СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР (ОНР) Образовательная область "Познавательное развитие"
Автор: Курбацкая Елена Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №25 "Ягодка" Населённый пункт: г.Бор Нижегородская область Наименование материала: Методическая разработка Тема: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР (ОНР) Образовательная область "Познавательное развитие" Раздел: дошкольное образование
Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе
освоения образовательной области «Познавательное развитие».
-развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления,
воображения;
- освоение позиции субъекта в видах детской деятельности;
- развитие мотивационно-потребностной сферы;
- формирование и развитие самопознания;
- развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и
самоконтроля;
- развитие творческих способностей.
Задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
(форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе,
части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и
следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Участники педагогического процесса.
В работе по образовательнойобласти «Познавательноеразвитие» участвуют
воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог
руководит работой по сенсорному развитию, развитию высшихпсихических
функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой
активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы,
а воспитатели работают над развитием любознательности и
познавательной мотивации, формированием познавательных действий,
первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего
мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете
Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы,
многообразиистран и народов мира. Учитель-логопедподключается к этой
деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы
работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого
ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Система коррекционной работы по образовательной области
«Познавательное развитие ».
Формирование элементарных математических представлений в процессе
усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и
падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять
машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать
существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В
процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить
математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении
порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?, при
ответе правильно согласовывать порядковые числительные с
существительным.
При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между
предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в
возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в
речи, например: шире — уже, самое широкое— самое узкое и т.д. На
занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал,
треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно
произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах,
образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое
и т. п.).
Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в
окружающемпространстве и понимать смысл пространственных и
временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева,
справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер,
сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с
нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение
передавать в речи место-нахождение людей и предметов, их расположение по
отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед
Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т.
п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять
действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к
другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений
в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до,
после, раньше, позже, в одно и то же время.
Формирование целостной картины мира.Расширять представление детей об
окружающей действительности. Воспитывать у детей любовь к природе,
стремление заботиться о растениях и животных. Закреплять умение вести
себя в окружающем мире. Расширять знания детей о школе.
Совершенствовать все стороны речи. Расширять запас слов.
Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Использовать в
речи выразительные средства. Основой для проведения занятий по развитию
речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей
жизни в соответствии с намеченной тематикой(«Помещение детского сада»,
«Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания»,
«Игрушки»,«Осень»«Овощи»,«Фрукты» и т. д.).
В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды,
одежды, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за
явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года.
Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с
предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности,
активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема
начинается экскурсии, рассматривания или беседы по картинке.
При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в
природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе
повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и
описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически
использовать навыки словообразования (образование относительных и
притяжательных прилагательных). Воспитатель должен создавать ситуации,
заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на
основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и
животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция
речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на
заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического
взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться
в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.
старшая группа
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами.
Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх. Учить
воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать
группу предметов по заданному признаку. Развивать цветовосприятие и
цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть
оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в
радуге. Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами;
учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов
плоскостные и объемные фигуры.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков.
Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных
инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие
звуки. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными
картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым
лексическим темам. Продолжать развивать мышление в упражнениях на
группировку и классификацию предметов по одному или нескольким
признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на
этой основе формировать творческие способности.
Используемые в работе игры : «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху»,
«Чего не стало?», «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Игры с
песком», «Загадки с огорода», «Я положу в корзину»,«Превращения», «Узнай
на ощупь» , Мозаика разного вида, «Выложиузор», «Поймай рубку»,
Разрезные картинки по всем лексическим темам, различные игры со
шнуровками и др.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширять представления о родной стране как многонациональном
государстве, государственных праздниках, родном городе и его
достопримечательностях. Формировать представление о Российской армии и
профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину.
Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке
детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях
работников детского сада. Формировать представление о родословной своей
семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию
в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках. Расширять
представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и
частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить
самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять
цвет, величину, форму. Расширять представления о профессиях, трудовых
действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях
труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Учить
сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам.
Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать
сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные
связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и
животных. Систематизировать знания о временах года и частях суток.
Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.
Используемые в работе игры: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые»,
«Дикие животные», «Профессии», «Чей инструмент?» , «Посуда»
- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?»,
«Животные и их детёныши»; «Календарь природы», «Военные профессии»,
«Транспорт». - Домино: «Птицы», «Дикие животные»;
- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?»,
«Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери
признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение»,
«Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на
дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу»,
«Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным
звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по
описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые,
животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не
бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни
и назови», «Запомни слова», «Космическое путешествие», «Все о звездах
ипланетах», «Космические корабли» , «Электроприборы».Альбомы: «Борская
Азбука», «Город Бор», «Москва- столица нашей Родины», «История
древнейших времен», «Быт прошлого века на Борской земле» и
др.Энциклопедии разного содержания: о животном и растительном мире,
птицах, растениях, камнях, профессиях людей, космосе,
электроприборах,различном транспорте и др.
Наблюдения: «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края»,
«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство
трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые
жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса»,
«Пищевые цепи», «Санитары леса».
- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком,
божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.
-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем,
ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за
подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.
-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем,
грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами,
«Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное
наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и
сороки».
Экскурсии : «Улица, на которой находится детский сад», «Юрасовскоеозе-
ро
», «
Парк Победы», «Борский Краеведческий музей», «Библиотека».
Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет»,
«Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем
им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого
какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят
гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые
покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные
птицы», «Электроприборы- в чем опасность?».
- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?» и др.
Эксперименты : с водой, льдом, снегом, ветром, песком, бумагой,
семенами.Игры: «Мыльные пузыри», «Цветные льдинки», «Вертушки» и др.
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор
названий действий к названию объекта; подбор максимального количества
слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности
суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с
парой слов;
-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища
животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова,
отвечающего на вопрос «Кто?» и др.
Учебные фильмы из серии : «Уроки тётушки совы», «Смешарики»
Обучающие мультфильмы из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
Компьютерные презентации на все на лексические темы.
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о
представителях животного и растительного мира, составление рассказов по
картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке» и т.д.
Сборник
музыки о природе.
Развитие математических представлений
.
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с
участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в
речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы:
«Сколько всего? Который по счету?» Совершенствовать навык отсчитывания
предметов из большего количества в пределах 10. Учить сравнивать рядом
стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навык сравнения
групп множеств и их уравнивания разными способами. Познакомить с
составом числа из единиц в пределах 5. Формировать представление о том,
что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить
называть части, сравнивать целое и часть. Формировать представление о том,
что результат счета не зависит от расположения предметов и направления
счета. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте,
ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета
на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире,
уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в
возрастающем и убывающем порядке в пределах 10. Учить измерять объем
условными мерками. Совершенствовать умение узнавать и различать плоские
и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего
окружения. Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и
прямоугольнике как его разновидностях. Совершенствовать навыки
ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки
ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в
речи положение одного предмета по отношению к другому. Закрепить
представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и
их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке,
как неделя, об очередности дней недели.
Используемые в работе игры: Дидактические игры: «Считай, не ошибись»;
«Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей»,
«Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления состава числа
проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как
тебя зовут?», «Составь цифру».При ознакомлении детей со временем можно
использовать дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круг-
лый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».На развитие
мышления:Танграм», «Шашки», Наглядное пособие «Палочки
Кюизенера»Блоки Дъенеша, «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», игры-
головоломки, лабиринты. Картотека дидактических игр.Картотека
физкультминуток и пальчиковых гимнастик с математическимсодержанием.
Картотека пословиц, поговорок, поговорок, загадок, считалок с
математическим содержанием.
Компьютерные презентации« Задачи в стихах», «Давай посчитаем».
«Один – два». « Устный счет». «Сколько?». «Большой- маленький».
«Семь дней в неделю». «Игра – найди такую же фигуру».
«Игра – запомни последовательность». «Игра-ассоциация».
«Минутки. Часы. Сутки» и др.
Учебные фильмы
из
серии: «Уроки тётушки совы», «Смешарик-считарик».
Обучающие мультфильмы из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
подготовительная группа
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ
Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус).
Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей
действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе
восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе
сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков,
обогатить представления о них.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать
при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств.
Совершенствовать, характер и содержание способов обследования
предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память,
стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность
мышления.
Используемые в работе игры : «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху»,
«Чего не стало?», «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Игры с
песком», «Загадки с огорода», «Я положу в корзину»,«Превращения», «Узнай
на ощупь» , Мозаика разного вида, «Выложиузор», «Поймай рубку»,
различные игры со шнуровками , «Узнай, что спрятано?», «Узнай по
описанию», «Выложи узор кнопками», «Полосатый коврик», «Узнай по
голосу», «Дорисуй» , «Похож-не похож» , «Из чего сделан?», «Тренажер
памяти и внимания», «Ребусы», «Свойства» и т.д.
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о
свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе
производства предметов. Воспитывать уважение к людям труда и результатам
их деятельности. Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей,
бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество,
имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения,
домашний адрес и телефон. Расширить и обобщить представления о школе,
об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе.
Расширить представления о бытовой технике; о технических
приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых
представителями разных профессий. Углубить представления о транспорте,
видах транспорта, труде людей на транспорте. Углубить знание основ
безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники
безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил
поведения на улице. Познакомить с адресом детского сада, научить находить
детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки
ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться
планом детского сада и участка. Сформировать представление о школе и
школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе. Расширить, углубить
и систематизировать представления о родном городе и его
достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город.
Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской
Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к
истокам народной культуры. Воспитывать чувство любви к Родине и интерес
к событиям, происходящим в ней. Расширить представления о
государственных праздниках. Учить находить Россию на глобусе и карте.
Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах,
планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в
космос. Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины.
Воспитывать уважение к ним. Систематизировать знания о смене времен
года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и
животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому.
Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу.
Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры,
экологического поведения.
Используемые в работе игры: «Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые»,
«Дикие животные», «Профессии», «Чей инструмент?», «Посуда»,
«Электровикторина «Умный малыш», «Наша Родина», «Народные
промыслы» , «Распорядок дня», «Магнитные истории «Времена года»,
«Знаювсе о профессиях», «Океаны и материки», «Рыбы морские и
пресноводные»,«Правила поведения в школе», «Волшебница вода»,
«Знакомство с солнечной системой».- Лото: «Растения», «Животные», «Кто
где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»;
«Календарь природы», «Военные профессии»,«Транспорт». - Домино:
«Птицы», «Дикие животные»;
- «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?»,
«Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери
признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение»,
«Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на
дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу»,
«Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным
звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по
описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые,
животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не
бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни
и назови», «Запомни слова», «Космическое путешествие», «Все о звездах
ипланетах», «Космические корабли» , «Электроприборы».Альбомы: «Борская
Азбука», «Город Бор», «Москва- столица нашей Родины», «История
древнейших времен», «Быт прошлого века на Борской земле» и
др.Энциклопедии разного содержания: о животном и растительном мире,
птицах, растениях, камнях, профессиях людей, космосе ,
электроприборах,различном транспорте и др.
Наблюдения: «Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края»,
«Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство
трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые
жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса»,
«Пищевые цепи», «Санитары леса».
- за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком,
божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей.
-за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем,
ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за
подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком.
-за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем,
грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами,
«Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное
наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и
сороки».
Экскурсии : «Улица, на которой находится детский сад», «Юрасовское
озеро», «Парк Победы», «Борский Краеведческий музей»,
«Библиотека»,«Магазин на нашей улице», «На близ лежащую стройку
«Микрорайон«Парк Горьгого», « Парк пожарной охраны».
Проблемные ситуации: - «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет»,
«Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем
им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого
какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят
гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые
покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные
птицы», «Электроприборы- в чем опасность?».
- Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?» и др.
Эксперименты : с водой, льдом, снегом, ветром, песком, бумагой,
семенами.Игры: «Мыльные пузыри», «Цветные льдинки», «Вертушки» и др.
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор
названий действий к названию объекта; подбор максимального количества
слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности
суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с
парой слов;
-по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища
животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова,
отвечающего на вопрос «Кто?» и др.
Учебные фильмы из серии : «Уроки тётушки совы», «Смешарики»
Обучающие мультфильмы из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
Компьютерные презентации на все на лексические темы.
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о
представителях животного и растительного мира, составление рассказов по
картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке», на
тему:«Профессии моих родителей», «Дом в котором я живу» и т.д.
Сборник музыки о природе.
РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Количество и счет. Уточнить и расширить представления о количественных
отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать
навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке.
Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с
цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык
называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и
уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на
50 два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок.
При решении задач учить пользоваться математическими знаками: +, —, =.
Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей.
Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении
предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и
объединении их в множество по трем — четырем признакам.
Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с
помощью условной меры. Развивать глазомер. Совершенствовать навык
деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого;
понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Форма.
Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических
фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи
названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг,
овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр.
Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и
круг на равные части. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать
навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить широко
использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее.
Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о
временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя.
Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить
представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц,
месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени
Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Используемые в работе игры: Дидактические игры: «Считай, не ошибись»;
«Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей»,
«Какой цифры не стало», «Путаница», «Большой, средний, маленький»,
«Одинаковое-разное», «Подбери по цвету и форме». Для закрепления состава
числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число,
как тебя зовут?», «Составь цифру», «Посчитайка», «Арифметика для
малышей». При ознакомлении детей со временем можно использовать
дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год»,
«Двенадцать месяцев», «Когда это бывает». Игры на развитие
логическогомышления: Танграм», «Шашки», Наглядное пособие «Палочки
Кюизенера»Блоки Дъенеша, « Монгольскаяигра», «Колумбово яйцо», игры-
головоломки, лабиринты. «Шахматы», «Кто больше», «Какой формы»
«Найди игрушку», «Какой формы». Картотека дидактических игр.Картотека
физкультминуток и пальчиковых гимнастик с математическимсодержанием.
Картотека пословиц, поговорок, поговорок, загадок, считалок с
математическим содержанием.
Компьютерные презентации « Задачи в стихах», «Давай посчитаем».
«Один – два». « Устный счет». «Сколько?». «Большой- маленький».
«Семь дней в неделю». «Игра – найди такую же фигуру».
«Игра – запомни последовательность». «Игра- ассоциация».
«Минутки. Часы. Сутки», «Занимательная математика», «Учись
считатьиграя». Учебные фильмы из серии:«Уроки тётушки совы»,
«Смешарик-считарик». Обучающие мультфильмы из серии «Фиксики».
«Профессор Почемучкин».
Основные формы взаимодействия с семьей:
Знакомство с семьей: встречи- знакомства, посещение семей,
анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания,
оформление информационных стендов, организация выставок детского
творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники,
создание памяток, переписка по электронной почте. Информирование
через сайт ДОУ.
Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции,
семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, круглых
столов), открытые занятия.
Учебно-методическая литература
1.Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Э.Ф.Курмаева.
2.Комплексные занятия старшая группа. Н.В.Лободина.
3.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет Л.А.Парамонова.
4.Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова.
5.Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением
речи. А.В.Каличенко.
6.Конструирование из бумаги. О.А.Сафонова.
7.Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Старшая группа. О.В.Дыбина.
8.Оригами в детском саду. С.Муленко, Г.Бусыгина.
9.Ознакомление с природой в детском саду старшая группа
О.А.Соломенникова.
Рабочие тетради.
Д.Денисова,Ю.Дорожин. Математика для дошкольников. Старшая группа.
10.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко.
11.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Конспекты
занятий в разных возрастных группах. Михайлова.
12.Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по
Программе «От рождения до школы». Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова,
М.А.Васильева.
13.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
Методическое пособие. Ткаченко Т.А. Веракса Н.Е., ГалимовО.Р .
14.Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Дыбина О.В.
15.Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду.
Николаева С.Н.
16.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Весна. Насекомые.
Перелетные птицы. Скоролупова О.А.
17. Транспорт. Наземный. Водный. Воздушный. Занятия с детьми старшего
дошкольного возраста. Скоролупова О.А.
18. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам "Домашние
животные" и "Дикие животные средней полосы России". Скоролупова О.А.
19. Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. Ткаченко Т.А.
20. Серия «Мир в картинках». Наглядно-дидактическое пособие. - М.
Мозаика-Синтез, 2005-2011.
21. Серия «Расскажите детям о …». Наглядно-дидактическое пособие. - М.
Мозаика-Синтез, 2011.