Напоминание

Программа внеурочной деятельности "Весёлый счёт"


Автор: Сафаргалиева Инна Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 22"
Населённый пункт: город Анжеро-Судженск Кемеровская область
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Программа внеурочной деятельности "Весёлый счёт"
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 22» УТВЕРЖДАЮ: Директор МБОУ «СОШ № 22» ________ «___» ________________2015г. ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Веселый счет
Авторы-составители: Сафаргалиева И.Г., учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 22» Анжеро-Судженск, 2015
Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………………………………3 Учебно – тематическое планирование 1 класс …………………………………….…….……………5 Планируемые результаты освоения программы в 1 классе………………………………………….6 Учебно – тематическое планирование 2 класс …………………………………….…….…………....7 Планируемые результаты освоения программы во 2 классе…………………………………………8 Учебно – тематическое планирование 3 класс …………………………………….…….…………….9 Планируемые результаты освоения программы в 3 классе…………………………………………11 Учебно – тематическое планирование 4 класс …………………………………….…………..…….12 Планируемые результаты освоения программы в 4 классе………………………………………...14 Список литературы…………………………………………………………………………………….15

Пояснительная записка
Математика – учебный предмет, который не только вооружает учащихся математическими знаниями, умениями и навыками, но и предоставляет большие возможности для развития мыслительной деятельности ребенка. «Математика – гимнастика ума». Именно на уроках математики ребенок учится анализировать, сравнивать, классифицировать, рассуждать, доказывать, опровергать. Во-первых, здесь используется много абстрактного материала: натуральные объекты заменяются символами. Во-вторых, дети при решении задач и в проблемных ситуациях устанавливают причинно- следственные связи, без которых не придешь к правильному ответу, правильным выводам. В-третьих, учащиеся самостоятельно находят закономерности, выводят свойства и законы. Для этого недостаточно только уроков математики, т. к. без системы работы над развитием логического мышления, большинство учащихся не овладевает начальными приемами мышления, даже в старших классах, а этим приемам необходимо начинать учить детей с младшего школьного возраста: без них полноценного усвоения учебного материала не происходит. Интеллектуальное развитие ребенка может быть эффективным только при условии систематического проведения специальных занятий 2 раза в неделю, поэтому их количество определено минимально возможным количеством занятий в течении учебного года – 66 часов в первом классе и по 68 часов во 2-4 классах по 30 минут. Математика – учебный предмет, который не только вооружает учащихся математическими знаниями, умениями и навыками, но и предоставляет большие возможности для развития мыслительной деятельности ребенка. Программа внеурочной деятельности «Волшебная математика» ставит своей
целью:
- продвижение учащихся в мыслительной деятельности, в «зоне ближайшего развития каждого ученика».
Основные задачи
: Образовательные
:
познакомить учащихся с различными группами логических задач и основными подходами к их решению Развивающие: - развивать логическое, абстрактное, нестандартное мышление; - развивать умение наблюдать, выделять признаки, сравнивать, комбинировать, обобщать; - классифицировать предложенную информацию, обосновывать свою точку зрения; - учить самостоятельному поиску и умению самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию;
- развивать умение самостоятельно комбинировать из известных способов деятельности новое; - развивать умение видеть и выделять структуры объекта, видеть альтернативы решения и его хода; - развивать наблюдательность, все виды внимания, памяти, творческие способности . 3
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к процессу учения, трудолюбие, умение преодолевать трудности, воспитывать самостоятельность, инициативу.
Главные принципы реализации программы.
 Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.  Гуманизм в межличностных отношениях.  Научность и познавательность.  Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.  Применение принципов развивающего обучения.  Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
Основные направления и содержание деятельности.
На занятиях предполагается не только знакомство с новыми способами решения задач, но и создание условий для стимулирования творческого мышления. Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач в соответствии с методологическими позициями, на занятиях будут использованы следующие виды упражнений и заданий: - интеллектуальные разминки с целью быстрого включения учащихся в работу и развития психических механизмов; - задания с отсроченным вопросом; - интегративные задания, позволяющие в короткий срок выявить интересы учащихся; - задания, направленные на развитие психических механизмов (памяти, внимания, воображения, наблюдательности); - решение частично-поисковых задач разного уровня; - творческие задачи; - организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, городского уровня;

4
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет » для 1 класса
№ п/п Тема Кол-во часов Содержание теори я практ и
ка 1 Игры с числами и предметами. 2 3 Игры «Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» 2 Математические ребусы. Головоломки. 1 3 Отгадывание ребусов и головоломок. Числовые горизонтали. 3 Геометрические задачи. 2 3 Игра «Приключения точки» Весёлые человечки. Встреча первая. 4 Угадайки весёлого карандаша. 1 3 Соединение геометрических фигур по точкам. 5 Стихи, задачи – смекалки, занимательные задания. 1 4 Задачи с цифрами и знаками. 6 Задачи, развивающие кругозор. 1 2 Задачи связанные с жизненными ситуациями, с окружающим миром. 7 Математические сказки и загадки. 2 2 Из истории чисел. Магия чисел»Думай, считай, отгадывай» 8 «Думай, считай, отгадывай» 1 3 Задачи со словами больше- меньше, раньше- позже, быстрее- медленнее. Сколько? 9 Логические задачи. 1 1 Задачи с некорректными данными. 10 Текстовые задачи. 1 2 Математические игры, выигрышные ситуации. 11 Задачи в стихах. 1 3 Задачи-шутки, задачи-игры, шарады. 12 Из истории математики. 2 2 Путешествие в прошлое. «Угадай монеты». Старинные задачи. 13 Текстовые задачи. 1 4 Из математики по программе УМК 2100 14 Геометрические задачи. 1 3 Путешествие в геометрию. Учимся чертить. 15 Задания развивающего характера. 1 2 Задачи на логическое мышление. Игра «Кто за кем пришёл», «Кто где?». 16 Развитие памяти и внимания. Отработка вычислительных навыков. 1 2 Отработка вычислительных навыков. 17 Кроссворды. 2 Развитие логического мышления.
1 8 Олимпиада. 2 Проведение городской олимпиады. Итого 20 46 66час. 5

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый счет » в 1

классе
В результате изучения данного курса
в первом классе
обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
 определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);  в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, при поддержке других участников группы и педагога, делать выбор, как поступить, опираясь на этические нормы.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УДД:  определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;  проговаривать последовательность действий;  учиться высказывать свое предположение (версию);  учиться работать по предложенному педагогом плану;  учиться отличать верно выполненное задание от неверного;  учиться совместно с педагогом и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Познавательные УДД:  ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога;  учиться добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт, информацию, полученную от педагога, и используя учебную литературу;  учиться овладевать измерительными инструментами. Коммуникативные УДД:  учиться выражать свои мысли;  учиться объяснять свое несогласие и пытаться договориться;  овладевать навыками сотрудничества в группе в совместном решении учебной задачи.
Предметными результатами
являются формирование следующих умений:  сравнивать предметы по заданному свойству;  определять целое и часть;  устанавливать общие признаки;  находить закономерность в значении признаков, в расположении предметов;  определять последовательность действий;  находить истинные и ложные высказывания;  наделять предметы новыми свойствами;  переносить свойства с одних предметов на другие.
6
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет» для 2 класса
№ п/п Тематика Кол-во часов Содержание теори я Прак тика 1 Нахождение верного ответа. Из данных ответов выбрать правильный. 2 4 Решение логических задач с выбором правильного ответа. Тестовые задания и упражнения. 2Выбери правильный ответ». 2 Найдите ошибку в выбранном ответе. 2 5 Учимся рассуждать и доказывать. «Мозговая гимнастика». 3 Нахождение верного вопроса. 2 4 Задачи на соотнесения решения и верного вопроса. Игра «Так же, как …», игра «Фантазер». 4 Нахождение одной части условия. Задачи «Сюжеты». 3 4 Упражнения на нахождения одной части условия. Игра «Первая- одинаковая». 5 Установление соответствия трех пар элементов с помощью графов и «дерева». 2 4 Выделять условие в сложных задачах. Установление соответствия трех пар элементов с помощью таблицы. Игра «Найди фигуру» 6 Задачи на движение. 4 4 Знакомство с начальным понятием s, v, составление и придумывание задач на движение. «Раскрасьте рисунки по заданию», «Аналогия». 7 Множество предметов. 3 4 Установление порядка элементов данного множества предметов. «Найди пару», «Волшебный огород». 8 Восстановление цифр и запись суммы 3 3 Составление выражений с помощью знаков
разными способами. действий и цифры. Игра «Вычисли слово», «Вставьте пропущенные знаки математических действий» 9 Задачи на внимание. 2 2 «Поиск закономерностей», «Лабиринт», «впиши в фигуры номера», задания со спичками, «Палец двоится», «Зоркие глазки», «Письмо носом», игра «Внимание», «Художник»., «Ленивые восьмерки». 10 Задачи на сравнение. 2 3 Знакомство с таблицей мер длины. «Раздели числа на группы». Игра «Шапка для размышлений». 11 Задачи на взвешивание. 2 2 Знакомство с таблицей мер массы. Игра «Шифровальщик». 12 Олимпиада 1 1 Проведение городской олимпиады. Итого 28 40 68часа 7

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый

счет» во 2 классе
В результате изучения данного курса
во втором классе
обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
 учиться объяснять свое несогласия и пытаться договориться;  учиться выражать свои мысли, аргументировать;  овладевать креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации.
Метапредметными результатами
изучения курса во втором классе являются формирование следующих УУД. Регулятивные УУД:  учиться отличать факты от домыслов;  овладевать способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.  формировать умение оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД:  овладевать логическими операциями сравнения, анализа, отнесения к известным понятиям;  перерабатывать полученную информацию: группировать числа, числовые выражения, геометрические фигуры;  находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных рисунков, схем). Коммуникативные УУД:  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя);  развивать доброжелательность и отзывчивость;  развивать способность вступать в общение с целью быть понятым.
Предметными результатами
являются формирование следующих умений:  применять правила сравнения;  задавать вопросы;  находить закономерность в числах, фигурах и словах;  строить причинно-следственные цепочки;  упорядочивать понятия по родовидовым отношениям;  находить ошибки в построении определений;  делать умозаключения.
8
Тематическое планирование курса математики «Веселый счет» для 3 класса
№п /п Название Количеств о часов Основное содержание работы тео рия пра к тика 1 Вводное занятие «Математика – царица наук» 1 Просмотр фильма о великих математиках 2 Как люди научились считать. 1 1 Выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» 3 Интересные приемы устного счёта. 1 2 Устный счёт 4 Решение занимательных задач в стихах. 1 2 Работа в группах: инсценирование загадок, решение задач 5 Упражнения с многозначными числами (класс млн.) 1 1 Работа с алгоритмами 6 Учимся отгадывать ребусы. 1 3 Составление математических ребусов 7 Числа-великаны. Коллективный счёт. 1 2 Решение теста - кроссворда 8 Упражнения с многозначными числами 1 1 Работа с алгоритмом 9 Решение ребусов и 1 1 Самостоятельная работа
логических задач. 10 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. 1 2 Составление схем, диаграмм 11 Загадки- смекалки. 1 2 составление загадок, требующих математического решения 12 Игра «Знай свой разряд». 1 2 работа с таблицей разрядов 13 Обратные задачи. 1 1 работа в группах «Найди пару» 14 Практикум «Подумай и реши». 1 1 самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами 15 Задачи с изменением вопроса. 1 1 инсценирование задач 16 «Газета любознательных». 1 2 проектная деятельность 17 Решение нестандартных задач. 1 1 решение задач на установление причинно- следственных отношений 18 Решение олимпиадных задач. 1 решение заданий повышенной трудности 19 Решение задач международной игры «Кенгуру» 1 1 решение заданий повышенной трудности 20 Школьная олимпиада 1 решение заданий повышенной трудности 21 Игра «Работа над ошибками» 1 работа над ошибками олимпиадных заданий 22 Математические горки. 1 решение задач на преобразование неравенств 23 Наглядная алгебра. 1 1 работа в группах: инсценирование 24 Решение логических задач. 1 2 схематическое изображение задач 25 Игра «У кого какая цифра» 2 творческая работа 26 Знакомьтесь: Архимед! 1 1 работа с энциклопедиями и справочной литературой 27 Задачи с многовариантными решениями. 1 работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения 28 Знакомьтесь: Пифагор! 1 1 работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» 29 Задачи с многовариантными 1 1 Работа в парах по решению задач
решениями. 30 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 1 составление знаковых систем 31 Задачи с многовариантными решениями. 1 индивидуальная работа 32 Математический КВН 1 работа в группах 33 Защита проектов по математике 1 34 Олимпиада 1 Проведение городской олимпиады Итого: 25 43 68час.
10

Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый

счет » в 3 классе
В результате изучения данного курса
в третьем классе
обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
 уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;  сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметными результатами
в третьем классе являются формирование следующих УДД: Регулятивные УДД:  формировать умение понимать причины успеха/неуспеха учебной дятельности;  формировать умение планировать и контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  осваивать начальные формы рефлексии. Познавательные УДД:  овладевать современными средствами массовой информации: сбор, преобразование, сохранение информации;  соблюдать нормы этики и этикета;  овладевать логическими действиями анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УДД:  учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);  учиться аргументировать, доказывать;  учиться вести дискуссию.
Предметными результатами
изучения курса в
третьем класса
являются формирование следующих умений
:
 выделять свойства предметов;  обобщать по некоторому признаку, находить закономерность;  сопоставлять части и целое для предметов и действий;  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;  приводить примеры истинных и ложных высказываний;  приводить примеры отрицаний;  проводить аналогию между разными предметами;  выполнять логические упражнения на нахождение закономерностей, сопоставляя и аргументируя свой ответ;  рассуждать и доказывать свою мысль и свое решение.
11
Планирование курса «Веселый счет » для 4 класса
№п /п Название Количеств о часов Основное содержание работы тео рия пра к тик а 1 Вводное занятие «Математика – царица наук» 2 1 Разгадка «математических фокусов» 2 Конкурсэрудитов
«
А ну, познания человеческие, поглядим, кто - кого!» (Жан Поль Сартр) 2 Групповая работа, решение нестандартных задач 3 Проектная деятельность «Великие математики» 1 2 Работа со словарями, энциклопедиями 4 Геометрические упражнения «Путешествие в Страну Геометрию» 1 2 Запись геометрических понятий, решение геометрических заданий 5 Упражнения с чертежами на нелинованной бумаге. 1 2 Практическая работа 6 Игра «Удивительный квадрат». 2 Работа в группе, решение упражнений с квадратами
7 Преобразование фигур на плоскости. 1 2 Конструирование фигур на плоскости из различного материала 8 Задачи-смекалки. 1 2 Решение нестандартных задач 9 Симметрия фигур. 1 2 Создание мини-альбома «Узоры геометрии» 10 Соединение и пересечение фигур. 1 2 Вычерчивание геометрических фигур 11 Познавательная игра «Семь вёрст…» 1 Решение нестандартных заданий на меры длины 12 Вычисление площади фигур. 1 2 Создание мини-проекта «Наш школьный стадион» 13 Объём фигур. 1 2 Проведение вычислительных операций площадей и объёма фигур мини-проекта «Наш школьный стадион» 14 Логическая игра «Молодцы и хитрецы» 1 1 Решение задач на упорядочивание множеств 15 Конструирование предметов из геометрических фигур. 1 Мини-проект «Наша детская площадка» 16 Проектная деятельность «Зрительный образ квадрата». 1 Работа над проектом «Наша детская площадка» 17 .Школьный тур олимпиады 1 Решение заданий повышенной трудности 18 Международная игра «Кенгуру» 1 Решение нестандартных математических заданий 19 Открытие нуля. 1 1 Исследовательская работа «Почему так?» 20 Экскурсия в компьютерный класс. 1 1 Экскурсия 21 Решение комбинаторных задач 1 1 Задачи на переливания 22 Конкурс знатоков (отборочный тур) 1 Решение нестандартных заданий 23 Учимся комбинировать элементы знаковых систем. 1 2 Составление суперпримеров
24 Конкурс знатоков (итоговый тур) 2 Решение нестандартных заданий 25 Учимся разрешать задачи на противоречия. 1 2 Решение игровых заданий «Богатыри и разбойники» 26 Игра «Гонка за лидером: меры в пословицах» 1 Повторение единиц измерения 27 Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. 2 Решение задач повышенной сложности 28 Решение комбинаторных задач. 2 Задачи на взвешивание 29 Компьютерные математические игры. 1 1 Сообщения о домашних компьютерных математических играх 30 Подбор материала и выпуск математической газеты. 1 Составление шарад, кроссвордов, математических задач. 31 Сочинение «Место математики в моей жизни» 2 Творческая работа 32 Защита проектов по математике 1 Творческая работа 33 Олимпиада 1 Проведение олимпиады городского уровня. Итого: 18 50 68час.
13
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса «Веселый счет » в 4

классе


В результате изучения курса «Волшебная математика»
в четвертом классе
обучающиеся получат возможность формирования
личностных результатов:
 развивать самостоятельность и личную ответственность в информационной деятельности;  формировать личностный смысл учения;  формировать целостный взгляд на окружающий мир.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УДД:  осваивать способы решения проблем поискового характера;  определять наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;  осваивать формы познавательной и личностной рефлексии;  познавательные УУД;  осознанно строить речевое высказывание;  овладевать логическими действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;  учиться использовать различные способы анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с задачами.
Коммуникативные УДД:
 учиться давать оценку и самооценку своей деятельности и других;  формировать мотивацию к работе на результат;
 учиться конструктивно разрешать конфликт посредством сотрудничества или компромисса.
Предметными

результатами
изучения курса в четвертом классе являются формирование следующих умений:  определять виды отношений между понятиями;  решать комбинаторные задачи с помощью таблиц и графов;  находить закономерность в окружающем мире и русском языке;  устанавливать ситуативную связь между понятиями;  рассуждать и делать выводы в рассуждениях;  решать логические задачи с помощью связок «и», «или», «если …, то». 14
Список литературы
1. Абъятова, Л. И. Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников : конспекты занятий, упражнения и задания / авт.- сост. Л. А. Абъятова, Т. А. Иванова. – Волгоград : Учитель, 2010. – 87 с. 2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).
3. Закон РФ «Об образовании» от 10.061992 № 32 66–1 // Российская газета. –1996. – № 13 (23 января). 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе:от действия к мысли : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения). 5. Никольская, И. Л. Гимнастика для ума : книга для учащихся начальных классов / И. Л. Никольская, Л. И. Тигранова. – 4-е изд., стереотип. – М. :Экзамен, 2009. – 239 с. 6. Останина, Е. Е. Секреты великого комбинатора (комбинаторика для детей) :пособие для учащихся начальной школы / Е. Е. Останина. – М. : Просвещение, 2004. – 176 с. 7. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий : в 2 ч. / М. Ю. Демидова ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 215 с. – ( стандарты второго поколения). 8. Рындина, Н. Д. Мир логики. Развивающие занятия для начальной школы /Н. Д. Рындина. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 206 с. 9. Савенков, А. И. Маленький исследователь: развитие логического мышления / А. И. Савенков. – 2006. – 32 с. 10. Стандарт основного общего образования [Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897]. 11. Холодова, О. А. Юным умникам и умницам : пособие для учащихся / О. А.Холодова. – М. : Рост, 2007.324
15


В раздел образования