Напоминание

"Значение национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ


Автор: Мансурова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 1 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Значение национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств № 1 города Надыма»

«Значение национально-регионального компонента

в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ»

Мансурова Ирина Петровна, преподаватель

Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главней-

ших в современной России. Процесс духовно-нравственного воспитания в наше

время

требует

четких

позиций,

сформулированных

ценностных

ориентиров.

Важно по-новому, с позиции реалий современной жизни осмыслить и оценить

огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать по-

требность в общении с ним, его достижении, сохранении и преумножении.

Значительные

возможности

для

современного

решения

задач

духовно-

нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования

детей. Эта сфера в одном русле соединяет такие процессы как воспитание, обу-

чении и творческое развитие личности ребенка.

Детские школы искусств, являясь первой ступенью профессионального об-

разования в сфере культуры и искусства, представляют собой вид образователь-

ного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудоже-

ственных компетенций, творческих способностей, социального и профессио-

нального самоопределения детей и юношества. Осуществляя образовательную

функцию, детские школы искусств успешно выполняют еще одну важную функ-

цию – это духовно-нравственное воспитание детей. Именно эта ответственная

миссия является основополагающей в деятельности детских школ искусств. Ее

преимущество состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привыч -

ным пространством, настоящей питательной средой. Вовлеченные в общий твор-

ческий процесс обучающиеся не просто усваивают основы того или иного искус-

ства, они живут в искусстве по его законам, впитывая умом и сердцем его непре-

ходящие истины.

Непосредственная,

реальная

жизнь

в

искусстве,

народное

творчество,

постижение основ музыки, театра, живописи и других видов искусства дают воз-

можность учащимся приобрести умение видеть мир во всем многообразии, су-

меть оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций. Ис-

кусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям, способно направить про-

цесс воспитания детей именно в русле духовности и нравственности. Искусство

в целом, являясь специфической формой художественного отражения действи-

тельности, глубоко воздействует на чувства человека, благотворно сказывается

на формировании личности, поэтому эффект воспитательной роли искусства

представляется важнейшим критерием в процессе формирования духовно-нрав-

ственных ценностей.

Занятия на основе классической, народной музыки, которая активно воз-

действует на внутренний мир человека, его эмоциональную сферу, способствуют

духовному созреванию ребенка. Музыка является мощным фактором гуманиза-

ции личности, поскольку стимулирует развитие ее духовной сферы, целостное

формирование в соответствии с канонами прекрасного. Активно воздействуя на

сознание ребенка и его эмоциональную сферу, музыкальное искусство является

незаменимым средством духовного развития личности. Постигая красоту в музы-

ке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.

Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая

народный и современный фольклор, духовную и классическую музыку, воспи-

танники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и

жизни окружающих.

Постигая

основы

художественно-изобразительного

творчества,

ребенок,

раскрывает красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над

смыслом жизни и вечными ценностями – милосердием, прощением, любовью.

Занятия по истории живописи, музыкальной литературе позволяют воспи-

танникам узнать о многообразии культурно-исторических традиций, религий и

укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных

стран. Ребята учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать

специфические особенности искусства других народов, уважительно восприни-

мать человека с отличным от своего мировоззрения.

Воспитание духовной, гуманной, творчески-активной личности, знающей

и любящей свой край – задача особенно актуальна сегодня. Любовь к Родине на-

чинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос и живет. Родители

и педагоги хотят видеть своих детей и учеников добрыми, милосердными, со-

страдательными, любящими свое Отечество. И в условиях окружающей действи-

тельности воспитывать такую личность при применении национально-регио-

нального компонента на основе традиционных ценностей становится важной ча-

стью российского образования. Системные включения национально-региональ-

ного компонента в предметы, внеклассную и концертно-просветительскую рабо-

ту – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном

фундаменте и придать ему высший смысл. Духовно-нравственное воспитание

способствует формированию навыка и внутренней работы над собой. Человек не

в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-

нравственного воспитания.

С

каждым

годом

воспитание

бережного

уважительного

отношения

к

культурному наследию в Ямало-Ненецком автономном округе становится более

значимым, и элементы регионального компонента вносят весомый вклад в духов-

ное образование учащихся. Традиции народов Севера, проживающих в Ямало-

Ненецком автономном округе, являются частью общечеловеческой культуры на-

родов России, основы которых должны быть усвоены последующими поколения-

ми.

История, культура, фольклор, классическая литература формирует лич-

ность человека. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают его

к ценностям народа и региона. Знакомство детей с родным краем с историко-

культурными, национальными, природными особенностями формирует в них та-

кие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей

Родины.

Для реализации задачи по созданию привлекательных условий для изуче-

ния, сохранения и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных

народов Ямала в школе ведется систематическая работа по следующим направле-

ниям:

в учебный план введен предмет по выбору и факультатив нацио-

нально-регионального компонента: «Культура Ямала», которые реализуются на

отделениях декоративно-прикладного искусства, общего эстетического образова-

ния;

систематически проводятся интегрированные занятия в музее, биб-

лиотеке, Доме природы с целью активизации интереса детей, пропаганды народ-

ных промыслов и сохранения традиций национального костюма;

проведение мастер-классов на темы: «Орнаменты народов Севера»,

«Национальные украшения», «Технология изготовления куклы», «Национальные

сувениры» и другие;

организация и проведение художественных выставок преподавателей

и учащихся художественного отделения;

в целях приобщения учащихся к музыкальной культуре народов Се-

вера, преподаватели включают в репертуар детских творческих коллективов

произведения ямальских композиторов, лучшие образцы фольклора;

проводятся внеклассные мероприятия, посвященные изучению род-

ного края, его истории, природы, жизни наших современников;

участие творческих коллективов учащихся и преподавателей в кон-

цертных программах, посвященных годовщине Ямало-Ненецкого автономного

округа и Надымского района «Край, где я живу», а также выставки художествен-

ных работ и поделок учащихся художественного отделения.

По разнообразию форм и интенсивности концертно-просветительской и

выставочной работы школа находится в постоянном творческом поиске. Школь-

ная жизнь насыщена событиями, впечатления от которых неизбежно оставляют

след в душах детей.

Одним из ярких мероприятий стал творческий проект «Северный коло-

рит». Главная цель программы - показать духовный мир ненецкого народа, его

отношение к миру и восприятие его. Сочетание легенд и сказаний, песен на не-

нецком языке и народных танцев позволило зрителям окунуться в историю, при-

коснуться к культуре и традициям народов Севера. Легенды и притчи, рассказан-

ные в этой программе, были прекрасно иллюстрированы живописными работами

и рисунками учащихся и преподавателей художественного отделения. Со сцены

прозвучали произведения Александра Пустоселова в исполнении оркестра рус-

ских народных инструментов преподавателей школы – увертюра-фантазия «Вау-

ли» и «Рассвет на Ямале». Истинным украшением концертной программы стали

песни Семена Няруя в исполнении ребят, хора преподавателей «Credo», а также в

исполнении

ансамбля

скрипачей.

Сердечный

и

теплый

лиризм,

жизнера-

достность, напевность с традиционным национальным колоритом – все, что

свойственно лучезарному дару композитора смогли по достоинству оценить слу-

шатели.

Танцы народов Севера… Сколько в них выдумки, красоты и таланта! Тан-

цы северных народов, как и их легенды, сказки и песни отражают особенности

быта и образа жизни. Об этом зрителям поведал хореографический ансамбль.

Творческая программа «Северный колорит» была подготовлена с большой

любовью и уважением к истории, культуре, к людям, которые жили и живут на

ямальской земле.

Таков далеко неполный перечень разнообразных практических форм ду-

ховно-нравственного воспитания детей в школе искусств на основе национально-

регионального компонента, которые на доступном уровне знакомят учащихся с

наиболее важными событиями в истории Ямала, основываясь на культуре, тради-

циях и быте, способствуют развитию познавательных способностей детей, фор-

мированию высокой нравственности, духовности и воспитанию любви к Малой

Родине.



В раздел образования