. – М.: Музыка, 1993. –
388 с.
7.
Браудо И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. – СПб.:
Композитор 2004г. – 92 с.
8.
Брянская Ф. Формирование и развитие навыка игры с листав первые годы обучения
пианиста. – М.: Классика-XXI, 2005. – 68 с.
9.
Вольф К. Уроки Шнабеля. – М.: Классика-XXI, 2006. – 176с.
10.
Гнесина Е. Педагогические принципы. – М.: Музыка, 1998. – 38с.
11.
Голубовская Н. О музыкальном исполнительстве. – Л.: Музыка, 1985г. – 143с.
12.
Гофман Й. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. - М., 2004.
– 192с.
13.
Гринди К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами. Книга 1. – М.: Клас-
сика-XXI, 2013. – 176с.
14.
Грохотов С. Обучение игре на фортепиано по Леймеру-Гизекингу. – М.: Классика-
XXI, 2009. – 112с.
15.
Грохотов С. От урока до концерта. Выпуск 1. – М.: Классика-XXI, 2009. – 80с.
16.
Грохотов С. Уроки Гольденвейзера. – М.: Классика-XXI, 2007. – 144с.
17.
Друскин Я. О риторических приемах в музыке И.С. Баха. – СПб.: Композитор, 2004 г.
– 136с.
18.
Как исполнять Баха. Сборник статей. Составитель М. Толстоброва. – М.: Классика-
XXI, 2007г. – 205с.
19.
Как исполнять Бетховена. Сборник статей. / сост. А. Засимова. – М.: Классика-XXI,
2007г. – 420с.
20.
Как исполнять Гайдна. Сборник статей. / сост. А. Меркулов. – М.: Классика-XXI,
2009г. – 204с.
21.
Как научить игре на рояле. Первые шаги. - М.: Классика - XXI, 2009. – 220с.
22.
Калинина Н. Клавирная музыка Баха в фортепианном классе. – М.: Классика-XXI.
2006г. – 144с.
23.
Камаева Т., Камаев А. Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. – М.:
Классика-XXI, 2007. – 100с.
24.
Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. – М.: Музыка, 1986. – 96с.
25.
Корыхалова Н. Играем гаммы. – СПб.: Композитор, 2003г. – 75с.
26.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального
фортепиа-но. – М.: Классика-XXI, 2009. – 134с.
27.
Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д.: Феникс, 2002. – 288с.
28.
Курнавина О. О первоначальном музыкальном воспитании. Мысли педагога-практи-
ка. – СПб.: Композитор, 2012. – 40с.
29.
Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. – М.: Фигаро-центр, 1996г. – 148с.
14
30.
Либерман Е. Фортепианные сонаты Бетховена 1 выпуск. М.: Музыка, 2003г. – 88с.
31.
Майстер Х. Музыкальная риторика: ключ к интерпретации произведений И.С. Баха.
– М.: Классика-XXI, 2009 г. – 128с.
32.
Малинковская А. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепи-
анного ин-тонирования. – М.: Владос, 2005. – 384с.
33.
Меркулов А. Уроки Зака. – М.: Классика-XXI, 2006. – 212с.
34.
Милич Б. Воспитание ученика-пианиста. – М.: Кифара, 2002. – 183с.
35.
Мильштейн Я. Исследование и рекомендации «Хорошо темперированный клавир»
И.С. Баха. – М.: Классика-XXI 2002г. – 352 с.
36.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. – М.: Музыка, 1967. – 202 с.
37.
Смирнова М. Из золотого фонда педагогического репертуара. Р. Шуман Альбом для
юноше-ства. П. Чайковский Детский альбом. К. Дебюсси Детский уголок. С. Прокофьев Детская
му-зыка. – СПб.: Композитор-СПб, 2009г. – 188 с.
38.
Смирнова Т.И. Воспитание искусством или искусство воспитания. – М.: Аллегро,
2001. – 368с.
39.
Смирнова Т.И. Методические рекомендации к программе Фортепиано Интенсивный
курс. – М.: ЦСДК, 1994г. – 56с.
40.
Судзуки С. Воспитание талантов. – М.: Попурри, 2012. – 191с.
41.
Терентьева Н. Карл Черни и его этюды. – СПб.: Композитор, 2005. – 72с.
42.
Тимакина Е. Воспитание пианиста. – М.: Советский композитор, 1989г. – 98с.
43.
Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. – Л.: Музыка, 1985. –
70с.
44.
Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. – М.: Классика-
XXI, 2002. –176с.
45.
Юдовина-Гальперина Т.Б. За роялем без слез, или я – детский педагог. - СПб: Союз
Художни-ков, 2002г. – 112с.
46.
Яворский Б. Сюиты Баха для клавира, В. Носиной О символике Французских сюит
И.С. Баха. – М.: Классика-XXI, 2009г. – 156с.
15