Автор: Корлякова Марина Александровна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУ ДО
Населённый пункт: г. Пермь
Наименование материала: Физическая подготовка обучающихся в спортивно-танцевальном коллективе: прыжок как украшение хореографической композиции
Тема: Современный подход в образовательном процессе
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества» г. Перми
Отдел «Художественное творчество»
Физическая подготовка обучающихся в
спортивно-танцевальном коллективе:
прыжок как украшение
хореографической композиции
(методическая рекомендация для педагогов-хореографов)
Автор: Корлякова Марина Александровна,
педагог дополнительного образования
Пермь 2019
1
ВВЕДЕНИЕ
Данная
методическая
разработка
предназначена
для
эффективной
подготовки
обучающихся в танцевально-спортивных коллективах. Рассмотрен один из важнейших аспектов
подготовки: обучение прыжкам и развитие прыгучести.
В этой работе приведены принципы и схемы проведения занятий с обучающимися в
танцевально-спортивных коллективах с целью повышения физического уровня и избежания
травматизма. Использовать данные схемы и принципы рекомендуется с обучающимися всех
возрастных
детских
групп,
увеличивая
нагрузку
постепенно,
по
мере
совершенствования
физической формы детей.
Танцевально-спортивные
номера
включают
в
себя
значительно
более
широкие
возможности
в
создании
эффектности,
зрелищности,
выразительности
постановки.
И,
безусловно,
это
связано
с
использованием
как
движений
и
упражнений
классической
хореографии,
так
и
художественной
гимнастики.
Композиции
составляются
из
разнохарактерных
элементов:
танцевальных
па,
поворотов,
акробатических
элементов,
равновесий, использования предметов и, конечно, прыжков.
Прыжки могут составлять до трети элементов и являться наиболее яркой частью
номера.
При
этом
эффектность
собственно
прыжка
зависит,
в
первую
очередь,
от
того,
насколько
развита
высота
и
дальность
прыжка.
Именно
эти
характеристики
позволяют
танцовщицам и спортсменкам усложнить любую постановку, добавить в нее темперамент,
сделать номер динамичным и в то же время наполненным более глубоким смыслом. Прыжки
как элемент номера неизменно привлекают внимание публики, а при качественном исполнении
на высоком уровне завораживают зрителей.
Для
максимального
развития
скоростно-силовых
качеств
обучающихся
необходимо
развивать параллельно и в совокупности как саму технику прыжка, так и прыгучесть, то есть
скоростную
силу
исполнителей.
Поэтому
на
занятиях
нужно
отводить
время
не
только
оттачиванию
прыжковой
техники,
но
и
обязательно
развивать
скоростные
и
силовые
способности
каждого
обучающегося.
При
выполнении
прыжка
от
танцовщицы,
как
и
от
спортсменки, требуется в минимальный отрезок времени при конкретных заданных движения
за
счет
максимальной
концентрации
усилий
различных
мышечных
групп
преодолеть
как
вертикальное, так и горизонтальное расстояние.
Прыжки входят в курс общей физической подготовки и должны использоваться на
каждом занятии по физической подготовке вне зависимости от уровня развития обучающихся.
При этом, несомненно, необходимо учитывать особенности детского организма в целом и
особенности
физического
развития
и
психологического
состояния
каждого
конкретного
ребенка.
Грамотный подход и структурированная поэтапная система по развитию физических
способностей
обучающихся,
в
том
числе
и
прыгучести,
позволяет
вывести
коллектив
на
высокий
уровень
танцевальных
возможностей
и
добиваться
в
постановках
максимальной
выразительности движений, демонстрировать в исполняемых номерах мастерство как с точки
зрения технического исполнения, так и в плане создания образов.
2
Данная система обучения прыжкам внедрена в жизнь и доказала свою эффективность
на опыте. В течение 28 лет коллектив «Спортивные ритмы России», подготавливает танцовщиц,
исполняющих репертуар, в который входят различные по сложности номера, сочетающие в себе
принципы как классической хореографии, так и художественной гимнастики.
Работа с прыжками проводится только после проведения разминки. Это непременное
условие, так как разминка решает несколько задач одновременно. Прежде всего, это позволяет
подготовить организм к последующему выполнению определенного вида физической работы.
Не менее значимо, что разминка служит для профилактики травматизма. Важно и то, что
правильно выполненная разминка дает возможность существенно повысить уровень учебного
процесса.
И,
конечно
же,
проведение
разминки
напрямую
влияет
на
ускорение
процессы
восстановления организма после проделанной работы.
1 БЛОК
Малые прыжки
В любой возрастной группе каждое занятие начинается с малых прыжков, которые
являются основой для средних и больших прыжков.
Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются
на месте или с продвижением по кругу – по команде педагога, который чередует задания.
Прыжки на двух ногах.
№
Вид деятельности
1
Подскоки. Скачок выполняется на правую ногу.
2
Подскоки. Скачок выполняется на левую ногу.
3
Галоп правым боком (с продвижением по кругу)
4
Галоп левым боком (с продвижением по кругу)
5
Прыжки лицом вперед в 5 позиции на правую ногу.
6
Прыжки лицом вперед в 5 позиции на левую ногу.
7
Выпрыгивание из глубокого приседа с двух ног
вверх.
Отдых обучающихся. Время отдыха составляет порядка 5-7 минут в зависимости от
степени подготовленности детей. Отдых необходим для восстановления сил и подготовки к
выполнению более сложных заданий.
3
2 БЛОК
Средние прыжки
Следующий
уровень
сложности.
Требует
от
обучающихся
более
высокого
уровня
физической подготовки, большей самоотдачи, концентрации внимания и силы воли.
Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются
по сигналу педагога, с продвижением.
№
Вид деятельности
1
Наскок подбивной, выполняемый на правую ногу.
2
Наскок подбивной, выполняемый на левую ногу.
3
Открытый прыжок (сисон) на правую ногу.
4
Открытый прыжок (сисон) на левую ногу.
5
«Олень» на правую ногу.
6
«Олень» на левую ногу.
7
Бег в шаге.
После выполнения данной серии упражнений необходимо дать обучающимся порядка
5-7 минут отдыха для восстановления сил и подготовки к переходу к упражнениям следующего
уровня сложности.
Средние
прыжки
при
регулярных
занятиях
позволяют
существенно
улучшить
скоростно-силовую подготовку, помогают обучающимся улучшить координацию, почувствовать
пространство, раскрепоститься в прыжках.
Эстетическая составляющая средних прыжков позволяет использовать их в качестве
готовых элементов в достаточно сложных танцевальных постановках. Использование предметов
художественной гимнастики (лента, обруч, мяч, скакалка, булавы) существенно усложняет
исполнение элементов, но вместе с тем дает возможность до бесконечности разнообразить
создаваемые композиции.
Немаловажен
и
психологический
момент,
так
как
средние
прыжки
приучают
обучающихся
преодолевать
страх,
учат
мобилизоваться
и
сконцентрироваться
на
сложных
моментах
прыжков,
учат
понимать
свое
тело
и
работать
с
ним,
расширяя
физические
возможности.
4
3 БЛОК
Большие прыжки
Самый сложный уровень в прыжковой подготовке. Овладение элементами данного
блока
позволяет
обучающимся
выйти
на
высокий
уровень
исполнения
и
вместе
с
тем
усовершенствовать
физические
навыки.
Большие
прыжки
требуют
хорошей
координации,
помогают развить подвижность тела, развивают выносливость и концентрацию внимания.
Все упражнения выполняются по четыре восьмерки (32 счета). Прыжки выполняются
по сигналу педагога, с продвижением.
№
Вид деятельности
1
Прыжок «касаясь шпагат» на правую ногу.
2
Прыжок «касаясь шпагат» на левую ногу.
3
Прыжок «шпагат шагом» на правую ногу.
4
Прыжок «шпагат шагом» на левую ногу.
5
Связка из трех прыжков:
Прыжок «касаясь шпагат» первый на правую ногу.
Прыжок «касаясь шпагат» второй на правую ногу.
Прыжок «касаясь в кольцо» на правую ногу.
6
Связка из трех прыжков:
Прыжок «касаясь шпагат» первый на левую ногу.
Прыжок «касаясь шпагат» второй на левую ногу.
Прыжок «касаясь в кольцо» на левую ногу.
7
Связка из трех прыжков:
Прыжок «шагом» на правую ногу.
Прыжок «шагом» на левую ногу.
Прыжок шагом «в кольцо».
8
Прыжок перекидной на правую ногу.
9
Прыжок перекидной на левую ногу.
10
Боковые прыжки «в шпагат» с разворотом на 360° на
правую ногу.
11
Боковые прыжки «в шпагат» с разворотом на 360° на
левую ногу.
12
Прыжок «с выхлестом в кольцо» на правую ногу.
5
№
Вид деятельности
13
Прыжок «с выхлестом в кольцо» на левую ногу.
14
Прыжок «разножка» на правую ногу.
15
Прыжок разножка на левую ногу.
Большие прыжки завершают комплекс прыжковой подготовки. Большие прыжки
прекрасно способствуют развитию силы прыжка, скорости и высоты отталкивания.
После выполнения упражнений обучающие отдыхают в течение 5-7 минут. Во время
отдыха обучающиеся могут выполнять наклоны, растягиваться или выполнять релеве на
полупальцы.
Далее на занятиях проводится работа с предметом.
6