Напоминание

Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ


Автор: Лялянова Наталия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №57"
Населённый пункт: город Дзержинск,Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологическое воспитание дошкольников в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





Наблюдение – основной метод ознакомления с природой и

экологического образования, и воспитания, его структура
В экологическом образовании большую роль играют методы и формы работы с детьми. Это, прежде всего, систематизированные наблюдения, опытническая работа, труд в природе, моделирование, беседы. Наблюдение - традиционный метод ознакомления детей с природой. В современной педагогике и психологии наблюдение рассматривается в различных аспектах: как психический процесс (А. А. Люблинская и др.); как познавательная деятельность (Б. Г. Ананьев и др.); как метод обучения (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин и др.). Наблюдательность рассматривается как качество личности в целом (Л. В. Занков и др.). Наблюдение чаще определяется как целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. При этом восприятие рассматривается как основной компонент наблюдения. Наблюдению как ведущему методу познания природы придавали большое значение все передовые педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, Э. И. Залкинд, С. А. Веретенникова, П. Г. Саморукова и др.). Проведены многочисленные исследования, которые помогли выявить особенности познания дошкольниками природы через наблюдения (А. И. Васильева, П. Г. Саморукова, С. Н. Николаева, Н. И. Ветрова и др.). Авторы показали, что при правильной организации чувственного восприятия объектов природы возможно формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных, растениях, сезонных явлениях в природе. Целенаправленные наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, научить детей ориентироваться на наиболее значимые признаки наблюдаемых объектов и явлений. В исследованиях, проведенных в ЛГПИ им. А. И. Герцена, раскрыто, что наблюдение - это сложный вид психической деятельности, включающий различные сенсорные и мыслительные процессы и опирающийся на эмоционально-волевые стороны личности ребенка. Так, исследования В. И. Логиновой, А. К. Матвеевой и П. Г. Саморуковой показали, что мере развития наблюдения дошкольника меняется соотношение сенсорных и интеллектуальных процессов. На ранних стадиях развития наблюдения преобладают сенсорные процессы, т. е. различные виды восприятия. Идет накопление образов (представлений) предметов, явлений. Далее усиливается значение интеллектуальных процессов - мышления, представлений, памяти, воображения, речи. В итоге ребенок может замечать изменения предмета, устанавливать причины этих изменений. Кроме того, на основе ранее полученных представлений он может воссоздать картину целого или определить состояние предмета по воспринимаемой части или свойству. На этой основе появляются различные виды наблюдения: распознающее; длительные наблюдения за изменением и развитием предметов и явлений;
воссоздающее. Генетически первым и основным для ребенка дошкольного возраста является распознающее наблюдение. На его основе формируются другие виды наблюдения. Появление новых видов наблюдения - это проявление развития деятельности наблюдения. Авторы доказывают, что развитая деятельность наблюдения характеризуется наличием следующих качеств: умения понять познавательную задачу; принять план наблюдения; умение отвечать на поставленные вопросы; самостоятельно ставить кратковременные цели наблюдения; использовать освоенные способы познания в новых условиях. Авторы подчеркивают, что наилучшим условием формирования в дошкольном возрасте этой познавательной деятельности является специальная организация наблюдений и целенаправленное руководство им со стороны педагога. Педагогический процесс, направленный на формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и систематизацию знаний, а также становление все более осознанного отношения к наблюдаемому. Процесс наблюдения по своей структуре можно условно разделить на 4 этапа, каждый из которых имеет конкретную цель, вместе с тем, благодаря своей органической связи с другими, служит достижению общей цели всего наблюдения: 1 этап - подготовительный. Цель: вызывать у детей интерес к объекту наблюдения. На этом этапе воспитатель указывает цель и задачи наблюдения и дает задания к предстоящему наблюдению. Этот этап может непосредственно переходить в наблюдение, а может несколько отстоять по времени от начала наблюдения. Вызвать интерес можно различными приемами:  использование личного опыта детей;  краткая беседа;  чтение литературного произведения;  рассматривание иллюстраций, фотографий, слайдов, рисунков, показ диафильмов 2 этап - начало наблюдений. Цель: направить произвольное внимание ребенка и сосредоточить его на наблюдаемом объекте, поддержать интерес к нему. Рекомендуется использовать такие приёмы как:  прием сюрпризности, загадочности, неожиданности;  игры - поручения;  чтение литературного произведения;  словесные игры;  речевые логические загадки. 3этап – основной (15-20, 20-30 мин.). Цель: последовательное рассматривание (обследование) объекта и осмысление воспринятого.
На этом же этапе следует использовать:  приемы фантазирования: оживление, динамизацию, увеличение, уменьшение;  своеобразен прием эмпатии;  вопросы;  загадки и стихи. Обычно в старшей, подготовительной группе. 4 этап - заключительный. Цель: подведение итогов и закрепление полученных представлений и знаний об объектах и явлениях, а также оценка тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались. Подведение итогов не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Необходимо отмечать то новое, что дети узнали. Закончить наблюдение можно чтением художественного слова (загадки, потешки, стихотворения, пением песенки (если позволяют сезонные условия), хороводами, подвижными играми, дидактическими заданиями.)
Наблюдения, проводимые в различных формах ознакомления с

природой, их фиксация

Формы наблюдений.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются : Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе. Формы наблюдений Экскурсии НОД Свободная деятельность Уголок природы Прогулки
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и другое. Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях. Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать. Экскурсия — это занятие, на котором дети знакомятся с природой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и так далее. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий. На экскурсиях осуществляется определенное программное содержание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико, так как они поднимают интерес к родной природе, способствуют воспитанию эстетических чувств. Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди душистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом развитии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей. Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими группами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — короткие экскурсии па луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски. Учитывая физические возможности дошкольников, для экскурсий нужно, прежде всего, использовать ближайшие места. В городах — это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор. Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе. Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из программы, что можно показать детям, что надо взять с собой для различных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.
Детей накануне предупреждают о предстоящей экскурсии, сообщая, куда они пойдут, что будут наблюдать, что должны взять с собой для сбора и переноса растений и животных, как одеться. Такое предварительное пятиминутное сообщение создает хороший настрой у детей, возбуждает интерес, привлекает их внимание к намеченной экскурсии. В проведении экскурсии большую роль играет организация детей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя. Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побегать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пению птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и так далее. Нельзя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями. Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются д л я ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных. На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному па основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы. На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Для игр во время прогулок па земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой. Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения. Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе.
В старшей и подготовительной к школе группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику. Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду с взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдельные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют дежурные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к школе группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюдения за растениями и животными. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы.
Изучение опыта в учебно - методической литературе
1. У Зениной Т.Н. существует программа «Циклы наблюдений за объектами природы». В пособии представлены циклы наблюдений за разными объектами природы, которые позволяют детям в течение года овладеть системой знаний об этих объектах и правилами ухода за ними. Наблюдения проводятся с детьми старшего дошкольного возраста по программе «Юный эколог» С.Н.Николаевой[7]. 2. Лаптева Г.В. «Развивающие прогулки 5-6 лет». В данной книге предлагается программа прогулок для детей старшего дошкольного возраста. Каждая прогулка включает в себя игры, тематические беседы, стихи и загадки, опыты и задания, которые учат детей сосредотачивать внимание на предметах окружающего мира и явления природы, анализировать, сравнивать, устанавливать простейшие причинно- следственные связи[10]. 3. Иванова А.И. «Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду». В пособии описаны многочисленные наблюдения и опыты, которые могут осуществить дошкольники в мире растений, подробно описаны способы фиксации наблюдений, конспекты увлекательных занятий и сезонных экологических экскурсий, содержащих эксперименты, и представлены научные ответы на типичные детские вопросы, а также пути организации продуктивной деятельности детей в природе. Для воспитателей и методистов ДОУ, учителей начальной школы, родителей и организаторов досуговой и кружковой работы, деятельности[9].
4. Баженова Р. в своей статье «Белая берёза под моим окном…», определила перспективный план работы по наблюдению за берёзой в разных возрастных группах[1]. 5. Методическое пособие для воспитателей старших и подготовительных к школе групп содержит полное описание прогулок в разное время года. На каждый месяц года расписаны десять прогулок - 10 в сентябре. 10 в октябре и т.д. отдельно для старшей и отдельно для подготовительных групп. Расписаны ход исследования, его цели, трудовая деятельность детей, подвижные игры и др. Всё ясно и понятно. И загадки, и вопросы, и стихи. Много описаний растений и деревьев. Опис ано их со стояние в разно е время г о д а . Пособие адресовано воспитателям, педагогам и методистам школьных образовательных учреждений, а также всем интересующимся вопросами экологической культуры[8]. Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, с п о с о б с т в у ю т и х интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Роль наблюдения во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Среди многочисленных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное, кинестетическое, обонятельное и другие. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдениями дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы. Для проведения наблюдений важными являются три момента: Содержание наблюдений за живыми объектами уголка природы и участка детского сада складывается из следующих моментов: 1. выделение самих объектов (целого); 2. частей, из которых они состоят (т.е. определение особенностей строения растений и животных); 3. различных проявлений живых существ (т.е. способов их функционирования, для животных - разных форм поведения); 4. определение свойств и характеристик объектов и их частей (цвета, размера, формы, особенностей поверхности и пр.); 5. выделение компонентов внешней среды и их качественных характеристик. Такое содержание позволяет детям на основе наблюдений устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Моменты
Наличие природных объектов Определение содержания наблюдений Поиск их организации и оптимальных форм и приемов
Что же означает выше перечисленное? Во всех группах дошкольного учреждения дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дошкольники учатся их различать, правильно называть, ориентируясь на характерные признаки: форму, размер и окраску листьев, цветов, плодов, стеблей. Знакомятся с функциями органов: корнями растение удерживается в земле, высасывает из нее воду и питательные вещества, которые по стеблю (стволу, веткам) переходят в листья, цветы, плоды. Главная функция листьев - это поглощение солнечного света (с детьми можно наблюдать, как листья разворачиваются к потоку солнечных лучей). Цветок - это орган размножения, на его месте появляется плод с семенами, из которых в дальнейшем могут вырасти новые растения. Знание функций отдельных органов обеспечивает понимание работы живого организма в целом. Именно через функции дети начинают понимать зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды. Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в теплое и холодное время года позволяют в процессе наблюдений сформировать у детей отчетливые представления о зависимости жизни растений от комплекса внешних условий. По аналогии с растениями, содержанием наблюдений за животными являются особенности их строения, способы функционирования (разные формы поведения), компоненты среды обитания, п р оя вл е н и я приспособительной взаимосвязи с ней, характер взаимоотношения человека с животными. Таким образом, наблюдение – это целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Это сложная познавательная деятельность, в ней участвуют восприятие, мышление и речь, требуется устойчивое внимание. В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют опыт, знания и умения ребёнка.
Работа с родителями
Очень тесно ведётся работа по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями может решиться главная задача – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей использовались как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (деловые игры, прямой телефон, круглый стол, дискуссии). Например, при организации
родительского собрания
на тему «Задачи экологического воспитания». Мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем. Эффективной формой работы с родителями был, например,
круглый стол
«Воспитание
доброты к природе». Начали с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. (Для родителей, дети которых проявляли жестокость к животным, цель беседы – не навреди. Для родителей, дети которых проявляли равнодушие, цель – заинтересовать). Для каждой подгруппы родителей целесообразно организовывать отдельную беседу. Ещё одна форма работы с семьёй –
педагогические ширмы
, в которых родителям необходимо давать чёткие, конкретные, практические советы по узкой теме. Через ширмы можно знакомить детей и родителей с народными приметами, но обязательно с заданием: почему так говорят? Такую форму работы, как
консультации
, например, «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье», можно начать с просмотра выставки книг по природе для детей. Показывали родителям сценку, например, «Лесные уроки вежливости», в которой сказочные персонажи рассказывали о том, как надо вести себя в природе. После просмотра беседовали с родителями, давали каждому конкретные советы, порекомендовали детям дома делать зарисовки о природе, рассматривать картины и иллюстрации, знакомится с природой родного края через СМИ и т. д. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры. Считаем, что в результате проделанной работы есть положительные результаты: – сформированы начала экологической культуры у детей; – сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление; – дети учатся практическим действиям по охране природы; – развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы; – у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.


В раздел образования