Напоминание

Современный подход в образовательном процессе


Автор: Корлякова Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Физическая подготовка обучающихся в спортивно-танцевальном коллективе: прыжок как украшение хореографической композиции
Тема: Современный подход в образовательном процессе
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми

Отдел «Художественное творчество»

Физическая подготовка обучающихся в

спортивно-танцевальном коллективе:

прыжок как украшение

хореографической композиции

(методическая рекомендация для педагогов-хореографов)

Автор: Корлякова Марина Александровна,

педагог дополнительного образования

Пермь 2019

1

ВВЕДЕНИЕ

Данная

методическая

разработка

предназначена

для

эффективной

подготовки

обучающихся в танцевально-спортивных коллективах. Рассмотрен один из важнейших аспектов

подготовки: обучение прыжкам и развитие прыгучести.

В этой работе приведены принципы и схемы проведения занятий с обучающимися в

танцевально-спортивных коллективах с целью повышения физического уровня и избежания

травматизма. Использовать данные схемы и принципы рекомендуется с обучающимися всех

возрастных

детских

групп,

увеличивая

нагрузку

постепенно,

по

мере

совершенствования

физической формы детей.

Танцевально-спортивные

номера

включают

в

себя

значительно

более

широкие

возможности

в

создании

эффектности,

зрелищности,

выразительности

постановки.

И,

безусловно,

это

связано

с

использованием

как

движений

и

упражнений

классической

хореографии,

так

и

художественной

гимнастики.

Композиции

составляются

из

разнохарактерных

элементов:

танцевальных

па,

поворотов,

акробатических

элементов,

равновесий, использования предметов и, конечно, прыжков.

Прыжки могут составлять до трети элементов и являться наиболее яркой частью

номера.

При

этом

эффектность

собственно

прыжка

зависит,

в

первую

очередь,

от

того,

насколько

развита

высота

и

дальность

прыжка.

Именно

эти

характеристики

позволяют

танцовщицам и спортсменкам усложнить любую постановку, добавить в нее темперамент,

сделать номер динамичным и в то же время наполненным более глубоким смыслом. Прыжки

как элемент номера неизменно привлекают внимание публики, а при качественном исполнении

на высоком уровне завораживают зрителей.

Для

максимального

развития

скоростно-силовых

качеств

обучающихся

необходимо

развивать параллельно и в совокупности как саму технику прыжка, так и прыгучесть, то есть

скоростную

силу

исполнителей.

Поэтому

на

занятиях

нужно

отводить

время

не

только

оттачиванию

прыжковой

техники,

но

и

обязательно

развивать

скоростные

и

силовые

способности

каждого

обучающегося.

При

выполнении

прыжка

от

танцовщицы,

как

и

от

спортсменки, требуется в минимальный отрезок времени при конкретных заданных движения

за

счет

максимальной

концентрации

усилий

различных

мышечных

групп

преодолеть

как

вертикальное, так и горизонтальное расстояние.

Прыжки входят в курс общей физической подготовки и должны использоваться на

каждом занятии по физической подготовке вне зависимости от уровня развития обучающихся.

При этом, несомненно, необходимо учитывать особенности детского организма в целом и

особенности

физического

развития

и

психологического

состояния

каждого

конкретного

ребенка.

Грамотный подход и структурированная поэтапная система по развитию физических

способностей

обучающихся,

в

том

числе

и

прыгучести,

позволяет

вывести

коллектив

на

высокий

уровень

танцевальных

возможностей

и

добиваться

в

постановках

максимальной

выразительности движений, демонстрировать в исполняемых номерах мастерство как с точки

зрения технического исполнения, так и в плане создания образов.

2

Данная система обучения прыжкам внедрена в жизнь и доказала свою эффективность

на опыте. В течение 28 лет коллектив «Спортивные ритмы России», подготавливает танцовщиц,

исполняющих репертуар, в который входят различные по сложности номера, сочетающие в себе

принципы как классической хореографии, так и художественной гимнастики.

Работа с прыжками проводится только после проведения разминки. Это непременное

условие, так как разминка решает несколько задач одновременно. Прежде всего, это позволяет

подготовить организм к последующему выполнению определенного вида физической работы.

Не менее значимо, что разминка служит для профилактики травматизма. Важно и то, что

правильно выполненная разминка дает возможность существенно повысить уровень учебного

процесса.

И,

конечно

же,

проведение

разминки

напрямую

влияет

на

ускорение

процессы

восстановления организма после проделанной работы.

1 БЛОК

Малые прыжки

В любой возрастной группе каждое занятие начинается с малых прыжков, которые

являются основой для средних и больших прыжков.

Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются

на месте или с продвижением по кругу – по команде педагога, который чередует задания.

Прыжки на двух ногах.

Вид деятельности

1

Подскоки. Скачок выполняется на правую ногу.

2

Подскоки. Скачок выполняется на левую ногу.

3

Галоп правым боком (с продвижением по кругу)

4

Галоп левым боком (с продвижением по кругу)

5

Прыжки лицом вперед в 5 позиции на правую ногу.

6

Прыжки лицом вперед в 5 позиции на левую ногу.

7

Выпрыгивание из глубокого приседа с двух ног

вверх.

Отдых обучающихся. Время отдыха составляет порядка 5-7 минут в зависимости от

степени подготовленности детей. Отдых необходим для восстановления сил и подготовки к

выполнению более сложных заданий.

3

2 БЛОК

Средние прыжки

Следующий

уровень

сложности.

Требует

от

обучающихся

более

высокого

уровня

физической подготовки, большей самоотдачи, концентрации внимания и силы воли.

Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются

по сигналу педагога, с продвижением.

Вид деятельности

1

Наскок подбивной, выполняемый на правую ногу.

2

Наскок подбивной, выполняемый на левую ногу.

3

Открытый прыжок (сисон) на правую ногу.

4

Открытый прыжок (сисон) на левую ногу.

5

«Олень» на правую ногу.

6

«Олень» на левую ногу.

7

Бег в шаге.

После выполнения данной серии упражнений необходимо дать обучающимся порядка

5-7 минут отдыха для восстановления сил и подготовки к переходу к упражнениям следующего

уровня сложности.

Средние

прыжки

при

регулярных

занятиях

позволяют

существенно

улучшить

скоростно-силовую подготовку, помогают обучающимся улучшить координацию, почувствовать

пространство, раскрепоститься в прыжках.

Эстетическая составляющая средних прыжков позволяет использовать их в качестве

готовых элементов в достаточно сложных танцевальных постановках. Использование предметов

художественной гимнастики (лента, обруч, мяч, скакалка, булавы) существенно усложняет

исполнение элементов, но вместе с тем дает возможность до бесконечности разнообразить

создаваемые композиции.

Немаловажен

и

психологический

момент,

так

как

средние

прыжки

приучают

обучающихся

преодолевать

страх,

учат

мобилизоваться

и

сконцентрироваться

на

сложных

моментах

прыжков,

учат

понимать

свое

тело

и

работать

с

ним,

расширяя

физические

возможности.

4

3 БЛОК

Большие прыжки

Самый сложный уровень в прыжковой подготовке. Овладение элементами данного

блока

позволяет

обучающимся

выйти

на

высокий

уровень

исполнения

и

вместе

с

тем

усовершенствовать

физические

навыки.

Большие

прыжки

требуют

хорошей

координации,

помогают развить подвижность тела, развивают выносливость и концентрацию внимания.

Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются

по сигналу педагога, с продвижением.

Вид деятельности

1

Прыжок «касаясь шпагат» на правую ногу.

2

Прыжок «касаясь шпагат» на левую ногу.

3

Прыжок «шпагат шагом» на правую ногу.

4

Прыжок «шпагат шагом» на левую ногу.

5

Связка из трех прыжков:

Прыжок «касаясь шпагат» первый на правую ногу.

Прыжок «касаясь шпагат» второй на правую ногу.

Прыжок «касаясь в кольцо» на правую ногу.

6

Связка из трех прыжков:

Прыжок «касаясь шпагат» первый на левую ногу.

Прыжок «касаясь шпагат» второй на левую ногу.

Прыжок «касаясь в кольцо» на левую ногу.

7

Связка из трех прыжков:

Прыжок «шагом» на правую ногу.

Прыжок «шагом» на левую ногу.

Прыжок шагом «в кольцо».

8

Прыжок перекидной на правую ногу.

9

Прыжок перекидной на левую ногу.

10

Боковые прыжки «в шпагат» с разворотом на 360° на

правую ногу.

11

Боковые прыжки «в шпагат» с разворотом на 360° на

левую ногу.

12

Прыжок «с выхлестом в кольцо» на правую ногу.

5

Вид деятельности

13

Прыжок «с выхлестом в кольцо» на левую ногу.

14

Прыжок «разножка» на правую ногу.

15

Прыжок разножка на левую ногу.

Большие прыжки завершают комплекс прыжковой подготовки. Большие прыжки

прекрасно способствуют развитию силы прыжка, скорости и высоты отталкивания.

После выполнения упражнений обучающие отдыхают в течение 5-7 минут. Во время

отдыха обучающиеся могут выполнять наклоны, растягиваться или выполнять релеве на

полупальцы.

Далее на занятиях проводится работа с предметом.

6



В раздел образования