Напоминание

"ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"


Автор: Миронова Мария Вячеславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СШ №9"
Населённый пункт: город Тверь
Наименование материала: статья
Тема: "ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Раздел: начальное образование





Назад




М. В. МИРОНОВА, учитель начальных классов МОУ СОШ № 9, г. Тверь ОТДЕЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ГИПЕРАКВТЕ1ВНЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Переход к массовому школьному обучению позволил выявить большое количество детей с различными отклонениями со стороны поведения и плохой успеваемостью при интеллектуальных возможностях. Традици- онные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера [1]. В каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и безответственны. Таких детей многие специалисты называют гиперактивными. «Гипер...» - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный», дословно переводится как «сверхактивный» [2]. К таким детям необходим особый подход со стороны педагогов и родителей, чтобы они могли успешно учиться, до минимума устраняли конфликтные ситуации со взрослыми и сверстниками. Для выявления гиперактивных детей следует составить их портрет. Такие дети часто задевают и роняют различные предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Они обидчивы, но о своих обидах быстро забывают. Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив, может раздражать манерой своего поведения. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает молоко. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответов» [3, 228]. Вероятно, учителю и психологу знаком портрет такого ребенка. Поведение гиперактивных детей может быть внешне похожим на поведение детей с повышенной тревожностью, поэтому педагогу и родителям важно знать основные отличия поведения одной категории детей от другой. Кроме того, поведение тревожного ребенка социально не разрушительно, а гиперактивный часто является источником разнообразных конфликтов, драк и просто недоразумений. Гиперактивное поведение детей отличается следующими признаками: наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутятся, вертятся; встают со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте; проявляют бесцельную двигательную активность: бегают, крутятся, пытаются куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо; обычно не могут тихо и спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге; находятся в постоянном движении и ведут себя так, «как будто к нему прикрепили мотор»; бывают болтливы; отвечают на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца; обычно с трудом дожидаются своей очереди в различных ситуациях (игровых, учебных, спортивных мероприятиях); мешают другим, пристают к окружающим (например, вмешиваются в беседы или игры) [4,32]. В целом основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность [5]. Для выявления гиперактивного ребенка в классе, необходимо длительно наблюдать за ним, проводить беседы с родителями и педагогами. В нашем классе учатся несколько гиперактивных детей. Есть они и в других классах начальной школы. Наличие таких учеников создаёт большие трудности для неподготовленного педагога и одноклассников. Постоянная двигательная расторможенность, дефицит внимания, импульсивные поступки отвлекают других учеников в классе, приводят к систематическому нарушению дисциплины, а в особо тяжёлых случаях и к срывам занятий. Некоторые дети, видя, что их сверстник так себя ведёт, начинают копировать его поведение. Однако можно осуществлять успешный учебный процесс и в классе с гиперактивными детьми, если постоянно использовать ряд приёмов. Рассмотрим некоторые из них [2; 3]. Многие гиперактивные дети из-за своего поведения регулярно получают массу замечаний и порицаний. У них складывается впечатление, что они плохие в любом случае, следовательно, нет нужды пытаться что-то изменить и исправить. Устная похвала творит чудеса. Необходимо хвалить их, если они успешно справились даже с небольшим заданием, хвалить за старание, за попытку выполнить хорошо. Так одна аккуратно написаннаястрочка должна быть положительно оценена. В классе создаются ситуации успеха, в которых дети имеют возможность проявить свои сильные стороны. Если у ребёнка есть интерес к каким-то вопросам или успехи в отдельных предметах, то пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Следует избегать предъявления завышенных или заниженных требований к гиперактивному ученику. У детей с гипеактивностью наблюдается дефицит внимания, оно плохо привлекается, не удерживается, соскальзывает на другие раздражители. В результате таких особенностей учеников следует правильно орга- низовать учебное пространство класса, их размещение ребёнка, расписание и организацию урока.
Расписание уроков должно быть постоянное, так как дети с гипеактивностью часто забывают его. В классе минимальное количество отвлекающих предметов на стенах и в шкафах (картин, стендов). Гиперактивные дети сидят в центре класса, напротив доски. Они всегда находятся перед глазами учителя. Им всегда предоставлена возможность быстро обращаться к учителю за помощью в случаях затруднений. На уроках практикуем проблемное обучение, повышаем мотивацию учеников, используем в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше даем творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегаем монотонной деятельности. Проводим частую смену заданий с небольшим числом вопросов. На определенный отрезок времени даём лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большой объём учебной работы, то она предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически контролирует ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы. Проблемы гиперактивных детей - двигательная расторможенность, не возможность длительно сидеть на месте, импульсивность поступков. Для некоторой коррекции этих трудностей на уроках мы устраиваем минутки ак- тивного отдыха с легкими физическими упражнениями и релаксацией. В нашем классе лишняя энергия гиперактивных детей направлена в полезное русло - во время урока просим его вымыть доску, собрать тетради и т.п. Совместно с психологами мы помогаем гиперактивным детям адаптироваться в школе и в классном коллективе - воспитываем навыки работы в школе, обучаем необходимым социальным нормам и навыкам общения. Стараемся игнорировать негативные поступки гиперактивного ребенка и поощрять позитивные. Процесс обучения строится на положительных эмоциях. Проблемы гиперактивных детей не решаются в одночасье и одним человеком. Это - комплексная проблема, она требует внимания как родителей, так и врачей, педагогов и психологов. Причем медицинские, психологические и педагогические задачи часто так перекликаются, что невозможно провести разграничительную черту между ними. Первоначальная постановка диагноза врачом-невропатологом или врачом-психиатром и медикаментозная терапия дополняются психологической и педагогической коррекцией, что определяет комплексный подход к проблемам гиперактивного ребенка и может гарантировать успех в преодолении негативных проявлений данного синдрома [2]. Школьному психологу, классному руководителю следует объяснить родителям не только особенности характера и развития гиперактивного ребёнка, но и научить отдельным приёмам коррекции. В частности, это спокойный и ровный тон без раздражения, обязательный режим дня, организованный досуг, желательно посещение спортивных секций (кроме боевых искусств, бокса, борьбы и пр.), научить правилам общественного социального поведения и т.д. [5]. Помните, что с таким ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломать его, что положительные изменения наступят не так быстро, как хотелось бы. Улучшение состояния ребенка зависит не только от специальной коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения и комплексных усилий педагога, психолога, родителей, неврологов. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 2. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях. М., 2001. 3. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. 1999. №1. С.31-36. 4. Славина Л.С. Трудные дети / под ред. В.Э. Чудновского. М.: Педагогика, 1998. 5. Шишова Т. Гиперактивный ребенок // Будь здоров. 2005. №12. С.72-76.


В раздел образования