Автор: Сафаргалиева Инна Геннадьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 22" Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Кемеровская область Наименование материала: Учебная программа Тема: Программа внеурочной деятельности "Весёлый счёт" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «СОШ № 22»
________
«___» ________________2015г.
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Веселый счет
Авторы-составители:
Сафаргалиева И.Г., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 22»
Анжеро-Судженск, 2015
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………………………………3
Учебно – тематическое планирование 1 класс …………………………………….…….……………5
Планируемые результаты освоения программы в 1 классе………………………………………….6
Учебно – тематическое планирование 2 класс …………………………………….…….…………....7
Планируемые результаты освоения программы во 2 классе…………………………………………8
Учебно – тематическое планирование 3 класс …………………………………….…….…………….9
Планируемые результаты освоения программы в 3 классе…………………………………………11
Учебно – тематическое планирование 4 класс …………………………………….…………..…….12
Планируемые результаты освоения программы в 4 классе………………………………………...14
Список литературы…………………………………………………………………………………….15
Пояснительная записка
Математика – учебный предмет, который не только вооружает учащихся математическими
знаниями,
умениями
и
навыками,
но
и
предоставляет
большие
возможности
для
развития
мыслительной деятельности ребенка.
«Математика – гимнастика ума». Именно на уроках математики ребенок учится анализировать,
сравнивать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать.
Во-первых, здесь используется много абстрактного материала: натуральные объекты заменяются
символами.
Во-вторых, дети при решении задач и в проблемных ситуациях устанавливают причинно-
следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу, правильным выводам.
В-третьих, учащиеся самостоятельно находят закономерности, выводят свойства и законы.
Для этого недостаточно только уроков математики, т. к. без системы работы над развитием
логического мышления, большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления,
даже в старших классах, а этим приемам необходимо начинать учить детей с младшего школьного
возраста: без них полноценного усвоения учебного материала не происходит.
Интеллектуальное развитие ребенка может быть эффективным только при условии
систематического проведения специальных занятий 2 раза
в неделю, поэтому их количество
определено минимально возможным количеством занятий в течении учебного года – 66 часов в
первом классе и по 68 часов во 2-4 классах по 30 минут.
Математика – учебный предмет, который не только вооружает учащихся математическими
знаниями,
умениями
и
навыками,
но
и
предоставляет
большие
возможности
для
развития
мыслительной деятельности ребенка.
Программа внеурочной деятельности «Волшебная математика» ставит своей целью:
- продвижение учащихся в мыслительной деятельности, в «зоне ближайшего развития каждого
ученика».
Основные задачи :
Образовательные : познакомить учащихся с различными группами логических задач и основными
подходами к их решению
Развивающие:
- развивать логическое, абстрактное, нестандартное мышление;
- развивать умение наблюдать, выделять признаки, сравнивать, комбинировать, обобщать;
- классифицировать предложенную информацию, обосновывать свою точку зрения;
- учить самостоятельному поиску и умению самостоятельно переносить знания и умения в новую
ситуацию;
- развивать умение самостоятельно комбинировать из известных способов деятельности новое;
- развивать умение видеть и выделять структуры объекта, видеть альтернативы решения и его хода;
- развивать наблюдательность, все виды внимания, памяти, творческие способности .
3
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу учения, трудолюбие, умение преодолевать
трудности, воспитывать самостоятельность, инициативу.
Главные принципы реализации программы.
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания.
Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Научность и познавательность.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и
создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных
учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут
использованы следующие виды упражнений и заданий:
-
интеллектуальные
разминки
с
целью
быстрого
включения
учащихся
в
работу
и
развития
психических механизмов;
- задания с отсроченным вопросом;
- интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания,
направленные
на
развитие
психических
механизмов
(памяти,
внимания,
воображения,
наблюдательности);
- решение частично-поисковых задач разного уровня;
- творческие задачи;
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;
4
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет » для 1 класса
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Содержание
теори
я
практ
и
ка
1
Игры с числами и предметами.
2
3
Игры «Весёлый счёт», «Составим поезд»,
«Математическая рыбалка»
2
Математические ребусы.
Головоломки.
1
3
Отгадывание ребусов и головоломок.
Числовые горизонтали.
3
Геометрические задачи.
2
3
Игра «Приключения точки»
Весёлые человечки. Встреча первая.
4
Угадайки весёлого карандаша.
1
3
Соединение геометрических фигур по
точкам.
5
Стихи, задачи – смекалки,
занимательные задания.
1
4
Задачи с цифрами и знаками.
6
Задачи, развивающие кругозор.
1
2
Задачи связанные с жизненными
ситуациями, с окружающим миром.
7
Математические сказки и
загадки.
2
2
Из истории чисел. Магия чисел»Думай,
считай, отгадывай»
8
«Думай, считай, отгадывай»
1
3
Задачи со словами больше- меньше,
раньше- позже, быстрее- медленнее.
Сколько?
9
Логические задачи.
1
1
Задачи с некорректными данными.
10
Текстовые задачи.
1
2
Математические игры, выигрышные
ситуации.
11
Задачи в стихах.
1
3
Задачи-шутки, задачи-игры, шарады.
12
Из истории математики.
2
2
Путешествие в прошлое. «Угадай монеты».
Старинные задачи.
13
Текстовые задачи.
1
4
Из математики по программе УМК 2100
14
Геометрические задачи.
1
3
Путешествие в геометрию. Учимся чертить.
15
Задания развивающего
характера.
1
2
Задачи на логическое мышление.
Игра «Кто за кем пришёл», «Кто где?».
16
Развитие памяти и внимания.
Отработка вычислительных
навыков.
1
2
Отработка вычислительных навыков.
17
Кроссворды.
2
Развитие логического мышления.
1
8
Олимпиада.
2
Проведение городской олимпиады.
Итого
20
46
66час.
5
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый счет » в 1
классе
В результате изучения данного курса в первом классе обучающиеся получат возможность
формирования
личностных результатов:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех
людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других
участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:
определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
проговаривать последовательность действий;
учиться высказывать свое предположение (версию);
учиться работать по предложенному педагогом плану;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться
совместно
с
педагогом
и
другими
учениками
давать
эмоциональную
оценку
деятельности товарищей.
Познавательные УДД:
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью
педагога;
учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный
опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;
учиться овладевать измерительными инструментами.
Коммуникативные УДД:
учиться выражать свои мысли;
учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;
овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
сравнивать предметы по заданному свойству;
определять целое и часть;
устанавливать общие признаки;
находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;
определять последовательность действий;
находить истинные и ложные высказывания;
наделять предметы новыми свойствами;
переносить свойства с одних предметов на другие.
6
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет» для 2 класса
№
п/п
Тематика
Кол-во часов
Содержание
теори
я
Прак
тика
1
Нахождение верного ответа. Из данных
ответов выбрать правильный.
2
4
Решение логических задач с выбором
правильного ответа. Тестовые задания и
упражнения. 2Выбери правильный ответ».
2
Найдите ошибку в выбранном ответе.
2
5
Учимся рассуждать и доказывать.
«Мозговая гимнастика».
3
Нахождение верного вопроса.
2
4
Задачи на соотнесения решения и верного
вопроса. Игра «Так же, как …», игра
«Фантазер».
4
Нахождение одной части условия. Задачи
«Сюжеты».
3
4
Упражнения на нахождения одной части
условия. Игра «Первая- одинаковая».
5
Установление соответствия трех пар
элементов с помощью графов и «дерева».
2
4
Выделять условие в сложных задачах.
Установление соответствия трех пар
элементов с помощью таблицы. Игра
«Найди фигуру»
6
Задачи на движение.
4
4
Знакомство с начальным понятием s, v,
составление и придумывание задач на
движение. «Раскрасьте рисунки по
заданию», «Аналогия».
7
Множество предметов.
3
4
Установление порядка элементов данного
множества предметов. «Найди пару»,
«Волшебный огород».
8
Восстановление цифр и запись суммы
3
3
Составление выражений с помощью знаков
разными способами.
действий и цифры. Игра «Вычисли слово»,
«Вставьте пропущенные знаки
математических действий»
9
Задачи на внимание.
2
2
«Поиск закономерностей», «Лабиринт»,
«впиши в фигуры номера», задания со
спичками, «Палец двоится», «Зоркие
глазки», «Письмо носом», игра
«Внимание», «Художник»., «Ленивые
восьмерки».
10
Задачи на сравнение.
2
3
Знакомство с таблицей мер длины. «Раздели
числа на группы». Игра «Шапка для
размышлений».
11
Задачи на взвешивание.
2
2
Знакомство с таблицей мер массы. Игра
«Шифровальщик».
12
Олимпиада
1
1
Проведение городской олимпиады.
Итого
28
40
68часа
7
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый
счет» во 2 классе
В результате изучения данного курса во втором классе обучающиеся получат возможность
формирования личностных результатов:
учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;
учиться выражать свои мысли, аргументировать;
овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами изучения курса во втором классе являются формирование
следующих УУД.
Регулятивные УУД:
учиться отличать факты от домыслов;
овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
овладевать
логическими
операциями
сравнения,
анализа,
отнесения
к
известным
понятиям;
перерабатывать
полученную
информацию:
группировать
числа,
числовые
выражения,
геометрические фигуры;
находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных
рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);
развивать доброжелательность и отзывчивость;
развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами являются формирование следующих умений:
применять правила сравнения;
задавать вопросы;
находить закономерность в числах, фигурах и словах;
строить причинно-следственные цепочки;
упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;
находить ошибки в построении определений;
делать умозаключения.
8
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет» для 3 класса
№п
/п
Название
Количеств
о часов
Основное содержание работы
тео
рия
пра
к
тика
1
Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
1
Просмотр фильма о великих математиках
2
Как люди научились
считать.
1
1
Выполнение заданий презентации
«Как люди научились считать»
3
Интересные приемы
устного счёта.
1
2
Устный счёт
4
Решение занимательных
задач в стихах.
1
2
Работа в группах: инсценирование загадок,
решение задач
5
Упражнения с
многозначными числами
(класс млн.)
1
1
Работа с алгоритмами
6
Учимся отгадывать ребусы.
1
3
Составление математических ребусов
7
Числа-великаны.
Коллективный счёт.
1
2
Решение теста - кроссворда
8
Упражнения с
многозначными числами
1
1
Работа с алгоритмом
9
Решение ребусов и
1
1
Самостоятельная работа
логических задач.
10
Задачи с неполными
данными, лишними,
нереальными данными.
1
2
Составление схем, диаграмм
11
Загадки- смекалки.
1
2
составление загадок, требующих
математического решения
12
Игра «Знай свой разряд».
1
2
работа с таблицей разрядов
13
Обратные задачи.
1
1
работа в группах «Найди пару»
14
Практикум «Подумай и
реши».
1
1
самостоятельное решение задач с
одинаковыми цифрами
15
Задачи с изменением
вопроса.
1
1
инсценирование задач
16
«Газета любознательных».
1
2
проектная деятельность
17
Решение нестандартных
задач.
1
1
решение задач на установление причинно-
следственных отношений
18
Решение олимпиадных
задач.
1
решение заданий повышенной трудности
19
Решение задач
международной игры
«Кенгуру»
1
1
решение заданий повышенной трудности
20
Школьная олимпиада
1
решение заданий повышенной трудности
21
Игра «Работа над
ошибками»
1
работа над ошибками олимпиадных заданий
22
Математические горки.
1
решение задач на преобразование неравенств
23
Наглядная алгебра.
1
1
работа в группах: инсценирование
24
Решение логических задач.
1
2
схематическое изображение задач
25
Игра «У кого какая цифра»
2
творческая работа
26
Знакомьтесь: Архимед!
1
1
работа с энциклопедиями и справочной
литературой
27
Задачи с многовариантными
решениями.
1
работа над созданием проблемных ситуаций,
требующих математического решения
28
Знакомьтесь: Пифагор!
1
1
работа с информацией презентации:
«Знакомьтесь: Пифагор!»
29
Задачи с многовариантными
1
1
Работа в парах по решению задач
решениями.
30
Учимся комбинировать
элементы знаковых систем.
1
1
составление знаковых систем
31
Задачи с многовариантными
решениями.
1
индивидуальная работа
32
Математический КВН
1
работа в группах
33
Защита проектов по
математике
1
34
Олимпиада
1
Проведение городской олимпиады
Итого:
25
43
68час.
10
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый
счет » в 3 классе
В результате изучения данного курса в третьем классе обучающиеся получат возможность
формирования
личностных результатов:
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами в третьем классе являются формирование следующих УДД:
Регулятивные УДД:
формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;
формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей;
осваивать начальные формы рефлексии.
Познавательные УДД:
овладевать
современными
средствами
массовой
информации:
сбор,
преобразование,
сохранение информации;
соблюдать нормы этики и этикета;
овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым
признакам; устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УДД:
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
учиться аргументировать, доказывать;
учиться вести дискуссию.
Предметными результатами изучения курса в третьем класса являются формирование
следующих умений :
выделять свойства предметов;
обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;
сопоставлять части и целое для предметов и действий;
описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
приводить примеры истинных и ложных высказываний;
приводить примеры отрицаний;
проводить аналогию между разными предметами;
выполнять
логические
упражнения
на
нахождение
закономерностей,
сопоставляя
и
аргументируя свой ответ;
рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
11
Планирование курса «Веселый счет » для 4 класса
№п
/п
Название
Количеств
о часов
Основное содержание работы
тео
рия
пра
к
тик
а
1
Вводное занятие
«Математика – царица
наук»
2
1
Разгадка «математических фокусов»
2
Конкурсэрудитов « А ну,
познания человеческие,
поглядим, кто - кого!» (Жан
Поль Сартр)
2
Групповая работа,
решение нестандартных задач
3
Проектная деятельность
«Великие математики»
1
2
Работа со словарями, энциклопедиями
4
Геометрические
упражнения «Путешествие
в Страну Геометрию»
1
2
Запись геометрических понятий, решение
геометрических заданий
5
Упражнения с чертежами на
нелинованной бумаге.
1
2
Практическая работа
6
Игра «Удивительный
квадрат».
2
Работа в группе, решение упражнений с
квадратами
7
Преобразование фигур на
плоскости.
1
2
Конструирование фигур на плоскости из
различного материала
8
Задачи-смекалки.
1
2
Решение нестандартных задач
9
Симметрия фигур.
1
2
Создание мини-альбома «Узоры геометрии»
10
Соединение и пересечение
фигур.
1
2
Вычерчивание геометрических фигур
11
Познавательная игра «Семь
вёрст…»
1
Решение нестандартных заданий на меры
длины
12
Вычисление площади
фигур.
1
2
Создание мини-проекта «Наш школьный
стадион»
13
Объём фигур.
1
2
Проведение вычислительных операций
площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш
школьный стадион»
14
Логическая игра «Молодцы
и хитрецы»
1
1
Решение задач на упорядочивание множеств
15
Конструирование предметов
из геометрических фигур.
1
Мини-проект «Наша детская площадка»
16
Проектная деятельность
«Зрительный образ
квадрата».
1
Работа над проектом «Наша детская
площадка»
17
.Школьный тур олимпиады
1
Решение заданий повышенной трудности
18
Международная игра
«Кенгуру»
1
Решение нестандартных математических
заданий
19
Открытие нуля.
1
1
Исследовательская работа «Почему так?»
20
Экскурсия в компьютерный
класс.
1
1
Экскурсия
21
Решение комбинаторных
задач
1
1
Задачи на переливания
22
Конкурс знатоков
(отборочный тур)
1
Решение нестандартных заданий
23
Учимся комбинировать
элементы знаковых систем.
1
2
Составление суперпримеров
24
Конкурс знатоков
(итоговый тур)
2
Решение нестандартных заданий
25
Учимся разрешать задачи
на противоречия.
1
2
Решение игровых заданий «Богатыри и
разбойники»
26
Игра «Гонка за лидером:
меры в пословицах»
1
Повторение единиц измерения
27
Анализ проблемных
ситуаций во многоходовых
задачах.
2
Решение задач повышенной сложности
28
Решение комбинаторных
задач.
2
Задачи на взвешивание
29
Компьютерные
математические игры.
1
1
Сообщения о домашних компьютерных
математических играх
30
Подбор материала и выпуск
математической газеты.
1
Составление шарад, кроссвордов,
математических задач.
31
Сочинение «Место
математики в моей жизни»
2
Творческая работа
32
Защита проектов по
математике
1
Творческая работа
33
Олимпиада
1
Проведение олимпиады городского уровня.
Итого:
18
50
68час.
13
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый счет » в 4
классе
В результате изучения курса «Волшебная математика» в четвертом классе обучающиеся
получат возможность формирования
личностных результатов:
развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;
формировать личностный смысл учения;
формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:
осваивать способы решения проблем поискового характера;
определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;
познавательные УУД;
осознанно строить речевое высказывание;
овладевать
логическими
действиями:
обобщение,
классификация,
построение
рассуждения;
учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации
в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;
формировать мотивацию к работе на результат;
учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными
результатами
изучения
курса
в
четвертом
классе
являются
формирование
следующих умений:
определять виды отношений между понятиями;
решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;
находить закономерность в окружающем мире и русском языке;
устанавливать ситуативную связь между понятиями;
рассуждать и делать выводы в рассуждениях;
решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то».
14
Список литературы
1. Абъятова, Л. И. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников :
конспекты занятий, упражнения и задания / авт.- сост. Л. А. Абъятова, Т. А. Иванова. – Волгоград :
Учитель, 2010. – 87 с.
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор : пособие для
учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго
поколения).
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.061992 № 32 66–1 // Российская газета. –1996. – № 13 (23
января).
4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли :
пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. –
(Стандарты второго поколения).
5. Никольская, И. Л. Гимнастика для ума : книга для учащихся начальных классов / И. Л.
Никольская, Л. И. Тигранова. – 4-е изд., стереотип. – М. :Экзамен, 2009. – 239 с.
6. Останина, Е. Е. Секреты великого комбинатора (комбинаторика для детей) :пособие для
учащихся начальной школы / Е. Е. Останина. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с.
7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий : в 2 ч. / М.
Ю. Демидова ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. –
215 с. – ( стандарты второго поколения).
8. Рындина, Н. Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы /Н. Д. Рындина. –
Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 206 с.
9. Савенков, А. И. Маленький исследователь: развитие логического мышления / А. И. Савенков. –
2006. – 32 с.
10. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и
науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897].
11. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : пособие для учащихся / О. А.Холодова. – М. :
Рост, 2007.324
15