Напоминание

Собственные и нарицательные имена существительные


Автор: Матвеева Светлана Витальевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Школа-интернат среднего общего образования с. Ныда"
Населённый пункт: с. Ныда, Ныдымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные
Раздел: начальное образование





Назад




1
Ф.И.О. учителя
Матвеева Светлана Витальевна
Класс
3 б класс
Тема урока
Собственные и нарицательные имена существительные
Цель
Ознакомить обучающихся с собственными именами существительными и нарицательными; повторить ранее изученный материал об имени существительном; формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках); развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы; воспитывать самостоятельность, объективность в оценивании себя.
Универсальные

учебные действия
Личностные УУД: сделать учение осмысленным, развивать мотивы учебной деятельности, формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, развитие навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; Регулятивные УУД: выполнять учебное задание в соответствии с правилом, уметь осуществлять самооценку результатов работы; Коммуникативные УУД: формулировать понятные высказывания, используя термины, уметь планировать учебное сотрудничество в паре, в группе; Познавательные УУД: уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно, объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение Предметные УУД: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определятьзначение имён собственных, обосновывать написание заглавной буквы в именах собственных, развивать любознательность о происхождении слов, а также тайны имени.
Средства

ИКТ,

аппаратное

обеспечение
Ноутбук, нетбуки учащихся, мультимедиопроектор, интерактивная доска, компьютерная презентация, карточки.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

Этап занятия

Дли

тель

ност

ь

этап

а



мин

)

Задачи,

УУД

Метод

ы

и

прием

ы

работы

Форм

ы

органи

зации

деятел

ьности

учащи

хся

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Этап
Мотивация (самоопредел ение) к учебной деятельности. 4 Подготовк а учащихся к работе на уроке, формирова ние на личностно значимом уровне внутренне Цитаты, баллы и образы Фронта льная Индиви дуальн ая. Приветствие учащихся.
Мы – умные!

Мы – дружные!

Мы



внимательные!

Мы



старательные!

Мы

отлично

учимся!
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе Настраиваются на
2 й готовност и выполнени я нормативн ых требовани й учебной деятельнос ти.
Всё

у

нас

получится!
Отметьте в листе оценивания свое настроение. (Приложение № 1) Чистописание -Послушайте загадку:
,,Он

летает

и

плывет,

но

не

ковер он самолет”.

(Летучий

корабль)
-Что это? -Назови слово, обозначающее предмет, четко произнеси его, ставя ударение. -Раздели слово на слоги, выдели первый слог? -С какого звука начинается этот слог? Какой буквой он обозначается на письме? -Данную букву в сочетании с гласными мы и будем писать
Кк Ка ка Ко ко

Ки ки Ку ку

Корабль, корабль
- Как пишется слово корабль, если оно не стоит в начале предложения? активную работу на уроке. Отгадывают загадку, отвечают на вопросы Выполняют письмо по образцу, вырабатывают каллиграфический почерк.
Этап
Актуализация и фиксирование индивидуальн ого затруднения в пробном действии. 3 Подготовк а мышления учащихся, организац ия осознания ими внутренне й потребнос ти к построени Дерево знаний Фронта льная - Мы с вами достаточно много знаем правил, поэтому мы их сейчас и повторим с помощью «Дерева знаний» (кластер) - Прочитайте слова, записанные на экране. - Какой частью речи они являются? Выполняют задания, отвечают на вопросы Читают слова: солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок Отвечают на вопросы учителя
3 ю учебных действий и фиксирова ние каждым из них индивидуа льного затруднен ия в пробном действии. - Почему вы так решили? - Как можно разделить данные существительные на две группы? - Как их различить? (на доске составляет схема) -Оцените себя -именем существительным - обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что? - одушевлённые и неодушевлённые - одушевлённые отвечают на вопрос кто? обозначают людей и животных Оценивают.
Этап
Выявление места и причины затруднений. 6 Организац ия анализа учащимис я возникшей ситуации и на этой основе выявление места и причины затруднен ия, определен ие, в чем именно состоит недостато чность их знаний, умений или способнос тей. Инфо- угадайк а Работа в парах - Проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами. (Приложение № 2) - Почему слова в правом столбике пишутся с заглавной буквы? - Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы? -Оцените Выполняют задание, отвечают на вопросы -Предмет и его название. - Называют, имена людей, клички животных, названия стран, сел, городов, рек, улиц. Оценивают
Этап
Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство). 2 Постановк а целей учебной деятельнос ти и на этой основе – выбор способа и средств их реализаци и. Плюс- минус- вопрос Фронта льная - Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Что мы должны узнать на уроке? -Оцените себя Отвечают на опросы. Оценивают
Этап
4 Построени е Ромашк а Блума Фронта льная - Имена существительные Отвечают на вопросы
4 Реализация построенного проекта учащимис я нового способа действий и формирова ние умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднен ие, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Европа, Земля, Пушкин, Москва, Обь - называются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. - Как вы думаете, почему такие имена существительные называются
собственными
? - Какие у вас собственные имена? - Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, реки, улицы. - Как же пишутся собственные имена существительные? - Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов. (Приложение № 3) - Но есть еще нарицательные имена существительные. - Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными. - Как вы думаете, как пишутся такие слова? - Приведите примеры имен собственных (нарицательных). - Принадлежат одному, лично - Сергей. Надежда. Алена, Ярослав Называют города, реки. Улицы - С заглавной буквы. - Со строчной буквы. Приводят примеры, называя разные имена собственные и нарицательные. Читают в учебнике
5 -Сверим свои полученные знания с учебником на страница 15 в рубрике «Тайны языка» - Оцените себя Оценивают
Этап
Физкультмин утка 2 Снятие утомляемо сти и перенапря жения, профилакт ика глазных заболеван ий, тренировк а зрения, снятие напряжени я с глаз. Кто быстрее и правиль нее Фронта льная Я называю имена существительные собственные, вы хлопнете, нарицательные – присядете. (Пушкин, город, деревня, Курск, Жучка, воробей, Марс, озеро, Медвенка, Байкал, одуванчик, Екатерина, лисица) Для глаз: - Быстро поморгали, закрыли глаза. Посидите спокойно, медленно считая до 5. - Вращение глаз по часовой стрелке. Поморгали. Закрыли. - Вращение против часовой стрелки. Поморгали. Закрыли. - Вращение восьмеркой. Поморгали. Закрыли. Открыли. Выполняют упражнения
Этап
Первичное закрепление с проговариван ием во внешней речи. 4 Усвоение учащимис я нового способа действия при решении типовых задач. Мини- исследо вания Индиви дуальн ая Работа в парах Распределите слова по группам (Приложение № 4) - У вас есть ещё одна карточка. «Найди пару». Соедините пары слов линией. (Приложение № 5) - Оцените себя Учащиеся выполняют задания, сравнивают с эталоном. Выполняют задание, проводят коллективную проверку. Оценивают
6
Этап
Самостоятель ная работа с самопроверко й по эталону 8 Интериори зация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполните льская рефлексия (коллектив ная и индивидуа льная) достижени я цели пробного учебного действия, применени е нового знания в типовых заданиях. Письмо с дыркам и Индиви дуальн ая Вот теперь мы дополнили наши знания и самое время выполнить некоторые упражнения самостоятельно. (Приложение № 6) - У вас есть карточка. Прочитайте, что в ней написано? Это письмо. Всё ли в порядке с этим письмом? Ваша задача отредактировать его. - Выполните упражнение 22 на странице 15. - Оцените себя Выполняют упражнения самостоятельно, проводят взаимопроверку. Оценивают
Этап
Включение в систему знаний и повторение 4 Повторени е и закреплен ие ранее изученног о и подготовк а к изучению следующи х разделов курса, выявление границы применим ости нового знания и использов ание его в системе изученных ранее знаний, повторени е учебного содержани я, Интелл ект- игра Индиви дуальн ая. Интерактивная игра - Оцените себя Выполняют упражнение на скорость. Оценивают
7 необходим ого для обеспечен ия содержате льной непрерывн ости, включение нового способа действий в систему знаний.
Этап
Рефлексия УД на уроке 2 Самооцен ка учащимис я результато в своей учебной деятельнос ти, осознание метода построени я и границ применени я нового способа действия. Сообщи свое Я Фронта льный Возвращение к кластеру, дополнение его. - Какие цели мы ставили в начале урока? - Достигли ли мы целей? Подведите итоги на листе самооценивания. - Оцените Отвечают на опросы учителя, проводят рефлексию своей деятельности на уроке. - Сегодня на уроке я узнал (открыл для себя)… - научился … - могу похвалить себя и одноклассников за …. Оценивают
Домашнее

задание
1 Построени е самостоят ельного процесса поиска. Три уровня домашн его задония Фронта льный Домашнее задание: С. 15 пр. упражнение 23 1. Выполнить по заданию 2. Добавить свои слова 3. Составить предложения Записывают домашнее задание.
8 Приложение 1 Лист оценивания Приложение 2 корова улица собака город девочка страна учительница река Катя Жучка Надым Ныда Надежда Михайловна Буренка Южная Россия
9 Приложение 3 Е. Измайлов. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак! Приложение 4 Распределите слова по группам:
Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович,дом, Кузнецов.
Имя Отчество Фамилия Приложение 5 «Найди пару». Помогите словам найти пару и соедините их линией. город орёл птица Орёл журнал огонёк яркий «Огонёк» мягкий Пушок котёнок пушок корова Зорька утренняя зорька корабль удача неожиданная «Удача» станция «Петушки» задиристые петушки
10 Приложение 6 Здравствуйте! Меня зовут …иша …аслов. М, м Я живу в …еревне …ятловка. Д, д В нашем хозяйстве много домашних животных. …орова …расавка даёт нам молоко, К, к мышей ловит …от …узя, К, к а в свинарнике живёт …винья …има. С, с А ещё у меня есть …ёс …олкан. П, п


В раздел образования