"Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО"
Автор: Яструбенская Ольга Фёдоровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №452" Населённый пункт: Самара, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 452»
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
РОССИЯ 443001, г. Самара, Студенческий переулок, 2 «Ф» тел. 2420798, 3377751
«Формирования представлений о социокультурных ценностях у детей
дошкольного возраста согласно ФГОС ДО»
Подготовила
Яструбенская
Ольга Фёдоровна
воспитатель
Самара, 2016
В наше время приобщение детей к народному творчеству, искусству,
непосредственное участие в национальных праздниках воспитывают в них
нравственные чувства, развивают художественное мировоззрение, наполняют
эмоциональную сферу ребенка радостью, поднимают настроение, формируют
эстетический
вкус.
Ребенок
является
будущим
полноправным
членом
социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше
культурное
наследие
этноса
через
включение
в
культуру
и
социальную
активность.
Закон об образовании в Российской Федерации определяет воспитание как
процесс,
включающий
деятельность
педагога,
направленную
на
развитие
личности,
создание
условий
социализации
воспитанников
на
основе
социокультурных, духовно-нравственных ценностей.
Основной принцип современной государственной политики:
-
образовательное
пространство
на
территории
Российской
Федерации
должно
быть
единым,
этнокультурные
особенности
и
традиции
народов
Российской Федерации должны развиваться и быть защищены в условиях
многонационального государства.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере
образования
имеют
полномочия
разрабатывать
и
реализовывать
региональные
программы
развития
образования
с
учетом
региональных
социа льно-экономиче ских,
экологиче ских,
д е м о г р а ф и ч е с к и х ,
этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации.
Именно краеведческий, региональный подход в развитии дошкольников дает
возможность
гуманизировать
образовательный
процесс,
целью
которого
является
приобщение
к
культуре
коренных
народов
нашего
региона,
формирование у детей представлений о многообразии народных культур,
одновременно с положительным отношением к ним.
Следуя основным принципам дошкольного образования ФГОС ДО
учитывает этнокультурную ситуацию развития детей и обеспечивает равные
возможности для полноценного развития каждого ребенка в период
дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка.
Граждане Российской Федерации имеют право на получение дошкольного
образования, а также право, на изучение родного языка из числа языков
народов Российской Федерации в пределах возможностей, предоставляемых
системой
образования,
в
порядке,
установленном
законодательством
об
образовании, без ущерба преподаванию и изучению государственного языка
Российской Федерации.
Программа,
определяющая
содержание
и
организацию
образовательной
деятельности в ДОУ, предполагает формирование первичных представлений
о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях
нашего
народа,
об
отечественных
традициях
и
праздниках.
Поэтому, на
основании
требований
соответствующих
федеральных
государственных
образовательных
стандартов,
в
неё
могут
быть
включены
предметы,
направленные на получение воспитанниками знаний об основах духовно-
нравственной культуры народов Российской Федерации.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагают
установление
правил
взаимодействия
в
разных
ситуациях,
создание
педагогами условий для позитивных, доброжелательных отношений между
детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать учет
национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется
образовательная деятельность.
«Закон об образовании Российской Федерации, возлагает на воспитателей
определённую ответственность:
-
педагогическим
работникам
запрещается
использовать
образовательную
деятельность для разжигания социальной, расовой, национальной розни, для
агитации,
пропагандирующей
исключительность,
превосходство
либо
неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной,
принадлежности,
в
том
числе,
посредством
сообщения
воспитанникам
недостоверных сведений об исторических, о национальных и культурных
традициях народов.
Согласно
ФГОС
ДО
в
ДОУ
реализуется
ООП
ДО.
Дополнительным
компонентом,
формируемым
участниками
образовательного
процесса,
является кружковая работа. В
ДОУ ведутся кружки «Знатоки Самары»,
«Самара современная». Осуществляется сотрудничество со «Школой музей –
культура», который работает в формате выездной музей по теме: «Хоровод
народов Поволжья: куклы стали в хоровод».
В
детском
саду
проводится
систематическая
работа
по
приобщению
дошкольников к
праздничной культуре
отмечаются государственные
праздники,
праздники
народного
календаря.
Это
содействует
созданию
обстановки
общей
радости,
хорошего
настроения,
формирования
чувства
любви к близким взрослым, привязанности к сверстникам. Ведь народные
праздники являются для ребенка большой, яркой и глубоко содержательной
игрой.
Поэтому,
проживая
с
детьми
любимые
в
народе
праздники,
мы
воздействуем на их эмоциональную сферу, оставляя в их памяти глубокий
след.
В
апреле
2014
года
воспитанники
участвовали
в
фестивале
«Весёлая
карусель», который был посвящён дружбе народов, что отражено в видео и
фотоматериалах ДОУ.
Народная культура — предмет, который человек постигает на протяжении
всей своей жизни. Чем раньше начнётся процесс знакомства с народной
культурой, тем лучших результатов можно добиться. Дошкольный возраст —
особо значимый период в развитии личности. Именно в этот периоду ребёнка
формируются многие качества, складываются интересы, начинается процесс
самопознания — ребёнок пытается понять, кто он в этом огромном мире.