Напоминание

Артикуляционная гимнастика звука С.


Автор: Логинова Алевтина Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ЦСПСиД
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Пособие для родителей
Тема: Артикуляционная гимнастика звука С.
Раздел: дополнительное образование





Назад




В ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЯМ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ

ГИМНАСТИКА НА ЗВУК С

Артикуляция звука С.

Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.

Между резцами небольшая щель. Кончик

языка опущен, прижат к внутренней

поверхности нижних резцов. Передняя часть

спинки языка опущена, средняя поднята,

задняя опущена. Язык в положении «горка»

или «мостик». Боковые края языка

прижимаются к верхним коренным зубам.

Передняя часть спинки языка образует щель

с альвеолами, посредине языка – желобок,

направляющий по центру выдыхаемую

воздушную струю. Мягкое нѐбо поднято (С —

ротовой звук). Голосовые складки

разомкнуты ( С – глухой звук).

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АВТОМАТИЗАЦИИ

«Заборчик »

Растянуть губы в улыбке, обнажив

верхние и нижние зубы, которые стоят

друг на друге, как заборчик. Про себя

говорить «И».

Удерживать так под счет от 5 до 10

Зубы ровно мы смыкаем

И заборчик получаем

А теперь раздвиним губы

Посчитаем наши зубы

Мы посадим лук и репку

И забор поставим крепкий. (1)

В нем калитку сделать надо - (2)

Мы гостям хорошим рады!

Подъезжает шофѐр,

Ну, а впереди – забор.

Тормозит и назад.

И так восемь раз подряд.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Ты попробуй «И-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

«Трубочка»

Сомкнуть зубы, сделав « Заборчик».

Округлить губы и вытянуть вперед,

какпри произнесении звука «О».

Удерживать под счет от 1 до 10. Расслабить губы и повторить упражнение несколько

раз.

Наши губы очень гибки.

Ловко тянутся в улыбки.

А теперь наоборот:

Губы тянутся вперед

Мои губы – трубочка-

Превратились в дудочку,

Громко я дудеть могу:

Ду-ду-ду, ду-ду-ду!

Ветер в трубочку свернул

Листик, в дудочку подул.

Трубочка, гуди сильней

Созовем мы всех друзей!

Чередовать « Заборчик» - « Трубочка».

Если наши губы улыбаются,

Посмотри – заборчик появляется.

Ну, а если губы узкой трубочкой,

Значит, можем мы играть на дудочке.

«Накажем непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая

его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя», а потом покусать зубами: « пя-пя-пя»

Язычок твой – озорник,

Он не слушает тебя.

Накажи его скорее:

«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!»

«Блинчик»

Улыбнуться, широкий язык лежит

неподвижно, не дрожит на нижней

губе,касаясь углов рта, верхние зубы

видны.

Удерживать под счет от 10 до 15 секунд.

Блинчик вкусный и румяный

Испечѐт на завтрак мама.

Раньше встанем мы с Серѐжей,

Маме печь блины поможем.

Утром рано мы встаем,

Вкусные блины печем.

Ручейком по сковородке

Тесто растекается…

Посмотри, какой красивый

Блинчик получается.

Испекли блинов немножко,

Остудили на окошке,

Есть их будем со сметаной,

Пригласим к обеду маму.

«Остудим блинчик»

Улыбнуться, сделав блинчик, подуть,

произнося длительно звук «Ф», щеки не

надувать.

«

Качели

»

а). широкий язык поднимается к носу

и опускается к подбородку

б). широкий язык поднимается к

верхней губе , затем опус

кается к нижней губе ;

в). широкий язык вставить между

верхними зубами и губой, затем между

нижними зубами и губой ;

г). широкий кончик языка прикасается

к верхним резцам,

затем к нижним;

д). широким кончиком языка

дотронуться до бугорков (альве

ол) за нижними резцами,

атем за верхними ;

е). широким кончиком языка

дотронуться до альвеол за ниж

ними резцами, затем — до мягкого нѐба.

При

выполнении

всех

упражнений

следить, чтобы язык не сужался, губы и

нижняя челюсть были неподвижны, губы

не натягивались на зубы.

«Горка»

Рот приоткрыть, кончик языка упереть в

нижние зубки, спинку языка приподнять,

боковые края прижать к верхним

коренным зубам.

Удержать 15 секунд. Покусать спинку языка, затем скатиться зубами по языку вниз

(прокатиться с горки)

Во дворе Егорка

Из снега строит горку.

Мы конечно, тоже,

Все ему поможем

Язычок за зубки опускается,

Его кончик к зубкам прижимается.

Спинка сильно-сильно выгибается-

Вот какая горка получается!

Удерживать под счет от 10 до 15 секунд каждое упражнение.

На веселые качели

Таня и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

На качелях я качаюсь:

Вверх-вниз, вверх-вниз,

Я до крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз!

А сейчас качели вверх

Тянем, тянем до небес.

Вниз теперь их полѐт

И никто не отстаѐт.

Сделал дедушка качели,

На качели внуки сели.

Вверх – ух! Вниз – ух!

У всех захватывает дух!

«Чистим зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот, показать

зубы и широким языком провести с

наружной стороны верхних и

нижнихзубов.

Выполнять каждое упражнение по 3-5 раз.

Мягкой щеткою с утра

Чистит зубки детвора.

Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

.

Чисти зубы,

чисти зубы

И снаружи, и внутри,

Не болели чтоб они.

Чищу зубы, чищу зубы

И снаружи и внутри

Не болели, не темнели,

Не желтели чтоб они.

Рот откройте, улыбнитесь,

Свои зубки покажите,

Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.



В раздел образования