Автор: Арутюнян Ирина Исаевна
Должность: концертмейстер ОРНИ
Учебное заведение: Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
Населённый пункт: г.Южно-Сахалинск
Наименование материала: статья
Тема: Работа пианиста-концертмейстера в оркестре русских народных инструментов
Раздел: дополнительное образование
Работа пианиста-концертмейстера в оркестре
русских народных инструментов
Арутюнян Ирина Исаевна,
концертмейстер ОРНИ
МБУДО ДШИ «Этнос»,
концертмейстер ССОРНИ
У истоков создания оркестра русских народных инструментов (ОРНИ)
ДШИ
«Этнос»
и
творческой
лаборатории
стоял
Александр
Анисимович
Новиков, Заслуженный работник культуры РФ, который являлся не только
дирижёром
оркестра
на
протяжении
тринадцати
лет,
но
и
автором
инструментовок, аранжировок, переложений и аккомпанементов к народным
песням для ОРНИ.
С 2017-го года оркестром руководит Олег Артурович Дьячков, который
очень бережно относится к традициям, заложенным А.А. Новиковым.
Время
работы в оркестре как концертмейстера насчитывает всего 3
года, но даже этот небольшой период времени привел к переосмыслению и
изменению своей профессиональной деятельности.
Необходимо
отметить,
что
для
меня,
музыканта
с
академическим
образованием, работающего в оркестре русских народных инструментов, это
новый интересный опыт.
Огромный интерес вызывает подход руководителя к
формированию
репертуара оркестра, где учитываются следующие факторы:
-
это
должно
быть
интересно
для
детей,
доступно
для
понимания
и
исполнения;
-соответствовать исполнительскому уровню и возрасту детей;
-достаточно разнообразным и интересным;
-представлять художественно-эстетическую ценность.
Композиции из современных произведений – целый пласт актуальной
музыки
как
для
академического
оркестра,
так
и
для
оркестра
народных
инструментов. Она качественна по аранжировкам и стилю. Народная музыка
представлена обработками современных композиторов, прекрасно ложится
на слух и адаптирована для современного слушателя. Это нашло и находит
отражение в выборе произведений для оркестра с целью их дальнейшего
исполнения на концертных площадках.
Грамотно подобранный репертуар влияет на мотивацию, учебно-
воспитательный процесс в оркестре, способствует росту исполнительского
мастерства, обогащает духовный мир, формирует внутреннюю культуру и
эстетический вкус.
Репертуар Сахалинского сводного оркестра русских народных инструментов
представлен следующими произведениями:
1.
В. Биберган, инструментовка А. Гирша, ария из антивоенной оперы
памяти жертв Второй Мировой Войны «Брундибар»
2.
А. Широков, «Маленькая приветственная овертюра»
3.
И. Тамарин «Старая афиша»
4.
Консуэлла Веласкес, «Besame Mucho», обработка «Терем-квартет»
5.
Х. Ф. Циммер, «Мадагаскар», фантазия на музыку из мультфильма
«Мадагаскар»
6.
«Лирический 1812 год», обработка «Терем-квартет»
7.
К.Бадельт,
инструментовка
А.
Маругин,
фантазия
на
музыку
из
кинофильма «Пираты Карибского Моря»;
8.
Я.
Френкель,
слова
Р.
Гамзатова,
перевод
с
аварского
Н.
Гребнёв,
«Журавли»
9.
«Ложкари»
по
мотивам
русского
народного
танца
«Барыня»,
обработка, сценография, постановка В.В. Пастухова.
10. Русские народные песни «А по морю», «Заплетися плетень», «Комара
муха любила», обработка «Терем-квартет».
11.В.
Городовская,
транскрипция
Н.Д.
Дмитриева
р.н.п.
«За
окном
черемуха колышется»
Специфика
работы
пианиста-концертмейстера
в
оркестре
русских
народных инструментов заключается в том, что он исполняет произведения
как классического плана, так и обработки русских народных композиций и
т а н ц е в
д л я
о р к е с т р а
р у с с к и х
н а р о д н ы х
и н с т р у м е н т о в .
Большая
практика
сольного
и
ансамблевого
исполнения
позволяет
осмысливать
произведение
для
оркестра
наиболее
целостно
и
отделять
солирование от ансамблевого исполнения.
В симфоническом оркестре пианист практически всегда выступает в
роли солиста, поскольку исполняет концерт для фортепиано с оркестром.
Уникальная
возможность
представляется
пианисту,
работающему
с
оркестром русских народных инструментов – звукоподражание, поскольку
тембральные, динамические, регистровые возможности рояля позволяют это
делать.
Концертмейстеру при работе с оркестром необходимо следующее:
-освоение законов ансамблевых соотношений,
-выстраивание партнерских отношений ансамбля с оркестром,
-взаимодействие между партией солиста и партией аккомпанемента
В. Биберган Ария. В этом произведении концертмейстер выступает в роли
солиста,
оркестр
насыщает
звучание
произведения
гармонической
и
регистровой
фактурой.
Задача
пианиста-концертмейстера
состоит
в
следующем:
понять
соотношение
и
соразмерность
частей,
определить
кульминацию, настроить оркестр психологически, эмоционально. Выработка
автоматизма
в
исполнении
технически
сложных
мест
своей
партитуры
позволяет
пианисту
освободить
себя
от
забот
технического
плана
и
переключить внимание на художественные и ансамблевые задачи.
-умение читать с листа фортепианную партию любой сложности, видеть и
ясно
представлять
партию
солиста,
заранее
улавливая
индивидуальное
своеобразие
его
трактовки
и
всеми
исполнительскими
средствами
содействовать наиболее яркому его выражению,
- знание основных дирижерских жестов и приемов,
-владение коммуникативными навыками (общение с участниками оркестра в
процессе творческой работы),
-
понимать
значение
и
роль
своей
партии
в
исполняемом
оркестром
произведении: уметь солировать и находиться на втором плане, т.е. быть
участником музыкального действия,
- знать тембральные и акустические возможности всех групп инструментов
оркестра: струнно-щипковые (домры малые, альтовые, басовые, балалайки,
бас-балалайки), баян, ударная группа (бубен, трещотка, бубенцы, литавры,
ложки, глокеншпиль, барабан)
К. Бадельт, инструментовка А. Маругин, фантазия на музыку из к/ф «Пираты
Карибского моря». В этом сочинении нет солистов в чистом виде, солируют
разные
группы
инструментов,
в
экспозиции
и
в
кульминации
оркестр
выступает единым целым. Концертмейстеру в средней части (ирландский
танец) отводится роль звукоподражателя - звон колокольчиков в дуэте с
глокеншпилем.
Необходимо
использовать
регистровые
и
штриховые
возможности рояля.
-владеть приемами звукоподражания. Развивая звуковую технику, добиваться
интересных
и
красочных
эффектов
звучания
фортепиано,
вызывая
у
слушателя соответствующие аудиальные ассоциации
В. Городовская, транскрипция Н.Д. Дмитриева р.н.п. «За окном черемуха
колышется». Партию фортепиано я во вступлении разложила на арпеджиато
в
три
октавы
–
имитация
звучания
гуслей,
что
придало
произведению
аутентичность звучания и выразительность.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен
найти смысл и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из
участников музыкального действия, причем, участником второплановым.
Пианисту-солисту предоставлена полная свобода выявления творческой
индивидуальности. Концертмейстеру же приходится приспосабливать свое
видение музыки к исполнительской манере солиста, оркестра. Еще труднее,
но необходимо при этом сохранить свой индивидуальный облик
Искусство
быть
концертмейстером
доступно
не
всем.
Оно
требует
высокого профессионального и художественного мастерства. Для работы в
оркестре пианисту необходимо владеть полным арсеналом пианистических
навыков,
артистизмом,
чуткостью,
коммуникабельностью.
Пианист-
концертмейстер должен стать индивидуальностью, равноценной оркестру.
Необходимо
обладать
определенным
типом
музыкально-поэтического
и
музыкально-архитектонического
мышления.
Вкупе
они
выражают
содержание произведения. Пианист-концертмейстер должен ясно осознавать
свою
миссию
проводника
музыкальной
культуры,
воспитателя
вкуса
и
кругозора
слушателя.
Участие
пианиста-концертмейстера
значительно
уплотняет звучание оркестра, создавая более интересную по тембру фактуру
и
интонационно
чистую
основу
произведения,
вызывая
аудиальные
и
визуальные ассоциации. Независимо от того сольная партия у пианиста либо
аккомпанирующая,
он
должен
оставаться
равноправным
участником
ансамбля, развивать в себе чуткость к партнерам по оркестру, знать законы
ансамблевых соотношений. Главная задача оркестра - успешное концертное
выступление. Его залогом и составляющими элементами является умение
каждого участника оркестра слушать и слышать, видеть и понимать жесты
дирижера,
неукоснительно
следовать
за
агогикой
(ритм,
темп,
динамика,
штрихи), т.е. полностью доверять компетенции дирижера. Успех возможен
только при соблюдении этих условий.
Оркестр – единый организм. Это неукоснительный закон для всех его
участников.
В заключении представляю «Дорожную карту деятельности оркестра
за период с 2017 года по 2019 год»:
1.
Сентябрь 2017 г. – выбор репертуара;
2.
Октябрь 2017 г. – А. Широков, «Маленькая приветственная увертюра»;
3.
Ноябрь 2017 г. – ария из антивоенной оперы памяти жертв Второй
Мировой Войны «Брундибар», В. Биберган;
4.
Декабрь 2017 г. – И. Тамарин, «Старая афиша»;
5.
Январь 2018 г. – В. Городовская, транскрипция Н. Дмитриева русской
народной песни «За окном черёмуха колышется»;
6.
Февраль 2018 г. – «Лирический 1812 год», обработка «Терем-квартет»;
концерт ОРНИ ДШИ «Этнос» в г. Долинск Сахалинской области;
7.
Март
2018
г.
–
работа
над
репертуаром,
подготовка
программы
концертов;
8.
Апрель 2018 г. – Консуэлла Веласкес, «Besame Mucho», обработка
«Терем-квартет»;
9.
Май 2018 г. – К. Бадельт, инструментовка А. Маругин, фантазия на
музыку из кинофильма «Пираты Карибского Моря»;
10. Сентябрь 2018 г. – Я. Френкель, слова Р. Гамзатова, перевод с аварского
Н. Гребнёв, «Журавли»;
11.
Октябрь-ноябрь
2018
г.
–
репетиционная
работа
над
выбранным
репертуар;
12. Декабрь 2018 г. – Х. Ф. Циммер, «Мадагаскар», фантазия на музыку из
мультфильма «Мадагаскар»;
13.
Январь-февраль
2019
г.
–
подготовка
и
отработка
репертуара
для
концертов на площадках г. Южно-Сахалинск;
14. Март 2019 г. – концерт в Корейском культурном центре г. Южно-
Сахалинск;
15.
Апрель-май
2019
г.
-
подготовка
и
отработка
репертуара
для
гастрольной поездки в г. Благовещенск и г. Хэйхэ (КНР);
Концерт
«Закрытие
сезона
детской
филармонии»
ДК
«Родина»
-
18.05.2019;
16. Сентябрь 2019 г. – русские народные песни «А по морю», «Заплетися
плетень»,
«Комара
муха
любила»,
обработка
«Терем-квартет»;
«Ложкари» по мотивам русского народного танца «Барыня», обработка,
сценография, постановка В.В. Пастухова;
Гастрольная поездка с ССОРНИ в г. Благовещенск и г. Хэйхэ (КНР) -
23.09.2019 – 27.09.2019;
17. Октябрь 2019 г. – концерт в Сахалинском областном центре народного
творчества – 30.10.2019.
18. Ноябрь 2019г. – открытие ОРНИ ДШИ «Этнос» церемонии вручения
премий
и
стипендий
администрации
города
Южно-
Сахалинска
талантливым детям; ДК «Родина»
Литература:
1. Музыкальный энциклопедический словарь/ Ред. Г.В. Келдыш.- Изд.
2-е.- М.: «Большая Российская энциклопедия», 1988;
2.Рассказы о русских народных инструментах/ Ю.А. Васильев, А.С.
Широков.- Москва: «Советский композитор», 1986;
3.О преодолении пианистических трудностей в клавирах: Советы
аккомпаниатора/ 2-е изд., испр. и доп.— М.: Музыка, 1987;
4.Некоторые особенности работы концертмейстера в классе
специального дирижирования на дирижёрско-хоровом отделении /
Державинские чтения. Искусствоведение. Социально-культурная
деятельность: Материалы научной конференции преподавателей и
аспирантов// Абрамова О.А.. – Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2000
5. Вопросы фортепианной педагогики (работа концертмейстера)/ Ред.
В. Натансона. Выпуск 4. Москва 1976г.
6. В концертмейстерском классе. Размышления педагога / Е.
Шендерович.- Москва: «Музыка» 1996г.