Автор: Булаева Ирина Евгеньевна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГОУ ЯО
Населённый пункт: Ярославль
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» История создания произведения. Герои и их исторические прототипы.
Раздел: среднее образование
Тема урока: А.С.Пушкин. «Капитанская дочка» История создания произведения.
Герои и их исторические прототипы. Дидактический материал и задания для
учащихся.
Работая с материалами данного занятия
Ты узнаешь:
- об истории создания повести «Капитанская дочка»
- об исторических прототипах героев повести
- о круге проблем, поднимаемых в произведении
Ты научишься:
- анализировать материал и отвечать на поставленные вопросы
Эпоха, которая нашла отражение в повести
28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот. На престол была
возведена жена Петра ІІІ, Екатерина, которая в противоположность своему мужу,
была хитра, дипломатична, властолюбива.
Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины.
Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних.
Историческая эпоха
Христофор-Бургардт фон Миних был среди несогласных с её воцарением. С его
именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха
группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми
врагами екатерининских фаворитов.
Историческая эпоха
В первые же годы своего царствования Екатерина издала указы, предоставившие
крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу
и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил
произвол и беззаконие.
Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков.
Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие
избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись.
Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры,
киргизы.
Историческая эпоха
В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа,
разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь
спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и
пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит
помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и
справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к
помещикам.
Историчская эпоха
В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где
происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий.
Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с
пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал
окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень
доволен, что не напрасно посетил эту сторону», – пишет он жене Наталье Николаевне
8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает
места боев, встречается с современниками событий.
Историческая эпоха
Во время работы над "Историей Пугачева" у Пушкина зрел замысел художественного
произведения о пугачёвском восстании 1773–1775 годов. Он возник ещё во время
работы над «Дубровским» в 1832 году.
Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году
перерабатывал его. 19 октября 1836 года – дата окончания работы над «Капитанской
дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского
«Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.
Каков жанр "Капитанской дочки"?
Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой
вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин
объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху,
развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение
историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» – небольшое по величине
произведение – в литературоведении чаще именуют повестью.
История создания повести "Капитанская дочка"
«Капитанская дочка» — ставшая классикой русской литературы повесть Александра
Сергеевича Пушкина, посвящённая событиям Крестьянской войны 1773—1775 годов
под предводительством Емельяна Пугачёва.
В начале 30-х годов после подавления кровавого бунта военных поселенцев в Старой
Русе Пушкин начинает изучать архивные материалы. Он обращается к разным людям
с просьбой сообщить ему все, что известно о Пугачеве. Тему эту писательрешает в
двух планах: в качестве профессионального историка в "Истории Пугачева" и в
качестве писателя в "Капитанской дочке".
Работа над повестью продвигалась с трудом. В Пушкинских черновых вариантах
сохранидось шесть различных планов повести "Капитанская дочка". Трижды берется
Пушкин за сюжет, главным героем которого является Шванович - офицер, подпоручик
2-го гренадерского полка, перешедший на сторону Пугачева. В ходе работы Пушкин
отказывается от мысли сделать положительным героем дворянина, перешедшего в
стан восставших. Автор не сочувствовал таким людям, как Шванович, и не
воссторгался крестьянским восстанием. "НЕ приведи бог видеть русский бунт -
бессмысленный и беспощадный", - говорит устами главного героя автор повести.
Не смягчая красок, изображает Пушкин кровавые эпизоды пугачевщины и в
историческом труде и в своем художественном произведении.
Многие черты Швановича переданы отрицательному герою Швабрину. На их связь
указывает сходство фамилий. Поиск героя продолжается.. В черновых вариантах
появляется Баширин, офицер, помилованный Пугачевым за доброе отношение к
солдатам. Потом герой возвращается в царскую армию и вновь выступает против
Пугачева. Автор отказывается от перехода героя к восставшим. Появляется новый
прототип героя, живой современник Пушкина - Валуев, девятнадцатилетний юноша.
Но и это было отвергнуто автором. Наконец появляется герой, который станет
главным в окончательном тексте романа - гринев. Эта фамилия взята из архивных
материалов. Подпоручик гринев числился среди тех офицеров, которые были
подозреваемы в "сообщении со злодеями, но по следствию оказались невинны".
Вместе с этим героем в ходе работы мы пройдем путь испытаний, ошибок, побед,
путем познания истины, постижения мудрости, любви и милосердия.
Ответьте письменно на вопросы:
1. Почему для А.С.Пушкина был столь мучителен поиск главного героя?
2. Какие события эпохи нашли отражение в повести "Капитанская дочка"?
3. Каковы основные проблемы повести "Капитанская дочка"?