Автор: Мансурова Ирина Петровна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ № 1 г. Надыма"
Населённый пункт: ЯНАО г. Надым
Наименование материала: статья
Тема: "Значение национально-регионального компонента в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств № 1 города Надыма»
«Значение национально-регионального компонента
в духовно-нравственном воспитании учащихся ДШИ»
Мансурова Ирина Петровна, преподаватель
Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главней-
ших в современной России. Процесс духовно-нравственного воспитания в наше
время
требует
четких
позиций,
сформулированных
ценностных
ориентиров.
Важно по-новому, с позиции реалий современной жизни осмыслить и оценить
огромное культурное наследие, накопленное человечеством, сформировать по-
требность в общении с ним, его достижении, сохранении и преумножении.
Значительные
возможности
для
современного
решения
задач
духовно-
нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования
детей. Эта сфера в одном русле соединяет такие процессы как воспитание, обу-
чении и творческое развитие личности ребенка.
Детские школы искусств, являясь первой ступенью профессионального об-
разования в сфере культуры и искусства, представляют собой вид образователь-
ного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудоже-
ственных компетенций, творческих способностей, социального и профессио-
нального самоопределения детей и юношества. Осуществляя образовательную
функцию, детские школы искусств успешно выполняют еще одну важную функ-
цию – это духовно-нравственное воспитание детей. Именно эта ответственная
миссия является основополагающей в деятельности детских школ искусств. Ее
преимущество состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привыч -
ным пространством, настоящей питательной средой. Вовлеченные в общий твор-
ческий процесс обучающиеся не просто усваивают основы того или иного искус-
ства, они живут в искусстве по его законам, впитывая умом и сердцем его непре-
ходящие истины.
Непосредственная,
реальная
жизнь
в
искусстве,
народное
творчество,
постижение основ музыки, театра, живописи и других видов искусства дают воз-
можность учащимся приобрести умение видеть мир во всем многообразии, су-
меть оценить себя и окружающих людей с духовно-нравственных позиций. Ис-
кусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям, способно направить про-
цесс воспитания детей именно в русле духовности и нравственности. Искусство
в целом, являясь специфической формой художественного отражения действи-
тельности, глубоко воздействует на чувства человека, благотворно сказывается
на формировании личности, поэтому эффект воспитательной роли искусства
представляется важнейшим критерием в процессе формирования духовно-нрав-
ственных ценностей.
Занятия на основе классической, народной музыки, которая активно воз-
действует на внутренний мир человека, его эмоциональную сферу, способствуют
духовному созреванию ребенка. Музыка является мощным фактором гуманиза-
ции личности, поскольку стимулирует развитие ее духовной сферы, целостное
формирование в соответствии с канонами прекрасного. Активно воздействуя на
сознание ребенка и его эмоциональную сферу, музыкальное искусство является
незаменимым средством духовного развития личности. Постигая красоту в музы-
ке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.
Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая
народный и современный фольклор, духовную и классическую музыку, воспи-
танники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и
жизни окружающих.
Постигая
основы
художественно-изобразительного
творчества,
ребенок,
раскрывает красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над
смыслом жизни и вечными ценностями – милосердием, прощением, любовью.
Занятия по истории живописи, музыкальной литературе позволяют воспи-
танникам узнать о многообразии культурно-исторических традиций, религий и
укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных
стран. Ребята учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать
специфические особенности искусства других народов, уважительно восприни-
мать человека с отличным от своего мировоззрения.
Воспитание духовной, гуманной, творчески-активной личности, знающей
и любящей свой край – задача особенно актуальна сегодня. Любовь к Родине на-
чинается с любви к родному краю, где человек родился, вырос и живет. Родители
и педагоги хотят видеть своих детей и учеников добрыми, милосердными, со-
страдательными, любящими свое Отечество. И в условиях окружающей действи-
тельности воспитывать такую личность при применении национально-регио-
нального компонента на основе традиционных ценностей становится важной ча-
стью российского образования. Системные включения национально-региональ-
ного компонента в предметы, внеклассную и концертно-просветительскую рабо-
ту – дает возможность построить воспитание на прочном абсолютно-целостном
фундаменте и придать ему высший смысл. Духовно-нравственное воспитание
способствует формированию навыка и внутренней работы над собой. Человек не
в силах изменить мир, но он в силах изменить себя. Это и есть цель духовно-
нравственного воспитания.
С
каждым
годом
воспитание
бережного
уважительного
отношения
к
культурному наследию в Ямало-Ненецком автономном округе становится более
значимым, и элементы регионального компонента вносят весомый вклад в духов-
ное образование учащихся. Традиции народов Севера, проживающих в Ямало-
Ненецком автономном округе, являются частью общечеловеческой культуры на-
родов России, основы которых должны быть усвоены последующими поколения-
ми.
История, культура, фольклор, классическая литература формирует лич-
ность человека. Народные песни, сказки, пословицы и поговорки приобщают его
к ценностям народа и региона. Знакомство детей с родным краем с историко-
культурными, национальными, природными особенностями формирует в них та-
кие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей
Родины.
Для реализации задачи по созданию привлекательных условий для изуче-
ния, сохранения и пропаганде культурных ценностей коренных малочисленных
народов Ямала в школе ведется систематическая работа по следующим направле-
ниям:
в учебный план введен предмет по выбору и факультатив нацио-
нально-регионального компонента: «Культура Ямала», которые реализуются на
отделениях декоративно-прикладного искусства, общего эстетического образова-
ния;
систематически проводятся интегрированные занятия в музее, биб-
лиотеке, Доме природы с целью активизации интереса детей, пропаганды народ-
ных промыслов и сохранения традиций национального костюма;
проведение мастер-классов на темы: «Орнаменты народов Севера»,
«Национальные украшения», «Технология изготовления куклы», «Национальные
сувениры» и другие;
организация и проведение художественных выставок преподавателей
и учащихся художественного отделения;
в целях приобщения учащихся к музыкальной культуре народов Се-
вера, преподаватели включают в репертуар детских творческих коллективов
произведения ямальских композиторов, лучшие образцы фольклора;
проводятся внеклассные мероприятия, посвященные изучению род-
ного края, его истории, природы, жизни наших современников;
участие творческих коллективов учащихся и преподавателей в кон-
цертных программах, посвященных годовщине Ямало-Ненецкого автономного
округа и Надымского района «Край, где я живу», а также выставки художествен-
ных работ и поделок учащихся художественного отделения.
По разнообразию форм и интенсивности концертно-просветительской и
выставочной работы школа находится в постоянном творческом поиске. Школь-
ная жизнь насыщена событиями, впечатления от которых неизбежно оставляют
след в душах детей.
Одним из ярких мероприятий стал творческий проект «Северный коло-
рит». Главная цель программы - показать духовный мир ненецкого народа, его
отношение к миру и восприятие его. Сочетание легенд и сказаний, песен на не-
нецком языке и народных танцев позволило зрителям окунуться в историю, при-
коснуться к культуре и традициям народов Севера. Легенды и притчи, рассказан-
ные в этой программе, были прекрасно иллюстрированы живописными работами
и рисунками учащихся и преподавателей художественного отделения. Со сцены
прозвучали произведения Александра Пустоселова в исполнении оркестра рус-
ских народных инструментов преподавателей школы – увертюра-фантазия «Вау-
ли» и «Рассвет на Ямале». Истинным украшением концертной программы стали
песни Семена Няруя в исполнении ребят, хора преподавателей «Credo», а также в
исполнении
ансамбля
скрипачей.
Сердечный
и
теплый
лиризм,
жизнера-
достность, напевность с традиционным национальным колоритом – все, что
свойственно лучезарному дару композитора смогли по достоинству оценить слу-
шатели.
Танцы народов Севера… Сколько в них выдумки, красоты и таланта! Тан-
цы северных народов, как и их легенды, сказки и песни отражают особенности
быта и образа жизни. Об этом зрителям поведал хореографический ансамбль.
Творческая программа «Северный колорит» была подготовлена с большой
любовью и уважением к истории, культуре, к людям, которые жили и живут на
ямальской земле.
Таков далеко неполный перечень разнообразных практических форм ду-
ховно-нравственного воспитания детей в школе искусств на основе национально-
регионального компонента, которые на доступном уровне знакомят учащихся с
наиболее важными событиями в истории Ямала, основываясь на культуре, тради-
циях и быте, способствуют развитию познавательных способностей детей, фор-
мированию высокой нравственности, духовности и воспитанию любви к Малой
Родине.