Напоминание

"Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО"


Автор: Яструбенская Ольга Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №452"
Населённый пункт: Самара, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 452»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА


РОССИЯ 443001, г. Самара, Студенческий переулок, 2 «Ф» тел. 2420798, 3377751
«Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей

дошкольного возраста согласно ФГОС ДО»
Подготовила Яструбенская Ольга Фёдоровна воспитатель Самара, 2016
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству, непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют эстетический вкус. Ребенок является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. Закон об образовании в Российской Федерации определяет воспитание как процесс, включающий деятельность педагога, направленную на развитие личности, создание условий социализации воспитанников на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей.
Основной принцип
современной государственной политики: - образовательное пространство на территории Российской Федерации должно быть единым, этнокультурные особенности и традиции народов Российской Федерации должны развиваться и быть защищены в условиях многонационального государства. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования имеют полномочия разрабатывать и реализовывать региональные программы развития образования с учетом региональных социа льно-экономиче ских, экологиче ских, д е м о г р а ф и ч е с к и х , этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации. Именно краеведческий, региональный подход в развитии дошкольников дает возможность гуманизировать образовательный процесс, целью которого является приобщение к культуре коренных народов нашего региона, формирование у детей представлений о многообразии народных культур, одновременно с положительным отношением к ним. Следуя основным принципам дошкольного образования ФГОС ДО учитывает этнокультурную ситуацию развития детей и обеспечивает равные возможности для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка. Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного образования, а также право, на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых системой образования, в порядке, установленном законодательством об образовании, без ущерба преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации. Программа, определяющая содержание и организацию образовательной деятельности в ДОУ, предполагает формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Поэтому, на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, в неё могут быть включены предметы, направленные на получение воспитанниками знаний об основах духовно- нравственной культуры народов Российской Федерации. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают установление правил взаимодействия в разных ситуациях, создание педагогами условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. «Закон об образовании Российской Федерации, возлагает на воспитателей определённую ответственность: - педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной,
принадлежности, в том числе, посредством сообщения воспитанникам недостоверных сведений об исторических, о национальных и культурных традициях народов. Согласно ФГОС ДО в ДОУ реализуется ООП ДО. Дополнительным компонентом, формируемым участниками образовательного процесса, является кружковая работа. В ДОУ ведутся кружки «Знатоки Самары», «Самара современная». Осуществляется сотрудничество со «Школой музей – культура», который работает в формате выездной музей по теме: «Хоровод народов Поволжья: куклы стали в хоровод». В детском саду проводится систематическая работа по приобщению дошкольников к праздничной культуре отмечаются государственные праздники, праздники народного календаря. Это содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирования чувства любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Ведь народные праздники являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной игрой. Поэтому, проживая с детьми любимые в народе праздники, мы воздействуем на их эмоциональную сферу, оставляя в их памяти глубокий след. В апреле 2014 года воспитанники участвовали в фестивале «Весёлая карусель», который был посвящён дружбе народов, что отражено в видео и фотоматериалах ДОУ. Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст — особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс самопознания — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире.


В раздел образования