Напоминание

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР (ОНР) Образовательная область "Познавательное развитие"


Автор: Курбацкая Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №25 "Ягодка"
Населённый пункт: г.Бор Нижегородская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ адаптированной основной образовательной программы для детей с ТНР (ОНР) Образовательная область "Познавательное развитие"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Содержательный раздел

Адаптированной основной образовательной программы

Образовательная область «Познавательное развитие»

Выполнила воспитатель МБДОУ детский сад №25

«Ягодка»

Общеразвивающие задачи, решение которых осуществляется в ходе

освоения образовательной области «Познавательное развитие».
-развитие психических процессов: внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения; - освоение позиции субъекта в видах детской деятельности; - развитие мотивационно-потребностной сферы; - формирование и развитие самопознания; - развитие эмоционально-волевой регуляции, в том числе саморегуляции и самоконтроля; - развитие творческих способностей.
Задачи познавательного развития:
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; - формирование познавательных действий, становление сознания; - развитие воображения и творческой активности; - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.); - формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Участники педагогического процесса.
В работе по образовательнойобласти
«Познавательноеразвитие»
участвуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по сенсорному развитию, развитию высшихпсихических функций, становлению сознания, развитию воображения и творческой активности, совершенствованию эмоционально-волевой сферы, а воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразиистран и народов мира. Учитель-логопедподключается к этой деятельности и помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы
работы с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Система коррекционной работы по образовательной области

«Познавательное развитие
». Формирование элементарных математических представлений в процессе усвоения количества и счета дети учатся согласовывать в роде, числе и падеже существительные с числительными (одна машина, две машины, пять машин). Воспитатель формирует умение детей образовывать существительные в единственном и множественном числе (гриб — грибы). В процессе сравнения конкретных множеств дошкольники должны усвоить математические выражения: больше, меньше, поровну. При усвоении порядкового счета различать вопросы: Сколько?, Который?, Какой?, при ответе правильно согласовывать порядковые числительные с существительным. При знакомстве с величиной дети, устанавливая размерные отношения между предметами разной длины (высоты, ширины), учатся располагать предметы в возрастающем или убывающем порядке и отражать порядок расположения в речи, например: шире — уже, самое широкое— самое узкое и т.д. На занятиях дети усваивают геометрические термины: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, цилиндр, куб, учатся правильно произносить их и определять геометрическую форму в обиходных предметах, образуя соответствующие прилагательные (тарелка овальная, блюдце круглое и т. п.). Воспитатель уделяет совершенствованию умения ориентироваться в окружающемпространстве и понимать смысл пространственных и временных отношений (в плане пассивной, а затем активной речи): слева, справа, вверху, внизу, спереди, сзади, далеко, близко, день, ночь, утро, вечер, сегодня, завтра. В связи с особенностями психофизического развития детей с нарушениями речи необходимо специально формировать у них умение передавать в речи место-нахождение людей и предметов, их расположение по отношению к другим людям или предметам (Миша позади Кати, перед Наташей; справа от куклы сидит заяц, сзади — мишка, впереди машина и т. п.). Воспитатель закрепляет умение понимать и правильно выполнять действия, изменяющие положение того или иного предмета по отношению к другому (справа от шкафа — стул). При определении временных отношений в активный словарь детей включаются слова-понятия: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время. Формирование целостной картины мира.Расширять представление детей об окружающей действительности. Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных. Закреплять умение вести себя в окружающем мире. Расширять знания детей о школе. Совершенствовать все стороны речи. Расширять запас слов. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. Использовать в речи выразительные средства. Основой для проведения занятий по развитию
речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с намеченной тематикой(«Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки»,«Осень»«Овощи»,«Фрукты» и т. д.). В дидактических играх с предметами дети усваивают названия посуды, одежды, игрушек. Дошкольники ведут элементарные наблюдения за явлениями природы, выделяют характерные признаки времени года. Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с предметами, самостоятельное участие в различных видах деятельности, активные наблюдения за жизненными явлениями. Каждая новая тема начинается экскурсии, рассматривания или беседы по картинке. При формировании у детей навыков экологически грамотного поведения в природных условиях (во время прогулок, экскурсий и в процессе повседневной жизни), необходимо обучать детей составлению сюжетных и описательных рассказов, подбирать синонимы и антонимы, практически использовать навыки словообразования (образование относительных и притяжательных прилагательных). Воспитатель должен создавать ситуации, заставляющие детей разговаривать друг с другом на конкретные темы на основе наблюдений за природными явлениями (условия жизни растений и животных, сезонные изменения в природе и т. д.). Коммуникативная функция речи, таким образом, обогащается в непринужденной обстановке, но на заданную тему. Это позволяет учить детей способам диалогического взаимодействия в совместной деятельности, развивать умение высказываться в форме небольшого рассказа: повествования, описания, рассуждения.
старшая группа
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Совершенствовать умение обследовать предметы разными способами. Развивать глазомер в специальных упражнениях и играх. Учить воспринимать предметы, их свойства; сравнивать предметы; подбирать группу предметов по заданному признаку. Развивать цветовосприятие и цветоразличение, умение различать цвета по насыщенности; учить называть оттенки цветов. Сформировать представление о расположении цветов в радуге. Продолжать знакомить с геометрическими формами и фигурами; учить использовать в качестве эталонов при сравнении предметов плоскостные и объемные фигуры. РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Развивать слуховое внимание и память при восприятии неречевых звуков. Учить различать звучание нескольких игрушек или детских музыкальных инструментов, предметов-заместителей; громкие и тихие, высокие и низкие звуки. Развивать зрительное внимание и память в работе с разрезными картинками (4—8 частей, все виды разрезов) и пазлами по всем изучаемым
лексическим темам. Продолжать развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов по одному или нескольким признакам (цвету, форме, размеру, материалу). Развивать воображение и на этой основе формировать творческие способности.
Используемые в работе игры
: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Чего не стало?», «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Игры с песком», «Загадки с огорода», «Я положу в корзину»,«Превращения», «Узнай на ощупь» , Мозаика разного вида, «Выложиузор», «Поймай рубку», Разрезные картинки по всем лексическим темам, различные игры со шнуровками и др. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Расширять представления о родной стране как многонациональном государстве, государственных праздниках, родном городе и его достопримечательностях. Формировать представление о Российской армии и профессиях военных, о почетной обязанности защищать Родину. Совершенствовать умение ориентироваться в детском саду и на участке детского сада. Закрепить и расширить представления о профессиях работников детского сада. Формировать представление о родословной своей семьи. Привлекать к подготовке семейных праздников. Приобщать к участию в совместных с родителями занятиях, вечерах досуга, праздниках. Расширять представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, деталях и частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Учить самостоятельно характеризовать свойства и качества предметов, определять цвет, величину, форму. Расширять представления о профессиях, трудовых действиях взрослых. Формировать представления об инструментах, орудиях труда, нужных представителям разных профессий; о бытовой технике. Учить сравнивать и классифицировать предметы по разным признакам. Формировать первичные экологические знания. Учить детей наблюдать сезонные изменения в природе и устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Углублять представления о растениях и животных. Систематизировать знания о временах года и частях суток. Формировать первичные представления о космосе, звездах, планетах.
Используемые в работе игры:
«Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные», «Профессии», «Чей инструмент?» , «Посуда» - Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»; «Календарь природы», «Военные профессии», «Транспорт». - Домино: «Птицы», «Дикие животные»; - «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери
признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова», «Космическое путешествие», «Все о звездах ипланетах», «Космические корабли» , «Электроприборы».Альбомы: «Борская Азбука», «Город Бор», «Москва- столица нашей Родины», «История древнейших времен», «Быт прошлого века на Борской земле» и др.Энциклопедии разного содержания: о животном и растительном мире, птицах, растениях, камнях, профессиях людей, космосе, электроприборах,различном транспорте и др.
Наблюдения:
«Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса». - за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей. -за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком. -за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».
Экскурсии
: «Улица, на которой находится детский сад», «Юрасовскоеозе- ро », « Парк Победы», «Борский Краеведческий музей», «Библиотека».
Проблемные ситуации:
- «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы», «Электроприборы- в чем опасность?». - Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?» и др.

Эксперименты
: с водой, льдом, снегом, ветром, песком, бумагой, семенами.Игры: «Мыльные пузыри», «Цветные льдинки», «Вертушки» и др.
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов; -по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?» и др.
Учебные фильмы из серии
: «Уроки тётушки совы», «Смешарики»
Обучающие мультфильмы
из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
Компьютерные презентации
на все на лексические темы.
Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке» и т.д. Сборник музыки о природе. Развитие математических представлений
.
Формировать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10 с участием слухового, зрительного и двигательного анализаторов. Закрепить в речи количественные и порядковые числительные, ответы на вопросы: «Сколько всего? Который по счету?» Совершенствовать навык отсчитывания предметов из большего количества в пределах 10. Учить сравнивать рядом стоящие числа (со зрительной опорой). Совершенствовать навык сравнения групп множеств и их уравнивания разными способами. Познакомить с составом числа из единиц в пределах 5. Формировать представление о том, что предмет можно делить на равные части, что целое больше части. Учить называть части, сравнивать целое и часть. Формировать представление о том, что результат счета не зависит от расположения предметов и направления счета. Формировать навык сравнения двух предметов по величине (высоте, ширине, длине) с помощью условной меры; определять величину предмета на глаз, пользоваться сравнительными прилагательными (выше, ниже, шире, уже, длиннее, короче). Совершенствовать навык раскладывания предметов в возрастающем и убывающем порядке в пределах 10. Учить измерять объем условными мерками. Совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр), узнавать их форму в предметах ближайшего
окружения. Формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как его разновидностях. Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. Формировать навыки ориентировки по простейшей схеме, плану. Учить понимать и обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому. Закрепить представления о смене времен года и их очередности, о смене частей суток и их очередности. Сформировать представление о таком временном отрезке, как неделя, об очередности дней недели.
Используемые в работе игры:
Дидактические игры: «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Путаница». Для закрепления состава числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру».При ознакомлении детей со временем можно использовать дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круг- лый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает».На развитие мышления:Танграм», «Шашки», Наглядное пособие «Палочки Кюизенера»Блоки Дъенеша, «Монгольская игра», «Колумбово яйцо», игры- головоломки, лабиринты. Картотека дидактических игр.Картотека физкультминуток и пальчиковых гимнастик с математическимсодержанием. Картотека пословиц, поговорок, поговорок, загадок, считалок с математическим содержанием.
Компьютерные презентации«
Задачи в стихах», «Давай посчитаем». «Один – два». « Устный счет». «Сколько?». «Большой- маленький». «Семь дней в неделю». «Игра – найди такую же фигуру». «Игра – запомни последовательность». «Игра-ассоциация». «Минутки. Часы. Сутки» и др.
Учебные фильмы
из серии: «Уроки тётушки совы», «Смешарик-считарик».
Обучающие мультфильмы
из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
подготовительная группа
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ Развивать органы чувств (слух, зрение, обоняние, осязание, вкус). Совершенствовать умение воспринимать предметы и явления окружающей действительности посредством всех органов чувств, выделять в процессе восприятия свойства и качества, существенные детали и на этой основе сравнивать предметы. Закрепить знание основных цветов и оттенков, обогатить представления о них.
РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ Продолжать развивать все виды восприятия, учить воспринимать и учитывать при сравнении предметов признаки, воспринимаемые всеми органами чувств. Совершенствовать, характер и содержание способов обследования предметов, способность обобщать. Развивать все виды внимания, память, стимулировать развитие творческого воображения, исключать стереотипность мышления.
Используемые в работе игры
: «Чудесный мешочек», «Узнай по запаху», «Чего не стало?», «Раздели на группы», «Четвертый лишний», «Игры с песком», «Загадки с огорода», «Я положу в корзину»,«Превращения», «Узнай на ощупь» , Мозаика разного вида, «Выложиузор», «Поймай рубку», различные игры со шнуровками , «Узнай, что спрятано?», «Узнай по описанию», «Выложи узор кнопками», «Полосатый коврик», «Узнай по голосу», «Дорисуй» , «Похож-не похож» , «Из чего сделан?», «Тренажер памяти и внимания», «Ребусы», «Свойства» и т.д. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА. ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Расширить и обобщить представления об окружающем предметном мире, о свойствах и качествах материалов, из которых сделаны предметы; о процессе производства предметов. Воспитывать уважение к людям труда и результатам их деятельности. Обобщить знания о членах семьи, профессиях родителей, бабушек и дедушек. Сформировать умение называть свое имя и отчество, имена и отчества родителей, бабушек и дедушек; свою дату рождения, домашний адрес и телефон. Расширить и обобщить представления о школе, об учебе. Сформировать интерес к учебе, желания учиться в школе. Расширить представления о бытовой технике; о технических приспособлениях, орудиях труда и инструментах, используемых представителями разных профессий. Углубить представления о транспорте, видах транспорта, труде людей на транспорте. Углубить знание основ безопасности жизнедеятельности. Закрепить знание правил техники безопасности, правил дорожного движения и навык соблюдения правил поведения на улице. Познакомить с адресом детского сада, научить находить детский сад и свой дом на плане (схеме) микрорайона. Закрепить навыки ориентировки в помещении детского сада и на участке. Научить пользоваться планом детского сада и участка. Сформировать представление о школе и школьной жизни. Вызвать стремление учиться в школе. Расширить, углубить и систематизировать представления о родном городе и его достопримечательностях. Вызвать чувство гордости за свой родной город. Сформировать представление о Москве, как столице России; о Российской Федерации, как о Родине, многонациональном государстве. Приобщать к
истокам народной культуры. Воспитывать чувство любви к Родине и интерес к событиям, происходящим в ней. Расширить представления о государственных праздниках. Учить находить Россию на глобусе и карте. Углубить и систематизировать элементарные знания о космосе, звездах, планетах, освоении космоса людьми, полетах наших соотечественников в космос. Углублять знания о Российской армии, защитниках Родины. Воспитывать уважение к ним. Систематизировать знания о смене времен года, сезонных изменениях в природе; о жизнедеятельности растений и животных. Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому. Познакомить с растениями и животными, занесенными в Красную книгу. Закладывать основы экологических знаний, экологической культуры, экологического поведения.
Используемые в работе игры:
«Цветы», «Грибы», «Птицы», «Насекомые», «Дикие животные», «Профессии», «Чей инструмент?», «Посуда», «Электровикторина «Умный малыш», «Наша Родина», «Народные промыслы» , «Распорядок дня», «Магнитные истории «Времена года», «Знаювсе о профессиях», «Океаны и материки», «Рыбы морские и пресноводные»,«Правила поведения в школе», «Волшебница вода», «Знакомство с солнечной системой».- Лото: «Растения», «Животные», «Кто где живёт?», «С какой ветки детка?», «Животные и их детёныши»; «Календарь природы», «Военные профессии»,«Транспорт». - Домино: «Птицы», «Дикие животные»; - «Что нам осень принесла», «Вершки-корешки», «Что растет на грядке?», «Где чей дом», «Продолжи предложение», «Что лишнее», «Подбери признак», «Подбери действие», «Весенние слова», «Закончи предложение», «Я знаю лес», «Назови птицу с нужным звуком», «Найди листок, как на дереве», «Третий лишний (растения, животные)», «Что растет в лесу», «Угадай, что за растение», «Узнай, чей лист», «Назови растение с нужным звуком», «Назови одним словом»; «Чего не стало?» (растения), «Угадай по описанию» (животные, птицы), «Кто спрятался» (птицы, насекомые, животные), «Кто больше увидит?» (животные, птицы и т.п.), «Бывает – не бывает» (растения, животные), «Придумай загадку», «Аналогии», «Вспомни и назови», «Запомни слова», «Космическое путешествие», «Все о звездах ипланетах», «Космические корабли» , «Электроприборы».Альбомы: «Борская Азбука», «Город Бор», «Москва- столица нашей Родины», «История древнейших времен», «Быт прошлого века на Борской земле» и др.Энциклопедии разного содержания: о животном и растительном мире, птицах, растениях, камнях, профессиях людей, космосе , электроприборах,различном транспорте и др.
Наблюдения:
«Растения наших лесов», «Деревья и кустарники нашего края», «Листопад, листопад, листья жёлтые летят…», «Как узнать ель?», «Царство
трав», «Животный мир нашего края», «Знакомьтесь: травоядные», «Пернатые жители лесного царства», «Эти удивительные насекомые», «Этажи леса», «Пищевые цепи», «Санитары леса». - за насекомыми: муравьем, пауком, мухой, бабочками, майским жуком, божьей коровкой, комаром, дождевым червем, гусеницей. -за растениями (в разное время года): рябиной, берёзой, осиной, тополем, ивой, тополем, елью, сосной, лиственницей; за деревьями и кустарниками; за подорожником, мать-и-мачехой, одуванчиком. -за птицами: воробьём, сорокой, вороной, синицей, свиристелью, снегирем, грачом; за перелетными птицами осенью и весной, за зимующими птицами, «Следы птиц на снегу», «Кто прилетел к кормушке», «Сравнительное наблюдение снегиря и свиристели», «Сравнительное наблюдение вороны и сороки».
Экскурсии
: «Улица, на которой находится детский сад», «Юрасовское озеро», «Парк Победы», «Борский Краеведческий музей», «Библиотека»,«Магазин на нашей улице», «На близ лежащую стройку «Микрорайон«Парк Горьгого», « Парк пожарной охраны».
Проблемные ситуации:
- «В тепле и холоде», «Почему трава осенью вянет», «Вверх к листочкам», «Испарение влаги с листьев», «Кто поможет?», «Зачем им крылышки?», «Как листья становятся питанием для растений», «У кого какие клювы?», «Как устроены перья у птиц», «Из чего птицы строят гнезда?», «Кто улетает, кто остается», «Лес без деревьев», «Насекомые покинули лес», «Для чего зайцам нужны волки», «Не вернулись перелетные птицы», «Электроприборы- в чем опасность?». - Моделирование ситуации «В лес пришел человек – что будет?» и др.
Эксперименты
: с водой, льдом, снегом, ветром, песком, бумагой, семенами.Игры: «Мыльные пузыри», «Цветные льдинки», «Вертушки» и др.
Игровые упражнения:
-по темам «Деревья», «Ягоды», «Животные, насекомые, птицы»: подбор названий действий к названию объекта; подбор максимального количества слов к названию действия; объяснение и исправление ошибочности суждений; дополнение предложения словами; составление предложения с парой слов; -по теме «Животные, насекомые, птицы»: подбор названия жилища животного; подбор наименований животных и их детёнышей; подбор слова, отвечающего на вопрос «Кто?» и др.
Учебные фильмы из серии
: «Уроки тётушки совы», «Смешарики»
Обучающие мультфильмы
из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
Компьютерные презентации
на все на лексические темы.

Составление описательных рассказов:
- «Времена года» (с помощью схем), составление и отгадывание загадок о представителях животного и растительного мира, составление рассказов по картинам: «Лето», «Осень в лесу», «Зимой на лесной опушке», на тему:«Профессии моих родителей», «Дом в котором я живу» и т.д. Сборник музыки о природе. РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Количество и счет. Уточнить и расширить представления о количественных отношениях в натуральном ряду чисел в пределах 10. Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в прямом и обратном порядке. Упражнять в счете предметов в разных направлениях. Познакомить с цифрами от 0 до 9. Ввести в речь термин соседние числа. Закрепить навык называния последующего и предыдущего чисел. Научить увеличивать и уменьшать каждое число на 1. Сформировать умение раскладывать число на 50 два меньших. Упражнять в решении и придумывании задач, головоломок. При решении задач учить пользоваться математическими знаками: +, —, =. Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей. Величина. Упражнять в измерениях с помощью условной меры и сравнении предметов по длине, ширине, высоте, толщине, в классификации и объединении их в множество по трем — четырем признакам. Совершенствовать навык измерения объема жидких и сыпучих тел с помощью условной меры. Развивать глазомер. Совершенствовать навык деления целого на 2, 4, 8 равных частей, правильно называть части целого; понимать, что часть меньше целого, а целое больше части. Форма. Совершенствовать навыки распознавания и преобразования геометрических фигур, воссоздания их по представлению, описанию. Закрепить в речи названия геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал; названия объемных геометрических форм: куб, шар, цилиндр. Сформировать представление о многоугольнике. Научить делить квадрат и круг на равные части. Ориентировка в пространстве. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости и в пространстве. Учить широко использовать слова: вверху, внизу, слева, справа, выше, ниже, левее, правее. Ориентировка во времени. Уточнить и расширить представления о временных отношениях. Ввести в активный словарь слова: месяц, неделя. Совершенствовать умение называть дни недели и месяцы года. Закрепить представления об отношениях во времени (минута — час, неделя — месяц, месяц — год). Учить определять время по часам. Развивать чувство времени Сформировать умение устанавливать возрастные различия между людьми.
Используемые в работе игры:
Дидактические игры: «Считай, не ошибись»; «Кто станет космонавтом», «Математическая рыбалка», «Назови соседей», «Какой цифры не стало», «Путаница», «Большой, средний, маленький», «Одинаковое-разное», «Подбери по цвету и форме». Для закрепления состава
числа проводятся игры: «Засели дом», «Самый быстрый почтальон», «Число, как тебя зовут?», «Составь цифру», «Посчитайка», «Арифметика для малышей». При ознакомлении детей со временем можно использовать дидактические игры: «Живая неделя», «Назови скорее», «Круглый год», «Двенадцать месяцев», «Когда это бывает». Игры на развитие логическогомышления: Танграм», «Шашки», Наглядное пособие «Палочки Кюизенера»Блоки Дъенеша, « Монгольскаяигра», «Колумбово яйцо», игры- головоломки, лабиринты. «Шахматы», «Кто больше», «Какой формы» «Найди игрушку», «Какой формы». Картотека дидактических игр.Картотека физкультминуток и пальчиковых гимнастик с математическимсодержанием. Картотека пословиц, поговорок, поговорок, загадок, считалок с математическим содержанием.
Компьютерные презентации «
Задачи в стихах», «Давай посчитаем». «Один – два». « Устный счет». «Сколько?». «Большой- маленький». «Семь дней в неделю». «Игра – найди такую же фигуру». «Игра – запомни последовательность». «Игра- ассоциация». «Минутки. Часы. Сутки», «Занимательная математика», «Учись считатьиграя».
Учебные фильмы
из серии:«Уроки тётушки совы», «Смешарик-считарик».
Обучающие мультфильмы
из серии «Фиксики». «Профессор Почемучкин».
Основные формы взаимодействия с семьей:
 Знакомство с семьей: встречи- знакомства, посещение семей, анкетирование семей.  Информирование родителей о ходе образовательного процесса: индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, переписка по электронной почте. Информирование через сайт ДОУ. Образование родителей: организация «Школы для родителей» (лекции, семинары-практикумы, проведение мастер-классов, тренингов, круглых столов), открытые занятия.
Учебно-методическая литература
1.Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет. Э.Ф.Курмаева. 2.Комплексные занятия старшая группа. Н.В.Лободина. 3.Развивающие занятия с детьми 5-6 лет Л.А.Парамонова. 4.Игровые занимательные задачи для дошкольников. З.А.Михайлова. 5.Обучение математике детей дошкольного возраста с нарушением речи. А.В.Каличенко. 6.Конструирование из бумаги. О.А.Сафонова.
7.Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа. О.В.Дыбина. 8.Оригами в детском саду. С.Муленко, Г.Бусыгина. 9.Ознакомление с природой в детском саду старшая группа О.А.Соломенникова. Рабочие тетради. Д.Денисова,Ю.Дорожин. Математика для дошкольников. Старшая группа. 10.Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Т.М.Бондаренко. 11.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ.Конспекты занятий в разных возрастных группах. Михайлова. 12.Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по Программе «От рождения до школы». Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. 13.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Методическое пособие. Ткаченко Т.А. Веракса Н.Е., ГалимовО.Р . 14.Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Дыбина О.В. 15.Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. Николаева С.Н. 16.Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Скоролупова О.А. 17. Транспорт. Наземный. Водный. Воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Скоролупова О.А. 18. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по темам "Домашние животные" и "Дикие животные средней полосы России". Скоролупова О.А. 19. Веселые пальчики. Развиваем мелкую моторику. Ткаченко Т.А. 20. Серия «Мир в картинках». Наглядно-дидактическое пособие. - М. Мозаика-Синтез, 2005-2011. 21. Серия «Расскажите детям о …». Наглядно-дидактическое пособие. - М. Мозаика-Синтез, 2011.


В раздел образования