Автор: Туровская Лариса Львовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МОУ
Населённый пункт: город Новодвинск, Архангельской области
Наименование материала: мастер-класс для родителей
Тема: Тема: «У нас языки показывать не запрещается».
Раздел: дополнительное образование
Провела учитель-логопед МОУ СОШ №7 Л.Л.Туровская октябрь
2019
Тема: «У нас языки показывать не запрещается».
Артикуляционная
гимнастика —
основа
правильного
произношения
Сотрудничество
логопеда
и
родителей
в
коррекции
недостатков
произношения
у
детей
младшего
школьного возраста (1класс)
Цель:
1. Приобщить родителей к образовательному процессу.
2. Ознакомление с методами и приёмами обучения детей:
- развитие мелкой моторики,
- развитие артикуляционной моторики
3. Помочь родителям увидеть учебную проблему ребёнка или наоборот убедить в
успешности освоения им знаний на этапе:
Ход занятия:
Логопед. - Здравствуйте, уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас на нашем
логопедическом МАСТЕР КЛАССЕ. Тренинг (от английского слова — обучать, тренинг —
это практическое обучение. Мы хотим не только рассказать вам об артикуляционной
гимнастике, но и хотим, чтобы Вы некоторые упражнения научились делать вместе с
нами. А сейчас встречайте наших детей!
Вход детей под музыку. Выступление детей.
1. Всему название дано и зверю и предмету.
И слов вокруг полным-полно, а безымянных нету.
И всё, что только видит глаз под нами и над нами,
И всё, что в памяти у нас - означено словами.
2. Слова, слова, слова, язык и стар, и вечно нов, и это так прекрасно,
В огромном море, море слов купаться ежечасно.
3. Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать,
Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно
4. Мы будем разговаривать И будем выговаривать.
Так правильно и внятно, что будет всем понятно.
5. Депутату иль певцу быть картавым не к лицу.
Не давай хлеб пародистам - говорить учись ты чисто.
6. Должен каждый офицер говорить отлично «Р»
Ведь иначе он солдат не построит в ровный ряд.
7. Мы расселись по порядку - дружно делаем зарядку,
Не ногами, не руками, а своими языками.
8. На уроки к логопеду аж вприпрыжку я бегу:
Ведь учительнице строгой показать язык смогу!
9. Чтоб ясно быстро, чётко и легко заговорить
языком придется много и активно шевелить.
Артикуляционная гимнастика под музыку «Улыбка»
От улыбки хмурый день светлей. (Улыбочка — трубочка.)
От улыбки в небе радуга проснется. (Заборчик.)
Поделись улыбкою своей. (Щёточка внизу.)
И она к тебе не раз еще вернётся. (Щёточка вверху.)
МАСТЕР
КЛАСС для
родителей
И тогда наверняка (Лошадка)
Вдруг запляшут облака.
И кузнечик запиликает на скрипке. (Гармошка.)
С голубого ручейка начинается река. (Качели.)
Ну а дружба начинается с улыбки! (Заборчик.)
Показ артикуляционной гимнастики (основные упражнения) детьми
А теперь дети сядьте рядом с родителями. Мы научим и покажем своим родителям как
правильно выполнять артикуляционную гимнастику для язычка.
Слайд 2.
Для чистого звукопроизношения нужны сильные, упругие и подвижные органы речи —
язык,
губы,
мягкое
нёбо.
Все
речевые
органы
состоят
из
мышц.
Если
можно
тренировать мышцы рук, ног, спины, значит, можно тренировать и мышцы языка и губ.
Для этого существует специальная гимнастика, которая называется артикуляционной.
Гимнастика органов речи является подготовительным этапом при постановке звуков.
Слайд 3.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала
упражнения
надо
выполнять
медленно,
перед
зеркалом,
так
как
ребенку
необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало
можно убрать. Полезно задавать вопросы: Что делают губы? Что делает язычок? Где он
находится (вверху, внизу?)
Затем темп упражнений можно увеличить, выполнять под счет. Следите за тем, чтобы
упражнения выполнялись точно и плавно, чтобы дети умели удерживать положения
язычка некоторое время без изменений.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно. Лучше заниматься 2 раза в
день (утром и вечером) в течении 5-7 минут.
Слайд 4.
Если у ребенка не получается какое-то движение, можно использовать механическую
помощь. Чайной ложечкой или просто чистым пальчиком помогите ребенку поднять
язык вверх. Для того чтобы ребёнок нашел правильное положение язычка, например
облизал
верхнюю
губу,
намажьте
губу
вареньем,
шоколадом.
На
первых
занятиях
можно ограничиться 2-5 кратным повторением, главное, чтобы оно было выполнено
качественно. Если во время занятий язычок дрожит, слишком напряжен, отклоняется в
сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время,
обязательно
обратитесь
к
неврологу.
Возможно,
понадобятся
помощь
врача
и
специальный массаж.
Отчетливо
выговаривать
звуки
—
сложная
задача
для
малыша.
Справиться
с
ней
поможет комплекс упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного
аппарата,
развитию
силы,
подвижности
и
точности
движений
языка
и
губ.
Очень
важная
рекомендация:
превратите
занятия
по
артикуляционной
гимнастике
в
увлекательную эмоциональную игру. Тогда малыш с радостью будет день за днём
открывать
для
себя
увлекательный
мир
звуков.
И
не
забывайте
в
конце
каждого
занятия похвалить нашего маленького ученика.
Итак. Возьмите зеркало правильно. Наблюдаем за детьми и повторяем.
(логопед по ходу выполнения подходит и помогает).
Слайд 5. Упражнение «Месим тесто» или «Накажем язычок»
Улыбнутся, открыть рот, покусать язык зубами та-та-та; пошлепать язык губами пя-пя-
пя: закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.
Слайд 6. Упражнение «Расческа»
Улыбнуться, закусить язык зубами. «Протаскиваем» язык между зубами вперед-назад,
ка бы «причёсывая» его. Выполнять 3-4 раза.
Слайд 7. Упражнение «Заборчик»
Зубы сомкнуты, губы растянуты в улыбке.
Слайд 8. Упражнение «Трубочка»
Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы трубочкой. Удерживать на счёт до
5.
Слайд 9. Упражнение «Чистим зубки»
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние, а затем верхние зубки с
внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не
двигается.
Слайд 10. Упражнение «Качели»
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в
нижние зубы. Нижняя челюсть при этом не подвижна.
Слайд 11. Упражнение «Часики»
Улыбнуться рот открыт. Кончик языка переводить на счет «раз-два» из одного уголка
рта в другой. Нижняя челюсть при этом неподвижной.
Слайд 12. Упражнение «Вкусное варенье»
Улыбнутся, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывают верхнюю губу сверху
вниз. (Можно намазать её вареньем) Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно
оттянуть её вниз рукой) .
Слайд 13. Упражнение «Блинчик»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в
спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя
губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
Слайд 14. Упражнение «Футбол», «Конфетка», «Орешек».
Рот открыт, кончик языка с напряжением упирается то в одну, то в другую щёку так,
чтобы под щекой надувались мячики.
Слайд 15. Упражнение «Киска сердится»
Улыбнутся, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» -
выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы. На счет «два» вернуться
в исходное положение. Кончик языка при этом не должен отрываться от нижних зубов,
рот не закрывается.
Слайд 16.
Упражнение «Лошадка»
Улыбнуться открыть рот. Поцокать языком (как цокает копытами лошадка)
Слайд 17.
Упражнение «Парус»
Улыбнутся,
широко
открыть
рот.
Кончик
языка
поднять
на
бугорки
(альвеолы)
за
верхними зубами. Удерживать язык в таком положении на счет до 8, потом до 10.
Опустить язык и повторить упражнение 2-3 раза.
Слайд 18. Упражнение «Чашечка»
Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий яз на нижнюю губу, боковые края яз
загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до 5. Нижн губа не должна обтягивать
ниж зубы.
Слайд 19. Упражнение «Грибок»
Улыбнуться,
открыть
рот.
Присосать
широкий
язычок
к
небу,
это
шляпка
гриба,
а
подьязычная связка — ножка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы — в
улыбке. Если ребёнку не удается присосать язык, то можно пощелкать языком, как в
упражнении «Лошадка». В пощелкивании улавливается нужное движение языка.
Слайд 20. Упражнение «Индюк»
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким
передним краем языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от
губы,
как
бы
поглаживая
её.
Затем
упражнения
постепенно
убыстряем,
потом
добавляем голос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он
должен быть широким.
Слайд 21. Упражнение «Маляр»
Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить небо от зубов к горлу.
Нижняя челюсть не должна двигаться.
Слайд 22. Упражнение «Дятел»
Рот широко открыт и слегка растянуты в улыбке, язычок в форме «Чашечки» поднят
вверх: боковые края языка прижаты к верхним коренным зубкам, а передний край
языка поднят за верхние зубы к альвеолам. Ребёнок говорит с придыханием: д-д-д или
т-т-т. Язык «прыгает на бугорках».
Слайд 23. По окончании выполнения артикуляционной гимнастики, вызываются дети и
показывают свои достижения в работе над исправлением произношения.
Вручение призов.
Спасибо за внимание!